Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Методы обучения технике национальной борьбы детей 7-8 лет

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние годы происходят существенные изменения в содержании соревновательной схватки, регламенте соревнований, изменились представления об особенностях обучения детей сложным тактико-техническим действиям, о методике подготовки высококвалифицированных спортсменов. В современной национальной борьбе сократилось время схватки, процесс борьбы стал проходить быстрее и активнее, поощряются… Читать ещё >

Методы обучения технике национальной борьбы детей 7-8 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»

Колледж физической культуры СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «Физическая культура»

Методы обучения технике национальной борьбы детей 7−8 лет Курсовая работа НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ — 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Оценка двигательных способностей детей в возрасте 7−8 лет

1.2 Содержание и методика обучения технике национальной борьбы детей 7−8 лет ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методы исследования

2.2 Организация исследования ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Анализ методических подходов, используемых при обучении технике национальной борьбы детей 7−8 лет

3.2 Исследование и оценка уровней показателей физического развития

детей 7−8 лет на момент первичного исследования

3.3 Исследование и оценка уровней показателей физического развития

детей 7−8 лет на момент повторного исследования ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Настоящее исследование посвящено изучению вопроса о методах обучения детей 7−8 лет технике национальной борьбы. Как и в любой спортивной области, подготовка борцов высокой квалификации невозможна без одной из ее составных частей — методики начального обучения. Проблемам детского и юношеского спорта посвящено достаточно много исследований, и все же вопросы управления подготовкой молодых борцов остаются недостаточно изученными.

В последние годы происходят существенные изменения в содержании соревновательной схватки, регламенте соревнований, изменились представления об особенностях обучения детей сложным тактико-техническим действиям, о методике подготовки высококвалифицированных спортсменов. В современной национальной борьбе сократилось время схватки, процесс борьбы стал проходить быстрее и активнее, поощряются непрерывные атакующие действия. Это требует от борцов быстрейшего решения тактико-технических задач и применения определенных атакующих комбинационных действий. Однако отмечается, что существующая методика технико-тактической подготовки недостаточно учитывает требования современной национальной борьбы. Этим и обуславливается актуальность настоящей курсовой работы.

Проблема повышения эффективности технической подготовки — одна из самых острых проблем, стоящих перед теорией и практикой спорта, актуальность которой возрастает также с ростом спортивных результатов.

Объект исследования. Процесс физического воспитания и обучения детей 7−8 лет технике национальной борьбы.

Предмет исследования. Показатели физического развития детей 7−8 лет обучающиеся технике национальной борьбы.

Гипотеза. Предполагается, что показатели физического развития детей 7−8 лет, занимающиеся национальной борьбой по специально разработанной программе с учетом всех современных требований будут значительно лучше, по сравнению с детьми того же возраста, занимающиеся по обычной школьной программе.

Цель исследования. Выявить уровень физического развития детей 7−8 лет, занимающиеся национальной борьбой.

Задачи исследования:

Проанализировать литературу по теме исследования.

Исследовать показатели физического развития детей 7−8 лет, занимающиеся национальной борьбой в экспериментальной и контрольной группах.

Сравнить показатели физического развития детей экспериментальной группы с показателями физического развития контрольной группы.

Методы исследования:

Анализ научно-методической литературы.

Антропометрия.

Тестирование.

Педагогический эксперимент.

Методы математической статистики.

Практическая значимость. Результаты исследования представляют интерес для учителей физической культуры.

Структура работа. Курсовая работа изложена на 36 страницах машинописного текста. Состоит введения, трех глав, содержит выводы и список литературы, который включает 23 источника. Курсовая работа имеет 3 таблицы и иллюстрирована 2 рисунками. В работе имеется 3 приложения.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Оценка двигательных способностей детей в возрасте 7−8 лет При организации специализированных занятий спортивными играми, в частности уроков национальной борьбы для детей в возрасте 7−8 лет, необходимо учитывать физиологические особенности развития организма ребенка в этом возрасте, так как весь жизненный цикл человека делится на отдельные возрастные периоды, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями организма — функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.

Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания (баллы полового развития), развитие мышечной силы и пр. С учетом количественных и качественных изменений в организме различают возрастные периоды [7, с. 12].

Дети возраста 7−8 лет относятся к двум возрастным периодам: первому детству (4−7 лет) и второму детству (8−12 лет) [7, с. 12].

В период первого детства у детей 7 лет продолжается созревание ЦНС. В этом возрасте имеет место абсолютное преобладание роли первой сигнальной системы в высшей нервной деятельности, объектом мышления может быть лишь то, что они видят, слышат, могут потрогать руками. Роль второй сигнальной системы возрастает постепенно, формирование отвлеченного словесного мышления происходит на протяжении многих лет. Характер взаимодействия сигнальных систем, т. е. степень функционального превалирования той или другой сигнальной системы на различных этапах развития деятельности мозга ребенка определяет особенности протекания у него познавательных процессов. В диапазоне от 6 до 7 лет заметно увеличивается мобилизационная готовность к словесной инструкции. Данные, полученные опытным путем показали, что время латентного периода реакций у детей 7 лет составляет 0,7 с — на непосредственный раздражитель (свет) и 0,8 с — на словесные раздражители [7, с. 13].

В 7 лет ускоренные темпы развития корковой части двигательного анализатора создают оптимальные условия для формирования и шлифовки двигательных навыков. Совершенствование морфологических характеристик структурных элементов двигательного аппарата сочетается в период первого детства с развитием индивидуального сенсомоторного профиля, который отражает особенности функциональной организации парной деятельности полушарий головного мозга. Дети в этом возрасте четко разделяются на правшей (15%), левшей (1%), смешанного профиля (84%, из которых 63% - «скрытые» левши) [7, с. 14].

Развитие физических качеств — силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости коррелирует с общим ростом и развитием организма, морфологическим и функциональным созреванием ЦНС, опорно-двигательного аппарата и вегетативных систем. В связи с дифференцировкой двигательных нервных окончаний в мышцах к 7 годам, улучшаются процессы внутримышечной координации, что способствует повышению силовых проявлений.

Характеристика качества быстроты по времени двигательной реакции сводится к прогрессивному ее укорочению.

Качество выносливости, зависящее от биоэнергетического потенциала организма и вегетативного обеспечения, в 7 лет развито слабо. Это обусловлено менее экономичным расходованием биоэнергетического потенциала, относительно быстрым достижением при двигательной активности максимальных величин сердечного ритма, дыхания, слабой переносимостью гипоксических состояний, неспособностью к образованию значительного вентиляционного и кислородного долга, возможностью быстрого наступления перенапряжжения.

В период первого детства дети отличаются выраженной гибкостью. Без тренировок в онтогенезе данное качество постепенно подвергается обратному развитию.

На этом этапе развития дети 7 лет имеют две ступени ловкости — ловкость в точности (1 ступень) и ловкость в точности и быстроте (2 ступень).

Использование средств физической культуры увеличивает темпы прироста физических качеств. Особенности адаптации детей первого детства к физической нагрузке связаны с высокой возбудимостью ЦНС и инервационных механизмов, управляющих соматическими и вегетативными функциями.

Период второго детства у мальчиков охватывает возраст от 8 до 12 лет. Его начало совладает с завершением полуростового скачка (6−8 лет). В периоде второго детства замедляются темпы роста, прогрессирует созревание ЦНС, в связи с чем, совершенствуются формы реагирования организма на воздействия биологической и социальной среды. Дети 8 лет проявляют полную мобилизационную готовность к словесной инструкции.

Начиная с 8 лет, формируется сложнокоординационный механизм управления движениями, присущий взрослому человеку. Дифференцировка двигательных нервных окончаний, прогрессирующая к 7−8 годам, совершенствование центрального механизма, программирующего движения, повышает способность к длительной динамической работе.

Параметры, характеризующие качество быстроты в период второго детства возрастают и составляют прочную основу для ее дальнейшего развития. Сокращается время двигательной реакции, время одиночного движения.

Ловкость, основу которой составляют творческие функции мозга, зависит от зрелости ЦНС, ее высшего отдела коры больших полушарий, в первую очередь лобных долей. Если ребенок в 7 лет обладает еще только двумя ступенями ловкости, то в 8 лет он имеет все ступени ловкости (ловкость в точности, в точности и быстроте, в точности и быстроте при изменяющейся ситуации).

В 8 лет увеличиваются аэробные возможности организма, отмечается прирост физической работоспособности и МПК. Величина МПК в 8 лет может достигнуть 70−73 мл/кг/мин [7, с. 15]. Такие величины МПК до настоящего времени наблюдались только у спортсменов высшей квалификации. Это подтверждает сведения из литературы о высокой выносливости младших школьников к физическим нагрузкам умеренной мощности (медленный бег). У большинства мальчиков 8 лет за счет специальных упражнений в течение года можно достичь прироста выносливости на 21,4%. Достаточно высокий уровень динамической выносливости не согласуется с низкой статической выносливостью в этом возрасте.

В динамике первого и второго детства повышается уровень морфологического и функционального созревания сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Проявляется экономичность ЧСС и частоты дыхания. Если у детей 4−5 лет ЧСС более 95 в мин, то к 7 годам ЧСС составляет 86 в мин (Аганянц Е. К., Бердичеяская Е. М., Демидова Е. В, 1999). Средняя величина жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет — 1400 мл, у мальчиков 8 лет — 1440 мл (Хрипкова А. Г., 1978). Острота зрения, дающая возможность видеть предмет, различать его форму, окраску, размер, а также определять расстояние, на котором он находится, у детей с момента рождения постепенно возрастает и к 7 годам составляет максимально возможное значение — 0,9−1,0 усл. ед. (Маркосян А. А., 1974) [22, с. 58].

У мальчиков 7−8 лет средний показатель высоты вертикального прыжка с места (по Бальсевич В. К., 2000) — 30 см; время отталкивания при вертикальном прыжке — 352 мс; прыжок в длину с места — 116 см; отжимание из упора лежа — 8−10 раз (Аганянц Е. К., 1991). Средний показатель в теппинг-тесте — максимально частое движение кистью (по Бальсевич В. К., 2000) за 10 секунд — 55 раз [22, с. 58].

При проведении тренировочного процесса у детей 7−8 лет, по мнению Алфимова Н. Н. и Клиорина А. И. (1983), необходимо учитывать [22, с. 58]:

позднее окостенение отдельных участков скелета;

нарушение пропорциональности в отношениях отдельных элементов сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

частое несоответствие реакций организма значимости, величине и силе раздражителя;

слабость тормозных и преобладание возбудительных процессов.

В период первого и второго детства ребенок осваивает примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в жизни. В период интенсивного развития двигательного анализатора в коре мозга в 7 лет двигательные навыки усваиваются быстро. Чем большим объемом движений он овладевает в этот период, тем легче осваиваются элементы технического мастерства в избранной специализации.

Процесс овладения двигательными навыками зависит от типологических свойств нервной системы.

Период первого детства является сенситивным для формирования основных локомоций и координационных механизмов, Чем больше двигательных навыков закладывается в этом возрасте, тем богаче и разнообразнее двигательная активность человека и возможность приспособления его к условиям жизни.

1.2 Содержание и методика обучения технике национальной борьбы детей 7−8 лет В основе формирования высокого спортивного мастерства и физкультурно-спортивного долголетия лежит правильное изучение техники и тактики. Тактическое мастерство в значительной степени зависит от уровня владения техникой борьбы, от правильности и прочности усвоения навыков выполнения технических действий. Поэтому в основе функционирования национальной борьбы как одной из систем физической культуры и спорта является техническая подготовка и тактика использования этой техники.

Чем большим объемом техники владеет ученик, тем он более адаптивен к ситуациям, возникающим в процессе поединка. Чем дольше человек занимается избранным видом ситуативного спорта, тем он более опытен и действия его более надежны.

На учебных занятиях процесс обучения организуется и осуществляется преподавателем. Для того чтобы обеспечить своим ученикам возможность заниматься избранным видом физкультурно-спортивной деятельности, тем более грамотным должен быть преподаватель — тренер.

Помимо основных установок, даваемых официальными учебными программами, преподаватели должны использовать в учебном процессе свои собственные знания и опыт. Огромный объем и разнообразие учебного материала предоставляют преподавателю, тренеру по борьбе неограниченные возможности для творчества. Учебно-тренировочную и воспитательную работу преподаватель или тренер по борьбе осуществляет в контакте с семьей, школой и общественными организациями [23, с. 17].

Задача преподавателя на занятии — стараться создать в коллективе обстановку доверия, взаимопомощи. Он должен заботится о создании дееспособности актива, который в интересах всей группы регулирует взаимоотношения занимающихся.

Знания, умения и навыки юного борца В отличие от видов спорта с измеряемым результатом, где спортсмен действует со снарядом, на беговой дорожке и т. д., в национальной борьбе борец добивается спортивного результата в самом тесном взаимодействии с партнером. Участие во взаимодействии не сводится только к преодолению сопротивления партнера, а обязательно включает в себя активную организацию и осуществление собственных действий с использованием усилий партнера. В зависимости от того, кто из борцов предпринимает попытку развить активные действия, борцы делятся на атакующих и атакуемых. Атакующему в ходе организации атаки часто приходится принимать различные положения как по отношению к ковру, так и по отношению к атакуемому. Преподаватель объясняет, почему-то или иное положение является наиболее правильным, как нужно выполнять упражнения с наибольшей пользой, какой выигрыш в силе дает данный захват или прием в целом [1, с. 11].

Полученные знания путем личного многократного опробования (включая выполнение приема в усложняющихся условиях, на несопротивляющемся противнике или тренировочном манекене) дополняются соответствующими умениями. Умения являются способностью правильно, не автоматизированно, концентрируя внимание на деталях, выполнить новое действие.

По мере многократного применения изучаемого приема в схватках различного характера умения, закрепившиеся до автоматизма, становятся навыками, что дает ученикам возможность ослабить направленное внимание к деталям приема.

Навыки в борьбе всегда приобретаются в процессе выполнения упражнений, т. е. при целенаправленном повторении действий. Важно, чтобы каждое последующее выполнение было качественно лучше предыдущего.

Улучшение навыка не всегда происходит равномерно. Обычно вначале освоение того или иного движения бывает успешным, затем качество выполнения элементов приема остается постоянным или даже ухудшается. Задержки в развитии навыка объясняются различными причинами (нарушение последовательности обучения, неправильный подбор партнера или манекена, неуверенность или излишняя самоуверенность спортсмена, плохое самочувствие и т. п.) [22, с. 59].

Бывает, что вначале занимающийся медленно овладевает действием, а в дальнейшем этот процесс ускоряется, что в значительной степени зависит от методики обучения, индивидуальных особенностей занимающихся и в меньшей степени связано с особенностями самой техники.

Принципы построения учебного процесса Принципы сознательности, активности, наглядности, систематичности, доступности и прочности являются общими дидактическими принципами физического воспитания. Занимающиеся овладевают двигательными навыками на учебных занятиях, тренировках. Поэтому применение этих принципов при организации учебной, тренировочной или даже соревновательной деятельности является обязательным.

1. Принцип сознательности и активности. Обязательным условием организации плодотворных учебных занятий является интерес занимающихся к спортивной борьбе. Преподаватель так строит учебный процесс, чтобы участие в нем каждого из занимающихся было осознанным и активным. Занятия, построенные только на эмоциях, приводят к тому, что ученики во время тренировок стараются избегать трудностей, не работают систематически над овладением навыками.

Для реализации принципа сознательности и активности следует давать занимающимся различные задания, требующие от них самостоятельности, целеустремленности и специальных знаний.

2. Принцип наглядности. Создать представление занимающихся о приеме можно различными способами: показать кинограмму или кинокольцовку, показать, как это выполняется другими спортсменами, объяснить словесно, дать письменное описание движения; провести прием на самом занимающемся, предоставить ему возможность самому провести прием и т. д. Некоторые данные, сообщаемые каждым из этих способов, повторяются, но от этого представление становится богаче. Принцип наглядности осуществляется тем полнее, чем больше органов чувств занимающихся участвует в восприятии изучаемого предмета.

3. Принцип систематичности. Спортивные занятия должны быть хорошо продуманными. Принцип систематичности предполагает постепенность нарастания трудности. Новый учебный материал должен основываться на хорошо освоенном пройденном материале и способствовать его закреплению и совершенствованию. С отстающими преподаватель должен проводить индивидуальные занятия, направленные на развитие определенных физических качеств, разучивание специальных упражнений и др.

В случае, если постоянно отстают одни и те же ученики, их следует перевести в другую учебную группу, более соответствующую их подготовленности. Но делать это нужно корректно, стараясь использовать общую реорганизацию учебных групп.

4. Принцип доступности. Основное назначение принципа доступности — помочь своевременно освоить предусмотренный программой материал. В тех случаях, когда учебный материал легко разделяется на части (как при изучении основ техники), его распределение по принципу «от простого — к сложному», «от легкого — к трудному», «от известного — к неизвестному» обеспечивает доступность в обучении.

5. Принцип прочности. Каждый учебный материал должен быть освоен и закреплен, иначе в дальнейшем его нельзя будет расширить и усовершенствовать. Поэтапное закрепление двигательных навыков особенно важно при освоении основных движений борца.

Изучение соревновательной техники национальной борьбы в соответствии с дидактическими принципами должно проходить таким образом, чтобы более простой учебный материал стал фундаментом для усвоения последующего более сложного материала. В то же время, состав изучаемых приемов должен обеспечивать простейшее соревновательное противоборство уже на учебно-тренировочном этапе подготовки.

Средства и методы обучения технике национальной борьбы К средствам обучения относятся: словесные, демонстрационные, копирующие (повторение увиденного), лидирующие (вплоть до применения обучающих машин). двигательный техника борьба тренировка Далее следует тренировка, как средство прочного усвоения учебного материала за счет многократного повторения движений с попутным исправлением ошибок.

Обучение и тренировка могут проводиться различными методами:

Сообщение знаний, как средство, может осуществляться [3, с. 115]:

— словесными методами (лекция, рассказ);

— демонстрационными методами (непосредственная демонстрация, демонстрация фильмов, слайдов).

Усвоение практического учебного материала (копирование) осуществляется путем расчлененного и целостного методов повторения, что автоматически переводит процесс обучения в процесс тренировки.

Таким образом, средства и методы — это двуединый процесс.

Упражнения как средство обеспечивают прочное усвоение приемов борьбы, способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата учащегося, развитию всей вегетативной (питательной) сферы организма и облегчают усвоение тактико-технических построений в борьбе.

Как правило, совокупность физических упражнений разделяют по их конкретной принадлежности к специфической, спортивной деятельности и делят на общеразвивающие (подготовительные), специальные (подводящие, имитационные) и основные (соревновательные).

При решении педагогических задач в обучении большое значение имеет взаимодействие преподавателя и учащихся. Пути, по которым идет преподаватель, добиваясь решения задач обучения, называют методами обучения.

Действия педагога, направленные на оказание помощи занимающимся при выполнении движений и способствующие достижению окончательного результата, называют методическими приемами.

В организации учебного процесса преподаватель применяет методы слова, показа, упражнений, игровой. Каждый из методов не является универсальным, а поэтому они применяются в сочетании один с другим.

Выбор средств и методов определяется содержанием учебного материала, педагогической задачей, подготовленностью занимающихся, условиями занятий.

Устные средства передачи знаний. Объяснение, рассказ и беседа являются основными видами устной передачи знаний в обучении борьбе:

объяснение. При знакомстве с новым упражнением или приемом необходимо получить представление о закономерностях и правилах его выполнения. Главная функция объяснения заключается в том, что с его помощью тренер доказывает необходимость и эффективность применения данного приема или способа его выполнения. Объяснение должно быть кратким и понятным;

рассказ. При необходимости создать у занимающихся представление о логически связанных фактах и последовательном развитии событий или явлений используется рассказ. В практике учебно-тренировочной работы время от времени необходимо прибегать к образному изложению подробностей спортивной борьбы, раскрытию технических и тактических действий ее конкретных участников;

беседа. Иногда в ходе объяснения или рассказа преподаватель поощряет занимающихся к тому, чтобы они задавали вопросы. Постепенно это перерастает в форму вопросов и ответов. Такая форма передачи знаний называется беседой.

Демонстрационные средства передачи знаний. В практике показ преподавателя часто сопровождается объяснением. Показ может осуществляться как преподавателем, так и занимающимся.

Особой формой показа, специфичной для борьбы, является показ на занимающемся. В одних случаях это делается для того, чтобы продемонстрировать группе, как надо проводить прием, а в других — чтобы дать возможность самому занимающемуся прочувствовать детали изучаемого приема. Для этого преподаватель иногда дает возможность занимающемуся провести прием на себе.

Если при разучивании приема могут встретиться типичные ошибки, преподаватель может обратить на них внимание занимающихся, демонстрируя тот или иной прием заведомо неправильно, утрированно. Для показа приемов борьбы целесообразно использовать схемы, кинограммы, кинофильмы, кинокольцовки и пр.

Практические средства передачи знаний (упражнения в копировании). Обучение невозможно проводить без многократного повторения изучаемого материала. В процессе учебной работы упражнения применяют с целью выработать двигательные умения и навыки, развить специальные физические качества. Подбор упражнений, а также условия их выполнения и количество повторений определяются в зависимости от стоящей перед тренером педагогической задачи.

При освоении нового приема преподаватель свое внимание направляет на то, чтобы каждое выполнение было по возможности безошибочным. При упражнениях с целью формирования навыка преподаватель следит за правильным направлением и своевременностью движений борца в ходе выполнения всего приема.

Особое место среди упражнений занимает игровой метод. Обучение в борьбе не ограничивается приобретением знаний, умений и навыков. Оно обязательно предполагает использование их непосредственно в схватке с различными противниками и в различных условиях.

Решению этой сложной задачи в обучении способствует применение игрового метода. При этом простейшие приемы борьбы, захваты и передвижения в сочетании с достижением необходимой цели, поставленной условиями игры, постепенно входят в арсенал технических и тактических средств занимающихся.

Так, борьба за предмет (набивной мяч, гимнастическую палку, канат) обязывает занимающихся своевременно сосредоточить свои усилия на определенном захвате и в случае нужды изменить его.

Применение игр с использованием элементов борьбы способствует тому, что занимающиеся периодически вступают в единоборство, не думая о конечном результате.

Сложность процесса борьбы, опасность получения травм при нарушении правил учебного процесса требуют применения различных методических приемов: подсчета, методических указаний, приказаний и команд.

Структура процесса обучения технике национальной борьбы При обучении борьбе решаются определенные педагогические задачи. Поэтому процесс обучения условно можно разделить на несколько этапов.

1. Ознакомление с приемом.

2. Детальное разучивание.

3. Процесс закрепления и совершенствования навыков.

Этапы обучающей тренировки в каждом конкретном случае бывают неодинаковы по своему значению. Иногда отдельные приемы национальной борьбы осваиваются в общении с другими спортсменами и совершенствуются на соревнованиях. В таких случаях учащиеся проходят одновременно все этапы обучения, но они не так четко выражены.

В обучении спортивной борьбе трудно отделить технику от тактики. Сведения о приеме с самого начала дополняются данными о том, как и когда лучше его применять. Поэтому все основные теоретические положения обучения, изложенные на примерах техники национальной борьбы, касаются также и тактики.

Обучение тактике — это составная часть педагогического процесса, направленного на формирование спортивного мастерства в борьбе. Обучение тактике имеет целью дать занимающимся необходимые знания, выработать у них умения и навыки рационального построения и осуществления плана собственных действий в ходе спортивного поединка.

Все разделы тактики (тактика проведения технических действий, тактика ведения схватки и тактика участия в соревнованиях) являются предметом не только обучения, но и воспитания занимающихся. При обучении тактике борьбы важно стремиться к тому, чтобы занимающиеся думали о достижении высот спортивного мастерства, а не стремились только к результатам.

1. Тактика проведения технических действий.

Сущность тактики проведения технических действий в борьбе заключается в подготовке условий для проведения приема. Большая часть действий атакующего борца по подготовке таких условий направлена на снижение устойчивости позы атакуемого в определенном направлении. К таким тактическим приемам относятся: сковывание, угроза, вызов, повторная атака и др. Кроме того, снижение устойчивости позы или ослабление внимания к ее сохранению наблюдаются в скоротечных ситуациях борьбы при переходах от одного приема к другому. Специалисты по борьбе в настоящее время уделяют большое внимание разработке так называемых тактико-технических комплексов, где возможность провести прием создана выполнением предшествующего приема.

Методика обучения тактико-техническим комплексам, основывается на отработке отдельно всех приемов данной серии, после чего эти приемы отрабатываются по два, по три и т. д. Цель отработки каждого соединения между приемами заключается в том, чтобы атакуемый применял защиту, создающую удобную ситуацию для применения одного из приемов данной серии. Переход от одного приема к другому может быть как без смены, так и со сменой захвата. Каждый следующий прием тактико-технических комплексов должен выполняться в определенный момент защитного действия атакуемого. Поэтому в ходе обучения и отработки занимающиеся в роли атакующих и атакуемых борцов должны взаимно способствовать тому, чтобы выполнение двух или серии приемов было удачным.

2. Методика обучения тактике ведения схватки С самого начала занятий борьбой каждый занимающийся убеждается, что только знания приемов и хорошего развития физических качеств недостаточно. Очень важно, чтобы сила, выносливость и другие качества, а также умение выполнять приемы техники были направлены на достижение определенной цели в спортивном поединке [4, с. 112].

Обучение тактике ведения схватки начинается одновременно с обучением самым простым техническим приемам. Тренер может предоставить занимающимся самим избирать тактику выполнения задачи и, судя по конечному результату, внести необходимые поправки, сохраняя и закрепляя ценные индивидуальные особенности выполнения, которые могут проявиться в таких случаях.

В дальнейшем тактические задачи могут усложняться (провести определенный прием в указанное время после начала схватки в определенной части ковра и т. д.). Причем все эти действия можно выполнять тогда, когда атакуемый не знает тактического плана, и даже тогда, когда он знает этот план.

Разнообразие средств тактической подготовки дает преподавателю возможность постоянно по мере изучения техники совершенствовать тактику.

Бывает, что учащийся во время схватки точно выполняет намеченный совместно с тренером план. Однако в большинстве случаев ему приходится вносить коррективы в план схватки в зависимости от складывающейся обстановки. Способность настойчиво добиваться выполнения намеченного плана схватки и умение при необходимости изменить его и действовать в соответствии со сложившимися условиями — обязательное требование к тактико-технической подготовленности спортсмена.

В процессе обучения тактике тренер должен поощрять инициативу и изобретательность занимающихся. Подбором партнеров и постановкой задач на каждую схватку тренер создает условия для развития и закрепления этих качеств.

Обучение тактике ведения схватки — важный раздел тренерской работы. Запаздывание с изучением ее приводит к тому, что изученная техника не находит применения в схватках, у занимающихся снижается интерес к занятиям. Вместе с тем такое обучение тактике ведения схватки, которое опережает обучение технике, приводит, как правило, к тому, что обедняется техническая подготовленность занимающихся.

3. Методика обучения тактике участия в соревнованиях.

С точки зрения методической спортивные соревнования можно рассматривать как неотъемлемую и наиболее эффективную часть учебно-воспитательной работы.

В ходе участия в соревнованиях занимающиеся должны умело использовать свои возможности для достижения победы. Поэтому одной из задач обучения тактике является формирование умений и навыков рационально распределять свои силы в ходе соревнований.

В тактике участия в соревнованиях проявляются все способности, умения, навыки и опыт спортсменов.

Этот раздел тактики борьбы учитывает программу предстоящих соревнований. На основе ее строятся недельные тренировочные циклы на последнем этапе подготовки; учитываются особенности подготовки противников, а в связи с этим расстанавливаются силы в команде и т. д.

Чем больше в процессе обучения и тренировки будет соблюдаться щадящий (постепенный) режим втягивания в жесткие условия соревновательной деятельности через:

демонстрацию в группе;

демонстрацию на показательных выступлениях;

условно-игровые схватки;

учебно-тренировочные схватки и т. д. вплоть до финальных схваток, тем прочнее будут сформированы специфические умения и навыки, а исключение при этом участия мышц-антагонистов обеспечит длительность специфической деятельности.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методы исследования Анализ научно-методической литературы В работе проанализировано содержание 23 источника научно-методической литературы по теме исследования. Были изучены такие вопросы, как особенности физического развития детей в возрасте 7−8 лет, методы обучения технике национальной борьбы детей изучаемого возраста.

Антропометрия Антропометрические измерения проводились по общепринятой методике. Оценивалась масса тела, длина тела, окружность грудной клетки, мышечная сила рук, жизненная емкость легких. Для антропометрических измерений были использованы приборы: ростомер, весы напольные, сантиметровая лента, ручной динамометр, спирометр.

Масса тела (МТ). Измерение веса производят с помощью напольных весов. Весы напольные используются для измерения массы тела. Взвешивание проводится без одежды и обуви. Исследуемый становится на платформу весов двумя ногами. Результат фиксируется.

Длина тела (ДТ). Измерение роста человека стоя и сидя (длина туловища) осуществляется с помощью ростомера. Ростомер состоит из вертикальной рейки, укрепленной на подставке. Справа на рейке нанесены деления от верхней поверхности подставки. Исследуемый встает на нижнюю площадку ростомера по стойке «смирно» (пятки имеете, носки врозь, ноги выпрямлены, живот подобран, руки опущены вдоль туловища, кисти свободно свисают, пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу), не касаясь головой рейки (голова фиксируется так, чтобы верхний край ушной раковины и нижний край глазницы находились в одной горизонтальной плоскости) и, не поднимая пяток При измерении нужно пользоваться горизонтальной планшеткой, накладываемой на темя обследуемого. Данные роста указываются в см. Возможны суточные колебания роста ±2см.

Окружность грудной клетки (ОГК).

Измерение окружности грудной клетки проводят следующим образом: в положении стоя, руки опущены, при максимальном вдохе, полном выдохе и спокойном дыхании. Сантиметровую ленту накладывают горизонтально, сзади под углами лопаток, спереди по околососковым кружкам.

Мышчная сила рук (МСР). Мышечная сила рук характеризует степень развития мускулатуры. Измерение силы рук проводят с помощью кистевого динамометра. Натерев руки магнезией, испытуемый берет кистевой динамометр в руку; он должен находиться на одной линии с предплечьем у бедра. Второй сустав пальцев должен снизу прилегать к ручке, чтобы весь вес прибора приходился на сустав. Затем испытуемый захватывает динамометр между пальцами и ладонью у основания большого пальца, отводит руку в сторону и энергично сжимает прибор, прилагая максимальное усилие. Сила фиксируется в килограммах. Предоставляется две попытки, в зачет идет только лучший результат. Не следует делать резкий взмах или другие резкие движения рукой, а также касаться тела или любого другого предмета. От испытуемого требуется максимальное усилие, чтобы полученные результаты соответствовали действительной максимальной силе в момент проведения теста.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) измеряется с помощью спирометра. ЖЕЛ — количество воздуха, которое можно выдохнуть после того, как сделан самый глубокий вдох. Величина ЖЕЛ характеризует силу дыхательных мышц и эластичность легочной ткани и является важным критерием работоспособности органов дыхания. С помощью спирометра измерение ЖЕЛ повторяют несколько раз с интервалом 0,5 — 1 мин. до тех пор, пока не будут получены два одинаковых результата. Измеренная таким образом величина ЖЕЛ называется фактической и выражается в единицах объема — миллилитрах.

Тестирование Бег 30 метров. Тест выполняется по команде «на старт!» испытуемый подходит к линии старта и занимает исходное положение. По команде «внимание!» вес тела переносится на впереди стоящую ногу. Затем подается команда «марш!» и с максимальной скоростью испытуемый бежит к линии финиша. Дистанция 30 метров, отмеряется на беговой дорожке. Бег проводится с высокого старта. Одновременно с командой «марш!» включается секундомер, время определяется с точностью до 0,1 секунды. Тест выполняется один раз.

Челночный бег. Выполняется в виде рывка на максимальной скорости из высокого старта с поворотами на ограничительных линиях. Испытуемый встает позади ограничительной линии, при этом одна стопа располагается у самой линии, вторая — сзади в удобном для каждого испытуемого положении. После команды «марш», бежит как можно быстрее к противоположной ограничительной линии, косается ее рукой, разворачивается и бежит к линии старта. Добежав до нее, точно также косается рукой и после поворота продолжает бег в обратную сторону. Таким образом, выполняется три цикла «туда и обратно». Время выполнения трех полных циклов (туда и обратно) в секундах.

Прыжок в длину. Исследуемый встает в исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, пальцы ног позади стартовой линии. Учащемуся нужно согнуть ноги в коленях, взмахнуть руками назад, оттолкнуться как можно сильнее и прыгнуть вперед, стараясь приземлиться на ноги как можно дальше, так как результат будет определяться по расстоянию от стартовой линии до точки касания коврика или мата пятками. Тест выполняется трижды. Оценивается лучший результат. Результат измеряется в сантиметрах.

Педагогический эксперимент В педагогическом эксперименте принимали участие 20 школьников в возрасте 7−8 лет. Нами определялся уровень физического развития школьников, затем проводился сравнительный анализ полученных результатов.

Математическая обработка полученных данных Полученные в исследовании данные подвергались математико-статистической обработке с помощью электронных таблиц MicrosoftExcel. Достоверность различий средних арифметических определялась с помощью t-критерия Стьюдента при 95% уровне значимости.

2.2 Организация исследования Исследование проводилось с сентября 2013 года по апрель 2014 года на базе СОШ № 20 г. Набережные Челны. Для исследования были отобраны и разделены на 2 группы 20 школьников в возрасте 7−8 лет, занимающиеся национальной борьбой. В первую, экспериментальную группу были отобраны 10 школьников, с которыми планировались занятия национальной борьбой по специально разработанной в исследовании методике (Приложение). Во вторую группу были отобраны 10 учащихся, занимающиеся национальной борьбой по обычной школьной программе.

Исследование проводилось поэтапно.

Первый этап (сентябрь-декабрь 2013 г.) был посвящен изучению и анализу научно-методической литературы по теме исследования, формулированию цели, задач, подбору методов и методик исследования.

Второй этап (февраль-март 2014 г.) проведение исследования физического развития школьников.

Третий этап (апрель 2014 г.) выполнение статистической обработки полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретация и оформление результатов исследования.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Анализ методических подходов, используемых при обучении технике национальной борьбы детей 7−8 лет Мы провели анализ программ различных авторов, используемых при обучении технике национальной борьбы детей 7−8 лет.

Согласно современным рекомендациям ведущих специалистов процесс овладения специализированными двигательными навыками в национальной борьбе отличается повышенной сложностью.

По мнению О. Б. Соломахина [17], техническая подготовка в национальной борьбе должна начинаться с обучения базовой технике приемов борьбы, постепенно переходя в обучение технико-тактическим умениям, и, далее к тактике борьбы вообще.

С.Д. Бойченко отмечает, что исправить ошибки, допущенные на первом этапе значительно труднее, чем обучить занимающегося новым техническим действиям. Автор отмечает самостоятельную значимость и специфическую направленность технической подготовки в единоборствах на всех этапах многолетней тренировки, вне зависимости от достигнутой квалификации.

В работе А. П. Купцова указывается на три стадии формирования навыка в национальной борьбе: генерализации, концентрации и автоматизации. Специалист отмечает, что изучение действий по частям обладает большим методическим преимуществом, оно позволяет индивидуализировать учебно-тренировочный процесс.

По мнению Г. С. Туманяна на первых этапах в национальной борьбе необходимо обучать ведению схватки в комбинационном стиле.

Н.А. Ленц в своих работах указывает на большое значение выделения ведущих элементов при обучении сложным технико-тактическим действиям. Автор классифицирует методы обучения техники и тактики в борьбе на следующие: демонстрации и наблюдения, словесный, подводящих и специальных упражнений, разучивания по частям, целостный, акцентированного внимания, эпизодов схватки, дифференцирования, повторяющихся условий, варьирования условий, соревновательный, контрольный, анализа.

А.Н. Лапутин предлагает в своей программе осуществление одиннадцати этапов ее реализации [12]:

1) исследование антропоморфологических и биомеханических характеристик двигательного аппарата данного контингента обучаемых;

2) измерение характеристик биомеханической структуры образцов сложных спортивных движений, избранных в качестве объекта изучения в спортивной тренировке;

3) системное согласование биомеханических характеристик изучаемого сложного движения с параметрами двигательных возможностей обучаемых;

4) моделирование изучаемого сложного движения;

5) установка (в количественной форме) интегральной цели (целей) процесса обучения;

6) декомпозиция генеральной цели, построение дерева целей;

7) формулировка двигательной задачи обучения;

8) разработка и запись алгоритмов решения двигательной задачи в процессе обучения;

9) построение целевых педагогических программ обучения;

10) ознакомление занимающихся с изучаемым движением, содержанием процесса обучения, его этапами с техническими средствами обучения;

11) тренировка обучаемых по целевой педагогической программе с последовательным освоением всех его уровней и этапов.

По мнению О. Б. Соломахина на этапе начальной подготовки изучение защиты и контрприемов параллельно с изучением атакующих действий при борьбе стоя нецелесообразно. По мнению автора из раздела этапа начальной подготовки программ для ДЮСШ и СДЮШОР целесообразно исключить материал по изучению динамических подготовок и комбинаций из приемов. Автор отмечает, что этап начальной подготовки в спортивной борьбе следует посвятить базовой технической подготовке с ознакомлением за этот период со всеми приемами борьбы в стабильных динамических условиях с целью дальнейшего перехода к базовой технико-тактической подготовке без изучения новых основных технических действий.

В программе А. А. Завьялова рассмотрен и описан с позиции законов движения (с указанием направления сил, момента их применения и принципов устойчивости спортсменов) ряд технических действий, которые изучаются в соответствии с учебно-тренировочной программой группы начальной подготовки в борьбе; обоснована и апробирована методика применения законов «пары сил» и «рычагов» при реализации технических действий в борьбе, позволяющая начинающим борцам более эффективно осваивать изучаемые приемы.

М.В. Топхаровым, проведен анализ соревновательных поединков и тренировочного процесса борцов различной квалификации. На основе выявления особенностей соревновательной деятельности специалистом разработана методика технико-тактической подготовки юных борцов. Методика включает в себя обучение базовой технике вольной борьбы, применение спортивно-игрового метода и использование национальных видов борьбы для формирования умений и навыков ведения единоборства, формирование вариативного двигательного навыка и обучение технике амплитудных бросков прогибом. Разработанная автором методика обучения базовой технике борьбы включает в себя изучение: 1) элементов техники и тактики: а) основных положений борца; б) элементов маневрирования; в) атакующих и блокирующих захватов; 2) технику борьбы в стойке и партере. Партер — перевороты скручиванием, забеганием, переходом, перекатом, разгибанием и их комбинации. Стойка — сваливания сбиванием, броски наклоном, поворотом (мельница), подворотом, прогибом, нырком и их комбинации.

Анализ теории и практики по технике национальной борьбы свидетельствуют, что у специалистов нет единого мнения о направленности начальной подготовки, методике и особенностях построения содержания базовой технической подготовки. Единым же мнением является то, что недостаточная техническая подготовка в детском возрасте не позволяет прогрессировать технико-тактическому мастерству в дальнейшем, поскольку именно в этот период закладывается основа будущего мастерства борца.

Анализ аспектов технической подготовки борцов позволил нам определить пути поиска резервов оптимизации процесса обучения базовой технике двигательных действий юных борцов и разработать программу, опираясь на исследования ученых в области методики ведения техники национальной борьбы (Приложение).

3.2. Исследование и оценка уровней показателей физического развития детей 7−8 лет на момент первичного исследования В результате первичной диагностики (Приложение 1) в экспериментальной и контрольной группе были выявлены следующие результаты, представленные в таблице № 1.

Таблица № 1

Результаты первичной диагностики в экспериментальной и контрольной группе до эксперимента

Масса тела (кг)

Длина тела (см)

ОГК (см)

МСР (кг)

Бег 30 м (сек)

Челн.

бег (сек)

Прыжок в длину

(см)

Экспериментальная группа

28,79

130,38

59,94

1,8

6,83

10,78

126,781

0,425 441

1,45 968

3,192 422

0,8 165

0,855 115

0,584 618

8,670 515

0,134 536

0,461 591

1,9 532

0,2 582

0,270 411

0,184 872

2,741 858

Контрольная группа

28,26

129,83

59,95

1,78

6,95

10,94

131,43

0,925 743

1,652 809

3,234 982

0,105 409

0,667 416

0,654 896

6,853 653

0,292 746

0,522 664

1,22 991

0,33 333

0,211 056

0,207 096

2,167 315

tp

1,645

0,788

0,006

0,474

0,349

0,576

1,33

tкр

2,262

2,262

2,262

2,262

2,262

2,262

2,262

Сравним полученные результаты обеих групп на рисунке 1.

Рис. 1. Показатели в контрольной и экспериментальной группах до эксперимента Анализ физического развития по показателям длина тела, масса тела, ОГК и МСР выявил tp < tкр. Также анализ показателей бег в длину, челночный бег и прыжок в длину выявил tp < tкр. Это значит, что гипотеза H0(х1=х2) принимается, так как различие между группами не существенно с доверительной вероятностью q=1-б=1−0,05=0,95.

3.3 Исследование и оценка уровней показателей физического развития детей 7−8 лет на момент повторного исследования Курс экспериментальной программы длился 12 недель. После проведенных занятий по специально разработанной программе по национальной борьбе в экспериментальной группе повторно было проведено исследование уровней показателей. В контрольной группе, которая занималась национальной борьбой по обычной школьной программе, также проводилась повторная диагностика по тем же параметрам. Результаты диагностики представлены в таблице № 2.

Таблица № 2

Результаты диагностики в экспериментальной и контрольной группе после эксперимента

Масса тела (кг)

Длина тела (см)

ОГК (см)

МСР (кг)

Бег 30 м (сек)

Челн.

бег (сек)

Прыжок в длину

(см)

Экспериментальная группа

29,99

131,58

61,14

4,83

5,39

9,68

134,28

0,425 441

1,45 968

3,192 422

0,67 495

0,804 777

0,584 618

9,6127

0,134 536

0,461 591

1,9 532

0,21 344

0,254 493

0,184 872

3,39 803

Контрольная группа

29,39

130,96

61,08

2,91

6,41

10,07

135,6

0,929 098

1,754 613

3,241 947

2,41 595

1,328 868

0,688 154

6,237 093

0,293 806

0,554 857

1,25 194

0,645 609

0,420 225

0,217 613

1,972 342

tp

2,675

0,859

0,0417

2,972

2,276

2,365

2,369

tкр

2,262

2,262

2,262

2,262

2,262

2,262

2,262

Сравним динамику показателей до и после эксперимента в обеих группах в процентном соотношении на рисунке № 2.

Рис. 2. Динамика показателей (%) за период эксперимента

в обеих группах По результатам исследования можно сделать вывод, что физическое развитие детей 7−8 лет в экспериментальной и контрольной группе после проведенного эксперимента по показателям масса тела, длина тела, ОГК, МСР и прыжок в длину относится к среднему уровню. По показателям бег 30 метров и челночный бег относится к уровню выше среднего.

Динамика массы тела в экспериментальной группе составила 28,79 и 29,99 (4,16%), в контрольной — 28,26 и 29,39 (3,99%); длины тела в экспериментальной группе — 130,38 и 131,58 (0,92%), в контрольной — 129,83 и 130,96 (0,86%); ОГК в экспериментальной группе — 59,94 и 61,14 (2%); в контрольной — 59,95 и 61,08 (1,85%); МСР в экспериментальной группе — 1,8 и 4,83 (38,8%), в контрольной — 1,78 и 2,91(37,2%).

Анализ физического развития после эксперимента по показателям длина тела, ОГК выявил, что группы не отличаются существенно (tрtкр. Прирост показателей на 21,083% в экспериментальной, 7,76% - в контрольной группах в беге на 30 метров, аналогично 10,2% и 7,95% в челночном беге и аналогично 5,58% и 3,075% в прыжке в длину.

Таким образом, нами была выявлена положительная динамика показателей в обеих группах, однако в экспериментальной группе показатели бега 30 метров, мышечной силы рук, челночного бега, прыжка в длину отличаются существенно после проведенных занятий по специально разработанной нами программе по национальной борьбе. То есть можно утверждать, что специально разработанные занятия по борьбе с учетом психофизиологических особенностей детей 7−8 лет, определенной технике и тактике, методике ведения уроков дают более высокий результат, чем занятия по обычной программе.

ВЫВОДЫ Анализ физического развития детей 7−8 лет по показателям длина тела, масса тела, ОГК, МСР, бег в длину, челночный бег и прыжок в длину до эксперимента выявил, что tp < tкр. Это значит, что различие между обеими группами не существенно с доверительной вероятностью 0,95.

Физическое развитие детей 7−8 лет в экспериментальной и контрольной группе после проведенного эксперимента по показателям масса тела, длина тела, ОГК, МСР и прыжок в длину относится к среднему уровню. По показателям бег 30 метров и челночный бег относится к уровню выше среднего.

Динамика массы тела в экспериментальной группе составила 28,79 и 29,99 (4,16%), в контрольной — 28,26 и 29,39 (3,99%); длины тела в экспериментальной группе — 130,38 и 131,58 (0,92%), в контрольной — 129,83 и 130,96 (0,86%); ОГК в экспериментальной группе — 59,94 и 61,14 (2%); в контрольной — 59,95 и 61,08 (1,85%); МСР в экспериментальной группе — 1,8 и 4,83 (38,8%), в контрольной — 1,78 и 2,91(37,2%).

Анализ физического развития после эксперимента по показателям длина тела, ОГК выявил, что группы не отличаются существенно (tрtкр. Прирост показателей на 21,083% в экспериментальной, 7,76% - в контрольной группах в беге на 30 метров, аналогично 10,2% и 7,95% в челночном беге и аналогично 5,58% и 3,075% в прыжке в длину.

В экспериментальной группе показатели бега 30 метров, мышечной силы рук, челночного бега, прыжка в длину отличаются существенно после проведенных занятий по специально разработанной нами программе по национальной борьбе. То есть можно утверждать, что специально разработанные занятия по национальной борьбе дают более высокий результат, чем занятия по обычной программе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бойко В. Ф. Физическая подготовка борцов / В. Ф. Бойко, Г. В. Данько. — К.: Олимпийская литература, 2004. — 224 с.

Бойченко С. Д. Теоретические и методические основы специализированной подготовки в единоборствах на этапе начальной спортивной специализации / С. Д. Бойченко. — Минск, 1993. — 270 с.

Бугович Н. А. Очерк о воспитании спортсменов / Н. А. Бугович — М: ФиС, — 1967 — 221 с.

Гавердовский Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю. К. Гавердовский. — М.: Физкультура и Спорт, 2007. — 512 с.

Завьялов А. И. Биопедагогика или спортивная тренировка / А. И. Завьялов — Красноярск, КГПУ, 2006 — С. 32 — 37.

Иванков Ч. Т. Национальная борьба на поясах «Кореш». Учебное пособие / Ч. Т. Иванков. — М. — 2002 — 241 с.

Копысова Л. В. Комплексная оценка двигательных способностей в процессе начального отбора детей для специализированных занятий спортивными играми / Л. В. Копысова. — СПб., 2002. — 344 с.

Кандаров К. А. Методические рекомендации по применению суховоздушной бани при занятии спортом и физической культурой / К. А. Кандаров. — М, 1974 — 250 с.

Колмоновский А. А. Классическая борьба / А. А. Колмоновский. — М: Фис, 1968. — 201 с.

Колесов А. И. Братство богатырей / А. И. Колесов. — М.: 1987. — 254 с.

Купцов А. П. Динамика устойчивости позы борца (К вопросу об эффективности сложных технико-тактических действий в спортивной борьбе) / А. П. Купцов, — М., 1969. — 235 с.

Лапутин А. Н. Обучение спортивным движениям / А. Н. Лапутин. — К.: Здоровье, 1986. — 216 с.

Ленц Н. А. Ведущие элементы в сложных технико-тактических действиях / Н. А. Ленц // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1979. — С. 19 — 20.

Малков О. Б. Теоретические аспекты техники и тактики спортивной борьбы / О. Б. Малков, О. Б. Гожин. — М. Физкультура и спорт, 2005. — 168 с.

Новиков А. А. Методология технико-тактического мастерства спортсменов (на примере борьбы) / А. А. Новиков. — Москва — Улан — Удэ: Изд. Бурятского государственного университета. — 1998. — 220 с.

Правила соревнований по татарской спортивной борьбе / Госкомспорт РТ; Сост.: Ахмадиев М. Г., Кадиров М. К. — Казань, 1997. — 250 с.

Соломахин О. Б. Повышение надежности атакующих технических действий в борьбе на начальном этапе обучения / О. Б. Соломахин. — М., 2002. — 232 с.

Соркизов — Серазини И. Ш. Спортивный массаж. — М: ФиС, 1963. — 247 с.

Спортивная борьба. Учебник для институтов физической культуры. Под редакцией А. П. Купцова. — М. 2000, — 250 с.

Техника классической борьбы. Под редакцией В. Кожарского, Н. Сорокина. — М. 2013. — 205 с.

Топхаров М. В. Игровой метод при обучении технике борьбы / М. В. Топхаров // М, 2006. — 129с.

Туманян Г. С. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности. / Г. С. Туманян, В. В. Гожин. — М.: Советский спорт, 2001. — 380 с.

Хуако Н. А. Содержание и последовательность изучения базовой техники бросков на этапе начальной подготовки в условиях ранней специализации / Н. А. Хуако. — Краснодар.: КГУФКСиТ, 2007. — 224 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Математико-статистическая обработка данных Таблица 1. Результаты до эксперимента в экспериментальной группе

ФИО

Масса тела (кг)

Длина тела (см)

ОГК (см)

МСР (кг)

Белова Е.Р.

30,6

129,1

60,8

1,9

Валеев И.Н.

30,2

129,9

63,2

1,8

Валиуллина К.Д.

31,2

132,8

60,1

1,9

Ганеев Р.Л.

31,1

128,1

58,4

1,7

Гафаров Р.Т.

131,0

60,0

1,8

Сонина Е.А.

31,4

130,5

54,9

1,9

Тимофеева А.Ю.

31,3

131,4

63,8

1,8

Ухватов Р.А.

30,5

132,1

63,1

1,7

Фатихов А.Р.

30,4

129,2

54,7

1,8

Яхин Г. Ю.

31,2

129,7

60,4

1,7

28,79

130,38

59,94

1,8

0,425 441

1,45 968

3,192 422

0,8 165

0,134 536

0,461 591

1,9 532

0,2 582

Таблица 2. Результаты до эксперимента в контрольной группе

ФИО

Масса тела (кг)

Длина тела (см)

ОГК (см)

МСР (кг)

Васильев П.П.

29,1

128,5

60,0

1,7

Краснова О.Н.

28,1

128,1

64,1

1,9

Конев О.Д.

27,6

129,4

60,2

1,8

Леснова А.М.

28,4

127,9

58,2

1,6

Лосев Д.Д.

27,9

131,2

59,9

1,9

Миронова С.А.

29,1

132,2

55,1

1,9

Максаков А.Ю.

28,4

129,9

63,1

1,8

Огнев Р.А.

27,1

132,1

63,8

1,8

Сафиев А.Р.

27,6

129,4

54,9

1,7

Шарипова Г. Р.

29,3

129,6

60,2

1,7

28,26

129,83

59,95

1,78

0,925 743

1,652 809

3,234 982

0,105 409

0,292 746

0,522 664

1,22 991

0,33 333

Таблица 3. Результаты после эксперимента в экспериментальной группе

ФИО

Масса тела (кг)

Длина тела (см)

ОГК (см)

МСР (кг)

Белова Е.Р.

30,6

130,3

4,9

Валеев И.Н.

30,2

131,1

64,4

4,8

Валиуллина К.Д.

31,2

61,3

4,9

Ганеев Р.Л.

31,1

129,3

59,6

4,7

Гафаров Р.Т.

132,2

61,2

4,8

Сонина Е.А.

31,4

131,7

56,1

4,9

Тимофеева А.Ю.

31,3

132,6

4,8

Ухватов Р.А.

30,5

133,3

64,3

4,8

Фатихов А.Р.

30,4

130,4

55,9

4,8

Яхин Г. Ю.

31,2

130,9

61,6

4,9

30,89

131,58

61,14

4,83

0,425 441

1,45 968

3,192 422

0,67 495

0,134 536

0,461 591

1,9 532

0,21 344

Таблица 4. Результаты после эксперимента в контрольной группе

ФИО

Масса тела (кг)

Длина тела (см)

ОГК (см)

МСР (кг)

Васильев П.П.

29,6

60,5

2,2

Краснова О.Н.

29,3

129,3

65,3

3,1

Конев О.Д.

28,8

130,6

61,4

Леснова А.М.

29,6

129,1

59,4

2,8

Лосев Д.Д.

29,1

132,4

61,1

3,1

Миронова С.А.

30,3

133,4

56,3

3,1

Максаков А.Ю.

29,6

131,1

64,3

Огнев Р.А.

28,3

133,3

Сафиев А.Р.

28,8

130,6

56,1

2,9

Шарипова Г. Р.

30,5

130,8

61,4

2,9

29,39

130,96

61,08

2,91

0,929 098

1,754 613

3,241 947

2,41 595

0,293 806

0,554 857

1,25 194

0,645 609

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Нормативы физической подготовленности учащихся 7−8 лет

№ п/п

Физические способности

Контрольное упражнение

(тест)

Возраст (лет)

Уровень

Мальчики

Девочки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Скоростные

Бег на 30 м (сек.)

7,5 и выше

7,3−6,2

5,6 и ниже

7,6 и выше

7,5−6,4

5,8 и ниже

Координационные

Челночный бег 3×10 м (сек.)

11,2 и выше

10,8−10,3

9,9 и ниже

11,7 и выше

11,3−10,6

10,2 и ниже

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места (см)

100 и ниже

115−135

155 и выше

85 и ниже

110−130

150 и выше

Таблица 5

Результаты до эксперимента в экспериментальной группе

ФИО

Бег на 30 м (сек.)

Челночный бег 3×10 м (сек.)

Прыжок в длину с места (см)

Белова Е.Р.

6,3

10,8

135,2

Валеев И.Н.

7,1

10,2

115,01

Валиуллина К.Д.

7,2

11,2

110,9

Ганеев Р.Л.

6,1

10,9

123,6

Гафаров Р.Т.

5,1

11,4

126,3

Сонина Е.А.

6,3

11,6

136,8

Тимофеева А.Ю.

7,8

10,5

130,8

Ухватов Р.А.

7,7

11,2

125,8

Фатихов А.Р.

7,5

9,9

127,3

Яхин Г. Ю.

7,2

10,1

136,1

6,83

10,78

126,781

0,855 115

0,584 618

8,670 515

0,270 411

0,184 872

2,741 858

Таблица 6

Результаты до эксперимента в контрольной группе

ФИО

Бег на 30 м (сек.)

Челночный бег 3×10 м (сек.)

Прыжок в длину с места (см)

Васильев П.П.

7,2

11,4

136,8

Краснова О.Н.

7,1

11,6

130,8

Конев О.Д.

7,8

10,5

125,8

Леснова А.М.

7,5

11,2

127,3

Лосев Д.Д.

7,4

9,9

136,1

Миронова С.А.

6,3

10,1

136,8

Максаков А.Ю.

7,1

11,4

136,8

Огнев Р.А.

7,2

11,6

130,8

Сафиев А.Р.

6,1

10,5

125,8

Шарипова Г. Р.

5,8

11,2

127,3

6,95

10,94

131,43

0,667 416

0,654 896

6,853 653

0,211 056

0,207 096

2,167 315

0,349 827 963

0,576 350 528

1,330 185 224

Таблица 7

Результаты после эксперимента в экспериментальной группе

ФИО

Бег на 30 м (сек.)

Челночный бег 3×10 м (сек.)

Прыжок в длину с места (см)

Белова Е.Р.

4,2

9,7

136,7

Валеев И.Н.

5,6

9,1

136,9

Валиуллина К.Д.

5,1

10,1

112,4

Ганеев Р.Л.

6,2

9,8

125,1

Гафаров Р.Т.

6,8

10,3

135,6

Сонина Е.А.

4,2

10,5

138,3

Тимофеева А.Ю.

5,7

9,4

136,8

Ухватов Р.А.

5,6

10,1

131,8

Фатихов А.Р.

5,4

8,8

147,1

Яхин Г. Ю.

5,1

142,1

5,39

9,68

134,28

0,804 777

0,584 618

9,6127

0,254 493

0,184 872

3,39 803

Таблица 8

Результаты после эксперимента в контрольной группе

ФИО

Бег на 30 м (сек.)

Челночный бег 3×10 м (сек.)

Прыжок в длину с места (см)

Васильев П.П.

5,5

10,3

136,5

Краснова О.Н.

6,9

10,5

131,9

Конев О.Д.

5,1

10,5

126,9

Леснова А.М.

7,1

10,1

128,4

Лосев Д.Д.

7,1

8,8

137,2

Миронова С.А.

6,9

10,2

137,9

Максаков А.Ю.

10,3

137,9

Огнев Р.А.

6,9

10,5

131,1

Сафиев А.Р.

6,1

9,4

146,3

Шарипова Г. Р.

5,5

10,1

142,1

6,41

10,07

135,6

1,328 868

0,688 154

6,237 093

0,420 225

0,217 613

1,972 342

2,276 211

2,365 831

2,369 797

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРОГРАММА ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЕ ДЛЯ

УЧАЩИХСЯ 7−8 КЛАССОВ Учебный план спортивной секции подготовки борцов

Разделы подготовки

Спортивно оздоровительный этап

Этап начальной подготовки

п/п

(весь период)

1-й

2-й

3-й

Теория Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Технико-тактическая подготовка Инструкторско-судейская подготовка Контрольные испытания Соревнования

ИТОГО

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой