Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Подрядный способ строительства: источники финансирования. 
Стратегическое планирование на предприятии

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особый контроль осуществляется по законченным жилым домам и другим объектам культурно-бытового назначения. В порядке предварительного контроля (до оплаты счетов за эти объекты) банки производят выборочную проверку качества работ. Проверяются прежде всего работы тех строительных организаций, которые постоянно сдают в эксплуатацию объекты с недоделками и нарушениями. Рассматриваются также акты… Читать ещё >

Подрядный способ строительства: источники финансирования. Стратегическое планирование на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГБОУ ВПО

" Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина"

Экономический факультет Специальность: Финансы и кредит Кафедра: Финансы и кредит Контрольная работа

по дисциплине: Инвестиции Вологда — Молочное 2015

  • 1. Подрядный способ строительства, источники финансирования, документация
  • 2. Стратегическое планирование на предприятии. Две главные его цели
  • Список использованных источников

1. Подрядный способ строительства, источники финансирования, документация

Строительство осуществляется подрядным, хозяйственным и смешанным способами, обусловленными, прежде всего, порядком финансирования затрат и взаимоотношениями сторон в процессе строительства.

Подрядный способ строительства - форма организации, при которой строительно-монтажные работы выполняются специализированными организациями на основе подряда. Строительный подряд — это договор, в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить определенный объем работ по заданию заказчика из его или своих материалов, а заказчик — принять и оплатить выполненное. Подрядный способ ведения работ имеет ряд достоинств. Он обеспечивает условия для всемирной интенсификации строительства на базе максимального применения конструкций, деталей, узлов заводского изготовления, новейшей строительной техники, передовых методов ведения работ. Подрядные организации располагают постоянными кадрами рабочих-строителей, производственными фондами; выполняют работы индустриальными методами. Все большее развитие получает сборное строительство, а также поточные методы работы. Такой способ работ позволяет сокращать сроки строительства, повышать его качество, снижать стоимость, обеспечивать рост накоплений. На долю подрядного способа в настоящее время приходится примерно 90% объема промышленного строительства.

В качестве заказчика при подрядном способе ведения paбoт выступают предприятия, организации, отдельные граждане. Функции заказчиков на государственных новостройках производственного назначения могут выполнять специально организуемые государственными органами дирекции строящихся предприятий. В составе дирекции могут быть одно или несколько предприятий, связанных территориально или по производственным признакам, а также объекты вспомогательных производств и хозяйств, включая общие инженерные сети при сооружении промышленных узлов. Расходы на содержание дирекции предусматриваются в сводных сметных расчетах стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений, а на стадии проектирования — за счет централизованных фондов и резервов министерств и ведомств.

При расширении, реконструкции действующих предприятий, а также строительстве, реконструкции и расширении отдельных объектов производственного назначения, строительстве отдельных жилых домов и других объектов непроизводственного назначения дирекции строящихся предприятий не создаются. На действующих предприятиях функции заказчика выполняет ее дирекция.

При осуществлении строительства действующими бюджетными организациями и на самостоятельных жилищных и культурно-бытовых объектах вместо дирекции строящегося предприятия создается аппарат технического надзора. Расходы на содержание такого аппарата производятся за счет капитальных вложений и предусматриваются в смете на строительство. Смета — это документ, в котором вычисляется сумма затрат на проект, расписанная по статьям расходов (заработная плата, налоги и отчисления по заработной плате, хозяйственные расходы, приобретение комплектующих и прочее).

Дирекция или соответственно другие органы являются распорядителями всех средств, выделенных на финансирование капитальных вложений. Они заключают договоры с проектными, строительными организациями, поставщиками оборудования на выполнение проектных, строительно-монтажных работ и поставку оборудования.

На финансирование строительства большое влияние оказывает ситуация, складывающаяся на финансовом рынке. Строительство представляет специфическую отрасль, тесно связанную с соотношением долгосрочного спроса и предложения на рынке капиталов как структурного элемента финансового рынка. Субъекты, осуществляющие свою деятельность в сфере строительства, предъявляют, как правило, спрос на низколиквидные финансовые средства, позволяющие выполнять вложения в инвестиционно-строительные проекты с длительными сроками отдачи.

Таким образом, долгосрочный характер спроса в строительстве определяет поиск и выбор источников его финансирования, т. е. на стороне предложения необходимо найти институты, которые были бы готовы профинансировать конкретный инвестиционно-строительный проект. В качестве таких институтов (инвесторов) могут быть:

Ч органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;

Ч организации и предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица всех форм собственности;

Ч международные организации, иностранные юридические лица;

Ч физические лица (граждане РФ и иностранные граждане).

Заказчиками (застройщиками), как уже было сказано ранее, могут быть инвесторы, а также иные физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию инвестиционных проектов по строительству.

Источники финансирования капительных вложений:

Ч прибыль;

Ч амортизация;

Ч денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц:

a) средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и других средств;

b) заемные финансовые средства инвесторов или переданных им средств: банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы, другие средства;

c) привлеченные финансовые средства инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

d) финансовые средства, централизуемые объединениями предприятий в установленном порядке;

e) средства внебюджетных фондов;

f) средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозвратной и возвратной основе, средства бюджетов субъектов РФ;

g) средства иностранных инвесторов.

Удовлетворение спроса на инвестиции в сфере строительства предполагает разработку нескольких вариантов их стимулирования. Первый вариант основывается на представлении более высокого дохода от долгосрочных инвестиций по сравнению с банковской процентной ставкой. Второй вариант — это долевое участие в строительстве производственных или иных объектов. Третий вариант — это обеспечение инвестиционно-строительного проекта государственными или муниципальными гарантиями.

Для финансирования затрат заказчику открывается счет финансирования (ссудный счет). В целях расширения самостоятельности предприятий в распоряжении своими средствами финансирование капитальных вложений, производимых за счет собственных средств, может осуществляться с единого расчетного счета организации.

Со счета, финансирующего капитальные вложения, оплачиваются: некредитуемое оборудование и некоторые виды материалов, законченные предприятия, пусковые комплексы, очереди строительства и объекты, проектно-сметная документация, расходы по содержанию дирекции строящегося предприятия. С этого же счета погашаются ссуды, выданные на оплату оборудования.

Система финансирования строительства, осуществляемого подрядным способом, призвана способствовать выполнению договорных обязательств и тем самым обеспечивать установленные задания по капитальным вложениям.

В настоящее время большое значение придается проведению подрядных торгов в строительстве. Участниками подрядных торгов являются: инвесторы, подрядчики — проектно-строительные организации, объединения подрядчиков, организаторы торгов, конкурсная комиссия.

Для проведения подрядных торгов заказчики (организаторы торгов) разрабатывают комплекс тендерных документов, содержащих исходную информацию с техническими, коммерческими и организационными характеристиками предмета торгов. Объявления об открытых торгах публикуются в печати.

Тендерные предложения претендента должны представлять собой технико-экономическое обоснование, состоящее из технической и экономической частей. В технической части содержатся сведения и документы (в том числе чертежи, спецификации, планы, графики работ и т. д.), характеризующие способы исполнения претендентом технических условий контракта. В экономической части указывается цена подряда, по которой претендент готов взяться за подряд, и обоснование этой цены (т.е. за счет каких мероприятий участник снизит цену подряда, по сравнению со стартовой ценой).

В предложениях претендента могут быть указаны субподрядные организации, которые он намерен привлечь к выполнению специальных работ, графики организации строительства, если они отличны от проектов организации строительства, представленных в проектно — сметной документации. Эти графики могут впоследствии стать приложениями к контракту.

Могут также проводиться закрытые торги, при организации которых в целом действует тот же порядок их подготовки и проведения, что и при подрядных торгах.

Условиями торгов может предусматриваться квалификационный отбор претендентов. Его производят с целью выявления способности претендента осуществлять строительство объекта в нужные заказчику сроки и на должном уровне.

Расходы по организации и проведению торгов осуществляются за счет заказчика. К ним относятся затраты на подготовку тендерной документации, публикацию объявления о торгах, оплату работы экспертов, почтовые, канцелярские и транспортные расходы; компенсации, выплачиваемые претендентам в случае отмены торгов, в ходе их проведения, или отказа от строительства объекта после подведения результатов торгов.

Договор подряда (контракт) заключается между заказчиком и подрядчиком в соответствии с действующими нормативными документами. В него включаются условия, содержащиеся в тендерной документации и в предложениях претендента — победителя торгов, принятых заказчиком.

Работы, выполненные субподрядными организациями, могут оплачиваться либо с расчетного счета генерального подрядчика, либо непосредственно со счета заказчика (в соответствии с заключенными договорами). Выполненные подрядными организациями строительно-монтажные работы по прямым договорам с заказчиками оплачиваются со счета заказчика на основании актов приемки выполненных работ.

Основой для расчетов за выполнение строительно-монтажных работ являются договорные цены на строительство предприятий, пусковых комплексов и объектов, согласованные между заказчиками и подрядчиками.

Банк осуществляет непрерывное финансирование и кредитование строек в соответствии с договором подряда в пределах их сметной стоимости на основании копии сводного сметного расчета, разработанного на основе проектов, смет и норм продолжительности строительства и перспективных планов предприятий. Пусковые стройки финансируются и кредитуются в пределах годовых ассигнований независимо от их квартального распределения.

В нашей стране применяется организация строительства объектов «под ключ», при которой подрядчик выполняет весь комплекс работ от изысканий, проектирования и выполнения строительных работ с полной комплектацией всеми необходимыми ресурсами до сдачи объекта заказчику.

Строительство «под ключ» используется при возведении вновь начинаемых объектов жилищно-гражданского и другого назначения по типовым или повторно применяемым проектам.

Размещение заказов на строительство объектов «под ключ» осуществляется, как правило, путем проведения подрядных торгов.

В качестве заказчика при строительстве объектов «под ключ» могут выступать непосредственно инвесторы или уполномоченные ими структуры (дирекция строящегося предприятия, служба единого заказчика, физическое лицо), имеющие лицензию на такой вид деятельности. Подрядчиком может быть предприятие любой формы собственности, имеющее лицензию на право выполнения строительных работ.

Взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком регулируются договором (контрактом) строительного подряда.

Источниками финансирования при строительстве объектов «под ключ» могут служить средства бюджета, субъектов хозяйствования, физических лиц и кредиты банков, причем это финансирование должно быть непрерывным.

Учреждение банка, в котором открыто финансирование за счет бюджетных средств и кредитов банков, осуществляет предварительный и последующий контроль за целевым и экономным расходованием средств, соблюдением предприятиями государственной, финансовой, проектно-сметной, расчетной дисциплины в строительстве, а также договорных обязательств.

В процессе предварительного контроля банк рассматривает поступившие для оплаты документы за выполненные работы и в процессе проверки устанавливает:

Ч предусмотрены ли предъявленные к оплате затраты и объекты сводным сметным расчетом, планами капитального строительства (техническое перевооружение), а также договорами подряда;

Ч обеспеченность проектно-сметной документацией объектов, по которым предъявлены документы к оплате, правильно ли указана их сметная стоимость и договорная цена;

Ч достаточность годовых ассигнований на строительство объектов, по которым решениями правительства не разрешено перевыполнение годовых планов.

Особый контроль осуществляется по законченным жилым домам и другим объектам культурно-бытового назначения. В порядке предварительного контроля (до оплаты счетов за эти объекты) банки производят выборочную проверку качества работ. Проверяются прежде всего работы тех строительных организаций, которые постоянно сдают в эксплуатацию объекты с недоделками и нарушениями. Рассматриваются также акты приемки объектов в эксплуатацию госкомиссией, материалы проверок органов архитектурно-строительною контроля. При выявлении нарушений установленного порядка приемки, невыполненных или некачественно выполненных работ, недоделок, документы не оплачиваются до устранения замечаний, а на заказчика и на подрядчика налагается штраф. Банк вносит предложение органам Министерства статистики и анализа об исключении из отчетности таких объектов. Счета повторно предъявляются в банк после устранения нарушений, о чем составляется и прилагается справка заказчика.

Предварительный контроль дополняется последующим контролем банка. Задача последующего контроля состоит в том, чтобы после выдачи денежных средств проверить правильность и эффективность их использования. Даже путем самой тщательной проверки представленных в банк для оплаты документов нет возможности установить фактически выполненный объем и стоимость работ. Поэтому важным средством, повышающим действенность банковского контроля за объектами, строящимися за счет бюджетных средств и кредитов банков, являются контрольные обмеры выполненных работ. Их задача — проверка непосредственно на стройке правильности объема и стоимости строительно-монтажных работ, оплаченных банком. Посредством контрольных обмеров банки могут устанавливать также правильность указанных в документах объемов и стоимости строительно-монтажных работ, предъявленных к оплате.

Контрольные обмеры производятся работниками банка с привлечением представителей заказчиков и подрядчиков, которым заранее посылается извещение о времени и месте его проведения.

Результаты контрольных обмеров оформляются актами и ведомостями, в которых указываются перечень и суммы обнаруженных приписок и другие нарушения, приведшие к излишнему получению средств подрядными организациями. В случае несогласия с выводами проверки заказчик и подрядчик должны представить в банк в течение 5 дней со дня вручения акта письменные возражения. Руководитель учреждения банка рассматривает акт контрольного обмера, поступившие возражения, и в течение 10 дней со дня составления акта должен его утвердить.

Излишние средства взимаются с расчетного счета подрядной организации. Если работы по данному объекту завершены не полностью, то все выполненные работы считаются незавершенным производством.

В организации подрядных отношений важное место отводится распределению риска между подрядчиком и заказчиком. Риск случайного повреждения или гибели объекта строительства до приемки этого объекта несет подрядчик. Если подобное произошло по вине заказчика, (недоброкачественность предоставленного им материала, оборудования, ошибочные указания с его стороны), то подрядчик вправе требовать оплаты всей предусмотренной стоимости работ.

Для диверсификации риска договором строительного подряда предусмотрено его страхование. Причем обязанности по страхованию могут возлагаться на любую из сторон на условиях, оговоренных в договоре.

2. Стратегическое планирование на предприятии. Две главные его цели

Стратегическое планирование предприятия — это управленческий процесс, главными целями которого являются: разработка целей развития компании и пути их достижения.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Система стратегического планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.

До последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.

Процесс стратегического планирования на предприятии состоит из нескольких этапов:

1) Определение миссии и целей организации.

2) Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.

3) Выбор стратегии.

4) Реализация стратегии.

5) Оценка и контроль выполнения.

Определение миссии и целей организации. Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования.

Миссия — это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т. д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия.

Цель — это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:

Ч четкая ориентация на определенный интервал времени;

Ч конкретность и измеримость;

Ч непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;

Ч адресность и контролируемость.

Исходя из миссии и целей существования организации строятся стратегии развития и определяется политика организации.

Стратегический анализ или как его еще называют «портфельный анализ» (в случае анализа диверсифицированной компании) является основным элементом стратегического планирования. В литературе отмечается, что портфельный анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления.

Основным методом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

Существует три подхода к формированию матриц:

1) Табличный подход, при котором значения варьирующихся параметров возрастают по мере удаления от графы наименования этих параметров. При этом анализ портфеля ведется от левого верхнего угла к правому нижнему.

2) Координатный подход, при котором значения варьируемых параметров возрастают по мере отдаления от точки пересечения координат. Анализ портфеля здесь ведется от левого нижнего угла к правому верхнему.

3) Логический подход, при котором анализ портфеля ведется от правого нижнего угла к левому верхнему. Такой поход получил наибольшее распространение в зарубежной практике.

Анализ окружающей среды крайне необходим при осуществлении стратегического анализа, т.к. его результатом является получение информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке.

Стратегический анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих:

Ч внешней среды;

Ч непосредственного окружения;

Ч внутренней среды организации.

Анализ внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры и т. п.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т. п.; организация управления; производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.

Выбор стратегии. Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ (матрица БКГ, Матрица Маккинзи, SWOT-анализ и др.).

Стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Стратегия выбирается с учетом:

Ч конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования;

Ч перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования;

Ч в некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает фирма.

подрядный строительство стратегическое планирование

Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии:

Ч цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;

Ч руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;

Ч в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Оценка выбранной (реализуемой) стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

Ч соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;

Ч соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;

Ч приемлемость риска, заложенного в стратегии.

Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.Х. И. Ансофф в своей книге «Стратегическое управление» формулирует следующие принципы стратегического контроля:

1) Из-за неопределенности и неточности расчетов стратегический проект может легко превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом.

2) В каждой контрольной точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течении жизненного цикла нового товара. До тех пор пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта.

Функции высшего руководства в процессе стратегического планирования:

1) Углубленное изучение состояния среды, целей и разработки стратегий: окончательное уяснение сущности определенных целей и более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников фирмы.

2) Принятие решений по эффективности использования имеющихся у фирмы ресурсов.

3) Решения по поводу организационной структуры.

4) Проведение необходимых изменений на фирме.

5) Пересмотр плана выполнения стратегии в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Изменения, которые проводятся в процессе выполнения стратегий, называются стратегическими изменениями. Перестройка организации может быть в таких формах, как радикальное преобразование, умеренное преобразование, обычные изменения и несущественные изменения.

Типы организационных структур: элементарная, функциональная, дивизиональная, структура по СЕБ, матричная. Выбор организационной структуры зависит от размера и степени разнообразности деятельности, географического размещения организации, технологии, отношения к организации со стороны руководителей и сотрудников организации, динамизма внешней среды и стратегии, реализуемой организацией.

Чтобы провести изменения нужно вскрыть, проанализировать и предсказать то, какое сопротивление можно встретить, планируя изменения, уменьшить до возможного минимума это сопротивление и установить статус-кво нового состояния. Стили проведения изменений: конкурентный, самоустранения, компромисса, приспособления, сотрудничества. Задачей контроля является выяснение того, приведет ли осуществление стратегии к реализации целей.

3. Задача. Срок жизни инновационного (инвестиционного) проекта имеет три фазы: прединвестиционная, инвестиционная, эксплуатационная. Назовите, что происходит в прединвестиционной фазе? В инвестиционной фазе? В эксплуатационной фазе?

В научных изданиях инвестиционный проект в самом общем виде трактуется как план или программа вложения капитала с целью получения последующего дохода. Более обстоятельное определение инвестиционного проекта дается в Федеральном законе РФ от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»: «Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес — план)» .

Разработка и практическая реализация инвестиционного проекта представляет собой инвестиционный цикл — период времени между началом осуществления инвестиционного проекта и ликвидацией его объекта (результата). Его принято делить на три стадии (фазы), каждая из которых имеет свои цели и задачи:

Ч предынвестиционная — от предварительного исследования до окончательного решения о принятии проекта;

Ч инвестиционная — проектирование, заключение договора или контракта, подряда на строительство;

Ч эксплуатационная (другими словами, производственная) — стадия хозяйственной деятельности объекта (предприятия, производства и т. п.).

Каждая из них, в свою очередь, подразделяется на этапы, периоды, которые имеют свои цели, методы и механизмы реализации. Прединвестиционная и инвестиционная стадии относятся к области инвестиционного проектирования, производственная — к области изучения специальных организационно-управленческих дисциплин (организации производства и труда, планирования, финансирования, анализа, менеджмента и др.). Инвестиционный цикл необходим для анализа проблем финансирования работ по проекту, принятия необходимых решений и т. д. На практике деление инвестиционного цикла может быть различным. Важно, чтобы оно позволяло наметить некоторые важные периоды в состоянии объекта проектирования, при прохождении которых он существенно изменялся бы и представлялась возможность оценки наиболее вероятных направлений его развития.

В предынвестиционной фазе осуществляется несколько параллельных видов деятельности, которые распространяются и на следующую, инвестиционную, фазу. Таким образом, как только исследования инвестиционных возможностей определили надежные признаки жизнеспособности проекта, начинаются этапы содействия инвестициям и планирования их осуществления. Чтобы уменьшить потери ресурсов, необходимо ясное понимание последовательности действий при разработке инвестиционного проекта — от концептуальной стадии до эксплуатации предприятия. Проектные и консультационные работы выполняются во всех фазах проектного цикла. Однако они особенно значимы в предынвестиционной фазе, поскольку успех или провал промышленного проекта зависит, в первую очередь, от маркетинговых, технических, финансовых и экономических решений и их интерпретации, особенно при разработке технико-экономического обоснования (ТЭО).

Прединвестиционная фаза включает несколько стадий:

Ч определение инвестиционных возможностей (исследование возможностей);

Ч анализ альтернативных вариантов проекта и предварительный выбор проекта;

Ч подготовка ТЭО;

Ч заключение по проекту и решение об инвестировании (оценочное заключение).

Стоимость проведения прединвестиционных исследований в общей сумме капитальных затрат довольно велика и колеблется в пределах от 0,8% для крупных проектов до 5% при небольших объемах инвестиций.

Следующий отрезок времени составляет фазу инвестирования, или фазу осуществления проекта. Она включает в себя широкий спектр консультативных и проектных работ, в первую очередь и главным образом в области управления проектом.

Инвестиционная фаза может быть разделена на следующие стадии:

Ч установление правовой, финансовой и организационной основ для осуществления проекта;

Ч приобретение и передача технологий, включая основные проектные работы;

Ч детальная проработка и заключение контрактов, включая участие в тендерах, оценку предложений и проведение переговоров;

Ч приобретение земли, строительные работы и установка оборудования;

Ч предпроизводственный маркетинг, включая обеспечение поставок и формирование администрации фирмы;

Ч набор и обучение персонала;

Ч сдача в эксплуатацию и пуск объекта.

На стадии участия в тендерах особенно важно получить широкие предложения по товарам и услугам для проекта от большого числа отечественных и международных поставщиков, положительно зарекомендовавших себя. Переговоры и заключение контрактов связаны с правовыми обязательствами, возникающими при передаче технологий, строительстве зданий, закупке и установке машин и оборудования, а также при финансировании. На этой стадии происходит подписание договоров между инвестором или предпринимателем, с одной стороны, и финансовыми учреждениями — с другой.

Стадия строительства включает подготовку участка земли для застройки, сооружение зданий и другие строительные работы, а также поставки и монтаж оборудования в соответствии с намеченными программами и графиками. Набор и обучение персонала, которые проводятся одновременно с этапом строительства, могут иметь решающее значение для ожидаемого роста эффективности работы предприятия. Особенно важно своевременное начало маркетинговой деятельности для подготовки рынка нового товара (предпроизводственный маркетинг) и обеспечения поставок важнейших материалов и сырья (маркетинг поставок).

Сдача в эксплуатацию и пуск предприятия — обычно короткий, но технически важный период осуществления проекта. Он связывает предшествующую фазу строительства с последующей эксплуатационной (производственной) фазой. Успех, достигнутый на этом этапе, демонстрирует эффективность планирования и осуществления проекта.

С момента ввода в действие инвестиционного объекта начинается третья стадия реализации инвестиционного проекта — эксплуатационная фаза. Этот период характеризуется началом производства продукции или оказания услуг, соответствующими поступлениями и текущими издержками.

Проблемы фазы эксплуатации нуждаются в рассмотрении как с краткосрочных, так и с долгосрочных позиций. Краткосрочные касаются начала производства, когда могут возникать проблемы, связанные с применением технологии, работой оборудования или недостаточной производительностью труда из-за нехватки квалифицированного персонала. Долгосрочный подход касается выбранной стратегии и совокупных издержек на производство и маркетинг, а также поступлений от продаж. Эти факторы непосредственно связаны с прогнозом, сделанным в предынвестиционной фазе. Если стратегии и перспективные оценки окажутся ошибочными, внесение любых корректив будет не только трудным, но и исключительно дорогостоящим.

В зависимости от конкретного вида реального инвестирования, планируемого к осуществлению предприятием, формулируются требования, предъявляемые к разрабатываемому проекту. Для таких форм инвестирования, как замена оборудования или приобретение отдельных видов нематериальных активов, т. е. для форм инвестирования, которые не требуют больших финансовых вложений и финансируются только за счет собственных средств предприятия, инвестиционный проект, как правило, включает в себя сокращенный перечень разделов и показателей. При этом обязательно рассматриваются: цель инвестиционного проекта, основные параметры проекта, объем необходимых финансовых ресурсов, показатели эффективности инвестиционного проекта, календарный план осуществления проекта.

В случае осуществления таких форм инвестирования, как новое строительство, реконструкция, которые требуют большого объема финансирования и для осуществления которых привлекаются внешние источники финансирования, требования к проекту значительно возрастают. Инвестиционный проект должен позволять предприятию и сторонним инвесторам всесторонне оценить ожидаемую эффективность и целесообразность осуществления конкретных реальных инвестиций.

Необходимо добавить, что субъектами инвестиций являются коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, использующие инвестиции.

К объектам инвестиций могут быть отнесены:

Ч строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг;

Ч комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной задачи (программы). В этом случае под объектом инвестирования подразумевается программа — производство новых изделий (услуг) на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций.

В инновационном проекте используются следующие формы инвестиций:

Ч денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, ценные бумаги, например, акции или облигации, кредиты, займы, залоги и т. п.);

Ч земля;

Ч здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастка и инструмент, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающие ликвидностью;

Ч имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом.

Основным источников инвестиций являются:

Ч собственные финансовые средства, иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и т. п.) и привлеченные средства;

Ч ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов;

Ч иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных организаций;

Ч различные формы заемных средств.

Список использованных источников

1. ФЗ от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

2. Инвестиции: Сущность, виды, механизмы функционирования. Г. И. Иванов Ростов-на-Дону, 2005 г.

3. Ансофф Х. И. Стратегическое управление: Деловая литература. — М.: Экономика, 2008 г.

4. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия: Учебник. — М.: Дело, 2008 г.

5. Савкина Р. В. Планирование на предприятии: Учебник. — М.: Дашков и К, 2013 г.

6. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. — СПб: Питер, 2001 г.

7. Оголева Л. Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. — М.: ИНФРА — М, 2002 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой