Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

«Слово о полку Игореве»: проблемы жанра, композиции и стиля

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Жанровый слово полк образ В «Слове» нет одного главного героя. Каждая часть имеет своего главного героя. Это Игорь, Святослав, Ярославна. Помимо главных героев есть и второстепенные, например, образы князей прошлого в исторических отступлениях. Каждое историческое лицо в «Слове» изображено по-своему. Игорь изображён так, как часто изображались князья-герои воинских повестей. Это воин… Читать ещё >

«Слово о полку Игореве»: проблемы жанра, композиции и стиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

НОУВПО ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет телерадиожурналистики Реферат

«„Слово о полку Игореве“: проблемы жанра, композиции и стиля»

Выполнила: Урусова Валерия Преподаватель: Кубасов А.В.

Екатеринбург 2013 год Оглавление Введение

1. Жанр «Слова о полку Игореве»

2. Композиция «Слова о полку Игоре»

2.1 Построение «Слова о полку Игореве»

2.2 Система образов «Слова о полку Игореве»

3. Стиль «Слова о полку Игореве»

Заключение

Список литературы Введение С появлением письменности и принятия христианства на Руси началось распространение книги. Первые письменные произведения в Древней Руси, как правило, были анонимными. Они переписывались от руки и были тесно связаны с тесным творчеством, его традициями. Рукописные книги были очень дорогими. Они «одевались» в дорогие переплеты, которые украшались драгоценными камнями, художники достигли высокого уровня мастерства в искусстве оформления книги. До наших дней сохранилось небольшое число древних книг.

В произведениях древнерусской литературы отражались не только проблемы своего времени. В них звучали «вечные» темы, воспевавшие патриотизм и высокие нравственные идеалы. «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы… Эта тема — смысл человеческой жизни» (Д.С.Лихачев).

В XII-XV столетиях происходит бурное развитие литературы. Произведения этого периода отражают в основном события, которые происходили в то время. Известно, что почти в каждом городе при монастырях велись летописи — документальные свидетельства тех лет. «Слово о полку Игореве» — не летопись. Впервые в мировой литературе исторические события отражены в художественной форме. Сам автор «Слова» называет свое произведение то «словом», то «песнью», то «летописью». «Слово» — живое свидетельство высокой литературной культуры XII века, одно из главных достижений средневековья.

«Слово о полку Игореве» — удивительный памятник русской литературы Древней Руси — было создано в XII веке, когда страна переживала период политической раздробленности. Междоусобная борьба русских княжеств осложнилась набегами половцев, которые разоряли мирное население. Порой князья призывали половцев себе в помощь, усиливая этим угрозу независимости русских земель.

Целью данной работы является анализ «Слова о полку Игореве»

Задачи:

1. Выяснить к какому жанру относится «Слово о полку Игореве»;

2. Рассмотреть композицию «Слова о полку Игореве»;

3. Выявить особенности стиля «Слова о полку Игореве».

1. Жанр «Слова о полку Игореве»

В 1795 году известный любитель и собиратель русских древностей граф А. И. Мусин-Пушкин в сборнике рукописей XVI века, который он приобрел в Спасо-Ярославском монастыре, обнаружил текст «Слова…». С находки была снята копия для Екатерины II. В 1800 году Мусин-Пушкино публиковал текст «Слова…» с переводом, но современный русский язык, вступительной статьей и комментариями. В 1812 году рукопись «Слова…» и большая часть экземпляров первого издания сгорели в московском пожаре вместе с домом Мусина-Пушкина. Сохранилась только копия и первый печатный текст. Общепринятого определения жанра «Слова…» пока нет. Ведется спор даже относительно того, является ли «Слово…» литературным памятником или это записанное произведение устного творчества. Сам автор в заглавии называет свое сочинение «словом», а далее именует его также песнью и повестью. И действительно, в тексте «Слова…» мы слышим то плач-заклинание Ярославны, созданный по образцу народных женских тачей, то «слово» — страстную речь оратора, обращающегося к князьям, то горестное и глубоко лирическое повествование о походе Игоря. Используя традиции разных жанров, автор «Слова…» создает лиро-эпическое произведение, поэму, в которой по законам этого жанра сюжетное повествование ведется через восприятие и непосредственную оценку повествователя, звучащую в лирических отступлениях и эмоциональных восклицаниях-рефренах. «Слово…», без сомнения авторское, личностное произведение. Об этом свидетельствует не только активная авторская позиция, но и многое другое. В частности в «Слове…» использованы поэтические особенности разных жанров, и не только фольклорных, что недопустимо в устном народном творчестве. Совершенство художественной формы, отточенность выражений дают основание полагать, что «Слово…» если и исполнялось устно, было записано также и распространялось письменно.

2. Композиция «Слова о полку Игореве»

В основе сюжета «Слова…» лежит история неудачного похода на половцев весной 1185 г. четырех русских князей во главе с князем Новгорода-Северского Игорем Святославичем. Однако «Слово…» — не повествование об этом походе, а публицистический и одновременно глубоко лирический отклик на него как на событие, дающее повод для рассуждений о трагических последствиях политической разобщенности русских князей, их междоусобиц. Сам поход Игоря с его печальными результатами предстает в изображении автора «Слова…» — как одно из проявлений этой разобщенности, вина за которую (а, следовательно, в какой-то мере и за поход Игоря) лежит на всех русских князьях. Политический идеал автора «Слова…» — сильная и авторитетная власть киевского князя, которая скрепила бы единство Руси, обуздала произвол мелких князей. Не случайно великого князя Святослава автор «Слова…» изображает, идеализируя, как мудрого, грозного правителя и посвящает ему центральную часть произведения. «Злато слово» Святослава не случайно сливается с обращением автора «Слова…» к русским князьям, содержащим призыв к единству и совместной обороне Русской земли. Тем самым автор «Слова…» как бы вкладывает этот призыв в уста киевского князя Святослава, изображая его объединителем всех русских князей, координатором их совместных военных действий против врагов.

Центральная идея «Слова…»: призыв к единению русских князей.

2.1 Построение «Слова…»

Вступление. Автор определяет себе задачу — рассказать о реальных недавних и трагических событиях, а не забавлять слушателей красивыми песнями и былинами, подобно легендарному сказителю Бояну. Он ценит правдивость выше красивого слога. Здесь же дается лаконичная и выразительная характеристика князя Игоря. Центральная часть «Слова…». Выступление русских войск в поход. Затмение солнца. Символические картины природы. Первое столкновение с половцами. Победа. Вновь тема грозных предзнаменований.

Поражение русских войск на Каяле. Скорбь автора связи с этим поражением и его последствиями для всей Русской земли.

Вещий сон киевского князя Святослава о поражении князя Игоря и его брата Всеволода (Киев в «Слове…» — символ единства русских земель). «Золотое слово» Святослава — упрек князьям в отсутствии единства. Святослав скорбит о печалях земли Русской, о беде, которая настигла братьев, но он и надеется на объединение русских князей, чтобы победить врага. Автор «Слова…» продолжает эту мысль, обращаясь к наиболее влиятельным русским князьям, призывает прекратить междоусобицы, защитить Русскую землю. Плач Ярославны. В нем — вся душа Русской земли, её боль и вера, скорбь всех жен и матерей. Ярославна обращается к силам природы, она упрекает ветер, Днепр и солнце, но одновременно надеется на справедливость природы. Глубоким лиризмом проникнуты её слова. В плаче Ярославны сильны мотивы устного народного творчества.

Далее автор рассказывает об удачном побеге Игоря из плена.

Эпилог. Праздничное и торжественное вступление новгород-северского князя Игоря в Киев — признание своей вины перед всей Русской землей.

2.2 Система образов «Слова…»

жанровый слово полк образ В «Слове» нет одного главного героя. Каждая часть имеет своего главного героя. Это Игорь, Святослав, Ярославна. Помимо главных героев есть и второстепенные, например, образы князей прошлого в исторических отступлениях. Каждое историческое лицо в «Слове» изображено по-своему. Игорь изображён так, как часто изображались князья-герои воинских повестей. Это воин и мужественный и храбрый человек. Его желание славы очень сильно и порой затмевает разум. Его неразумность заставляет автора почти не показывать его в бою, ведь никакой героизм не может оправдать князя, не думающего о судьбе родной земли. Автор рисует образ Игоря с помощью метафор, сравнений, характеристик другими героями произведения. Игорь для автора — это пример ошибочной княжеской политики, а похвала ему приведена только потому, что он приехал к Святославу, т. е. осознал необходимость единства. Святослава автор изображает как идеального героя. Он противопоставлен Игорю и Всеволоду. Его образ-образ могущественного князя-военачальника, победившего половцев благодаря единству. Его характеризует также его речь: мудрые, рассудительные высказывания, даже пророческие. Именно он произносит знаменитое «золотое слово» и видит пророческий сон о гибели войска Игоря.

Всеволод Святославич, младше своего брата Игоря, но в нём также имеется черта брата-героизм воина. Это единственный человек, показанный автором в бою, причём его действия схожи с богатырскими. Он показан в бою как былинный богатырь, его описание насыщено гиперболами, показана его самозабвенность, с которой он рубит противника. В нём воплощены лучшие черты воина. Остальные второстепенные герои показаны очень обобщённо. Но помимо реально существующих лиц, участвующих в бою, в «Слове» есть образы князей прошлого, о которых говорится в моменты исторических отступлений.

Киевский князь Святослав — идеал мудрого и могущественного правителя Русской земли. Он скорбит о потерпевших поражение Игоре и Всеволоде и упрекает русских князей за то, что они ему «не в помощь» в правлении Русью, сохранении её единства и могущества.

Автор «Слова…» уподобляет князей «солнцу», «свету», «соколам», а врагов-половцев — «тьме», «тучам», «черным воронам». «Тьма свет покрыла», когда войска северского и курского князей были разбиты на реке Каяле. Но автор «Слова…» и осуждает братьев за стремление к личной славе. Они не дождались объединенного выступления русских князей против половцев, которое хотел предпринять киевский князь Святослав. Игорь и Всеволод сказали: «прошлую славу похитим, будущую между собой поделим». В результате — поражение. Погублено войско. Усилились междоусобицы князей, «тоска разлилась по Русской земле». Поражение на Каяле «открыло ворота половцам» на Русь.

Ярославна — лирический образ русской женщины. Это верная и преданная подруга мужа, горячо любящая своего «ладу». Силой своей любви она помогает Игорю вернуться из плена. В своем плаче-заклинании Ярославна упоминает не только мужа, но и его воинов. Её скорбь о поражении Игоря — скорбь всех русских жен и матерей. Её образэто обобщение, именно для этого выбран такой жанр для её характеристики: чисто народный. Ярославна изображена как некий символ мирных русских людей, в отличие от исторически описанных князей. Сила её любви, которая помогает Игорю бежать из плена, -сила всех русских женщин.

Образ Русской земли — центральный в «Слове…». Рассказывая о неудачном походе на половцев «Игорева храброго войска», автор охватывает события русской жизни за полтора столетия, сопоставляя прошлые времена с настоящими. В круг повествования автора введены огромные географические пространства: половецкая степь, Дон, Черное и Азовское моря, Волга, Рось, Днепр, Дунай, Западная Двина; города Корсунь, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль и др. К происходящим на русской земле событиям прислушиваются окружающие её народы: немцы и венецианцы, греки и моравы. В ход русской истории втянуты литва, финны, половцы. Огромность Русской земли подчеркивается в «Слове…» одновременностью действия в разных частях страны: «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле», «девицы поют на Дунае, вьются (из голоса) через море до Киева». Ощущение бескрайних просторов передает и пейзаж. Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, щекот соловьиный по ночам и галочий крик утром, море, овраги, реки — это огромный, широкий фон и в тоже время конкретный пейзаж, взятый как бы в движении. Автор «Слова…» хорошо знает природу степи, её флору и фауну. Но реальные образы животного мира, явления природы приобретают в «Слове…» символический художественный смысл. Прием олицетворения сил природы указывает на связь с устным народным творчеством.

Вся русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. «Солнце… тьмою путь заслоняет…» князю — предупреждает его об опасности. После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом: «Никнет трава от жалости, а дерево с печалью к земле приклонилось». Донец стелет бегущему из плена Игорю постель на зеленом берегу, одевает его теплым туманом.

Охватывая все пространство Русской земли, автор, тем не менее, наблюдателен и точен в деталях. Он рассказывает о подробностях походной жизни, приемах защиты и нападения, деталях вооружения, о поведении птиц и зверей. Героем «Слова…» становится вся Русская земля. Княжеские крамолы и распри допустили «поганых со всех стран ходить с победами на землю Русскую». И вот все князья призываются в «Слове…» к единению и общей защите Русской земли от половецкой опасности.

Образ автора «Слова…». Авторские отступления — выражение авторского отношения к событиям и размышление над случившимся. О широте кругозора Автора свидетельствуют его знания о родной истории, о землях, входящих в состав Руси, о соседних народах. Был ли Автор из Киева, Новгорода, Галича или какого-то другого места — мы не знаем, но он сумел осмыслить все сложности политической борьбы своего времени и подняться до общерусской точки зрения. Он гордится всей Русью и печалится обо всей Русской земли в целом. Для процветания Русской земли нужен мир, а для этого необходима сильная централизованная княжеская власть. Все князья должны выполнять свой долг и перед своими землями, и перед киевским князем. Такова основная идея Автора.

3. Стиль «Слова о полку Игореве»

Факты, составляющие основу повествования, освещены эмоциональным, лирическим восприятием автора.

Автором «Слова…» мог быть певец-сказитель. «Слово» начинается с зачина, где он вспоминает знаменитого древнего певца Бояна. «ВещийБоян» пел славу героям и, увлекаясь и фантазируя, «растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». Новый певец обещает рассказать о печальных событиях по-иному, он не слагает славу своему герою, а повествует о жизни Руси на протяжении нескольких десятилетий — «от Старого Владимира до нынешнего Игоря». Он тонкий знаток поэзии, замечательный художник «Слова». Он вводит в текст лирические отступления, раскрывая в них свои собственные мысли и чувства. Удачно соединяет их с изображением событий и характеров. С большим мастерством применяет средства устной и народной поэзии. Рассказ о том, как исполнял свои песни прославленный Боян, расцвечивает отрицательным сравнением: «Боян же, братие, не десять соколов на стадо лебедей пускал, а свои вещие персты на живые струны возлагал». Как подлинный народный поэт древнего времени, автор «Слова» отвлеченные понятия представляет как бы живыми существами: «Завопила Карна, и скорбная Жля поскакала по русской земле, раскидывая огни в пламенном роге». Наряду с точными эпитетами — серый волк, чистое поле, черный ворон — встречаются и метафорические: железные полки, золотое слово и т. д. Битва изображается в символических картинах то посева, то свадебного пира, то молотьбы.

В языке «Слова…» встречаются элементы книжности, ораторского искусства и народная поэтическая традиция. Эти художественные приемы нужны автору для наиболее точного выражения своих чувств, мыслей, отношения к происходящему.

В «Слове…» широко используется и военная терминология (такой стиль встречается в летописях, он характерен для жанра воинских повестей): «вступить в стремень» — выступить в поход, «копье преломити» — одержать победу. При помощи военной терминологии дается оценка нравственных качеств героев: Игорь «стянул ум крепостью своею и построил сердце свое мужеством, исполнился ратного духа». Воины Всеволода, куряне «под трубами спеленуты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены».

С ораторским искусством связаны такие приемы, как обращение «братие», риторические вопросы, повторы — все это призвано привлечь внимание слушателей, заострить его на наиболее важных событиях, проблемах, переживаниях.

С традициями устного творчества связано употребление в «Слове…» таких фольклорных эпитетов, как «борзые кони», «чистое небо», «мечи булатные». В нем используется и весенняя символика: князья — «солнце», Ярославна плачет на городской стене одинокой «кукушкой». Олицетворяются и одушевляются отвлечённые понятия: обида — Дева Обида, Корна (скорбь) и Жля (печаль) поскакали по Русской земле. С песенной народной традицией связаны сравнения: «кричат телеги в полуночи, словно лебеди распуганные».

В традициях народных символов описан сон Святослава, где жемчуг — символ слез, черная пополома (покрывало) — символ похорон. Ярославна, следуя древним народным верованиям, обращается за помощью к народным силам природы — Солнцу, Ветру, Днепру. Её «плач» — форма народного причитания.

Многие метафоры «Слова…» связаны с древнейшим занятием русичей — земледелием. Посев — «черная земля под копытами костьми была посеяна, а кровию полита, печально взошли они по Русской земле». Молотьба — «на Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатными (мечами), на ток жизнь кладут, веют душу от тела». Даже в рассказе о страшной битве использованы понятия мирного труда — основы жизни русского народа.

Автор «Слова…» не только использует традиционные книжные и фольклорные мотивы, но и переосмысливает, углубляет их. Например, сравнивая стрелы с дождем, он указывает, что грозовые тучи, откуда они идут, с моря (а именно от Черного моря идут половцы). Автор создает яркие и живые картины, наполняя их цветами и звуками: «зеленое дерево», «черные тучи», «серебряные струи», «синее море», «кони ржут», «лисицы лают на красные щиты», «трубы трубят», «скрипят телеги».

С помощью аллитерации передается, например, стремительный бег конницы: «Спозаранок в пятницу растоптали (они) поганые полки половецкие». В «Слове…» ощущается общая музыкальность звучания. Оно ритмично, в нем встречаются рефрены (повторы), которые роднят с его песней. Например, рефрен «О Русская земля, ты уже за холмом!» сопровождает описание движения русских войск и усиливает напряженность повествования.

Но главное, что делает «Слово о полку Игореве» поэтическим произведением, — это лирическая взволнованность автора. К Русской земле обращены все его чувства, его эмоциональный заряд.

Заключение

Эстетические, философские и нравственные достоинства «Слово о полку Игореве…» сделали его бессмертным. Созданное неизвестным автором «Слово» «сохраняет все обаяние живого, устного слова — слова горячего, убеждающего, полного самого искренней, самой задушевной и сердечной любви к родине (акад. Д. С. Лихачев). Осуждая князей, жаждущих мести за личные обиды, ищущих личной «славы» и «чести», автор дает оценку событиям Игореве похода. Он убеждает князей сплотить свои силы. Только в этом случае можно дать надлежащий отпор врагу. Только при этом условии не будет напрасной гибель воинов, плача и скорби русских женщин. Автор «Слова» подводит к мысли о необходимости единства земли Русской, призывая князей к единению.

Передовые взгляды, выдающийся ум и горячая любовь к родине помогли автору создать бессмертное произведение, которое сделало бессмертным и самого поэта, потому что бессмертие человека в его делах.

Я считаю, что «Слово о полку Игореве» служило и будет служить образцом для современников и потомков.

Список литературы

Учебный справочник школьника, Москва 1999, стр. 193- 197

Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» как художественное целое // Альманах библиофила. М. 1986;Вып. 21. Слово о полку Игореве. 800 лет — С. 268−292.

Интернет-ссылки:

http://ksana-k.narod.ru/Book/oldruss/slovost.html

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой