Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процедура разрешения споров В системе ВТО предусмотрен механизм по разрешению споров для случаев, когда одна из стран считает, что другая не соблюдает установленные правила, и достичь удовлетворительного разрешения конфликта через двухсторонние консультации не удается. Спорные ситуации, рассматриваемые ВТО, как правило, основываются на информации, предоставляемой производителями или… Читать ещё >

Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПОВОЛЖСКИИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ им. П.А. СТОЛЫПИНА Факультет Экономики и Управления Направление подготовки 80 200.62 Менеджмент Кафедра Экономики КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО»

Автор работы:

студент 1 курса 120 группы очной формы обучения Ф.И.О.: Тицкий Максим Владиславович Саратов 2013 г.

Содержание Введение

I. Интеграция России во Всемирную торговую организацию

1.1 Общая характеристика ВТО

1.2 Положение России относительно ВТО и мировой экономики

II. Анализ последствий вступления России в ВТО

2.1 Государственные ожидания и причины вступления России в ВТО

2.2 Угрозы и риски вступления России в ВТО

2.3 Выгоды и преимущества вступления России в ВТО Заключение Библиографический список

Введение

С 22 августа 2012 года Россия стала полноправным 156-м членом Всемирной торговой организации. Уже сейчас, спустя почти полтора года членства мы можем сделать некоторые выводы о последствиях, которые повлек за собой этот шаг.

На данный момент все мировые глобальные организации находятся в состоянии кризиса, и актуальность проблемы последствий вступления России в ВТО стоит на лидирующей позиции в рассмотрении русским экономическим и политическим сообществами.

В первую очередь при анализе данного вопроса стоит изучить специфику российской сырьевой и пищевой промышленности, особенности агропромышленного комплекса, розничной торговли и малого бизнеса. Следует учитывать также советское экономическое наследие и рассматривать взаимосвязанность экономики России со странами СНГ.

Целью работы является анализ теоретических аспектов в экономике и социальных процессах последствий вступления и существования Российской Федерации во Всемирной торговой организации, прогнозирование роли которую сыграет ВТО для национального хозяйства в целом и конечного потребителя в частности.

Для исследования использовались данные аналитических агентств, официальные заявления глав государств и министерств, сводные экономические показатели роста и упадка предприятий, мнения ведущих Российских и Мировых СМИ. Сделан акцент на изучение трудов Давида Рикардо, положившего в основание либерализации внешней торговли свою теорию экономического преимущества.

Проанализировано членство России и в других торгово-экономических объединениях — Евразийском экономическом сообществе и входящего в его рамки таможенного союза. Эти своего рода постсоветские аналоги ВТО имеют большую почву для обсуждения и анализа.

Не изучить историко-политической стороны вопроса также невозможно, вследствие того что инициатором создания Всемирной торговой организации стали США, также основавшие Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития в перспективе формирования Международной торговой организации еще в середине сороковых годов двадцатого века. Но на тот момент СССР отказался быть участником эти объединений, причиной тому была идеологическая противоположность западному капитализму и недостаточный учет экономических интересов Советского Союза международным сообществом. К сожалению, нынешняя Россия не берет во внимание такой опыт, что не может радовать, но подробнее об этом далее в тексте работы.

В работе рассматриваются также возможные перспективные направления развития российской экономики и промышленности вне Всемирной торговой организации, концепция перехода России на модель устойчивого развития.

Основная проблематика вопроса состоит в невозможных для России требованиях от ВТО — отмены субсидирования отдельных промышленных отраслей и всецелой потери возможности поддержки государством вероятных убыточных предприятий необходимых для сохранения суверенности РФ. Экономическая история, на опыт которой опирается ВТО, не учитывает определенной специфики в экономике России, делающей процесс интеграции в мировую экономику крайне затруднительным.

Что примечательно, действия наиболее сильных членов ВТО не соответствуют либеральным целям организации, однако и политика России не вызывает доверия в мировом сообществе — уже сейчас нам грозит иск по утилизационному сбору на импортные автомобили. Мешает полноценному взаимодействию с мировой экономикой и слабая управляемость страны, и ее коррумпированность.

Официальные заявления должностных лиц и мнения экспертов расходятся в совершенно противоположные стороны — Власть говорить, что ВТО для страны благоприятна, экономисты и предприниматели — губительна. Ответить на вопрос кто же из них прав удастся только с течением времени, когда Россия перейдет на новый экономический формат и завершится Дохийский раунд переговоров ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли.

Однако можно провести анализ уже имеющихся социальных и экономических последствий, на основе которого построить предварительные выводы о положительном или отрицательном влиянии ВТО на Россию. В первую очередь основой для этого послужит динамика ВВП и отдельных отраслей.

I. Интеграция России во Всемирную торговую организацию

1.1 Общая характеристика ВТО Первого января 1995 года начала свою работу Всемирная торговая организация, представляющая собой эволюционировавший вариант Генерального соглашения по тарифам и торговле от 1947;го года. Предназначением ВТО является координация и управление торгово-политическими отношениями участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986;1994 гг.). Эти документы являются правовой основополагающей частью современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предполагает под собой создание регулярно координирующего форума стран-членов для разрешения вопросов, имеющих отношение к многосторонним торговым отношениям, регулированием исполнения соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО действует аналогично ГАТТ, но при этом контролирует широчайший ряд торговых соглашений (включая вопросы сферы услуг и интеллектуальной собственности) и имеет в разы возросшие полномочия в связи с усовершенствованием процессов принятия решений и их исполнения членами организации. Одной из важнейших частей ВТО является система по разрешению торговых конфликтов. Ушкалова Д., Головнин М. Теоретические подходы к исследованию международной экономической интеграции. Научные доклады ИЭ РАН. — М., 2011. — С. 38—39.

С 1947 г. обсуждение глобальных вопросов либерализации и путей развития мировой торговли происходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. На данный момент проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и проходит девятый. Главной целью ВТО является дальнейшая либерализация мировой торговли и создание справедливых условий конкуренции.

Основными принципами работы ГАТТ/ВТО являются:

предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

— транспарентность торговой политики;

— отказ от использования количественных и иных ограничений;

— предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

— регулирование торговли благодаря тарифным методам;

— разрешение торговых споров с помощью консультаций и переговоров и др Главными функциями ВТО являются:

— контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда

— проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

— разрешение торговых конфликтов — отслеживание ситуации национальной торговой политики стран-членов и её анализ;

— практическая помощь развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

— сотрудничество с международными специализированными организациями.

Ниже представлен ряд основных преимуществ от членства в ВТО:

· обеспечение наиболее благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе высокоточного прогнозирования и устойчивого развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включающего транспарентность их внешнеэкономической политики;

· устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

· возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Процесс интеграции во Всемирную торговую организацию, устоявшийся за 50 лет существования системы торговых отношений в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГААТ) имеет четкую последовательность и состоит из нескольких этапов. На примере стран, недавно ставших участниками ВТО, можно увидеть, что этот процесс занимает около 5−7 лет. Описываемые далее процедуры интеграции в полной мере распространяются на Россию.

На протяжении первого этапа специальными рабочими комиссионными группами производится всесторонний анализ экономической, производственной, торговой и политической систем страны изъявившей о своих планах интеграции во Всемирную торговую организацию на предмет их соответствия стандартам и целям ВТО по основным показателям этих систем.

После этапа предварительного анализа на соответствие стандартам наступает период экономико-политического консалтинга и глубоких переговоров об специфических условиях сотрудничества интегрируемой страны с организацией. Переговоры по интеграции России велись рабочей группой из 59 стран и Европейского Союза, касаясь проблематики экономических уступок доступа членам ВТО на отечественные рынки, обязательств России при членстве в торговой организации и урегулировании прав РФ на мировой экономической арене.

Для контроля деятельности членов ВТО и соблюдения прав и обязанностей всех участников существует Орган по разрешению споров (ОРС), предупреждающий противоправные действия со стороны стран и обязывающий к исполнению на национальном уровне свои решения.

Итоги переговоров по либерализации доступа на рынки и условиям присоединения формализуются в виде перечня документов, таких как доклад Рабочей группы, список обязательств по тарифным уступкам, перечень специфических обязательств по услугам и протокол о присоединении.

Основным условием при интеграции стран-соискателей в ВТО является стандартизация их национального законодательства и видоизменение внешнеэкономической деятельности в рамках положения набора соглашений Уругвайского раунда переговоров.

В заключительном этапе происходит процесс ратификации законодательными органами страны-претендента пакета документов утвержденных Рабочей Группой и Генеральным советом. На этом этапе окончательно утверждаются права и обязанности интегрируемой в ВТО страны, после чего она становится полноправным её членом.

1.2 Положение России относительно ВТО и мировой экономики В 1995 году начался масштабный процесс переговоров по присоединению России к ВТО. На первом этапе Рабочей группой рассматривался отечественный торгово-политический режим на предмет соответствия установленным нормам ВТО. Двухсторонние переговоры начались сразу после предоставления Россией в 1998 году своих предложений по доступу к внутреннему рынку и уровню поддержки сельского хозяйства.

Список уникальных обязательств по доступу на рынок услуг был сформирован в 1999 году при рассмотрении членами ВТО. Всеохватывающие переговоры по аспектам процесса присоединения России к ВТО начались в 2000 году. Переговоры разделились на две ветви: в первой участвовало 50 стран-членов Рабочей группы и обсуждался тарифный вопрос, во второй же ветви 30 стран вели переговоры по доступу на рынок услуг. В результате переговоров было подписано двухстороннее соглашение.

Площадкой для ведения переговоров служат документы и предложения согласованные и ратифицированные российским правительством. В ключе интеграционного процесса делегацией РФ выделяется семь основных направлений требующих компромиссных решений с рабочей группой. Далее подробно рассмотрим эти направления, опираясь на анализ внутренней и внешней экономической ситуации России. О завершении переговоров по присоединению России к ВТО> - 15.11.2011…

Первыми на рассмотрение встанут тарифные вопросы, предполагающие под собой установление максимально возможного уровня ставок таможенных пошлин на все импортируемые и экспортируемые товары. По итогам переговоров, на первый год после присоединения падение ставок России не коснется. Для России выделяют переходный период, во время которого государство имеет право увеличивать ставки пошлин на базовые сельскохозяйственные товары. Однако под давлением ЕС этот договор закончил своё действие 1 января 2011 года.

Импортные таможенные пошлины, распространяющиеся на весь спектр промышленных товаров, снизятся на три пункта. Однако российские сторонники Интеграции РФ в ВТО прогнозируют ежегодный прирост ВВП России на 1%. Противники же предполагают отрицательные последствия, заключающиеся в том, что в пространстве свободной торговли россияне отдадут предпочтение импортным товарам, что пагубно повлияет на экономику страны.

