Эффективность привлечения заемного капитала для финансового оздоровления предприятий
Результаты экспертных макрооценок позволили констатировать, что в последние годы доля прироста валового внутреннего продукта, формируемого с участием железнодорожного транспорта, увеличивается, составив в 2009 году более 60%. Это свидетельствует о реальном повышении влияния крупнейшей транспортной компании ОАО «РЖД» на увеличение ВВП и ускорение экономического роста. Компания выполняет основной… Читать ещё >
Эффективность привлечения заемного капитала для финансового оздоровления предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Глава 1. Заемный капитал в систему финансового оздоровления предприятия
1.1 Политика управления заемным капиталом предприятия
1.2 Основные элементы политики управления заемным капиталом предприятия
1.3 Роль заемного капитала в процессе финансового управления
Глава 2. Управление заемным капиталом в компании на примере (ОАО «РЖД»)
2.1 Основные источники финансирования и особенности их использования на транспорте
2.2 Характеристика заемного капитала, регламент его привлечения и использования
Глава 3. Основные направления использования заемного капитала для инвестиционного финансирования компании
Заключение
Список литературы
Основы рыночных механизмов деятельности любых предприятий, которыми являются спрос, предложение и конкурентная среда, связаны с использованием источников привлеченных финансовых ресурсов, которые имеют форму либо кредитных ресурсов, либо — инвестиции в основной капитал. В экономической науке эти формы привлечения денежных средств хорошо исследованы и находят широкое применение в финансовой деятельности предприятий. Сферы их применения кредитов и инвестиций и механизмы их привлечения различаются в условиях нормально функционирующей экономики для стабильно работающих предприятий кредиты применяются, как правило, в целях финансирования тактических задач, связанных с операционной деятельностью и привлекаются на краткосрочной основе. В отличие от кредитов инвестиции привлекаются для решения стратегических задач. Привлечение инвестиционных ресурсов может осуществляться на долгосрочной и бессрочной основе. Последнее связано с изменением структуры собственности.
Несмотря на то, что грамотное использование заемного капитала обеспечивает реализацию концепции эффективного управления финансовым оздоровлением и гарантирует финансовую устойчивость предприятия в долгосрочном периоде, руководители многих российских организаций не уделяют должного внимания его методам и инструментам, что говорит об актуальности исследования данной проблемы.
Целью работы являются разработка рекомендаций, описывающих обеспечение эффективного использования заемного капитала в процессе финансового оздоровления современных российских предприятий.
Поставленная цель исследования определила постановку следующих задач исследования:
— уточнить особенности политики управления заемным капиталом и ее структуру;
— выявить и предложить для применения эффективные методы финансового оздоровления предприятия с использованием заемного капитала;
— разработать показатель эффективности привлечения заемного капитала для финансового оздоровления предприятий;
— выявить особенности управления заемным капиталом неплатежеспособного предприятия;
— определить особенности проявления кризисных явлений на химических предприятиях и связанные с ними особенности организации процесса финансового оздоровления на предприятий химической отрасли; разработать методику оценки эффективности использования заемного капитала в процедуре финансового оздоровления предприятий.
Объект исследования — ОАО «РЖД».
Предмет исследования — теоретические подходы и методы управления заемным капиталом при финансовом оздоровлении предприятий.
Глава 1. Заемный капитал в систему финансового оздоровления предприятия
1.1 Политика управления заемным капиталом предприятия
Эффективная реализация стратегии и тактики управления финансами в современных условиях не возможна в отсутствии финансовой политики предприятия. Определяя цели, задачи, виды и способы функционирования хозяйствующих субъектов, финансовая политика предприятия должна определять перспективы развития организации, инновационные направления ее деятельности, разрабатываться в условиях рисков и цикличности экономических процессов.
Рассматривая финансовую политику предприятия как идеологию организации финансового менеджмента, автор определил, что ее разработка и реализация будет наиболее эффективна в случае выделения ее функциональных направлений.
В этой связи, необходимость привлечения заемных средств вызывает потребность в формировании и реализации политики управления заемным капиталом.
Политика управления заемным капиталом представляет собой часть общей корпоративной финансовой политики, которая заключается в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.
Формирование данной политики должно происходить с учетом следующих условий:
наличие широких возможностей привлечения источников финансирования текущей деятельности предприятия;
стоимость заемных ресурсов ниже, чем стоимость собственного капитала предприятия;
привлечение заемных средств обеспечивает рост финансового потенциала для увеличения активов при возрастании объема продаж товаров и услуг;
привлечение заемных средств увеличивает рентабельность использования собственного капитала в результате действия эффекта финансового рычага;
использование заемных ресурсов генерирует риск снижения финансовой устойчивости и потери платёжеспособности;
активы, сформированные за счет заемных средств, позволяют получить меньшую прибыль из-за суммы выплачиваемого процента.
Процесс формирования политики управления заемным капиталом предполагает реализацию следующих этапов:
Проведение анализа сложившейся практики привлечения и использования заемных средств, в том числе:
изучение общего объема привлечения заемных средств и оценка его динамики в сопоставлении с объемами активов;
сравнение темпов динамики изменения заемного капитала с темпами изменения собственного капитала предприятия;
проведение анализа в динамике основных форм привлечения заемных средств и объемов заимствования по длительности использования;
проведение оценки состава кредиторов и условий кредитования, выявление соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков;
оценивается эффективность использования заемных средств с помощью показателей оборачиваемости и рентабельности.
Постановка цели привлечения заемных средств в предстоящем периоде:
определение источников формирования недостающих объемов ресурсов;
пополнение постоянной части оборотных активов;
обеспечение формирования переменной части оборотных активов;
обеспечение социальных программ;
обеспечение других временных нужд.
Определение оптимального размера заимствования:
выявление лимита использования заемных средств в бизнесе;
определение уровня эффекта финансового рычага, обеспечивающего приемлемый уровень заимствования;
Определение стоимости привлечения заемного капитала из различных источников:
проведение оценки внешних и внутренних источников;
определение общего размера средств, необходимых для обеспечения желаемого уровня заимствований;
Определение структуры объема заемных средств:
выявление средств, привлекаемых на краткосрочной и долгосрочной основе, оценка состава кредиторов;
формирование приемлемых условий привлечения заимствований.
Определение форм привлечения заемных средств. Указанные формы различаются в разрезе финансового, товарного кредита, прочих форм. Выбор конкретной формы привлечения заемных средств осуществляется в зависимости от особенностей организации хозяйственной деятельности и целей корпоративной финансовой политики предприятия.
Определение состава основных кредиторов по формам привлечения заемных средств, к которым могут относиться постоянные поставщики, имеющие возможность предоставить товарный кредит, коммерческие банки, другие кредиторы.
Формирование эффективных условий привлечения кредита. Основными условиями являются:
срок предоставления кредита;
ставка процента за кредит;
условия выплаты суммы процента;
условия выплаты суммы основного долга;
прочие условия, связанные с получением кредита.
Обеспечение эффективного использования кредитов. В качестве основных критериев оценки эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.
Обеспечение условий своевременных расчетов по полученным кредитам.
Таким образом, политика привлечения заемного капитала позволяет решить проблемы обеспечения предприятия достаточным объемом финансовых ресурсов для организации эффективной хозяйственной деятельности.
Политика привлечения заемного капитала включает в себя политику управления кредитными ресурсами и политику управления внутренней кредиторской задолженностью.
Политика управления кредитными ресурсами предполагает реализацию общих принципов корпоративной финансовой политики в рамках привлечения дополнительных финансовых ресурсов с участием внешних кредиторов, в том числе банков, инвестиционных компаний, других юридических и физических лиц.
Основными направлениями данной политики являются:
формирование долгосрочных кредитных источников финансирования деятельности предприятия;
формирование краткосрочных кредитных источников финансирования деятельности предприятия.
Первое направление предполагает управление кредитными ресурсами, которые привлекаются на предприятие сроком более года. В частности, к таким источникам могут относиться долгосрочные банковские ссуды, ипотечные кредиты, эмиссия облигаций, использование финансового лизинга и т. д.
Так, например, осуществление эмиссии облигаций ориентировано на привлечение необходимого объема заемных средств путем выпуска и размещения на первичном фондовом рынке ценных бумаг этого вида.
Управление данным источником кредитных ресурсов включает в себя:
проведение исследования возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии облигаций предприятия;
формулировку целей привлечения облигационного займа;
проведение оценки собственного кредитного рейтинга;
определение объема эмиссии облигаций;
определение условий эмиссии облигаций — вид, номинал, период обращения, порядок погашения, средний уровень доходности и т. д.;
проведение оценки стоимости облигационного займа;
формирование фонда погашения облигаций.
Управление краткосрочными кредитными ресурсами предприятия предполагает использование заемных средств, привлеченных на срок менее одного года. К таким источникам можно отнести краткосрочные банковские ссуды (в том числе овердрафт, кредитная линия и др.), товарный кредит и т. п.
При разработке политики привлечения банковских кредитов учитываются общие принципы корпоративной финансовой политики предприятия, в этой связи, основными этапами ее формирования являются:
постановка целей использования привлекаемого банковского кредита;
проведение оценки собственной кредитоспособности;
выбор необходимых видов привлекаемого банковского кредита;
изучение и оценка условий проведения банковского кредитования, в том числе особое внимание уделяется предельному размеру кредита, сроку, валюте кредитования, виду кредитной ставки, форме кредита, условиям погашения основного долга, выбору формы обеспечения;
корректировка кредитных условий в процессе заключения кредитного договора;
формирование условий эффективного использования банковского кредита;
организация и проведение контроля за текущим обслуживанием банковского кредита;
обеспечение своевременной и полной амортизации суммы основного долга по банковским кредитам.
Привлечение товарного кредита ориентировано на использование заемных средств, обеспечивающих максимальное удовлетворение потребности в финансировании формирования производственных запасов предприятия и снижение общей стоимости привлекаемых финансовых ресурсов. Механизм использования товарного кредита можно свести к следующим основным этапам:
формирование принципов привлечения товарного кредита и определение основных его видов;
расчет среднего периода использования товарного кредита;
оптимизация условий привлечения товарного кредита;
минимизация стоимости привлечения товарного кредита;
формирование условий эффективного использования товарного кредита;
обеспечение своевременности расчетов по товарному кредиту.
Наряду с политикой управления кредитными ресурсами на предприятии разрабатывается политика управления внутренней кредиторской задолженностью, которая включает в себя мероприятия по своевременному ее начислению и погашению. С этой целью реализуются следующие мероприятия:
проводится анализ внутренней кредиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде;
определяется состав внутренней кредиторской задолженности предприятия в будущем периоде;
устанавливается периодичность выплат по отдельным видам внутренней кредиторской задолженности;
делается прогноз средней суммы начисленных платежей по отдельным видам внутренней кредиторской задолженности;
делается прогноз средней суммы и размера прироста внутренней кредиторской задолженности по предприятию в целом;
оценивается эффективность от прироста внутренней кредиторской задолженности предприятия в будущем периоде;
разработка и реализация мероприятий по обеспечению контроля за своевременностью начисления и выплаты средств в разрезе отдельных видов внутренней кредиторской задолженности.
Подводя итог, хотелось бы заметить, что эффективная организация политики управления заемным капиталом предприятия позволит повысить отдачу политики управления собственными средствами предприятия через действие эффекта финансового рычага, и как следствие, увеличить рыночную стоимость предприятия.
1.2 Основные элементы политики управления заемным капиталом предприятия
Политика управления заёмным капиталом предприятия представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации финансовых решений, регулирующих процесс привлечения заемных средств, а также определяющих наиболее рациональный источник финансирования заемного капитала в соответствии с потребностями и возможностями развития предприятия.
На первом этапе формирования заемного капитала необходимо определиться с источниками и объемами привлечения финансовых ресурсов, затем производится оценка эффективности определенного источника привлечения ресурсов, оптимизация форм привлечения, оценка риска, связанного с формированием капитала. Основными объектами управления при формировании заемного капитала являются его стоимость (цена) и структура. Субъектная структура определяется в соответствии с внешними источниками финансирования деятельности предприятия, которые включают в себя различные формы займов и кредитов (рис. 1) .
Рис. 1 — Формирование заемной политики предприятия Многообразие источников и условий предложения заемного капитала определяет необходимость осуществления сравнительной оценки эффективности формирования заемных инвестиционных ресурсов в разрезе отдельных его элементов.
Особенности оценки и управления стоимостью заемного капитала в разрезе базовых его элементов приведены на рис. 2.
Рис. 2 — Система базовых элементов оценки и управления стоимостью заемного капитала предприятия
Внешними условиями эффективного формирования заёмной политики предприятия являются:
развитие финансового (фондового) рынка и его инфраструктуры, обеспечивающей организацию движения финансовых потоков, доступность финансовой информации для принятия управленческих решений;
развитие кредитно-банковского рынка, институтов общества, акционерной собственности и устойчивость денежного обращения.
1.3 Роль заемного капитала в процессе финансового управления
Заемный капитал в процессе финансового управления оценивается по следующим основным элементам: 1) стоимость финансового кредита (банковского и лизингового); 2) стоимость капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций; 3) стоимость товарного (коммерческого) кредита (в форме краткосрочной или долгосрочной отсрочки платежа); 4) стоимость текущих обязательств по расчетам.
1. Стоимость финансового кредита оценивается в разрезе двух основных источников его предоставления на современном этапе — банковского кредита и финансового лизинга (принципиальные положения такой оценки могут быть использованы и при привлечении предприятием финансового кредита из других источников).
а) стоимость банковского кредита, несмотря на многообразие его видов, форм и условий, определяется на основе ставки процента за кредит, которая формирует основные затраты по его обслуживанию. Эта ставка в процессе оценки требует внесения двух уточнений: она должна быть увеличена на размер других затрат предприятия, обусловленных условиями кредитного соглашения (например, страхования кредита за счет заемщика) и уменьшена на ставку налога на прибыль с целью отражения реальных затрат предприятия.
Если предприятие не несет дополнительных затрат по привлечению банковского кредита или если эти расходы несущественны по отношению к сумме привлекаемых средств, то приведенная формула оценки используется без ее знаменателя (базовый ее вариант).
Управление стоимостью банковского кредита сводится к выявлению таких его предложений на финансовом рынке, которые эту стоимость минимизируют как по ставке процента за кредит, так и по другим условиям его привлечения (при неизменности привлекаемой суммы кредита и срока его использования).
б) Стоимость финансового лизинга — одной из современных форм привлечения финансового кредита — определяется на основе ставки лизинговых платежей (лизинговой ставки). При этом следует учитывать, что эта ставка включает две составляющие
а) постепенный возврат суммы основного долга (он представляет собой годовую норму финансовой амортизации актива, привлеченного на условиях финансового лизинга, в соответствии с которым после его оплаты он передается в собственность арендатору);
б) стоимость непосредственного обслуживания лизингового долга.
Управление стоимостью финансового лизинга основывается на двух критериях:
а) стоимость финансового лизинга не должна превышать стоимости банковского кредита, предоставляемого на аналогичный период (иначе предприятию выгодней получить долгосрочный банковский кредит для покупки актива в собственность);
б) в процессе использования финансового лизинга должны быть выявлены такие предложения, которые минимизируют его стоимость.
2. Стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций, оценивается на базе ставки купонного процента по ней, формирующего сумму периодических купонных выплат. Если облигация продается на иных условиях, то базой оценки выступает общая сумма дисконта по ней, выплачиваемая при погашении.
Управление стоимостью привлекаемого капитала в этом случае сводится к разработке соответствующей эмиссионной политики, обеспечивающей полную реализацию эмитируемых облигаций на условиях, не выше среднерыночных.
3. Стоимость товарного (коммерческого) кредита оценивается в разрезе двух форм его предоставления: а) по кредиту в форме краткосрочной отсрочки платежа: б) по кредиту в форме долгосрочной отсрочки платежа, оформленной векселем.
а) стоимость товарного (коммерческого) кредита, предоставляемого в форме краткосрочной отсрочки платежа, на первый взгляд представляется нулевой, так как в соответствии со сложившейся коммерческой практикой отсрочка расчетов за поставленную продукцию в пределах обусловленного срока (как правило, до одного месяца) дополнительной платой не облагается. Иными словами, внешне эта форма кредита выглядит как бесплатно предоставляемая поставщиком финансовая услуга.
Однако в реальности это не так. Стоимость каждого такого кредита оценивается размером скидки с цены продукции, при осуществлении наличного платежа за нее.
Таким образом, на первый взгляд бесплатное предоставление такого товарного кредита, может оказаться самым дорогим по стоимости привлечения источником заемного капитала.
Учитывая, что стоимость привлечения этого вида заемного капитала носит скрытый характер, основу управления этой стоимостью составляет обязательная оценка ее в годовой ставке по каждому предоставляемому товарному (коммерческому) кредиту и ее сравнение со стоимостью привлечения аналогичного банковского кредита. Практика показывает, что во многих случаях выгодней взять банковский кредит для постоянной немедленной оплаты продукции и получения соответствующей ценовой скидки, чем пользоваться такой формой товарного (коммерческого) кредита.
б) стоимость товарного (коммерческого) кредита в форме долгосрочной отсрочки платежа с оформлением Векселем формируется на тех же условиях, что и банковского, однако должна учитывать при этом потерю ценовой скидки за наличный платеж за продукцию.
Управление стоимостью этой формы товарного кредита, как и банковской, сводится к поиску вариантов поставок аналогичной продукции, минимизирующих размеры этой стоимости.
4. Стоимость текущих обязательств предприятия по расчетам при определении средневзвешенной стоимости капитала учитывается по нулевой ставке, так как представляет собой бесплатное финансирование предприятия за счет этого вида заемного капитала. Сумма этих обязательств условно приравнивается к собственному капиталу только при расчете норматива обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами; во всех остальных случаях эта часть текущих обязательств рассматривается как краткосрочно привлеченный заемный капитал (в пределах одного месяца). Так как сроки выплат этой начисленной задолженности (по заработной плате, налогам, страхованию и т. п.) строго детерминированы, она не относится к управляемому финансированию с позиций оценки стоимости капитала.
С учетом оценки стоимости отдельных составных элементов заемного капитала и удельного веса каждого из этих элементов в общей его сумме может быть определена средневзвешенная стоимость заемного капитала предприятия.
Внутренними условиями эффективного формирования заёмной политики предприятия являются:
действия управляющей системы должны быть направлены на достижение конкретных целей. Перед тем как привлекать заемный капитал, предприятиезаемщик должно четко определить цели и направления использования земных средств, сопоставить их эффективность и цену привлечения;
минимизация транзакционных издержек привлечения заемных средств, при этом эффективность совокупности заемных средств, объединенных в рамках единой организационной структуры предприятия, должна быть выше эффективности альтернативных вложений заемных средств по отдельности;
комплексность процесса управления заемным капиталом, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль этапов привлечения и использования заемных средств.
Обеспечение данных условий базируется на определенных принципах управления формированием заемного капитала предприятия:
соответствии общей системе управления капиталом предприятия;
финансовой обусловленности решений при формировании заемного капитала предприятий;
высоком динамизме процесса управления кредитно-займовыми операциями предприятия;
* вариантности подходов к выбору формы и условий привлечения предприятием заемных средств.
Вышеперечисленные принципы определяют цель политики управления заёмным капиталом предприятия, которая заключается в повышении эффективности функционирования собственного капитала предприятия за счет использования заемных средств. Эффективное управление формированием заемного капитала предприятия является одним из способов максимизации стоимости предприятия за счет минимизации средневзвешенной цены капитала.
Сущность управления формированием заемного капитала предприятия проявляется в реализации оперативных, координационных, контрольных и регулирующих функций управления этим процессом, которые обеспечивают достижение цели и выполнение комплекса задач данного процесса.
Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением денежного потока. Сюда относится управление притоком и оттоком денежных средств в результате кредитнозаймовых операций.
К координационным функциям относятся анализ потребностей заемных средств и их структурирование по форме и условиям привлечения, анализ потенциальной и реальной доходности кредитно-займовых операций и т. д.
Контрольная функция выступает индикатором эффективности привлечения предприятием заемных средств. К ним относятся учет затрат на обслуживание финансовых обязательств; установление отклонений фактической величины доходности кредитно-займовых операций от прогнозируемой и выявление причин, вызвавших эти отклонения.
Регулирующие функции заключаются в разработке мероприятий, направленных на повышение эффективности форм и условий реализации кредитнозаймовых операций.
Глава 2. Управление заемным капиталом в компании на примере (ОАО «РЖД»)
2.1 Основные источники финансирования и особенности их использования на транспорте
Транспортный комплекс относится к стратегическим отраслям народно-хозяйственного комплекса, является важнейшим инфраструктурным звеном в достижении социальных, экономических, внешнеполитических и других целей, обеспечивающих функционирование всех сфер экономической деятельности, защиту национальных интересов России и её экономическую безопасность. Услуги транспорта составляют около 8% валового внутреннего продукта. В этой сфере занято более 6 млн. работающих, стоимость его основных производственных фондов составляет около 20% стоимости фондов страны, а доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства — примерно 15−20%. Основное отличие транспортного комплекса России от большинства стран мира заключается в ведущей роли железнодорожного транспорта, выполняющего около 80% грузовых перевозок (без учета трубопроводного) и более 40% пассажирооборота (табл. 1).
Таблица 1 — Структура транспортного рынка России, за 2009 год, %
Вид транспорта | Перевезено грузов | Грузооборот | Перевезено пассажиров | Пассажирооборот | |
Железнодорожный | |||||
Автомобильный | |||||
Морской | 0,015 | 0,011 | |||
Внутренний водный | 0,240 | ||||
Воздушный | 0,03 | 0,1 | |||
Трубопроводный | ; | ; | |||
Результаты экспертных макрооценок позволили констатировать, что в последние годы доля прироста валового внутреннего продукта, формируемого с участием железнодорожного транспорта, увеличивается, составив в 2009 году более 60%. Это свидетельствует о реальном повышении влияния крупнейшей транспортной компании ОАО «РЖД» на увеличение ВВП и ускорение экономического роста. Компания выполняет основной объем перевозок в отраслях, формирующих народнохозяйственный комплекс, а также обеспечивает массовые перевозки и пассажиров, сохраняя устойчивые производственные связи регионов и единое экономическое пространство страны. Стратегической программой ее развития до 2030 г. предусмотрено, что, по сравнению с 2008 годом, грузооборот возрастет в 1,7 раза и составит 3300 млн. тонно-км, пассажирооборот — 1,3 раз и превысит 231 млрд. пассажиро-км.
Вместе с тем, состояние материально-технической базы компании в настоящее время не в полной мере соответствуют перспективным грузои пассажиропотокам, существует ряд «узких» мест, которые снижают его перевозочные мощности. Для поддержания роста объемов перевозок необходимо наращивание производственно-экономического потенциала в соответствии с современными требованиями НТП. Недостаточные провозные способности железных дорог и технологические ограничения мощностей по производству современного подвижного состава и спецтехники являются наиболее серьезными факторами, способными в будущем негативно повлиять на состояние и устойчивое развитие транспортной компании ОАО «РЖД».
Проведенный анализ состояния основных производственных фондов на начало 2009 года позволил сделать следующие оценки:
большая часть основных средств имеет высокую степень физического износа (порядка 60−65%). Особенно высок износ подвижного состава, который достиг критических величин: по грузовым вагонам — 85,9%, пассажирским вагонам — 74,1%, электровозам — 72,5%;
высока доля морально устаревших технических средств, несоответствующих современным требованиям эксплуатации: превысили нормативные сроки службы 31% парка тепловозов, 52% - электровозов, 40% - погрузочно-разгрузочной техники;
по оценкам ОАО «РЖД», прогнозируется интенсивное выбытие подвижного состава, эксплуатация которого начата в 70−80 годы;
увеличивается дефицит финансовых ресурсов, направляемых на капитальный ремонт основных средств (с 30,6% в 2005 г. до 39,6% в 2008 г.); большинство ремонтных предприятий отрасли и машиностроительных заводов (Октябрьский электровагоноремонтный завод, Коломенский завод, Тверской вагоностроительный завод, Демиховский машиностроительный завод и др.) — поставщиков подвижного состава и специальной путевой техники имеют физически и морально устаревший парк оборудования, несоответствующий современным техническим требованиям.
Таким образом, инвестиционный фактор становится ключевым в решении стратегических задач развития компании.
Это подтверждает тот факт, что отмеченные современные тенденции характерны для трансформации системы управления инвестиционной деятельностью компании. В частности, программный принцип управления, предусматривающий увязку результатов инвестиционной деятельности со стратегическими целями компании, принят в отрасли с начала создания ОАО «РЖД». В 2006 году разработана среднесрочная инвестиционная программа на три года, а в Стратегической программе развития компании до 2030 года предусмотрено необходимое инвестиционное обеспечение на этот период.
В 2008 году инвестиционная программа компании впервые сформирована как портфель инвестиционных проектов с утвержденными бюджетами проектов и сроками их реализации, что обеспечивает более гибкое реагирование на изменения прогнозов социально-экономического развития страны в целом и наиболее важных грузообразующих регионов: Центрального, Северо-Западного, Южно-Уральского, Западно-Сибирского и др.
Изменен формат инвестиционной программы, при котором объектом управления выступают не функциональные структуры, а целевые инвестиционные проекты. Новый формат направлен на сбалансированное развитие всех элементов перевозочного процесса: обновление инфраструктуры, приобретение и модернизацию парка подвижного состава, развитие системы ремонта и сервисного обслуживания подвижного состава и др.
Анализ проектов, предусмотренных инвестиционными программами, подтверждают их целевую направленность на решение стратегических задач ОАО «РЖД», включая:
повышение комплексной безопасности и устойчивости функционирования компании;
ускорение движения грузои пассажиропотоков за счет развития пропускной способности железнодорожной сети;
увеличение объемов закупки и ввода в эксплуатацию современного подвижного состава;
масштабное развитие инфраструктуры за счет обновления, оборудования хозяйства электроснабжения, путевой техники, грузовой и коммерческой работы, развития систем технологической связи, реализации программы корпоративной информатизации и др.
Все эти факторы позволили выявить ряд особенностей, определяющих специфику системы финансирования инвестиционного развития ОАО «РЖД». К ним относятся:
высокая капиталоемкость, обусловленная «дорогой» инфраструктурой составляющей основных производственных фондов отрасли (пути, мосты, тоннели, сложные устрой электроснабжения, телекоммуникаций и др.);
обязательная централизация управления транспортным производством и комплексность развития участников единого перевозочного процесса;
необходимость крупных инвестиционных проектов для дальнейшего развития железнодорожного обслуживания (строительство новых линий в Сибири и Дальнем Востоке, инфраструктура международных транспортных коридоров, переход на логистические технологии перевозок и др.), что значительно удлиняет сроки их окупаемости.
Эти особенности определили с одной стороны необходимость концентрации инвестиционных ресурсов и централизации управления инвестиционной деятельностью компании, а с другой — использование собственных ресурсов в виде амортизационных отчислений и прибыли в качестве основных источников финансирования инвестиционных программ развития ОАО «РЖД».
Однако высокий износ и недостаточный технический уровень основных производственных фондов, ускоренное выбытие подвижного состава требует расширения контура инвестиционного финансирования, масштабы которого характеризуют данные табл. 2.
Таблица 2 — Оценка инвестиционных потребностей ОАО «РЖД»
№ п/п | Наименование показателей | Ед. измерения | 2005 г. (факт) | 2010 г. | Примечание | |
1. | Темп роста объема перевозок | % | 121,7 | |||
2. | Объем инвестиций всего: в том числе собственные средства | Млрд.руб. | 147,7 136,9 | 267,0 166,6 | Расчет: (136,9×121,7)/100 | |
3. | Потребность в заемных инвестиционных ресурсах | Млрд. руб. | 10,8 | 101,4 | Расчет: 267,0−166,6 | |
4. | Удельный вес заемных средств | % | 7,3 | 37,8 | ||
Таким образом, дефицит инвестиционных потребностей, необеспеченных собственными финансовыми ресурсами отрасли, увеличивается и составляет около 40% их общей потребности, что определяет актуальность активного использования внешних источников финансирования инвестиций.
2.2 Характеристика заемного капитала, регламент его привлечения и использования
Обобщение научно-методических подходов позволили отнести к внешним источникам долгосрочного заимствования средства, полученные в денежной или имущественной форме, имеющих стоимостную оценку и предусматривающие их возвратность и плату за использование. При этом выявлено ряд особенностей применения этих источников на железнодорожном транспорте:
наличие дополнительного внетранспортного эффекта за счет расширения масштабов производства в смежных, технологически связанных с железнодорожным транспортом отраслях и сферах (производство подвижного состава, энергетика, топливная промышленность и др.);
значительный временной лаг и фактор сезонности, что ограничивает эффект финансового рычага;
понижающее давление на экономическую эффективность выполнения ряда социальных функций, в частности убыточных пассажирских перевозок;
незначительный опыт участника финансового рынка, и как следствие — дополнительные расходы по формированию необходимой инфраструктуры и оплате консультационных услуг;
отсутствие длительной стабильной кредитной истории, что ужесточает условия и повышает стоимость привлечения заемного капитала.
С целью типизации основных этапов подготовки и реализации инвестиционных решений по применению заемных технологий финансирования предложен авторский регламент долгосрочного заимствования, содержание которого представлено на рис. 3.
Рис. 3 — Регламент долгосрочного заимствования заемный капитал финансовый управление Практическая апробация предложенного регламента осуществлена на примере использования кредитной схемы финансирования для приобретения полувагонов ООО «СибУглеМетТранс», ООО «ЗапСибТранссервис». Проведенное обоснование оказалось достаточным для принятия положительного решения о предоставлении долгосрочного кредита ОАО «ТрансКредитБанком», что подтверждено актом о внедрении.
В соответствии с принятием решения о привлечении заемного капитала проведена оценка кредитного потенциала ОАО «РЖД».
Анализ баланса компании показал, что доля заемных средств в пассивах весьма незначительна (табл. 3). Заемный капитал в основном представлен в виде краткосрочных кредитов и займов, а их удельный вес только в 2009 году превысил 2% от общего объема пассивов. Долгосрочный заемный капитал появился в 2008 году, при этом доля его составила 0,44%.
Таблица 3 — Структура пассивов ОАО «РЖД»
Статьи пассива баланса | 01.01.2008 | 01.01.2009 | 01.01.2010 | |
I. Капитал и резервы, всего в том числе: | 91,50 | 91,86 | 91,81 | |
уставный капитал | 84,13 | 84,05 | 72,68 | |
добавочный капитал | 7,05 | 7,04 | 18,39 | |
резервный капитал | 0,00 | 0,02 | 0,03 | |
нераспределенная прибыль | 0,32 | 0,75 | 0,71 | |
II. Долгосрочные обязательства, всего в том числе: | 1,85 | 1,87 | 1,66 | |
займы и кредиты | 0,00 | 0,44 | 0,39 | |
III. Краткосрочные обязательства, всего в том числе: | 6,65 | 6,27 | 6,53 | |
займы и кредиты | 0,56 | 0,98 | 2,16 | |
кредиторская задолженность | 6,09 | 5,29 | 4,37 | |
Валюта баланса | 100,00 | 100,00 | 100,00 | |
Выполненные расчеты подтвердили вывод о высоком заемном потенциале ОАО «РЖД» и недостаточном уровне его использования, поскольку фактические значения основных показателей кредитоспособности хозяйствующего субъекта (финансовой напряженности, независимости, устойчивости и др.) существенно ниже значений, рекомендованных ЦБ России коммерческим банкам для работы с заемщиками.
В этой связи необходимо дать оценку возможности привлечения заемного капитала отраслевой банковской системы и ее основной структуры — ОАО «ТрансКредитБанк». Выступая в качестве опорного банка железнодорожной отрасли, приоритетно ориентированного на удовлетворение потребностей стратегического партнера ОАО «РЖД», «ТрансКредитБанк» является универсальным финансовым институтом и предоставляет клиентам широкий спектр банковский продуктов и услуг, реализуемых на основе современных управленческих и информационных технологий. Основные направления размещения кредитов связаны с железнодорожным транспортом. При этом в структуре кредитов отмечают рост доли кредитов, предоставляемых на срок свыше 1 года (на начало 2009 года она составила 37% против 9% годом ранее).
ОАО «ТрансКредитБанк» перешел от преимущественно прямого кредитования ОАО «РЖД» к финансированию стратегически важных для отрасли предприятий и проектов («Уралвагонзавод», компания «ТрансСтройПрактика», лизинговая компания «ТрансИнвестХолдинг и др.). Положительные тенденции отмечались также в активизации деятельности в рамках сотрудничества с кредитными агентствами и западными банками (Deutsche Bank, Morgan Bank и др.) по закупке дорогостоящего технологического оборудования и фондируемых ресурсов для российских компаний — партнеров и поставщиков ОАО «РЖД».
Развитие сети филиалов ОАО «ТрансКредитБанк», удельный вес которых составил более 30% общего объема кредитных операций, расширяет географию предоставления кредитов, что принципиально важно для качественного банковского обслуживания компании.
Таким образом, в отраслевом банковском секторе, имеется благоприятная ситуация для финансирования инвестиционных мероприятий и удовлетворения растущих потребностей в заемном капитале ОАО «РЖД».
Глава 3. Основные направления использования заемного капитала для инвестиционного финансирования компании
Таким образом, по результатам анализа структуры заемного каптала компании мы выявили наиболее приемлемые для условий железнодорожного транспорта заемные формы внешнего финансирования инвестиционных проектов и программ. Их сравнительная характеристика приведена в табл. 4.
Таблица 4 — Сравнительная характеристика форм привлечения заемных ресурсов
Форма заемного капитала | Положительный эффект | Отрицательный эффект | |
Облигационный займ | Сравнительно низкая стоимость привлечения ресурсов; Возможность пересмотра стоимости ресурсов в зависимости от конъюнктуры рынка; Возможность привлечения значительного объема средств; Невысокая периодичность платежей (как правило, раз в полугодие); Формирование имиджа участника финансового рынка. | Дополнительные расходы, связанные с регистрацией и размещением займа; Возможность нецелевого использования ресурсов; Риск неразмещения займа. | |
Инвестиционный Кредит | Отсутствие первоначального взноса; Возможность изменения процентной ставки; Возможность включения расходов по погашению процентов в себестоимость; Формирование кредитного рейтинга. | Фиксированные сроки платежей с высокой периодичностью (ежемесячно); Возможность нецелевого использования ресурсов; Высокая процентная ставка | |
Лизинг | Возможность гибкого графика лизинговых платежей; Уменьшение налогооблагаемой прибыли; Уменьшение налога на имущество; Целевой характер использования ресурсов; | Наличие первоначального взноса в виде авансового платежа; Увеличение процентной ставки (маржа лизинговой компании). | |
При выборе форм привлечения заемного капитала приоритетно был рассмотрен выпуск облигационного займа, поскольку компания имеет положительный опыт использования этой формы заимствования. Условия выпуска облигационного займа, совокупным объемом 47 млрд руб., приведены в табл. 5.
Таблица 5 — Характеристика облигационного займа ОАО «РЖД»
Транши | Объем, млн. руб. | Ставка по купонам, % в год (выплаты полугодовые) | Дата начала размещения | Дата погашения | |
4 000 | 6,59 | 08.12.2004 | 07.12.2005 | ||
4 000 | 7,75 | 08.12.2004 | 05.12.2007 | ||
4 000 | 8,33 | 08.12.2004 | 02.12.2009 | ||
10 000 | 6,59 | 15.12.2005 | 14.06.2007 | ||
10 000 | 7,20 | 15.12.2005 | 14.12.2005 | ||
10 000 | 7,35 | 16.11.05 | 10.11.2010 | ||
5 000 | 7,55 | 16.11.05 | 07.11.2012 | ||
Размещение займа стало крупнейшим и достаточно успешным в истории российского рынка ценных бумаг. Облигации ОАО «РЖД» агентством Standard&Poor`s присвоен рейтинг «ruAA+», вторичные торги этими облигациями проходят на Фондовой бирже ММВБ и внесены в котировальный лист, А второго уровня. Кроме того, они включены в ломбардный список Центрального Банка РФ, а следовательно кредитные организации, участвующие в размещении облигаций, могут привлекать ломбардные кредиты Банка России для их обеспечения. Погашение облигаций проходит в полном соответствии с установленными условиями.
Таким образом, выполненные оценки результатов размещения и погашения этого облигационного займа позволяют рекомендовать организацию выпуска целевого инвестиционного займа на развитие компании ОАО «РЖД».
Данный факт только подтверждает преимущества лизинговых схем финансирования обновления транспортной техники на транспорте: снижение финансовой нагрузки на субъект хозяйствования (не требуется значительных единовременных затрат), строго целевой характер расходования средств (кредитование не деньгами, а имуществом), эффект налогового щита (лизинговые платежи учитываются в составе операционных расходов), снижение риска ликвидности (сокращение «неработающих» основных фондов) и др.
Существенно возросла заинтересованность банковского сектора в развитии этого направления инвестиционного финансирования. При общей стоимости конкурсных объектов лизинга (пассажирских и грузовых вагонов, локомотивов, рельсовых автобусов и др.) 20,6 млрд руб. объем поданных заявок на право заключения договоров сроком на 4−8 лет составил 76,7 млрд руб. Таким образом, лизинг является одной из перспективных форм внешнего заимствования для целей обновления подвижного состава. Организация широкого конкурса на право заключения договоров лизинга с одновременным повышением кредитного рейтинга ОАО «РЖД» и расширением его кредитной истории позволит Компании активно позиционировать себя на финансовом рынке, что даст возможность использовать более дешевые ресурсы.
Однако, масштабы непосредственного долгосрочного кредитования банками в транспортной отрасли незначительны. В этой связи перспективным предоставляется задействование международных синдицированных кредитов, позволивших привлечь ресурсы, сопоставимые с размерами облигационных займов при несколько меньших издержках по обслуживанию долга, сформировать публичную кредитную историю создать положительный деловой имидж транспортной компании на российском и международном рынках капитала. В настоящее время ОАО «РЖД» завершил работу по оформлению международного синдицированного кредита в размере 600 млн долл. Однако нарастающие кризисные явления в финансовой среде ограничат возможности использования этой формы долгосрочного заимствования.
Для управления портфелем долгосрочных заимствований автором предложено учитывать стоимость привлечения заемного капитала и уровень риска с использованием критерия (Кдз), имеющего следующий формализованный вид:
где:
n — количество форм заимствования;
— стоимость привлечения;
rk — уровень риска;
dk — удельный вес источника.
Для оценки риска каждой из форм заемного капитала использован процентный риск, определяемый показателями среднеквадратичного отклонения и коэффициента вариации, исчисленных на базе помесячной динамики процентной ставки по кредитам, выданным юридическим лицам, доходности корпоративных облигаций и средней ставки по лизинговым сделкам. Выполненные расчеты позволил рекомендовать следующую структуру портфеля долговременного заимствования, с учетом стоимости привлечения и уровня риска.
Таблица 6 — Структура портфеля долговременного заимствования (в %)
Форма заимствования | Удельный вес | Справочно | ||
Уровень риска (коэффициент вариации) | Стоимость (ставка) привлечения | |||
Облигации | 30,0 | 24,38 | 7,3 | |
Кредит | 20,0 | 20,98 | 12,0 | |
Лизинг | 50,0 | 14,9 | 12,4 | |
Полученные оценки позволили обосновать рекомендации по финансовому обеспечению инвестиционного развития ОАО «РЖД» до 2030 года, содержание которых характеризуется данными табл. 7.
Таблица 7 — Характеристика финансового обеспечения развития ОАО «РЖД» на период 2008;2030 гг.
№ п/п | Источник финансирования | Млрд. руб. | Удельный вес, в % | Примечания | ||
К стр 1 | К стр 6 | |||||
1. | Объем инвестиций всего, в том числе: | 13,747 | 100,0 | ; | Принято согласно Стратегии развития до 2030 года | |
2. | бюджетные средства | 3,312 | 24,1 | Принято согласно Стратегии развития до 2030 года | ||
3. | привлеченные средства частных инвесторов | 4,506 | 32,8 | Принято согласно Стратегии развития до 2030 года | ||
4. | средства ОАО «РЖД» всего, в том числе | 5,926 | 43,1 | Принято согласно Стратегии развития до 2030 года | ||
5. | собственные | 3,556 | Получено расчетно на базе отчета за 2006 г. и роста объема перевозок согласно Стратегии развития до 2030 года | |||
6. | заемные, всего из них | 2,370 | 100,0 | Получено расчетно: Строка 4 — строка 5 | ||
а) | Облигации | 30,0 | Получено расчетно: Строка 6*гр 5 а) | |||
б) | Кредит | Получено расчетно: Строка 6*гр5 б) | ||||
в) | Лизинг | 1,185 | 50,0 | Получено расчетно: Строка 6*гр 5 в) | ||
Реализация рекомендаций позволит конкретизировать финансовую политику компании до 2030 года в части долгосрочного заимствования средств для ее инвестиционного развития.
Таким образом, данные рекомендации, направленные на расширение сферы применения современных финансовых инструментов в системе инвестиционного управления, и повышения привлекательности транспортных проектов для внешнего инвестора, позволят проводить активную инвестиционную политику, обеспечит рост эффективности и устойчивость работы компании.
Нарастающие кризисные явления в экономике не меняют общие результаты и рекомендации выполненного исследования, но ограничивают масштабы использования таких форм долговременного заимствования как организация целевого инвестиционного займа и кредитование. В этой ситуации усиливается роль собственных источников инвестиционного финансирования, что согласуется с общим режимом ресурсосбережения, активно проводимым ОАО «РЖД».
Заключение
Подводя итоги исследованию, проведенному в работе, мы выделили следующие положения:
Выявлены и конкретизированы для условий транспортной компании общие тенденции совершенствования системы управления инвестиционной деятельностью и ее финансовым обеспечением, предусматривающие обязательное согласование стратегических целей и инвестиционной политики на принципах программного управления, выделения приоритетов и их комплексную увязку с необходимыми инвестиционными решениями, расширение горизонта управления, источников и форм финансирования инвестиционной деятельности.
Предложен подход к оценке инвестиционного потенциала транспортной компании с учетом физического и морального износа основных фондов, характера их обновления, технической оснащенности ремонтных предприятий и заводов-поставщиков транспортной техники. Такой подход позволяет комплексно оценить потребность в инвестиционных ресурсах, собственные источники финансирования, а так же масштабы и условия привлечения внешнего капитала, претерпевшие значительные изменения в ситуации финансового кризиса.
Разработан механизм выбора отдельных инструментов заемного финансирования для решения конкретных задач инвестиционного управления, учитывающий стоимость привлечения ресурсов, степень риска, периодичность платежей, возможность нецелевого использования ресурсов, формирование имиджа участника финансового рынка.
Разработан регламент долгосрочного заимствования, содержащий оценку объемов и форму привлечения заемных ресурсов, определение состава инвесторов и расчет инвестиционных рисков, формирование эффективных условий использования заемных средств и порядок расчетов за их привлечение, мониторинг и оценку конечных результатов долгосрочного заимствования капитала.
Обоснована необходимость и предложен комплекс современных форм финансирования инвестиционного развития компании с использованием размещения облигаций целевого инвестиционного займа, организации синдицированного кредитования крупных проектов, применение лизинговых технологий финансирования обновления транспортной техники.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: части I и II — М.: «Проспект», 2006.
2. Федеральный Закон РФ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (в ред. Федеральных законов 05.01.2006 № 7-ФЗ) «Об акционерных обществах» // Российская газета. — М., 1995. — 29 декабря. — № 248.
3. Федеральный Закон РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 05.01.2006 № 7-ФЗ) «О рынке ценных бумаг» // Российская газета. — М., 1996. — 25 апреля. — № 79.
4. Бланк И. А. Управление денежными потоками. — К.: Ника-Центр, Эльга, 2002. — С. 551−552.
5. Теплова Т. В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями: Учебник для вузов. — М.: Издво ГУ ВШЭ, 2005. — С. 504.
6. Грабовый П. Г., Петрова С. Н. Риски в современном бизнесе. — М.: Алане, 2008. -350 с.
7. Давыдова Г. В., Беликов А. Ю. Методика количественной оценки риска банкротства предприятий // Управление риском, 2009, № 3. С. 13−20.
8. Сурин А. В., Молчанова О. П. Инновационный менеджмент: Учебник. М., 2008. 679с.
9. Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций): учебное пособие /В.И. Бережной, Е. В. Бережная, О. Б. Бигдай и др. — М.: Финансы и статистика; ИНФРА — М, 2011. -336 с.
10. Аликаева М. В. Источники финансирования инвестиционного процесса // Финансы. — 2003. -№ 5. — С. 12.
11. Аракелян А. Корпоративные облигации в России: уже достаточно серьезно, чтобы не заметить // Рынок ценных бумаг. — 2001. — № 8 (191). — С. 77.
12. Дементьева Ю., Калинина Е. Эмиссия облигаций: проблемы применения нового законодательства // Рынок ценных бумаг. — 2004. — № 7 (262). — С. 52−53.
13. Иванов А. Обоснование эффективности фондового рынка как оптимального источника привлечения финансовых ресурсов // Финансы и кредит. — 2005. — № 12. — С. 24.
14. Потёмкин А. Рынок корпоративных облигаций в России: выбор оптимальной модели развития // Рынок ценных бумаг. — 2005. — № 8. — С. 9.
15. Сарибеков В., Храпченко Л. Долговое финансирование для компаний реального сектора: текущая ситуация и возможные перспективы // Рынок ценных бумаг. — 2001. — № 10 (193). — С. 18.
16. Стратегия для Российской Федерации на 2009;2012 годы.// Документ Европейского Банка Реконструкции и Развития. 2008. URL: http://wvm.ebrd.com/about/strategy/country/russia/stratrus.pdf.