Инновационное развитие «Покчинского сельского потребительского общества» Чердынского муниципального района Пермского края
В процессе развития инновационного потенциала значительную роль должен играть так называемый отдел инновационного развития. В структуру данного отдела должны входить подразделения, имеющие специальный статус, соответствующую организационную структуру, специально подготовленный персонал и чётко определённые функции. По существу это должен быть орган комплексного планирования и координации… Читать ещё >
Инновационное развитие «Покчинского сельского потребительского общества» Чердынского муниципального района Пермского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
" Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова"
Факультет заочного обучения Кафедра организации производства Выпускная квалификационная работа Инновационное развитие «Покчинского сельского потребительского общества» Чердынского муниципального района Пермского края Исполнитель:
студентка факультета заочного обучения Богданова Мария Александровна Шифр Эбу-2011;1−3676
Руководитель: доцент, Меньщикова Альфия Фуатовна Пермь 2015
Содержание Введение
1. Теоретические основы развития инновационной деятельности предприятия
1.1 Понятие, сущность и задачи инновационной деятельности предприятия
1.2 Классификация, функции инноваций и мотивы инновационной деятельности
1.3 Показатели экономической эффективности инноваций
1.4 Правовые основы инновационной деятельности предприятия
2. Анализ инновационной деятельности «Покчинского сельского потребительского общества»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Экономический анализ состояния производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия
3. Пути совершенствования инновационной деятельности «Покчинского сельского потребительского общества»
3.1 Мероприятия по совершенствованию инновационной деятельности предприятия
3.2 Экономическая эффективность от предлагаемых мер Выводы и предложения Список использованных источников
Введение
Инновационное развитие организации в современных условиях — неотъемлемая часть ее основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом. Последнее, в свою очередь, отражается на показателях прибыли и эффективности производства. Однако российская экономика несет в себе наследие планово-административной экономики, в которой важная роль внедрения инноваций отводилась только в перспективных отраслях.
Руководители многих предприятий, организаций и фирм до сих пор не осознают первостепенность научно-технического развития своих объектов и не придают большого значения повышению качества продукции и услуг, предпочитая экономию на затратах как способ максимизации прибыли. Это сразу снижает адаптивность организаций к изменениям во внешней среде и делает их неконкурентоспособными в среднесрочном и долгосрочном периодах Целью данного исследования является разработка методики анализа перспектив развития инновационной деятельности, а также возможностей предприятий по реализации инновационных проектов, использование которой на практике будет способствовать повышению устойчивости инновационного развития предприятия.
Предложен алгоритм анализа инновационной деятельности и перспектив ее развития на предприятии, реализация которого предполагает применение метода предприятий по классам устойчивости инновационного развития.
Актуальность темы
выпускной квалификационной работы значима с целью достижения более высоких результатов хозяйствования, в частности, повышения конкурентоспособности продукции, увеличение прибыли с необходимостью проведения эффективной инновационной политики.
Объект данной выпускной квалификационной работы — инновационная деятельность «Покчинского сельского потребительского общества» (кратко «Покчинское сельпо»).
Предметом исследования является инновационная деятельность предприятия.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
— изучение теоретические основы развития инновационной деятельности предприятия;
— проведение анализа деятельности предприятия «Покчинского сельпо» ;
— разработка мероприятий по совершенствованию инновационной деятельности «Покчинского сельпо» .
При выполнении выпускной квалификационной работы изучена специальная, учебная, научная литература, публикаций в периодической печати по данной проблематике, а также нормативно-правовые документы. Базой для расчетов инновационной деятельности предприятия послужил бухгалтерский баланс и справка о доходах и расходах.
Период исследования — с 01.01.2011 г. по 31.12.2013 г.
Для достижения поставленных задач в работе были использованы методы: диалектический, расчетно-конструктивный, экономическо-статистические приемы: балансовый, абсолютных и относительных величин.
1. Теоретические основы развития инновационной деятельности предприятия
1.1 Понятие, сущность и задачи инновационной деятельности предприятия Инновационное развитие организации в современных условиях — неотъемлемая часть ее основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом. Последнее, в свою очередь, отражается на показателях прибыли и эффективности производства. Однако российская экономика несет в себе наследие планово-административной экономики, в которой важная роль внедрения инноваций отводилась только в перспективных отраслях. Руководители многих предприятий, организаций и фирм до сих пор не осознают первостепенность научно-технического развития своих объектов и не придают большого значения повышению качества продукции и услуг, предпочитая экономию на затратах как способ максимизации прибыли. Это сразу снижает адаптивность организаций к изменениям во внешней среде и делает их неконкурентоспособными в среднесрочном и долгосрочном периодах [13, с. 156].
В связи с необходимостью повышения интенсивности инновационной деятельности на уровне хозяйственных субъектов проблема создания эффективной системы управления инновационным развитием предприятий становится все более актуальной.
Целью данного исследования является разработка методики анализа перспектив развития инновационной деятельности, а также возможностей предприятий по реализации инновационных проектов, использование которой на практике будет способствовать повышению устойчивости инновационного развития предприятия.
Предложен алгоритм анализа инновационной деятельности и перспектив ее развития на предприятии, реализация которого предполагает применение метода предприятий по классам устойчивости инновационного развития.
Проанализированы возможности рассматриваемых организаций по реализации инновационных проектов, каждому из предприятий присвоен класс устойчивости инновационного развития, в соответствии с которым даны рекомендации по принятию решений в области инновационной политики. Проведен анализ перспектив развития как уже осуществляемой на предприятии инновационной деятельности, так и перспектив реализации нового инновационного проекта. Также выявлены проблемы инновационного развития на современном этапе.
Залогом успешного функционирования предприятия в современных рыночных условиях может стать внедрение специальных систем выбора перспективных направлений развития в соответствии требованиями экономики на основе оценки возможностей предприятий по ведению инновационной деятельности [36, с. 32].
Опыт промышленного развитых стран показывает. Что роль инноваций в экономике велика. Они как проявление НТП помогают изменять и совершенствовать не только товары и услуги, но и систему управления организациями, приводя ее в соответствие с требованиями современной среды. Таким образом, инновации в организации выступают формой проявления научно-технического прогресса на микро уровне.
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «новшество», «инновационная деятельность», «инновационный процесс» [20, с. 251].
Советские ученые, например, как В. Д. Грибов, В. П. Грузинов определяют инновацию как использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления [23, с. 156].
П.Н. Завлин, А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели считают, что инновация — использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов [26, с. 229].
Р.А. Фатхутдинов определяет инновацию как конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. [41, с. 287].
В соответствии же с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Таким образом, в настоящее время в научной литературе нет общепринятого определения инновации. Поскольку она может быть как материальна (предмет, вещь), так и нематериальна (процесс, идея), наиболее абстрактное, но точное определение инновации — это нечто совершенно — качественно новое применительно к конкретной ситуации, что можно использовать, когда это будет осознано.
Несмотря на его абстрактность, это определение включает три важных момента:
инновация — это новое явление для людей;
инновация — осознанное людьми новое явление;
инновация — такое новое явление, которое можно использовать.
Таким образом, инновация — конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Под новшеством же понимается оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшество могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений и так далее [29, с. 452].
Инновационная деятельность — это практическое использование инновационно — научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Результатом инновационной деятельности являются инновации.
Инновационная деятельность предприятия направлена на использование результатов НИОКР для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии их изготовления и организации их производства.
Субъектами инновационной деятельности являются: инновационные предприятия различных форм собственности и их инвесторы, владельцы интеллектуальной собственности, посредники инновационного процесса, государственные органы и органы местного самоуправления, различные общественные организации.
Экономическое достоинство нововведения состоит в том, что выгода от внедрения превышает издержки на его создание. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество, — становится инновацией. Только тогда различные идеи, изобретения, новые виды услуг, продукции получают признание потребителя и уже в новом качестве они становятся инновациями. В ходе этого процесса изобретение или идея приобретают экономическое содержание, новшество становится товаром и выступает в качестве товара на рынке [33, с. 89].
Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:
* зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;
* рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);
* зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);
* насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);
* упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).
С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества. Графическая интерпретация жизненного цикла производства показана на рисунке 1.
Рисунок 1 — Жизненный цикл производства инновационного продукта Первая стадия — внедрение новшества — является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент производственного процесса, И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и не загруженность мощностей.
