Проектирование винтового съемника
Курсовой проект по дисциплине «Основы проектирования и эксплуатация технологического оборудования» соответствует закреплению, углублению и обобщению теоретических знаний, развитию творческих и инженерных навыков самостоятельного решения инженерно-технических задач, подготовке к выполнению дипломных проектов, включающих разработку гидропривода машин. Соединение гайки с корпусом имеет следующий вид… Читать ещё >
Проектирование винтового съемника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Республики Казахстан Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова Кафедра: АТ и ОДД Факультет: технический КУРСОВОЙ ПРОЕКТ по дисциплине:
Основы проектирования и эксплуатация технического оборудования На тему:
Проектирование винтового съемника Разработал: ?стенов Д.К.
студент группы ТТТ К-3
Проверил: Куанышев М.К.
к.т.н., ст. преподаватель Актобе-2015 год
Введение
Задание
1. Расчёт и проектирование винта
2. Расчёт и проектирование гайки
3. Расчёт пяты скольжения
4. Детали вращения винтов, расчёт и проектирование
5. Расчёт коэффициента полезного действия винтового механизма
6. Проектирование корпуса винтового механизма Заключение Список используемой литературы
Курсовой проект по дисциплине «Основы проектирования и эксплуатация технологического оборудования» соответствует закреплению, углублению и обобщению теоретических знаний, развитию творческих и инженерных навыков самостоятельного решения инженерно-технических задач, подготовке к выполнению дипломных проектов, включающих разработку гидропривода машин.
Цель этой работы состоит в том, чтобы спроектировать винтовой механизм (съёмник). Назначение передач винт-гайка — преобразование вращательного движения в поступательное. Передачи обеспечивают большой выигрыш в силе, возможность получения медленного движения, большую несущую способность при малых габаритах, возможность достижения высокой точности перемещений, простоту конструкции и изготовления, поэтому винтовые механизмы получили широкое распространение в общем машиностроении, авиационной технике и робототехнике. винтовой механизм самолётный съёмник Винтовые съемники предназначены для разбора узлов с деталями, собранные с натягом. Разнообразие таких деталей велико: подшипники качения, различные втулки, диски, колеса и другие детали, посаженные с натягом на вал или в отверстие корпуса.
Рис. 1. Винтовой съемник Винтовой съемник состоит из траверсы (корпуса) 2, винта 5, захватов (лап, упоров) 4, гайки 3 и рукоятки 1. Количество захватов — два или три.
Для предотвращения разрушения демонтируемых подшипников качения следует захватывать внутреннее кольцо подшипника, посаженного на вал, а при запрессовке подшипника в корпус наружное.
Рис. 2 Схема захвата подшипника Задание 05.02 «Съемник самолётного ремкомплекта»
Дано:
резьба: упорная ГОСТ 9484;
подшипник: 7516;
осевая сила: F = 8000Н;
ход винта: h = ;
внутренний диаметр подшипника: = 80 мм;
1. Расчёт и проектирование винта
Для винта выбираем материал Сталь 40Х, имеющий следующие характеристики:
где
временное сопротивление разрыву;
предел текучести;
S — коэффициент запаса.
Определяем допускаемые напряжения для материала винта:
Строим эпюры распределения нагрузок вдоль оси винта и устанавливаем опасное сечение:
Найдём диаметр винта по критериям, определяющим работоспособность винтового механизма из следующих условий:
а) прочности на сжатие с учётом продольной устойчивости:
где
F — заданная внешняя нагрузка;
= 0.54 — коэффициент уменьшения основного допускаемого напряжения;
к = 1.3 — коэффициент, который учитывает скручивание тела винта моментов в опасном сечении;
= 0- отношение внутреннего диаметра к внешнему;
— допускаемое напряжение; отсюда мм б) допускаемой гибкости для сжатых винтов:
где
— коэффициент приведённой длины винта;
= 0.25 — коэффициент полноты сечения;
мм — свободная длина винта;
= 90 — допускаемая гибкость; отсюда мм в) ограничения удельного давления в резьбе скольжения для сжатых и растянутых винтов:
где
= 1.3 — коэффициент высоты гайки;
= 0.5- коэффициент высоты резьбы;
= 0,5P — высота профиля резьбы;
P — шаг резьбы;
(сталь по безоловянистой бронзе) — допускаемое удельное давление, отсюда:
мм По рассчитанным значениям выбираем стандартные значения винта и гайки:
Винт:
мм;
отсюда наружный диаметр резьбы d = 32 мм, внутренний диаметр мм, средний диаметр мм; Шаг резьбы P=3 мм;
Гайка:
наружный диаметр = 32.5мм, внутренний диаметр мм;
Выполним проверочные расчёты:
а) Расчёт на условие самоторможения.
Угол подъёма средней винтовой линии резьбы:
где:
z — кол-во заходов резьбы (i=1);
P — шаг резьбы;
d2 — средний диаметр резьбы.
Приведенный угол трения:
где: f — Коэффициент трения материалов винта и гайки (f = 0,13);
б — угол, образуемый рабочей поверхностью витка резьбы с плоскостью, нормальной к оси винта (б = 30°).
— условие самоторможения выполняется.
б) Проверка винта на прочность в опасном сечении:
;
где:
А — площадь сечения винта диаметром d1:
где:
— полярный момент сопротивления сечения винта:
— момент винтовой пары
— напряжение кручения;
;
15,45 (МПа) < 243 (МПа) Условие прочности выполняется.
в) Определяем КПД винтовой пары:
2. Расчёт и проектирование гайки
Конструкция гайки Для расчёта гайки выберем материал БрАЖН 10−4-4, который имеет характеристики:
;
Определим число витков:
;
Определим высоту гайки:
;
;
Определю наружный диаметр гайки:
где к=1.3 — коэффициент, учитывающий действия касательных напряжений кручения,
— допускаемое напряжение сжатия или растяжения ;
где
;
;
;
так как толщина стенки гайки по расчёту оказывается малой, то наружный диаметр гайки назначаем конструктивно, но не менее
.
самолетный винтовой гайка пята корпус Определим ширину заплечика из условия смятия материала гайки под действием силы F:
где
— допускаемое напряжение смятия материала гайки;, из конструкторских соображений примем .
Определим высоту заплечика из условия изгиба:
.
Соединение гайки с корпусом имеет следующий вид Гайку и корпус ставят по посадке с гарантированным натягом. Для уменьшения натяга гайку в корпусе фиксируют штифтом или установочным винтом, которые должны удерживать гайку от проворачивания и выпадения при работе механизма. Рассчитаем сопротивление вращению винтовой пары при подъёме груза:
где
— полезное сопротивление;
— сопротивление трения в резьбе;
.
Рассмотрим работу штифта на:
— срез:
;
;
;
— на смятие:
;
;
.
3. Расчёт пяты скольжения
По госту 333−71 мы имеем роликовые конические однорядные подшипники — упорный однорядный с лёгкой широкой серией, его характеристики:
— внутренний диаметр кольца подшипника,
— наружный диаметр кольца подшипника, Основной критерий работоспособности плоской сплошной и кольцевой пят это износостойкость, из него можно определить наружный диаметр пяты:
где
— отношение внутреннего диаметра пяты к внешнему;
— допускаемое удельное давление;
;
— определим момент трения:
4. Расчет рукоятки
В качестве материала для рукоятки выбираем сталь 40Х улучшенную со следующими параметрами:
.
Определим длину рукоятки:
где Q — усилие рабочего, примем Q=100.200H, тогда: .
Определим диаметр рукоятки из условия прочности:
;
;
Проверяем прочность материала рукоятки на смятие в опасном сечении:
5. Определение КПД механизма
КПД механизма определяем по формуле:
%
При прямом ходе
.
Таким образом, = 0.44 = 44%.
7. Расчёт корпуса
Расчет элементов корпуса съемника проводим в следующей последовательности:
1.Из условия прочности на изгиб определяют высоту сечений и
2. Приняв размер b=1.1h2, поверяют захват в сечении на прочность по напряжениям изгиба и растяжения. Для двутаврового сечения На внутренних волокнах сечения напряжения суммируется, на наружных вычитается. При перегрузке размер в сечениях увеличивают и расчет повторяют.
3. Рассчитываются прямоугольные сечения и, ширина которых равна В. Из условия прочности на смятие определяется размер H5 :
из конструктивных соображений
и из условия прочности на изгиб высоту :
из конструктивных соображений
Приняв размер сечения, поверяем сечение по условию прочности на изгиб и растяжение:
Заключение
В ходе данного домашнего задания мы приобрели первичные навыки конструкторской деятельности.
В данной расчетно-графической работе представлен расчет винтового механизма самолётного съёмника. В ходе расчетов были определены параметры винтовой передачи, корпуса. Определен КПД механизма, который равен 30%.
1. Муравьева В. А., Яковлев Ю. В. Методические указания к выполнению домашнего задания по винтовым устройствам. — Х.: ХАИ, 1981. -48 с.
2. Яковлев Ю. В. Расчет и проектирование устройств с винтовой передачей. Учебное пособие по курсовому и дипломному проектированию. — Х.: ХАИ, 1978. — 86 с.
3. Бейзельман Р. Д., Цыпкин Б. В. Подшипники качения. Справочник. Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1975. 572 с.
4. Анурьев В. И. «Справочник конструктора-машиностроителя», т.1. перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1981. 560 с.