Участие прокуратуры в нормотворческой деятельности и его формы
В своих приказах Генеральный прокурор неоднократно обращал внимание нижестоящих прокуроров на необходимость принятия мер к предупреждению правонарушений, информирования в необходимых случаях населения о результатах проверок и принятых мерах. В частности, в приказе Генерального прокурора от 15 декабря 2008 г. № 76 «Об организации надзора и управления в органах прокуратуры» указано на необходимость… Читать ещё >
Участие прокуратуры в нормотворческой деятельности и его формы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Участие прокуратуры в нормотворческой деятельности и его формы
Конституцией Республики Беларусь Генеральный прокурор не наделен правом законодательной инициативы. В соответствии со ст. 99 Конституции и ст. 45 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», правом законодательной инициативы обладают Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Правом законодательной инициативы по вопросу об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь обладают Президент Республики Беларусь или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.
В то же время, согласно п. 3 ст. 13 3 акона «О прокуратуре Республики Беларусь», Генеральная прокуратура в порядке, установленном законодательством, принимает участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов.
В ст. 41 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» указано, что при разработке планов подготовки проектов нормативных правовых актов учитываются предложения субъектов права законодательной инициативы, иных заинтересованных органов; общественных объединений, научных и иных организаций, а также граждан. В соответствии с этой нормой Генеральный прокурор также может внести свои предложения в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, который разрабатывает ежегодные планы подготовки законопроектов и вносит их в установленном порядке на утверждение Президента Республики Беларусь.
Согласно ст. 47 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормотворческий орган может в установленном порядке привлечь к подготовке проекта нормативного правового акта соответствующих специалистов, в первую очередь из государственных организаций, поручить специально создаваемым для этого временным комиссиям или рабочим группам. По смыслу закона, предложения о подготовке проекта нормативного правового акта могут быть даны прокуратуре как государственному органу, осуществляющему правовую деятельность.
Генеральный прокурор может поручить структурным подразделениям Генеральной прокуратуры разработать проект нормативного правового акта. Для подготовки проекта нормативного правового акта распоряжением Генерального прокурора при необходимости может быть создана рабочая группа из прокурорских работников и специалистов структурных подразделений Генеральной прокуратуры, прокуратур областей. Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
В п. 4 ст. 13 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» предусмотрено, что Генеральный прокурор, его заместители, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур и их заместители вправе в установленном порядке в пределах своей компетенции направлять предложения в нормотворческий орган (должностному лицу) о принятии (издании), изменении, дополнении, толковании или признании утратившими силу нормативных правовых актов. В соответствии с ч. 1 ст. 70 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», в случае обнаружения неясностей и различий в содержании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавший) этот акт, или, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченный им орган осуществляют официальное толкование этих норм путем принятия (издания) соответствующего нормативного правового акта.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», Генеральный прокурор вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в форме приказов, в том числе утверждающих положения и инструкции. Следует отметить, что издаваемые Генеральным прокурором нормативные правовые акты не должны противоречить законодательству Республики Беларусь, а также ранее принятым нормативным правовым актам Генерального прокурора.
При необходимости Генеральный прокурор издает нормативные правовые акты в форме приказов (постановлений) совместно с руководителями других правоохранительных органов и органов государственного управления.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», Генеральный прокурор вправе вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь предложения о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении дел и исполнении судебных постановлений.
Участие прокуратуры в нормотворческой деятельности осуществляется в следующих формах:
1) разработка проектов законов, декретов, указов и распоряжений Президента, иных нормативных правовых актов по предложению нормотворческого органа;
2) участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, осуществляемой нормотворческим органом либо по его предложению Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, иными организациями;
3) рецензирование (дача отзывов) на проекты нормативных правовых актов;
4) внесение предложений о дополнении государственных программ подготовки проектов нормативных правовых актов и ежегодных планов подготовки законопроектов;
5) внесение предложений нормотворческому органу (должностному лицу) о принятии нового нормативного правового акта, о признании действующего нормативного правового акта утратившим силу или о внесении в него дополнений и изменений;
6) направление в нормотворческий орган (должностному лицу) предложений о толковании нормативных правовых актов.
Правовое воспитание и его формы Правовая пропаганда занимает важное место в деятельности органов прокуратуры.
Пропаганда — распространение в обществе и разъяснение каких-нибудь воззрений, идей, знаний, учения.
Правовая пропаганда — это распространение в обществе правовых знаний. Правовую пропаганду осуществляют все правоохранительные органы. Однако ведущую, координирующую роль в распространении правовых знаний среди населения играет прокуратура.
Правовая пропаганда осуществляется по двум направлениям: правовое обучение и правовое воспитание.
Прокурорские работники уделяют большое внимание правовому обучению руководителей, иных должностных лиц государственных органов, организаций, объединений. В значительной степени нарушение законов, иных нормативных правовых актов связано с незнанием их сущности и содержания, что влечет неправильное их применение. Поэтому прокурорские работники, каждый по своему направлению деятельности, в различных формах разъясняют действующее законодательство в государственных органах, организациях, объединениях.
Прокуроры могут принимать участие в заседаниях коллегий соответствующих ведомств, в оперативных совещаниях и давать правовую оценку обсуждаемым вопросам, выступить с лекцией, сделать сообщение по определенным правовым вопросам на семинарах, совещаниях руководящих работников, иных должностных лиц, курсах и факультетах повышения квалификации. и т. д.
Определенное значение в правовом обучении должностных лиц, применяющих закон в различных сферах их деятельности, имеет участие прокуроров в обсуждении внесенных прокуратурой в государственные органы, организации, объединения правовых актов в связи с нарушениями законов, иных нормативных правовых актов, выявленными причинами этих нарушений и условиями, способствовавшими их совершению. Эти нарушения могут быть следствием незнания законодательства, неправильного его применения. В п. 5 ст. 39 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» указано, что при рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне, времени и месте заседания заранее сообщается прокурору или его заместителю, которые либо по их поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в его рассмотрении. В таких случаях прокурорский работник имеет возможность обосновать свой протест, разъяснить коллегиальному органу сущность нарушенного закона, иного нормативного правового акта и в чем заключается неправильное его применение. Прокурор также вправе принять участие в рассмотрении протестов; представлений, внесенных в иные органы, организации, объединения.
Несколько иное значение имеет правовое воспитание граждан.
Воспитание — навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Правовое воспитание — это формирование правового сознания у граждан, привитие навыков уважения к закону, устранение нигилистического к нему отношения. Правосознание — совокупность взглядов на действующее право, существующие правовые нормы.
Правовое воспитание граждан играет важную роль в укреплении законности. Прокурорские работники, основываясь на статистических данных, материалах проверок, уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, иных данных, выступают с лекциями, беседами в трудовых коллективах, в учебных заведениях, по месту жительства граждан. Правовому воспитанию граждан способствуют выступления прокурорских работников в средствах массовой информации: в печати, по радио, телевидению. Особое значение в правовом воспитании населения имеет участие прокуроров в судебных заседаниях при рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, где прокуроры поддерживают обвинение по уголовным делам и дают заключение по гражданским делам.
В своих приказах Генеральный прокурор неоднократно обращал внимание нижестоящих прокуроров на необходимость принятия мер к предупреждению правонарушений, информирования в необходимых случаях населения о результатах проверок и принятых мерах. В частности, в приказе Генерального прокурора от 15 декабря 2008 г. № 76 «Об организации надзора и управления в органах прокуратуры» указано на необходимость обеспечить регулярное информирование населения о следственной и судебной практике, мерах по укреплению законности и правопорядка с использованием средств массовой информации.
Генеральный прокурор обязывает нижестоящих прокуроров систематически и оперативно информировать общественность через средства массовой информации о результатах предварительного расследования и судебного разбирательства уголовных дел о преступлениях, объективно вскрывать причины этих негативных явлений и показывать реальные меры по их устранению.
Деятельность прокуратуры по борьбе с преступностью, иными правонарушениями, надзору за точным и единообразным исполнением законов, иных нормативных правовых актов освещается в республиканских, областных, городских и районных средствах массовой информации. При Генеральной прокуратуре учрежден журнал «Законность и правопорядок», где работники прокуратуры, практические работники других ведомств, ученые имеют возможность публиковать статьи, заметки по правовым вопросам.
Правовая пропаганда органами прокуратуры осуществляется в следующих формах:
1) выступления с лекциями, докладами, проведение бесед и иных форм устной правовой пропаганды в трудовых коллективах, в учебных заведениях, на семинарах, курсах и факультетах повышения квалификации, по месту жительства граждан;
2) выступления в средствах массовой информации (в печати, по радио, телевидению);
3) взаимодействие прокуроров с журналистами: участие в пресс-конференциях, за «круглым столом», приглашение журналистов на заседания коллегий Генеральной прокуратуры, прокуратур областей, на совещания, проводимые органами прокуратуры;
4) участие прокуроров в рассмотрении и обсуждении вносимых ими протестов и представлений, иных актов прокурорского реагирования;
5) участие прокуроров в судебных заседаниях по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях, в том числе в судебных заседаниях, проводимых вне здания суда в целях воспитательного воздействия судебного разбирательства;
6) иные формы правовой пропаганды.
Правовую пропаганду осуществляют руководители соответствующих прокуратур, их заместители, старшие помощники и помощники, начальники управлений и отделов, их заместители, прокуроры управлений и отделов по направлениям их деятельности.
Работа, проводимая прокурорами, их заместителями и помощниками по освещению в средствах массовой информации и в выступлениях перед населением деятельности прокуратуры, отражается в статистической отчетности.
право генеральный прокурор законодательство
1. Беляев, В. П. Надзорная и иные функции прокуратуры — совместимы ли они? // Российский следователь. — 2006. — № 4. — С. 49−54.
2. Белякин, Н. М. Прокурорский надзор за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях: метод. пособие / Н. М. Белякин, В. З. Самсонов, А. П. Сафонов. — М., 1984. — 119 с.
3. Березовская, С. Г. Охрана прав граждан советской прокуратурой / С. Г. Березовская. — М.: Изд-во «Наука», 1964. — 262 с.
4. Берензон, А. Д. Работа прокурора по общему надзору. Вопросы общей методики / А. Д. Берензон, В. Г. Мелкумов; Отв. ред.: И. В. Черменский. — М.: Юрид. лит., 1974. — 144 c.
5. Беркович, Е. Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов / Е. Ф. Беркович, — М., 2000. — 192 с.
6. Бессарабов, В. Г. Защита прокуратурой прав и свобод человека и гражданина / В. Г. Бессарабов, К. А. Кашаев. — М.:Городец, 2007. — 464 с.
7. Бессарабов, В. Место прокуратуры в государственном механизме современной России / В. Бессарабов // Законность. -1999. — № 10. — С. 40.
8. Бессарабов, В. Г. Прокурорский надзор: учебник / В. Г. Бессарабов. — М.: Проспект, 2007. — 535 с.
9. Бессарабов, В. Г. Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности / В. Г. Бессарабов, Р. Б. Хуторецкий. — М.: ИД «Камерон», 2006. — 320 с.
10. Бодакова, О. В. Прокурор в хозяйственном процессе / О. В. Бодакова // КонсультантПлюс: Беларусь. Версия Проф [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». — Минск, 2011.
11. 84. Борецкий, А. В. Акты прокуратуры по общему надзору: учебное пособие / А. В. Борецкий, В. В. Долежан. — Харьков: Фил. Ин-та повышения рук. кадров Прокуратуры СССР, 1983. — 152 с.
12. Бровин, Г. И. Прокурорский надзор за законностью исполнения приговоров / Г. И. Бровин, В. Т. Михайлов. — М.: «Юрид. лит.», 1977. — 136 с.
13. Бурмистров, К. Д. Роль прокурорского надзора в обеспечении социалистической законности / К. Д. Бурмистров. — М.: Юрид. лит., 1980. — 68 с.
14. Бут, Н. Д. Защита прокурором прав субъектов предпринимательской деятельности / Н. Д. Бут // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. — 2013. — № 2 — С. 43−48.
15. Василевич, Г. Цель конституционного контроля и прокурорского надзора — укрепление конституционной законности // Законность и правопорядок (Республика Беларусь). — 2007. — № 3. — С. 8−11.
16. Васюшкин, В. Пределы прокурорского надзора / В. Васюшкин // Законность. — 2010. — № 11. — С. 15−19.