Вторая стадия — стадия промышленного освоения производства — характеризуется медленным и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции.
Третья стадия — стадия подъема — отличается быстрым наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства.
Четвертая стадия — стадия зрелости и стабилизации — характеризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей.
Пятая стадия — стадия увядания или упадка — связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля [43, с. 189].
Состав и структура циклов жизни новой техники и технологии тесно связаны с параметрами развития производства. Так, например, на первой стадии жизненного цикла новой техники и технологии производительность труда низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль даже отрицательна.
В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость, окупаются первоначальные затраты.
Таким образом, инновационная деятельность организации представляется в виде инновационного процесса, объединяющего процесс создания новшества и его реализацию. Стадии инновационного процесса можно представить на рисунке 2.
Рисунок 2 — Стадии инновационного процесса Все стадии инновационного процесса взаимосвязаны и, поэтому, необходимо уже на первой стадии тщательно продумывать осуществление всех последующих.
Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств должна включать:
проведение НИОКР по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;
подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
разработку технологического процесса изготовления новой продукции;
проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;
разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;
проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций [10, с. 336].
1.2 Классификация, функции инноваций и мотивы инновационной деятельности Говоря об инновационной деятельности предприятия так же необходимо дать определение таким понятиям как «инновационная активность» и «инновационный потенциал» .
Инновационная активность компаний понимается как некие определенные действия, направленные на обладание как инновациями, нововведениями, так и новшествами, в том числе обладание знаниями или системой знаний. Она тесно связана с целенаправленной поддержкой высокой восприимчивости персонала предприятия к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления.
А инновационный потенциал — качественное понятие, характеризующее действенность механизма инновационного процесса, и выраженное в скорости разработки новшеств, темпов внедрения и распространения изобретений по различным сферам общественного производства и возможности их успешной коммерциализации.
По инновационному потенциалу в зависимости от предметного содержания, уровня новизны и темпа реализации новшества различают следующие виды нововведений:
радикальные (базовые), когда применяют принципиально новые изобретения;
модифицирующие (рядовые), имеющие направленность на совершенствование, обновление конструкций и форм новшеств (небольшие изобретения, рационализаторские предложения) [16, с. 315].
С точки зрения объекта применения, инновации подразделяются по следующим признакам:
— продуктовые инновации — применение новых материалов; применение новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты);
— технологические — характеризующиеся разработкой и внедрением новых высокоэффективных технологических процессов, нового технологического оборудования, которые позволяют резко повысить производительность труда, качество выпускаемой продукции;
— процессные инновации — новая технология производства; более высокий уровень автоматизации; новые методы организации производства (применительно к новым технологиям).
Классификация необходима предприятию, так как в процессе инновационной деятельности оно может функционировать с наибольшей результативностью, лишь четко ориентируясь на определенный объект, и руководствуясь максимальным учетом воздействия факторов внешней и внутренней среды [12, с. 225].
К основным функциям инноваций можно отнести следующие:
инновации являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости;
с помощью инноваций расширяется круг производимых продукции и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей общества и их удовлетворению;
инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии;
конкуренция инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды.
Инновации выполняют особую функцию в системе воспроизводства — функцию порождения изменений, что позволяет оценить их как источник саморазвития и самоорганизации предприятий и как важнейший внутренний процесс и структурообразующий элемент. Инновации, составляя основу преобразований в социально-экономических системах, воздействуют на структуру, определяют темпы и масштабы экономических процессов и сопутствующих им структурных изменений.
Следовательно, инновации являются непременным элементом реализации основных законов развития общества, условием его динамичности и развития. Развитие организации происходит путем освоения разнообразных инноваций, которые могут затрагивать все сферы ее деятельности.
Следует отметить, что любые достаточно серьезные инновации в одной сфере требуют незамедлительных изменений в сопряженных участках, а иногда и общей перестройке организационной структуры управления предприятием. [36, с. 263].
К объектам инновации относятся:
— продукция (виды, качество);
— материалы;
— средства производства;
— технологические процессы;
— человеческий фактор (развитие личностей);
— социальная сфера (изменение поведения сотрудников организации);
— организационное развитие организации.
Степень риска при осуществлении различных инноваций не одинакова.
Так, инновации, направленные на частичную модернизацию оборудования и технологию производства, обновление выпускаемой продукции, снижение издержек производства и повышение материальной заинтересованности членов коллектива в результатах труда связаны с незначительным риском и являются обязательными условиями неуклонного повышения эффективности производства.
Со значительно большим риском связано внедрение принципиально новых достижений науки и техники, существенно изменяющих техническую базу производства и организацию управления на предприятии.
Мотивами инновационной деятельности могут выступать как внешние, так и внутренние факторы.
Внешними мотивами наиболее часто служат:
— необходимость приспособления предприятия к новым условиям хозяйствования;
— изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике;
— совершенствование и динамика рынков сбыта и потребительских предпочтений, то есть давление спроса;
— активизация конкурентов;
— конъюнктурные колебания;
— структурные отраслевые изменения;
— появление новых дешевых ресурсов, расширение рынка факторов производства, то есть давление предложения.
Внутренними мотивами инновационной деятельности предприятия являются:
— стремление увеличить объем продаж;
— расширение доли рынка, переход на новые рынки;
— улучшение конкурентоспособности фирмы;
— экономическая безопасность и финансовая устойчивость предприятия;
— максимизация прибыли в долгосрочном периоде.
Инновационная деятельность носит творческий характер, она плохо сочетается с жесткой регламентацией работ и централизацией принятия решений, трудно вписывается в формализованные организационные структуры управления.
Таким образом, внедрение различного вида инноваций требует адекватных изменений в действующих формах и методах организации производства, а это обуславливает необходимость непрерывности инноваций в процессе управления предприятием. Последнее становится все более важным условием повышения эффективности деятельности организации [43, с. 224].
Показатели потенциала предприятия Для развития инновационной деятельности предприятия важное значение имеют количественные и качественные показатели его научно-технического потенциала. К ним относят:
1. материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборам и автоматическими устройствами;
2. кадровые, характеризующие состав, количество, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР;
3. научно-теоретические, характеризующие результаты поисковых и фундаментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятии;
4. информационные, характеризующие состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей научной периодики;
5. организационно-управленческие, включающие необходимые методы организации и управления НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками;
6. инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений;
7. рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности новшеств, наличие спроса, заказов на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению новшеств на рынок и так далее;
8. экономические, характеризующие экономическую эффективность новшеств, затраты на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов;
9. финансовые, характеризующие инвестиции в НИОКР, нематериальные активы, источники финансирования (возможность выпуска акций и облигаций, привлечения зарубежного и частного инвестора) [9, с. 301].
1.3 Показатели экономической эффективности инноваций Экономическая эффективность инновации означает, что результат, получаемый вследствие вложения инвестиций и всех других ресурсов (денежных, материальных, информационных, рабочей силы) в новый продукт или операцию (технологию), обладает определенным полезным эффектом (выгодой), который в стоимостном исчислении превышает затраты [17, с. 299].
Формирование эффективной системы управления экономикой страны на базе факторов инновационного развития в настоящее время приобретает особую актуальность и значимость. В первую очередь это обусловлено повторяющимися масштабными кризисными явлениями в мировой и национальной экономике, а также напряженной внешнеэкономической ситуацией. Для формирования целостной системы управления инновационным и экономическим развитием страны важно качественно анализировать и оценивать уровень инновационной активности каждого региона на основе эффективных методик.
В статье отражены результаты авторского исследования, цель которого заключалась в формировании методики анализа инновационной активности хозяйствующих субъектов в регионах на основе комплекса показателей инновационной деятельности.
Рассмотрены проблемы определения «инновационная активность», сформулирован собственный подход к его трактовке, а также разработана методика анализа инновационной активности на основе комплекса взаимоувязанных показателей.
Определены основные требования к построению методики, область ее применения, интерпретация полученных результатов.
Результаты исследования заключены в получении новой методики анализа инновационной активности хозяйствующих субъектов, что позволяет качественно и эффективно проводить мониторинговые исследования инновационного развития регионов, формировать управленческие решения.
Предложенная методика анализа инновационного развития вносит определенный вклад в теорию инноваций и теорию управления системами. Практическое применение методики является базой для формирования рейтинговых оценок уровня инновационной активности в регионах России, что дает возможность сравнивать регионы по данному комплексному показателю [45, с. 36].
