Электронное правительство Эстонии
Для обеспечения безопасности данных применен принцип: каждый может сам контролировать статистику просмотров своих данных. В случае обнаружения пользователем незаконного просмотра его данных сотрудниками госаппарата, житель Эстонии может обжаловать такие действия чиновников в «Инспекции по защите данных». Сотрудники этой структуры проводят проверку — правомочным или нет был такой запрос… Читать ещё >
Электронное правительство Эстонии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
План
- Введение
- Этапы создания электронного правительства
- Средства идентификации личности
- Система электронного взаимодействия
- Заключение
- Список использованных источников
Успех Эстонии в развитии электронного правительства признан мировыми экспертами, которые утверждают, что электронное правительство в Эстонии работает в полную силу и является одним из лучших. В этой стране более сотни различных электронных баз данных объединены в единую систему.
Согласно оценкам ООН «E-Government Survey 2012: E-Government for the People», по итогам 2011 года общий индекс развития электронного правительства Эстонии составляет 0,7987 (при максимальном значении 1,0), что соответствует 20 месту в рейтинге из 193 стран. В том числе, по индексу развития онлайн-сервисов — 18-е место (0,8235), по индексу развития информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) — 29-е место (0,6642), по развитию человеческого капитала — 29-е место (0,9085).
По данным статистики, на сегодняшний день 98% жителей Эстонии в возрасте от 15 до 74 лет осуществляют платежи по счетам с помощью Интернета, из них 71% являются активными пользователями Интернета.63% семей имеет дома персональный компьютер. По всей Эстонии расположено более 1100 общественных интернет-пунктов. Помимо обычных общественных интернет-пунктов по всей территории Эстонии расположено oколо 1000 высокотехнологичных зон беспроводного доступа к Интернету (www.wifi. ee).
Приведенные показатели гораздо выше, чем в соседних государствах Прибалтики и других странах СНГ. Поэтому возникает вопрос, как Эстонская Республика смогла добиться таких результатов.
Этапы создания электронного правительства
История создания электронного правительства Эстонии уходит в конец 90-х. Приступая к внедрению своих программ, Эстония имела низкий уровень информатизации страны.
В начале 1996 года правительство Эстонии создало Национальный комитет по компьютеризации системы образования, в задачу которого входила разработка проекта интеграции информационных технологий в средних общеобразовательных школах.
Таким проектом стала Национальная программа информатизации под названием «Прыжок тигра» (www.tiigrihype. ee/rus/), направлена на инвестирование средств в развитие и расширение компьютерной и сетевой инфраструктуры в Эстонии, с особым акцентом на образовании.
Реализация программы начата с 1997 года.
Идея программы состоит в том, что для достижения предъявляемых информационным обществом требований для начала необходима перестройка всей системы образования — от школ до курсов повышения учительской квалификации.
Была создана трехуровневая система: государственный уровень, уездный уровень, школьный уровень. На государственном уровне определяются основные и текущие цели, изыскиваются средства и назначаются руководители уездных управлений. На уездном уровне отслеживается обеспеченность школ уезда инфотехнологиями и степень компьютерной грамотности учителей; составляются программы развития инфотехнологии в уездной системе образования; ведется обмен информацией между школами уезда, министерством и целевым учреждением «Прыжок тигра» .
Руководители проекта тщательно подходят к проблеме компьютерной грамотности учителей, понимая, что одного наличия компьютеров в школе еще мало для полноценного образования. На государственном и уездном уровнях ведется подготовка и обучение преподавателей по всем предметам. Учащиеся приобщаются к пониманию «что есть информационное общество». В педагогических вузах обязательной дисциплиной стала информатика.
В рамках программы, в 1999 году создан образовательный портал «Школьная Жизнь», учебные ресурсы которого содержат более 4500 документов на эстонском, русском и английском языках.
Финансирование программы осуществляется частично правительством Эстонии, частично за счет программы Еврокомиссии Phare, так же за счет спонсорских взносов, частных пожертвований и средств органов местного самоуправления.
Благодаря общенациональной программе «Прыжок тигра» и под ее управлением в школы республики оборудованы современным технологическим оборудованием и программным обеспечением, осуществляется поддержка школ в части организации и финансирования доступа к Интернету. С 2001 по 2003 год более 8000 учителей освоили курс «Компьютер в школе» объемом 40 часов.
В результате реализации программы, по состоянию на 2000 год, 75% эстонских школ имели доступ в Интернет по выделенным каналам, оставшиеся 25% - через традиционную телефонную сеть. Один компьютер приходился в среднем на каждые 25 учеников.
Следующей ступенькой стало внедрение в 2000 году системы электронного документооборота в парламенте, где полностью отказались от бумажного делопроизводства, переместив его на электронные носители. Данное новшество значительно сократило время заседания парламента, все принимаемые решения по заседанию можно наблюдать в реальном времени. Благодаря переходу на электронный документооборот появилась возможность в краткие сроки вносить логические изменения в законы.
Наиболее значимый результат внедрения электронного документооборота — присоединение к электронному обмену документами всех министерств, уездных управ, департаментов, инспекций и более 500 других учреждений. По итогам конкурса Европейской комиссии проект переведения госсектора на электронную документацию был признан лучшим в Европе.
Еще одним этапом, предшествующим появлению электронного правительства, стало развитие банковского дела. Еще в начале 90-х годов местные банки создали современную систему, с помощью которой операции производились в электронном виде. Данная система во многом стимулировала желание осваивать компьютер, чтобы решать семейные финансовые вопросы, не выходя из дома. Развитие данного сектора и привело к тому, что государственные услуги стали перемещаться в интернет.
В декабре 2002;го года официально основана специальная неправительственная некоммерческая организация для создания и передачи знаний об электронном управлении, электронной демократии и развитии гражданского общества — Академия электронного управления (далее Академия). Академия является совместным начинанием Правительства Эстонской Республики, Института Открытого Общества (OSI) и Регионального Центра Программы Развития ООН (ПРООН). Развитием электронного правительства в Академии занимаются эксперты, а не чиновники.
Деятельность Академии заключается в обучении и консультировании лидеров и заинтересованных сторон использованию ИКТ для увеличения эффективности правления и улучшения демократических процессов с целью построения открытых информационных обществ.
Академия электронного управления является своеобразной платформой для сбора, анализа, синтеза и активного распространения информации и знаний об электронном правительстве и играет важную роль в развитии информационного общества в Эстонии.
По словам директора Центра стратегического развития «Elion Ettevotted» Олега Швайковского, наиболее важную роль в процессе развития электронных госуслуг и построения электронного правительства сыграли следующие факторы:
Первый фактор — правительство с особой настойчивостью продвигало и финансировало все, что так или иначе связано с идеей электронного государства. С 1995 года один процент ВВП ежегодно тратился на создание электронного государства и информационного общества. В этой области принимались и получали развитие самые разные программы и инициативы, которые продвигало, координировало и финансировало Государство.
Второй важный фактор заключается в том, что общество было готово воспринять все эти инновации. Более того, оно не просто было готово, а хотело претворять их в жизнь. Благодаря частной инициативе часть проектов отдано для реализации бизнесу, с возможностью коммерциализации некоторых из них, и получением процента с транзакций (Все решения, которые сегодня можно видеть в Эстонии и которые работают, разработаны частными компаниями, и государство главным образом играло роль разумного закупщика).
Третий немаловажный фактор — благодаря регулярно проводимым «мозговым штурмам» была выработана правильная платформа, на которой начало строиться электронное правительство. Есть несколько базовых столпов, на которых держится электронное правительство:
· Первое — надежное и качественное средство юридически корректной идентификации человека, без которой в принципе невозможно строительство электронного правительства (ID-карта, digi-ID и Mobil-ID);
· Второе — наличие системы межведомственного электронного взаимодействия, т. е. определенного набора технологических правил и регламентов, по которым различные системы могут между собой общаться (X-Road);
· Третьим столпом является то, что государство непрерывно занимается компьютеризацией и интернетизацией общества.
Средства идентификации личности
В настоящее время в Эстонии есть 3 способа идентификации личности в Интернете. Это ID-карта, digi-ID и Mobil-ID. Основное и наиболее распространенное, то есть базовое средство идентификации человека — это ID-карта, у которой имеются две основные функции. С одной стороны — это обычный идентификационный документ, который снабжен полутора десятками элементов безопасности (микропечать, голограмма и т. д.), делающими ID-карту полноценным рейсовым документом, средством идентификации человека в реальной жизни. С другой стороны, в нее включен чип, на котором установлены два приложения — идентификационное с PIN-кодом, а также приложение Электронной цифровой подписи (ЭЦП) со своим PIN-кодом. Это два разных PIN-кода различной длины. Первые ID-карты начали выдавать в Эстонии в 2000 году, а по состоянию на 2011 год их было выдано уже 1,1 млн. штук (при населении страны немногим более 1.3 миллиона человек). Т. е. практически 90% населения страны в настоящее время имеет эти карточки.
Со второй половины прошлого года в Эстонии была введена карта Digi-ID, которая по сути своей является чипом без средств визуальной идентификации и элементов визуальной защиты. На ней нет фотографии, указаны только имя и фамилия человека. Чип же на Digi-IDимеет ту же структуру, что и на обычной ID-карте. Спрашивается, зачем она была введена? Затем, что три четверти государственных услуг в Эстонии можно получить посредством интернета, и идентификация человека в интернете становится критическим моментом. Дело в том, что потеря или приход в негодность обычной ID-карты лишает человека на 1−2 недели возможности потребления услуг, поскольку сама по себе эта карта — достаточно сложный и защищенный документ, производство и оформление которого занимает определенное время. В этой ситуации должна существовать возможность быстрого получения некоего альтернативного варианта карты. Карту Digi-IDможно получить в любом департаменте гражданства и миграции буквально за 20 минут (они печатаются и персонифицируются на месте), и после ее получения продолжать потреблять госуслуги в интернете и спокойно ждать того момента, когда будет изготовлена основная ID-карта.
Третий способ идентификации — мобильная идентификация, Mobil-ID. Впервые он был внедрен одним из наших операторов EMT в 2007 году. Два других оператора сначала не очень верили в перспективу подобного проекта, но затем и они в 2009 году стали его у себя внедрять. Идея Mobil-ID состоит в следующем. На SIM-карту мобильного оператора сверху записываются вышеуказанные два приложения — идентификационное и ЭЦП. Таким образом, пользователь Mobil-ID может идентифицировать себя с помощью мобильного телефона, с той лишь разницей, что ему не нужно для этого считывающее устройство для ID-карты. Это очень удобно тогда, когда человек оказывается за рубежом. Mobil-ID работает и в международном роуминге, когда человека обслуживает другой сотовый оператор. Мобильная идентификация Mobil-ID очень популярна и доступна любому жителю Эстонии от школьника до пенсионера, поскольку около 80% жителей Эстонии пользуются мобильным телефоном, а мобильной сетью покрыта почти вся территория страны. К тому же на законодательном уровне разрешено совершение микроплатежей с мобильного счета абонента, стимулирующих участие мобильных операторов.
Система электронного взаимодействия
Новейшие технологии в сфере электронного государства разработали и координируют частные компании и государственные ведомства, среди них e-Governance laboratory, Actors, Cybernetica. В результате их совместных 10-летних разработок в области эффективного и безопасного обмена данными создана современная система электронного взаимодействия — X-Road. Разработка и запуск среды обмена данными заняла в Эстонии 2 года. Проект начался в 2000 году, внедрение системы стартовало в начале 2002 года.
Каждое министерство и ведомство имеет свою базу данных, которые чаще не совместимы и работают на различных платформах. X-Road-центр, расположенный в Министерстве экономики и коммуникаций, отвечает за то, чтобы формат, даты и предоставляемая информация совпадали.
В системе X-Road каждое учреждение остается хозяином своей информации и само определяет кому предоставить доступ к какой категории данных. Учреждение само обновляет свои данные. Таким образом, после внедрения X-Road, отпадает надобность дублировать базы данных и, вместе с тем, все пользователи имеют доступ к самой свежей информации.
При разработке X-Road соблюдены следующие принципиально важные условия, связанные с передачей данных: безопасность, стандартизация, наблюдаемость, отслеживаемость, достоверность.
Первыми тремя базами данных, подключившимися к X-Road стали: база данных транспортных средств, населения, и коммерческих предприятий. К концу 2005 года к системе было подключено 57 баз данных и 351 учреждение, к концу 2008 — уже 110 баз данных и 60 000 организаций.
На X-Road реализовано более 2000 различных сервисов. Резкий скачок в количестве клиентов обусловлен тем, что сервисы X-Road стали доступны и для частных предприятий. В год запуска X-Road, в январе 2002 г, было обслужено 27 000 запросов. Через два года, в январе 2004 г, количество обслуженных запросов возросло до 2 700 000. Объем данных, проходящий через X-Road, существенно возрастает из года в год. Так, в 2008 г данные из различных регистров использовались 80 000 000 раз. X-Road непрерывно развивается по мере того, как подключаются новые услуги и базы данных.
Для обеспечения безопасности данных применен принцип: каждый может сам контролировать статистику просмотров своих данных. В случае обнаружения пользователем незаконного просмотра его данных сотрудниками госаппарата, житель Эстонии может обжаловать такие действия чиновников в «Инспекции по защите данных». Сотрудники этой структуры проводят проверку — правомочным или нет был такой запрос. Законодательством предусмотрены меры наказания за подобные деяния: штрафы, понижение в должности или — возбуждение уголовного дела. Кроме того, единый портал электронного правительства разделен на «услуги» и «вход», отдельно — для граждан, чиновников и бизнеса, при этом, человек не прошедший авторизацию, в данную вкладку не войдет.
Внедрение X-Road обеспечило эффективную работу государственного сектора и создало благоприятные условия для развития экономики и бизнеса. Поскольку когда бизнесу доступны продуманные и, в то же время, простые в обращении инструменты, экономика начинает двигаться вперед, потому что бизнесу становится легче формировать услуги, предоставляемые гражданам в пределах электронного правительства.
Так, зарегистрировать компанию он-лайн в Эстонии можно всего за 18 минут, включая получение по сети лицензий и сертификатов. Заполнить налоговую декларацию можно затратив не более трех минут. То есть, система электронного правительства сокращает до минимума время на общение юридического лица с представителями контролирующих/регистрирующих органов.
Система X-Road также эффективно используется гражданами, поскольку её можно объединить с проектом общегосударственной электронной ID — картой и с интернет-банком для реализации платных сервисов. Так, посредством интернета можно ознакомиться с успеваемостью детей, оплатить коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте, при помощи мобильного телефона можно оплатить парковку машины, определить точное местоположение, с которого был произведен тот или иной звонок и др.
Наиболее ярким достижением реализации электронного правительства в Эстонии является внедрение технологии электронного голосования.
В 2005 году Эстония стала первой в мире страной, предоставившей своим избирателям возможность голосовать через Интернет на парламентских выборах.
В 2011 году, также впервые в мире, применена технология мобильных выборов. Избиратели могли идентифицировать себя с помощью Mobil-ID. Ведь электронные выборы — это не только технологические, но и законодательные изменения. Нормативно-правовая база уже была создана, была внедрена система межведомственного взаимодействия. Для минимизации фактора оказания давления на голосующего, разработан специальный регламент голосования. В электронных выборах можно голосовать неограниченное количество раз, но засчитывается последний голос. Важно и то, что выборы в интернете идут несколько дней, и они всегда заканчиваются до того, как начинаются обычные выборы. Если у человека все-таки не получилось свободно проголосовать в интернете, он всегда имеет возможность проголосовать традиционным способом.
В 2011 г около 150 000 человек (15,4% избирателей) проголосовало в электронном виде, из них примерно 150 человек затем пришли на избирательные участки и проголосовали повторно. Было отмечено и определенное смещение структуры избирателей. В электронных выборах, как правило, принимают участие люди, которые редко проявляют активность в очном голосовании. Так, в выборах 2011 года резко возросла активность мужчин возрастной группы от 30 до 40 лет.
электронное правительство эстония коррупция
Заключение
Таким образом, внедрение электронного правительства в Эстонской Республике способствовало развитию полноценного информационного общества и решению следующих задач:
· Повышение эффективности и оперативности предоставления государственных услуг обществу и бизнесу;
· Повышение качество предоставляемой информации, поскольку ИКТ собирают, обрабатывают, предоставляют громадные массивы данных за считанные секунды и без искажения;
· Снижение риска коррупции;
· Обеспечение прозрачности взаимодействия, во-первых, за счет применения электронной системы безопасности, во-вторых, за счет доступности всей публичной информации;
· Снижение бюрократии и сокращение, тем самым, финансовых расходов на содержание государственного аппарата.
Список использованных источников
1. Ивара Талло: «О причинах успеха электронного правительства в Эстонии» [Электронный ресурс]: интервью — Портал об электронном правительстве и госуслугах онлайн в Беларуси — 14 декабря 2011. — Режим доступа: http://e-gov. by/themes/ekspert/alena-popova-ob-elektronnom-pravitelstve-estonii. — Дата обращения 02.11.2012.
2. Олег Швайковский: «В Эстонии общество не только было готово воспринять инновации, но и хотело претворять их в жизнь» [Электронный ресурс]: интервью — Экспертная сеть по вопросам государственного управления — 23 июня 2011. — Режим доступа: http://itogi. gosbook.ru/interviews. — Дата обращения 02.11.2012.
3. э-Эстония [Электронный ресурс]: презентация — 29.01.2011 — Режим доступа: http://www.youtube.com/watch? v=0UETG8Z175. — Дата обращения 02.11.2012.
4. Эстония [Электронный ресурс]: материал из Википедии — свободной энциклопедии — 6 ноября 2012. — Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki/Эстония. — Дата обращения 07.11.2012.