Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Метод «эксперимент» на примере газеты «Амурская Правда»

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И, наконец, последнее — на употребление термина может влиять лексико-семантическая система языка. В нашем случае это использование лексемы «эксперимент» в терминологическом значении в научной литературе, с одной стороны (эксперимент (от лат. experimentum — проба, попытка, опыт) — общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных отношениях… Читать ещё >

Метод «эксперимент» на примере газеты «Амурская Правда» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

РЕФЕРАТ.

МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТ, ЖАНР ЭКСПЕРИМЕНТ В работе исследованы номера газеты «Амурская Правда» за период с 1 января 2013 до 31 января 2014 года..

Цель работы — изучить метод «эксперимент» на примере газеты «Амурская Правда». Теоретическую основу исследования составляют авторитетные учебные пособия и статьи о методе «эксперимент» следующих авторов — Ким М. Н., Тертычный А. А, Арутюнян С. М и др.

На основании теоретического материала были рассмотрены номера газеты «Амурская Правда», которые помогли нам разобраться, в чем же состоит специфика метода «эксперимент».

Эксперимент может быть методом и жанром. При чем, использование информации, полученной методом эксперимента, не всегда сказывается на жанровой определенности будущей публикации. Неопределенность возникает прежде всего в том случае, когда эксперимент оказывается не единственным, а одним из методов исследования действительности, примененных журналистом при подготовке публикации в каком-то конкретном случае.

Относя публикацию к жанру эксперимента, тем самым подчеркивают то, что речь в ней идет об искусственной, специально организованной самим журналистом предметно-практической ситуации. Эксперимент позволяет соединить в себе аналитическое начало и репортажное.

Актуальность выбранной темы обусловлена популярностью данного метода в современных СМИ.

Цель настоящей курсовой работы: изучить специфику метода «эксперимент».

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

ознакомиться с историей появления этого метода в России;

определить функции, темы, специфику метода;

дать общую характеристику газете «Амурская правда»;

проанализировать конкретные материалы, написанные с помощью метода «эксперимент» на примере газеты «Амурская правда».

Объектом изучения данной работы стала специфика интода «эксперимент».

Предметом изучения явилась газета «Амурская правда».

Основные научные исследования, положенные в основу работы, это Технология создания журналистского произведения. Ким М. Н. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. Учение о жанре в русском литературоведении: культурологический аспект Арутюнян С. М. Работа состоит из двух глав, включающих в себя по два пункта. Первая глава посвящена:

а) метод «эксперимент» в журналистике, б) жанр «эксперимент» в журналистике.

Вторая глава посвящена изучению материалов газеты «Амурская Правда», анализу метода «эксперимент».

В исследовательской работе нами использовался метод исследования контент-анализ.

Теоретическая значимость данной работы проявляется в том, что она может применяться при написании журналистских материалов с помощью метода «эксперимент».

Практическая значимость работы заключается в том, что в эксперименте объект является средством для создания искусственной ситуации. Делается это для того, чтобы журналист на практике мог проверить свои гипотезы, «проиграть» некие житейские обстоятельства, которые позволили бы ему лучше познать изучаемый объект. Поэтому необходимо изучать и чаще на практике применять данный метод.

1. РАЗЛИЧИЕ МЕТОДА И ЖАНРА «ЭКСПЕРИМЕНТ» В ЖУРНАЛИСТИКЕ.

1.1 Метод «эксперимент» в журналистике.

Метод эксперимента в журналистике зачастую отождествляют с методом включенного наблюдения. Тому есть свои причины. Во-первых, как и во включенном наблюдении, журналист-экспериментатор поддерживает непосредственную взаимосвязь с объектом изучения. Во-вторых, эксперимент, как и наблюдение, может проводиться скрытно. В-третьих, эксперимент относится к визуальным средствам изучения социальной действительности. Впрочем, несмотря на общность основных признаков эксперимент имеет и свои особенные черты и характеристики. «Под экспериментом понимают метод исследования, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда воздействующих на него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследователя».

Тертычный А. А дает нам другое определение метода «эксперимент», его мы и возьмем как основное: «метод „эксперимент“ — это искуственная, специально организованной самим журналистом предметно-практическая ситуация, набор действий, выполняемых для проверки истинности или ложности гипотезы или научного исследования причинно-следственных связей между феноменами. Исследователь старается изменить внешние условия так, чтобы повлиять на изучаемый объект. При этом внешнее воздействие на объект считается причиной, а изменение состояния или поведения объекта — следствием».

В эксперименте объект является средством для создания искусственной ситуации. Делается это для того, чтобы журналист на практике мог проверить свои гипотезы, «проиграть» некие житейские обстоятельства, которые позволили бы ему лучше познать изучаемый объект. К тому же в любом эксперименте заложен не только познавательный интерес журналиста-исследователя, но и управленческий. Если во включенном наблюдении корреспондент является скорее регистратором событий, то, участвуя в эксперименте, он имеет право вмешиваться в ситуацию, воздействуя на ее участников, управляя ими и принимая какие-то решения. «Воздействие на наблюдаемые объекты в ходе его не только является допустимым, но как раз и предполагается, — утверждает В. П. Таловов. — Прибегающие к экспериментированию корреспонденты не ждут, когда люди, те или иные должностные лица, целые службы раскроют себя спонтанно, т. е. произвольным, естественным образом. Это раскрытие преднамеренно вызывается, целенаправленно „организуется“ ими самими. Эксперимент — это наблюдение, сопровождаемое вмешательством наблюдателя в изучаемые процессы и явления, в определенных условиях — искусственный вызов, сознательное „провоцирование“ этих последних».

Как отмечает исследователь Акопов А. И, при планировании и проведении эксперимента журналистам надо учитывать следующие моменты.

Во-первых, еще до начала опыта необходимо определить его цели и задачи. Для этого нужно хорошо изучить ситуацию, собрать предварительную информацию о вероятных участниках, проработать имеющиеся документы и другие источники, а также наметить предмет изучения, т. е. то, что особенно будет интересовать в объекте исследования.

Во-вторых, необходимо определить место действия: будет ли эксперимент осуществлен в естественных или в лабораторных условиях. Соответственно надо подготовить и себя, и других участников операции.

Вот как описывают корреспонденты «Известий» Рустам Арифджанов и Сергей Мостовщиков свой натурный эксперимент, предпринятый ими в 1996 году. «Судя по периодически публикуемым данным, самым дорогим городом нашей Родины сейчас является Якутск, тогда как самым дешевым — Ульяновск. Знаменитая потребительская корзина РФ из 19 продуктов, позволяющая статистикам считать, что граждане в течение месяца с ее помощью не помрут, оценивается на родине холода в 471,4 тысячи рублей, а на родине Ленина всего в 130 тысяч. Это малые цифры, особенно если знать, из чего Госкомитет в свое время сплел нам наши корзинки. Но поскольку отродясь их никто не видел, в Якутск и Ульяновск мы поехали со своими собственными потребительскими котомками, составленными, исходя из своего скудного представления о жизни». Далее журналисты описывают свои «похождения» по этим городам. Эксперимент проводился параллельно в двух регионах страны. Журналисты попытались вместе с семьями местных жителей, ставших участниками эксперимента, прожить на тот «минимум», который высчитал Госкомстат. Выводы были неутешительны. Познав истинное положение людей, сравнив мифические и реальные цифры прожиточного минимума, журналисты приходят к заключению, что нужно кардинально менять сложившуюся ситуацию.

После того как журналист определил, в каких условиях будет проходить акция, ему следует сформировать рабочие гипотезы и выбрать индикатор воздействия на экспериментальную ситуацию. И лишь после этого решается, какими методами фиксировать и контролировать процесс исследования.

В структуре экспериментальной ситуации Л. В. Кашинская выделяет следующие элементы: исходное состояние объекта — воздействующий фактор — конечное состояние объекта. «Исходное состояние объекта у журналиста обычно зафиксировано, т. е. имеется определенная отправная информация. Но в этой же информации содержатся и те побуждающие мотивы, которые вызывают необходимость создания экспериментальной ситуации:

недостаточность необходимой журналисту информации для проверки или уточнения его гипотезы;

невозможность получить такую информацию обычными методами;

необходимость получения психологически достоверных аргументов".

Таким образом, эксперимент в журналистской практике целесообразно проводить лишь в конкретных случаях;

1. Когда перед корреспондентом стоит задача более глубокого проникновения в жизнь;

2. Когда ему с помощью различных воздействующих факторов необходимо выявить истинные поведенческие реакции людей;

3. Когда требуется проверить гипотезы по поводу того или иного объекта социальной действительности.

1.2 Жанр «эксперимент» в журналистике.

Многие исследователи отмечают, что процесс формулировки определения понятия «жанр» продолжается на протяжении долгого времени, «дискуссия о жанрах ведется в фундаментальных монографиях по теории литературы, появляются диссертации, проводятся конференции, выпускаются ежегодные сборники научных трудов». В. А. Луков, говоря о неугасающем интересе к теории жанра, замечает, что «появился даже особый термин „генология“, введенный еще в 1920 г. Полем Ван Тигемом для обозначения науки о жанрах и родах в литературе». Нельзя не заметить, что, несмотря на большое количество изысканий в области проблем жанра, общая теория далека от совершенства.

Для того, чтобы разобраться чем отличается жанр эксперимент от метода эксперимента, предлагаю, для начала, разобраться в чем отличие таких понятий, как жанр и метод.

С.М. Арутюнян среди многих недостатков традиционного учения о жанрах называет и «расплывчатость критерия для определения жанра как такового».

Неудивительно, что формулировок определений жанра в журналистике существует множество. Думается, что сложность в создании четкого единообразного определения жанра, которая возникает у авторов теоретических трудов по журналистике и литературоведению, заключается в том, что жанр — категория исторически изменчивая. По мысли А. И. Акопова, «как и всякая категория гуманитарной сферы, жанры не имеют четко обозначенных границ. Не всегда то или иное произведение можно отнести к какому-либо одному жанру. Как правило, имеют место промежуточные формы, когда примерно в равной мере наличествуют признаки двух или более жанров. В процессе расширения и углубления темы возможен также переход от одного жанра к другому».

Попытки дать определение понятию «жанр» предпринимаются как исследователями теории литературы и журналистики, так и практиками. Их подходы к этой проблеме различны, так как задача первых создать наиболее точно и полно отражающую сущностные характеристики понятия формулировку, которая становится основой для дальнейших научных разысканий, задача же практикующих журналистов — составить самое общее представление, необходимое в профессиональной деятельности. Так, А. Кобяков создал свое лаконичное определение жанра: «Жанр газетной журналистики — это способ и форма производства публикации газетным журналистом. И все. И не нужно больше ничего выдумывать. Признаться, меня раздражает умничанье создателей некоторых учебников для несчастных студентов. Ну, так закрутят русскую речь, что не только смысл определения понять невозможно — сами предложения не поддаются восприятию, по крайней мере, нормальных людей».

Несмотря на их краткость и простоту, подобные определения не подойдут для нашего исследования, так как не являются исчерпывающими, не отражают многих неотъемлемых признаков исследуемого понятия.

Нередко, давая определение понятию «жанр», исследователи обращаются к образам, метафорам. В. В. Ученова, например, вспоминая пословицу «Каждому блину нужна своя сковородка», так объясняет понятие жанра: «Условно говоря, жанры — разные виды „сковородок“, пригодные для выпечки изделий на газетные и журнальные полосы». Несомненна красота и яркость такого образа, однако он более подходит для популярного рассказа о журналистике, нежели для научной работы.

Интересны наблюдения Л. Шибаевой, которая опирается на теорию жанра В. Б. Шкловского, где объясняется, как формируется жанр и какое значение он имеет для автора и для читателя. В. Б. Шкловский сформулировал следующее определение жанра: «Постоянно установленные обычаи — этикеты порядка осмотра мира (как мне кажется) называются жанрами». Несмотря на то, что данное определение было разработано для теории литературы, Л. Шибаева полагает, что оно применимо и в теории журналистики. Она конкретизирует определение и приводит важнейшие, с ее точки зрения, основания жанра: «Предмет, функция, метод — три несущих кита, три нерушимых столпа, на которых держится жанр. При сохранении необходимых связей и зависимостей между ними возникает та самая „устойчивая форма“, в которой читателю удобнее всего воспринимать авторскую мысль».

В общем плане данную категорию можно определить следующим образом: «Жанр в публицистике (как и в других родах творчества) — относительно устойчивая система средств воспроизведения освоенной познанием действительности».

В нашем исследовании мы воспользуемся лаконичным определением А. И. Акопова: «Вид произведений печати, обладающий рядом проблемно-целевых, содержательных, стилистических и структурно-логических признаков называется жанром».

Часто метод подменяется жанром или жанр полностью отождествляется с методом исследования действительности. На наш взгляд, тому есть несколько причин. Во-первых, нельзя не согласиться с тем, что «каждому жанру журналистики соответствуют определенные методы работы с информацией и репрезентации фактологических данных в конкретном произведении», а это в свою очередь затрудняет разграничение в публикации метода исследования действительности или сбора информации и жанра. Во-вторых, причиной смешения понятий может послужить малая изученность метода. По словам исследователя терминологии и особенностей ее употребления И. С. Квитко, одной из причин развития многозначности терминов может стать «недостаточная изученность отдельных понятий, не позволяющая дать им четкого определения».

Т.В. Шумилина, например, отмечает, что нестрогое употребление термина «эксперимент» свидетельствует о «неразработанности теории и практики этого метода в журналистике».

И, наконец, последнее — на употребление термина может влиять лексико-семантическая система языка. В нашем случае это использование лексемы «эксперимент» в терминологическом значении в научной литературе, с одной стороны (эксперимент (от лат. experimentum — проба, попытка, опыт) — общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами социальной действительности) и в общеупотребительном значении в журналистской практике — с другой (эксперимент — вообще опыт, попытка сделать, предпринять что-нибудь). А. Кобяков, например, в своей статье подходит к жанровым понятиям именно с точки зрения практика, поэтому ограничивает жанр эксперимента «результатом исследования журналистом проблемы изнутри путем моделирования ситуации (журналист стал нищим, безбилетником…)». Подобное смешение методов могло произойти потому, что понятие «эксперимент» переосмысливается. Сегодня существуют две сферы бытования этого понятия: научная литература и журналистская практика, причем понятие из профессиональной сферы проникает и в научные источники, которые должны отслеживать и анализировать изменения в сфере журналистского труда.

Так, А. Тертычный выделяет 2 разновидности метода эксперимента, смешивая сферы бытования понятия: «В первом случае журналист «меняет профессию» (становится на время водителем такси или продавцом, или дворником и т. д.), «включается в какую-нибудь сферу деятельности в качестве исполнителя главной роли, должности, становится членом какого-то коллектива и осуществляет наблюдение и за коллективом, и за тем, как он реагирует на его (журналиста) действия. Во втором случае он специально организует какую-то ситуацию и наблюдает за тем, как она протекает, оставаясь при этом в роли журналиста». Мы должны не согласиться с автором в том, что у метода эксперимента существуют две разновидности. Из двух приведенных примеров собственно методом эксперимента можно назвать лишь второй. В первом же примере представлен метод включенного наблюдения, который часто используется журналистами для изучения ситуации «изнутри».

2. МЕТОД «ЭКСПЕРИМЕНТ» НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «АМУРСКАЯ ПРАВДА».

2.1 Общая характеристика газеты «Амурская правда».

«Амурская правда» — ежедневная региональная общественно-политическая газета Амурской области. Издается с 24 февраля 1918 года. В советскую эпоху — печатный орган Амурского областного комитета КПСС и областного Совета народных депутатов.

«Амурская правда» — единственное ежедневное общественно-политическое издание Приамурья, распространяющееся на всей территории Амурской области.

В газете в ежедневном режиме публикуются новости, экономические и политические обзоры, репортажи, интервью, очерки, заметки, отражающие все стороны жизни региона. На страницах издания публикуются законы, постановления и распоряжения различных ветвей власти, сообщения о конкурсах, аукционах и котировках.

«Амурская правда», кроме «ежедневки», которая печатается на 8 полосах, выходит также в формате «толстушки» — на 32 полосах. Ряд специальных приложений — «Пятница», «Золотые купола», «Глагол», «Азбука жизни», «Старая мельница», «Экономический портал», «Квадратный вопрос» и другие, позволяют расширить контент газеты.

Аудитория издания обширна и разнообразна. «Амурскую правду» читают представители политической и деловой элиты Приамурья, творческой интеллигенции, молодежи, пенсионеров.

Тираж на декабрь 2010 года: ежедневный выпуск — 8000 экз., четверговый — 12 000 экз.

В настоящее время главным редактором является Елена Павлова.

2.2 Анализ метода «эксперимент» на примере материалов газеты «Амурская правда».

Эмпирической базой для исследования послужили материалы регионального общественно-политического издания «Амурская Правда» в период с 1 января 2013 года до 31 января 2014 года.

За этот период в «Амурской правде» было опубликовано 28 материалов, написанных с помощью метода «эксперимент».

Под экспериментом понимают метод исследования, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда воздействующих на него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследователя.

В своей курсовой работе мы разделили эти материалы по темам: здоровье («Охота на нитраты», Варвара Носырева, 07.09.2013; «Дело — табак» Екатерина Сметанина, 14.10.2013; «Эксперимент АП: чего не хватает амурчанам для здорового образа жизни», Наталья Фадеева, 28.01.2014), социальные проблемы («Где вы, настоящие мужчины?», Яна Мирошниченко, Юлия Анохина, Ольга Озадовская, 27.06.2013; «Пиво не ушло из дома», Ольга Гордиенко, 02.07.2013; «В неудобном положении», Арина Степкина, 31.01.2013; «Корреспонденты „Молодежки“ провели добрый эксперимент», Яна Мирошниченко, Юлия Анохина, Оксана Чуносова, 13.07.2013.), образование («Спросите что-нибудь полегче!», Арина Степкина, 03.08.2013; «БАМ: как амурчане пытаются расшифровать легендарное слово из трех букв», Арина Степкина, 07.04.2014), транспорт («Журналисткий эксперимент: королева троллейбуса», Арина Степкина, 21.01.2014).

В эксперименте объект является средством для создания искусственной ситуации. Делается это для того, чтобы журналист на практике мог проверить свои гипотезы, «проиграть» некие житейские обстоятельства, которые позволили бы ему лучше познать изучаемый объект.

Прежде чем выдвигать какую-либо гипотезу, журналисту следует определиться, с какой целью он пишет материал, и исходя из этих целей ставить перед собой определенные задачи.

В материале Натальи Фадеевой «Эксперимент АП: чего не хватает амурчанам для здорового образа жизни» (приложение А), автор ставит перед собой цель выяснить, чего не хватает людям, чтобы быть здоровыми и счастливыми:

«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье», — говорил в свое время Гейне. «Здоровый нищий счастливее больного короля», — философствовал в ответ Шопенгауэр. Все современные люди, которые даже не знакомы с трудами Гейне и Шопенгауэра, прекрасно знают, что самый простой способ заботиться о собственном здоровье — вести правильный образ жизни. Но именно это — самое простое, получается с большим трудом.

Поэтому в очередном эксперименте «Амурской правды» мы решили все-таки выяснить, чего не хватает людям, чтобы наконец-то быть здоровыми, красивыми и счастливыми.".

После этого автор ставит перед собой задачу опросить жителей Благовещенска, узнать их мнение о том, что может поспособствовать вести горожанам здоровый образ жизни:

«Суть эксперимента на первый взгляд проста: стучаться в квартиры и просить их владельцев ответить на вопрос: «Что заставит амурчан вести здоровый образ жизни?».

Цель эксперимента «Корреспонденты „Молодежки“ провели добрый эксперимент» (приложение Б) выяснить, как благовещенцы реагируют на спонтанное проявление доброты по отношению к ним:

«В бешеном ритме городской жизни каждый, будто находясь в скорлупе, занят исключительно своими заботами — времени на помощь даже близким не всегда хватает. Что уж говорить о незнакомых людях. Корреспонденты „Молодежки“ решили провести эксперимент, цель которого — выяснить, как благовещенцы реагируют на спонтанное проявление доброты по отношению к ним».

В связи с этими целями авторы поставили следующие задачи:

«Чего у нас в планах только не было! Мы и старушку через дорогу переведем, и бомжа накормим, и сумки тяжелые поможем донести. Вершить добрые дела мы решили на одной из центральных улиц Благовещенска. Однако через несколько минут выяснилось: все люди, которым нужна помощь, сегодня будто специально остались дома. Старушки, словно бабочки, порхали через дорогу, умудряясь по пути расталкивать молодежь. Женщины превратились в суперменов и легко несли свои тяжелые сумки. Нам совсем не хотелось уходить, не сделав ничего доброго, и мы упорно заглядывали в глаза прохожих, как будто это нам нужна была помощь».

В эксперименте Арины Степкиной «Королева троллейбуса» (приложение В), автор ставит перед собой цель показать всю сложность работы кондуктора, испытав это на себе:

«В 6.06, пока мои коллеги-амурправдисты еще видели десятый сон, наш рогатый транспорт уже выехал на новый маршрут 2 В, который проходит по улице Ленина. Нина Михайловна показала, как работает терминал, отсчитала мне 20 билетов, взамен которых я должна была сдать 340 рублей, и отправила учиться на редких ранних пассажирах. Я сразу прокрутила в голове, сколько своих денег есть в кошельке, чтобы вернуть недостачу, если обсчитаюсь. Все-таки я гуманитарий и математическим складом ума никогда не отличалась».

Авторы эксперимента «Где вы, настоящие мужчины?» (приложение Г) поставили перед собой цель проверить Благовещенских мужчин на отзывчивость:

Корреспонденты «Молодежки» попытались найти в Благовещенске джентльменов.

Издавна считается, что русская женщина и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет. Но иногда ей все-таки требуется крепкое мужское плечо. Мы отправились искать такие «плечи» в самый центр нашего города.

Смысл эксперимента заключался в том, чтобы проверить благовещенских мужчин на отзывчивость. Для этого нам понадобились одно тяжелое цветочное растение в горшке и одна беспомощная девушка.

Абсолютно все новости появляются в результате возникновения информационного повода, который, в свою очередь, является следствием того или иного события. События могут касаться чего угодно, они охватывают весь спектр социальных взаимоотношений, а также ту область знаний, которая напрямую не зависит от человека. Информационный повод может быть как естественным, в большинстве случаев, так и «надуманным», искусственным.

Поводом для написания материала «Королева троллейбуса» (приложение В) послужило решение редакции, о чем и пишет автор:

«Давайте придумаем Арине эксперимент! Беременной она уже была, знания ЕГЭ у школьников проверяла, пусть теперь поработает… кондуктором… в троллейбусе», — очередная затея родилась на утренней планерке во время коллективного потребления глюкозы в виде кофе с конфетами. Пока общая фантазия не разыгралась на еще что-нибудь эдакое, решено было соглашаться на все предложенное.".

Идея провести «добрый» эксперимент (приложение Б) возникла у корреспондентов «Молодежки» после того, как одному из журналистов «Амурской Правды» нахамили в общественном транспорте, этим он поделился с редакцией на планерке, удивления это не у кого не вызвало, так и появилась идея проверить, а как люди реагируют на обратное поведение — спонтанное проявление доброты по отношению к ним.

В любом эксперименте заложен не только познавательный интерес журналиста-исследователя, но и управленческий, участвуя в эксперименте, он имеет право вмешиваться в ситуацию, воздействуя на ее участников, управляя ими и принимая какие-то решения. Журналист может провести эксперимент на себе, внедрившись в нужную ему социальную группу, стать «подставной фигурой» и т. п. При этом он не только воздействует на ситуацию, но и стремится привлечь к эксперименту всех интересующих его лиц. При планировании и проведении эксперимента журналисты учитывали следующие моменты:

Во-первых, еще до начала опыта определяли его цели и задачи. Для этого они хорошо изучали ситуацию, собирали предварительную информацию о вероятных участниках, а также наметили предмет изучения, а именно то, что особенно будет интересовать в объекте исследования.

Во-вторых, журналистами изначально определялось место действия: будет ли эксперимент осуществлен в естественных или в лабораторных условиях.

После того как журналист определил, в каких условиях будет проходить акция, он формировал рабочие гипотезы и выбрать индикатор воздействия на экспериментальную ситуацию. И лишь после этого решался вопрос, какими методами фиксировать и контролировать процесс исследования. Важным элементом в современной журналистике является обратная связь — это реакция на то, что услышано, прочитано или увидено. Информация отсылается назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя.

В издании «Амурская Правда» обратная связь с читателями поддерживается с помощью интернет-рессурсов, писем в редакцию или телефонных звонков.

Таким образом, можно проследить результативность написанных журналистами материалов, понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято.

На материал Натальи Фадеевой «чего не хватает амурчанам для здорового образа жизни» (Приложение А) жители Благовещенска оставляли следующие комментарии на сайте издания:

1. «Очень!!! не хватает в нашем городе места для езды на велосипедах. И нужно культивировать велодвижение, не только как вид спорта, но и как замену автомашине. Пробовали с женой ездить на работу на велосипедах, а мы не молоды и не худы, так в городе нас воспринимали как НЛО. С удовольствием заменили бы авто на двухколёсный транспорт, но пока в нашем городе возрастные люди в городе на велосипедах своим видом шокируют окружающих. Очень жаль! Это еще одна причина нашего решения уехать из Благовещенска. В Питере мы спокойно можем делать по утрам зарядку во дворе дома и ездить в городе на великах. Окружающие только поддерживают и вторят нашему примеру».

2. «Действенной мерой, действительно, был бы сокращенный рабочий день для женщин, но только не до пяти часов, а до 16 часов. Больно смотреть на вымотавшуюся супругу. Хоть и заезжаю за ней на работу, затем вместе за продуктами… и т. д. Хоть все и делаем совместно, но всегда ужин происходит здоровый режим? После ужина едва успеваешь обсудить с детьми прошедший день, как уже и спать, чтоб завтра начать все сначала. А будь у жены раб. день до 16 часов, то до 18 часов успевала бы поужинать вся семья и вечером совершить пешую прогулку перед сном».

Это означает, что сообщение дошло до адресата, мысль автора понята читателем верно.

На эксперимент корреспондента Арины Степкиной «В неудобном положении» (приложение Д) читатели реагировали таким образом:

«У меня тоже есть печальный опыт из этой же серии. Будучи беременной уже дважды, часто приходилось ездить на общественном транспорте по известному маршруту 1Э. В направлении Белогорья.

Мало того, что посадка в этот автобус довольно небезопасна (когда автобус подъезжал к посадке я уходила далеко в сторону, чтобы не оказаться затоптанной), протиснуться после посадки в автобус практически невозможно. Хорошо, если кондуктор замечал пассажирку в интересном положении. Тогда, выслушав добрую порцию претензий, удавалось кое-как доехать.

А однажды попала в ситуацию, в которой не знаешь, то ли смеяться то ли плакать… Воскресное утро. Ехала тогда с остановки Мухинка. Количество человек в автобусе тютелька в тютельку соответствовал количеству мест. Все сидевшие — мужчины. До остановки «Автовокзал» в Благовещенске я ехала стоя! Единственная среди сидящих «мужчин»! В тот момент показалось, что так теперь принято, а я просто «отстала» от жизни и жду от них чего-то неестественного…".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

жанр эксперимент журналистика газета В данной работе мы изучили специфику метода «эксперимент», отличие метода «эксперимент» от одноименного жанра.

Когда журналисты пишут материалы в жанре «эксперимент», они стремятся подчеркнуть именно то обстоятельство, что при сборе информации, использованной затем в публикациях, ими был применен именно данный, а не какой-то иной метод. Не в малой мере это стремление — ответ на актуальные информационные ожидания части современной аудитории СМИ, ориентированной на получение «живой», сенсационной информации.

Метод «эксперимент» часто несет в себе определенную интригу. Она возникает потому, что не все участники эксперимента знают, что они в ней участвуют.

Поэтому журналисты, стремящиеся быть замеченными публикой, часто не намерены ждать, когда сложится какая-то желанная необычная ситуация или произойдет интересное событие, когда действительность сама «повернется» к автору какой-то «сенсационной» своей стороной, они сами создают эти ситуации.

Все задачи, поставленные в исследовании, выполнены:

1. Мы изучили специфику метода «эксперимент», узнали этапы проведения эксперимента и необходимые условия для его осуществления.

2. Выяснили, что материалы, написанные с помощью метода «эксперимент» вызывают живой интерес у аудитории.

3. В ходе анализа отдельных материалов газеты «Амурская Правда» выяснилось, что наиболее частыми темами экспериментов стали темы здоровья и социальных проблем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

1. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001.

2. Луков В. А. Жанры и жанровые генерализации // Проблемы филологии и культурологии. 2006. № 1. С. 141.

3. Арутюнян С. М. Учение о жанре в русском литературоведении: культурологический аспект [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusfilm.su/article_Arutunyan.html.

4. Акопов А. И. Аналитические жанры журналистики. Письмо. Корреспонденция. Статья. Ростов-на-Дону, 1996. С. 7.

5. Шкловский В. Б. Тетива. О несходстве сходного. М., 1970. С. 337.

6. Квитко И. С. Термин в научном документе. Львов, 1976. С. 45.

7. Шумилина Т. В. Методы сбора информации в журналистике. М., 1983. С. 74 .

8. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. С. 419.

9. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. — М.: Аспект Пресс, 2000. С. 320.

10. Таловов В. П. Самоидентефикация журналистов и трансформация журналистских практик.- СПБ.: Аспект Пресс, 2002. С. 271.

11. Кашинская Л. В. Метод наблюдения в журналистике. — М. Терра, 2001. С. 247.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой