Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Построение тренировочного процесса пловцов специализирующихся на дистанции 200 метров вольным стилем

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тренировочные занятия на суше широко применяются во все периоды круглогодичной подготовки. Так в базовом и переходном периоде для развития общих физических качеств, применяются упражнения из других видов спорта: бег, лыжи, гребля, легкая атлетика, велоспорт, водное поло и различные виды спортивных и подвижных игры. На протяжении всего периода подготовки большое внимание уделяется силовым… Читать ещё >

Построение тренировочного процесса пловцов специализирующихся на дистанции 200 метров вольным стилем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дипломная работа

Построение тренировочного процесса пловцов специализирующихся на дистанции 200 метров вольным стилем

пловец силовой тренировка вольный Плавание — вид спорта или спортивная дисциплина, заключающаяся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта как в нашей стране, так и за рубежом.

По классификации МОК плавание как вид спорта включает в себя: собственно плавание, водное поло, прыжки в воду и синхронное плавание. В ходе развития спортивного плавания сформировались следующие стили: вольный стиль, плавание на спине, брасс и баттерфляй. Комбинация этих стилей представляет собой отдельную дисциплину — комплексное плавание.

Вольный стиль — дисциплина плавания, в которой пловцу разрешается плыть любыми способами, произвольно меняя их по ходу дистанции. На соревнованиях по плаванию вольным стилем большинство спортсменов отдают предпочтение именно кролю, поэтому «вольный стиль» и «кроль» стали практически синонимами.

Кроль (англ. crawl — ползание) — стиль плавания на животе, в котором левая и правая часть тела совершают гребки попеременно. Каждая рука совершает широкий гребок вдоль оси тела пловца, во время чего ноги, в свою очередь, тоже попеременно поднимаются и опускаются. Лицо плывущего находится в воде, и лишь периодически во время гребка голова поворачивается, чтобы сделать вдох. В программу крупнейших соревнований включаются следующие дисциплины вольного стиля: 50, 100, 200, 400, 800, 1500 и эстафеты 4 по 100, 4 по 200. Так же кроль используется на соревнованиях по открытой воде на дистанциях от 5 до 25 км.

В данной курсовой работе будут рассмотрены анатомо-физиологические особенности пловцов специализирующихся на средней дистанции вольным стилем (200 метров) и их методика подготовки.

Актуальность представленной работы заключается в научно-методическом обосновании системы подготовки пловцов средневиков. Подготовка спортсменов является исключительно сложным процессом. Система подготовки в качестве основных элементов включает специальную и общую физическую подготовку, техническую, тактическую и психологическую подготовку. Для успешного функционирования этой системы необходимо иметь надлежащее научно-методическое и организационное обеспечение тренировочного процесса, позволяющее правильно совмещать все виды подготовки, получая высокие результаты.

Гипотеза. Предполагалось, что силовая подготовка на суше являются составной частью подготовки пловцов специализирующихся на дистанции 200 метров вольным стилем. Увеличение объема и интенсивности силовой подготовке на суше положительно влияет на результат в соревнованиях.

Предметом исследования явились показатели работоспособности, физического развития и спортивной результативности пловцов.

Объектом исследования были пловцы возраста 16−17 лет учащиеся училища олимпийского резерва города Гомеля.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в разработке и определении главных составляющих в подготовке пловцов специализирующихся на дистанции 200 метров вольным стилем.

1. Обзор литературы

1.1 Анатомо-физиологические особенности пловцов специализирующихся на дистанции 200 метров вольным стилем

200 и 400 метров вольным стилем являются средней дистанцией в плавании. В той или иной степени они требуют одновременно хорошей скорости и выносливости. Дистанцию 200 метров способны хорошо проплыть те, кто специализируется также на дистанции 100 метров, в то время как 400 метров — стайеры, специализирующихся на дистанции 800 и 1500 метров. В общих чертах дистанция 200 метров требует большего проявления скорости, а 400 — выносливости.

На дистанции 200 метров пловцам необходимо поддерживать высокую скорость в течение довольно длительного времени. В зависимости от пола, возраста и квалификации спортсменов это время составляет 2 — 3 минуты. Во время заплыва организм пловца расходует большее количество кислорода, чем получает его с дыханием. Возникает так называемый кислородный долг. Важная тренировочная задача — как можно лучше переносить недостаток кислорода и поддерживать скорость плавания высокой и постоянной на протяжении всего заплыва.

Пловцы специализирующиеся на дистанции 200 метров, физически не так мощны, как спринтеры, но гораздо выносливее. Они как правило, имеют меньшую мышечную массу, и это объяснимо: чем больше у спортсмена мышц, тем больше ему необходимо кислорода во время плавания. А когда кислорода и так не хватает, лишние мышцы только мешают.

Поскольку система условий при организации двигательных действий пловца строго специфична и жестко-определенно воздействует на организм пловца, столь же определенна и его отражательная деятельность. В плавании четко просматривается взаимосвязь между структурой и функцией организма, формой и содержанием двигательного действия.

Известно, что эффективность гидродинамической ситуации пловца определяется главным образом двумя крупными составляющими — силами тяги и силами сопротивления; коэффициент полезного действия в поступательных движениях пловца составляет в спортивных способах плавания 5−7%. По сути, эффективность движений пловца зависит от мощности систем энергообеспечения и гидродинамических особенностей его тела.

Особенности гидродинамики в первую очередь зависят от антропометрических данных пловца. Среди этих морфофункциональных признаков Викулов А. Д в своем учебном пособии по плаванию для студентов высших учебных заведений выделяет те, которые определяют успех в том или ином способе плавания, а их отсутствие существенно лимитирует спортивные достижения.

Так он отмечет, что скорость плавания на дистанции 200 и 400 метро вольным стилем зависит от подвижности плечевых суставов, ЖЕЛ, длины руки, ноги и корпуса. Кроме того, морфологическими предпосылками успеха являются малый обхват талии и уплощенная форма грудной клетки. Специализирующиеся на этой дистанции пловцы — это спортсмены выше среднего роста, имеющие меньший по сравнению со спринтерами вес и, соответственно, меньшее количество мышечной, костной и жировой тканей, сглаженный рельеф мышц.

Различные способы плавания предъявляют особые требования к функциональным качествам и телосложению пловцов. Это отчетливо видно при сравнении морфофункциональных моделей пловцов (рисунок 1.1) представленных в книге «Плавание» под редакцией Булгаковой Н. Ж. С увеличением длины основной дистанции уменьшаются все показатели тотальных размеров тела (длина, масса, обхват грудной клетки).

Рисунок 1.1 — Контуры и сечения тела у пловцов высокого класса, специализирующихся в различных способах плавания. Сечения: 1 — дельтовидное, 2 — плеча, 3 — предплечья, 4 — талии, 5 — тазобедренное, 6 — бедра, 7 — колена, 8 — голени, 9 — лодыжки В плавании при отборе особо учитываются антропометрические показатели или, как их еще называют, тотальные размеры тела (вес, рост, длина и окружность конечностей, окружность грудной клетки). В частности, обоснованно ориентироваться на ту или иную специализацию помогут типичные для пловцов различных специализаций профильные контуры, контуры и поперечные сечения тела (рисунок 1.1), его обхватные размеры (таблица 1.1), состав, а также рельеф мускулатуры. В свое книге «Плавание» Платонов В. Н., анализируя антропометрические данный пловцов высокого класса, составил таблицу обхватных размеров тела пловцов.

Таблица 1.1 — Обхватные размеры тела у пловцов высокого класса, см

Способ, дистанция

Запястье

Предплечье

Плечо

Лодыжка

Голень

Колено

Бедро

Ягодицы

Талия

Кроль на груди

100 м

17,9

27,8

33,2

24,1

38,3

37,3

56,7

94,3

81,5

200, 400 м

27,3

23,3

37,3

39,2

54,1

93,4

78,9

800, 1500 м

17,5

26,5

23,5

37,1

38,7

53,2

91,1

75,2

На спине

18,3

27,8

23,7

38,3

37,9

58,6

82,5

Баттерфляй

18,2

27,9

23,9

93,2

Брасс

18,4

27,6

24,1

38,8

40,1

64,6

96,7

82,3

Комплексное плавание

18,6

28,2

31,2

24,6

38,3

38,3

59,4

92,5

79,1

Из этого следует, что у спортсменов, специализирующихся в плавании кролем на разные дистанции, обхватные размеры уменьшаются с увеличением длины дистанции.

С увеличением длины дистанции, скорость падает и работа переходит в зону более низкой мощности, не требующей больших мышечных усилий, а, следовательно, изменяются и требования к морфологическому типу пловца. На первое место выходят признаки, характеризующие выносливость и способствующие лучшему положению тела в воде, лучшей обтекаемости, плавучести.

На технику и скорость плавания влияют и размеры конечностей. Так лица с более длинными конечностями и большей гребущей поверхностью имеют меньшее удельное давление на единицу площади воды. Эти пловцы могут обладать более длинным и мощным гребком, но с меньшим темпом движений. Спортсмены с относительно короткими конечностями имеют тенденцию к повышению темпа движений, а также к повышению удельного давления воды на единицу гребущей поверхности.

Кроме самих размеров тела и конечностей, надо обращать внимание на показатели их соотношений, например, в соотношении ширина плеч / рост — ширина таза / рост, чем меньше показатель, тем больше пригодность к плаванию, а в таких соотношениях как длина рук / рост и длина ног / рост, наоборот, то есть, чем больше показатель, тем лучше возможности спортсмена, а это значит, чем длиннее конечность, тем больше площадь удельного сопротивления воды, тем мощнее гребок. Для выявления показателя зависимости длины рук от роста пловца можно использовать и другой метод определения: отношение размаха рук к росту. Размах рук определяется расстоянием между концами средних пальцев рук, разведенных в стороны. Если размах рук больше роста, то наблюдается повышенная пригодность спортсмена. Если размах рук равен росту, то наблюдается умеренная пригодность спортсмена, и если размах рук меньше роста, то пригодность — пониженная.

Большинство пловцов, победителей Олимпийских игр и других крупных соревнования, имели высокий рост, небольшой вес тела и длинные конечности. Не случайно, что многие спортсмены в 14−17 лет (в период энергичного роста тела и особенно конечностей в длину) даже при недостаточной силе мышц, но относительно малом весе тела добиваются высоких достижений в плавании.

Изучение физического развития лучших пловцов подтвердило, что пловцы, как мужчины, так и женщины характеризуются следующими особенностями: высоким ростом, средним весом, укороченным туловищем, длинными руками и ногами, широкими плечами, суженным по отношению к плечам, тазом, уплощенной, но широкой грудной клеткой, обладающей хорошим развитием и большой подвижностью, большой жизненной емкостью легких, большой силой вдоха и средней силой выдоха, гармонично развитой мускулатурой.

Понятно, что длинные конечности при соответствующем развитии мускулатуры дают возможность выполнять длинные и мощные гребки; широкие плечи, узкий таз, длинные ноги придают телу обтекаемую, каплеобразную форму; уплощенная грудная клетка создает устойчивое положение тела; большая экскурсия грудной клетки и большая жизненная емкость легких позволяет делать глубокий вдох, обеспечивающий организм необходимым количеством кислорода при интенсивной работе и придающий телу пловца меньшим удельный вес. При плавании основная опора о воду возникает от движения кисти и стопы пловца. Поэтому размер стопы и кисти спортсмена имеет определенное значение. Преимущество получают пловцы с большими стопами и ладонями. По сравнительным данным Абсалямова Т. М, длина стопы пловца в среднем значительно превышает длину стопы спортсменов других специальностей [5,6,8,10,11,12].

Таким образом, пловцы, специализирующиеся в плавании на средние дистанции, по телосложению и физической подготовленности отличаются от спринтеров, что объясняется законами биоэнергетики. Если у спринтеров работа носит скоростно-силовой характер и происходит в анаэробной зоне, то у средневиков она больше относится к зоне аэробного энергообеспечения, где большие требования предъявляются к функциональным возможностям пловцов, прежде всего к выносливости.

1.2 Значение физических качеств в процессе подготовки пловцов

Физическая подготовка представляет собой процесс, направленный на развитие основных физических качеств. Огромное значение в плавании имеет развитие физических качеств, таких как сила, выносливость, быстрота, координация движений и гибкость. Их можно развивать и совершенствовать как на дорожках бассейна, так и во время тренировок в спортивном зале.

Выносливостью называется способность длительно выполнять определенную физическую работу без снижения ее эффективности (скорости, темпа, шага) или ухудшения техники. Понятие «выносливость» неразрывно связано с утомлением, которое весьма специфично и находится в тесной зависимости от вида деятельности.

Высокий уровень выносливости спортсмена в одном виде физических упражнений может сочетаться с относительно слабой способностью противостоять утомлению в другом виде. Специфичность выносливости проявляется по отношению не только к виду спортивной деятельности (бег, плавание), но и к длине дистанции.

В спортивном плавании видов специальной выносливости практически столько же, сколько и соревновательных дистанций. Следует отметить, что стайерская выносливость менее специфична, чем спринтерская, этот вид выносливости называют общей. В связи с введением в программу соревнований по плаванию на открытой воде дистанций 5 и 25 км выделяется выносливость на сверхдлинные дистанции.

Уровень развития выносливости зависит от энергетического, морфологического и психологического факторов. Энергетический фактор обусловлен особенностями энергообеспечения работоспособности пловца на дистанциях различной длины. Морфологический фактор определяется строением мышц, жизненной емкостью легких, объемом сердца, капилляризацией мышечных волокон. Психологический фактор связан с устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, мобилизацией, умением преодолевать неприятные ощущения.

Выносливость спортсмена складывается как бы из двух составляющих — умения выполнять длительную интенсивную работу и скоростно-силовую работу максимальной интенсивности в течение короткого отрезка времени.

Способность человека выполнять длительную интенсивную работу называется аэробной выносливостью, поскольку такая работа производится за счет текущей поставки кислорода мышцам.

Выполнение скоростно-силовой работы максимальной интенсивности требует от спортсмена хорошей скоростной, или анаэробной, выносливости. В основе анаэробной выносливости лежит способность человека производить физическую работу, когда потребность в кислороде превышает его необходимое фактическое потребление, в результате чего образуется кислородный долг. Размеры максимального кислородного долга прямо пропорциональны уровню развития анаэробной выносливости спортсмена.

Мощность и продолжительность тренировочных упражнений на воспитание выносливости определяются степенью задействования того или иного механизма энергетического обеспечения и характера адаптационных изменений в организме спортсмена, пловца. Современная классификация упражнений на выносливость по зонам преимущественной физиологической направленности основывается на взаимосвязи между мощностью работы (скоростью плавания), ЧСС, уровнем рабочего потребления кислорода в процентах от МПК.

При выборе тренировочных упражнений для повышения работоспособности в аэробном, а также основных тренировочных отрезков и при определении объема нагрузок разной направленности, следует учитывать особенности созревания аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, адаптационные возможности и уровень совершенства техники плавания.

С методической точки зрения при тренировке спортсменов выделяют упражнения, направленные на развитие базовой (аэробной) выносливости, специальной выносливости (выносливости к работе гликолитического характера) и скоростной выносливости (алактатной производительности). Такая работа выполняется в рамках пульсовых режимов.

Дистанция 200 метров вольным стилем требует от пловцов проявления аэробной и анаэробной выносливости.

Развитию работоспособности в зоне спринтерских дистанций 100−200 м способствуют в наибольшей степени интервальные упражнения с длиной отрезков 50 м и с постоянными (5−20 с) либо сокращающимися (от 40 до 10 с) интервалами отдыха. Количество отрезков в одном упражнении составляет 4−6. Квалифицированные пловцы могут проплыть и большее число отрезков (свыше 10), но тогда направленность упражнения смещается в зону дистанций 200−400 м. Применение серийного метода с достаточными для восстановления интервалами отдыха между сериями позволяет увеличить общее количество отрезков до 20 и даже до 30. Высококвалифицированные пловцы могут выполнять такие упражнения при длине отрезков 100 м.

Основой для формирования специальной выносливости является тренировки на развитие общей выносливости. Огромной значения они имеют переходном и подготовительном периоде подготовки.

Под быстротой понимают способность человека (спортсмена) в максимально короткий отрезок времени совершать двигательные действия, решать двигательные задачи.

Известны три основные формы проявления быстроты:

1) латентное время двигательной реакции;

2) скорость одиночного сокращения;

3) темп движений.

К формам проявления скоростных способностей относят уровень максимальной скорости и темп плавания, быстроту выполнения стартов и поворотов.

Вместе с тем скоростные способности, их проявление, специфичны для плавания. Пловец может иметь отличные результаты в отдельных формах проявления быстроты и в то же время — посредственные результаты в плавании: эти способности нужно еще проявить в специфических условиях водной среды, поэтому скоростные возможности пловца могут характеризоваться его умением проплывать короткие отрезки дистанции с максимально высокой скоростью.

Физиологической основой быстроты является подвижность нервных про-цессов, возможность и скорость мобилизации бескислородных механизмов энергетического обеспечения мышечной деятельности.

Скоростные способности спортсменов зависят от силы, гибкости, умения расслаблять мышцы, не вовлеченные в работу, от психологической установки и проявления волевых усилий.

Скоростные способности в значительной мере зависят от уровня технического мастерства спортсмена-пловца. Это во многом качество, обусловленное природой.

Развитие скоростных способностей пловца начинается с овладения им техникой спортивного плавания. С этой целью нужно добиться точности, свободы и экономичности движений при проплывании различных дистанций, в том числе и длинных, сначала в умеренном, а потом и в высоком темпе. Развитие скоростных способностей идет параллельно с изучением техники плавания, формированием стиля, повышением выносливости.

В дальнейшем ставится задача — ускорить гребковые движения, сохраняя их точность и амплитуду. Упражнения выполняются повторно на коротких отрезках и в переменном плавании, когда повышенный темп чередуется со свободным или умеренным.

При выполнении упражнений рекомендуется: 1) применять плавные ускорения от умеренного до предельного темпа, а позднее плавать с равномерной, возрастающей от повторения к повторению скоростью; 2) продолжительность плавания с околопредельной, а затем и с предельной мобилизацией сил в первых попытках от 6 до 20 с; 3) планировать оптимальные паузы отдыха, которые обеспечивали бы полное восстановление и качество выполняемых движений.

Помимо упражнений с нарастанием усилий применяются упражнения с их уменьшением. Пловец, развив высокую скорость, старается ее удерживать, уменьшая усилия и расслабляя мышцы. Такое плавание «на контрасте» применяется с чередованием движений в различном темпе. Упражнения можно усложнять, применяя дополнительные отягощения.

Упражнения, направленные на повышение скорости движения, планируют после разминки, в первой части занятия, а в тренировочном микроцикле — после дня отдыха или занятий с небольшой нагрузкой. В практике спортивного плавания часто случается так, что пловцы показывают высокие результаты на коротких отрезках дистанции в конце тренировочного занятия. Упражнения для воспитания скоростных качеств выполняются на суше и в воде.

Силовые качества — это способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий.

Известно, что скорость плавания прежде всего зависит от мощности гребка. Основу же мощности составляет сила. На соревнованиях довольно часто можно наблюдать, как, начав дистанцию с хорошей техникой, пловец постепенно укорачивает гребок или снижает темп, в результате чего снижается скорость. Если утомление групп мышц сочетается с относительно быстрым восстановлением по частоте пульса (хорошей функциональной подготовленностью), то причина этого заключается в недостаточной локальной силовой выносливости.

Важнейшие физические качества пловца — скорость и выносливость — тесно связаны с развитием силы. Обычно выделяют пять групп показателей силовой подготовленности пловцов:

* максимальная сила при имитации гребковых движений;

* скоростно-силовая выносливость;

* силовая выносливость;

* взрывная сила;

* сила тяги в воде.

Показатели максимальной силы у дельфинистов и брассистов в среднем на 5−8% выше, чем у кролистов-стайеров и спинистов и на 2−4% выше, чем у кролистов-спринтеров. Пловцы, использующие варианты техники плавания с высоким темпом и укороченным гребком, превосходят по показателям максимально силы пловцов с длинным гребком.

В тренировки пловцов используются упражнения на развитие общей и специальной силы. Чем выше квалификация спортсмена, тем больше начинает преобладать направленность тренировок на развитие специальной силовой подготовки.

Гибкость — одно из важных физических качеств пловца. Хорошая гибкость обеспечивает пловцу свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий во время гребка. Часто понятие «гибкость» считают синонимом понятия «подвижность суставов», однако между ними есть различие. Под подвижностью в суставе понимают степень свободы движений в конкретном суставе; под гибкостью — степень свободы движений в какой-либо части тела или частях тела. Разумеется, отличная подвижность в суставах хорошая основа для высокого уровня проявления гибкости. Выделяют три вида подвижности в суставах: свободную, активную, пассивную.

Объем свободной подвижности предполагает естественные, плавные и экономичные движения, при которых активные силы мышц действуют не в течение всего периода выполнения движения, а только в определенных границах, на остальных же участках движение продолжается по инерции. Такие примеры движений можно найти в подготовительных движениях руками в кроле и в дельфине.

Пассивная подвижность возможна при отсутствии сопротивления мышц-антагонистов и лимитируется в основном растяжимостью мышц и связок. При плавании кролем на груди и на спине, дельфином пассивная подвижность проявляется при выполнении удара ногами в голеностопных суставах.

Активная подвижность проявляется при максимальных усилиях мышц, участвующих в движении, и растяжимости мышц-антагонистов. В циклических движениях такой вид подвижности нерационален.

Проявление специальной гибкости при плавании имеет огромное значение. Так, недостаточная подвижность в голеностопных суставах существенно сказывается на эффективности работы ногами: имеются потери в величине шага пловца. В результате этого повышается темп движений руками. Плохая подвижность в плечевых суставах ограничивает пронос рук над поверхностью воды, нарушает требования в фазе входа руки в воду, «смазывает» начало гребка и, по сути, весь гребок. У кролистов и спинистов ведущие формы подвижности в суставах одни и те же: дорзальная подвижность плечевых суставов и плечевого пояса, подошвенное сгибание в голеностопных суставах.

Ловкость — это целесообразность движений в данной конкретной ситуации; она является сложным двигательным качеством, не имеющим единого критерия для оценки.

Известно, что специфика проявления ловкости непосредственно связана с условиями деятельности. Плавание предъявляет специфические требования к координационным способностям. Занимающемуся нелегко овладеть согласованием движений рук и ног, когда темп движений неодинаков, добиться такого распределения усилий гребков, при которых не нарушалось бы равновесие тела. На ловкостные способности в плавании большое влияние оказывает «чувство воды», представляющее собой тонкий анализ информации, получаемой от анализаторов, позволяющий спортсмену точно воспринимать мельчайшие детали движения, анализировать их и вносить коррективы.

Совершенствование такого качества, как «чувство воды», осуществляется в процессе выполнения разнообразных тренировочных заданий при постоянном контроле темпа, ритма движений, их динамических и кинематических характеристик с сопоставлением выполняемых двигательных действий с заданными значениями, коррекцией выполняемых двигательных действий.

В циклических видах движений специальных средств для совершенствования ловкости очень мало, потому основная методическая направленность совершенствования этого качества — использование разнообразия динамических и кинематичеяких характеристик движения, создание неожиданных ситуаций посредством изменения условий и мест проведения упражнений, использование различных тренажеров и специального оборудования для расширения вариативности двигательного навыка [2,3,4,7,9].

Таким образом, подготовка пловцов специализирующихся на дистанции 200 метров вольным стилем включает в себя тренировку всех физических качеств на протяжении всего периода многолетней подготовки.

1.3 Средства и методы тренировки в подготовки пловцов на суше и в воде

Различают собственно средства спортивной тренировки — это разнообразные физические упражнения прямо или опосредованно влияющие на совершенствование мастерства спортсменов, и дополнительные (технические) средства — тренажёрные устройства, специальные оборудования, диагностическая аппаратура и т. п., использование которых стимулирует темпы спортивного совершенствования.

Основными средствами тренировки в плавании являются разнообразные физические упражнения. По степени приближенности к основным соревновательным действиям их обычно подразделяют на 4 группы: общеподготовительные, вспомогательные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Каждая группа упражнений отличается преимущественной направленностью воздействия и применяется для решения различных задач на каждом этапе тренировки.

Общеподготовительные упражнения направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие организма спортсмена. Для гармоничного развития всех мышечных групп пловца включаются элементы, заимствованные из других видов спорта: кроссовый бег, ходьба на лыжах, гребля, спортивные и подвижные игры, гимнастические общеразвивающие упражнения. Для начинающих пловцов данные упражнения являются основными и для подготовки в зале, однако с ростом спортивного мастерства подготовка приобретает все более целенаправленный характер.

Вспомогательные упражнения предполагают двигательные действия, создающие специальный фундамент для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности.

Специально-подготовительные упражнения. Направлены на развитие тех мышечных групп, которые несут основную нагрузку при плавании. К этой группе относятся упражнения, способствующие повышению силы и выносливости при работе на специальных гребковых тренажерах, плавание при помощи движений ногами или руками, с дополнительными отягощениями и тормозными устройствами. Эти упражнения являются основными для квалифицированных спортсменов.

Соревновательные упражнения. Включают в себя проплывание определенных дистанций основным способом в полной координации.

В.Н. Платонов в своей книге «Теория и методика спортивной тренировки» считает, что в практических целях все методы условно принято делить на три группы: словесные, наглядные и практические. При этом необходимо учитывать, что в процессе спортивной тренировке применяются все группы методов, в различных сочетаниях. Каждый метод применяется не в стандартных формах, а постоянно совершенствуется в соответствии с изменяющимися требованиями и специфическими особенностями спортивной подготовке.

Под методами, применяющимися в спортивной тренировке следует понимать способы работы тренера и спортсмена, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества и способности.

Важнейшими показателями, определяющими структуру практических методов тренировки, является то, имеет ли упражнения в процессе однократного использования данного метода непрерывный характер или даётся с интервалами отдыха, выполняется в равномерном (стандартном) или переменном (варьирующем) режиме. [6,11]

В процессе тренировки пловцов Булгакова Н. Ж. выделяет следующие методы: равномерный, переменный, интервальный, повторный и соревновательный (контрольный). Они отличаются друг от друга по длине дистанций, интенсивности плавания, количеству проплываемых дистанций и по характеру отдыха. При изменении перечисленных параметров нагрузки тренировка может приобрести преимущественную направленность на воспитание скорости, общей выносливости или специальной выносливости. Так, например, проплывание 6×200 м с интенсивностью 85−90% от максимальной скорости с отдыхом 1,5−2 мин направлено на воспитание специальной выносливости, необходимой для плавания на средние дистанции.

Равномерный метод тренировки предусматривает плавание на дистанциях от 400 до 1500 и более метров с относительно равномерной скоростью прохождения их частей. Такое плавание содействует гармоничной работе всех систем организма и приучает пловца к более экономной работе в воде. Оно также приучает ритмично чередовать напряжение и расслабление работающих мышц. Пульс пловца обычно доходит до 20−25 ударов за 10 с.

Переменный метод тренировки заключается в чередовании нагрузок разной интенсивности. Проплыв отрезок (например, 50 м) с повышенной скоростью, спортсмен продолжает плыть со значительно меньшей скоростью. Проплыв спокойно определенное количество метров, начинает снова плыть энергично, затем плыть спокойно и т. д. Соотношение длины отрезков, проплываемых с повышенной скоростью и спокойно, зависит от подготовленности пловца. При средней скорости на отрезках, проплываемых с повышенной интенсивностью, этот метод содействует воспитанию общей выносливости, а при более быстром плавании — повышению специальной выносливости.

Интервальный метод тренировки характеризуется проплыванием серий отрезков заданной длины с определенной интенсивностью и интервалом отдыха между ними. Отдых подбирается так, чтобы обеспечить не полное, а частичное восстановление пульса. При этом стимул для совершенствования сердечнососудистой системы создается и во время отдыха, когда объем крови, выталкиваемой сердцем за одно сокращение, достигает высшего уровня.

В интервальной тренировке пловцов различаются две направленности-развитие общей выносливости и развитие специальной выносливости.

Интервальная тренировка, направленная на развитие общей выносливости, характеризуется следующим: длина проплываемых отрезков и дистанций — 50, 100 или 200 м; интенсивность «порций работы» — частота пульса 26−30 ударов за 10 с; продолжительность отдыха — от 5 до 45 с; повторение проплываемых дистанций у пловцов II спортивного разряда — 4−10 раз, у пловцов высокой квалификации — больше.

Интервальная тренировка, направленная на развитие специальной выносливости, характеризуется повышенной интенсивностью плавания, что придает ей анаэробный характер. Это обычно достигается увеличением скорости при сохранении продолжительности пауз отдыха. Количество проплываемых дистанций подбирается с учетом их длины, подготовленности спортсменов и интенсивности плавания.

Повторный метод тренировки заключается в повторении проплываемых дистанций 25, 50, 100, 200, 400 или 800 м с высокой интенсивностью (90−100%). Паузы отдыха должны обеспечивать хорошее восстановление и иногда доходят до 10 и более минут. Количество повторений подбирается с учетом длины дистанции и подготовленности спортсмена. Этот метод позволяет спортсмену в течение одной тренировки выполнить большой объем работы с предельной и околопредельной скоростью. Для подготовки пловцов III-II разрядов к соревнованиям в плавании на 100 м тренировка обычно включает повторное плавание 6X25 м или 3X50 м с доступной для пловца интенсивностью и достаточно большими интервалами отдыха.

Соревновательный, или контрольный, метод тренировки — это прохождение основных дистанций в полную силу на соревнованиях или в условиях близких к ним (в группе под стартовую команду, с партнером). Этот метод обычно применяется перед соревнованием для проверки подготовленности спортсмена и для совершенствования прохождения дистанции (старт, поворот, равномерность прохождения, техника).

В процессе тренировок пловцов все перечисленные методы тренировки применяются как раздельно, так и в различных комбинациях.

В учебном пособии для ВУЗов «Плавание» под редакцией Булгаковой Н. Ж. приведена следующая классификация основных методов тренировки применяемых в спортивном плавании (рисунок 1.2)

Рисунок 1.2 — Основные методы тренировки.

В непрерывных (дистанционных) методах длина дистанции составляет обычно от 400 до 3000 м. Скорость плавания в равномерном непрерывном методе постоянна и значительно ниже соревновательной.

В переменном непрерывном методе есть несколько вариантов:

1) постоянное увеличение скорости. Например, 1200 м как 3×400 м; каждый последующий отрезок быстрее предыдущего: первые 400 м проплываются за 7 мин, вторые — за 6 мин 30 с, последние — за 6 мин;

2) ритмическое изменение скорости. Дистанция разбивается на отдельные отрезки, скорость плавания на которых различна. Например, 900 м как 9×100 м. На этих отрезках интенсивность изменяется так: 100 м — в ½ силы, 100 м — в ¾ силы, 100 м — 90% от максимума; 100 м как 10×10 м (первые 75 м свободно, последние 25 м быстро);

3) «фартлек» (игра скоростей). Произвольное сочетание ускорений и малоинтенсивного плавания.

4) «локомотив» («пирамида»). Чередование свободного и быстрого плавания; длина отрезков плавно нарастает или уменьшается.

Например, дистанцию 900 м проплывают так: 50 м быстро + 50 м свободно, 100 м быстрой — 100 м свободно; далее аналогично 150 + 150, 100+100,50 + 50;

5) чередование проплывания отрезков дистанции при помощи движений ногами, руками и в полной координации.

В контрольном методе дистанция равна или меньше соревновательной, скорость — максимальная.

Равномерный интервальный метод характеризуется постоянными величинами длины отрезка, интервалов отдыха и скорости плавания. Примером так называемых «прямых серий» могут служить 10 — 20×50 м, 8 — 15×100 м.

Переменный интервальный метод насчитывает большое количество вариантов:

1) постоянное увеличение скорости. Каждый последующий отрезок проплывается быстрее предыдущего;

2) ритмическое изменение скорости. Серия 12×50 м выполняется как 3x4x50 м с увеличением скорости от 1 — го отрезка к 4_му, от 5_го к 8_му и т. д.;

3) серийный (интервально-повторный). Серия 12×50 м выполняется как 3 серии по 6×50 м; интервалы отдыха между отрезками — 20 с, между сериями — 5 мин;

4) увеличивающиеся интервалы отдыха. Серия 18×50 м разбивается на 3 — по 6 отрезков в каждой: 6×50 м в режиме 50 с + 6×50 м в режиме 1 мин + 6×50 м в режиме 1 мин 20 с. Увеличение интервалов отдыха должно сопровождаться значительным приростом скорости;

5) сокращающиеся интервалы отдыха. Серия 20×50 м выполняется как 10×50 м в режиме I мин 30 с + 5×50 м в режиме 1 мин 10 с + 5×50 м в режиме 45 с. Этот вариант труднее предыдущего; в нем также нужно добиваться улучшения результатов — например, с 40 до 35 с;

6) «симулятор» (дробное плавание). Соревновательная дистанция разбивается на 3−4 отрезка с короткими (10−20 с) интервалами отдыха: а) 800 м = 400 + 200 + 100 + 100 м; интервалы отдыха — 15 +10 + 5 с; б) 400 м = 200 + 100 + 100 м; интервалы отдыха — 10 + 5 с; в) 200 м = 100 + 50 + 25 + 25 м; интервалы отдыха — 10 + 5 + 5 с; г) 100 м = 50 + 25 + 25 м; интервалы отдыха — 5 с. Применяется для отрабатывания оптимального графика прохождения соревновательной дистанции. Первый отрезок обычно составляет половину дистанции; каждый последующий либо равен предыдущему, либо меньше него;

7) «горка» (изменяющаяся длина отрезка). В таких упражнениях варьируются длина отрезка, скорость, а иногда и интервалы отдыха. Типичные примеры «горок»: а) 200 + 150 + 100 + 75 + 50 м; б) 4×400 м, интервалы отдыха — 20 с + 4×200 м, интервалы отдыха -10 с + 4×100 м, интервалы отдыха — 10 с; в) 100 + 200 + 300 + 400 + 300 + 200 + 100 м, интервалы отдыха — от 30 до 60 с, в зависимости от длины отрезка; скорость во второй половине серии выше; г) 2×400 м в режиме 5 мин 20 с + 4×200 м в режиме 2 мин 40 с + 8×100 м в режиме 1 мин 20 с + 16×50 м в режиме 40 с.

Занятия плаванием только в воде не могут подготовить спортсмена к достижению высоких результатов. Для того чтобы в наши дни добиться выдающихся результатов, необходимо посвятить много времени силовой физической подготовке на суше. В тренировках используются упражнения с отягощениями и сопротивлениями, которые направлены на достижение высокого уровня специальной силовой подготовленности и его поддерживание.

Задачей общей силовой подготовки является: укрепление мышечно-связочного аппарата; воспитание умения проявлять оптимальные усилия в широком диапазоне движений в единстве с ловкостью, быстротой, гибкостью; гармоническое развитие всей мускулатуры спортсмена [1,3,4,12,15].

Из методов физической подготовки применяется повторный метод с оптимальными усилиями при среднем числе повторений. Платонов В. Н., в своей книге «Специальная подготовка пловцов высших разрядов», рекомендует выполнять упражнения из различных исходных положений, в различном темпе, чередовать с упражнениями на расслабление, постановку дыхания. Упражнения не должны сопровождаться напряжением, закрепощением мышц. Их следует прекращать до наступления заметно выраженного утомления.

На тренировочных занятиях на суше используются:

* общеразвивающие упражнения в упорах и висах;

* общеразвивающие упражнения с партнером;

* одиночные общеразвивающие упражнения с отягощениями.

Тренировочные занятия на суше широко применяются во все периоды круглогодичной подготовки. Так в базовом и переходном периоде для развития общих физических качеств, применяются упражнения из других видов спорта: бег, лыжи, гребля, легкая атлетика, велоспорт, водное поло и различные виды спортивных и подвижных игры. На протяжении всего периода подготовки большое внимание уделяется силовым тренировкам на суше. В специально-подготовительном и соревновательном периоде силовые упражнения на суше имеют уже специальный характер и максимально приближены к двигательным действия в воде. Как говорилось ранее, в плавании большое значение имеет гибкость и подвижность суставов, поэтому на протяжении всего перед тренировками на суше или в воде спортсмены выполняют упражнения на развитие гибкости.

Внедрение различных тренажерных устройств, позволяющих значительно тоньше дифференцировать режим работы мышц, чем использование традиционных отягощений, привело к более дробному по сравнению с традиционным делению режимов работы мышц при выполнении силовых упражнений. В частности, в настоящее время принято выделять упражнения силовой направленности, выполняемые в таких режимах: 1) изометрическом (статическом); 2) изотоническом (динамическом) при постоянной величине отягощения и соче-тании работы преодолевающего и уступающего характера; 3) изотоническом при уступающем режиме работы мышц; 4) изокинетическом; 5) переменных сопротивлений.

Это деление не является достаточно строгим, поскольку все режимы, кроме изометрического, есть различные варианты работы динамического характера. Однако четкие различия в методике, тренажерном оборудовании и эффективности способствовали распространению такого подразделения и упорядочению процесса силовой подготовки квалифицированных пловцов, а также дали основание для выделения самостоятельных методов.

Изометрический метод. При использовании изометрического режима работы мышц прирост силы наблюдается только по отношению к той части траектории движения, которая соответствует применяемым упражнениям. Следует также учитывать, что сила, приобретенная в результате тренировки в этом режиме, не распространяется на работу динамического характера и требует периода специальной силовой тренировки, направленной на обеспечение реализации силовых качеств при выполнении движений специального характера. При тренировке в изометрическом режиме прирост силовых качеств сопровождается уменьшением скоростных возможностей спортсменов, что достоверно проявляется уже через несколько недель силовой тренировки. Это требует сочетания силовой работы с упражнениями скоростного характера.

Изотонический метод может быть подразделен на два самостоятельных: концентрический, основанный на выполнении двигательных действий с акцентом на преодолевающий характер работы и эксцентрический — предусматривающий выполнение двигательных действий уступающего характера с сопротивлением нагрузке. При выполнении упражнений в динамическом режиме с традиционными отягощениями (например, со штангой) сопротивление является постоянным на протяжении всего движения. В то же время силовые возможности пловцов в различных фазах существенно изменяются в связи с изменением величин рычагов приложения силы, и максимальное сопротивление мышцы испытывают только в крайних точках амплитуды движения.

Изокинетический метод. В основе метода — режим двигательных действий, при котором при постоянной скорости движения мышцы преодолевают сопротивление, работая с предельным напряжением, несмотря на изменение в различных суставных углах соотношения рычагов или моментов вращения.

Тренировка с применением этого метода предполагает работу с использованием специальных тренажерных устройств, которые позволяют пловцу выполнять движения в широком диапазоне скорости, проявлять максимальные или близкие к ним усилия практически в любой фазе движения. Это дает возможность мышцам работать с оптимальной нагрузкой на протяжении всего диапазона движений, чего нельзя добиться, применяя любые из общепринятых отягощений. Многие специалисты считают, что изокинетические упражнения должны быть основным средством силовой подготовки, особенно при развитии максимальной и взрывной силы.

Метод переменных сопротивлений. Выделение этого метода прямо связано с использованием различных тренажеров, конструктивные особенности которых позволяют изменять величину отягощений в разных частях движения с учетом реальных возможностей вовлеченных в работу мышц. В практике подготовки пловцов очень широкое распространение получил пружинно-рычажный тренажер «Мертенса-Хюттеля» для выполнения разнообразных упражнений, имитирующих гребковые движения руками при плавании всеми способами (рисунок 1.3). Конструктивные особенности тренажера, в частности изменение количества пружин, позволяют «приспосабливать» сопротивление к реальным возможностям мышц в различных частях гребковых движений [5,13,14,15,17,19,23].

Рисунок 1.3 — Силовые упражнения, выполняемые на тренажере «Мертенса-Хюттеля»: 1 — рама; 2 — пружины; 3 — штанга-рычаг; 4 — амортизатор.

Таким образом можно сделать вывод, что средствами и методами тренировки в подготовке пловцов специализирующихся на дистанции 200 метров вольным стилем являются общепринятые средства и методы спортивной тренировки, но имеющие свою специфику.

1.4 Тактическая подготовка пловцов на дистанции 200 метров вольным стилем

Тактическая подготовленность пловца определяется уровнем знаний, умений и способностей спортсмена, обеспечивающих рациональное использование его физической, технической и психологической подготовленности для достижения цели, поставленной в соревновании.

В практике выступлений сильнейших пловцов мира можно выделить пять основных вариантов варьирования скорости на соревновательной дистанции. Выбор того или иного из них зависит прежде всего от длины дистанции, пола, возраста, квалификации и подготовленности пловца.

Первый вариант предполагает равномерное преодоление дистанции, при котором скорость практически неизменна от старта до финиша.

Второй — проплывание дистанции со скоростью постоянной в начале и середине дистанции, и ее увеличением на финише.

Третий — скорость в начале дистанции превышает среднедистанционную, затем снижается и остается неизменной до финиша.

Четвертый вариант — скорость выше средней в начале и в конце дистанции и ниже средней в ее середине.

Пятый — связан с равномерным или скачкообразным снижением скорости от начала дистанции к ее окончанию.

Тактическая схема во многом определяется подготовленностью пловца и его индивидуальными особенностями. Хорошо функционально подготовленный пловец может взять на себя роль лидера задолго до финиша и сохранить преимущество. Указанная тактика может вывести из равновесия соперников, заставить их нервничать, менять свои тактические планы. Ее часто применяли, четырехкратный олимпийский чемпион Владимир Сальников и трехкратный олимпийский чемпион Михаэль Гросс, а на чемпионате мира 1998 г. блестяще реализовали на 200_метровке вольным стилем австралийский ученик российского тренера Геннадия Турецкого, Майкл Клим, захвативший уверенное лидерство уже на первых метрах дистанции и сохранивший его до финиша, а также победитель в плавательном марафоне австралиец Грант Хаккет, который уже на первой 50_метровке выигрывал у ближайшего конкурента 0,66 с и также сохранил лидерство до финиша.

Резкие ускорения, которые иногда позволяют себе спортсмены при проплывании соревновательных дистанций, и связанные с ним потери могут быть компенсированы психологическим преимуществом, которое часто получает пловец, неожиданно для соперников увеличивающий скорость. И все же нужно подчеркнуть, что ускорение на отдельных участках дистанции под силу только очень хорошо подготовленным в функциональном отношении пловцам. Они целесообразны лишь в том случае, если им не предшествует снижение скорости и если после их окончания спортсмен в состоянии сохранить оптимальную технику движений.

Практика показала, что тактика женщин зачастую отличается от тактики мужчин на той же дистанции; что более опытные спортсмены выбирают более рациональные ее варианты, а также то, что со временем изменяются тактические варианты борьбы за победу.

При выступлении в главных соревнованиях пловцы стараются плыть быстро и в предварительных заплывах, поскольку плотность результатов так велика, что малейший просчет может их оставить за чертой финалистов. Поэтому спринтеры часто показывают лучшее время в предварительных заплывах, а финальные выигрывают с результатом, несколько уступающим предварительному.

У выдающихся спортсменов, специализирующихся на средних и длинных дистанциях, иной подход к выбору тактики предварительных и финальных заплывов. Четырехкратный олимпийский чемпион В. Сальников отмечал: «В предварительном заплыве я стараюсь плыть быстро, но все же не в полную силу. В финале всегда выступаю с максимальной отдачей сил. Тренер перед финальным заплывом дает мне график прохождения дистанции, чаще всего он рекордный, и я стараюсь его придерживаться».

Такой же тактики — сохранять силы к финальному заплыву придерживались и многие другие выдающиеся пловцы на длинные и средние дистанции, неоднократные олимпийские чемпионы — М. Гросс, A. Бауменн, Т. Дарньи, К. Перкинс и Дж. Эванс.

Когда спортсмен попал в финал, перед ним стоит задача победить в нем. Существует порядок, в соответствии с которым пловец, показавший лучший результат в предварительном заплыве, получает предпочтительную четвертую дорожку. Последний и предпоследний результаты в предварительном заплыве ставят их обладателей на крайние первую и восьмую дорожки, что, однако, не исключает их из числа претендентов на победу.

В главных стартах одни пловцы строят свою тактику с учетом действий участвующих в заплыве сильных соперников, другие предпочитают следовать запланированному графику, ни на кого не обращая внимания, третьи добиваются преимущества за счет своих сильных сторон подготовленности — высокой стартовой и дистанционной скорости, эффективного финиша и т. п.

Правильно выбранная тактическая схема, предполагающая использование наиболее сильных сторон подготовленности, позволила выиграть финальные заплывы многим выдающимся пловцам.

Таким образом, выбор того или иного тактического варианта, его отработка и реализация в соревновательной деятельности обусловлены техническим мастерством спортсмена, его физической и психической подготовленностью, возможностями важнейших функциональных систем. Поэтому процесс тактической подготовки можно рассматривать как своего рода объединяющее начало по отношению к другим составляющим спортивного мастерства. При этом эффективным оказывается реализация следующих методических приемов:

* облегчение условий при освоении избранного варианта тактики — лидирование при помощи светового или звукового лидера, корректирующая информация о результатах преодоления отрезков, шаге и темпе движений и т. п.;

* усложнение реализации оптимального тактического плана — работа в условиях среднегорья, значительного и возрастающего утомления, создание звуковых и световых помех и т. п.;

* сохранение тактической схемы преодоления дистанции при существенной вариативности пространственно-временных и динамических характеристик движений — темпа, шага, мощности гребков и т. п.;

* неожиданное изменение тактического варианта по специальному сигналу или в связи с изменившейся соревновательной ситуацией [16,18,20,22].

2. Методы и организации исследования

Для решения поставленных задач и получения объективных данных в работе применялись современные методы исследования.

2.1 Методы исследования

Теоретико-библиографический анализ литературы

Проведён анализ учебно-методической и научной литературы по вопросам велосипедной подготовки в триатлоне, оценки эффективности тренировочной деятельности, развития выносливости, техники и тактики прохождения велосипедного этапа в триатлоне. Проводилось изучение и обобщение передового опыта работы специалистов в области физического воспитания по выявлению эффективности новых методов и средств тренировки в триатлоне. Всего было проанализировано 34 источников научной и учебно-методической литературы.

Педагогические наблюдения

Педагогические наблюдения проводились за спортсменами в процессе тренировок по общей и специальной физической подготовке в 2011;2012 г.

Под наблюдением находилась группа, состоящая из 10 спортсменов в возрасте 15−16 лет, занимающихся в училище олимпийского резерва города Гомеля на отделении плавания. Наблюдения проводились по следующим показателям:

· посещаемость занятий;

· проявление интереса занимающихся к тренировочному процессу

· содержание и форма тренировочных занятий;

· объем и интенсивность тренировочных нагрузок;

· динамика физических качеств занимающихся;

· результативность учащихся по плаванию.

В нашем исследовании для определения физической подготовленности применялись следующие тесты: плавание 100, 200, 400 вольным стилем, а также результаты соревнований.

Тестирование физической подготовленности проводилось два раза: вначале исследования и по окончанию исследования. Результаты в соревнованиях по плаванию брались нами из протоколов соревнований.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент проводился в течение года. Из занимающихся были отобраны 10 спортсменов в возрасте 15−16 лет примерно одинакового физического развития и спортивной подготовленности. Из них были сформированы две группы по 5 человек, одна из которых была экспериментальной, а вторая контрольной.

Экспериментальная группа занималась по специально разработанному плану, не нарушая общих принципов педагогического подхода к структуре занятий, учитывая возрастные особенности. В программе тренировок был увеличен объём и интенсивность тренировок на суше.

В контрольной группе занятия проходили по общепринятой методике, согласно учебной программы по плаванию для этого контингента занимающихся.

Эффективность наших экспериментальных планов оценивалось по динамике спортивной результативности пловцов (по результатам соревнований и контрольных тренировок), а также по изменениям морфофункциональных показателей и работоспособности при дозированных нагрузках во время тренировок на суше.

Анкетирование

Социологические исследования заключались в анализе данных анкетного опроса спортсменов по различным вопросам их отношения к занятиям по плаванию. В содержание анкеты входили следующие вопросы:

1. Нравится ли вам заниматься плаванием?

2. Какая соревновательная дистанция вам больше нравится?

3. Как вы относитесь к содержанию тренировочных занятий?

4. Считаете ли вы совершенной систему подготовки пловцов? Требует ли она совершенствования, изменения, дополнения?

5. Какое у вас отношение к проблеме нагрузочных режимов, динамике их в возрастном аспекте?

Этот опрос помог распределить спортсменов в контрольную и экспериментальную группы.

Метод математической статистики

Полученные данные экспериментального исследования обрабатывались и анализировались при помощи методов математической статистики. В процессе исследования было определено среднее значение.

Среднее арифметическое значение — мера центральной тенденции, представляющая собой сумму всех наблюдаемых значений, деленную на их количество.

Среднее арифметическое значение рассчитывалась по формуле:

?Xі

= ———;

n

Таким образом, анализ полученных количественных данных методом математической статистики позволил выявить качественные изменения изучаемых признаков.

2.2 Организация исследования

Суть данного эксперимента состоит в том, что бы выявить влияние объемов и интенсивности тренировок на суше в учебно-тренировочном процессе на дальнейшие спортивные результаты пловцов.

Исследование проводилось в 2011;2012 годах. В исследовании принимали и участие 10 спортсменов первого разряда и КМС квалификации. Эксперимент строился на основе общепринятой программы по плаванию.

В январе 2012 года на чемпионате Гомельской области по плаванию на дистанции 200 метров вольным стилем были зафиксированы их результаты из протоколов соревнований. После спортсмены имеющие практически одинаковую физическую подготовку были разделены на две группы.

Контрольная группа занимающихся тренировалась по обще принятому плану. В распорядок тренировок экспериментальной группы были внесены изменения: на протяжении четырех месяцев силовые тренировки на суше были увеличены на 2 часа неделю.

Акцент делался на то, чтобы увеличить объём и интенсивность подготовки на суше и проследить каким образом это повлияет на спортивные результаты в плавании. Этот эксперимент предлагал повысить уровень развитие всех видов специальных силовых качеств пловца, за счёт которых можно увеличить мощность гребка и повысить скорость преодоления дистанции.

Результаты и выводы по этому эксперименту проводились на основе результатов контрольных тренировок и соревнований.

3. Силовая подготовка на суше как составная часть подготовки пловцов специализирующихся на дистанции 200 метров вольным стилем

3.1 Силовая подготовка на суше в программе тренировок пловцов

В настоящее время пловцы высокого класса в течение года затрачивают на работу на суше до 250 — 350 ч. Около 60% этого времени затрачивается на силовую работу.

Силовая подготовка на суше предусматривает развитие различных видов силовых качеств: максимальной и взрывной силы, силовой выносливости. Соотношение работы, направленной на развитие силовых качеств, предопределяет ус-пехи на той или иной дистанции.

Максимальная или взрывная сила в значительной мере обусловливают уровень скоростных возможностей, влияя на величину силы тяги, развиваемой при плавании, на качество стартового прыжка и поворота. Эти формы проявления силы в числе других важнейших факторов определяют результаты пловцов на дистанциях 50, 100 и 200 м.

Специальная силовая подготовка на суше должна вестись в двух направлениях — развитие скоростно-силовых качеств и развитие силовой выносливости.

Скоростно-силовые качества развиваются путем выполнения упражнений с высокой скоростью, большими отягощениями и небольшим количеством повторений. Такая работа способствует повышению максимальной и взрывной силы, позволяет повысить способность к реализации силовых качеств, приобретенных в процессе общей и вспомогательной подготовки при выполнении специально-подготовительных упражнений скоростно-силового характера и при скоростном плавании. Целесообразно разделять работу над совершенствованием силового и скоростного компонентов скоростно-силовых способностей. При совершенствовании силового компонента используются отягощения близкие к предельным — 80 — 90% максимально доступных, темп — околопредельный — 80 — 90%; при совершенствовании скоростного, наоборот, отягощения составляют 70−75% максимально доступных, темп — 100%. При работе на изокинетических тренажерах регулируется только скорость движения, интенсивность работы всегда максимальная. Количество повторений в подходе невелико — от 1 — 2 до 8−10, паузы продолжительны (1 — 3 мин) и должны обеспечивать восстановление работоспособности. Особенно эффективны здесь упражнения, выполняемые в изокинетическом режиме, обеспечивающем высокую скорость движений и максимальную для данной скорости интенсивность силовой работы.

Второе направление обеспечивается путем применения упражнений с умеренным сопротивлением и большим количеством повторений. Такая работа практически не приводит к увеличению объема мышц, а вызывает увеличение количества функционирующих капилляров, совершенствование внутрии межмышечной координации, увеличение количества митохондрий, совершенствование обменных процессов в мышечной ткани. Важно, что эти изменения в основном затрагивают МС-мышечные волокна, существенно увеличивая их возможности к работе, связанной с проявлением выносливости, и одновременно не затрагивают БС-волокна, которые в работе такого рода принимают ограниченное участие.

При развитии силовой выносливости следует преимущественно ориентироваться на различные отягощения: для пловцов на длинные дистанции — 45 — 60% максимально доступных; для пловцов на средние дистанции — 50 — 65%; для спринтеров — 65 — 80%. Темп движений обычно соответствует тому, который планируется на соревновательной дистанции. Паузы между подходами во многом зависят от количества повторений: если оно невелико — 20 -30 в одном подходе, то паузы обычно непродолжительны — 5−15с; если в одном подходе выполняется до 100 — 200 и более движений, то паузы могут быть продолжительными — от 1−2 до 4−5 мин.

При определении соотношения скоростно-силовой работы и работы, способствующей развитию силовой выносливости, следует учитывать специализацию пловца и структуру его мышечной ткани. Мышечная ткань у пловцов, достигших высоких результатов в спринте, как правило, характеризуется высоким процентом содержания БС-мышечных волокон, отличающихся высокими сократительными способностями и быстрым высвобождением энергии. В мышцах, несущих основную нагрузку при плавании, таких волокон может быть до 70 -80% и более. Напротив, мышечная ткань у пловцов, преуспевающих на длинных дистанциях, в основном состоит из МС-волокон, отличающихся высокой эффективностью обменных процессов и большой выносливостью.

Пловцам специализирующихся на дистанции 200 метров вольным стилем необходимо выполнять упражнения на суше для развития максимальной и взрывной силы.

При развитии силовой выносливости пловцы выполняют работу с высоким сопротивлением, преимущественно в диапазоне 70 — 80% максимально доступного при выполнении конкретного упражнения.

В процессе силовой подготовки на суше, наряду с занятиями преимущественной (избирательной) направленности широко используются и комплексные занятия, в которых планируются упражнения, направленные на развитие всех видов силовых качеств [18,19].

3.2 Ход исследования

Началом исследования являлось изучение результатов соревнований зимнего чемпионата Гомельской области по плаванию, проводимых январе 2012 года в городе Гомеле. Для исследования были выбраны 10 спортсменов возрастной группы 1995;1996 года рождения, выступающих на дистанции 200 метров вольным стилем. В таблице 3.1 приведены из протокола соревнований их результаты.

Таблица 3.1 — Результаты соревнований, дистанция 200 метров вольным стилем

ФИ

Пол

Год рождения

Результат

КН

М

2. 00,95

НБ

М

2. 01,5

БН

М

2. 05,64

КФ

М

2. 07,4

ГА

М

2. 09,91

ПА

М

2. 10,73

СГ

Ж

2. 14,2

БЮ

Ж

2. 17,22

НС

Ж

2. 18,47

КД

Ж

2. 21,8

Среднее значение

2. 10,78

По уровню подготовленности и по результатам анкетирования спортсмены были разделены на 2 равные группы. В таблице 3.2 приведены участники педагогического эксперимента разделенные на две группы.

Таблица 3.2 — Участники педагогического эксперимента

Экспериментальная группа

Год рожд.

Результат

Контрольная группа

Год рожд.

Результат

НБ

2. 00,95

КН

2. 01,5

КФ

2. 07,4

БН

2. 05,64

ГА

2. 09,91

ПА

2. 10,73

БЮ

2. 17,22

СГ

2. 14,2

НС

2. 18,47

КД

2. 21,8

Среднее значение

2. 10,79

Среднее значение

2. 10,77

Во время исследования спортсмены находились в соревновательном периоде тренировок. Основными задачами соревновательного периода являются сохранение и дальнейшее повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и возможно более полное использование его в соревнованиях. Этого достигают применением соревновательных и близких к ним специально-подготовительных упражнений. Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарём основных состязаний. Их количество у квалифицированных спортсменов колеблется в пределах двух — четырёх.

В процессе специальной подготовки учитываются все конкретные особенности данных соревнований, начиная от задач, стоящих перед спортсменом в том или ином соревновании, и заканчивая составом предполагаемых участников.

Все остальные соревнования носят тренировочный характер, специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к основным соревнованиям.

На методику непосредственной подготовки в соревнованиям влияют продолжительность основных соревнований, количество стартов в них, обусловленные как спецификой вида спорта, так и индивидуальными особенностями спортсменов. В частности, на более ранних этапах тренировочного процесса требуется применение нагрузок, аналогичных соревновательным. Характер предполагаемой соревновательной деятельности должен также учитываться при планировании микроциклов, в которых решаются задачи специальной подготовки. В отдельных микроциклах следует применять подряд несколько нагрузок, каждая из которых должна усугублять утомление, вызванное предыдущей.

Контрольная группа спортсменов тренировалась по своему стандартному плану тренировок предусмотренному в соревновательном периоде, составленному по программе подготовки для специализированных учебно-спортивных учреждений и училищ олимпийского резерва.

В распорядок тренировок экспериментальной группы были внесены изменения: на протяжении четырех месяцев силовые тренировки на суше были увеличены на 2 часа неделю.

Во время тренировочных занятий на суши применялись специальные комплексы упражнений на развитие взрывной и максимальной силы, силовой выносливости и комплексное развитие всех видов силовых качеств, которые приведены в таблицах 3.3, 3.4 и 3.5.

Таблица 3.3 — Комплекс упражнений направленных на развитие взрывной и максимальной силы

Упражнение

Количество подходов

Количество повторений в подходе

Темп

Паузы между подходами, с

Преимущественная направленность

Стоя спиной к блочному тренажеру, руки вытянуты вверх — подтягивание штока к затылку, величина отягощений 75% от максимального

Высокий

Взрывная сила

Лежа на спине — жим штанги от груди; величина отягощения 80−90 от максимального

4−6

Средний

Максимальная сила

Лежа на спине — жим штанги от груди, величина отягощения 60−70 от максимального

6−8

Высокий

Взрывная сила

Приседание со штангой, удерживаемой на плечах, величина отягощения 85−95 от максимального

Средний

Максимальная сила

Сгибание и разгибание ног в коленном суставе с использованием тренажера «Наутилус», величина отягощения 65−75 от максимального

Высокий

Взрывная сила

Приседание со штангой, удерживаемой на плечах, величина отягощения 60−70 от максимального

Высокий

Взрывная сила

Сгибание и разгибание ног в коленном суставе с использованием тренажера «Наутилус», величина отягощения 85−95 от максимального

Средний

Максимальная сила

Стоя лицом к блочному устройству, руки вытянуты вверх — опускание штока вниз (имитация гребкового движения баттерфляем), отягощений 90% от максимального

5−7

Средний

Максимальная сила

Лежа на скамье — опускание грифа штанги за голову из и.п. — руки вытянуты вверх на уровне груди, отягощения 70−80 от максимального

Средний

Максимальная сила

Из упора присев выпрыгивание вверх

Высокий

Взрывная сила

Стоя в наклоне — отведение гантелей вперед, назад, отягощения 70−80 от максимального для этого упражнения

3−4

Средний

Максимальная сила

Прыжки через скамью 20−30 см

Высокий

Взрывная сила

Стоя лицом к блочному устройству, имитация начальной фазы гребка, отягощения 80−90 от максимального

Средний

Максимальная сила

Таблица 3.4 — Комплекс упражнений направленных на развитие силовой выносливости

Упражнение

Количество подходов

Время выполнения упражнения или количество повторений в подходе

Темп

Паузы между подходами, с

Имитация гребковых движений баттерфляем с использованием пружинно-рычажного тренажера «Мертенса-Хутера», сопротивление 60−70% от максимального

1−2 мин

Высокий

Имитация гребковых движений баттерфляем с акцентом на фазы захвата или отталкивания, с использованием пружинно-рычажного тренажера «Мертенса-Хутера», сопротивление 70−80% от максимального

1 мин

Средний

Стоя лицом к блочному устройству, имитация гребковых движений (фаза захвата, отталкивания), сопротивление 65−75% от максимального

15 движений

Средний

Лежа на спине на скользящей тележке, выполнение гребковых движений баттерфляем (угол наклона 45 грудусов)

20 движений

Высокий

Имитация гребкового движения кролем с использованием резинового амортизатора, сопротивление 60−70% от максимального

1−2 мин

Высокий

Сгибание и разгибание ног в коленном суставе при помощи блочных тренажерных устройств, отягощение 65−75% от максимального

20 движений

Средний

Упражнение для мышц спины: лежа на скамье на животе, поднимание туловища, руки за головой (с использованием отягощений — гриф штанги, гантели)

20 движений

Средний

Лежа, ноги закреплены, сгибание туловища, руки за головой (с использованием отягощений)

20 движений

Средний

Таблица 3.5 — Комплекс упражнений направленных на развитие всех видов силовых качеств

Упражнение

Количество подходов

Время выполнения упражнения или количество повторений в подходе

Темп

Паузы между подходами, мин

Преимущественная направленность

Имитация гребкового движения различными способами с использованием резинового амортизатора, сопротивление 60−70% от максимального

1 мин

Средний

Имитация гребковых движений баттерфляем с акцентом на фазы захвата или отталкивания, с использованием пружинно-рычажного тренажера «Мертенса-Хутера», сопротивление 70% от максимального

0,5−1 мин

Высокий

Из и. п — лежа на спине, ноги закреплены, руки за головой, наклоны туловища к ногам (можно с отягощениями)

0,5 мин

Средний

Лежа на груди-имитация попеременных движений кролем с использованием тренажера «Мини-Джим», сопротивление 65−75% от максимального

2 мин

Средний

Имитация гребковых движений разными способами с использованием резинового амортизатора, сопротивление 70% от максимального

1 мин

Высокий, средний

3.3 Результаты проведённого исследования

Результаты эксперимента приведены в таблицах. В таблице 3.6 и 3.7 приведены результаты контрольной тренировки проведенной в марте 2012 года на первом этапе эксперимента контрольной и экспериментальной группы.

Таблица 3.6 — Результаты контрольной тренировки в контрольной группе на дистанции 200 метров вольным стилем

Контрольная группа

Пол

Год рождения

Результат

КН

М

2. 01,55

БН

М

2. 04,78

ПА

М

2. 10,02

СГ

Ж

2. 14,05

КД

Ж

2. 19,5

Среднее значение

2. 09,98

Таблица 3.7 — Результаты контрольной тренировки в экспериментальной группе на дистанции 200 метров вольным стилем

Экспериментальная группа

Пол

Год рождения

Результат

НБ

М

2. 00,01

КФ

М

2. 05,33

ГА

М

2. 08,2

БЮ

Ж

2. 16,61

НС

Ж

2. 16,98

Среднее значение

2. 09,43

В таблице 3.8 подведены итоги прироста уровня подготовленности за первый период контрольной и экспериментальной группы. В январе результаты брались из протоколов соревнований, а в марте из контрольной тренировки. Условия проведения контрольной тренировки были такие же, как на соревнованиях в январе.

Таблица 3.8 — Динамика результатов в контрольной и экспериментальной группах

Группа

Январь

Март

Прирост

Контрольная

2. 10,77

2. 09,98

0. 00,79

Экспериментальная

2. 10,79

2. 09,43

0. 01,36

Таким образом, экспериментальная группа за первый период эксперимента улучшила свои результаты на дистанции 200 метров вольным стилем, на 0. 00,79 секунды, а контрольная на 0. 01,36 секунды.

0. 01,36 — 0. 00,79 = 0. 00,57 секунд Из этого следует, что прирост результатов у экспериментальной группы на 0. 00,57 секунд больше, чем у контрольной.

В таблицах 3.9 и 3.10 приведены результаты контрольной и экспериментальной группы выступающих на летнем чемпионата Гомельской области по плаванию, проводимых в городе Гомеле. Результаты были взяты из протоколов соревнований. Спортсмены выступали на дистанции 200 метров вольным стилем и плыли в том же бассейне, что и на соревнованиях в январе и контрольной тренировке в мае.

Таблица 3.9 — Результаты контрольной группы на дистанции 200 метров вольным стилем

Контрольная группа

Пол

Год рождения

Результат

КН

М

2. 01,02

БН

М

2. 03,93

ПА

М

2. 09,99

СГ

Ж

2. 14,2

КД

Ж

2. 18,5

Среднее значение

2. 09,53

Таблица 3.10 — Результаты экспериментальной группы на дистанции 200 метров вольным стилем

Экспериментальная группа

Пол

Год рождения

Результат

НБ

М

1. 59,98

КФ

М

2. 04,11

ГА

М

2. 07,29

БЮ

Ж

2. 16,1

НС

Ж

2. 15,03

Среднее значение

2. 08,5

По результатом расчетов среднего значения общего времени преодоления дистанции 200 метров вольным стилем, видно, что экспериментальная группа показала результат 2. 08,5, а контрольная 2. 09,53.

2. 09,53 — 2. 08,5 = 0. 01,03 секунд Из этого следует, что экспериментальная группа преодолела дистанцию на 0. 01,03 секунд быстрее, чем контрольная.

В таблице 3.11 подведены итоги прироста уровня подготовленности за период проведения эксперимента контрольной и экспериментальной группы.

Таблица 3.11 — Динамика результатов в контрольной и экспериментальной группах

Группа

Январь

Март

Май

Общий прирост

Контрольная

2. 10,77

2. 09,98

2. 09,53

0. 01,24

Экспериментальная

2. 10,79

2. 09,43

2. 08,5

0. 02,29

В итоге эксперимента было установлено, что общий прирост результатов контрольной группы составил 0. 01,24 с, а экспериментальной — 0. 02,29 с. Из этого можно сделать вывод, что увеличение объема и интенсивности специальной силовой подготовки на суше положительно влияет на спортивный результат в соревнованиях.

Исследование показала, что упражнения, выполняемые на суше, способствующие развитию силовой подготовленности спортсменов повысили взрывную и максимальную силу пловцов, а также повысили уровень их силовой выносливости.

Заключение

Подготовка пловцов специализирующихся на дистанции 200 метров вольным стилем является исключительно сложным процессом. Система подготовки в качестве основных элементов включает специальную и общую физическую подготовку, техническую, тактическую и психологическую подготовку. Для успешного функционирования этой системы необходимо иметь надлежащее научно-методическое и организационное обеспечение тренировочного процесса, позволяющее правильно совмещать все виды подготовки, получая высокие результаты.

Пловцы, специализирующиеся на дистанции 200 метров, в процессе подготовке имеют анатомо-физиологические особенности, отличающие их от спортсменов специализирующихся в других стилях плавания.

Во время тренировок пловцов необходимо тщательно распределять нагрузку и отдых, не допусках перегрузок организма спортсмена.

Изучая значимость различных физических качеств, было выявлено, что силовая подготовка в плавание имеет большое значение. Так силовая подготовка на суше предусматривает развитие различных видов силовых качеств: максимально и взрывной силы, силовой выносливости.

Исследование показало, что увеличение объема и интенсивности специальной силовой подготовки на суше положительно влияет на спортивный результат в соревнованиях.

Следует отметить, что различные программы силовой подготовки на суше уже долгое время практикуют ведущие тренера по плаванию всего мира.

Список использованных источников

1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании/ Б. А. Ашмарин. — М., 1978. — 223 с.

2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания учебник для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец./ Ю. А. Виноградов, Б. А. Ашмарин. — М.: Просвещение, 1990. — 278 с.

3. Бахланов, В. А. Учебное пособие для тренеров/ В. А. Бахланов. — М.: ФиС, 1994. — 156 с.

4. Булгакова, Н. Ж. Познакомьтесь — плавание/ Н. Ж. Булгакова. — М.: Астрель, 2002. — 160 с.

5. Булгакова, Н.Ж. Плавание/ Н. Ж. Булгакова. — М.: ФиС, 2001. — 400 с.

6. Васильева, В. В. Физиология человека/ В. В. Васильева. — М.: ФиС, 1999. — 310 с.

7. Вайцеховский, С. М. Физическая подготовка пловцов/ С. М. Вайцеховский. — М., 1976. — 152 с.

8. Викулов, А. Д. Плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Д. Викулов. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 367 с.

9. Давиденко, Д. Н. Физиологические основы ФК и С, уч. Пособие/ Давиденко. — М., 1996. — 308 с.

10. Зимкин, Н. В. Физиология человека: учебник для ин_в ФК/ Н. В. Зимкин. — М., 1975. — 288 с.

11. Коц, Я. М. Спортивная физиология/ Я. М. Коц. — М.: ФиС, 1998. — 200 с.

12. Лафлин, Т. Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче/ Т. Лафлин, Дж. Делвз. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. — 301 с.

13. Макаренко, Л. П. Юный пловец/ Л. П. Макаренко. — М.: ФиС, 1983. — 288 с.

14. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки/ Л. П. Матвеев. — М., 1977. — 280 с.

15. Мельникова, О. А. Плавание. Теория. Методика. Практика/ О. А. Мельникова. — Омск.: ОмГТУ, 2009. — 80 с.

16. Нечунаев И. П. Плавание. Книга-тренер/ И. П. Нечунаев. — М.: Эксмо, 2012. — 272 с.

17. Платонов, В. Н. Теория и методика спортивной тренировки/ В. Н. Платонов. — Киев., 1984. — 352 с.

18. Платонов, В.Н. Плавание/ В. Н. Платонов. — Киев., 2000. — 496 с.

19. Платонов, В. Н. Специальная физическая подгатовка пловцов высших разрядов/ В. Н. Платонов. — Киев., 1974. — 240 с.

20. Смирнов, В.М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта. — М.: Владос-Пресс, 2002. — 605 с.

21. Фирсов, 3.П. Плавание для всех/ З. П. Фирсов. — М.: ФиС, 1983. — 64 с.

22. Тимакова Т. С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация/ Т. С. Тимакова. — М.: ФиС, 1985. -147 с

23. Харре, Д. Учение о тренировках/ Д. Харре. — М.:ФиС, 1991. -186 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой