Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Анализируя показатели эффективности использования ресурсов и капитала, представленных в таблице 3, можно сказать, что среднегодовая стоимость основных средств в 2012 г. составила на 6,94% больше, чем за 2011 г. Фондообеспеченность показывает, что в 2012 г. на 100 га сельхозугодий основных производственных средств приходится на 6,94% больше, чем в 2011 г. Фондоемкость отражает, что в 2012 г. для… Читать ещё >
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Организационно-экономическая и правовая характеристика организации ООО «Восточный»
1.1 Местоположение и правовой статус организации
1.2 Организационная и экономическая характеристика
2. Анализ прибыли и рентабельности
2.1 Анализ состава, динамики и структуры финансовых результатов
2.2 Факторный анализ прибыли до налогообложения
2.3 Факторный анализ прибыли от реализации продукции в целом и отдельных её видов
2.4 Анализ показателей рентабельности
3. Подсчет и обобщение резервов увеличения прибыли и рентабельности Выводы и предложения Список литературы
Введение
Экономический анализ хозяйственной деятельности — это научная база принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования. Поэтому овладение методикой экономического анализа менеджерами всех уровней является составной частью их профессиональной подготовки.
Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор и другие специалисты экономического профиля должны хорошо владеть современными методами экономических исследований.
Эффективность функционирования предприятия, независимо от организационно-правовой формы и видов его деятельности в условиях рынка определяется способностью предприятия приносить достаточный доход или прибыль. Прибыль — это конечный результат работы предприятия, стимулирующий дальнейшую производственную деятельность и создающий основу для её расширения. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние.
Актуальность изучения особенностей анализа финансовых результатов заключается в том, что именно он позволяет определить наиболее рациональные способы использования ресурсов и сформировать структуру средств предприятия и деятельности в целом.
Главными источниками информационного обеспечения анализ финансовых результатов служит «Отчёт о прибылях и убытках» форма № 2.
Цель данной работы — изучение анализа финансовых результатов деятельности предприятия ООО «Восточный».
Основными задачами анализа являются:
— определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объём реализации продукции и финансовых результаты;
— выявление резервов увеличения объёма реализации продукции и суммы прибыли;
— оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объёма реализации продукции, прибыли и рентабельности;
— разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Объектом исследования является ООО «Восточный» Завьяловского района.
Методологической основой для разработки курсовой работы явились труды отечественных и зарубежных ученых экономистов, а также нормативные, инструктивные и законодательные документы и личные исследования. Для анализа финансовых результатов деятельности организации, в исследования применены общенаучные методы. При написании курсовой работы использовались следующие методы: экономико-математический, монографический, табличный, метод сравнения.
1. Организационно-экономическая и правовая характеристика организации ООО «Восточный»
1.1 Местоположение и правовой статус организации ООО «Восточный» — мясная компания полного цикла, крупнейшее предприятие Удмуртской Республики с полным технологическим циклом от воспроизводства до убоя и переработки мяса.
Общество создано в 2011 году путем реорганизации в форме преобразования Открытого акционерного общества «Восточный» (ОГРН 1 021 800 641 444) в Общество с ограниченной ответственностью «Восточный». Общество является полным правопреемником имущественных и неимущественных прав, обязанностей и обязательств ОАО «Восточный».
Полное фирменное наименование Общества на русском языке:
Общество с ограниченной ответственностью «Восточный».
Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке:
ООО «Восточный» .
Юридический адрес: 427 023, Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Италмас, 15.
Общество с ограниченной ответственностью «Восточный» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также иных правовых актов Российской Федерации.
В настоящее время правовое положение общества с ограниченной ответственностью определяется Гражданским Кодексом Российской Федерации от 30.11.1994 г., а также рядом специальных нормативных актов.
Обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является его устав. В соответствие с п. 3 ст. 89 ГК РФ, устав должен содержать сведения о размере уставного капитала общества, составе и компетенции его органов управления, порядке принятия ими решений (в том числе решений по вопросам, принимаемым единогласно или квалифицированным большинством голосов) и иные предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью сведения.
В соответствии с Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ., уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников и его размер должен быть не менее чем десять тысяч рублей.
Уставный капитал ООО «Восточный» определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов Общества, и составляет 450 000 000−00 руб. (Четыреста пятьдесят миллионов рублей 00 коп.).
Органами управления Общества являются:
1. общее собрание участников Общества (единственный участник Общества);
2. единоличный исполнительный орган — генеральный директор.
Высшим органом ООО «Восточный» является общее собрание участников Общества (единственный участник Общества). В настоящем Уставе все положения, касающиеся общего собрания участников Общества, распространяются на единственного участника Общества, за исключением положений о внеочередном собрании, порядке созыва общего собрания. Решения единственным участником принимаются единолично и оформляются письменно в виде Решений. Настоящая норма действует только до того момента, пока участник Общества является единственным.
К компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относятся:
1) изменение устава общества, изменение размера его уставного капитала;
2) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним;
3) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибылей и убытков;
4) решение о реорганизации или ликвидации общества;
5) избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества.
Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества.
В соответствии с уставом в состав участников Общества могут входить физические и юридические лица, в т. ч. предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, а также иностранные юридические лица и граждане, признающие положения настоящего устава и оплатившие свои доли в уставном капитале Общества.
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество может иметь дочерние и зависимые хозяйственные Общества с правами юридического лица, созданные на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создано дочернее или зависимое хозяйственное общество, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли.
Общество обладает общей гражданской правоспособностью. Оно вправе иметь гражданские права и нести гражданские обязанности для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных действующим законодательством, в том числе:
1. производство свинины на промышленной основе;
2. производство колбасных изделий, продукции мясного и молочного животноводства, пищевых субпродуктов крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, животных семейства лошадиных;
3. производство готовых и консервированных продуктов из мяса, мяса птицы, мясных субпродуктов и крови животных;
4. производство готовых кормов (смешанных и несмешанных) для животных, содержащихся на фермах;
5. разведение крупного рогатого скота, разведение свиней;
6. производство щипанной шерсти, сырых шкур и кож крупного рогатого скота, животных семейства лошадиных, овец, коз и свиней;
7. производство пищевых животных жиров;
8. оптовая и розничная торговля, в т. ч. мясом, мясом птицы, продуктами, консервами из мяса и мяса птицы, пищевыми продуктами, субпродуктами;
9. выполнение строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, в т. ч. строительство жилья;
10. производство изоляционных, электромонтажных работ, производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);
11. розничная торговля в неспециализированных магазинах, преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;
12. деятельность ресторанов и кафе;
13. разработка, освоение и внедрение новых технологий, проектов и изобретений;
14. внешнеэкономическая деятельность в любых формах;
15. осуществление иных видов деятельности, не запрещенных действующим законодательством.
Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.
1.2 Организационная и экономическая характеристика В настоящее время ООО «Восточный» — это крупное специализируемое предприятие по производству продукции свиноводства с замкнутым циклом хозяйственной деятельности. Производственные предприятия расположены в пяти районах Удмуртской Республики: Завьяловский, Можгинский, Киясовский, Сарапульский и Увинский.
Общество располагает следующими производственными активами:
А) 1 комбикормовый завод — Можгинский элеватор;
Б) 3 свинокомплекса — Восточный, Киясовский, Туклинский;
В) 4 агрокомплекса — Бабино, Камский, Киясовский, Яжбахтинский;
Г) 4 откормочных площадки — Атабаево, Карамас-Пельга, Бабино, Киби-Жилья;
Д) 2 мясокомбината — Восточный, Сарапульский;
Е) 2 племенных завода — Восточный, Банное;
Ж) собственная производственно-пищевая лаборатория.
Деятельность компании охватывает всю производственную цепочку — от разведения племенного поголовья и выращивания товарных свиней и их переработки. Основными породами являются Ландрас, Йоркшир, Белая Крупная, Дюрок, а также выращивают гибридных свиней.
ООО «Восточный» занимается возделыванием зерновых и зернобобовых культур, многолетних и однолетних трав. Продукция отросли растениеводства идет в основном на собственное потребление: на семена и на вскармливание животным (приготовление для свиней и крупного рогатого скота комбикормов).
Под структурой управления понимают состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц, выполняющих различные функции, в зависимости от размера организации и характера ее деятельности.
Совершенная организационная структура и структура управления, оптимальный состав функционирующих служб предприятия позволяет разграничить полномочия администрации и подразделений, улучшить управляемость. Конкретность функций, целей и задач повышает ответственность трудовых коллективов.
Организующие начала в производстве исходят от руководителя. Успех при прочих равных условиях сопутствует коллективам, возглавляемым лидером высокой квалификации, профессионалом.
Структура управления фиксируется в схеме структуры управления, в штатных расписаниях, в положениях о структурных подразделениях, в должностных инструкциях, которая представлена в приложении 1.
Производство не может быть эффективным без использования достижений науки и техники. ООО «Восточный» успешно применяет новейшие технологии и оборудования, а также занимается секционной работой по улучшению мясных и продуктивных качеств свиней. Итогом данной работы стало государственная регистрация 4-х типов пород: Крупная Белая, тип «Восточный» (патент № 5920); Ландрас, тип «Италмас» (патент № 5919); Йоркшир, тип «Удмуртский» (патент № 6356); Дюрок, тип «Завьяловский» (патент № 6355).
Состояние организации производства зависит от квалификации работников. Постоянное повышение уровня их знаний является важным условием эффективности системы ведения хозяйства.
Организационная структура ООО «Восточный» представлена в схеме «Организационная структура хозяйствующего субъекта» (Приложение 2).
Экономический анализ хозяйственной деятельности, в широком смысле, охватывает всю структуру сельского хозяйства, все его звенья. В узком смысле — лишь деятельность отдельных звеньев, отдельных сельскохозяйственных предприятий. Объектами экономического анализа предприятий, их производственных подразделений являются отдельные стороны и процессы их деятельности по снабжению производства необходимыми ресурсами, осуществлению непосредственного производства, переработке, хранению и реализации готовой продукции, финансовые результаты.
Основные производственные и экономические показатели представлены в таблице 1.
Основные показатели деятельности организации представлены в таблице 1.
Таблица 1. Основные показатели деятельности организации
Показатели | 2011 г. | 2012 г. | 2012 г. в % к 2011 г. | |
А. Производственные показатели: 1. Произведено продукции, ц: | ||||
Молоко прирост живой массы КРС | 131,55 143,07 | |||
Зерно прирост живой массы свиней | 65,43 130,33 | |||
2. Площадь с.-х. угодий, га в т. ч. пашни | 100,00 100,00 | |||
3. Урожайность с 1 га, ц: Зерна | 16,6 | 16,9 | 101,81 | |
4. Среднегодовое поголовье скота, голов в т. ч. коров нетели свиньи лошади | ||||
100,00 118,10 96,25 105,13 | ||||
5. Продуктивность с.-х. животных: среднегодовой удой молока на 1 корову, кг среднесуточный прирос живой массы КРС, г среднесуточный прирос живой массы свиней, г | 4731,29 828,92 378,70 | 6224,20 1185,90 512,79 | 131,55 143,07 135,41 | |
Б. Экономические показатели: 6. Выручка от продажи продукции (работ, услуг), тыс. руб. в т.ч. с.-х. продукции | ||||
130,38 132,04 | ||||
7. Себестоимость продажи продукции (работ, услуг), тыс. руб. в т.ч. с.-х. продукции | 123,79 124,30 | |||
8. Прибыль (убыток) от продажи (+,-), тыс. руб. | 673,59 | |||
9. Прибыль (убыток) до налогообложения (+,-), тыс. руб. | 153,75 | |||
10. Чистая прибыль (убыток) (+,-), тыс. руб. | 155,73 | |||
11. Уровень рентабельности (убыточности) деятельности (+,-), % в.т.ч. от продажи с.-х. продукции | 0,05 0,05 | 0,05 0,06 | 100,00 116,44 | |
12. Валовая продукция в оценке по справедливой стоимости, тыс. руб. в т.ч. в растениеводстве в животноводстве | — 3870 | — 1700 | 673,59 х 230,26 | |
По данным таблицы 1 видно, что в целом в хозяйстве за два года площадь сельскохозяйственных угодий не изменилась, также не изменилась площадь пашни. Молока в 2012 г. по сравнению с 2011 г. было произведено на 36 218 ц. или на 31,55%. Прирост живой массы КРС увеличивается на 43,07%. Производство зерна уменьшилось на 34,57% по сравнению с 2011 г. Прирост живой массы свиней увеличивается и составляет 303 671 ц. в 2012 г., что на 70 668 ц. или на 30,33% выше, чем в 2011 г.
Урожайность зерна с 1га за анализируемый период растет, и в 2012 г. она увеличилась на 1,81% по сравнению с 2011 г.
Среднегодовое поголовье скота основного стада молочного направления осталось на прежнем уровне, поголовье нетелей в 2012 г. по сравнению с 2011 г. возросло на 18,10%. Среднегодовое поголовье свиней уменьшилось на 3,75%, также увеличилось поголовье лошадей на 5,13%.
Среднегодовой удой на одну корову в 2012 г. вырос на 31,55% по сравнению с 2011 г. Среднесуточный прирост живой массы КРС и свиней увеличился в 2012 г. по сравнению с 2011 на 43,07% и на 35,41% соответственно.
Выручка от продажи продукции в 2012 г. увеличилась на 30,38% по сравнению с 2011 г. В том числе выручка полученная от реализации сельскохозяйственной продукции в 2012 г. увеличилась на 32,04%.
Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Полученная прибыль на предприятии означает, что полученный доход превышает все расходы, связанные с его деятельностью.
Прибыль от продажи за 2012 г. составила 141 488 тыс. руб., что в 1,53 раз больше, чем в 2011 г. Прибыль до налогообложения увеличилась за 2012 г. 53,73% по сравнению с 2011 г. Отсюда и увеличение чистой прибыли в 2012 г. на 55,73% по сравнению с 2011 г.
Уровень рентабельности деятельности хозяйства в 2012 г. по сравнению с 2011 г. остается неизменным на протяжении всего анализируемого периода, а уровень от продажи сельскохозяйственной продукции увеличился на 16,44%.
В целом по хозяйству можно сказать, что, не смотря на тяжелые экономические условия, ООО «Восточный» в результате своей деятельности достигает основной цели — получает прибыль.
Одним из принципов организации производства является углубление специализации. Цель специализации сельскохозяйственной организации — создание условий для увеличения прибыли, достижения более высокой производительности продукции, повышение ее качества. Специализацию организации характеризует структура ее товарной продукции.
Для определения специализации организации необходимо проанализировать данные таблицы 2.
Таблица 2. Состав и структура проданной продукции, товаров, работ, услуг
Отрасль, вид продукции, товаров, работ, услуг | Продано | ||||
2011 г. | 2012 г. | ||||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | ||
Зерновые и зернобобовые | 0,36 | 2492,00 | 0,08 | ||
Прочая продукция растениеводства | 0,00 | 24,00 | 0,00 | ||
Итого продукция растениеводства | 0,36 | 2516,00 | 0,09 | ||
Скот КРС в живой массе | 0,06 | 1957,00 | 0,07 | ||
Молоко | 6,05 | 178 969,00 | 6,06 | ||
Итого продукция скотоводства | 6,11 | 180 926,00 | 6,12 | ||
Свиньи в живой массе | 12,42 | 529 517,00 | 17,92 | ||
Лошади в живой массе | 0,00 | 178,00 | 0,01 | ||
Продукция животноводства в переработанном виде | 81,10 | 2 242 067,00 | 75,86 | ||
Прочая продукция животноводства | 0,01 | 169,00 | 0,01 | ||
Итого продукция животноводства | 99,64 | 2 952 857,00 | 99,91 | ||
Продукция всех отраслей | 100,00 | 2 955 373,00 | 100,00 | ||
Коэффициент специализации | 0,66 | 0,62 | |||
Уровень специализации | Углубленная специализация | ||||
Расчет коэффициента специализации приведен в приложении 3.
Судя по коэффициенту специализации товарной продукции, который в период 2011 г. — 2012 г. уменьшился с 0,66 до 0,62; понизилась специализация. Коэффициент специализации углубленный. Это значит, что организация развивает одну отрасль — мясное животноводство (выращивание и откорм свиней).
Анализ данных таблицы 2 показывает, что наибольший удельный вес в структуре товарной продукции организации занимает продукция животноводства в переработанном виде и составляет 81,10% в 2011 г., 75,86% - 2012 г. На втором месте находятся свиньи, проданные в живом массе 12,42% в 2011 г. и 17,92% в 2012 г. На третьем месте — молоко. Его продали в 2011 г. на сумму 135 464 тыс. руб., что составило от общей суммы реализованной продукции 6,05%. В 2012 г. молоко продали на 178 969 тыс. руб.
Обеспечение эффективного функционирования организации требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью экономического анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оценивается результаты деятельности организации, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Показатели эффективности использования ресурсов и капитала представлены в таблице 3.
Таблица 3. Показатели эффективности использования ресурсов и капитала организации
Показатели | 2011 г. | 2012 г. | 2012 г. в % к 2011 г. | |
А. Показатели обеспеченности и эффективности использования основных средств | ||||
1. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | 106,94 | |||
2. Фондообеспеченность, тыс. руб. | 40,03 | 42,81 | 106,94 | |
3. Фондовооруженность, тыс. руб. | 335,11 | 389,48 | 116,22 | |
4. Фондоемкость, руб. | 0,47 | 0,39 | 82,02 | |
5. Фондоотдача, руб. | 2,11 | 2,58 | 121,92 | |
6. Рентабельность использования основных средств, % | 9,79 | 14,07 | 143,78 | |
Б. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов | ||||
7. Затраты труда, тыс. чел.-час. | 120,08 | |||
в т.ч. в растениеводстве | 102,75 | |||
в животноводстве | 110,52 | |||
8. Производительность труда, тыс. руб., | 503,96 | 547,17 | 108,57 | |
в т.ч. в растениеводстве | 73,71 | 22,46 | 30,48 | |
в животноводстве | 859,08 | 1029,23 | 119,81 | |
9. Фонд оплаты труда, тыс. руб. | 132,71 | |||
10. Выручка на 1 руб. оплаты труда, руб. | 5,58 | 5,48 | 98,24 | |
В. Показатели эффективности использования земельных ресурсов | ||||
11. Произведено, ц | ||||
молока на 100 га с.-х. угодий | 330,30 | 434,52 | 131,55 | |
зерна на 100 га пашни | 732,18 | 479,05 | 65,43 | |
прирост живой массы свиней на 100 га с.-х. угодий | 670,49 | 873,85 | 130,33 | |
прирост живой массы КРС на 100 га с.-х. угодий | 21,12 | 30,22 | 143,07 | |
Г. Показатели эффективности использования материальных ресурсов | ||||
12. Материалоотдача, руб. | 2,22 | 2,70 | 121,90 | |
13. Материалоемкость, руб. | 0,45 | 0,37 | 82,03 | |
14. Прибыль на 1 руб. материальных затрат, руб. | 0,10 | 0,15 | 143,76 | |
15. Затраты на 1 руб. выручки от продажи продукции (работ, услуг), руб. | 0,92 | 0,87 | 94,95 | |
Д. Показатели эффективности использования капитала | ||||
16. Рентабельность совокупного капитала (активов), % | 5,97 | 9,36 | 156,77 | |
17. Рентабельность собственного капитала, % | 14,40 | 20,75 | 144,08 | |
18. Рентабельность внеоборотных активов, % | 9,07 | 13,96 | 153,93 | |
19. Рентабельность оборотных активов, % | 5,15 | 9,93 | 192,90 | |
Анализируя показатели эффективности использования ресурсов и капитала, представленных в таблице 3, можно сказать, что среднегодовая стоимость основных средств в 2012 г. составила на 6,94% больше, чем за 2011 г. Фондообеспеченность показывает, что в 2012 г. на 100 га сельхозугодий основных производственных средств приходится на 6,94% больше, чем в 2011 г. Фондоемкость отражает, что в 2012 г. для производства 1 рубля продукции основных производственных средств потребовалось на 17,98% меньше, чем в 2011 г. Об эффективности использования основных производственных средств говорит и показатель фондоотдачи. Он показывает, что с 1 рубля основных производственных средств в 2012 г. было произведено продукции на 21,92% больше, чем в 2011 г. Рентабельность использования основных средств в 2012 г. повысилась 43,78% по сравнению с 2011 г.
Затраты труда за анализируемый период увеличиваются и в 2012 г. составили на 20,08% больше, чем в 2011 г. Увеличение затрат труда произошло в животноводстве и в растениеводстве в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 10,52% и на 2,75% соответственно. Производительность труда в 2012 г. уменьшилась на 69,59% в растениеводстве, а в животноводстве увеличилась на 19,81%. Фонд оплаты труда за 2012 г. вырос на 32,71% по сравнению с 2011 г. Выручка на 1 рубль оплаты труда в течение анализируемого периода уменьшилась на 1,76%, чем 2011 г.
Показатель материалоотдачи свидетельствует, что 2012 г. на 1 рубль материальных затрат было получено на 21,9% больше, чем в 2011 г. Это говорит о том, что в хозяйстве увеличивается эффективность использования материальных ресурсов и уменьшение показателя материалоемкости в 2012 г. на 17,97% по сравнению с 2011 г. Это говорит о том, что на каждую единицу продукции в 2012 г. потребовалось на 0,08 коп. материальных ресурсов меньше, чем в 2011 г. Прибыль на 1 рубль материальных затрат в 2012 г. получено больше на 43,76%, чем в 2011 г. Затраты на 1 рубль выручки от продажи продукции в 2012 г. на 5,05% ниже, чем в 2011 г.
Показатель рентабельности совокупных активов увеличивается в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 56,77%, что говорит о возрастающем спросе на продукцию организации и о накопление активов. Увеличение рентабельности собственного капитала в 2012 г. на 44,08% по сравнению с 2011 г., что говорит об эффективности использования организацией собственного капитала. Также наблюдается увеличение рентабельности внеоборотных активов и рентабельности оборотных активов в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 53,93% и на 92,90% соответственно.
Показатели ликвидности позволяют определить способность организации оплатить свои краткосрочные обязательства, реализуя свои текущие активы. Поэтому возникает необходимость в анализе ликвидности баланса ООО «Восточный» с целью оценки его кредитоспособности и платежеспособности.
Одной из основных задач анализа финансово-экономического состояния является исследование показателей — финансовых коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость организации. Финансовая устойчивость организации — способность финансировать активы организации за счет устойчивых источников материальных запасов. В таблице 4 представлены показатели ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости.
Таблица 4. Показатели ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости
Показатели | Нормальное ограничение | На конец года | 2012 г. в % к 2011 г. | ||
2011 г. | 2012 г. | ||||
1. Коэффициент покрытия (текущей ликвидности) | ? (0,2ч0,5) | 1,43 | 1,39 | 97,32 | |
2. Коэффициент абсолютной ликвидности | ? 2 | 0,19 | 0,06 | 31,03 | |
3. Коэффициент быстрой ликвидности (промежуточный коэффициент покрытия) | ? 1 | 0,71 | 0,42 | 59,19 | |
4. Наличие собственных оборотных средств, тыс. руб. | ______ | 264 403,00 | 174 244,00 | 65,90 | |
5. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат, тыс. руб. | ______ | 2 177 511,00 | 1 706 929,00 | 78,39 | |
6. Излишек (+) или недостаток (-), тыс. руб.: | _______ | ||||
а) собственных оборотных средств | — 907 197,00 | 1 078 807,00 | 118,92 | ||
б) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат | ______ | 1 005 911,00 | 453 878,00 | 45,12 | |
7. Коэффициент автономии (независимости) | ? 0,5 | 0,43 | 0,47 | 108,30 | |
8. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств | ? 1 | 1,29 | 1,09 | 84,70 | |
Продолжение таблицы 4 | |||||
9. Коэффициент маневренности | ? 0,5 | 0,17 | 0,12 | 69,93 | |
10. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования | ? 0,1 | 0,11 | 0,09 | 82,68 | |
11. Коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств | ? 1 | 0,77 | 0,89 | 115,68 | |
12. Коэффициент финансовой зависимости | ? 1,25 | 0,57 | 0,53 | 93,63 | |
Из данных таблицы 4 видно, что коэффициент текущей ликвидности на конец 2012 г. уменьшился на 2,68% % по отношению к 2011 г.
Коэффициент абсолютной ликвидности за весь рассматриваемый период снижается и находится ниже оптимального значения. На конец 2012 г. коэффициент абсолютной ликвидности ниже 68,97%, чем 2011 г. Он показывает, что у организации нет возможности погасить необходимый уровень краткосрочных обязательств немедленно за счет имеющихся денежных средств, которыми располагает организация на счетах в банке, в кассе, а также в виде ценных бумаг.
Коэффициент срочной ликвидности за весь рассматриваемый период ниже оптимального значения. В 2012 г. коэффициент срочной ликвидности 40,81% ниже, чем в 2011 г. Данный показатель говорит о том, что у предприятия отсутствует прогнозная возможность при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами, а также отсутствует ожидаемая платежеспособность на период средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности.
Коэффициент автономии за анализируемый период имеет тенденцию к увеличению. На конец 2012 г. значение показателя выше на 8,30%, чем в 2011 г. На протяжении всего анализируемого периода коэффициент автономии находится выше оптимального значения, что свидетельствует о финансовой прочности хозяйства, стабильности и независимости от внешних кредиторов.
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств за анализируемый период снижается, что свидетельствует о снижении зависимости организации от привлечения заемных средств. На конец 2012 г. значение показателя ниже, чем в 2011 г. на 15,30%.
Коэффициент маневренности свидетельствует, что хозяйство использует малую часть собственного капитала для финансирования текущей деятельности. На конец 2012 г. значение коэффициента обеспеченности собственными источниками финансирования ниже, чем в 2011 г. на 17,32%. На протяжении всего анализируемого периода значение коэффициента находится выше оптимального значения, что говорит о положительной стороне деятельности хозяйства. С отрицательной стороны деятельность хозяйства характеризует коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств, так как значение коэффициента ниже оптимального значения.
Коэффициент финансовой зависимости на протяжении всего анализируемого периода находится ниже оптимального значения. На конец 2012 г. значение коэффициента на 6,37% меньше, чем в 2011 году. Такое снижение говорит о том, что хозяйство с каждым годом имеет меньшую потребность в привлеченных средствах. В целом показатели финансовой устойчивости положительно характеризуют деятельность ООО «Восточный».
2. Анализ прибыли и рентабельности
2.1 Анализ состава, динамики и структуры финансовых результатов Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности — одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.
Основные источники информации: данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).
По мнению Ю. А. Бабаева, Л. Г. Макаровой, Ю. А. Оболевской и др., основной задачей отчета о прибылях и убытков (Отчет о финансовых результатов) заключается в характеристике показателей финансовых результатов деятельности организации за отчетный период, таких как:
— валовая прибыль;
— прибыль (убыток) от продаж;
— прибыль (убыток) до налогообложения;
— чистая прибыль (убыток) отчетного года.
В процессе анализа используются следующие показатели:
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг — денежные средства, полученные (вырученные) предприятием, фирмой, предпринимателем от продажи товаров и услуг; различают выручку от реализации продукции, выручку от реализации основных средств, торговую выручку;
2. Себестоимость — это выраженные в денежной форме затраты предприятия, связанные с использованием основных средств, сырья, материалов, топлива и энергии, труда, а также других ресурсов на производство и реализации продукции (работ, услуг);
3. Валовая прибыль организации определяется как разница между выручкой от реализации продукции, товаров, работ и услуг и суммой себестоимости их продажи;
4. Коммерческие расходы представляют собой расходы, связанные с продажей готовой продукции, т. е. коммерческие расходы (внепроизводственные расходы), и приобретением и продажей товаров, т. е. издержки обращения;
5. Управленческие расходы — расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия: затраты на содержание отдела кадров, юридического отдела, бухгалтерии и других отделов офиса, освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, командировки, услуги связи и т. д.;
6. Прибыль (убыток) от продажи — показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение валового дохода за вычетом коммерческие и управленческие расходы;
7. Прочие доходы (расходы) — к прочим относятся все доходы (расходы), не связанные с основной и дополнительной деятельностью предприятия;
8. Прибыль (убыток) до налогообложения — это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов;
9. Текущим налогом на прибыль признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства (актива), увеличения или уменьшения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода;
10. чистая прибыль — это та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику.
Таблица 5. Состав и динамика финансовых результатов
Показатель | 2011 г. | 2012 г. | Изменение | |
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг, тыс. руб. | ||||
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг, тыс. руб. | ||||
3. Валовая прибыль, тыс. руб. | ||||
4. Коммерческие расходы, тыс. руб. | ||||
5. Управленческие расходы, тыс. руб. | ||||
6. Всего расходов, тыс. руб. | ||||
7. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | ||||
10.Прочие доходы, тыс. руб. | ||||
11.Прочие расходы, тыс. руб. | ||||
12. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. | ||||
13.Налог на прибыль, тыс. руб. | ||||
14. Чистая прибыль (убыток) отчетного года, тыс. руб. | ||||
Как показывают данные таблицы 5, по всем экономические показателям произошло увеличение. В ООО «Восточный» за рассматриваемый период выросла выручка от продажи товаров, валовая прибыль, прибыль от продажи товаров, прибыль до налогообложения и чистая прибыль. Увеличение выручки в 2012 г. могло произойти из-за открытия новых каналов сбыта, повышения цен на продукцию, увеличение объемов реализуемой продукции. Валовая прибыль в 2012 г. увеличилась на 222 507 тыс. руб., прибыль от продаж — 120 483 тыс. руб., прибыль до налогообложения — 108 040 тыс. руб., чистая прибыль — 110 553 тыс. руб. Рост этих показателей можно характеризовать как относительно благоприятный фактор.
Таблица 6. Структура финансовых результатов
Показатель | 2014 г. | 2013 г. | Отклонение, % | |
% | % | |||
1. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг, тыс. руб. | 92,41 | 90,83 | — 1,58 | |
2. Коммерческие расходы, тыс. руб. | 2,69 | 2,59 | — 0,09 | |
3. Управленческие расходы, тыс. руб. | 4,90 | 6,57 | 1,67 | |
4. Всего расходов, тыс. руб. | 100,00 | 100,00 | 0,00 | |
5. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | 9,89 | 44,14 | 34,26 | |
6. Прочие доходы, тыс. руб. | 146,77 | 107,87 | — 38,89 | |
7. Прочие расходы, тыс. руб. | 56,65 | 52,02 | — 4,64 | |
9. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. | 100,00 | 100,00 | 0,00 | |
10. текущий налог на прибыль | 0,35 | 0,07 | 0,06 | |
11. Чистая прибыль | ||||
По данным таблицы 6 можно сделать следующие выводы, что наибольший удельный вес за анализируемый период среди всего расходов приходится на себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг. Удельный вес себестоимости в 2012 г. составил 90,83%, что на 1,58% меньше, чем в 2011 г. На втором месте — управленческие расходы — 4,90% и 6,57% в 2011 г. и 2012 г. соответственно. На третьем месте — коммерческие расходы. В 2012 г. коммерческие расходы уменьшились на 0,09% и составили 2,59%.
В структуре прибыли до налогообложения наибольший удельный вес приходится на прочие доходы — 146,77% и 107,87% в 2011 г. и 2012 г. соответственно. На втором месте — прочие расходы. В 2012 г. прочие доходы уменьшились на 4,64%, чем 2011 г. Удельный вес текущего налога в структуре чистой прибыли составляет 0,35% и 0,07% в 2011 г. и 2012 г. соответственно.
2.2 Факторный анализ прибыли до налогообложения Количественное определение отклонения прибыли до налогообложения за счет изменения следующих факторов:
1. денежной выручки от реализации продукции, товаров, работ и услуг;
2. себестоимости реализованной продукции;
3. коммерческих расходов;
4. управленческих расходов;
5. прочих доходов;
6. прочих расходов.
Факторный анализ показателей прибыли проводится с помощью метода цепных подстановок.
Факторная модель прибыли до налогообложения
где — прибыль до налогообложения;
— денежная выручка;
— себестоимость реализованной продукции;
— коммерческие расходы;
— управленческие расходы;
— прочие доходы;
— прочие расходы;
Последовательность проведения расчетов:
1. Прибыль до налогообложения в базисном периоде
где — денежная выручка в базисном периоде;
— себестоимость реализованной продукции в базисном периоде;
— коммерческие расходы в базисном периоде;
— управленческие расходы в базисном периоде;
— прочие доходы в базисном периоде;
— прочие расходы в базисном периоде;
2. Прибыль до налогообложения в отчетном периоде
где — денежная выручка в отчетном периоде;
— себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде;
— коммерческие расходы в отчетном периоде;
— управленческие расходы в отчетном периоде;
— прочие доходы в отчетном периоде;
— прочие расходы в отчетном периоде;
3. Условный показатель прибыли до налогообложения № 1
4. Условный показатель прибыли до налогообложения № 2
5. Условный показатель прибыли до налогообложения № 3
6. Условный показатель прибыли до налогообложения № 4
7. Условный показатель прибыли до налогообложения № 5
8. Отклонение прибыли до налогообложения
9. Отклонение прибыли до налогообложения за счет изменения денежной выручки
10. Отклонение прибыли до налогообложения за счет изменения себестоимости реализованной продукции, товаров, работ и услуг
11. Отклонение прибыли до налогообложения за счет изменения коммерческих расходов
12. Отклонение прибыли до налогообложения за счет изменения управленческих расходов
13. Отклонение прибыли до налогообложения за счет изменения прочих доходов
14. Отклонение прибыли до налогообложения за счет изменения прочих расходов
.
Таблица 7. Факторный анализ прибыли до налогообложения
Показатель | 2011 г. | 2012 г. | |
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг, тыс. руб. | |||
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг, тыс. руб. | |||
3. Коммерческие расходы, тыс. руб. | |||
4. Управленческие расходы, тыс. руб. | |||
5. Прочие доходы, тыс. руб. | |||
6. Прочие расходы, тыс. руб. | |||
7. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. | |||
8. Условный показатель прибыли до налогообложения № 1, тыс. руб. | х | ||
(с. 1 гр.3 — с. 2 гр.2 — с. 3 гр.2 — с. 4 гр.2 + с. 5 гр.2 — с. 6 гр.2) | |||
9. Условный показатель прибыли до налогообложения № 2, тыс. руб. | х | ||
(с. 1 гр.3 — с. 2 гр.3 — с. 3 гр.2 — с. 4 гр.2 + с. 5 гр.2 — с. 6 гр.2) | |||
10. Условный показатель прибыли до налогообложения № 3, тыс. руб. | х | ||
(с. 1 гр.3 — с. 2 гр.3 — с. 3 гр.3 — с. 4 гр.2 + с. 5 гр.2 — с. 6 гр.2) | |||
11. Условный показатель прибыли до налогообложения № 4, тыс. руб. (с. 1 гр.3 — с. 2 гр.3 — с. 3 гр.3 — с. 4 гр.3 + с. 5 гр.2 — с. 6 гр.2) | х | ||
12. Условный показатель прибыли до налогообложения № 5, тыс. руб. | х | ||
(с. 1 гр.3 — с. 2 гр.3 — с. 3 гр.3 — с. 4 гр.3 + с. 5 гр.3- с. 6 гр.2) | |||
13. Отклонение прибыли до налогообложения,? тыс. руб. | х | ||
(с. 7 гр.3 — с. 7 гр.2) | |||
13.1 за счет изменения денежной выручки (с. 8 гр.3 — с. 7 гр.2) | х | ||
13.2 за счет изменения себестоимости реализованной продукции | х | — 566 504 | |
с. 9 гр.3 — с. 8 гр.3) | |||
13.3 за счет изменения коммерческих расходов | х | — 14 954 | |
(с. 10 гр.3 — с. 9 гр.3) | |||
13.4 за счет изменения управленческих расходов | х | — 87 070 | |
(с. 11 гр.3 — с. 10 гр.3) | |||
13.5 за счет изменения прочих доходов (с. 12 гр.3 — с. 11 гр.3) | х | ||
13.6 за счет изменения прочих расходов (с. 7 гр.3 — с. 12 гр.3) | х | — 46 349 | |
Как показывают данные таблицы 7, в организации за отчетный год увеличилась прибыль до налогообложения на 108 040 тыс. руб. Увеличение прибыли произошло за счет следующих факторов: денежной выручки, себестоимости, коммерческих расходов, управленческих расходов, прочих доходов и прочих расходов. Денежная выручка увеличилась на 789 011 тыс. руб. Себестоимость выросла на 566 504 тыс. руб. Прибыль до налогообложения уменьшилась за счет коммерческих и управленческих расходов на 14 954 тыс. руб. и 87 070 тыс. руб. соответственно. За счет изменения прочих доходов увеличилась на 33 906 тыс. руб., а прочие расходы уменьшили прибыль до налогообложение на 645 173 тыс. руб.
2.3. Факторный анализ прибыли от реализации продукции в целом и отдельных её видов Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее сумм.
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Факторный анализ прибыли от продукции в целом по предприятию представлен в таблице 8 (Приложение 4).
По данным таблицы 8 можно сделать следующие выводы. На отклонение прибыли полученной от реализации продукции влияют следующие факторы: объем проданной продукции, структура продаж, себестоимость проданной продукции и цена реализации. Результаты расчетов прибыли показывают, что рост прибыли обусловлен в основном увеличение цены реализации. За счет изменения цены прибыль выросла на 432 418,03 тыс. руб. Рост суммы прибыли на 17 449,88 тыс. руб. способствовал также изменения в структуре продаж. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 254 400,11 тыс. руб. Но поскольку темпы роста цен на продукцию организации были выше темпов роста ее себестоимости, то в целом динамика прибыли положительна. За счет изменения объема проданной продукции прибыль увеличилась на 17 808,21 тыс. руб.
После этого необходимо детально изучить изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.
Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции
Факторный анализ прибыли от продукции ООО «Восточный» представлен в таблице 9 (Приложение 5).
На основании приведенных данных таблицы 9 можно сделать следующие выводы. На прибыль от реализации отдельных видов продукции влияют три фактора: объем продажи продукции, себестоимость и цена. Отрасль растениеводство убыточна для ООО «Восточный». В 2012 г. убыток увеличился на 2086 тыс. руб., чем в 2011 г. Убыток по пшенице составил в 2012 г. — 115 тыс. руб., это на 119 тыс. руб. больше чем 2011 г. Убыток увеличился за счет цены реализации и себестоимости на 11,87 тыс. руб. и 111,48 тыс. руб. соответственно, а за счет объема уменьшился на 4,35 тыс. руб. Убыток по культуре рожь в 2012 г. составил 1674 тыс. руб., что на 2234 тыс. руб. меньше, чем в 2011 г. Единственной культурой, по которой прибыль является ячмень. Прибыль составила 32 тыс. руб. в 2012 г., ее увеличение произошло за счет объема реализации на 1,49 тыс. руб. и цены на 46,73 тыс. руб. Снижение суммы прибыли произошло за счет себестоимости на 47,23 тыс. руб.
Отрасль животноводство в целом положительная. Прибыль от продажи свиней в живом весе составила в 2011 г. 35 955 тыс. руб., что на 62 240 тыс. руб. меньше, чем в 2012 г. Сумма прибыли увеличилась за счет объема на 31 841,75 тыс. руб., за счет изменения себестоимости на 25 070,52 тыс. руб., за счет цены на 5327,73 тыс. руб. Росту суммы прибыли от продажи лошадей в живом весе способствовали следующие факторы объем продаж и цена реализованной продукции. Объем продаж увеличился на 32,14 тыс. руб., цена на 35,07 тыс. руб. Сумма прибыли уменьшилась за счет себестоимости на 28,21 тыс. руб. Прибыль от продажи продукции животноводства собственного производства, реализованной в переработанном виде увеличилась 157 585 тыс. руб. в 2012 г. и составила 288 464 тыс. руб. Объем продаж в 2011 г. и 2012 г. остался на прежнем уровне, себестоимость увеличилась на 269 222 тыс. руб., за счет цены прибыль увеличилась на 426 807 тыс. руб. Реализация молока и КРС в живом весе убыточно. Убыток от продажи крупного рогатого скота составил в 186 тыс. руб., что на 276 тыс. руб. меньше, чем в2011г. Убыток от реализации молока составил в 2012 г. — 16 806 тыс. руб., что на 11 004 тыс. руб. больше, чем 2011 г.
2.4 Анализ показателей рентабельности Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Основные показатели рентабельности рассчитываются по двум основным группам:
1) показатели рентабельности капитала (активов);
2) показатели рентабельности продукции.
Показатели рентабельности капитала:
1) рентабельность совокупных активов;
2) рентабельность мобильных средств (оборотных активов);
3) рентабельность производственных средств;
4) рентабельность собственного капитала;
5) рентабельность перманентного капитала;
Показатели рентабельности продукции:
1) рентабельность продаж;
2) рентабельность реализованной продукции (основной деятельности).
Для расчета показателей необходимы данные: баланс организации за два года; отчет о прибылях и убытках (форма № 2).
Рентабельность совокупных активов
где — прибыль до налогообложения;
— валюта баланса на начало периода (на начало года);
— валюта баланса на конец периода (на конец года).
Рентабельность совокупных активов показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение показателя также свидетельствует о падающем спросе на продукцию фирмы и о перенакоплении активов.
Рентабельность мобильных средств (оборотных активов)
где — оборотные активы на начало периода;
— оборотные активы на конец периода.
Рентабельность оборотных активов — указывает на эффективность использования мобильных средств. Снижение рентабельности мобильных средств свидетельствует о необоснованном росте оборотного капитала, что может быть следствием образования излишних запасов товарно-материальных ценностей, затоваренности готовой продукцией в результате снижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств.
Рентабельность производственных средств
где — материальные запасы на начало периода;
— материальные запасы на конец периода;
— остаточная стоимость основных средств на начало периода;
— остаточная стоимость основных средств на конец периода.
Рентабельность производственных средств — увеличение показателя говорит о более эффективном использовании производственных средств.
Рентабельность собственного капитала
где — собственный капитал на начало периода;
— собственный капитал на конец периода.
Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственных средств. Динамика показателя оказывает влияние на уровень котировки акций на фондовых биржах.
Рентабельность перманентного капитала
где — долгосрочные обязательства на начало периода;
— долгосрочные обязательства на конец периода.
Рентабельность перманентного капитала отражает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок (как собственного, так и заемного).
Рентабельность продаж
где — прибыль от реализации продукции;
— денежная выручка от реализации продукции, работ и услуг.
Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Увеличение рентабельности является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Уменьшение показателя свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат на производство при постоянных ценах.
Рентабельность реализованной продукции (основной деятельности)
где — себестоимость реализованной продукции.
Рентабельность реализованной продукции указывает на уровень окупаемости затрат. По уровню рентабельности реализованной продукции можно судить о возможности ведения расширенного воспроизводства.
Показатели рентабельности представлены в таблице 8.
Таблица 8. Показатели рентабельности
Показатель | 2011 г. | 2012 г. | Отклонение | |
1. Денежная выручка от реализации продукции, работ и услуг, тыс. руб. | ||||
2. Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | ||||
3. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. | ||||
4. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | ||||
5. Средняя стоимость совокупных активов, тыс. руб. | — 134 394 | |||
6. Средняя стоимость мобильных активов, тыс. руб. | 2 099 375,5 | — 170 742,5 | ||
7. Средняя стоимость производственных средств, тыс. руб. | ||||
8. Средняя стоимость собственного капитала, тыс. руб. | ||||
9. Средняя стоимость перманентного капитала, тыс. руб. | 1 908 163,5 | — 67 502,5 | ||
10. Рентабельность совокупных активов, % | 5,97 | 9,36 | 3,39 | |
11. Рентабельность мобильных средств, % | 9,36 | 15,27 | 5,91 | |
12. Рентабельность производственных средств, % | 8,77 | 12,72 | 3,95 | |
13. Рентабельность собственного капитала, % | 14,40 | 20,75 | 6,35 | |
14. Рентабельность перманентного капитала, % | 10,76 | 16,80 | 6,04 | |
15. Рентабельность продаж, % | 0,81 | 4,18 | 3,37 | |
16. Рентабельность реализованной продукции, % | 0,88 | 4,80 | 3,92 | |
Данные таблицы 8 показывают, что увеличение показателя рентабельности совокупных активов с 5,97% до 9,36% свидетельствует о возрастающем спросе на продукцию организации. Увеличение в 2012 г по сравнению с 2011 г. на 3,39%. Также увеличился показатель рентабельность мобильных средств (оборотных активов). В 2011 г. он составляет 9,36%, что 5,91% меньше, чем 2012 г. Увеличение показателя говорит, что в ООО «Восточный» происходит снижение оборотного капитала. Рентабельность производственных средств как видно из таблицы 8 увеличивается в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 3,95%. Увеличение показателя говорит о более эффективном использовании производственных средств.
Рентабельность собственного капитала уменьшается в 2012 г. на 6,35%, чем в 2011 г. Этот показатель отражает долю прибыли в собственном капитале, другими словами величину прибыли, получаемой с каждого рубля, вложенного в предприятие. Рентабельность перманентного капитала увеличилась на 6,04% в 2012 г. по сравнению с 2011 г, что положительно влияет на организацию. Рентабельность перманентного капитала показывает эффективность использования собственного и заёмного капитала, вложенного на длительный срок. В 2011 г и 2012 г составляет 10,76% и 16,80% соответственно.
Рентабельность продаж увеличивается с 0,81% до 4,18% в анализируемом периоде. Увеличение рентабельности является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг). Рентабельность реализованной продукции в 2012 г. увеличилась на 3,92% по сравнению с 2011 г. По данному показателю в 2012 г можно сказать, что затраты полностью окупились.
Факторная модель рентабельности продаж
где — рентабельность продаж, %;
— денежная выручка;
— себестоимость реализованной продукции;
— коммерческие расходы;
— управленческие расходы.
Таблица 9. Факторный анализ рентабельности продаж
Показатель | 2011 г. | 2012 г. | |
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг, тыс. руб. | |||
2. Себестоимость реализованной продукции, работ и услуг, тыс. руб. | |||
3. Коммерческие расходы, тыс. руб. | |||
4. Управленческие расходы, тыс. руб. | |||
5. Рентабельность продаж, % | 0,81 | 4,18 | |
(с.1-с.2-с.3-с.4): с. 1? 100% | |||
6. Условный показатель рентабельности продаж № 1, % | х | 23,92 | |
(с. 1 гр.3-с.2 гр.2-с.3 гр.2-с.4 гр.2): с. 1 гр.3? 100% | |||
7. Условный показатель рентабельности продаж № 2, % | х | 7,19 | |
(с. 1 гр.3-с.2 гр.3-с.3 гр.2-с.4 гр.2): с. 1 гр.3? 100% | |||
8. Условный показатель рентабельности продаж № 3, % | х | 6,75 | |
(с. 1 гр.3-с.2 гр.3-с.3 гр.3-с.4 гр.2): с. 1 гр.3? 100% | |||
9. Отклонение рентабельности продаж, % | х | 3,37 | |
с. 5 гр.3-с.5 гр.2 | |||
9.1 за счет изменения денежной выручки | х | 23,11 | |
с. 6 гр.3-с.5 гр.2 | |||
9.2 за счет изменения себестоимости реализованной продукции | х | — 16,73 | |
с. 7 гр.3-с.6 гр.3 | |||
9.3 за счет изменения коммерческих расходов | х | — 0,44 | |
с. 8 гр.3-с.7 гр.3 | |||
9.4 за счет изменения управленческих расходов | х | — 2,57 | |
с. 5 гр.3-с.8 гр.3 | |||
9.5 за счет изменения всех расходов | х | — 19,74 | |
с. 9.2+с.9.3+с.9.4 | |||
Как показывают данные таблицы 9, в организации за отчетный год увеличилась рентабельность продаж на 3,37%. Увеличение прибыли произошло за счет следующих факторов: денежной выручки, себестоимости реализованной продукции, коммерческих расходов, управленческих расходов. За счет денежной выручки рентабельность продаж увеличилась на 23,11%, а из-за себестоимости уменьшилась на 16,73%. Факторы коммерческие и управленческие расходы уменьшают рентабельность продаж на 0,44% и 2,57% соответственно.
Факторная модель рентабельности реализованной продукции
где — рентабельность реализованной продукции, %;
— денежная выручка;
— себестоимость реализованной продукции;
— коммерческие расходы;
— управленческие расходы.
Таблица 10. Факторный анализ рентабельности реализованной продукции
Показатель | 2011 г. | 2012 г. | |
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг, тыс. руб. | |||
2. Себестоимость реализованной продукции, работ и услуг, тыс. руб. | |||
3. Коммерческие расходы, тыс. руб. | |||
4. Управленческие расходы, тыс. руб. | |||
5. Рентабельность реализованной продукции, % | 0,01 | 0,04 | |
(с.1-с.2-с.3-с.4): (с.2+с.3+с.4) х 100% | |||
6. Условный показатель рентабельности реализованной продукции № 1, % | х | 31,44 | |
(с. 1 гр.3-с.2 гр.2-с.3 гр.2-с.4 гр.2): (с. 2 гр.2+с.3 гр.2+с.4 гр.2)? 100% | |||
7. Условный показатель рентабельности реализованной продукции № 2, % | х | 9,45 | |
(с. 1 гр.3-с.2 гр.3-с.3 гр.2-с.4 гр.2): (с. 2 гр.3+с.3 гр.2+с.4 гр.2)? 100% | |||
8. Условный показатель рентабельности реализованной продукции № 3, % | х | 8,87 | |
(с. 1 гр.3-с.2 гр.3-с.3 гр.3-с.4 гр.2): (с. 2 гр.3+с.3 гр.3+с.4 гр.2)? 100% | |||
9. Отклонение рентабельности реализованной продукции, % | х | 0,03 | |
с. 5 гр.3-с.5 гр.2 | |||
9.1 за счет изменения денежной выручки | х | 31,43 | |
с. 6 гр.3-с.5 гр.2 | |||
9.2 за счет изменения себестоимости реализованной продукции | х | — 21,99 | |
с. 7 гр.3-с.6 гр.3 | |||
9.3 за счет изменения коммерческих расходов | х | — 0,58 | |
с. 8 гр.3-с.7 гр.3 | |||
9.4 за счет изменения управленческих расходов | х | — 8,83 | |
с. 5 гр.3-с.8 гр.3 | |||
9.5 за счет изменения всех расходов | х | — 31,40 | |
с. 9.2+с.9.3+с.9.4 | |||
По данным таблицы 10 можно сделать следующие выводы. На основании факторного анализа рентабельности реализованной продукции видно, что произошло увеличение рентабельности на 0,03% в 2012 г. по сравнению с 2011 г. На изменение повлияли следующие факторы: денежная выручка, себестоимость, коммерческие расходы и управленческие расходы. За счет изменения денежной выручки рентабельность увеличилась на 31,43%., а за счет изменения всех расходов уменьшилась на 31,40%, в том числе из-за: себестоимости на 21,99%, коммерческих расходов на 0,58%, управленческих расходов на 8,83%. Но поскольку денежная выручка организации была выше ее всех расходов, то в целом рентабельность реализованной продукции положительна.
3. Подсчет и обобщение резервов увеличения прибыли и рентабельности Основные источники резервов увеличения суммы прибыли (которые определяются по каждому виду продукции): увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т. д.
В данной курсовой работе рассмотрим основные источники резервов увеличения суммы прибыли: увеличение объема реализации продукции и снижение ее себестоимости.
Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:
Где: — резерв роста прибыли;
— резерв роста объема реализации;
Пф — фактическая прибыль в расчете на единицу продукции.
Таблица 11. Резервы увеличения прибыли за счет увеличения объема реализации продукции
Вид продукции | Резерв увеличения объема продаж, ц. | Фактическая прибыль на единицу продукции, тыс. руб. | Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. руб. | |
Свиньи в живой массе | 7026,50 | 1,40 | 9819,5 | |
Лошади в живой массе | 2,90 | 2,38 | 6,9 | |
Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде | 21 475,60 | 1,34 | 28 846,4 | |
Итого | 38 672,8 | |||
На основании данных таблица 11 видно, что за счет увеличения объема продаж на 10% по продукции свиньи в живом весе сумма прибыли от реализации увеличится на 9819,5 тыс. руб. Также увеличится прибыль от лошадей проданных в живом весе на 6,9 тыс. руб., если объем увеличить на 2,9 центнера.
Наибольшую прибыль получим от продажи продукции животноводства, собственного производства, реализованная в переработанном виде. Если объем реализации увеличить на 10% или на 21 475,6 ц., то прибыль увеличится на 28 846,4 тыс. руб.
В общем, по всем видам продукции резервы увеличения прибыли за счет увеличения объема реализации продукции на 10% увеличится на 38 672,8 тыс. руб.
Подсчет резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции, умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста.
Формула имеет следующий вид:
Где: — резерв роста прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг;
— резерв снижения себестоимости;
— возможный объем продаж с учетом резервов его роста.
Показатель резерв снижения себестоимости () рассчитывается по следующей методике.
Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции () являются:
увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия;
сокращение затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т. д.
Величина резерва снижения себестоимости единицы продукции может быть определена по формуле:
Где: С1 и Св — фактический и возможный уровень себестоимости единицы продукции соответственно;
З1 — фактические затраты на производство продукции;
— резерв сокращения затрат на производство продукции;
Зд — дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения производства продукции;
— соответственно фактический объем и резерв увеличения выпуска продукции.
Рассмотрим на примере продукции — свиньи в живом весе. Фактически вырастили 70 265 ц.; резерв его увеличения — 7026,5 ц.; фактическая сумма затрат на производство всего составила — 431 322 тыс. руб., резерв сокращения затрат — 14 391,79 тыс. руб., дополнительные переменные затраты на основании резерва увеличения производства продукции — 10 023 тыс. руб. Отсюда резерв снижения себестоимости единицы продукции:
Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции.
Таблица 12. Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции
Вид продукции | Резерв снижения себестоимости единицы продукции, тыс. руб. | Планируемый объем реализации продукции, ц. | Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. руб. | |
Свиньи в живой массе | 0,61 | 77 291,50 | 47 445,42 | |
Лошади в живой массе | 0,38 | 31,90 | 11,99 | |
Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде | 0,91 | 236 231,60 | 214 896,33 | |
Итого | 262 353,74 | |||
Судя по данным таблицы 12 можно заметить, что за счет снижения себестоимости общая сумма прибыли увеличится на 262 353,74 тыс. руб. Рассмотрим по каждому виду продукции отдельно. Если снизить себестоимость выращивания свиней, которых готовят для продажи в живом весе на 0,61 тыс. руб., то прибыл получаемая от реализации данной продукции увеличится на 47 445,42 тыс. руб.
По товарной продукции — лошади в живом весе можно сказать следующее, если снизить себестоимость каждого центнера на 375,86 руб., то прибыль увеличится на 11 990 руб.
Если снизить себестоимость продукции животноводства, собственного производства, реализованная в переработанном виде на 0,91 тыс. руб., от сумма прибыли увеличится на 214 896,33 тыс. руб.
Снижение себестоимости продукции можно снизить за счет следующих факторов:
1. применение новейших технологий;
2. экономия сырья, топлива, электроэнергии;
3. повышения производительности труда;
4. снижение потерь от брака и простоев;
5. улучшения пользования основных производственных фондов;
6. сокращение расходов по сбыту продукции;
7. упорядочение затрат на аппарат управления;
8. внедрение новых типов пород свиней (селекционная работа);
9. изменения структуры производственной программы в результате ассортиментных сдвигов;
10. сокращение условно-постоянных расходов в результате роста объемов производства и реализации.
В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли по каждому виду продукции и в целом по организации ООО «Восточный».
Обобщение резервов увеличения суммы прибыли представлено в таблице 13.
По данным таблицы 13 можно сделать следующие вывод:
— Во-первых, за счет увеличения объема продаж и снижения себестоимости общая прибыль от реализации продукции увеличится на 114 976,61 тыс. руб., в т. ч. за счет: свиней в живом весе на 57 264,92 тыс. руб., лошадей в живом весе на 18,89 тыс. руб., продукции животноводства, собственного производства, реализованная в переработанном виде на 54 692,8 тыс. руб.
— Во-вторых, в разрезе источников резервов наибольший удельный вес занимает снижение себестоимости — 66,36%, а на увеличение объема приходится 33,64%.
Основные источники резервов повышения уровня рентабельности продукции — увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение ее себестоимости. Для подсчёта резервов может быть использована следующая формула:
Где: — резерв роста рентабельности;
RB — возможный (прогнозируемый) уровень рентабельности;
R1 — фактический уровень рентабельности;
П1 — фактическая сумма прибыли отчетного периода;
— резерв роста прибыли от реализации продукции;
— возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;
Ciв— возможный уровень себестоимости i-x видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;
31 — фактическая сумма затрат по реализованной продукции.
Рассмотрим на примере продукции — свиньи в живом весе.
Фактическая сумма прибыли отчетного периода — 98 195 тыс. руб.; резерв роста прибыли от реализации продукции — 57 264,92 тыс. руб., возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста — 77 291,5 тыс. руб., возможный уровень себестоимости видов продукции с учетом выявленных резервов снижения — 5,52.
Резерв повышения уровня рентабельности продукции свиньи в живом весе:
Выводы и предложения Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа финансовых результатов деятельности организации изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются финансовые результаты деятельности организации, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
В данной работе были рассмотрены теоретические основы сущности и значения основного финансового результата предприятия — прибыли, проведен анализ финансовых результатов ООО «Восточный» и их взаимосвязи с другими аспектами его хозяйственной деятельности, а также различных мер организационного и производственного характера по улучшению финансовых результатов.
Прибыль представляет собой конечный результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия и финансовую основу для его развития и расширенного воспроизводства. Она также является основным критерием оценки производственной и финансовой деятельности предприятия, его способности своевременного исполнения обязательств перед поставщиками и кредиторами, надежности предприятия как объекта инвестирования. Каждое предприятие заинтересовано в увеличении прибыли.
Основным источником получения прибыли в сельском хозяйстве является реализация продукции по цене, превышающей ее полную себестоимость. Поэтому получение прибыли напрямую зависит от эффективности производства и реализации продукции и всегда связано с предпринимательским риском.
Общий анализ экономических показателей ООО «Восточный «говорит об их значительном улучшении, повлиявшем на финансовые результаты в сторону их увеличения. Чистая прибыль Организации выросла в 1,5 раза.
Финансовые результаты предприятия можно улучшить путем преобразований как на организационном, так и на производственном уровне. Увеличить прибыль можно путем оптимизации издержек и улучшения системы управления финансовыми и материальными ресурсами предприятия. На производственном уровне улучшению финансовых результатов способствуют интенсификация производства, совершенствование отраслевой структуры предприятия и каналов реализации его продукции, повышение качества продукции.
ООО «Восточный» активно проводит ряд мер по улучшению результатов своей производственно-хозяйственной деятельности, остаются и резервы для их дальнейшего улучшения. Отраслевая структура предприятия претерпевает изменения за счет сворачивания убыточной отросли растениеводство.
финансовый прибыль рентабельность экономический
1. Гражданский кодекс РФ. Часть I, утвержден Государственной Думой РФ 30 ноября 1994 года.
2. Устав ООО «Восточный».
3. Годовые отчеты ООО «Восточный» за 2011 г и 2012 г.
4. Бухгалтерский учет / Ю. А. Бабаев, Л. Г. Макарова, Ю. А. Оболевская и др., — М.: Изд-во «Проспект», 2005. — 392с.
5. Ивасенко, А. Г. Финансы организации: учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. — М.:КноРус, 2010. — 208 с.
6. Любушин, Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учебное пособие для вузов / Н. П. Любушин, В. Б. Лещева, В.Г., Дьякова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 471 с.
7. Миронова, З. А. Анализ финансовой отчетности: учебно-методическое пособие / З. А. Миронова, А. В. Зверев. — Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010. — 62 с.
8. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / 3-е изд., перераб. и доп./ Г. В. Савицкая. — М.: ИНФРА — М, 2004. — 425 с.