Экономическую эффективность инноваций следует рассматривать в двух направлениях:
Производства и реализация инновации;
Покупки инновации.
Совокупность видов эффективности, учитываемой на разных этапах инновационного процесса и в разных видах инновационной деятельности, представлена на рисунке 3.
инновационный производственный финансовый сельский Рисунок 3 Виды эффективности инновационной деятельности Проявление эффектов от использования новшеств представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 Виды эффектов от инноваций и их проявления
В России экономический эффект от инвестирования, в том числе инновационного, определялся при помощи так называемых приведенных затрат (Зni), определяемых по формуле Зni= Cei+ EнKi, (1)
где i — обозначение сравниваемых вариантов: нового, базового, альтернативного;
Сei — (годовые) текущие затраты на реализацию i-го варианта (себестоимость годового выпуска), ден. ед.;
Ен — нормативное значение коэффициента экономической эффективности инвестиций (Ен= 0,08; 0,12; 0,15;);
Кi — единовременные затраты (инвестиции) по i-му варианту, ден. ед.
Экономический эффект от производства и реализации инновации, приносящей доход, определяется по формуле Э = В — К, (2)
где Э — сумма эффекта по инновации, ден. ед.;
В — сумма денежных средств, полученная от производства и реализации инновации, ден. ед.;
К — инвестиции в производство и реализацию инновации, ден. ед Для сравнения экономической эффективности различных инноваций может применяться коэффициент эффективности, который рассчитывается по формуле КЭ = (В — К) / К, (3)
где (В — К) — чистый доход, ден. ед.
Коэффициент эффективности (производства и реализации) инновации показывает значение чистого дохода, получаемого с одного рубля инвестиций в производство и реализации инновации.
Для инновации в форме новой операции, используемой внутри предприятия — продуцента, экономический эффект может определяться по формуле Э' = ИбИи — 0,15*К, (4)
где Э' - сумма эффекта, ден. ед.;
Иб — годовые текущие затраты до осуществления каких — либо действий, закладываемые в будущую инновацию, ден.ед.;
Ии — годовые текущие затраты после осуществления этих же действий по инновации, ден. ед.;
К — инвестиции (текущие затраты) на производство и реализацию инновации, ден. ед.;
0,15 — нормативный коэффициент экономической эффективности.
В состав текущих затрат входят заработная плата работников за время осуществления операции, начисления на заработную плату, амортизационные отчисления по компьютерной технике, затраты на электроэнергию.
Экономическая эффективность покупки инновации означает получение выгоды покупателем этой инновации, то есть получение эффекта от вложения капитала.
Экономическая эффективность вложения покупателем капитала в инновацию определяется системой следующих показателей:
срок окупаемости инвестиций;
годовая и среднегодовая рентабельность инвестиций;
учетная норма прибыли;
чистая текущая стоимость;
внутренняя норма рентабельности инвестиций.
Срок окупаемости инвестиции — самый простой показатель оценки эффективности инвестиций. Он показывает время, необходимое инвестору для возвращения суммы вложенного капитала, и определяется отношением количества капитала к среднегодовой сумме чистой прибыли (то есть прибыли, оставшейся после уплаты налогов) и амортизационные отчислений.
ТОК — К / (П+А), (5)
где ТОК — срок окупаемости инвестиций, лет;
К — сумма инвестиций, ден. ед.;
П — среднегодовая сумма чистой прибыли, ден. ед.;
А — среднегодовая сумма амортизационных отчислений, ден. ед.
Чем меньше продолжительность окупаемости инвестиций, тем эффективнее вложение капитала.
Согласно Закону от 25 февраля 1993 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» срок окупаемости инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.
Годовая рентабельность инвестиций оценивается процентным отношением прибыли t-го года к сумме инвестиций.
При этом целесообразно использовать значение чистой прибыли с добавлением к ней суммы амортизационных отчислений t-го года:
Рt = [(Пt+ At)*100] / К, (6)
где Рtрентабельность инвестиций в году t, %;
Пtчистая прибыль в t-м году, ден. ед.;
Atамортизационные отчисления в t-м году, ден. ед.;
К — сумма инвестиций, ден. ед.
Чем выше уровень рентабельности, тем эффективнее вложение капитала.
Учетная норма прибыли оценивает рентабельность путем сравнения чистой прибыли без учета обесценения капитала с суммой инвестиций:
У = (П — А) / К, (7)
где У — учетная норма прибыли;
П — чистая прибыль, ден.ед.;
А — годовая сумма обесценения капитала (равна годовой сумме амортизационных отчислений), ден.ед.;
К — сумма инвестиций, ден. ед.
Чем выше учетная норма прибыли, тем эффективнее вложение инвестиций [43, с. 154].
1.4 Правовые основы инновационной деятельности Важнейшим элементом воздействия государства на инновационный процесс является правовое регулирование. Конституция РФ определила научно-технический прогресс, инновационный процесс как один из главных факторов удовлетворения материальных и духовных потребностей. Она закрепила в качестве государственной задачи организацию реализации научно-технических достижений в народном хозяйстве и других сферах жизни общества, гарантирует гражданам РФ свободу научно-технического творчества. Нормы Конституции являются исходными для правовой регламентации управления инновациями. Правовое обеспечение инновационного процесса обычно основывается на законодательных и нормативных актах, принятых на федеральном (государственном) и республиканском уровне. К этим актам следует отнести действующие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и центральных органов управления, государственные и межотраслевые стандарты, а также региональные законы, постановления республиканских правительств.
Основными направлениями формирования правовой среды, связанными с обеспечением благоприятных условий для развития инновационной инфраструктуры и инновационного предпринимательства являются положения:
— о науке и научно-технической деятельности;
— предпринимательской деятельности и формах ее осуществления;
— интеллектуальной деятельности, а также коммерциализации и внедрении в производство новых технологий;
— инвестиционной деятельности;
— налоговом, таможенном и тарифном регулировании.
Отметим, что нередко правовое обеспечение инновационного процесса сужается до нормативно-правовых документов (законов, указов, постановлений, инструкций), относящихся лишь к финансированию и стимулированию инноваций. Инновационное законодательство должно рассматриваться в более широком смысле, охватывающем не только финансово-экономическую составляющую инновационного механизма, но и его организационную, информационную, управленческую и другие составляющие. Сюда же следует отнести правовое обеспечение морально-психологических методов воздействия на инновационную деятельность.
По характеру и содержанию в инновационном законодательстве можно выделить три группы нормативно-правовых актов:
1) устанавливающие правовое положение и определяющие формирование системы органов управления инновациями;
2) регулирующие функционирование этой системы;
3) определяющие и регулирующие непосредственно инновационный механизм и протекающие в нем процессы.
По первым двум группам регулятивная функция права ограничивается преимущественно решением структурных вопросов — построением системы органов управления, определением их компетенции, прав и обязанностей отдельных ее подразделений. В третьей группе в проблеме правового регулирования инновационного процесса большая роль отводится правовому режиму процессов организации, финансирования, стимулирования и планирования инновационного процесса и внедрения его результатов в производство, а также продвижения новшеств на внутренний и внешний рынок. Важнейшими являются нормативно-правовые акты, относящиеся к третьей группе.
Правовая база, регламентирующая развитие инновационной инфраструктуры и инновационное предпринимательство, может быть охарактеризована как многоуровневое и слабо структурированное правовое образование, складывающееся из нормативно-правовых актов различной отраслевой принадлежности, направленных на регулирование отношений с не четко определенным особым субъектным составом и недостаточно согласованным понятийным аппаратом. Тем не менее, можно констатировать, что начато формирование отдельных блоков нормативно-правовых актов, которые определяют основные институциональные особенности, правовые контуры преобразования законодательства в этой предметной области. Анализ правовой базы показал, что возможно классифицировать нормативно-правовые акты, направленные на регулирование инновационной деятельности, по следующим признакам:
— юридическая сила нормативно-правовых актов (федеральные законы, подзаконные акты, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, локальные акты предприятий), определяющая принципы непротиворечивости правовых актов;
— нормативное содержание нормативно-правовых актов, Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» .
— отраслевая принадлежность (гражданское, финансовое, экологическое право): Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ;.
Кроме этих основополагающих законов приняты и действуют другие нормативно-правовые акты, регулирующие (наряду с другими аспектами) организацию инновационной деятельности. Это указы Президента РФ «О государственных научных центрах Российской Федерации» от 22 июня 1993 г. и «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» от 27 апреля 1992 г., Гражданский кодекс Российской Федерации (введен в действие 1 марта 1996 г.), постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации» от 25 декабря 1993 г. [2, 6, 7, 8].
2. Анализ инновационной деятельности «Покчинского сельского потребительского общества»
2.1 Характеристика предприятия Хлебопекарная промышленность — одна из основополагающих отраслей производства. Хлеб — это не только продукт, относящийся к товарам первой необходимости. Традиционно уровень потребления хлеба в России является одним из самых высоких в мире. Развитие искусства хлебопечения происходило на протяжении веков, чем и объясняется то многообразие сортов и видов «национального хлеба», которым славится Россия.
Организационно правовая форма «Покчинского сельского потребительского общества» (кратко «Покчинское сельпо») — потребительская кооперация. Высший орган — общее собрание пайщиков. Уставный капитал принадлежит «Покчинскому сельпо» .
Предприятие находится в Чердынском районе — село Покча. «Покчинское сельское потребительское общество» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и другие счета в кредитных учреждениях.
" Покчинское сельпо" - предприятие созданное 22 января 1992 года.
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию, услуги и необходимость обеспечения социального развития коллектива.
Основу планов составляют договора на поставку продукции, услуг с потребителями и поставщиками сырья.
Предприятие с момента создания решает вопросы повышения хозяйственной деятельности, расширения объема и ассортимента производимой продукции, расширения сферы обслуживания населения.
На сегодняшний день ассортимент выпускаемой продукции разнообразен.
Хлеб: «Белый», «Бородинский», «Ржаной», «Покровский» .
Булочки: «Сдобная», «Московская», «Выборская», рулеты с фруктовыми начинками, коржик молочный, коржик с орехами, плюшки, ромовая баба и весовое сдобное печенье.
Рассмотрим основные экономические показатели хозяйственной деятельности, представим их в таблице 1.
Таблица 1 — Основные экономические показатели хозяйственной деятельности
Показатели | Период | Изменения 2013 г. к 2012 г. | Изменения 2012 г. к 2011 г. | |||||
2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | Сумма | % | Сумма | % | ||
Численность работников, чел. | — 2 | — 5 | — 2 | — 5 | ||||
Основные средства, тыс.руб. | 29,9 | — 213 | ||||||
Фондовооруженность, тыс.руб. | 36,95 | 33,38 | 105,21 | 71,83 | — 3,57 | |||
Фонд оплаты труда, тыс.руб. | 69,6 | |||||||
Выручка от реализации, тыс.руб. | ||||||||
Средняя заработная плата, руб. | ||||||||
Производительность труда, тыс.руб. | 1033,4 | 1177,8 | 1404,3 | 226,5 | 144,4 | |||
Фондоотдача, руб. | 27,96 | 35,28 | 13,34 | — 21,94 | 7,32 | ; | ||
Фондоемкость, руб. | 0,036 | 0,029 | 0,075 | 0,046 | ; | — 0,007 | ; | |
Себестоимость продукции, тыс.руб. | ||||||||
Прибыль от продаж, тыс.руб. | ||||||||
Затраты на 1 рубль выручки, руб. | 0,81 | 0,81 | 0,81 | |||||
Рентабельность, % | 23,3 | 22,9 | 22,2 | — 0,7 | — 0,4 | |||
Основные экономические показатели данного предприятия показывают что, численность работников с каждым годом уменьшается, в связи с этим увеличивается средняя заработная плата на 2300 рублей.
Стоимость основных средств возросла более, чем в 2,5 раза. Выручка от реализации увеличивается на 959,0 тыс. руб. Прибыль от продаж возросла на 143,8 тыс. руб., что показывает положительный рост прибыли. Рентабельность предприятия практически не изменяется.
2.2 Экономический анализ состояния производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия Объем производства является важным обобщающим экономическим показателем, характеризующим деятельность экономической системы. Это показатель имеет особое значение для оценки результатов производственно-хозяйственной деятельности экономической системы, которая в свою очередь должна дать представление о положительных и негативных итогах работы системы за рассматриваемый период ее деятельности.
Изменение объема производства и взаимосвязанного с ним объема реализации, изменение качества продукции непосредственно влияет на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ этих показателей имеет важное значение для эффективности функционирования любого хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики.
Таблица 2 — Динамика производства и реализации продукции
Годы | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | |
Объем производства продукции, тыс. руб. | ||||
Темпы роста: | ||||
— базисные | ||||
цепные | ||||
Объем реализации продукции, тыс.руб. | ||||
Темпы роста: | ||||
— базисные | ||||
— цепные | ||||
Данные таблицы свидетельствуют о том, что за три года объем производства возрос на 42%, а объем реализации на 35%. За последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что показывает о накоплении остатков нереализованной продукции на складах и неоплаченной покупателями.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Исчислим его по среднегеометрической:
Тв.п.=1*Т2*Т3= 1,0*1,18*1,2 = 1,416 = 1,1 899 579=118,99
Тв.п.=118,99−100=18,99
Тр.п.= 1,0*1,11*1,22 = 1,354 = 1,163 700=116,37
Тр.п.=116,37−100=16,37
Среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 18,99%, а реализация продукции — 16,37%.
Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически (рис. 5).
Рисунок 5 — Динамика производства и реализации продукции за период с 2011 по 2013 год
Таблица 3 — Объем производства продукции, тонны
Изделия | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2012/2011гг. | 2013/2011гг. | |||
факт | факт | факт | + ; | % | + ; | % | ||
Хлеб белый | 57,3 | 58,1 | 66,3 | +0,8 | 0,7 | +9 | 7,9 | |
Хлеб бородинский | 40,9 | 42,9 | 39,1 | +2 | 2,4 | — 1,8 | — 2,3 | |
Хлеб ржаной | 35,2 | 36,1 | 37,5 | +0,9 | 1,3 | +2,3 | 3,2 | |
Хлеб покровский | 35,3 | 35,7 | 37,1 | +0,4 | 0,6 | +1,8 | 2,5 | |
Итого: | 168,7 | 172,8 | +4,1 | 1,2 | +11,3 | 3,2 | ||
Данные показывают что в 2012 г. по сравнению с 2011 г. объем производства продукции увеличился не значительно по всем видам изделий.
— Хлеб белый составляет 0,7%;
— Хлеб бородинский 2,4%;
— Хлеб ржаной 1,3%;
— Хлеб покровский 0,6%;
В 2013 г в сравнении с 2011 г. возросло производство хлеба белого и ржаного, но снизилось производство бородинского.
— Хлеб белый составляет 7,3%;
— Хлеб бородинский -2,3%;
— Хлеб ржаной 3,2%;
— Хлеб покровский 2,5%;
Следовательно в этом периоде меньше реализовался бородинский хлеб, а увеличилось во много раз белый и покровский хлеб.
Таблица 4 — Реализация продукции, тонны
Изделия | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2012/2011гг. | 2013/2011гг. | |||
факт | факт | факт | + ; | % | + ; | % | ||
Хлеб белый | +1 | 0,9 | +1 | 0,9 | ||||
Хлеб бородинский | 41,5 | +0,5 | 0,6 | +0,5 | 0,6 | |||
Хлеб ржаной | 30,3 | 31,4 | +1,1 | 1,8 | +1,7 | 2,7 | ||
Хлеб покровский | 29,4 | +0,6 | +1,6 | 2,6 | ||||
Итого: | 159,2 | 162,4 | +3,2 | +4,8 | 1,5 | |||
На основе проведенных расчетов можно сравнить 2012 г. с 2011 г., тем самым увидим, что в объеме реализации продукции:
— реализация хлеба белого составляет 0,9%;
— бородинского хлеба 0,6%;
— ржаного хлеба 1,8%;
— покровского хлеба 1%.
А если сравнить 2013 г. с 2011 г., то показатели изменились в следующем виде:
— реализация хлеба белого составляет 0,9%;
— бородинского хлеба 0,6%;
— ржаного хлеба 2,7%;
— покровского хлеба 2,6%.
А с 2011 г. по 2013 г. объем производства готовой продукции составляет 3,2%, а реализация 1,5%. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции, что может отрицательно повлиять на финансовое положение предприятия.
Специалистами «Покчинского сельпо» по результатам хозяйственной деятельности 2012 г. более детально изучен спрос на отдельные виды хлеба, в результате в 2013 г. увеличили производство и реализацию покровского и ржаного хлеба.
Таблица 5 — Выполнение плана по ассортимент продукции за 2011;2013 гг., тыс.руб.
Изделия | Объем производство продукции в плановых ценах, тыс.руб. | % выполнения плана | Объем продукции зачтенный выполнении плана по ассортименту, тыс.руб. | ||
план | факт | ||||
2011 г. | |||||
Хлеб белый | 111,8 | ||||
Хлеб бородинский | |||||
Хлеб ржаной | 97,8 | ||||
Хлеб покровский | 109,2 | ||||
итого | 106,4 | ||||
2012 г. | |||||
Хлеб белый | 104,8 | ||||
Хлеб бородинский | 91,9 | ||||
Хлеб ржаной | 108,2 | ||||
Хлеб покровский | 110,4 | ||||
итого | 104,1 | ||||
2013 г. | |||||
Хлеб белый | 95,9 | ||||
Хлеб бородинский | 98,2 | ||||
Хлеб ржаной | 115,8 | ||||
Хлеб покровский | 129,7 | ||||
итого | 103,6 | ||||
30 009/30130*100=99,6% выполнение плана продукции за 2011 год
35 762/36340*100=98,4% выполнение плана продукции за 2012 год
42 900/43794*100=98,1% выполнение плана продукции за 2013 год Анализируя выполнения плана по ассортименту продукции за 3 года данные показывают, что эти планы не выполнены 2011 г. — 99,6%, 2012 г. — 98,4%, 2013 г. — 98,1%, то есть при планировании в ассортимент слабо изучается спрос на данную продукцию.
Таблица 6 — Состав и структура производства продукции, тыс.руб.
Изделия | Объем производство продукции за2011г, тыс.руб. | Объем производство продукции за 2013 г, тыс.руб. | |||||||
план | факт | + ; | % | план | факт | + ; | % | ||
Хлеб белый | +1555 | 45,9 | — 574 | 29,2 | |||||
Хлеб бородинский | +70 | 22,1 | — 320 | 38,7 | |||||
Хлеб ржаной | — 121 | 16,4 | +1257 | 20,3 | |||||
Хлеб покровский | +420 | 15,6 | +1225 | 11,8 | |||||
Итого | +1919 | +1588 | |||||||
По некоторым видам продукции с 2011 г. по 2013 г. нарушилась запланированная структура, то есть изменение продукции произошло следующем образом:
— хлеб белый уменьшился на 16,7%;
— хлеб бородинский увеличился на 16,6%;
— хлеб ржаной увеличился на 3,9%;
— хлеб покровский уменьшился на 3,8%.
Тем самым можно сказать о том, что изменения в структуре производства происходят в основном за счет снижения хлеба белого и покровского.
Оценка имущественного потенциала проводилась методами горизонтального и вертикального анализа. Результаты горизонтального анализа актива бухгалтерского баланса предприятия за период с 2011;2013 гг. представлены в таблице 7.
Таблица 7 — Горизонтальный анализ баланса «Покчинского сельпо»
Наименование | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | Изменения в 2013 г. по сравнению с 2011 г. | ||||
Сумма, тыс.руб. | % | Сумма, тыс.руб. | % | Сумма, тыс.руб. | % | |||
Актив | ||||||||
Внеоборотные активы | ||||||||
Оборотные активы в т. ч. | ||||||||
Запасы | ||||||||
Дебиторская задолженность | ||||||||
Денежные средства | — 483 | |||||||
Баланс | ||||||||
Пассив | ||||||||
Капитал и резервы | ||||||||
Краткосрочные обязательства | ||||||||
Баланс | ||||||||
Результаты горизонтального анализа актива баланса показывают, что увеличение произошло по всем статьям баланса, за исключением денежных средств.
В 2013 г. по сравнению с 2011 г. активы баланса увеличились на 4647 тыс. руб., что свидетельствует о положительной финансовой деятельности предприятия.
Оборотные активы увеличились в 2013 г. на 766 тыс. руб.
Увеличились запасы на конец 2013 г. их сумма составила 992 тыс. руб. Также увеличились внеоборотные активы в 2013 г. по сравнению с 2011 г. на 3881 тыс. руб.
Денежные средства к концу анализируемого периода уменьшились на 483 тыс. руб., в связи с покупкой автомашины. Данные показатели свидетельствуют о положительной стороне финансовой деятельности предприятия.
По пассиву баланса видно, что капитал и резервы увеличились на 660 тыс. руб., а также и краткосрочные обязательства на 3987 тыс. руб.
3. Пути совершенствования инновационной деятельности «Покчинского сельского потребительского общества»
3.1 Мероприятия по совершенствованию инновационной деятельности предприятия В данной главе выпускной квалификационной работы будут рассмотрены основные мероприятия, которые предлагаются для дальнейшего совершенствования инновационной деятельности «Покчинского сельского потребительского общества» .
Развитие инновационной деятельности — одно из основных путей получения высокого уровня прибыли. Инновационная деятельность способствует и формирует положительный имидж предприятия в целом, повышает все его хозяйственно-экономические показатели. Для того, чтобы сократить негативные процессы, ухудшающие развитие инновации, на рассмотренном предприятии необходимо реформировать инновационную политику, под которой понимается комплекс, мероприятий касающихся стимулирования разработки, управления, реформирования и контроля процессов инновационной деятельности в сфере техники, производства и персонала.
Для создания благоприятного инновационного климата необходимы следующие меры:
— разработка концепции развития инновационной деятельности;
— формирование нормативно-правовых основ инновационной деятельности;
— информационное обеспечение в виде единого и доступного инновационного банка данных;
— развитие образования и подготовка кадров для инновационной деятельности.
В целях совершенствования управления инновационными процессами на предприятии необходима систематизированная программа действий руководителей с чётким указанием конкретных целей, ресурсного обеспечения, сроков, структур, непосредственно ответственных за реализацию действий по соответствующим направлениям, способна создать действенный механизм управления инновационными процессами.
В процессе развития инновационного потенциала значительную роль должен играть так называемый отдел инновационного развития. В структуру данного отдела должны входить подразделения, имеющие специальный статус, соответствующую организационную структуру, специально подготовленный персонал и чётко определённые функции. По существу это должен быть орган комплексного планирования и координации инновационной деятельности на предприятии, важной задачей которого должно стать формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей как наращивание инновационного потенциала области, так и выход инновационной продукции на рынки.
Систематическая циркуляция на предприятии новейшей технологической информацией должны содействовать созданию атмосферы нацеленности на инновации.
Развитие инновационной деятельности напрямую зависит от обеспечения её высококвалифицированными профессиональными кадрами, адекватно реагирующими на запросы инновационного развития промышленного производства.
Создание собственного инновационного подразделения соответствует мировой практике внутрифирменного предпринимательства. Достоинства такого способа организации инновационной деятельности заключаются в том, что можно приблизить научно-исследовательский поиск к возможностям исходного производства и нуждам конечного потребителя, привлечь высококвалифицированные научные кадры и быть более уверенными в сохранении коммерческой тайны.
К работе инновационного подразделения необходимо привлекать работников, способных к новаторству, персональной ответственности, анализу производственно-хозяйственной деятельности, организации инновационных мероприятий. Работник, ответственный за деятельность инновационного подразделения должен быть лицом, достаточно авторитетным на предприятии.
Структура показателей инновационной деятельности предприятия включает в себя кадровый потенциал, затраты на инновации и финансовое обеспечение инновационной деятельности, результаты инновационной деятельности в виде выпуска инновационной продукции и услуг.
Предлагаются следующие основные мероприятия по совершенствованию инновационной деятельности «Покчинского сельского потребительского общества» :
— Создать отдел по инновационному развитию, в функции которого входила бы разработка проекта по внедрению инновационных технологий и ассортимента продукции. Предприятию необходимо внедрить элементы цивилизованного менеджмента, ввести в штат специалистов в области менеджмента организации, оформить должностную инструкцию, в которой конкретно указать область деятельности специалистов, обеспечить их рабочими местами и всем необходимым для осуществления своих полномочий (персональный компьютер, программное обеспечение, интернет-коммунникации);
— Создать новую систему мотивации персонала к инновационной деятельности.
Создание отдела по инновационному развитию Внедрение отдела инновационного развития в организационную структуру «Покчинского сельпо» является необходимым и очень важным по отношению к дальнейшему развитию инновационной деятельности предприятия.
Согласно штатному расписанию (таблица 8), в структуру отдела по инновационному развитию должны входить: специально подготовленный персонал состоящий из 2 человек — 1 начальник отдела, выполняющий обязанности менеджера по инновационному развитию и 1 специалист по инновационному развитию с чётко определёнными обязанностями.
Таблица 8 — Штатное расписание отдела по инновационному развитию
Должность | Количество | Заработная плата, руб. | ||
За месяц | За год | |||
Начальник отдела | 20 000 | 240 000 | ||
Специалист по инновационному развитию | 10 000 | 120 000 | ||
ИТОГО | ||||
Начальник отдела (менеджер по инновационному развитию). Основные обязанности:
-· Разработка управленческих решений по выработке политики, стратегии и тактике осуществления инновационной деятельности завода;
-· Организация планирования ИД по всем направлениям;
-· Совершенствование форм и методов работы отдела;
-· Организация взаимодействия отдела с высшим и средним менеджментом завода по вопросам ИД;
— Осуществление контактов с внешней средой;
-· Рассмотрение предложений, связанных с инновационной деятельностью.
На рассмотрение начальнику отдела поступают следующие материалы:
— предложения авторов новаций;
-· суждения коллектива и результаты оценки значимости рационализаторских предложений специалистов и рабочих завода;
— экспертные заключения о рационализаторских предложениях;
-· рекомендации специалистов, по поводу внедрения рационализаторских предложений.
Оценка пригодности рационализаторского предложения: позволяет относительно быстро оценить его привлекательность для предприятия. А так же оценить:
— совместимости предложения с опытом и возможностями предприятия;
— обоснованности сути предложения;
— рыночных перспектив;
— выгода для предприятия от реализации предложения;
— возможностей по охране коммерческого потенциала предложения.
Организационно-технологическая подготовка производства новшеств и внедрения инноваций.
После ознакомления с представленными материалами начальник отдела может принять следующие решения и внести информацию в базу данных отдела:
— отклонить предложение;
— отправить на дополнительную экспертизу;
— отложить предложение;
— внедрить предложение.
На должность начальника отдела по инновационному развитию назначаются лица с базовым образованием по специальности профессионального менеджера по инновациям, имеющего практический опыт работы управляющим в сфере инноваций.
Специалист по инновационному развитию. Основные обязанности:
— Формирование портфеля новшеств.
— Участие в подготовке тематических обзоров, выставок, симпозиумов, совещаний о состоянии и тенденциях инновационного развития производства, передовом отечественном и зарубежном опыте.
-· Формирование портфеля инноваций.
-· Вести учет эффективности использования информационно-инновационных материалов на предприятии при освоении новых видов продукции, технологии, применение передового опыта в сфере инноваций.
-· Подготавливать отчетность о работе отдела инновационного развития.
Образование: высшее по специальности «менеджер по инновациям» .
По существу отдел по инновационному развитию должен быть органом комплексного планирования и координации инновационной деятельности на предприятии, важной задачей которого должно стать формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей как наращивание инновационного потенциала области, так и выход инновационной продукции на рынки.
Эффективная деятельность предприятия во многом зависит от четко налаженной организационной структуры. Данная разработка, а именно изменение в организационной структуре предприятия, также будет являться задачей по совершенствованию инновационной деятельности в «Покчинском сельпо» как и создание новой системы мотивации инновационного персонала.
Данное изменение в дальнейшем позволит оперативно решать вопросы по:
1. технологической документации;
2. изготовлению и испытанию опытных образцов и оснащенности производства.
Необходимо производить приём на работу высококвалифицированных кадров. Как показывают исследования, это является важной и растущей проблемой во всех организациях. В течение 2−3 лет наладить сеть подготовки и переподготовки кадров, включая использование программ и технических средств дистанционного обучения. Система подготовки кадров должна быть гибкой и разнообразной, и включать как университетское и после университетское обучение, так и кратковременные курсы, семинары, круглые столы для повышения квалификации уже действующих менеджеров.
Для обеспечения нормальной деятельности отдела.
В состав затрат проекта включаются капитальные (единовременные) и текущие затраты:
1. К капитальным затратам относятся:
— мебель (для двух человек): столы, стулья;
— мебель общего пользования: 1 шкафа;
— оргтехника: два компьютера, сканер, ксерокс, 1 принтера;
— связь: два телефона, интернет;
— пособия по инновационной деятельности: книги, журналы, научная литература.
Итого часть капитальных затрат приблизительно составляет 100 000 рублей.
2. К текущим затратам относятся:
— заработная плата сотрудников отдела за год (на основании штатного расписания);
— затраты, связанные с организационными мероприятиями: учеба сотрудников, повышение квалификации, выставки;
— поощрение новаторов;
— затраты на рекламу, агитацию к инновационной деятельности;
— канцелярия.
Итого текущие затраты составят 1 000 000 рублей.
Общая сумма затрат за первый год внедрения составит 1 100 000 рублей, а за второй год затраты составят 800 000 рублей, за третий год 600 000 рублей.
Создание новой системы мотивации инновационного персонала (рабочих и специалистов) «Покчинского сельпо»
Основное внимание в «Положении о системе оплаты и стимулирования труда персонала» на предприятии было уделено материальным методам стимулирования, которые, на самом деле, были малоэффективны и не в полной мере качественно разработаны. Они наиболее типичны для Российских предприятий вообще. В соответствии с Трудовым Кодексом предприятие самостоятельно устанавливает вид системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и должностных окладов, а также формы материального поощрения.
Предложения для проведения новой системы мотивации инновационных работников:
— меры по материальной мотивации:
1) Организация стимулирования творчества, то есть поощрение рационализаторских предложений, которые находят применение. Если предложение принимается, его автор получает 25% общей суммы экономии на себестоимости до двух лет после внедрения усовершенствования. Можно осуществлять финансовую поддержку деятельности новаторов по двум направлениям: свобода в использовании до 15% своего рабочего времени; обеспечение существенной ресурсной поддержки.
2) Организация «оплаты за квалификацию» для широкопрофильных специалистов, успевших внести некоторый вклад в научно-техническое развитие предприятия. При освоении каждой новой специальности исполнитель получает прибавку к заработной плате, при этом приобретенные знания должны в той или иной мере использоваться в работе.
3) Также можно премировать сотрудников в зависимости от сложности и рискованности предложенных изобретений. Тогда расчет вознаграждения за изобретение можно представить следующим образом:
Вознаграждение за изобретение = Оклад работника x Ктн x Кважн, где Кважн — коэффициент важности (табл. 9),
Ктн — коэффициент технической новизны (табл. 10).
Таблица 9 — Определение коэффициента важности
Определение коэффициента важности | Значение коэффициента важности изобретения/ рационализаторского предложения | |
Неважно | ||
Сомнительная важность | 0,5 | |
Не вносит конструктивных изменений в изделие | 1,1 | |
Изобретение/ предложение для организации имеет определенную важность | 1,5 | |
Изобретение/ предложение очень важно для предприятия и в дальнейшем ему завоевать более прочную позицию на рынке | ||
Таблица 10 — Данные для коэффициента технической новизны
Признаки неочевидности получения положительных результатов | Признаки неочевидности получения положительных результатов | |
Признаки неочевидности получения положительных результатов | 1,0 | |
Техническое решение заключается в новой совокупности известных технических решений, создающих положительный эффект | 1,2 | |
Техническое решение, имеющее прототип, совпадающий с новым решением по большинству основных признаков | 1,5 | |
Техническое решение, имеющее прототип, совпадающий с новым решением по половине основных признаков | 2,0 | |
Техническое решение, имеющее прототип, совпадающий с новым решением по меньшинству основных признаков | 2,5 | |
Техническое решение, характеризующееся совокупностью существенных отличий, не имеющих прототипа | 3,0 | |
— нематериальные методы мотивации:
Средством мотивации, как известно, может служить все, что способствует укреплению у человека чувства самоуважения.
1) Можно посоветовать использовать банки отпусков, которые объединяют оплаченные дни отпусков, больничные дни. Когда работнику требуется дополнительно взять какой-либо день (или несколько дней) для своих нужд, он может пользоваться запасом дней из банка отпусков, «выкупить» какое-то их число в счет будущих отпускных или взять в обмен на другие льготы.
2) При наличии у предприятия средств оправданно посылать ведущих работников в зарубежные командировки, на стажировки, краткосрочные курсы для повышения знаний ведущих работников.
3) Можно ввести на предприятии систему конкурсов. Победителям: нужно обеспечить повышение в должности, грамоты, повышение зарплаты и выплаты премий до следующего конкурса.
Служба управления персоналом должна работать с руководителями. Ведь инновационный потенциал сотрудника может проявляться в различных формах, но во власти руководителя направить его в нужное русло. Инновационный руководитель должен стать наставником персонала.
3.2 Экономическая эффективность от предлагаемых мер
" Покчинское сельское потребительское общество" представляет собой постоянно развивающуюся систему, включающую в себя материально-техническое, информационное и научное обеспечение. Одним из основных направлений в развитии производства является повышение пищевой ценности хлебобулочных изделий. Это можно достичь путем расширения ассортимента хлебобулочной продукции, усовершенствованием рецептур, за счет обогащения изделий жизненно важными и незаменимыми веществами.
Предприятие повышает свою эффективность за счет технической модернизации и внедрением инноваций в сфере организации производством, а так же за счет снижения издержек производства, которые делают продукцию более дешевой и доступной широкому кругу потребителей.
Хлеб для потребителей является продуктом первой необходимости, поэтому рынок стабилен, предсказуем и позволяет развиваться бизнесу.
Ввиду того, что население в Чердынском районе увеличивается необходимо развивать, модернизировать, улучшать предприятия. Это будет способствовать появлению новых рабочих мест, повышению спроса на различные виды продукции, улучшению качества предоставляемой продукции, совершенствование ассортимента, роста финансовой независимости и повышения конкурентоспособности предприятия.
" Покчинское сельское потребительское общество" на данный момент времени ведет активную разработку по обновлению ассортимента продукции.
Основной упор необходимо делать на улучшение рецептур хлеба и хлебобулочной продукции, получая более полезный хлеб для здоровья населения.
Наиболее актуальными являются инновационные исследования, направленные на разработку эффективных способов использования в хлебопечении нетрадиционного сырья и добавок, обеспечивающих экономию основного и дополнительного сырья, а также повышение качества и пищевой ценности продукции.
Таблица 12 — Перечень ассортимента продукции внедряемое в производство
Продукция | Качественные характеристики | цена | |
Хлеб «Каравай» | Традиционный хлеб-соль к юбилею или свадьбе. Срок хранения 72 часа. | 18−00 | |
Хлеб «Паляница» | Вырабатывается по классической технологии: опаратесто, без добавления сахара и жира, имеет традиционный вкус и аромат хлеба. Срок хранения 3 суток. | 19−00 | |
Хлеб «8 злаков» | Готовится из смеси муки и злаков. Благодаря повышенному содержанию белков, витаминов, пищевых волокон и таких микроэлементов как железо, фосфор, магний и кальций повышает умственную активность и работоспособность организма, укрепляет нервную систему. Срок хранения 5 суток. | 21−00 | |
Хлеб «фруктовый» | Оригинальное изделие в виде нарезанного хлеба темного цвета с добавлением фруктов и орехов. Срок хранения 96 часов. | 18−00 | |
Батон с отрубями | Сожержат большое количество пшеничных отрубей, минеральных веществ и витаминов. Полезен при заболевании желудочно-кишечного тракта. Срок хранения 2 суток. | 17−00 | |
Хлеб «Деревенский» | Вырабатывается по классической технологии: на заквасках, в итоге получается вкусный и ароматный хлеб. Срок хранения 36 часов. | 15−00 | |
Таким образом, основными тенденциями развития рынка хлебобулочных изделий в Чердынском районе является разработка новых инновационных рецептур, использование нетрадиционного сырья, что позволит повысить пищевую ценность хлебобулочных изделий, повысить качество и увеличить сроки хранения готовой продукции.
Наиболее приоритетным направлением развития деятельности предприятия признается цель — это расширение ассортимента хлебобулочной продукции.
Успешность деятельности предприятия напрямую зависит от наличия, разнообразия и качества предлагаемого потребителю товара. Соответственно ключевую роль в достижении успеха играют налаженные отношения с поставщиками.
Для количественной оценки инновационного проекта необходимо произведем следующие расчеты:
Определение программы производства.
Таблица 13 — Увеличение объемов продаж по товарным группам
Товар | Средний уровень цен, руб/кг | Объем продаж, тонн | Выручка, тыс.руб. | |||||
2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | |||
Хлеб «Каравай» | 126,0 | 180,0 | 198,0 | |||||
Хлеб «Паляница» | 133,0 | 171,0 | 190,0 | |||||
Хлеб 8 злаков | 84,0 | 189,0 | 210,0 | |||||
Хлеб фруктовый | ; | ; | 90, | 108,0 | ||||
Батон с отрубями | ; | 7,5 | ; | 127,5 | 136,0 | |||
Хлеб «Деревенский» | ; | ; | 300,0 | 330,0 | ||||
Итого | 60,5 | 343,0 | 1057,5 | 1172,0 | ||||
Ввиду того, что открывается инновационный отдел, который будет изучать и наблюдать за увеличением объема продаж по товарным группам, но и расширению ассортимента продукции, в связи с чем увеличится выручка. В 2015 году выручка составит 343,0 тыс. руб., в 2016 г. — 1057,5 тыс. руб. и в 2017 — 1172,0 тыс. руб.
Весь введенный инновационный ассортимент продукции «Покчинского сельпо» наиболее положительные результаты, связанные с финансово-экономической деятельностью, сформируют более уверенный имидж предприятия, дадут толчок для инновационного развития предприятия.
Данная инновационная деятельность будет ориентирована, прежде всего на рынок. Ее внедрение позволит привлечь большее число клиентов, повысить материально-технический оборот продукции, увеличит прибыль.
Благодаря данному проекту, в «Покчинском сельпо» будет совершенствоваться работа деятельности предприятия.
Далее рассмотрим экономический эффект от предлагаемой продукции, представим в таблице 14.
Таблица 14 — Экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия
Показатели | 2013 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | Изменение 2017 г. к 2013 г. | ||
сумма | % | ||||||
Численность работников, чел. | |||||||
Основные средства, тыс.руб. | |||||||
Фондовооруженность, тыс.руб. | 105,21 | 102,38 | 102,38 | 102,38 | — 2,83 | ; | |
Фонд оплаты труда, тыс.руб. | |||||||
Выручка от реализации, тыс.руб. | 5196,0 | 5491,8 | 5566,7 | 5578,9 | 382,7 | ||
Средняя заработная плата, руб. | |||||||
Производительность труда, тыс.руб. | 1404,3 | 1341,1 | 1359,4 | 1359,8 | — 44,5 | ||
Фондоотдача, руб. | 13,34 | 13,10 | 13,28 | 13,31 | — 0,03 | ; | |
Фондоемкость, руб. | 0,075 | 0,077 | 0,076 | 0,076 | — 0,01 | ; | |
Себестоимость продукции, тыс.руб. | 4250,4 | 4462,9 | 4586,0 | 4620,3 | 469,9 | ||
Прибыль от продаж, тыс.руб. | 945,6 | 1028,9 | 980,7 | 958,6 | 13,0 | ||
Затраты на 1 рубль выручки, руб. | 0,81 | 0,81 | 0,82 | 0,82 | 0,01 | ||
Рентабельность, % | 22,2 | 23,1 | 21,3 | 22,2 | |||
В качестве инновационного развития деятельности предприятия предлагается создать инновационный отдел, благодаря которому будет расширятся ассортимент продукции. Данные таблицы показывают, что в 2017 г. по сравнению 2013 г. увеличилась численность работников на 2 человека, также увеличилась выручка от продажи на 382,7 тыс. руб. Предприятие работает с прибылью в 2017 году составит 958,6 тыс. руб.
Выводы и предложения На основе проведенного анализа «Покчинского сельского потребительского общества» можно сделать следующие выводы:
— Численность работников уменьшилась в 41 до 37 человек;
— Фонд оплаты труда с каждым годом увеличивается и в 2013 году составил 6600 тыс. руб.;
— Средняя заработная плата ежегодно возрастает и в 2013 году составляет 15 000 рублей;
— Стоимость основных средств возросла более, чем в 2,5 раза;
— Объем реализованной продукции ежегодно возрастает и в 2013 году составил 51 960 тыс. руб.;
— Темпы роста производительности труда опережают темпы роста среднемесячной заработной платы соответственно 135,9% и 118,2%;
— Предприятие работает с прибылью, которая ежегодно увеличивается в 2013 году составила 9456 тыс. руб., а уровень рентабельности — 22,2%.
— В структуре товарной продукции наибольший удельный вес занимает Хлеб «белый» — 29,2% и хлеб «бородинский» — 38,7%, за счет изменения состава ингредиентов данных изделий.
— У предприятия имеются конкуренты по производству и продажи хлебобулочных изделий такие как: Хлебопекарня ИП «Илона», Хлебозавод «Чердынь-Хлеб» .
В связи с этим «Покчинскому сельскому потребительскому обществу» необходимо развивать инновационную систему, включающую в себя расширение ассортимента продукции, новые технологии и оборудование, а также высококвалифицированный кадровый состав работников.
Эта система позволит рационально использовать сырьевые ресурсы и увеличить ассортимент продукции, обеспечивающий потребности рынка.
Таким образом, основными тенденциями развития рынка хлебобулочных изделий в Чердынском районе является разработка новых инновационных рецептур, что позволит повысить пищевую ценность хлебобулочных изделий, повысить качество и увеличить сроки хранения готовой продукции.
В качестве инновационного развития мы предлагаем:
— Внедрение отдела инновационного развития в организационную структуру, что является необходимым и важным по отношению к дальнейшему развитию инновационной деятельности предприятия.
Инновационное развитие «Покчинского сельского потребительского общества» позволит создавать новые идеи, новые и усовершенствованные продукты и технологические процессы, что будет способствовать повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом.
В практической части была изменена организационная структура, был создан отдел по инновационному развитию в количестве 2 человек.
— Для успешной деятельности предприятия в 2015 году планируется расширение ассортимента продукции по 3 видам: Хлеб «Каравай», Хлеб «Паляница» и Хлеб «8 злаков» .
В 2016 году ассортимент уже расширится на 4 вида хлеба, такие как: Хлеб «8 злаков», хлеб «фруктовый», хлеб «Деревенский» и батон с отрубями.
Расчет экономических показателей по расширению ассортимента продукции показал, что предприятие по объему реализованной продукции ежегодно возрастает и в 2017 году составит 55 789 тыс. руб. Численность работников увеличивается на 2 человека.
Данное предприятие с использованием инновационного отдела по расширению ассортимента продукции будет работать с прибылью в сумме 958,6 тыс. руб., а рентабельность продаж составила — 22,2%.
Экономический эффект инновационного отдела составил 130 тыс. руб.
В целом можно сделать вывод, что весь введенный инновационный ассортимент продукции «Покчинского сельпо» даст наиболее положительный результат, связанный с финансово-экономической деятельностью, сформируют более уверенный имидж предприятия и будет толчком для инновационного развития предприятия.
Список использованных источников
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года).
2. Гражданский Кодекс РФ (введен в действие 1 марта 1996 г.).
3. Федеральный закон от 25.02.1993 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» .
4. Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политики» .
5. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» .
6. Указ Президента РФ от 22.06.1993 г. «О государственных научных центрах Российской Федерации.
7. Указ Президента РФ от 27.04.1992 г. «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» .
8. Постановление Правительства РФ от 25.12.1993 г. «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации.
9. Андрейчиков А. В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях: системный анализ и принятие решений / А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. — М.: Вуз. учебник: ИНФРА-М, 2013. — 394 с.
10. Бараненко Сергей Петрович. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. пособие / С. П. Бараненко, М. Н. Дудин, Н. В. Лясников. — М.: Центрполиграф, 2011. — 581 с.
11. Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник. — М.: Юрайт, 2011. — 711 с.
12. Барышева А. В. Инновации: учебное пособие. — М.: Дашков и К°, 2010. — 380 с.
13. Белокрылова О. С. Теория инновационной экономики: учебник. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 376 с.
14. Беляев Ю. М. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / Ю. М. Беляев. — М.: Дашков и К, 2013. — 220 c.
15. Бирман Л. А., Кочурова Т. Б. Стратегия управления инновационными процессами; Дело АНХ — Москва, 2010. — 144 c.
16. Бовин А. А. Управление инновациями в организации: Учеб. Пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. М.: Омега-Л, 2010. 415 с.
17. Вишняков, Я. Д. Инновационный менеджмент. Практикум: Учебное пособие / Я. Д. Вишняков, К. А. Кирсанов, С. П. Киселева. — М.: КноРус, 2013. — 326 c.
18. Гаврилов Л. П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе; Юрайт — Москва, 2013. — 388 c.
19. Гайдукова Г. Н.: Инновационный менеджмент. — Белгород: НИУ «БелГУ», 2012. — 387 с.
20. Гершман М. А.: Инновационный менеджмент. — М.: Маркет ДС, 2010. — 409 с.
21. Голубков Е. П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Е. П. Голубков. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 184 c.
22. Горфинкель В. Я. Инновационный менеджмент: Учебник / В. Я. Горфинкель, А. И. Базилевич, Л. В. Бобков. — М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. — 461 c.
23. Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия): Учебник / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов, В. А. Кузьменко. — М.: КНОРУС, 2015. — 408 с.
24. Гришин В. В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики; Дашков и Ко — Москва, 2012. — 368 c.
25. Дармилова Ж. Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для бакалавров / Ж. Д. Дармилова. — М.: Дашков и К, 2013. — 168 c.
26. Завлин П. Н., Казанцев А. К., Миндели Л. Э. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика — М.: Экономика, 2010. — 518 с.
27. Кожухар В. М. Инновационный менеджмент: Практикум / В. М. Кожухар. — М.: Дашков и Ко, 2013. — 200 c.
28. Кузнецов Б. Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / Б. Т. Кузнецов, А. Б. Кузнецов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 367 c.
29. Кужева С. Н. Инновационный Менеджмент: Учебное Пособие. Ч. 1; Наука — Москва, 2010. — 574 c.
30. Маренков Н. Л. Инноватика; Либроком — Москва, 2013. — 304 c.
31. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент: Учебник / В. Г. Медынский. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 295 c.
32. Мустафина А. Р. Страхование рисков, связанных с инновационной деятельностью на рынке технологий; Анкил — Москва, 2012. — 318 c.
33. Мухамедьяров А. М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А. М. Мухамедьяров. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 176 c.
34. Никулина О. В.: Стратегические ориентиры инновационного развития экономики. — Краснодар: Просвещение-Юг, 2010. — 368 с.
35. Соколова О. Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / О. Н. Соколова. — М.: КноРус, 2013. — 208 c.
36.Солдатова Ю. С. Методика анализа перспектив развития инновационной деятельности предприятия; «Финансы и кредит» № 13−2015.-32с.
37. Тебекин А. В. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров / А. В. Тебекин. — М.: Юрайт, 2013. — 476 c.
38. Туккель И. Л. Методы и инструменты управления инновационным развитием промышленных предприятий / И. Л. Туккель, С. А. Голубев, А.В.
39. Сурина Н. А. Цветкова Инновационный менеджмент / Под ред. И. Л. Туккеля. — СПб.: БХВ-Петербург, 2013. — 208 с.
40. Уколов В. Ф. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе: учебник / В. Ф. Уколов. — М.: Экономика, 2009. — 400 c.
41. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. — СПб.: Питер, 2013. — 448 c.
42. Широкова Н. И Методика анализа инновационной активности хозяйствующих субъектов на основе использования показателей интенсивности и эффективности инновационной деятельности; «Экономический анализ: теория и практика» — № 16-апрель 2015. — 36 с.
43. Экономика и управление инновациями: учебно-методический комплекс / В. И. Кудашов, Е. В. Иванова, Т. Г. Машковская. — Минск: Издательство МИУ, 2012. — 239 с.
44. Янковский К. П. Организация инвестиционной и инновационной деятельности: учеб. пособие по специальности «Экономика и упр. на предприятии (по отраслям)». — СПб. и др.: Питер, 2010. — 448 с.
45. Яшин С. Н., Кошелев Е. В., Макаров С. А. Анализ эффективности инновационной деятельности; БХВ-Петербург — Москва, 2012. — 288 c.