Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Фракции и депутатские объединения: роль и значение в деятельности Государственной Думы Федерального Собрания

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первым из таких моментов является особенности формирования. Но тут необходимо сразу обратится к особенностям формирования политических партий. Так как основу политической фракции составляет партия, то деятельность, создание и многие признаки фракции во многом зависят от признаков партии. Если до 2007 года согласно ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской… Читать ещё >

Фракции и депутатские объединения: роль и значение в деятельности Государственной Думы Федерального Собрания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Курсовая работа по конституционному праву России Фракции и депутатские объединения: роль и значение в деятельности Государственной Думы Федерального собрания

  • Введение
  • § 1. Фракции и депутатские группы. Государственная Дума России: теоретические основы
  • 1.1 Понятие фракций и депутатских групп. Теоретические положения
  • 1.2 История возникновения Государственной Думы и депутатских объединений в России
  • § 2. Депутатские объединения как элемент механизма государства
  • 2.1 Роль депутатских объединений в деятельности Государственной Думы
  • 2.2 Прогноз развития депутатских групп и фракций. Рекомендации по дальнейшей деятельности
  • Заключение
  • Список использованных источников

    и литературы

Актуальность темы

исследования. Деятельность органов законодательной власти всегда вызвала пристальный интерес различных слоев населения, ведь от того какие решения принимаются данными институтами зависит дальнейшее развитие государства, а иногда и мирового сообщества в целом. Неотъемлемой частью Законодательных Собраний являются депутатские объединения. Этот элемент, несмотря на сферу своей деятельности, которая является одной из наиболее открытых, создает нечеткое представление о себе, своих функциях, роли и компетенции. В связи с этим возникают споры по поводу понятия данных институтов не только среди ученых, но и среди законодательных органов различных государств, так как каждый определяет трактовку депутатским объединениям по — разному.

Исходя из этого пристальный интерес не только в России, но и за рубежом вызывает место, которое сейчас занимают фракции в правотворческой деятельности представительных органов Российской Федерации, а так же какие исторические факторы обусловили такое положение в структуре механизма государства. Ввиду этого даются различные прогнозы по дальнейшему развитию депутатских объединений.

Тема данной работы требует более детального изучения, несмотря на то, что деятельность законодательных органов является одной из наиболее изучаемых, таким их структурным элементам как депутатские группы посвящено недостаточно много работ. Но роль данных институтов представительной демократии, так или иначе, затронута в трудах таких ученых как: В. И. Червонюк, В. Е Чиркин, В. О. Морозов.

Объектом данной курсовой работы выступают отношения, складывающиеся в сфере деятельности и формирования органов законодательной власти.

депутатское объединение государственная дума Предметом исследования являются данные нормативно — правовые акты:

· Конституция РФ;

· ФЗ «О политических партиях» ;

· Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ Целью настоящей работы является изучение роли института депутатских объединений в Государственной Думе РФ.

Для достижения указанных целей были поставлены следующие задачи:

· Раскрыть понятие института депутатских объединений;

· Рассмотреть основные виды данного института и их полномочия в деятельности парламента России;

· Спрогнозировать дальнейшее развитие деятельности депутатских объединений исходя из основных направлений их деятельности и исторического развития.

Методологической основой изучения данной темы являются: аналитический, историко-правовой, статистический, формально-юридический методы, а так же метод сравнительного правоведения.

Положения выносимые на защиту:

1. Понятие фракции: Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации.

2. Классификация депутатских объединений. В зависимости от представительства интересов социальных групп:

a. Представляют интересы высших слоев населения (представляют интересы элиты)

b. Представляют интересы среднего класса

c. Представляют интересы низших слоев населения

3. Утверждение, о том что сложившаяся ситуация в государстве, ведет к монополии государственной власти и в целях предотвращения, необходимо увеличить представительство населения на выборах. Необходимо узаконить лоббистскую деятельность в целях осуществления контроля над ней.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

§ 1. Фракции и депутатские группы. Государственная Дума России: теоретические основы

1.1 Понятие фракций и депутатских групп. Теоретические положения

Структура современного общества крайне сложна и состоит из множества сфер, таких как: экономическая, социальная, духовная и политическая, каждая из которых имеет сложную систему. По подробнее рассмотрим политическую сферу общества, неотъемлемой частью которой является институт депутатских объединений, целью изучения которых выступает данная курсовая. Являясь неотъемлемой частью современной демократической политической системы, властными полномочиями не располагают, но данные институты участвуют в их реализации, выступая частью более крупного элемента — парламента.

Прежде чем начать более подробно говорить о данных институтах политической сферы необходимо дать им определение:

Депутатскими объединениями являются фракции и депутатские группы.

Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации.

Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 22 января 1998 года № 2134-II «о регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //РГ. — 1998 - № 37. — 25 февраля. .

Следует отметить, что есть множество определений этих понятий, многие из которых содержат различные представления о роли политических фракций в системе общественных отношений.

В работе авторского коллектива под руководством Червонюка понятие института депутатских объединений интерпретируется так:

Депутатское объединение - группа депутатов, объединившихся для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой Конституционное право России: энциклопедический словарь // Под ред.В. И. Червонюка. — М.: Юрид. лит. — 2002. — С. 432. .

Депутатское объединение как институт могут быть представлены в виде политических фракций и депутатских групп.

В вышеупомянутой работе авторского коллектива под общей редакцией Червонюка дается такое определение «депутатским группам» :

Депутатская группа — это организованная группа депутатов Государственной Думы, не вошедших ни в одно другое депутатское объединение, созданная в целях выражения групповых интересов и зарегистрированная в установленном порядке, минимальная численность, которой установлена Регламентом Государственной Думы Конституционное право России: энциклопедический словарь // Под ред.В. И. Червонюка. — М.: Юрид. лит. — 2002. — С. 432. .

Профессор Ожегов трактует понятие фракций следующим образом:

Фракция — группа членов какой-либо партии в парламенте, общественной организации или обособленная группировка внутри организации, партии С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений //Российская АН — 2-е изд. — М.: АЗЪ, — 1995. — С. 8. .

Данный термин так же раскрыт в работе авторского коллектива под руководством М. С. Вершинина и М. А. Василика:

Фракция (лат. fractio разламывание, раздробление) — 1) обособленная часть политической партии, имеющая свой организационный центр и собственную платформу, отличную от платформы партии;

2) организованная группа членов политической партии, проводящая ее политику в парламенте, органах местного самоуправления, в общественных организациях. Политология: Словарь-справочник // М. А. Василик, М. С. Вершинин и др. — М.: Гардарики, 2001. — С. 328.

В конституциях, законодательстве и парламентской практике зарубежных государств нет единого подхода к названию подобных объединений. Они именуются либо фракциями (Германия), либо парламентскими группами (Испания), либо депутатскими клубами (Польша), либо приобретают статус парламентских партий (Великобритания, США) и т. п. Так или иначе, все указанные депутатские объединения по своей сути, правовой природе являются организованными группами членов политических партий, проводящих их политику в парламенте, что общепризнанно именуется фракцией.

Несмотря на то, что вышеупомянутые виды института депутатских объединений во многом схожи, а в многих зарубежных странах их вообще отсутствует деление на фракции и депутатские группы у каждого из этих институтов есть ряд специфических, характерных только этому институту, особенностей. Поэтому мы считаем необходимым показать различия между политическими фракциями и депутатскими группами.

Исходя из норм Регламента нижней палаты парламента России, выделим две группы признаков депутатских объединений: общие и специальные.

На основе определения, даваемого в Регламенте, порядка регистрации и деятельности, депутатских групп, к их особенным признакам можно отнести:

· Добровольность создания — то есть создание депутатской группы является правом, а не обязанностью членов Государственной Думы.

· Численное ограничение — состав депутатской группы должен составлять не менее 35 депутатов.

· Формируется депутатами, не вошедшими во фракции Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 22 января 1998 года № 2134-II «о регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //РГ. — 1998 - № 37. — 25 февраля. .

· Основание прекращение деятельности — сокращение установленного числа членов объединения.

Данные объединения объединяют депутатов, выдвигавшихся в порядке самовыдвижения, в личном качестве («независимых»); или объединяют депутатов, выдвигавшихся партиями, которые не прошли 5%-ный заградительный барьер и не имеют фракций Чиркин В. Е. Конституционное право России: Учебник. — 3-е изд., пераб. и доп. — М.: Юристъ, — 2004. — С. 364. .

Особенные признаки фракции позволяет выделить определение п. 3 ст.6 Регламента Государственной Думы:

· Партийная основа объединения — фракции создаются на основе партий прошедших минимальный барьер на выборах.

· Нерегламентированная численность состава фракции — создание, деятельность и роспуск фракций не зависит от количества депутатов входящих в неё

· Обязательность создания — то есть данное является обязательным элементом нижней палаты парламента РФ в силу особенностей её формированияПостановление Государственной Думы Федерального Собрания от 22 января 1998 года № 2134-II «о регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //РГ. — 1998 - № 37. — 25 февраля. .

В некоторых фракциях депутаты действуют по команде руководителей фракции (иногда это лидер партии, чаще — другой партийный руководитель). Фракции на своих заседаниях (или лидеры фракций) обязывают своих членов голосовать определённым образом, «свободное голосование» также нередко допускается (во многих зарубежных странах обычно не допускается) Чиркин В. Е. Конституционное право России: Учебник. — 3-е изд., пераб. и доп. — М.: Юристъ, — 2004. — С. 364. .

Так же необходимо отметить, что политическая фракция носит постоянный характер, а депутатские группы, как правило, временный. Из чего мы делаем вывод, о том, что все депутатские объединения можно распределить по временному признаку на постоянные (созданные для продолжительной деятельности) и временные (достижения определённых целей).

На основании анализа норм Регламента Государственной Думы и парламентской практики автор выделяет общие признаки, характерные для депутатских объединений. В числе общих: формирование по политическим признакам; цель объединения — выражение организованной позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой; обязательная регистрация; наличие внутренней структуры и регламента; преимущества по сравнению с депутатами, не вошедшими в объединения.

Необходимо выделить основания классификации депутатских объединений, тут необходимо отметить, что ввиду специфики данного института критерии классификации во много схожи с критериями классификации политических партий, к таковым можно отнести:

1. По методам деятельности:

a. Левые

b. Центристские

c. Правые

2. По идеологической направленности:

a. Консервативные

b. Коммунистические

c. Либеральные

d. Религиозные110 Бырдин Е. Н. теория государства и права (в таблицах схемах и определениях): учебное пособие. — Тюмень.: ТГАМЭУП, — 2009. — С. 34. 0

Но по мнению автора необходимо добавить ещё одно основание дифференциации депутатских объединений, так как оно в сущности отражает интересы электората посредством которого партии попали в Государственную Думу и сформировали депутатские объединения:

В зависимости от представительства интересов социальных групп:

· Представляют интересы высших слоев населения (представляют интересы элиты (как правило к данным партиям относятся партии правого уклона, такие как «правое дело», выступающие за увеличение рабочего дня и т. д.)

· Представляют интересы среднего класса (интересы данного класса представляют центристские партии, которые, как правило, реализуют политику «бонапартизма». Основная цель данных партий это стабильность и развитие, вне зависимости от методов. Примером данной группы партий является «Единая Россия», «Яблоко»).

· Представляют интересы низших слоев населения (интересы данного класса представляют левые партии. К таковым относятся: «КПРФ», «Справедливая Россия»)

В завершении рассмотрения данного вопроса хотелось бы отметить, что несмотря на то что Регламент Государственной Думы Российской Федерации четко дает определения институту депутатских объединений: депутатских групп и политических фракций, существуют другие интерпретации данных понятий. Многие ученые и не только юристы, но и социологи и политологи и другие так или иначе затронули в своих трудах вопрос трактовки данных понятий. Однако все же они, так или иначе, повторяют суть определения даваемого в регламенте и поэтому мы придерживаемся толкования закреплённого в этом подзаконном акте. Так же необходимо отметить, что в зарубежных странах нет разделения депутатских объединений на виды, что является особенностью построения Российского парламента.

Кроме того исходя общепризнанного понятия фракции, а также регламентных норм автор исследования делает вывод о том, что разница между этими двумя видами депутатских объединений состоит не только в численности депутатов, но помимо этого в порядке формирования и в обязательности создания фракции, возможности создания группы, а также в основаниях прекращения деятельности. Следует заметить, что депутат нижней палаты парламента имеет право находится только в одном виде объединений.

1.2 История возникновения Государственной Думы и депутатских объединений в России

Современная тенденция к демократизации общественной жизни и государственного устройства весьма отчетливо проявляется в развитии институтов представительной демократии, таких как парламент. Депутатские объединения, как одни из элементов парламентаризма, возникли в России сравнительно недавно, но заняли важное место в функционировании органов народовластия.

По-нашему мнению рассматривать историю становления такого элемента института парламентаризма как депутатские объединения необходимо вместе с историей самого представительного органа.

Исторически первыми прототипами парламента были Новгородское и Псковское вече. Государственное управление Новгородской и Псковской республиками осуществлялось через систему вечевых съездов. В ведении вече находились финансовые вопросы, вопросы земельного фонда, а так же избрание князя. В принятии всех этих важных вопросов принимало все мужское население, через своих представителей (от 5-ти концов города). После объединения Руси и присоединения Новгорода (1478г. и Пскова (1510г.) к Москве, вече становится лишь органом местного самоуправления.

После создания централизованного Русского государства следующим представительным органом стал Земский Собор, состоявший из двух палат (верхняя палата — царская администрация, нижняя палата — представители от сословий). После того как Земские соборы перестали созываться наступил период, в течение которого отсутствовал представительный орган в России («Ещё 250 лет») 111 Эйдельман Н. Я. «Революция сверху» в России. — М.: Книга, — 1989. — С. 8. 1.

Следовательно, можно сказать, что предшественники создания многих представительных демократических институтов России появились еще в период становления российской государственности.

Теперь же перейдем непосредственно к формированию первого российского парламента, а так же таких её элементов как фракции и депутатские группы. Вообще необходимо сказать, что в Государственной Думе Российской Империи депутатские группы как элемент отсутствовали. Это обусловлено тем, что многие принципы построения представительного органа власти заимствовались с зарубежных аналогов, при создании парламента в России, а как автором указывалось выше, в законодательных органах зарубежных государств депутатские объединения не разграничиваются и обозначаются единым понятием.

Прежде чем рассматривать деятельность и состав фракций в Государственных Думах России и Российской Империи считаем необходимым освятить виды политических партий начала и конца XX в., в целях ознакомления идеологических направленностей партий.

В начале XX в. существовали следующие основные политические партии:

1. Партии либерально-демократической направленности:

· Конституционно-демократическая партия (кадеты) — партия либеральной направленности, имевшая наиболее прогрессивную программу для партий того времени. (Соблюдение «Гражданских политических прав личности», введения принципа разделения властей, реформу местного самоуправления и суда).

· Прогрессивная партия (партия прогрессистов) — партия либерального центра, с умеренными требованиями (введение имущественного ценза для депутатов, введение конституционной монархии, увеличений полномочий в пользу буржуазии).

2. Партии монархической направленности:

· «Союз 17 октября» (октябристы) — умеренно — консервативная партия, основные требования которой сводились к установлению в стране конституционной монархии (компромисс буржуазии с императором), так же допускали многие политические права, но при этом были сторонниками единой и неделимой России.

3. Партии националистической ориентации:

· «Союз русского народа» — выступали за неограниченную самодержавную власть, не признавали прав за другими нациями, проповедовали антисемитизм.

· «Союз Михаила Архангела» — цели партии совпадали с целями «Союза русского народа» .

4. Социал-демократические партии:

· РСДРП — основным требованием партии являлось свержение самодержавия и установление республики, а так же установление гражданских свобод, признание права наций на самоопределение и др. требования. На II съезде РСДРП произошло разделение партии на большевиков и меньшевиков.

· Партия социалистов — революционеров — главный метод — террор, основными требованиями партии были — отделение церкви от государства, введения свободы слова, печати, собрания, стачек.

5. Остальные партии и депутаты не входящие не в одну партию (беспартийные).

Ни одна политическая партия того времени не прошла испытания властью, а были лишь сильны в роли критиков существующего строя вплоть до 1917 года112 Московкин В. В. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ: Учебное пособие. — Тюмень.: Издательство Тюменского государственного университета, — 2008. — С. 186. 2.

В отечественной политологии 90-х годов XX века было предпринято рад попыток классификации политических партий нашего общества. Авторы одних из этих классификаций предлагали делить политические партии России на следующие виды партий:

1. Партии коммунистической ориентации. Они выступали за приоритет общественной собственности на средства производства, повышение роли государства, повышение роли государства в экономике, за возврат к Советскому Союзу.

2. Партии социал-демократической ориентации. Они признавали равенство всех форм собственности, необходимость государственного регулирования в экономике, усиление ее социальной направленности, допускают политический плюрализм, являются сторонниками социального партнерства.

3. Партии либерально-демократической ориентации ставили своей целью создание общества с конкурентной рыночной экономикой, формирование правового государства и полноценного гражданского общества.

4. Партии национально-патриотической и националистической ориентации. Они ставили своей задачей возвышение какой-либо одной нации, усиление ее государственного суверенитета, создание собственного государства с выходом его из состава Российской Федерации.

5. Конфессиональные, или религиозные партии. Их деятельность была основана на религиозных принципах. Социальной базой этих партий являлись верующие.

6. Монархические партии; выступали за возрождение в России монархии.

7. Экологические партии. Главная цель их деятельности — защита природной среды, предотвращение экологической катастрофы.

8. Маргинальные, или внесистемные партии. Они не имели четкой идейно-политической направленности. Их целями являются некоторые абстрактные, но привлекательные ценности.13

Как мы видим основные виды политических партий начала и конца прошлого века, несильно различаются, а многие положения фактически идентичны.

Теперь же можно переходить к соотношению политических фракций в Государственной Думе Российской империи и Государственной Думы России.

Сравнивая соотношения, необходимо упомянуть ещё один момент — способ формирования нижней палаты.

Как известно, Государственная Дума Российской Федерации формируется по пропорциональной системе114 Федеральный закон Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"/РГ. — № 3777. — 24 мая 2005 г. 4. И способ избрания депутатов по данной системе выборов довольно прост и понятен, но первые выборы в новую думу проходили по пропорционально-мажоритарной системе выборов. Результаты данных выборов представлены ниже (выборы 1993 г.):

· Либерально-демократическая партия России — 64;

· Выбор России — 64;

· Коммунистическая партия Российской Федерации — 42;

· Женщины России — 23;

· Аграрная партия России — 37;

· Явлинский-Болдырев-Лукин — 20;

· Партия российского единства и согласия — 22;

· Демократическая партия России — 14;

· Гражданский союз — 10

· Российское движение демократических реформ — 5;

· Достоинство и милосердие — 3;

· Будущее России — Новые имена — 2

· Конструктивно-экологическое движение России «Кедр» — 1;

· Независимые — 130;

Формирование Государственной Думы в начале прошлого века проходило по так называемой куриальной системе выборов. Которая проходила следующим образом каждое сословие имело свои нормы представительства: голос 1 помещика равнялся к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Исход выборов определялся соотношением числа выборщиков. Выборы были непрямые115 Московкин В. В. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ: Учебное пособие. — Тюмень.: Издательство Тюменского государственного университета. — 2008. — С. 195. 5. Результаты выборов были следующими:

· Кадеты — 179

· Трудовики — 97

· Национальные меньшинства — 63

· Меньшевики — 16

· Октябристы — 16

· Независимые — 103

Как мы видим, большая часть населения голосовала и в начале века и его конце за партии прогрессивного направления.

Но далее происходит ужесточение системы выборов в начале века. Переход на пропорциональную систему в конце века. Это приводит к следующим результатам:

Состав Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:

· Единая Россия — 308;

· Коммунистическая партия Российской Федерации — 46;

· Либерально-демократическая партия России — 35;

· Родина (Партия российских регионов, Народная воля, Социалистическая единая партия России) — 29;

· Независимые — 67

· Народная партия Российской Федерации — 17

· Яблоко — 4

· СПС — 3

· АПР — 3

· Партия пенсионеров и партия соц справедливости — 1

· Партия возрождения России и Российская партия жизни — 3

Состав Государственной Думы Российской Империи IV созыва:

· Октябристы — 98

· Умеренно-правые — 88

· Правые — 65

· Кадеты — 59

· Прогрессисты — 48

· Консерваторы — 32

· Трудовики и беспартийные — 37

· Социал-демократы — 15 (меньшевики — 8, большевики — 7)

Исходя из приведённых данных, можно чётко проследить тенденцию к смещению занимаемых мандатов в пользу одной партии, что свидетельствует о монополизации власти одной партией, и осуществлению функций власти одной фракцией

В завершении хотелось бы сказать следующее: история возникновения политических фракций насчитывает не так много времени, несмотря на то, что прототипы данных элементов политической системы существовали ещё в Древней Руси, развиваться они стали сравнительно недавно, но ввиду специфики Российского менталитета, в России выделяется одна партия, которая становясь фракцией, использует свои полномочия в корыстных целях злостно нарушая законодательство, тем самым сводя на «нет» все достижения демократии. Мы считаем, что для предотвращения возникновения подобных ситуаций и, как правило, последующих за этим революций необходимо ужесточить контроль не со стороны государства, а со стороны граждан страны посредством увеличения их роли в деятельности институтов непосредственной демократии.

§ 2. Депутатские объединения как элемент механизма государства

2.1 Роль депутатских объединений в деятельности Государственной Думы

Государственная дума — одна из палат парламента России, занимает одно из ключевых мест в системе органов государства и правотворческой деятельности116 Конституция Российской Федерации (принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года) //РГ. — 1993. — № 237. — 25 декабря. — ст. 95. 6. Составной частью нижней палаты парламента России является институт депутатских объединений, на работе которых мы остановимся поподробнее.

Депутатские объединения России во многом заимствовали опыт зарубежных стран, но чтобы сказать о роли данного института в деятельности парламента России необходимо рассмотреть их полномочия и формы реализации этих полномочий.

Полномочия депутатских объединений можно распределить на несколько групп:

1. Полномочия в сфере правотворческого процесса:

a. В соответствии со статьей 103 Регламента Государственной Думы внесения предложения о рассмотрении законопроекта в Государственную Думу, как отдельным депутатом, так и в составе депутатского объединения. В соотв. со статьей 104 Конституции РФ Реализация права законодательной инициативы117 Конституция Российской Федерации (принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года) //РГ. — 1993. — № 237. — 25 декабря. — ст. 1047.

b. Во соотв. со статьей 18 в обязательном порядке, направление поступившего законопроекта и материалы к нему в депутатские объединения.

c. В соотв. со статьей 118 Регламента Государственной Думы При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания депутатских объединений.

d. В соотв. со статьей 125 по требованию депутатских объединений председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения, если он не принят в третьем чтении 118 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 22 января 1998 года № 2134-II «о регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //РГ. — 1998 - № 37. — 25 февраля. 8.

Вышеперечисленные полномочия необходимы депутатским объединениям для выполнения основной их задачи — участия в процессе нормотворчества и не выделяются, за исключением отдельных привилегий, из общего числа депутатов.

2. Организационные полномочия (формирование руководящих органов Государственной Думы):

a. В соотв. со статьей 8 и 10 Регламента Госдумы депутатские объединения вправе выдвигать своих кандидатов на должность Председателя и заместителя председателя Государственной Думы.

b. В соответствии со статьей 22 Регламента нижней палаты по представлению фракций и депутатских групп избираются председатели комиссий, комитетов и их заместители.

c. В соответствии со ст. 21 Регламента нижней палаты в комитетах и комиссиях депутатские объединения располагают числом мест, пропорциональным их представительству.

d. В соотв. со статьей 13 Регламента Госдумы руководители депутатских объединений входят в состав Совета Государственной Думы с правом решающего голоса119 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 22 января 1998 года № 2134-II «о регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //РГ. — 1998 - № 37. — 25 февраля. 9.

Данная группа полномочий характеризуют монополию изучаемого института по формированию руководящих органов Государственной Думы.

3. Полномочия по подготовке и решению процедурных вопросов:

a. В соотв. со статьей 14 Регламента Государственной Думы Совет Государственной Думы созывает по требованию депутатских объединений, поддержанному не менее одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения.

b. В соотв. со статьей 37 Регламента нижней палаты депутатские объединения вправе вносить предложения о проведении закрытого заседания

c. В соотв. со статьей 14 Регламента вносить предложения по составлению календаря вопросов на очередной месяц. 20

В сфере этой группы полномочий все депутаты обладают почти равными правами и обязанностями.

4. Полномочия, связанные с реализации компетенции Государственной Думы, определённой в Конституции РФ:

a. В соотв. со статьей 103 Конституции РФ и статьей 146 Регламента Государственной Думы фракции и депутатские группы вправе вносить проекты постановлений по вопросам дачи согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

b. В соотв. со статьей 103 Конституции РФ и статьей 150 Регламента Государственной Думы депутатские группы и фракции вправе внести проект о выражении недоверия Правительству РФ.

c. В соотв. со статьей 103 Конституции РФ и статьями 155, 161, 167, 168, 183, 184, 185 Регламента Государственной Думы депутатские объединения вправе вносить предложения о назначении, а так же рассматривать кандидатуры на должности: Председателя Центрального Банка, Уполномоченного по правам человека в РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половины состава её аудиторов и членов ЦИК РФ.

d. В соотв. со статьей 103 Конституции РФ и статьей 177 Регламента Госдумы специальная комиссия, образуемая палатой для дачи заключения на предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации, формируется с учетом пропорционального представительства депутатских объединений221 Конституция Российской Федерации (принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года) //РГ. — 1993. — № 237. — 25 декабря. 1 222 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 22 января 1998 года № 2134-II «о регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //РГ. — 1998 - № 37. — 25 февраля. 2.

Вышеназванные полномочия указывают на доминантное положение депутатских объединений в нижней палате. Исходя из этого можно сказать, что все решения принимаются депутатскими объединениями.

5. Остальные полномочия:

a. В соотв. со статьёй 42 депутатские объединения направляют заявления и обращения к депутатам Государственной Думы с целью довести особые мнения или позиции по определенному вопросу.

b. В соответствии со статьей 72 они участвуют в подготовке совещаний, конференций, семинаров и других мероприятий.

c. В соответствии со статьей 75 депутатские группы и фракции участвуют в работе с избирателями.

d. Встречи лидеров фракций с Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства, руководителями министерств.

e. Организация расширенных заседаний фракций и депутатских групп с приглашением на них представителей федеральных органов государственной власти.

f. Поддержка связей со средствами массовой информации.

g. В Главе 27 регламента Госдумы закреплены полномочия депутатских групп и фракций на расширение международных контактов.

h. Сотрудничество с органами власти субъектов РФ.23

Эта группа полномочий связана с сотрудничеством и установлением диалога депутатских объединений с регионами, гражданами, СМИ, иными органами государственной власти и иностранными государствами.

Из вышеперечисленных полномочий мы видим, что депутатские объединения обладают довольно обширной компетенцией в рамках деятельности Государственной Думы. Следует отметить, что это не является чем-то особенным, к примеру, фракции в Бундестаге Германии, так же наделены, регламентом нижней палаты парламента ФРГ, объемными полномочиями. Подтверждением этого является то, что фракции имеют право выдвинуть кандидатуру на пост федерального канцлера, — показывает их роль в парламенте.

Теперь мы считаем необходимым отметить, в каких формах реализуются данные полномочия депутатских объединений в нижней палате:

1. Комитеты и комиссии Государственной Думы. Государственная Дума образует комитеты и комиссии, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты224 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 22 января 1998 года № 2134-II «о регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //РГ. — 1998 - № 37. — 25 февраля. — ст. 194.

2. Внефракционные депутатские объединения.

3. Иные формы работы (Встречи с Президентом и т. д).

Названные формы деятельности присущи по большей части для России, но несмотря на это если проводить аналогию с Германией, то отчетливо видно, что комитеты так же присутствуют в Бундестаге.

Вообще в целом говоря о деятельности и формах реализации полномочий, Россия учла и заимствовала опыт зарубежных стран, однако есть специфическая особенность, отличающая её от других стран. Данной особенностью является сосредоточение власти в руках одной фракции, чего как правило нету в зарубежных странах, ну или есть альтернатива выбора между двумя наиболее сильными депутатскими объединениями.

В Германии доминируют Христианско-демократический союз и Социал-демократическая партия Германии, то есть установление монополии на принятие решений и законопроектов если не сводиться к нулю, то хотя бы снижается.

В России же в последнее время преобладающей партией стала «Единая Россия», согласно результатам последних выборов:

· Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ — 64

· Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» — 56

· Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» — 92

· Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» — 238 225 Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 декабря 2011 года № 70/576−6 г. Москва «О результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва» / РГ. — 2011. — № 5654. — 10 декабря. 5

Партия власти занимает более половины депутатских мандатов, что может привести к монополии на принятие решений в нижней палате.

Завершая рассмотрение данного вопроса, хотелось бы сделать следующие выводы:

Во-первых, полномочия депутатских объединений выходят за рамки регламента и по сути своей включают и функции Государственной Думы, но если в зарубежных странах при таком же объеме полномочий есть конкуренция между фракциями, то в России она фиктивна, а это может привести к монополизации власти одной партией.

Во-вторых в связи с тем, что политические фракции состоят из членов одной политической партии можно сказать, что данный вид депутатского объединения является формой осуществления партией властных полномочий, чего нельзя сказать про депутатские группы.

2.2 Прогноз развития депутатских групп и фракций. Рекомендации по дальнейшей деятельности

Институты депутатских объединений появились в России сравнительно недавно, но за прошедшие 20 лет они успели претерпеть значительные изменения. Как уже отмечалось выше, в построении нижней палаты парламента Россия во многом заимствовала опыт зарубежных стран.

Анализируя деятельность предыдущих созывов Государственной Думы можно выделить несколько моментов, по которым видоизменились депутатские группы и политические фракции.

Первым из таких моментов является особенности формирования. Но тут необходимо сразу обратится к особенностям формирования политических партий. Так как основу политической фракции составляет партия, то деятельность, создание и многие признаки фракции во многом зависят от признаков партии. Если до 2007 года согласно ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был установлен процентный барьер в 5%, то после 2007 года он был повышен до 7%. Однако в 2011 году были приняты поправки, понижающие вновь барьер до 5%, но данная норма будет задействована только на выборах 2016 года.25 Следует отметить, что в 2011 после массовых акций протеста, связанные с тем, что долгое время было невозможно зарегистрировать новую политическую партию, был принят в новой редакции закон «О политических партиях», который понижал минимальное допустимое, для регистрации партии, число членов с 10 000 до 500.26 Но, несмотря на это прослеживается тенденция к сокращению представительства числа политических партий в Государственной думе. Так в 1993 году избирательный барьер преодолели 8 избирательных объединений, которые получили право создавать политические фракции. В 2003 году преодолели всего 3, а по результатам 2011 года преодолели всего 4 партии.

Кроме того следует отметить, что до 2007 года Государственная Дума избиралась на 4 года, после внесения поправок в Конституцию срок полномочий депутатов Государственной Думы 6го созыва составляет 6 лет.27

Следует сказать, что Государственная Дума первого созыва избиралась по смешанной системе, но уже с 2007 года выбор депутатов нижней палаты проходит на основе пропорциональной избирательной системы.

Говоря же о депутатских группах необходимо отметить, что они особо не претерпели больших изменений, за исключением того для того чтобы образовать депутатскую группу, необходимо было, чтобы ее численность была не менее 55 депутатов (с 2003 г., до этого — 35).28 В настоящее время вновь необходимо всего 35 депутатов.29 Относительно незначительные изменения в деятельности депутатских групп обусловлена тем, что они имеют иную природу происхождения. Если фракции напрямую формируются депутатами баллотировавшихся от тех или иных партий, то депутатские группы создаются депутатами, как правило, выдвигавшихся партиями, не прошедшими 7% барьера и не имеют своих фракций, в порядке самовыдвижения или в личном качестве.

Вторым моментом является отношение с политическими партиями. Особенности взаимодействия с политическими партиями напрямую зависят от порядка формирования. Итак, автором упоминалось выше, что фракции формируются политическими партиями, следовательно деятельность, принимаемые решения, задачи определяются партийной элитой. Данное положение закреплено законодательно в ст. 10 ФЗ «О политических партиях» :

3. Лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов муниципальных образований, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей.30

Касательно же депутатских групп, несмотря на та что они в большинстве своем состоят из депутатов обладающих относительную самостоятельность, данные члены Государственной Думы так же зависят от деятельности партий, так как в связи со спецификой работы нижней палаты они вынуждены примыкать к той или иной политической группе.

Третьим моментом прогноза развития депутатских групп является лоббизм. Лоббизм как институт демократии появился в России вместе с возникновением института парламентаризма. Тут автор считает, что необходимо дать трактовку понятию лобби и упомянуть где и когда возникло данное понятие:

Лобби, Лоббизм, Лоббирование (англ. lobbyism, lobby — кулуары) — оказание давления на парламентария путем личного или письменного обращения или другим способом (организация массовых петиций, потока и писем, публикаций) со стороны к. — л. групп или отклонения к. — л. законопроекта. Лоббисты могут представлять заранее подготовленные законопроекты, оказывать консультативную помощь, содержать свои конторы при законодательных органах. Возник в США (где был принят в 1946 г. специальный закон о Л.), ныне существует во всех демократических странах331 Борисов А. Б. Большой юридический словарь. — М.: Книжный мир, — 2010. — С. 340. 1.

Преимущества, предоставляемые регламентом Государственной Думы депутатским объединениям, дают возможность членам нижней палаты Федерального Собрания проводить лоббистскую деятельность, которую они активно проводят. Лобби как вид деятельности является довольно специфичным, ведь в сути это навязывание своего мнения, принуждение к принятию того или иного решения. Лобби как явление возникло не в России, но если учесть что в некоторых странах оно получило нормативную регламентацию, то в РФ этого не произошло. Но ввиду особенности формирования Государственная Дума наиболее подвержена лоббистской деятельности. Учитывая то, что в высшем законодательном органе страны наблюдается тенденция к увеличению числа «партийных» и уменьшению числа «беспартийных» депутатов, напрашивается вывод о возможном возникновении ситуации, уже отмеченной еще исследователями парламентаризма: превращение «парламента из инструмента выработки «общего мнения нации» в арену столкновения лоббируемых частных интересов и сговора между ними.32

Примерами лоббистской деятельности в России может быть вынесение фракцией КПРФ вопроса о доверии правительству, поддержка думской фракцией ввода войск в Чечню и. т.д.

Таким образом, в завершении рассмотрения данного вопроса можно сделать следующие выводы:

Во-первых, несмотря на упрощение процедуры формирования политических партий, наблюдается тенденция к их сокращению в Государственной Думе, а так же и в самой нижней палате тенденция к уплотнению фракций и дифференциации депутатских объединений

Во-вторых, исходя из взаимоотношений между депутатскими объединениями и партиями можно сделать вывод о том что Государственная Дума самый политизированный орган власти.

В-третьих, лобби является основным, чуть ли не единственным способом принятие законопроектов, ввиду нерегламентированности данного вида деятельности.

Заключение

Проведённое исследование позволило сформулировать ряд теоретических положений о системе российского права и предложений по его совершенствованию.

1. Несмотря на то что Регламент Государственной Думы Российской Федерации четко дает определения институту депутатских объединений: депутатских групп и политических фракций, существуют другие интерпретации данных понятий. Многие ученые и не только юристы, но и социологи и политологи и другие так или иначе затронули в своих трудах вопрос трактовки данных понятий. Однако все же они, так или иначе, повторяют суть определения даваемого в регламенте и поэтому мы придерживаемся толкования закреплённого в этом подзаконном акте. Так же необходимо отметить, что в зарубежных странах нет разделения депутатских объединений на виды, что является особенностью построения Российского парламента. Кроме того исходя общепризнанного понятия фракции, а также регламентных норм автор исследования делает вывод о том, что разница между этими двумя видами депутатских объединений состоит не только в численности депутатов, но помимо этого в порядке формирования и в обязательности создания фракции, возможности создания группы, а также в основаниях прекращения деятельности. Следует заметить, что депутат нижней палаты парламента имеет право находится только в одном виде объединений. В завершении хотелось бы сказать следующее: становление российского парламента проходило условиях сильных социальных потрясений, изменений в экономике и строя который не мог обеспечить возникшие потребности, что объединяло Россию с зарубежными аналогами. Но вместе с тем становление парламентаризма в России имело присущие только Российскому государству особенности, такими как: многонациональность, специфический путь развития экономики, обусловившие учреждение высшего представительного законодательного органа в России.

2. История возникновения политических фракций насчитывает не так много времени, несмотря на то, что прототипы данных элементов политической системы существовали ещё в Древней Руси, развиваться они стали сравнительно недавно, но ввиду специфики Российского менталитета, в России выделяется одна партия, которая становясь фракцией, использует свои полномочия в корыстных целях злостно нарушая законодательство, тем самым сводя на «нет» все достижения демократии. Мы считаем, что для предотвращения возникновения подобных ситуаций и, как правило, последующих за этим революций необходимо ужесточить контроль не со стороны государства, а со стороны граждан страны посредством увеличения их роли в деятельности институтов непосредственной демократии.

3. Роль депутатских объединений в деятельности Государственной Думы сводятся к следующему:

Во-первых, полномочия депутатских объединений выходят за рамки регламента и по сути своей включают и функции Государственной Думы, но если в зарубежных странах при таком же объеме полномочий есть конкуренция между фракциями, то в России она фиктивна, а это может привести к монополизации власти одной партией.

Во — вторых в связи с тем, что политические фракции состоят из членов одной политической партии можно сказать, что данный вид депутатского объединения является формой осуществления партией властных полномочий, чего нельзя сказать про депутатские группы.

4. Предполагая дальнейшее развитие института депутатских объединений автор пришел к следующим выводам:

Во-первых, несмотря на упрощение процедуры формирования политических партий, наблюдается тенденция к их сокращению в Государственной Думе, а так же и в самой нижней палате тенденция к уплотнению фракций и дифференциации депутатских объединений

Во-вторых, исходя из взаимоотношений между депутатскими объединениями и партиями можно сделать вывод о том, что Государственная Дума самый политизированный орган власти.

В-третьих, лобби является основным, чуть ли не единственным способом принятие законопроектов, ввиду нерегламентированности данного вида деятельности.

Список использованных источников

и литературы

1. Нормативные правовые акты и акты официального толкования права

1.1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года) // РГ. — 1993. — № 237. — 25 декабря.

1.2 Федеральный закон Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» /РГ. — № 3777. — 24мая 2005 г.

1.3 Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 124-ФЗ «О политических партиях» // РГ. — 2001. — № 133−14июля.

1.4 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 22 января 1998 года № 2134-II «о регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // РГ. — 1998 — № 37. — 25 февраля.

1.5 Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 декабря 2011 года № 70/576−6 г. Москва «О результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва» / РГ. — 2011. — № 5654. — 10 декабря.

2. Научная и учебная литература

2.1 Борисов А. Б. Большой юридический словарь. — М.: Книжный мир, 2010.

2.2 Бырдин Е. Н. теория государства и права (в таблицах схемах и определениях): учебное пособие. — Тюмень.: ТГАМЭУП, — 2009.

2.3 Барабанов М. В. Партии и многопартийность в современной России; возникновение, основные тенденции развития. — М.: МГОУ, 2011.

2.4 Московкин В. В. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ: Учебное пособие. — Тюмень.: Издательство Тюменского государственного университета, 2008.

2.5 С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // Российская АН — 2-е изд. — М.: АЗЪ, — 1995.

2.6 Конституционное право России: энциклопедический словарь // Под ред. В. И. Червонюка. — М.: Юрид. лит. — 2012.

2.7 Чиркин В. Е. Конституционное право России: Учебник. — 3-е изд., пераб. и доп. — М.: Юристъ, — 2014.

2.8 Эйдельман Н. Я. «Революция сверху» в России. — М.: Книга, 1989.

2.9 Морозов О. В. Цели и средства. Фетиш многопартийности вместо реальности российского парламентаризма // Независимая газета. — № 092 — 26 мая 1998 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой