Юридическая толерантность в системе обеспечения прав человека
Вопреки многочисленным заявлениям и декларациям, выступлениям общественных и государственных деятелей, реально толерантности уделяется мало внимания. Эффективность же государственной и общественной деятельности за висит во многом от воплощения в жизнь принципов толерантного поведения, от реального соблюдения терпимости в различных областях жизни. Взаимосвязь прав человека и толерантности… Читать ещё >
Юридическая толерантность в системе обеспечения прав человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оглавление Введение.
1. Понятие юридической толерантности.
2. Юридическая толерантность в системе обеспечения прав человека Заключение Список использованной литературы.
Введение
Как отмечает М. П. Мчедлов, в переводе на русский язык международных правовых документов (ООН, Совета Европы, ОБСЕ, СНГ) вплоть до 2002 года термин «толерантность» не звучал, вместо него использовалось слово «терпимость» .
Та же ситуация наблюдалась в законодательных документах стран СНГ и Балтии *2. И не только в официальной лексике. Книга М. Уолцера «Оп Toleration» 1997 г. переведена на русский язык так — «О терпимости» (2000) *3. Слово «толерантность» встречается в переводе Уолцера довольно редко и в специальном значении — толерантный режим.
Электронный каталог Российской национальной библиотеки по запросу «толерантность» выдает 525 ответов — монографии, сборники, учебные пособия, авторефераты диссертаций. Из них до 1999 г. преобладают работы по медицине: 84 против 8 изданий гуманитарной тематики, последние приходятся только на 1990;е гг. (медицинская тематика толерантности прослеживается по каталогу с 1971 г.). Книг гуманитарного характера со словом «толерантность» в заглавии в 1994 г. — 1, в 1995 г. — 1, с 1997 по 1999 гг. еще 6. В 2000 г. уже 14 гуманитарных против 4 медицинских.
В дальнейшем на медицинском фронте ситуация остается стабильной, количество издании в году колеблется от 4 до 6. В гуманитарных науках ситуация резко меняется. В 2002 г. Количество изданий по гуманитарным направлениям выросло в три раза — до 43. К 2007 г. увеличилось еще почти вдвое — 74. В этой статистике важно не абсолютные величины, тем более что здесь не учтены многочисленные статьи в сборниках и журналах, а их соотношение.
Боюсь, что вывод из этой несовершенной статистики о том, что лавинообразно выросло количество проблем, которые призвана решать толерантность, будет поспешным. Очевидно другое — слово «толерантность» буквально вломилось в научный язык.
Нельзя сказать, что укоренение этого слова в нашем языке — естественный процесс. Скорее, это результат различных целевых программ, имеющих немалое финансирование. Они действительно охватили массу сограждан — школьников и учителей, студентов и вузовских преподавателей по всей стране. Если заявленные результаты программ проверить трудно (эксперты не устают отмечать, что ксенофобии и экстремизма меньше не стало), то внедрение слова «толерантность» в наш язык произошло вполне успешно, а по меркам истории языка просто стремительно. Последовательное утверждение принципов правового государства и формирование гражданского общества в общественной жизни современной России невозможно без высокого уровня правовой культуры, развитого правового сознания граждан и должностных лиц. Несмотря на предпринимаемые государством усилия по правовому воспитанию, преодолеть негативные тенденции в общественном и индивидуальном сознании, ставшие результатом краха советской правовой идеологии и образовавшегося в начале 90-х годов прошлого века кризиса правосознания, до настоящего времени не удалось. Практически разрушена система «юридического всеобуча», снижена эффективность правового воспитания, где государству отведена главенствующая роль. Отказ государства от «патерналистской» модели отношений с обществом и ослабление идеологического воздействия, особенно в сфере права, привело к росту числа деформаций правосознания, падению уровня правовой культуры не только населения, но и правовых учреждений.
Указанные процессы усиливаются и собственно социальными факторами. Так, распределение (перераспределение) собственности приводит к все большей дифференциации населения, сопровождаемой увеличением разрыва между доходами различных социальных групп общества. Все это, в свою очередь, приводит к расколу общества и усилению правовой нетерпимости. В связи с этим остро возникает необходимость в утверждении и последовательной реализации принципа правовой толерантности.
Целью данной работы является изучение особенностей юридической толерантности и ее использование в общении между людьми.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что общество в юридической толерантности не отрицает существования различий и противоречий, признает возможность конфликтных ситуаций, но она, наряду с другими факторами, будучи порождением потенциальной конфликтности.
Объектом данной работы является рассмотрение юридической толерантности в системе прав человека.
1. Понятие юридической толерантности Особое осознание толерантности как важной ценности, необходимой любому демократическому обществу, отмечалось в немецком обществе в середине прошлого столетия. Немаловажную роль в этом сыграло осмысление вопроса вины и ответственности немецкого народа за мировую трагедию середины XX века, ощущение потребности в толерантности, возникшее в Германии в послевоенное время, и ее основательное осознание как на частном, так и на государственном уровне.
Юридическая толерантностьюридические нормы, регулирующие свободу выражения мнений, даже в отношении самых отвратительных и достойных порицания высказываний, свидетельствуют о том, что механизм самоочищения общества не работает или больше не вызывает доверия. Юридическая толерантность и ее использование в общении между людьми с неодинаковыми доходами выступает в качестве одной из составляющих утверждения разумных цивилизованных установок между ними в оценке наличных фактов реального социального неравенства и преодоления соответствующих конфликтов. Не приходится доказывать, что в современном обществе правовые нормы — самый эффективный инструмент регулирования отношений между людьми. Вероятно, это связано со спецификой права, его верностью своей природе, его не смешиваемостью с другими социальными нормами. Согласившись с этим положением, мы поймем, что для толерантности, имеющей дело с диалогом существенных различий, также важно быть отличной. Не подстраиваться, не уподобляться, не зариться, как говориться, на чужое, а оставаться самостоятельной и неповторимой — «самой собой». Обратившись в правовую норму, толерантность изменит самой себе. Ведь она — продукт свободного выбора человека, а право непременно включает в свою структуру принудительные меры воздействия. Можно ли принудить человека к свободе? Очевидно, на этот вопрос положительного ответа не существует. Юридическая толерантность — ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства. Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем. Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь. Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, в любом учебном заведении: школе, колледже, вузе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Однако не приходится отрицать общую перспективу движения от толерантности к праву. Скажем больше, толерантности могут проявляться правовые нормы. Отметим, что толерантность как ценность важна в том отношении, что ей присуща активная позиция в отношении к чужому иному, отмеченная в «Декларации принципов толерантности». Толерантность — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
Толерантность проявляется в различных сферах общественного сознания: индивидуальном и коллективном, научном и обыденном, политическом и нравственном, этническом и конфессиональном, у различных возрастных, социальных и демографических групп населения. Толерантность не отрицает существования различий и противоречий, признает возможность конфликтных ситуаций, но она, наряду с другими факторами, будучи порождением потенциальной конфликтности, «не позволяет реально существующим в каждом обществе явлениям неравенства, состязательности и доминирования проявиться в манифестных и насильственных формах» Перцев А. В. Жизненная стратегия толерантности: проблема становления в России и на Западе. — Екатеринбург, 2008 — 36с.
Первоначально толерантность была востребована в вопросах веры как альтернатива возвращающимся преследованиям еретиков и религиозным войнам. Сегодня говорят о толерантности (или, по меньшей мере, об интолерантности) по отношению к расовым или якобы расовым меньшинствам, и прежде всего по отношению к политическим противникам.
Толерантность признается основой современного демократического общества, тем жизненным элементом демократии, который без известной терпимости к противоположным убеждениям может быть искорененным либо интолерантностью, либо индифферентностью.
В исследованиях также отмечается, что демократические правящие круги, а также партии должны исходить из той позиции, что их приверженцы способны ошибаться. Уже поэтому они должны быть толерантными и видеть человека в противнике. Это касается и противоречий с противником демократии: нужно найти способ убедить и его — это является противоположностью простому, обезличенному предоставлению возможностей — и его нужно принимать как человека — это не означает, что нужно терпеть его противоречащие закону акты насилия и требования. Демократическая толерантность обязывает аргументировать, она исключает клевету на противника, она не обязывает к беззащитности против насилия.
Таким образом, толерантность может быть сформирована в определенных условиях определенными субъектами, сферой ее проявления являются преимущественно конфликты и противоречия.
Понятие «толерантность» означает терпение и снисхождение к тому, кто не такой как ты. Как пассивная форма мужества, толерантность символизирует стойкое перенесение неблагоприятного хода событий: боли, пыток или просто ударов судьбы. В религиозной сфере толерантность выражает терпимость к чужой религии или знаниям. Хотя отношение к другим формируется из собственных установок поведения, индивидуальная этика и идеи эвдемонизма изменяются с помощью социальных и моральных установок, что находит выражение на двух уровнях:
— элементарный уровень, который означает пассивную толерантность со снисходительным отношением к другому образу жизни или инакомыслию;
— высший уровень, который предполагает активную толерантность с осознанным признанием права других на жизнь, свободу и развитие.
В «слабом», пассивном понимании общий порядок толерантен, если присутствует лишь терпимое отношение к меньшинству. В «сильном», активном понимании он толерантен, если меньшинство находит в нем официальную защиту и гарантии прав и свобод.
Юридическая толерантность общества всегда шире и содержательнее, чем другие формы толерантности. Благодаря политической толерантности социальная толерантность исключает всякое принуждение к однообразию и допускает оригинальность порядков, создает предпосылки для отказа от насилия или готовности к миру. Взаимное уважение в форме активной толерантности не мирится с циничным нигилизмом, который, как в личной, так в общественной форме, может допускать произвол, дискриминацию отдельных социальных групп или нетерпимость к другим культурам. Подлинная юридическая толерантность закладывает основу ценности и уважения каждого человека. Идет ли речь об индивиде (индивидуальной толерантности), общем порядке (политической толерантности) или культуре общества (социальной толерантности), толерантность не видит в других врага или противника, не стремится их переделать или подчинить. Наоборот, она ищет сближения с ними на основе равенства и взаимопонимания.
Все три вида юридической толерантности: персональная, социальная и политическая — достигаются не только через способность видеть и признавать «другое». Культурная антропология аккумулирует знания о дифференциации различных культур, ставя под сомнение наивную веру в безукоризненность собственных порядков или системы ценностей. Поэтому закономерное развитие знаний через Просвещение обращает внимание на два момента, которые, как правило, не замечаются.
Толерантность — интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная — к конкретной группе, обществу; национальная — к другой нации; веротерпимость — к другой вере.
Толерантность, как свойство правосознания, предполагает терпимость к образу жизни людей, семей, социальных групп, народностей, представителей других конфессий, к их поведению в правовой сфере, правовым чувствам, а равно правовым идеям, позициям, мнениям, к верованиям, способам действия и чувствам, отличным от собственных. Это одновременно признание правовых идеалов и ценностей других людей, их верований, конкретное отношение к способам удовлетворения ими своих потребностей и в этой связи уважительное отношение к нормам и традициям, закрепляющим инварианты правового образа людей. Философия толерантности признаёт принцип равенства между людьми вне зависимости от социального, религиозного, национального происхождения.
Толерантность — сложное личностное образование, оно обусловлено характером социально-правовой среды, в условиях которой протекает правовая социализация личности, на неё оказывают влияние государственно-правовые традиции, в целом правовой климат общества, её формирование подвержено и целенаправленным формам воздействия.
Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Главным в установлении толерантной среды является разрушение взаимных негативных стереотипов представителей титульной национальности и национальных меньшинств и создания благоприятной для дружеских отношений информационной среды.
Вопреки многочисленным заявлениям и декларациям, выступлениям общественных и государственных деятелей, реально толерантности уделяется мало внимания. Эффективность же государственной и общественной деятельности за висит во многом от воплощения в жизнь принципов толерантного поведения, от реального соблюдения терпимости в различных областях жизни. Взаимосвязь прав человека и толерантности утверждается во многих национальных и международных документах. Так, в Декларации принципов толерантности, принятой 28-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г., утверждается, что «терпимость — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека…»; что «терпимость — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав человека…» .
Аналогичный подход содержится и в преамбуле ко Всеобщей декларации прав человека 1948 г., где говорится, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является ос новой свободы, справедливости и всеобщего мира», что «пре небрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человека».
Концепция юридической толерантности начинает свой путь с обращения к трудам Дж. Локка, как зачинателю дискуссии о терпимости в ранней современности. Его время — период ожесточенных протестанско-католических войн, в результате которых «ни одна из конфессий не одержала победу.
Самоидентификация человека не только по конфессиональному, но и по религиозному принципу уступила место самоидентификации по принципу государственно-политическому (или национально-государственному). В этом контексте Локк создает идею толерантности на основе общественного договора и разделения частной и общественной ипостаси жизни каждого человека.
В настоящее время исследователи, в частности С. Г. Ильинская, выделяют четыре основных методологических подхода к толерантности.
1. Аксиологический (греч. аxia — ценность), трактующий терпимость как ценность саму по себе.
2. Идеально-типический подход, в котором толерантность выступает своего рода моральным идеалом для общественного устройства.
3. Онтолого-исторический подход, рассматривающий развитие толерантности в ходе исторического развития групп в истории.
4. Конфликтный, в центре которого борьба между группами, культурами, убеждениями в границах разумного6.
Аксиологического подхода к толерантности придерживается, например, П. Николсон. По его мнению, «толерантность есть добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства во мнение или действие другого, хотя бы они и отклонялись в чем-то важном от мнения или действия субъекта толерантности и хотя последний морально не согласен с ним.
Идеально-типический подход берет свое начало в философии И. Канта, основываясь на концепции естественных индивидуальных неотчуждаемых прав. Кант уходит от проблемы моральной общности индивидов благодаря тому, что сформулированные им законы морали и, прежде всего, категорический императив, действуют в универсальном мире.
Онтолого-исторический подход. Наиболее выдающиеся достижения в этом направлении принадлежат М. Уолцеру. В своем труде «О терпимости» Уолцер опирается на нелиберальные основания терпимости, раскрывая ее суть на базе культурно-религиозных различий в образе жизни.
Конфликтный исследовательский подход разрабатывается в российской политологии Б.Капустиным. При таком подходе толерантность — не отмена борьбы за свои убеждения, а не что иное, как борьба, но в границах, определяемых априорно — их задают условия борьбы.
Толерантность — это не просто терпимость, смысл которой можно выразить словами: «Мне это не нравится, это плохо, но пусть оно будет. Я перетерплю». Этим понятием обозначают позитивное приятие иного. Для этого сначала необходимо его выявить, изучить, понять его влияние на развитие общества, а затем встроить в свое миропонимание как значимую часть мира. Это очень непросто для любого человека, привыкшего воспринимать мир линейно, тем более это сложно для молодых людей с их максималистским восприятием действительности, стремлением зачастую буквально сломать все то, что выпадает из их картины мира. Если идеи быстрого и «правильного переустройства» не срабатывают, то в поведении наступает другая стадия, выражающаяся либо в агрессии, либо в равнодушии. Ярким проявлением такой позиции является участие в деятельности агрессивных сект, противоборстве этнических, социальных, национальных или религиозных групп, в изучении и распространении фашистских и националистических идей.
Толерантность имеет свои естественные границы, и закачивается ровно там, где начинаются права другого человека.
2. Юридическая толерантность в системе обеспечения прав человека В России на современном этапе насущная необходимость общенационального примирения в процессе образования гражданского общества требует принятия своевременных и адекватных политическим и социальным условиям мер по стабилизации этнополитической и межконфессиональной ситуации в стране. Становление и эффективное функционирование гражданских институтов видится, прежде всего, на пути усовершенствования правовой базы, а также развития и поддержки гражданской инициативы в рамках функционирования органов местного самоуправления, вузов и негосударственных институтов, в непосредственном участии вышеназванных структур в распространении толерантных установок и образцов «миролюбивого» сознания и поведенияПерцев А. В. Жизненная стратегия толерантности: проблема становления в России и на Западе. — Екатеринбург, 2008 — 39с.
Можно констатировать, что имеется достаточно обширная международная правовая база в области защиты прав и свобод человека и гражданина, которая находит свое отражение в выработке и закреплении гуманитарных стандартов на международном и региональном уровнях (например, стандарты, принятые в рамках общеевропейского процесса). Международные процедуры, в той или иной степени представляющие собой процесс правоприменения существующих стандартов, можно разделить на три основные группы:
— рассмотрение докладов государств о выполнении ими обязательств, а также претензий по поводу нарушения обязательств в данной области;
— рассмотрение жалоб отдельных лиц, групп или организаций на нарушения их прав со стороны государств;
— расследование ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека.
Однако юридическая природа принимаемых по окончании рассмотрения правоприменительных решений носит обычно рекомендательный характер, выражая лишь мнение соответствующего органа. Реже они являются обязательными для заинтересованных сторон (решения Европейского суда по правам человека). Таким образом, очевидна необходимость совершенствования и рационализации международных контрольных механизмов и процедур, а также создания эффективной системы международно-правовых санкций.
В Российской Федерации существует система взаимосвязанных правовых норм, наглядно отражающая отношение законодателя к проблеме межэтнической и межрелигиозной нетерпимости. Выражается она, прежде всего, в декларировании принципов защиты прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ и действующих в развитие этих принципов норм уголовного и административного права.
Существующая система выглядит следующим образом:
1. В развитие ст. 19 Конституции РФ, декларирующей равенство граждан независимо от конфессиональной, национальной, языковой или иной принадлежности, действует охранительная норма ст. 136 УК РФ (Нарушение равноправия граждан).
2. Наряду со ст. 28 Конституции РФ, провозглашающей свободу вероисповедания, действуют Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» и охранительные нормы ст. 193 КоАП РСФСР (Нарушение законодательства о свободе совести и вероисповедания) и ст. 148 УК РФ (Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания).
3. В развитие п. 2 ст. 29 Конституции РФ, запрещающей пропаганду национальной, религиозной, расовой и социальной вражды, действует ст. 282 УК РФ (Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды). (Прим. В связи с появлением понятия антидиффамационной политики (от лат. diffamo — порочить, диффамация — распространение о ком-либо порочащих сведений), 4. В развитие ст. I Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него от 19 декабря 1948 г. (ратифицирована Президиумом ВС СССР 18 марта 1954 г.) действует ст. 357 УК РФ (Геноцид)1. Толерантность в обществе различий: Коллективная монография / Под ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова, А. Ю. Зенковой. — Вып. 15. — Екатеринбург, 2009. — 33с.
Однако следует учитывать, что конституционные гарантии прав и свобод, продекларированные в ст. 19, 29, могут быть ограничены в условиях введения чрезвычайного положения, что следует из расширительного толкования п. 3 ст. 56. (Прим.: Перечисленные статьи в ряде прочих не входят в список статей Конституции РФ, действие которых не может быть ограничено в случае введения чрезвычайного положения). Можно констатировать, что данный пункт противоречит международным правовым нормам, которые закрепляют недопустимость отступления в случае введения чрезвычайного положения от стандартов, запрещающих дискриминацию на основании расы, национальности, языка, религии (п. 1 ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.). Законодательно зафиксированное нарушение прав и свобод граждан наблюдается также на уровне законов субъектов федерации. Так, согласно Конституции Республики Бурятия (п. 4 ст. 60), одностороннее изменение ее государственно-правового статуса и территории может произойти в случае, если при проведении референдума за изменение проголосует более половины граждан бурятской национальности, имеющих право голоса. (Прим.: Следует отметить, что данное положение совершенно противоположно принципам федеральной Конституции, относящей вопросы государственного устройства к исключительной компетенции федерации — п. 1 ст. 66, п. «б» ст. 71). Из вышесказанного следует, что мнение граждан других национальностей, составляющих подавляющее большинство населения республики, вообще не учитывается.
Таким образом, необходима разработка предложений по внесению изменений в конституционное и уголовное право РФ с целью повышения эффективности прямого действия Конституции РФ и уголовного законодательства в области защиты прав человека и гражданина.
Наряду с этим рассмотрение внесения возможных изменений в семейное и трудовое право с целью подробной законодательной фиксации прав человека в этих областях находится в числе первоочередных задач.
Несомненно, что соблюдение законодательно закрепленных прав человека является только одной из правовых проблем на пути движения к толерантному обществу и проведения антидиффамационной политики. Основная проблема состоит не в недостаточности контролирующих или запрещающих нарушение гуманитарных стандартов норм, а в отсутствии правового поля для достижения согласия.
В связи с этим, наряду с координированной национальной, социально-культурной, образовательной политикой, а также регулирующими мерами в сфере средств массовой информации, направленными на создание рефлексивного гражданского общества и снижение в нем уровня агрессивности, возможны следующие правовые меры:
1. Разработка обоснованной концепции дальнейшего развития федеративных отношений, направленной на:
— создание реальных условий для активного участия субъектов в законотворческой деятельности на федеральном уровне, а также законодательное регулирование договорного процесса разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ;
— создание необходимой правовой базы для эффективного функционирования органов местного самоуправления как базового элемента гражданского общества;
— снижение разрыва в правовом и социально-экономическом положении регионов России.
2. Законотворческое совершенствование понятийного аппарата на уровне уголовно-правовых норм с целью повышения эффективности раскрытия и дальнейшего судебного расследования по фактам, предусмотренным уголовно наказуемым составом ст.ст. 136, 148, 282 УК РФ.
3. Разработка концепции механизма превентивного разрешения конфликтов на национальной или религиозной почве и создание правовой базы для функционирования гражданских институтов (органов местного самоуправления, негосударственных организаций, СМИ и т. п.) в процессе общенационального примирения, в том числе при переговорном процессе в условиях происходящего конфликта.
4.
Введение
комплекса правовых норм, закрепляющих принципы и повседневную практику толерантности не только на уровне базовых государственных нормативных актов, но и на уровне специализированных законов в области социальной политики: образование, институт семьи и защита прав детей, защита прав беженцев и вынужденных переселенцев. Закрепление данных норм необходимо произвести не только на уровне федерального законодательства, но и на уровне подзаконных актов и законодательства субъектов федерации, где возможно детальное раскрытие и усовершенствование механизмов правоприменения. Данные меры позволят расширить границы реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев, а также ввести в юридическую практику понятийный аппарат «толерантной политики» .
Конечная цель правовой политики, включающей в себя законодательную и правоприменительную составляющие, состоит в создании динамичного и рефлексивного «правового поля толерантности», то есть комплекса действующих в различных областях права норм, не только несущих на себе регулятивную и охранительную по отношению к изменяющимся общественным отношениям функцию, но и выполняющую пропагандистскую задачу по распространению идей и принципов толерантного поведения.
Таким образом, толерантность неотъемлемо связана с самой концепцией прав человека. Она формируется на основе утверждения прав и основных свобод человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии. Для нее характер, но также активное неприятие расизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, терроризма, различного рода экстремизма. При этом терпимость должны проявлять как отдельные граждане и социальные группы, так и народы, государства.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что изначально толерантность была востребована в вопросах веры как альтернатива возвращающимся преследованиям еретиков и религиозным войнам. Сегодня говорят о толерантности по отношению к расовым или якобы расовым меньшинствам, и прежде всего по отношению к политическим противникам.
Толерантность признается основой современного демократического общества, тем жизненным элементом демократии, который без известной терпимости к противоположным убеждениям может быть искорененным либо интолерантностью, либо индифферентностью.
Главным в установлении толерантной среды является разрушение взаимных негативных стереотипов представителей титульной национальности и национальных меньшинств и создания благоприятной для дружеских отношений информационной среды.
Соблюдение законодательно закрепленных прав человека является только одной из правовых проблем на пути движения к толерантному обществу и проведения антидиффамационной политики. Основная проблема состоит не в недостаточности контролирующих или запрещающих нарушение гуманитарных стандартов норм, а в отсутствии правового поля для достижения согласия.
демократия правопорядок декларация человек.
1. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). — М., 2007.
2. Перцев А. В. Жизненная стратегия толерантности: проблема становления в России и на Западе. — Екатеринбург, 2008.
3. Красникова Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник., испр. и доп.- М.: Форум: Инфра-М, 2007. 224с.
4. Скворцов Л. В. Толерантность: иллюзия или средство спасения // Октябрь. 2007. — № 3.
5. Толерантность Современный философский словарь М., 2004 С. 726−730.
6. Толерантность в обществе различий: / Под ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова, А. Ю. Зенковой. — Вып. 15. — Екатеринбург, 2009.
7. Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: Коллективная монография / Отв. ред. Н. А. Купина и М. Б. Хомяков. — М., 2008.
Allbest.ur.