Экономическая сущность Центрального Банка РФ
Методы регулирования Заключение Список использованной литературы Введение Функционирование банковской системы призвано способствовать защите и обеспечению устойчивости российского рубля, эмитируемого исключительно Банком России; единству экономического пространства РФ; свободному перемещению финансовых средств на территории России; эффективности денежно-кредитного, инвестиционного процесса… Читать ещё >
Экономическая сущность Центрального Банка РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Экономическая сущность Центрального Банка РФ
1.1 Краткая история создания Центрального Банка РФ
1.2 Принципы деятельности ЦБ РФ
1.3 Функции ЦБ РФ
1.4 Компетенция ЦБ РФ
2. Основы регулирования экономики Центрального Банка РФ
2.1 Основные инструменты ЦБ РФ
2.2 Методы регулирования Заключение Список использованной литературы Введение Функционирование банковской системы призвано способствовать защите и обеспечению устойчивости российского рубля, эмитируемого исключительно Банком России; единству экономического пространства РФ; свободному перемещению финансовых средств на территории России; эффективности денежно-кредитного, инвестиционного процесса, платежно-расчетных отношений, в особенности безналичных расчетов между субъектами экономической деятельности; банковскому обеспечению внешнеэкономической деятельности, созданию организационных и правовых условий вхождения российских кредитных организаций в международную валютно-финансовую систему; обеспечению надежного банковского обслуживания организаций, общественных объединений, физических лиц и государственных органов и оказанию им иных услуг в денежно-кредитной сфере.
Центральный банк Российской Федерации является главным банком государства, именно этим обусловлено его исключительное правовое положение. Особенность и сложность его правовой природы проявляется в том, что, с одной стороны, Банк России отвечает основным признакам юридического лица, предусмотренным ст. 48 ГК РФ, и является субъектом гражданско-правовых сделок. С другой стороны, ЦБ РФ выступает государственным органом, наделенным специальными властными полномочиями, надзорно — контрольными функциями. Некоторые юристы предлагают признать за ЦБ РФ особую организационно-правовую форму «федерального юридического лица публичного права», сочетающего в себе черты юридического лица и государственного органа.
ЦБ РФ ведет активную, широкую деятельность в сфере экономики.
Вот почему институт Центрального Банка РФ продолжает оставаться объектом углубленного исследования отечественных ученых, прежде всего, ученых-юристов. Данный факт обуславливает актуальность выбранной темы.
Следовательно, объектом моего исследования является всесторонний анализ экономической деятельности Центрального Банка РФ.
Предметом моего исследования, является изучение сущности ЦБ РФ.
Целью данной работы является проведение анализа экономической деятельности ЦБ РФ.
Достижение поставленной цели, возможно, осуществить через решения следующих промежуточных задач исследования:
1) рассмотреть экономическую сущность Центрального Банка РФ;
2) показать кратко история создания Центрального Банка РФ;
3) проанализировать принципы и функции деятельности ЦБ РФ;
4) показать основы регулирования экономики Центрального Банка РФ.
Методика исследования. В работе использованы как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования. Из частнонаучных методов исследования применялись формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой.
Теоретической базой исследования стали труды современных российских ученых-юристов, затрагивающих вопросы курсовой работы.
Работа включает в себя введение, две главы, объединяющие в себе шесть параграфов, заключение и список источников и литературы.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство.
1. Экономическая сущность Центрального Банка РФ
1.1 Краткая история создания Центрального Банка РФ Центральный банк нашего государства со времени своего учреждения в 1860 г. до недавнего времени характеризовался в большей степени как элемент государственного аппарата, напрямую кредитующий государство и дефицит государственного бюджета и не имеющий какой-либо самостоятельности.
Кардинальное изменение ситуации наметилось с принятием Закона РФ от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». В вышеуказанном Законе в ст. 1 было прямо указано, что Центральный банк РСФСР является главным банком Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и находится в ее собственности. Банк России независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти и подотчетен Верховному Совету РСФСР. Статья 2 Закона признавала Банк России юридическим лицом — экономически самостоятельным учреждением, осуществляющим свои расходы за счет собственных доходов. Немаловажным моментом являлось наделение правом законодательной инициативы и полное освобождение от уплаты всех видов государственных и местных налогов, сборов и государственной пошлины. В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России).
20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен, его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы Центральному банку РСФСР (Банку России).
Дальнейшее усиление роли Центрального банка РФ происходит с принятием Конституции РФ.
Центральный банк Российской Федерации является главным банком государства, именно этим обусловлено его исключительное правовое положение. Особенность и сложность его правовой природы проявляется в том, что, с одной стороны, Банк России отвечает основным признакам юридического лица, предусмотренным ст. 48 ГК РФ, и является субъектом гражданско-правовых сделок. С другой стороны, ЦБ РФ выступает государственным органом, наделенным специальными властными полномочиями, надзорно-контрольными функциями. Некоторые юристы предлагают признать за ЦБ РФ особую организационно-правовую форму «федерального юридического лица публичного права», сочетающего в себе черты юридического лица и государственного органа Голубев С. А., Козлачков А. А., Гузнов А. Г. О роли Банка России в построении современной экономики: некоторые юридические и экономические аспекты // Деньги и кредит. — 2003. — № 2.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба России со своим наименованием. В отличие от других федеральных органов государственной власти, ЦБ РФ, являясь юридическим лицом, имеет соответствующие органы управления, уставный капитал, ведет годовую финансовую отчетность, уплачивает налоги и сборы в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ч. 2 ст. 26 Закона о Банке России), имеет право осуществлять банковские операции и сделки, ежегодно подвергается аудиторской проверке.
ЦБ РФ, как и государственная корпорация, не имеет устава (учредительного документа), а особенности его правового положения определяются Конституцией РФ и Законом о Банке России.
В отличие от иных юридических лиц, круг субъектов, с которыми ЦБ РФ может вступать в хозяйственных отношения, специально оговаривается законом. В соответствии со ст. ст. 46 и 48 Закона о Банке России клиентами ЦБ РФ, которым он вправе оказывать банковские услуги, могут быть кредитные организации, государство (Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти), органы местного самоуправления, а также их учреждения и организации, государственные внебюджетные фонды, воинские части, военнослужащие и служащие ЦБ РФ, также он вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
Представляется, что это не только право, но и обязанность Банка, и он не вправе отказывать в оказании банковских услуг государственным учреждениям, кассовом исполнении бюджета, обслуживании государственного долга, совершении операций с золотовалютными резервами России, так как ЦБ РФ создан именно в общегосударственных целях. Однако следует отметить, что в ст. 48 Закона о Банке России оказание названных банковских операций государству указано в качестве права, но не обязанности.
1.2 Принципы деятельности ЦБ РФ Важнейшим принципом взаимодействия Банка России с другими органами государственной власти является принцип его независимости в процессе осуществления своих функций. Суть независимости заключается в ограничении вмешательства органов государственной власти в деятельность Банка России, а также в автономности и самодостаточности Банка России. Так, предполагается наличие у Банка России необходимого для выполнения закрепленных за ним функций инструментария и возможность свободного самостоятельного выбора и применения тех или иных инструментов денежно-кредитной политики, финансовой независимости (для ее обеспечения потребовалось ввести положение о самофинансировании Банка России), кадровой независимости.
Конкретные элементы конструкции правового статуса Банка России обусловлены поставленной перед законодателем целью — обеспечить независимость Центрального банка страны, одновременно предоставив весь комплекс функциональных средств для решения поставленных перед ним задач при условии прозрачности деятельности Банка России для целей контроля его деятельности.
Принцип независимости Центрального банка получает закрепление на высшем законодательном уровне.
Статьи 10 и 11 Конституции Российской Федерации устанавливают закрытый перечень органов государственной власти, в число которых не входит Банк России. Однако согласно ст. 75 Конституции РФ Конституция РФ (принята всенародным голосованием 1993 г.)//РГ. — 1993. — № 237., а также ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 26.04.2007) «О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РФ (БАНКЕ РОССИИ)» //" СЗ РФ. — 2002. — № 28. — Ст. 2790. свои функции он осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, следовательно, и сам является федеральным органом государственной власти.
Принцип законности в деятельности ЦБ РФ выражается в том, что весь процесс деятельности регламентируется нормами Закона о ЦБ РФ, Конституции РФ и др. нормативных актов.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности ЦБ РФ проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок аудиторов и т. д.
Другим аспектом реализации принципа гласности является его обязательность в практической повседневной деятельности ЦБ РФ.
Принцип ответственности. Это универсальный принцип, характерный для всех отраслей права, направлен на обеспечение соблюдения иных принципов, в частности законности. Это своего рода страж, который наделен правом принуждения к соблюдению правовых норм. Принцип ответственности было бы неверно распространять только на сферу банковских правонарушений и ответственности за их совершение. Данный принцип имеет гораздо более широкую сферу применения, поскольку направлен на обеспечение соблюдения норм не только банковского, финансового, но и многих других отраслей права и в равной степени применим ко всем участникам отношений, регулируемых нормами банковского права Щегорцев В. А., Таран В. А. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В. А. Щегорцева. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2005. — С. 144.
1.3 Функции ЦБ РФ Статья 4 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» указывает, что Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.
Разработка проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, а также представление этих документов в перечисленные ниже органы осуществляются Советом директоров Банка России. В соответствии с подп. «б» п. 1 ст. 114 Конституции РФ Конституция РФ (принята всенародным голосованием 1993 г.)//РГ. — 1993. — № 237. Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Для реализации рассматриваемой функции Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
Банк России является кредитором последней инстанции на межбанковском кредитном рынке. Межбанковский кредитный рынок — это часть денежного рынка, на котором операции по взаимному кредитованию осуществляются исключительно банковскими учреждениями. Главная его задача состоит в оперативном обеспечении банковской системы денежными ресурсами с целью поддержания ее ликвидности и стабильности.
Межбанковский кредитный рынок подразделяется на два крупных сегмента:
— рынок межбанковских кредитов;
— рынок кредитов Центрального банка.
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
Правила осуществления расчетов в Российской Федерации Банк России может устанавливать на основании правил, установленных гл. 46 ГК РФ и предусматривающих общие положения.
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
Правила осуществления банковских операций могут устанавливаться Банком России исходя из предусмотренного ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395−1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 08.04.2008 г.)//СЗ РФ. — 1996. — № 4. — Ст.492. исчерпывающего перечня, в соответствии с которым к банковским операциям относятся:
а) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); б) размещение указанных в п. 1 ч. 1 настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет; в) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; г) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; д) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; е) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме; ж) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; з) выдача банковских гарантий; и) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
В соответствии со ст. 151 Бюджетного кодекса РФ Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 01.12.2007 г.)//СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823. Банк России как орган денежно-кредитного регулирования входит в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями. Кроме того, согласно ст. 152 БК РФ Банк России является участником бюджетного процесса.
Бюджетные полномочия Банка России включают:
— совместную с Правительством РФ разработку и представление на рассмотрение Государственной Думы основных направлений денежно-кредитной политики;
— обслуживание счетов бюджетов;
— осуществление функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
Золотовалютные резервы страны — это официальные запасы золота и иностранной валюты Банка России и Правительства РФ (последние находятся в управлении Минфина России), используемые им для осуществления международных расчетов и платежей, покрытия дефицита платежного баланса, стабилизации курса валют и т. д.
Частью золотовалютных резервов РФ является Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, который представляет собой совокупность полученных из источников, перечисленных в п. 3 ст. 6 Федерального закона от 26.03.98 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ может пополняться за счет:
— драгоценных металлов и драгоценных камней, приобретенных у субъектов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней за счет средств федерального бюджета, в том числе по договорам поставок, заключаемым указанными субъектами с организациями, осуществляющими аффинаж драгоценных металлов;
— уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, приобретенных у субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней за счет средств федерального бюджета;
— принудительно изъятых в установленном законом порядке драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий и т. д.
Другой частью золотовалютных резервов РФ является Золотой запас РФ, состоящий из аффинированного золота в слитках, находящегося в федеральной собственности. Золотой запас РФ предназначен для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях Щегорцев В. А., Таран В. А. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В. А. Щегорцева. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2005. — С. 150.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 13.10.95 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» разработка платежного баланса Российской Федерации, формирование и использование официальных золотовалютных резервов Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
Регистрационно-лицензионная функция Банка России является производной от его контрольных и надзорных функций.
Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» с учетом установленного Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395−1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 08.04.2008 г.)//СЗ РФ. — 1996. — № 4. — Ст.492. специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор);
В соответствии со ст. 41 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами.
10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
Процедуры регистрации и выпуска в обращение всех видов эмиссионных ценных бумаг кредитными организациями урегулированы Инструкциями Банка России.
11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
Установление правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ осуществляется Банком России исходя из необходимости достижения следующих целей:
— обеспечения единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых кредитными организациями;
— составления и представления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении кредитных организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
Установление официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю осуществляется Банком России путем принятия нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
При этом нормативные акты Банка России, устанавливающие курсы иностранных валют по отношению к рублю, не подлежат государственной регистрации в Минюсте России.
16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
Одной из функций Банка России является его участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организация составления платежного баланса РФ. Данный вопрос относится к области внешнеторговой деятельности.
Внешнеторговая деятельность — это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 13.10.95 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» разработка платежного баланса РФ находится в ведении Российской Федерации.
В данном Законе установлено, что в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ могут устанавливаться запреты и ограничения экспорта и/или импорта товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исходя из национальных интересов, включающих в том числе поддержание платежного баланса РФ.
Государственная внешнеторговая политика в Российской Федерации (проводимая посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности) помимо Банка России осуществляется следующими органами:
— Президентом РФ;
— Правительством РФ;
— федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством РФ непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности.
17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
В соответствии с 4 статьей к числу функций Банка России отнесено регулирование деятельности валютных бирж, которое включает:
— установление порядка и условий осуществления валютными биржами их деятельности;
— выдачу лицензий валютным биржам, их приостановление и отзыв.
Российское законодательство не дает развернутого определения понятия «валютная биржа». Данная статья содержит положения, из которых можно сделать вывод о том, что валютная биржа — это биржа, осуществляющая деятельность по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.
18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
Проведение Банком России анализа и прогнозирования состояния экономики Российской Федерации как в целом, так и по регионам обусловлено необходимостью ежегодной разработки и проведения единой государственной денежно-кредитной политики.
18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
К числу иных функций, которые Банк России осуществляет в соответствии с федеральными законами, помимо перечисленных выше относятся, например:
— осуществление совместно с Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) функций антимонопольного регулирования и антимонопольного контроля на рынке банковских услуг.
— осуществление функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ. В соответствии со ст. 119 БК РФ Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 01.12.2007 г.)//СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823. обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;
— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
— установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;
— определение порядка ведения кассовых операций и другие функции.
1.4 Компетенция ЦБ РФ Как известно, в ст. 3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлены три цели деятельности Банка России. Данное обстоятельство, а также закрепление в законодательных нормах организационно-правовых особенностей по достижению данных целей (в частности, открытого перечня выполняемых Банком России функций) позволяют условно дифференцировать виды деятельности Банка России.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 75 Конституции РФ Конституция РФ (принята всенародным голосованием 1993 г.)//РГ. — 1993. — № 237. денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Конституцией РФ также предусмотрен порядок назначения и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ (п. «г» ст. 83 и п. «в» ч. 1 ст. 103). Помимо этого, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Согласно ст. 8, 34 и 74 Конституции РФ не допускается установление каких-либо препятствий для осуществления перемещения финансовых средств и для занятия соответствующей предпринимательской деятельностью, кроме как в пределах, установленных федеральным законом.
Независимость Центрального банка РФ при осуществлении им функций, установленных Конституцией РФ, является основой, главным принципом его конституционно-правового статуса. Согласно Конституции РФ Центральный банк РФ не входит ни в одну из ветвей власти, что дало основания некоторым авторам утверждать о наличии некоей четвертой ветви власти — «денежной власти», представленной Центральным банком РФ Тосунян Г. А., Викулин А. Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и проблемы банковской системы. М., 2004. — С. 31 — 55. Несмотря на то что в основе выделения Центрального банка РФ в отдельную ветвь власти лежат скорее экономические, чем юридические критерии, нельзя не признать долю истины в подобной позиции.
Независимость Центрального банка РФ проявляется во взаимодействии с другими органами государственной власти и согласно требованиям Конституции РФ должна обеспечиваться в первую очередь организационно-правовыми средствами. Порядок взаимодействия Банка России с другими органами государственной власти (прежде всего с Государственной Думой ФС РФ, Президентом РФ, Правительством РФ) установлен нормами Конституции РФ и Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» .
Указанный Федеральный закон устанавливает необходимость совместной деятельности Центрального банка и Правительства РФ при разработке экономической политики Правительства, единой денежно-кредитной политики, для чего представители Центрального банка участвуют в заседаниях Правительства и наоборот — Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации. Практика применения указанного Закона не выявила каких-либо жестко конфликтных ситуаций между Правительством и Центральным банком, требовавших вмешательства третьей стороны (Президента или соответствующего суда). Вместе с тем представляется целесообразным законодательное закрепление статуса заключений Центрального банка по вопросам денежно-кредитной политики и процедуры выработки согласованной позиции в случае возникновения непримиримых противоречий в позициях Правительства и Центрального банка РФ Щегорцев В. А., Таран В. А. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В. А. Щегорцева. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2005. — С. 154.
Таким образом, конституционно-правовое оформление разграничения компетенции между Центральным банком и другими органами государственной власти по вопросам разработки единой кредитно-денежной политики основано на сочетании указанных двух принципов: независимости принятия Центральным банком решений в рамках осуществления его основной функции и необходимости взаимодействовать, сотрудничать с другими органами государственной власти. В этом смысле некоторое взаимное «сдерживание» между конституционно самостоятельными ветвями власти — прежде всего исполнительной и «денежной» — осуществляется, его эффективность подтверждает отсутствие неразрешимых разногласий между Правительством РФ и Центральным банком РФ, равно как и отсутствие судебных споров по этим поводам.
Вместе с тем полномочия Центрального банка РФ по банковскому регулированию и надзору, неразрывно связанные с его функцией по защите и обеспечению устойчивости рубля, осуществляются практически без какого-либо взаимодействия с органами исполнительной власти РФ. С чисто юридической точки зрения формального противоречия между конституционными нормами о независимости Центрального банка при осуществлении им основной своей функции, а следовательно, и функции банковского регулирования и надзора нет. Как отмечает А. В. Ланцова, «издание Банком России нормативно-правовых и индивидуально-правовых актов (…), по существу, является законодательной реализацией конституционной функции Банка России по защите и обеспечению устойчивости рубля». Однако, по мнению ряда исследователей, одна из причин широкомасштабного экономического кризиса 1998 г. в России заключалась в «монопольном выполнении Банком России основных функций по управлению банковской системой страны». В этой связи одним из главных вопросов становится вопрос о конституционно установленных пределах независимости Центрального банка РФ при осуществлении последним полномочий по банковскому регулированию и надзору.
центральный банк российский экономика
2. Основы регулирования экономики Центрального Банка РФ
2.1 Основные инструменты ЦБ РФ Центральный банк РФ осуществляет такую важнейшую экономическую функцию, как защита и обеспечение устойчивости рубля. Согласно ч. 2 ст. 75 Конституции РФ Конституция РФ (принята всенародным голосованием 1993 г.)//РГ. — 1993. — № 237. эту функцию Банк России осуществляет независимо от других органов.
Более широкую задачу Банка России устанавливает Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» — это разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики.
Реализацию мер, направленных на регулирование вопросов финансовой сферы, главный банк страны осуществляет двумя путями: самостоятельно и совместно с Правительством РФ и его органами.
К вопросам исключительной компетенции Банка России относятся:
— производство денежной эмиссии;
— организация обращения денег и изъятие их из обращения;
— издание нормативных актов по вопросам ведения кассовых операций, хранения, перевозки и инкассации наличных средств, другим вопросам, отнесенным к его компетенции.
Банк России выдает разрешения на осуществление коммерческими банками, иными кредитными организациями банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, определяет ряд обязательных экономических нормативов. Деятельность Банка России, связанная с повышением эффективности регулирующего воздействия на финансовое состояние банков, ведется по двум направлениям: непосредственно, путем осуществления банковского надзора, и опосредованно — с помощью мер финансовой стабилизации, регулирования макроэкономики.
Банк России осуществляет важную функцию влияния на денежный рынок страны путем купли — продажи ценных бумаг. Статья 39 Закона предоставляет Банку России право покупать и продавать государственные ценные бумаги (казначейские векселя, государственные облигации и др.). Вместе с тем в соответствии с Концепцией развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1008, Банк России совместно с Правительством РФ активно осуществляет практику оперативного выпуска краткосрочных ценных бумаг с целью регулирования ликвидности коммерческих банков.
Ранее вопрос о наличных расчетах между организациями и предприятиями регулировался Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. № 1258 «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами». Однако п. 4 ст. 4 Закона о Центральном банке предусматривает прерогативу Банка России по установлению правил осуществления расчетов в Российской Федерации.
Совместная компетенция Банка России с Правительством РФ хорошо видна на примере осуществления ЦБ РФ денежно — кредитной политики. Закон предусматривает, что Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно — кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля (п. 1 ст. 4). В этом направлении основной задачей является сохранение стабильности покупательной способности денежной единицы рубля и обеспечение гибкой системы денежных расчетов. Банк России не регулирует масштабы кредитных операций. Он лишь воздействует на размеры резервов, которые банки обязаны хранить на его счете. Основополагающей задачей кредитно-денежной политики является обеспечение стабильности цен, полной занятости, роста реального объема производства и отсутствие инфляции. Кредитно-денежная политика государства вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов Щегорцев В. А., Таран В. А. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В. А. Щегорцева. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2005. — С. 155.
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определил основные инструменты денежно-кредитного регулирования Банка России:
— процентные ставки по операциям Банка России;
— нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
— операции на открытом рынке;
— рефинансирование банков;
— валютное регулирование;
— установление ориентиров роста денежной массы;
— прямые количественные ограничения.
В отличие от ведущих промышленно развитых стран с развитыми финансовыми рынками и цивилизованными формами государственного долга, у России до сих пор нет единого мощного инструмента контроля за предложением денег в экономике. В большинстве зарубежных стран эту функцию выполняют операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и, соответственно, влиять на динамику роста цен.
К административным мерам регулирования денежной массы в обращении можно отнести прямые количественные ограничения — установление для коммерческих банков лимитов на рефинансирование банков, на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций, на выдачу отдельных видов кредита, например на выдачу потребительского кредита, кредита биржевым спекулянтам. В некоторых странах для коммерческих банков устанавливаются предельные нормы годового прироста банковского кредита. Такие ограничения могут устанавливать Центральный банк и соответствующие правительственные органы.
Изменения требований к уровню обязательных резервов
На величину кредитных ресурсов коммерческих банков, а следовательно, и на объем кредитных вложений влияет такая мера Центрального банка, как изменение норматива обязательных резервов коммерческих банков в Центральном банке. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Сущность этой политики заключается в установлении Центральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов. При этом обязательные минимальные резервы хранятся на беспроцентном счете в Центральном банке страны. По мнению западных экономистов, эта мера является «грубым» инструментом регулирования денежной массы в обращении.
Таким образом, изменение норм обязательных резервов во всех промышленно развитых странах является действенным инструментом денежно-кредитной политики, который постоянно адаптируется к изменяющимся условиям.
После финансового кризиса в России средства, накопленные в фондах обязательного резервирования, использовались для помощи отдельным банкам и санации банковской системы в целом.
Политика Центрального банка РФ по этому вопросу направлена на приближение норм резервирования к общемировым стандартам. Однако снижение норм обязательных резервов по срочным вкладам возможно в условиях расширения активности коммерческих банков в области долгосрочного кредита и уменьшения рискованности банковского кредитования.
Желание коммерческих банков приумножить свои доходы заставляет их идти по пути мультипликативного роста пассивов и выпуска собственных платежных средств. Поэтому попытки Центрального банка повлиять на величину денежной массы через изменение нормы обязательных резервов часто не достигают цели.
Поскольку процесс мультипликации кредита регулируется нормативом обязательных резервов (m = 1/R), депонируемых в Банк России, постольку этот механизм представляет собой инструмент кредитно-денежной политики Банка России. Например, Банк России на 1991 год установил норматив на уровне 2%, а уже в 1992 году довел его до 20%. Увеличение резервной нормы произошло по двум причинам. Во-первых, в условиях усиления инфляции обостряется проблема ликвидности банков, и повышение уровня обязательных резервов в ряде случаев ослабляет эту тенденцию. Во-вторых, инфляция требует жесткости в регулировании кредитной эмиссии. Однако на практике есть небольшое противоречие. Обязательные резервы поддерживают ликвидность банков, если они представляют собой кассовую наличность. На практике использовать резервные депозиты в Банке России для неотложных платежей довольно сложно. По этой причине многие банки, не надеясь на обязательные резервы, оперативно привлекают в свой оборот межбанковский кредит, предоставляемый другими банками.
Итак, рост резервной нормы увеличивает количество обязательных резервов, которые должны держать банки. Тут либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Сильное повышение резервной нормы может свести на нет способность банковской системы к созданию кредитов.
Уменьшение резервной нормы действует на денежное предложение обратным образом. Оно переводит часть обязательных резервов в избыточные и, тем самым, увеличивает способность банков создавать деньги путем кредитования.
Изменение банковской учетной ставки
Процентная ставка Центрального банка — один из важнейших инструментов денежно-кредитного регулирования и используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России — это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.
Банк России предоставляет ссуды банкам, которые обладают твердым финансовым положением, но неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного получения дополнительных средств. Процентный платеж по ссуде называется «учетной ставкой». Банк России имеет право устанавливать учетную ставку на кредит. С 15 октября 1993 года ставка по процентам Банка России установлена в размере 210% годовых. Снижение учетной ставки поощряет банки брать кредиты, тем самым, увеличивается их способность к кредитованию, и денежное предложение повышается. И, наоборот, рост учетной ставки снижает интерес банков к получению кредитов. Не происходит увеличения кредитоспособности банков, а следовательно, и увеличения денежного предложения Щегорцев В. А., Таран В. А. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В. А. Щегорцева. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2005. — С. 154.
Операции на открытом рынке
В настоящее время наиболее распространенный инструмент регулирования денежной массы в обращении — операции Центрального банка на открытом рынке. Эти операции предполагают, с одной стороны, покупку и продажу государственных облигаций Центральным банком, а с другой стороны — коммерческими банками, финансовыми компаниями и населением. Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что они проводятся не по рыночным процентным ставкам, а по заранее установленному курсу. Процентные же ставки устанавливаются Центральным банком дифференцировано, в зависимости от срочности государственных ценных бумаг.
Воздействие Центрального банка на денежный рынок и рынок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, Банк России создает выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для повышения своей ликвидности.
Таким образом, операции на открытом рынке — это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков путем размещения государственного долга Щегорцев В. А., Таран В. А. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В. А. Щегорцева. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2005. — С. 160.
Операции на открытом рынке означают покупку или продажу государственных ценных бумаг Банком России банкам и населению. По сути дела этот инструмент кредитно-денежной политики Банка России работает пока плохо. Это происходит из-за нескольких причин:
1. Настороженность и недоверие участников рынка и инвесторов к государству, что вызвано печальным историческим опытом.
2. Неразработанность рыночных процедур реализации и торговли государственными ценными бумагами.
3. Относительно невыгодными финансовыми условиями выпущенных российских облигаций.
4. Общим экономическим кризисом в хозяйстве, который де лает невыгодным выпуск долговых обязательств вообще, а государственных в частности.
Банк России выкупил весь заем, выпущенный Минфином 1 июня 1991 года сроком на 30 лет и 1 октября 1991 года сроком на 3 года. Эти облигации в обязательном порядке куплены Сбербанком и добровольном — коммерческими банками. Полагаю, что с приобретением опыта и изменением конъюнктуры операции, проводимые Банком России на открытом рынке, возымеют должный эффект, так как в мировой практике операции на открытом рынке — наиболее важное средство контроля денежного предложения.
Когда Банк России скупает государственные ценные бумаги у банков, он оплачивает эти ценные бумаги увеличением резервов банков на сумму покупки. Суть сделки состоит в повышении избы точных резервов банков. Их способность к кредитованию повышается, увеличивается и предложение денег. Если Банк России покупает государственные ценные бумаги у населения, то воздействие на резервы банка, по существу, будет то же самое. Человек, продавший облигацию Банку России и получивший чек (или наличность) на сумму ценной бумаги, вложит его в банк на свой счет.
Покупка облигаций Банком России у населения увеличивает не только фактические резервы, но и текущие счета. В этом случае банк может выдать кредитов на всю сумму избыточных резервов, переведя обязательные резервы на резервный счет в Банке России. Когда имеет место покупка облигаций у банков, то они располагают всей суммой вырученных денег для предоставления ссуд. Посредством мультипликации такое вливание денег в банковскую систему создает новые депозиты и кредиты, увеличивая предложение денег.
Когда Банк России продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, то резервы банка понижаются. Банки оплачивают эти ценные бумаги, выписывая чеки на свои корреспондентские вклады, тем самым, уменьшая свои резервы. Аналогичная ситуация происходит тогда, когда Банк России продает ценные бумаги населению. Продажа государственных ценных бумаг на 1000 рублей приведет к 5000-рублевому падению денежного предложения (независимо от того, продавались ли облигации банкам или населению). Это происходит из-за свойства денежного мультипликатора действовать в прямом и обратном направлении, соответственно увеличивая или уменьшая денежное предложение.
Таким образом, Правительство РФ разрешило Банку России широко использовать в целях укрепления денежного обращения как экономические, так и административные меры регулирования денежной массы.
При выработке денежно-кредитной политики следует исходить из конкретных исторических условий, т. е. денежно-кредитная политика должна учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, а также реальные экономические и финансовые возможности государства.
2.2 Методы регулирования Россия — страна со сложной экономической и политической судьбой. Периодически экономика страны, а следовательно, и ее денежно-кредитная политика оказываются в критических ситуациях, естественным следствием возникновения которых является появление множества предположений о возможных путях выхода из сложившихся обстоятельств с наименьшими потерями.
В любом обществе государство использует финансы для осуществления стоящих перед ним задач и функций. Важную роль в реализации поставленных задач играет финансовая политика. В процессе ее разработки и реализации обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом.
Финансовая политика включает следующие звенья:
1) выработку научно обоснованных концепций развития финансов, в том числе денежного обращения;
2) определение основных направлений использования финансов как на перспективу, так и на текущий период;
3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей Зотова А. И., Свитридов О. Ю. Финансы, денежное обращение, кредит. Ростов н/Д, 2002. — С. 19.
Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики. Бесперспективна денежно-кредитная политика, не содержащая основных концепций развития денежного обращения, т. е. ориентированная на удовлетворение текущих потребностей. Вместе с тем нереалистична денежно-кредитная политика, ограниченная только выработкой основных концепций без подкрепления этих концепций практическими действиями государства.
Денежно-кредитная политика — совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства Додонов В. Н., Крылова М. А. Финансовое и банковское право. Словарь-справочник /Под ред. О. Н. Горбуновой. М., 1997. — С. 65.
Регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется как экономическими, так и административными мерами, предусмотренными действующим законодательством и инструкциями Банка России. Ежегодно Банк России совместно с Правительством РФ определяет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и конкретные меры по поддержанию покупательной способности рубля и его валютного курса. Главные цели денежно-кредитной политики: борьба с инфляцией, поддержание курса внутренней валюты по отношению к ведущим валютам мира, поддержание положительного платежного баланса страны.
Денежно-кредитная политика Банка России разрабатывается в соответствии с целями макроэкономической политики на планируемый период, т. е. на предстоящие три года Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год: утверждено Центральным банком РФ 4 июля 2007 года // КонсультантПлюс.
В процессе реализации денежно-кредитной политики Банк России постоянно контролирует величину и структуру денежной массы в обращении. Центральный банк, как эмиссионный центр страны, постоянно изучает состояние денежного обращения и совершенствует его организацию. Он располагает целой системой экономических и административных мер по регулированию денежной массы в обращении. В зависимости от характера влияния на объекты регулирования можно выделить следующие методы (наборы инструментов) денежно-кредитного регулирования: административные (прямые), экономические (косвенные), смешанные Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие. М., 2002. — С. 26.
Административные методы государственного регулирования основаны на установлении государством или его органом для субъектов денежно-кредитных отношений обязательных к исполнению норм и нормативов. Примером такой нормы в сфере денежно-кредитного регулирования может служить введение предельной величины расчетов наличными деньгами между юридическими лицами или ежеквартальные определения для юридических лиц предельной величины (лимита) кассовых остатков на конец рабочего дня.
Таким образом, административные (прямые) методы регулирования базируются на экономическом принуждении субъектов денежно-кредитных отношений. Следует отметить, что в условиях рыночного хозяйства широкое применение таких методов регулирования может привести к отрицательным последствиям, поскольку они противоречат основным принципам организации рыночной экономики.
В условиях рыночной экономики более приемлемо применение экономических (косвенных) методов государственного регулирования денежного обращения. Примером экономических методов регулирования в сфере денежного оборота может служить то, что использование безналичных расчетов дешевле, чем расчеты наличными деньгами. И это стимулирует предприятия и организации применять в расчетах между собой систему безналичных платежей.
Сочетание административных и экономических методов (смешанное регулирование) часто применяется в процессах интервального регулирования, т. е. тогда, когда регулируемый параметр сверху или снизу ограничивается нормативно, а за пределом ограничений действуют те или иные стимулы в зависимости от цели и задач регулирования Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие. М., 2002. — С. 27.
.
Заключение
Конституция Российской Федерации, устанавливая систему экономических прав, не регулирует основные параметры банковской системы России, устанавливая лишь основы правового статуса Банка России, прежде всего принцип независимости. При этом нормами Конституции РФ и федеральных законов о банках установлены определенные ограничения, однако они распространяются в большей степени на полномочия Центрального банка, связанные с осуществлением единой кредитно-денежной политики. Банковское регулирование и надзор осуществляются Центральным банком во всех аспектах (установление правил, контроль за их исполнением кредитными организациями и применение санкций за неисполнение) практически бесконтрольно.
В данной работе мы попытались осветить принципы, функции, историю, инструменты, методы ЦБ РФ.
В нашей курсовой работе мы рассмотрели экономическую сущность Центрального Банка РФ.
Главный вывод, сделанный из проведенного анализа — ЦБ РФ имеет широкие, особые полномочия в сфере финансов и обладает набором определенных средств.
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 1993 г.)//РГ. — 1993. — № 237.
2. ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 26.04.2007) «О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РФ (БАНКЕ РОССИИ)» //" СЗ РФ. — 2002. — № 28. — Ст. 2790.
3. ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395−1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 08.04.2008 г.)//СЗ РФ. — 1996. — № 4. — Ст.492.
4. ФЗ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 30.10.2007 г.) //СЗ РФ. — 2003. — № 50. — Ст. 4859.
5. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 01.12.2007 г.)//СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823.
6. Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (ред. от 05.02.2008 г.)//Вестник банка России. — 2004. — № 15.
7. Галицкая С. В. Деньги. Кредит. Финансы./С.В. Галицкая. — М.: Экзамен, 2002. — 224 с.
8. Голубев С. А., Козлачков А. А., Гузнов А. Г. О роли Банка России в построении современной экономики: некоторые юридические и экономические аспекты // Деньги и кредит. — 2003. — № 2. — 126 с.
9. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Е. Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 703 с.
10. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. Проф. О. И. Лаврушина. — М.: КНОРУС, 2007. — 560 с.
11. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 624 с.
12. Додонов В. Н., Крылова М. А. Финансовое и банковское право. Словарь-справочник / Под ред. О. Н. Горбуновой. М., 1997. — 280 с.
13. Зотова А. И., Свитридов О. Ю. Финансы, денежное обращение, кредит. Ростов н/Д, 2002. — 290 с.
14. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие. М., 2002. — 328 с.
15. Тосунян Г. А., Викулин А. Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и проблемы банковской системы. М., 2004. — 428 с.
16. Щегорцев В. А., Таран В. А. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В. А. Щегорцева. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2005. — 383 с.