Основной проблемой при рассмотрении вопросов сельского хозяйства в условиях вступления России в ВТО являются условия субсидирования государством аграрного сектора и особенности экспортного субсидирования. Узун В. Российская политика поддержки сельского хозяйства и необходимость ее корректировки после вступления в ВТО // Вопросы экономики. — 2012. — № 10. — С. 132.

Сокращение госсубсидий идет вразрез с Российской программой поддержки сельского хозяйства. Однако Министерство сельского хозяйства США (основного учредителя ВТО) продавило инициативу сокращения субсидирования сельского хозяйства в России с девяти до четырех с половиной. По прогнозам Александра Гордеева, главы Минсельхоза на момент 2006 такая политика приведет к убыткам в экономике страны в размере четырех миллиардов долларов.

Ранее предполагалась интеграция России в ВТО в составе таможенного союза, который образован помимо России Казахстаном и Белоруссией. В свою очередь таможенный союз является участником еще большей экономической организационной структуры — ЕврАзЭс. Однако Российское правительство заявило о самостоятельной интеграции, лишь предполагающей присоединение Белоруссии и Казахстана как отдельных членов с общей позицией.

II. Анализ последствий вступления России в ВТО

2.1 Государственные ожидания и причины вступления России в ВТО Тема вступления России в ВТО обширна и многогранна. Бесконечно можно спорить о плюсах и минусах условий ВТО для России. Страна вступила в ВТО в 2012 году. До этого Россия вела переговоры о присоединении к торговому клубу почти двадцать лет. Долгое время РФ была крупнейшей экономикой в мире, не вступившей в организацию.

Основной причиной вступления России в ВТО является меняющаяся структура российского экспорта. Уже сегодня структура нашего экспорта сильно отличается от той, что была в начале 1990;х годов. Планируются и дальнейшие ее изменения — именно на это направлены разнообразные программы новой индустриализации, модернизации и диверсификации экономики.

Анализ экспертов позволяет сделать вывод о том, что все выгоды и преимущества, получаемые от присоединения страны к ВТО, определяются не членством как таковым, а внутренней политикой страны, направленной на модернизацию экономики, повышение качества жизни и консолидацию общества.

Сторонниками быстрого завершения переговоров о вступлении России в клуб международной торговли наиболее часто выдвигаются аргументы о том, что присоединение к ВТО послужит сильным стимулом притока прямых иностранных инвестиций и расширения присутствия российских производителей на международных рынках. Помимо этого, членство в ВТО ускорит процесс дальнейшего углубления интеграции России в мировую экономику посредством вступления в ОЭСР, подписания соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС в 2012 году и зоне свободной торговли с Европой.

Рассмотрим основные последствия от вступления России в Всемирную торговую организацию в этой главе.

В своем официальном заявлении, Владимир Путин отметил, что вступление в ВТО — серьезный вызов для конкурентоспособности в целом и для предприятий. Но это должно стать стимулом для модернизации экономики, улучшения делового климата, в среднесрочной перспективе позволит России занять более выгодные позиции в системе международного разделения труда, повысить привлекательность рынка для инвестиций.

Россия сможет участвовать в формировании международных правил торговли, получать удобный торговый режим на внешних рынках. В краткосрочной перспективе возможны и определенные сложности, особенно сейчас, когда темпы роста мировой экономики замедлились. Из-за кризиса на глобальных рынках усилились риски, «прежде всего это касается обязательств по снижению импортных пошлин на ряд товаров.

Проанализируем важнейшие экономические причины, обуславливающие необходимость вступления Россия в ВТО:

Новейшая Россия это крупная мировая держава со своим мощным экономическим и ресурсным потенциалом. Благодаря своей сырьевой промышленности Россия во многом определяет ход развития мировой экономики. Также РФ является участником многих международных экономических организаций, частью мировой глобализированной экономики, Россия обязана быть членом ВТО. Вступая в ВТО, Россия предлагает мировом сообществу совместное использование своего ресурсного потенциала во благо всех членов мирового сообщества.

Присоединившись к ВТО, Россия имеет возможность участвовать в разработке новых соглашений о регулировании международной торговли, развития мировой торговой системы, и, естественно, отстаивать свои интересы в ходе этих переговоров. Применяя механизм рассмотрения споров, действующий в ВТО, Россия сможет оспорить в свою пользу ту или иную меру страны-члена ВТО, предпринятую по ограничению российского экспорта. Ершов М. — Условия финансово-кредитной конкурентоспособности России после вступления в ВТО

Вступая в ВТО, Россия открывает свою экономику для иностранных инвестиций. Внедрение в России инновационно-инвестиционной модели модернизации экономики не возможно без упрощения условий доступа инвестиций стран-членов ВТО. ВТО ликвидирует барьеры, ныне препятствующие российским компаниям на мировых рынках инноваций, включая рынки высоких технологий. Россия из страны импортозависимой сможет модернизироваться в экспортоориентированную.

Подводя итоги, отметим, что присоединение к ВТО будет способствовать модернизации России в конкурентоспособную страну, национальная экономика которой будет способна создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес.

2.2 Угрозы и риски вступления России в ВТО Опыт стран с развивающейся экономикой, решившихся на вступление в ВТО, показал, что структура и нормы ВТО привели к деградации их сельского хозяйства, промышленности и других производств. Вступление России в ВТО — это утрата независимости, разорение сельского хозяйства и промышленности, потеря рабочих мест, приватизация общественных благ (Медицина и образование встанут на коммерческую основу, поднимутся тарифы на транспорт и ЖКХ), снижение количества натуральных продуктов питания на рынке (без ГМО).

Россия в скором времени утратит возможность поддерживать на должном уровне свою промышленность и сельское хозяйство Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы, тем более совершенствовать их, так как ВТО запрещает любые формы субсидирования их. Вступление и деятельность в рамках ВТО может прикрепить к России ярлык поставщика дешевых ресурсов, не способного на самостоятельное производство и развитие технологий.

Одна из проблем членства в ВТО это утрата приоритета национального благополучия над интересами европейских и американских компаний. Инструментом ослабления или отмены национальных законов в области экологии, безопасности питания и в других областях служит Суд ВТО и «проверка на необходимость» национальных законов, закрепленная в целом ряде соглашений ВТО. Россия утратит право запрещать или ограничивать ввоз ГМО-продуктов или высевание ГМО-семян и станет зависимой от импорта ГМО-семян.

Что ВТО и МВФ обещают России от вступления в ВТО и что на самом деле будет с экономикой России после вступления в ВТО?

ВТО заявляет, что система мировой торговли либеральна, она дает всем странам шансы для развития на одинаковых условиях и что правила ВТО помогут бедным странам стать развитыми. Мировая торговля не свободна. Она построена так, что развитые страны преимущественно продают на мировом рынке готовые промышленные изделия и услуги с более высокой стоимостью, а страны третьего продают, главным образом, растительные продукты, минералы и изделия с низкой степенью переработки и стоимостью.

ВТО утверждает, что в результате вступления в ВТО не вырастет безработица. По подсчетам аналитиков, вступление в ВТО принесет России миллионы безработных и десятки тысяч закрытых предприятий. Для России и стран бывшего СНГ Европейская комиссия предсказывает упадок следующих секторов и потерю рабочих мест в них: производство электронного оборудования, промышленность (производственное оборудование), сахарное производство, текстильная отрасль.

ВТО обещает, что вступление в ВТО приведет к росту зарплат. По данным организации по торговле ООН UNCTAD, в странах, которые открыли свои рынки для корпораций, упал уровень зарплат.

Промышленность. По оценкам Всемирного Банка, в результате вступления России в ВТО уменьшится доля защищенных промышленных секторов, которые мало экспортируют. В перерабатывающей отрасли Всемирный Банк предсказывает наибольшее падение занятости в пищевой и легкой промышленности, производстве материалов и оборудования. Упадок промышленности, ориентированной на внутренний рынок. Либерализация торговли стала во многих странах одной из причин кризиса государственных доходов и упадка в этих странах промышленности, ориентированной на внутренний рынок, обострения кризиса платежного баланса и сокращения в стране рабочих мест.

Сельское хозяйство. «Соглашение по сельскому хозяйству» ВТО требует открыть рынки стран третьего мира. В это же время США и ЕС продолжают субсидировать сельское хозяйство в своих странах, что в свою очередь ведет к перенасыщению рынков периферии субсидированными продуктами, к падению цен на них и банкротству местных производителей. Вступление России в ВТО и связанное с ним снижение импортных пошлин сделают национальное сельское хозяйство неконкурентоспособным, учитывая субсидирование сельского хозяйства в США и ЕС.

ВТО заявляет, что приватизация общественных благ сделает эти системы эффективнее, цены на них ниже, а сами услуги доступнее. Общественные блага в ВТО понимаются не как право граждан, а как товар. ВТО требует приватизации общественных благ, роста цен на них и открытие доступа к ним иностранных концернов. ООН предупреждает, что ГАТС лишит население доступа к элементарным общественным благам.

Треть руководителей средних предприятий, составляющих порядка 34%, предсказывают ухудшение экономических условий в России из-за вступления в ВТО. Среди них преимущественно представители сельскохозяйственного и производственного малого и среднего бизнеса (47% и 26% соответственно). Свои прогнозы предприниматели объясняют как снижением таможенных пошлин для потенциальных конкурентов из-за рубежа, так и изменениями в правилах распределения государственных субсидий, без которых часть сельхозпредприятий окажется на грани выживания или вовсе будет вынуждена уйти с рынка. Следует отметить, что на улучшение условий в стране настроены только 12,5% опрошенных. Такой вывод был сделан по данным опроса, проведенного Аналитическим центром МСП Банка (группа Внешэкономбанка) в рамках исследовательского проекта «Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2013 году» .

Согласно исследованию, кардинальных изменений в своей отрасли не ждут компании строительного сектора и сферы услуг (59% и 53% соответственно). Также не опасаются последствий, связанных с выполнением требований ВТО, инновационно-активные компании, а также предприятия, имеющие устойчивое финансовое положение.

" Высокая доля затруднившихся с ответами (более 26%), а также оценивающих нейтрально последствия вступления России в ВТО для своего бизнеса (44%), может свидетельствовать, что большинство предприятий пока еще не могут оценить последствий вступления России в ВТО. В том числе и потому, что этот фактор на многие предприятия влияет опосредованно и может «теряться» среди других негативных изменений, затрагивающих их деятельность. Но отдельные категории, тем не менее, этот фактор могут «улавливать». В частности, промышленные и сельскохозяйственные предприятия пока явно не готовы к конкуренции с недорогим импортом, и наиболее очевидно это для средних компаний, которые лучше, чем малые и микропредприятия осведомлены о ситуации на своих рынках" , — отметила руководитель Аналитического центра МСП Банка Наталья Литянская.

Что ждет сельское хозяйство после вступления России в ВТО? Всемирный банк пророчил России выгоду в размере 49 млрд долл. в течение 3 лет после вступления России в ВТО и 162 млрд долл. в течение 10 лет. Однако далеко не все отрасли российской экономики окажутся в выигрыше. Так, в течение 3 лет на 3% сократится сельскохозяйственное производство. В дальнейшем, правда, прогнозируется его рост на 9%. Однако он, по мнению экспертов, возможен только в том случае, если страна грамотно воспользуется своим членством в организации. На Украине, которая стала членом ВТО в 2008 году, экспорт сельхозпродукции подскочил до 12 млрд долл. в год, доля сельскохозяйственных товаров в общем экспорте увеличилась с 12 до 23%, а из-за резкого выросшего импорта пострадали производители свинины и птицы. Но Россия может учесть этот опыт и защитить своего производителя. Кроме того, изначально мы входим в ВТО на лучших условиях, чем Украина. Например, до 2020 г. сохраняется режим поддержки агропромышленного комплекса (АПК) в виде желтой корзины. Этот механизм сохраняет все существующие сегодня меры господдержки и позволяет поднять ее размер с нынешних 4,5 млрд долл. до 9 млрд долл. но только до 2017 г. после этого срока он должен быть снова снижен до 4,5 млрд долл. Участие России в ВТО поможет продвижению нашей сельхозпродукции на внешние рынки.

Однако сельхозтоваропроизводители и эксперты пищевой промышленности предстоящим вступлением в ВТО скорее встревожены. Так, Юрий Ковалев, гендиректор Национального союза свиноводов, прогнозирует резкое увеличение импорта живых свиней (таможенные пошлины на них снизятся с 40 до 5%). Потери промышленного свиноводства могут составить до 200 млрд руб. а ведь за последние 5 лет в отрасль были сделаны огромные инвестиции (250 млрд руб.). Производство свинины удалось поднять с 1520 тыс. тонн в 2005 г. до 2428 тыс. тонн в 2011 г.

Негативно оценивают присоединение к ВТО и производители сельхозтехники. По их данным, продажи, например, комбайнов уже упали в 20 раз по сравнению с прошлым годом.

У всех членов ВТО разные условия (например, разрешенное госфинансирование сельского хозяйства у нас — 4,5 млрд долл., а в Швейцарии, которая в сотни раз меньше по площадям, — 5,8 млрд), и если в Европе аграрии выигрывают от расширения ВТО, то мы, видимо, пойдем по пути Армении, Грузии, стран Прибалтики. Там в результате вступления в ВТО заброшены сотни тысяч гектаров плодороднейших почв.

Потери экономики за счет вытеснения импортом отечественных производителей к 2020 г. составят 4 трлн руб., на 2,2 млн сократится число рабочих мест. К 2020 г. 1,6 млн работников из сельского хозяйства и пищевой промышленности будут вынуждены поменять специальность. За это же время объемы производства данных отраслей сократятся на 40%. Бобков В. Удручающие социальные результаты двадцатилетней капиталистической трансформации России // Российский экономический журнал. — 2012. — № 2.

Выстоят крупные предприятия, ориентированные на экспорт, — им будет даже выгодно вывозить зерно на внешние рынки с учетом сниженных пошлин. В результате сложится абсурдная ситуация: одни фирмы будут вывозить сельхозсырье за рубеж, а другие — завозить в Россию импортное. Для импортеров и экспортеров это выгодно, а для российских потребителей — нет.

У нас крайне низкая рентабельность сельскохозяйственного производства — в районе 8,3%, и это с учетом субсидий федеральных и региональных программ. Без учета субсидий — в районе 5,4%. На 1 января 2011 года ссудная задолженность российских фермеров составляла 1,5 трлн руб., при этом вся выручка — 1,1 трлн руб. То есть должны больше, чем зарабатываем. Поэтому производители сельхозпродукции не могут снизить цены, а когда к нам хлынут дешевые продукты из других стран-участниц ВТО, отечественные просто перестанут покупать. США перед вступлением в ВТО оказали фермерам разовую помощь, полностью списав долги по кредитам. И сегодня в странах ЕС и Америки уровень поддержки сельхозсектора в 3−7 раз выше, чем у нас.

В России сейчас импорт сельхозпродукции достигает в целом 40% и 70−80% - в крупных городах и промышленных центрах, что далеко за пределами продовольственной (порог составляет 17%) и национальной безопасности страны.

Если в среднем по странам-членам ЕС уровень тарифной защиты по аграрной продукции составляет 62%, то в России будет лишь 11,5%, или в 5,4 раза меньше. Снижение уровня тарифной защиты отечественных сельхозтоваропроизводителей уменьшает доходы бюджета от таможенных пошлин, повышает риски в развитии сельского хозяйства, снижает его инвестиционную привлекательность.

Приведение внутренних цен на энергоносители к уровню мировых цен спровоцирует рост цен на электроэнергию, ГСМ и удобрения до 35−40%. В связи с отменой экспортных субсидий будут ограничены и экспортные возможности вывоза сельхозсырья и продуктов его переработки из России. Увеличение налоговой нагрузки также не ведет к росту инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства, так как по многим сельхозпродуктам будет установлен НДС на уровне 18%, в то время как для отдельных товаров этот налог составлял 10%.

Уже упоминалось, что снижение господдержки сельского хозяйства — «желтая корзина» в объеме 9 млрд долл. в 2013 г.(в 2012 г. заложено на эти цели в федеральном бюджете около 170 млрд руб.) уменьшится до 4,4 млрд долл. (или в 2 раза меньше), а в 2018 г. и более — может приостановить реализацию многих целевых федеральных, отраслевых, региональных и экспортных программ, разработанных на период до 2020 г.

2.3 Выгоды и преимущества вступления России в ВТО Преимущества, предлагаемые юридической системой международной торговли и выгоду, которую из нее можно извлечь, следует рассматривать с двух различных точек зрения: с точки зрения предприятий как экспортеров товаров и услуг; с точки зрения предприятий как импортеров сырья, других товаров и услуг, необходимых для производства товаров на экспорт.

Преимущества для экспортеров товаров и услуг. Гарантия доступа В торговле товарами почти все импортные таможенные тарифы развитых стран и значительная доля тарифов развивающихся стран и стран с переходной экономикой связаны во избежание дальнейших повышений. Такое «замораживание» гарантирует, что облегченный доступ на рынок, достигнутый в результате снижения тарифов, не будет нарушен внезапным их ростом или введением других ограничений странами-импортерами. В торговле услугами обязательства не ограничивать доступ иностранных услуг и их поставщиков на рынок «связываются» тем, что они не должны выходить за пределы условий и ограничений, которые зафиксированы в национальном перечне обязательств.

Система ВТО обеспечивает стабильность доступа к экспортным рынкам, обязывая страны применять на границе набор единых правил, содержащихся в различных соглашениях (в частности, правил оценки таможенной стоимости, инспектирования товаров на предмет определения их соответствия обязательным требованиям и стандартам или выданным импортным лицензиям и т. п.). Наличие таких единых правил помогает экспортерам, т.к. они устраняют различия в требованиях, предъявляемых к экспортерам на разных рынках.

Такой гарантированный доступ к рынкам, который обеспечивается связыванием обязательств, дает возможность экспортным отраслям формировать инвестиционные и производственные планы в условиях большей определенности. Вечканов Г. — Внешняя торговля России: структура и тенденции

Права предприятий-экспортеров Примером прав, предоставляемых Соглашениями в пользу экспортирующих предприятий, является право предъявлять в ходе расследований в странах-импортерах свои доказательства по поводу введения антидемпинговых или компенсационных пошлин. Когда власти импортирующих стран игнорируют их права, предприятия-экспортеры не могут обратиться к ним за разъяснениями напрямую. Они должны поставить этот вопрос перед своим правительством и предоставить ему возможность на двусторонней основе решать его с правительством страны-импортера и, если необходимо, обратиться к процедуре разрешения споров, установленной ВТО.

Преимущества для импортеров сырья, других товаров и услуг Предприятия и организации импортируют сырье, товары и услуги не только для производства товаров на экспорт. Основное правило, требующее выдавать разрешение на ввоз импортируемых товаров без дальнейших ограничений после уплаты таможенных пошлин, и гарантии того, что применяемые на границе меры внутреннего регулирования соответствуют единым правилам соглашений, облегчают процесс импорта. Они предоставляют экспортным отраслям индустрии определенную гарантию продажи своих товаров без задержки и по приемлемым ценам. Для импортеров же связывание таможенных тарифов, предусмотренных соглашениями, является индикатором того, что их затраты на импорт не будут подвержены инфляции из-за введения более высоких таможенных пошлин.

В дополнение к указанным выгодам юридическая система ВТО закрепила определенные права за предпринимателями. Эти права могут быть разделены на две категории. К первой категории относятся те права, которые отечественные производители и импортеры приобретают в отношении своих правительств. Ко второй категории относятся права предприятий-экспортеров по защите своих интересов в случаях, когда власти стран-импортеров намечают акции, направленные на сокращение объема их экспорта.

Права импортеров Ряд соглашений требует, чтобы законодательства стран-членов ВТО обеспечивали определенные права импортерам. Правительства обязаны некоторым из этих прав придавать юридическую силу через свою правовую систему. В отношении других прав правительствам просто надлежит прилагать максимум усилий с тем, чтобы заинтересованные стороны могли получить от них полную выгоду. Придание законодательной силы таким правам предусмотрено в частности Соглашением по таможенной стоимости, обязывающим правительства законодательно подтверждать право импортеров:

представлять обоснование объявленной стоимости в случаях, когда таможенные власти выражают сомнение в отношении правдивости и точности этой стоимости;

требовать от таможенных властей предоставления им в письменном виде причины, по которым объявленная стоимость не принимается, с тем, чтобы они имели возможность обратиться к руководству более высокого уровня и опротестовать это решение.

К правам, требующим от правительственных органов просто содействовать импортерам, относятся права, вытекающие из Соглашения по лицензированию импорта, предусматривающего выдачу лицензии на импорт в течение определенного периода времени после получения заявления. В данном случае, если иное не предусмотрено национальным законодательством, импортер имеет право только ожидать выдачи лицензии в установленный срок.

Реализация таких прав часто зависит от условий, которые должны выполнить отрасль либо предприятие. Например, как отмечалось ранее, отрасль имеет право обратиться в правительственный орган с просьбой ввести защитные меры, антидемпинговые или компенсационные пошлины только в том случае, если может доказать расследующим ситуацию инстанциям, что ее просьба затрагивает интересы производителей, на долю которых приходится значительная часть товара, производимого в данной отрасли. Изучающие ситуацию инстанции обязаны, в свою очередь, перед тем, как приступить к расследованию, выяснить, соответствуют ли действительности факты, содержащиеся в заявлении.

Процедура разрешения споров В системе ВТО предусмотрен механизм по разрешению споров для случаев, когда одна из стран считает, что другая не соблюдает установленные правила, и достичь удовлетворительного разрешения конфликта через двухсторонние консультации не удается. Спорные ситуации, рассматриваемые ВТО, как правило, основываются на информации, предоставляемой производителями или их ассоциациями своим правительствам по проблемам, с которыми они сталкиваются при маркетинге своих товаров на внешних рынках. Несмотря на то, что во всем процессе разбирательства конфликтной ситуации — двусторонних консультациях, в процессе изучения вопроса группой экспертов по урегулированию спора и, позднее, Апелляционным органом — участвуют именно представители правительства, они в процессе своей работы опираются по всем вопросам на совет и поддержку соответствующей отрасли и ассоциации, которые заинтересованы в разрешении конфликтной ситуации.

Таким образом, знание юридической системы ВТО деловым сообществом помогает правительствам в вопросе полного использования механизма ВТО для наблюдения за выполнением Соглашений и урегулирования разногласий и споров. Правительства смогут предпринять необходимые меры для их разрешения в соответствующих комитетах ВТО только в случаях, если предприятия-экспортеры поставят их в известность о возникших перед ними проблемах в результате нарушения соглашений. Более того, правительства могут возбудить процедуру по разрешению споров в ВТО только в том случае, если «пострадавшая» отрасль индустрии подаст соответствующую жалобу и представит всю требуемую информацию.

Ответственность производителей и экспортеров не должна ограничиваться обращением в свои правительственные организации с практическими проблемами, с которыми они сталкиваются. Они сами либо их национальные ассоциации должны постоянно интересоваться и тщательно следить за деятельностью ВТО. Важно отметить, что переговоры не прекращаются и после достижения соглашений. Дальнейшие переговоры, имеющие важные последствия для торговли, часто начинаются уже на стадии исполнения Соглашения, в особенности в ходе периодических проверок, проводимых с целью контроля хода исполнения Соглашений и выявления необходимости внесения изменений. Поступающая со стороны делового сообщества информация о возникающих реальных проблемах могла бы оказать правительствам существенную помощь при внесении соответствующих изменений в Соглашения.

Таким образом правительственные чиновники являются наемными работниками всего общества и призваны защищать на международной арене исключительно его интересы, прямым выражением которых является то, что данное общество может предложить на мировом рынке.

Предоставляя преимущества национальным импортерам и экспортерам система ВТО может серьезно сказаться на интересах всех отечественных производителей. Поскольку доступ на внутренний рынок становится открытым, производители аналогичных товаров (работ, услуг) из разных стран попадают в более жесткую конкурентную среду, причем национальные правительства зачастую не в силах ограничить такую конкуренцию в пользу национальных производителей, если иностранные поставщики действуют добросовестно. Единственное средство для сохранения внутреннего рынка для своих товаров (работ, услуг) — это повышение их качества.

В настоящее время ведется аналитическая работа в шести новых областях, предпринятая ВТО с целью выяснения необходимости разработки для этих областей мер регулирования. Позиция деловых кругов в отношении желательности либо нежелательности введения такого регулирования представляется чрезвычайно важной для правительств в процессе принятия решений о политических подходах, которые они должны одобрить на этих переговорах.

Однако, привилегия участия в нормотворчестве в рамках ВТО сохраняется исключительно за странами-членами этой организации. Поэтому вновь вступающая страна, каковой на сегодня является Россия, вынуждена придерживаться уже существующих норм, хотя бы таковые и были для неё в определенной степени невыгодны, — это собственно и есть плата за получение привилегии нормотворчества.

торговый интеграция национальный экономика

Заключение

На основе проведенного выше анализа теоретических подспорий рассматриваемой темы вступления России в ВТО и социально-экономических последствий от этого шага, можно сделать два вывода — обывательский (схожий сейчас с общенародным мнением) и экспертный.

В первом случае сильно бросаются в глаза негативные последствия от вступления, все они были перечислены в тексте работы: упадок в сельском хозяйстве, повышение тарифов на транспорт, ЖКХ, медицину и образование, угроза для малого бизнеса, возможная потеря суверенности государства.

Основная причина народных страхов в этом случае — боязнь стать гражданами сырьевой страны, не производящей самостоятельно ничего, с вытекающими из этого последствиям в виде понижающегося уровня жизни, подорожания потребительской корзины, ухудшения качества здравоохранения и образования.

Безусловно, в первые годы членства России в ВТО ряд негативных изменений по этим факторам возможен, как возможно и временное ухудшение состояния промышленности, сельского хозяйства и малого бизнеса. Именно этот период в разрезе темы вступления России в ВТО и называют переходным — период адаптации внешней и внутренней экономики РФ под интернациональную торговую систему.

Никто сейчас точно не может сказать, как же долго будет происходить этот процесс слияния мировой экономики с экономикой России, однако из исследований аналитиков видно, что несмотря на все попытки государства минимизировать болезненность перехода, уже сейчас ряд отраслей и конечных потребителей претерпевают крайне дискомфортные условия.

Явные потери видны в сельскохозяйственном секторе, застои наблюдаются в наукоемких производствах, а малый бизнес уже традиционно находится в состоянии крайней нестабильности. Трудно дать точный обоснованный прогноз тому, как долго еще продлится этот период. Вполне возможно, что правительственное представление о Российской экономике чрезмерно позитивно, и вступление в ВТО она переживет лишь с большими потерями.

Однако экспертное мнение не так удручающе как народное. В прогнозах финансовых аналитиков федерального уровня, политологов, экономистов, глав ведомств и министерств, вступление в ВТО несет скорее позитивные изменения в российскую экономику, но в долгосрочной перспективе. Для становления промышленности ей необходимы новые рынки сбыта продукции и постепенный переход функционирования на международный конкурентный уровень. Для полноценной самостоятельной деятельности агропромышленного комплекса важно ограничивать его государственное субсидирование, мешающее внутреннему и внешнему притоку инвестиций. Для укрепления позиций малого бизнеса необходим рост и выходы на мировую арену, иначе его ожидает стагнация.

Хотим мы этого или нет, но процесс глобализации идет полным ходом, и вместо того чтобы нецелесообразно бороться с ним, следует принимать его условия и максимально извлекать из них выгоду. России необходимо избавиться от «детских» экономических комплексов, и работа страны в соответствии с нормами ВТО в будущем приведет к стабильному росту ВВП и благосостояния граждан в частности.

Важно понять, что переходный период ни для кого легким не будет. Делать выводы о пользе или вреде ВТО для российской экономики по первым трем-четырем годам ошибочно. Этот процесс схож с инвестициями — вначале мы жертвуем часть своего ВВП, чтобы в конечном итоге получить его прирост.

Но по сути результат интеграции зависит от действий России внутри Всемирной торговой организации, а не от одного факта членства в ней. Ярким доказательством этого утверждения служит общность стран третьего мира, некоторые из которых вступили в ВТО еще двадцать лет назад, но без должных усилий и действий в экономической политике так и неспособных целиком реализовать свой экономический потенциал и полностью пользоваться выгодами от членства во Всемирной торговой организации.

Мировые экономические лидеры же от деятельности внутри ВТО лишь преуспели, благодаря проработанным национальным финансовым программам и системному подходу в экономике. Важно не упустить момент, и приложив максимум усилий сделать так, чтобы Россия примкнула к лидерам, а не отстающим. Страна, являющаяся первой в мире по количеству всевозможных ресурсов, никаким образом не должна быть в компании отстающих.

Ресурсы эти в свою очередь должны стать не основой экспорта, а только амортизационной прослойкой в экономике, позволяющей на ее основе развивать образование, здравоохранение, науку, бизнес и промышленность. В первые годы переходного периода роль этой прослойки особенно важна, однако скептики ошибочно предполагают, что именно на экспорте ресурсов в дальнейшем будет строиться экономика России в условиях ВТО.

Таким образом, мы приходим к выводу, что несмотря на все противоречия и кажущуюся необоснованность решения о вступлении России в ВТО, последствия от этого шага должны случиться лишь положительные, благоприятно влияющие на отечественную экономику и общество, но только лишь в том случае, если теоретическая сторона вопроса не разойдется с практической, а если быть точнее — прогнозы аналитиков с деятельностью государства.

Библиографический список

1. А. Чиркин. Предстоящее вступление России в ВТО и потенциальные экономические риски

2. Бобков В. Удручающие социальные результаты двадцатилетней капиталистической трансформации России // Российский экономический журнал. — 2012. — № 2.

3. Вардомский Л. Шурубович А. Факторы и модели модернизации экономик стран СНГ // Мир перемен. — 2011. — № 3.

4. Вечканов Г. — Внешняя торговля России: структура и тенденции

5. ВТО добавит российскому ВВП 3−4% - 19.12.2011 — Экономика и Жизнь

6. ВТО: переходный период — Экономика и Жизнь

7. Глазьев С. Реальное ядро постсоветской экономической интеграции: итоги создания и перспективы развития Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России // Российский экономический журнал. — 2011. № 6.

8. Глазьев С., Фетисов Г. — О стратегии устойчивого развития экономики России

9. Год в ВТО: страхи не оправдались — 22.08.2013 — Экономика и Жизнь

10. Головнин М., Ушкалова Д., Якушева А. Интеграционные проекты в регионе. В кн.: Евразия в поисках идентичности / Под ред. С. П. Глинкиной и Л. З. Зевина. — М. — СПб: Нестор-история, 2011. — С.185—187.

11. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы

12. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы

13. Гумеров Р. По поводу столыпинской реформы и ее постсоветского аналога // Российский экономический журнал. — 2012. — № 3.

14. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ № 120 от 30.01.2010.

15. Ершов М. — Условия финансово-кредитной конкурентоспособности России после вступления в ВТО

16. Любинин А. О классическом наследии, присоединении страны к ВТО и задачах национальной политики // Российский экономический журнал. — 2012. — № 4.

17. О завершении переговоров по присоединению России к ВТО// Ведомости — 15.11.2011

18. Путин В. О наших экономических задачах // Ведомости. — 2012. — 31 января.

19. Соловьев В. Сообщество не дошло до союза // Коммерсантъ. — 2012. — 20 марта.

20. Узун В. Российская политика поддержки сельского хозяйства и необходимость ее корректировки после вступления в ВТО // Вопросы экономики. — 2012. — № 10. — С. 132.

21. Ушкалова Д., Головнин М. Теоретические подходы к исследованию международной экономической интеграции. Научные доклады ИЭ РАН. — М., 2011. — С. 38—39.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой