Криминологическая характеристика экологической преступности
Анализ практики применения норм УК РФ в 2012;2013 гг. показал, что применяются в основном 3 статьи об ответственности за незаконный захват природных ресурсов (ст. 256, 258, 260 УК РФ). Эти преступления в общей структуре экологической преступности составили более 97%. Так, из общего числа зарегистрированных экологических преступлений в 2013 году указанные виды преступлений составляют… Читать ещё >
Криминологическая характеристика экологической преступности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Контрольная работа Криминологическая характеристика экологической преступности
- 1. Состояние и динамика экологической преступности
- 2. Детерминанты экологической преступности
- 3. Криминологическая характеристика личности преступника в сфере экологии
- 4. Меры профилактики преступлений в сфере экологии
- Литература
1. Состояние и динамика экологической преступности
В настоящий период экономическое и социальное развитие страны привело к явным противоречиям с ресурсовоспроизводящими и жизнеобеспечивающими возможностями биосферы. В результате нерациональной деятельности загрязняются реки, мелеют моря и озера, исчезают многие виды растений и животных. Это привело к тому, что не только в нашей стране, но и во всем мире остро стоит вопрос о сохранении окружающей среды как среды обитания и выживания человечества.
Учитывая важность борьбы с экологическими преступлениями, законодатель выделил, впервые в истории нашего законодательства, нормы об ответственности за экологические преступления в самостоятельную главу Уголовного кодекса. Такое решение законодателя обусловлено, прежде всего, значимостью проблемы охраны природы.
Преступность в сфере экологии — сложная совокупность преступлений против окружающей среды, т. е. общественно опасных, виновных, противоправных, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека деяний, запрещенных и наказуемых в соответствии с уголовным законом, посягающих на общественные отношения по охране окружающей человека природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, включая обеспечение экологической безопасности личности, населения, общества, нации и устойчивого развития государства.
Экологическая преступность - отрицательное, сложное по характеру социально-правовое явление, складывающееся из совокупности экологических преступлений, совершенных в определенный временной период, на определенной территории, в определенном регионе или стране в целом, и подрывающее биологические основы существования человеческого общества (Криминология (под ред. Долговой А. И.) — Москва, 2012. — С.156).
Эффективная организация борьбы с преступностью, в частности, эффективная предупредительно-профилактическая деятельность в сфере лесозащиты, возможны только при наличии полного и ясного представления о самой преступности, о ее масштабах и причинах.
Экологические преступления и административные правонарушения этого же рода относятся к категориям наиболее общественно опасных и распространенных противоправных деяний. В последние годы преступления, совершаемые в сфере экологии, имеют устойчивое криминологическое влияние на динамику и структуру преступности в целом. Анализируя состояние, динамику экологической преступности в специфических условиях российской действительности, следует учитывать отмечающуюся устойчивую тенденцию роста, возрастающую масштабность, а также организованность, тяжесть последствий, хотя в статистике и в судебной практике все это не находит адекватного отражения, что имеет свои причины.
Удельный вес экологических преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений вырос с 0,28% в 2008 г. до 0,41% - в 2014 году (2011 г. — 6971 (0,29 у. в.); 2012 г. — 8628 (0,33 — у. в., прирост — 23,8); 2013 г. — 12 413 (прирост к 2011 г. — 78,1; у. в. — 0,41); 2014 г. — 14 818 (См. сб. Преступность в России и проблемы борьбы с ней /Под редакцией А. И. Долговой. — М., 2001. — С.18).
К регионам с наибольшими темпами роста числа зарегистрированных экологических преступлений относятся республики Бурятия, Дагестан, Татарстан (в 2,7−5,1 раза), Новгородская, Пермская и Иркутская области (в 2,2−6,8 раза).
Однако борьба с экологическими преступлениями на фоне ухудшающейся из года в год криминогенной ситуации в стране правоохранительными органами до сих пор не считается приоритетной. Основной упор делается на борьбе с корыстно-насильственной и экономической преступностью.
Раскрываемость экологических преступлений в Российской Федерации за последние 3 года почти не изменилась и со среднем составляет 85,4%. Отмечается все та же хроническая волокита в органах следствия и дознания при рассмотрении материалов об экологических преступлениях. Что касается преступления в виде загрязнения вод (ст.250), загрязнения атмосферы (ст.251), загрязнения морской среды (ст.252), порчи земли (ст.254), то по этим статьям возбуждено в 2012 г. всего 19 дел (0,22%), а в 2013 г. — 23 (0, 19% от числа всех зарегистрированных экологических преступлений). Эта ситуация не меняется на протяжении многих лет, несмотря на то, что количество случаев загрязнения и порчи земли при прорывах нефтепроводов, загрязнения атмосферы при различных авариях, загрязнения морской среды нефтью и другими опасными веществами продолжает увеличиваться из года в год.
Обращает на себя внимание резкое несоответствие количества возбуждаемых уголовных дел и реально совершаемых экологических преступлений, а также привлекаемых к уголовной ответственности за них лиц и количества осужденных. Так, например, в 2011 г. выявлено 4262 лица, виновных в незаконной добыче водных животных и растений (ст. 256 ч.1,2), осуждено же из них 1556 человек.
Ежегодно в стране происходит до 30 тысяч лесных пожаров и более 80% из них — по вине людей, однако в 2011 г. было выявлено только 114 лиц, виновных в возникновении пожаров, а осуждено 98 человек. В 2012 году эта ситуация не изменилась — из 115 лиц, виновных в возникновении пожаров, осужден 71 человек.
Анализ практики применения норм УК РФ в 2012;2013 гг. показал, что применяются в основном 3 статьи об ответственности за незаконный захват природных ресурсов (ст. 256, 258, 260 УК РФ). Эти преступления в общей структуре экологической преступности составили более 97%. Так, из общего числа зарегистрированных экологических преступлений в 2013 году указанные виды преступлений составляют соответственно: 5489, (44,2%); 972 (7,8%); 5672 (45,7%). Преступления, связанные с загрязнением природной среды (ст. 250,251.252 УК РФ УК РФ), составляют всего 2% от общего числа зарегистрированных экологических преступлений, менее 1% - все остальные преступления. Особую социально-экологическую опасность для России мирового сообщества представляет экологическая контрабанда. Основными ее видами являются незаконное трансграничное перемещение и незаконный вывоз из России редких и исчезающих видов дикой флоры и фауны.
Около 60% зарегистрированных экологических преступлений совершаются группами лиц. Применительно к посягательствам на природную среду это вполне естественно — занятие браконьерством, особенно поставленным на промышленную основу, требует кооперации, разделения труда. Появились хорошо организованные криминальные формирования лиц, совершающих такие преступления. Они оснащены быстроходным транспортом, новейшей техникой, средствами связи и оповещения, вооружены (отмечаются случаи убийства сотрудников органов охраны природы), имеют коррумпированные связи. Их преступная деятельность носит масштабный характер, связана с нанесением колоссального вреда природе.
Преступность в сфере экологии xарактеризуется высокой латентностью — в статистике отражается только малая часть реально совершаемых преступлений. При этом высока не только скрытая, но и скрываемая часть таких преступлений: общее количество ежегодно возбуждаемых уголовных дел по фактам выявленных преступлений в сфере экологии явно не соответствует числу сообщений о них, известных правоохранительным органам.
Исчерпывающая информация о реальной распространенности преступлений в сфере экологии в настоящее время отсутствует. Но даже та, которая имеется в природоохранных и правоохранительных органах, свидетельствует, что в данной сфере мы имеем дело с массовыми нарушениями законодательства. С учётом латентности удельный вес экологических преступлений в общей структуре преступности по экспертным оценкам фактически составляет не менее 10−12%.
Латентность экологических преступлений, по мнению экспертов, достигает 90−95%. Это позволяет утверждать, что с учетом латентности удельный вес экологических преступлений в общей структуре преступности фактически составляет не менее 15−20% (См. Плешаков А. М. Уголовно-правовая боорьба с экологической пресутпностью. Автореферат дис. …д-ра юрид. наук. — М., 1994. — С.5.). В целом до 90% от всех выявленных нарушений природоохранительного законодательства, оцениваемых фактически как преступления наказывается в административном порядке, что свидетельствует о проявлении либерализма к их оценке и реализации ответственности.
Такое положение отражает неадекватность реакции природоохранных и правоохранительных органов, должностных лиц, ответственных за соблюдение экологического законодательства, на сложившуюся кризисную ситуацию в области охраны окружающей природной среды.
2. Детерминанты экологической преступности
В причинном комплексе экологической преступности взаимодействуют многочисленные и разноплановые обстоятельства. Наиболее общие и постоянно действующие вытекают из противоречий, присущих общественным отношениям, определяющим сущность, характер и процесс взаимодействия человека и природы. Основные из этих противоречий вызваны в последние годы негативными процессами, сопровождающими социальные и экономические преобразования, происходящие в стране. Переориентация России с плановой на рыночную экономику наряду с определенными положительными результатами привела к расстыковке экономических и экологических интересов общества, государства и его граждан, ускорила процессы деградации окружающей природной среды, создала условия для развития новых реальных стимулов совершения экологических преступлений.
Наиболее многочисленны эти стимулы в производственной сфере. Работа предприятий, экологически вредно воздействующих на окружающую природную среду, требует постоянно возрастающих для ее охраны затрат природопользователей. Эти затраты всегда значительны, а потому для многих собственников крайне обременительны. В результате именно на этих предприятиях в первую очередь все более широкое распространение получает незаконная экономия на средствах, подлежащих направлению на природоохранные цели. Самоустранение от разработки, финансирования и реализации мероприятий по охране природы, а также ненадлежащее их выполнение все чаще оправдываются руководителями предприятий и предпринимателями как вызванные необходимостью избежать банкротства, сохранить рабочие места, снизить себестоимость выпускаемой продукции. Фактически в основе таких противоправных действий лежат иные экономические причины — стремление всеми способами, в том числе и запрещенными законом, максимально обогатиться. Дешевизна природных ресурсов в России, в свою очередь, также способствует сверхинтенсивной их эксплуатации с целью получения возможно большей прибыли в самый короткий срок.
Экономическими причинами обусловлены и так называемые новые экологические преступления. Многие иностранные фирмы активно осваивают территорию России с целью хранения и захоронения радиоактивных материалов и высокотоксичных отходов, для создания экологически опасных производств, внедрения экологически грязных технологий, ввоза мусора, загрязняющего окружающую среду, а также сбыта некачественных или запрещенных к использованию в своих странах продуктов питания и других потребительских товаров.
Правительственные и деловые круги ряда зарубежных государств все чаще рассматривают природные богатства России как ресурсы, которые можно использовать для решения своих национальных или корпоративных задач, не обращая внимания на негативные экологические последствия своей деятельности (См. Криминология (под ред. Долговой А. И.) — Москва, 2012. — С.156).
Экономические причины совершения экологических преступлений, не связанных с должностным статусом граждан, также многообразны. В числе их резкое снижение уровня жизни, сопровождаемое безработицей, невыплатой зарплаты, утратой возможности бесплатного или льготного лечения, образования. Именно по этим причинам широкий масштаб получили браконьерство, самовольный захват земли для личных нужд, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и другие правонарушения. Совершающие эти преступления лица, потеряв легальные источники существования в результате экономических трудностей, часто идут на это вынужденно. Однако наиболее распространенными причинами экологических преступлений для этой категории лиц являются те, которые присущи для совершающих преступления по корыстным мотивам (незаконная порубка леса, отстрел редких животных, незаконный рыбный промысел) и даже из-за хулиганских побуждений (поджоги леса).
Не реализуется в законодательстве в полной мере система экологических ограничений и режимов природопользования, отсутствует концепция последовательной экологизации законодательства. С необыкновенной легкостью выдаются лицензии на разработку недр и вывоз ценного сырья за рубеж. Последствия экологического вандализма видны во многих регионах, где земли интенсивно застраиваются огромными особняками новой знати.
Экологическую ситуацию усугубили суверенизация регионов, однобокая реализация принципа «двойного ведения» (Российской федерации и ее субъектов) вопросов права собственности, в том числе и распоряжения природными ресурсами. В общественном правосознании продолжает утверждаться феномен нелегитимности самих законов, отторжения законности значительной частью населения.
Существенное влияние на рост экологической преступности все больше оказывает снижение активности контролирующих органов и должностных лиц предприятий в сфере охраны окружающей природной среды, вызванное изменением экономической ориентации государства на рост потребительских интересов в использовании природного сырья, инициирование и развертывание расточительного в природоресурсном отношении предпринимательства.
Условия рыночной экономики, конкуренция, свободное предпринимательство является одной из причин роста расссматриваемого преступления. Разрушение законности и правопорядка в России приобретает тотальный характер во всех сферах жизни. Нарождающийся российский капитал действует антиэкологично на легитимной основе «романтических» законов о предпринимательстве, совместных предприятиях, внешнеэкономической деятельности.
Большое криминогенное значение имеет низкая экологическая культура широких слоев населения. Исторически сложилось так, что его значительная часть веками жила за счет промыслов. Само по себе это не является предосудительным, но ранее действовавшие моральные запреты, обычаи и традиции, обеспечивавшие сохранность кормилицы-природы, восполнение истраченных ее запасов, сошли на нет. Этому способствовало стремление к выполнению любой ценой нередко завышенных планов добычи пушнины, рыбы, иных природных богатств, вопиющая бесхозяйственность в организации промыслов. Безусловно, сказалось на ситуации отсутствие со стороны государства, общества надлежащей заботы о социально-бытовом устройстве, культурном развитии населения (См. Дубовик О. Л., Жалинский А. Э. Причины экологических преступлений. — Москва, 1988. — С.61).
Преступления в сфере экологии являются, как правило, следствием упущений в воспитательной и профилактической работе среди определенной части населения — и, прежде всего, молодежи; проявления черствости к нуждам и запросам граждан; нарушений законов и других нормативных актов со стороны отдельных должностных лиц; недооценкой мер общественного воздействия и т. п.
Ситуация осложняется отсутствием или неэффективностью экологического надзора, бездеятельностью многих контролирующих органов. Например, эффективность всей деятельности лесоконтролирующих органов в несколько раз ниже результативности разовых операций, проводимых органами внутренних дел и пограничной службы.
Потребительское, а порой и откровенно рваческое отношение к природе сложилось и в тех регионах, где ее богатства являются единственным или основным источником существования, также подспорьем для семейного бюджета. Рост экологических преступлений происходит и из-за несовершенства законодательства об ответственности за экологические правонарушения (множество отсылочных норм, несогласованности между актами и нормами, недостаточно четкие формулировки правовых норм), а также из-за принятия субъектами РФ законодательных актов, объявляющих исключительное право собственности на все природные объекты своих территорий, что противоречит Конституции РФ. Следует отметить, что в комплексе причин совершения преступлений против растительности действуют, как правило, с разной степенью интенсивности несколько факторов.
3. Криминологическая характеристика личности преступника в сфере экологии
Профилактика экологических преступлений возможна только при выявлении специфики личности преступника.
Нравственно-психологические характеристики личности преступника в сфере экологии имеют весьма широкий диапазон. В одних случаях это злостные преступники с ярко выраженной корыстно-потребительской ориентацией, устойчивыми привычками социального паразитизма. Иногда они — типичные ситуативные преступники, имеющие незначительные нравственные дефекты, уступающие давлению неблагоприятных жизненных обстоятельств (например, вынужденные заниматься незаконной порубкой вследствие материальных затруднений, связанных с невыплатой зарплаты).
В этой связи можно отметить такую характерную черту личности тех, кто совершает рассматриваемые преступления, как их своеобразную специализацию на данном типе противоправного поведения: эти люди не обманут других, не украдут чужое имущество, никого не ограбят и т. д. (в этом отношении они вполне послушны), но они всегда готовы поживиться за счет природы и способны на серьезные преступления, причиняя большой вред.
Изучение личности преступника по экологическим преступлениям, позволило установить её социально-демографическую и социальную характеристики. По данным уголовной статистики, около 83% субъектов рассматриваемого преступления составляют лица возраста 20−35 лет. Лица до 30 лет это более половины правонарушителей.
Анализ полученных данных о социальном положении преступников и уровне их образования свидетельствует, что подавляющее число имели неполное среднее, среднее образование или были малограмотны.
В социально-негативном плане субъектов экологических преступлений можно выделить три уровня: первый уровень — импульсивный уровень, проявляющийся в безразличии к указанной проблеме. Как правило, этот уровень имеет своим последствием совершение неосторожных экологических правонарушений. Второй уровень — негативное отношение к природным ценностям (проявляется чаще всего в единичном акте). Третий уровень — направленность личности на достижение материальных и иных выгод без учета правил природопользования.
экологическая преступность криминологический преступник Определенные изменения произошли и в социальном составе субъектов преступных групп. Например, по роду занятий дифференциация этой категории лиц распределилась следующим образом: работники коммерческих организаций — 33%; работники частных охранных структур — 10%; бывшие военные и рабочие (работники сельского хозяйства), механизаторы (у которых имеется свой личный транспорт для вывоза древесины) — 19%; работники правоохранительных органов (в том числе бывшие) — 11%. Велика доля неработающих лиц, которые составили 27%. С учетом увеличения числа безработных в структуре взрослого населения этот показатель будет, вероятно, иметь тенденцию к увеличению.
Наличие семьи не является существенным фактором, удерживающим от совершения данного преступления. Всего 87% осужденных имели семьи. Исследования показывают, что семья, жена, дети в значительной мере определяют поведение мужчины, его отношение к окружающим людям, создают особый микроклимат вокруг него.
4. Меры профилактики преступлений в сфере экологии
Деятельность субъектов по предупреждению преступлений в сфере экологии призвана целенаправленно воздействовать на объективные причины и условия совершения экологических преступлений, на криминогенные ситуации в отдельных регионах, провоцирующие преступные посягательства, на негативные личностные свойства, а также антисоциальное поведение людей, совершивших экологические преступления.
Одними из важных субъектов профилактики экологических преступлений являются органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. К этому причастны многочисленные государственные природоохранные органы, в т. ч. различные инспекции, контрольно-надзорные службы по охране природы. Их профилактическая деятельность была бы более результативной при условии улучшения ее финансирования, должного материально-технического, кадрового и иного ресурсного обеспечения, усиления социальной и правовой защиты сотрудников.
Дополнительные возможности для усиления работы по предупреждению экологических преступлений и правонарушений появляются в результате создания в некоторых регионах экологической милиции, имея в виду, что особую роль в предупреждении преступности в сфере экологии как субъекту профилактики принадлежит правоохранительным органам, особенно милиции.
В системе органов, ведущих борьбу с экологической преступностью, особое место сегодня занимают специализированные межрайонные природоохранные прокуратуры. Опыт их деятельности показал высокую результативность осуществления надзора за исполнением экологического законодательства. Они успешно нейтрализуют негативные последствия, ошибки и упущения в работе природоохранных органов, нарушений экологического законодательства исполнительными органами и органами местного самоуправления.
В предупреждении преступности в сфере экологии существенна профилактическая деятельность средств массовой информации. Возникает необходимость усиления воспитательно-профилактической деятельности средств массовой информации. В этой связи следует включить в программы телевидения и радио передачи с целью формирования экологического сознания (экологической культуры) у широких масс населения.
Следует отметить, что успех борьбы с преступностью в сфере экологии в значительной мере определяется последовательностью и эффективностью деятельности правоохранительных органов, их решительностью и наступательностью в достижении поставленной цели.
Решающая роль в борьбе с правонарушениями в сфере лесозащиты принадлежит должностным лицам на местах. Государственные и общественные органы призваны оказывать содействие правоохранительных и природоохранным органам на местах в пределах своей компетенции.
Органы местного самоуправления являются одним из особо важных субъектов профилактики экологических правонарушений в регионах. Принципом деятельности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды является гласность в работе и тесная связь с общественными организациями, населением в решении природоохранительных задач. В своей профилактической деятельности органы местного самоуправления должны взаимодействовать с другими субъектами предупреждения преступлений в сфере экологии. Так, например, государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие контроль в экологической сфере, обязаны информировать органы местного самоуправления о нарушениях законодательства в области охраны природы.
В своей профилактической деятельности работникам правоохранительных органов следует тесно сотрудничать с населением. Уровень преступности в сфере экологии (как и в любой сфере) зависит от плотности контакта и взаимопонимания между правоохранительными органами и населением: эффективность борьбы с латентной преступностью, её решительность и наступательность во многом определяются активностью населения, его нетерпимостью к лицам, нарушающим закон. Увеличение штатов сотрудников правоохранительных органов имеет свои пределы. Даже при полной их комплектности, вполне очевидно, что они не в силах устанавливать каждый факт совершенного преступления.
Во многих регионах в предупреждении экологической преступности хорошо зарекомендовали себя общественные объединения, отделения международных неправительственных организаций экологического профиля, известных во всем мире как движение «зеленных». Активное взаимодействие этих субъектов между собой и с государственными структурами по вопросам борьбы с экологическими правонарушениями, оказание помощи в этой деятельности природоохранным и правоохранительным органам могут сыграть значительную роль в этой борьбе.
Государство должно всячески поощрять осуществляемую в законных формах общественную активность по охране природных богатств, защите окружающей среды, взыскивать с тех должностных лиц, которые исходя из сиюминутных узковедомственных интересов нередко препятствуют деятельности негосударственных объединений и организаций экологической направленности.
Для стимулирования социально-правовой активности населения в предупреждении преступности, практически во всех городах и других населенных пунктах республики желательно проводить работу по вовлечению граждан в общественные объединения правоохранительной направленности. Прежде всего, это — общественные пункты охраны порядка, народные дружины, молодежные и другие специализированные отряды содействия милиции.
Создание общественных пунктов охраны порядка для организации в них работы участковых инспекторов, внештатных сотрудников и других представителей общественности является одной из форм укрепления и расширения взаимодействия работников правоохранительных органов и общественности, имеющая особое значение и для борьбы с экологическими преступлениями.
В районах должны быть созданы добровольные отряды по охране природы, которые наряду с обеспечением общественного порядка активно участвуют в предупреждении и раскрытии преступлений, проведении предупредительно-профилактической работы с правонарушителями, разъяснительной работы среди населения. Желательно, чтобы взаимодействие органов милиции и общественности и органов местного самоуправления осуществлялось на основе перспективного плана мероприятий утверждаемого Правительствами субъектов.
Одним из важных условий повышения эффективности борьбы с экологическими преступлениями является постоянное совершенствование правовой базы природоохранительной деятельности. Большое значение в этом плане имеет дальнейшее совершенствование природоохранного законодательства.
Задачей общегосударственной важности является создание в стране отлаженной, эффективной системы экологического просвещения и воспитания, функционирование которой должно способствовать формированию у населения бережного отношения к растительному и животному миру, всей природе. Здесь не меньше, чем в экономике, все люди, тем более должностные лица, государственные и муниципальные служащие должны стать бережливыми хозяевами, живущими не только сегодняшним днем, но и думающими о будущем, о том, какие природные ресурсы будут оставлены и потомкам.
Законодательство в сфере экологии является одновременно продуктом и основной формой закрепления государственной экологической политики. Важную профилактическую и охранительную роль должен сыграть новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды», принятый Государственной Думой 20 декабря 2001 года, одобренный Советом федерации 26 декабря 2001 года.
В борьбе с экологической преступностью возрастает роль научно-практических конференций, совещаний, «круглых столов», проводимых по соответствующей проблематике. Они консолидируют усилия, улучшают координацию в этой деятельности природоохранных и правоприменительных органов.
По мнению многих авторов, в связи с необходимостью активизации использования новейших достижений науки и техники для предотвращения экологических преступлений важной мерой могло бы стать формирование и развитие нового специализированного научного криминологического направления — экологической криминологии. Экологическая криминология должна исследовать социальную политику и общественные отношения в сфере экологии, изучать их особенности, причины и условия, способствующие совершению экологических преступлений, разрабатывать рекомендации о мерах контроля и борьбы с ними.
По мнению ряда авторов, консолидации сил и средств для защиты экологической безопасности могло бы способствовать формирование цельной системы экологической юстиции, включая экологическую милицию, природоохранные прокуратуры, экологические суды и другие специализированные правоприменительные органы.
Формирование нового эколого-правового мировоззрения является одним из важных факторов борьбы с преступлениями в сфере экологии. Экологическое воспитание и формирование экологической культуры способствуют эффективной профилактике экологических преступлений.
Важно, чтобы формирование экологического сознания, индивидуального и общественного, основывалось на идее гармоничных взаимоотношений человека и природы, зависимости человека от природы и ответственности за ее сохранение для будущих поколений. Для этого необходимы выработка и последовательная, максимально эффективная реализация государственной экологической политики.
Специфика борьбы с экологической преступностью заключается в необходимости постоянного обеспечения активных и четко скоординированных действий всех природоохранных, контрольных и правоохранительных органов по укреплению экологической законности и правопорядка в России. Следовательно, важно, чтобы органы власти и управления на всех уровнях выполняли эту координирующую функцию сполна и эффективно.
1. Башкатов Л. Н., Ветрова Г. Н., Донценко А. Д., Зажицкий В. И., Шестаков В. И. Уголовный процесс; Наука —, 2013. — 342 c.
2. Белоносов В. О., Чернышева И. В. Российский уголовный процесс; Дашков и Ко, БизнесВолга — Москва, 2013. — 480 c.
3. Боровиков В. Б., Смердов А. А. Уголовное право. Общая и Особенная части; Юрайт — Москва, 2013. — 672 c.
4. Бриллиантов А. В., Курганов С. И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации; СПб. [и др.]: Питер —, 2013. — 374 c.
5. Дерягин Г. Б. Половые преступления (расследование и судебно-медицинская экспертиза); Щит-М — Москва, 2013. — 304 c.
6. Жалинский А. Э., Энгельгардт А. А. Практикум по уголовному праву; Городец — Москва, 2013. — 496 c.
7. Зубарев С. М. Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций; Юрайт, Юрайт — Москва, 2013. — 176 c.
8. Казанцев С. Я., Кругликов Л. Л., Мазуренко П. Н., Сундуров Ф. Р. Уголовное право; Академия — Москва, 2013. — 352 c.
9. Лазарева В. А. Доказывание в уголовном процессе; Юрайт — Москва, 2013. — 352 c.
10. Лупу А. А., Оськина И. Ю. Международное уголовное право; Дашков и Ко — Москва, 2013. — 312 c.
11. Малиновский В. В. Организационная деятельность в уголовном праве России (виды и характеристика); Проспект — Москва, 2013. — 192 c.
12. Манова Н. С., Францифоров Ю. В. Уголовный процесс. Конспект лекций; Машиностроение —, 2013. — 158 c.
13. Манова Н. С., Францифоров Ю. В. Уголовный процесс. Краткий курс лекций; Юрайт — Москва, 2013. — 144 c.