Современные тенденции развития системы обязательного социального страхования
I. Госрегулирование ПС, которое «заключается, прежде всего, в управлении внешними по отношению к ней факторами, создании благоприятных макроэкономических и демографических условий. Рассматривая проблемы ПФР, следует исходить из того, что две главные проблемы — дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка — не могут быть полностью урегулированы… Читать ещё >
Современные тенденции развития системы обязательного социального страхования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Факультет экономики и права
Кафедра финансов и кредита КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Бюджетная система Российской Федерации»
на тему: «Современные тенденции развития системы обязательного социального страхования»
Исполнитель:
БГТИ (филиал) ОГУ 80 100.62.5015.145 ОО студент группы 4000
Е.П. Авдеева
Руководитель работы: М.А. Зорина
Бузулук 2015 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Факультет экономики и права
Кафедра финансов и кредита
Задание на курсовую работу
Тема: «Современные тенденции развития системы обязательного социального страхования»
Исходные данные к работе: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Законодательные акты Российской Федерации, учебные пособия под редакцией Александрова И. М., Годин А. М., Поляк Г. Б. периодические издания: журналы «Финансы», «Финансы и кредит», «Российское предпринимательство».
Перечень подлежащих разработке в работе вопросов: сущность, цели, задачи фонда обязательного социального страхования; источники формирования средств фонда обязательного социального страхования и направления их использования; зарубежный опыт в сфере социального страхования; динамика и структура обязательного социального страхования ;тенденции развития обязательного социального страхования.
Перечень графического материала: таблицы характеризующие анализ, состав и структуру доходов и расходов Фонда социального страхования в динамике за 2013;2016 годы.
Содержание:
1. Теоретические основы финансов Фонда социального страхования
1.1 Социальное страхование в РФ: сущность, цели, задачи и принципы
1.2 Источники формирования средств Фонда и направления их использования
2. Анализ доходов и расходов фонда социального страхования
2.1. Виды доходов и расходов фонда социального страхования
2.2. Бюджет фонда обязательного социального страхования и его анализ
3. Рекомендации по повышению эффективности деятельности социального страхования
3.1 Препятствия и трудности формирования системы социального страхования в РФ
3.2 Основные пути совершенствования отраслей социального страхования в России Заключение Список использованных источников Приложение, А Приложение Б Приложение В Приложение Г
Страхование — одна из древнейших форм общественных отношений. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и т. п.
Обязательное социальное страхование как системное образование состоит из нескольких подсистем — относительно самостоятельных систем в зависимости от видов обязательного социального страхования. Структурно эту систему можно представить в следующем виде:
1)обязательное пенсионное страхование;
2)обязательное социальное страхование случаев временной нетрудоспособности, материнства (отцовства) и детства;
3)обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
4)обязательное медицинское страхование;
5)обязательное социальное страхование от безработицы.
Логично предположить, что все ранее перечисленные социально-страховые принципы должны быть присущи каждой из перечисленных выше систем обязательного социального страхования.
Каждому виду обязательного социального страхования, или каждой системе данного страхования, свойствен свой набор страховых случаев.
Обязательное пенсионное страхование имеет следующие страховые случаи: инвалидность, наступление старости, потеря кормильца, смерть пенсионера или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Обязательное социальное страхование случаев временной нетрудоспособности, материнства (отцовства) и детства предусматривает случаи временную нетрудоспособность вследствие болезни, травмы, увечья; материнство и риски:; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении. (На наш взгляд, хотя отцовство и детство не выделяются в качестве самостоятельного страхового риска и страхового случая, их можно признать производными от материнства.)
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляет обеспечение в результате трудового увечья, профессионального заболевания или смерти застрахованного лица либо нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Обязательному медицинскому страхованию присуща необходимость получения медицинской помощи.
Обязательное социальное страхование от безработицы требует признания лица безработным.
Обеспечение застрахованных граждан по системе обязательного пенсионного страхования осуществляется в виде: трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пособия на погребение.
В рамках обязательного социального страхования случаев временной нетрудоспособности, материнства (отцовства) и детства гарантируется выдача:
— пособия по временной нетрудоспособности; пособия по беременности и родам;
— ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
— единовременного пособия при рождении ребенка;
— социального пособия на погребение; оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Предоставление обеспечения гражданам по системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производится в виде: пособия по временной нетрудоспособности; единовременных и ежемесячных страховых выплат; оплаты расходов на социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Обязательное медицинское страхование предназначено для оплаты расходов, связанных с необходимостью получения гражданами медицинской помощи и выравнивания финансовых возможностей регионов (субъектов Российской Федерации) по оказанию гражданам такой помощи.
Обязательное социальное страхование от безработицы как страховая система отсутствует.
Объектом исследования курсовой работы является Фонд обязательного социального страхования, предметом — система социального страхования.
Цель работы — выявить направления развития Фонда социального страхования.
Для достижения цели формируются следующие задачи:
— рассмотреть сущность, цели, задачи Фонда обязательного социального страхования;
— рассмотреть источники формирования средств Фонда и направления их использования;
— рассмотреть зарубежный опыт в сфере социального страхования;
— проанализировать динамику и структуру обязательного социального страхования;
— выявить тенденции развития обязательного социального страхования.
В ходе выполнения данной работы использовались следующие методы исследования: сбор теоретической информации, анализ, сравнение и систематизация.
1. Теоретические основы финансов Фонда социального страхования
1.1 Социальное страхование в РФ: сущность, цели, задачи и принципы
Развитие экономики, появление новых технологий способствовали росту рисков (потеря трудоспособности в результате травм, заболевания, безработица). Одновременно с индивидуальными способами защиты от таких рисков на основе договоров личного страхования, индивидуальных накоплений и благотворительной деятельности религиозных организаций, государство постепенно начало брать на себя обязанность по гарантии компенсации последствий этих рисков.
В рамках социальной политики, проводимой государством, можно выделить систему обязательных гарантий по обеспечению граждан в старости, в случаях болезни, инвалидности, потери работы, а также малообеспеченных семей. Эта система гарантий, а также правовое регулирование взаимоотношений работодателей и работников; защита прав последних составляют понятие социальной защиты. В свою очередь, система мер по непосредственному материальному обеспечению нетрудоспособных и малообеспеченных граждан в рамках этой защиты составляет понятие социального обеспечения.
Социальное обеспечение может быть основано на механизме: во-первых, социального страхования, предусматривающего создание страховых фондов и ориентированного на работающих граждан и членов их семей, и, во-вторых, социальной помощи, предусматривающей прямое бюджетное финансирование, направленное на доведение доходов малоимущих граждан до прожиточного минимума.
В общей системе социальной защиты может превалировать социальное страхование (бисмарковская модель) или социальная помощь (бевериджская модель). Бисмарковская модель основана на страховом механизме, при котором основной целью является полная или частичная компенсация потери трудового дохода. Ее название связано с историей возникновения социального страхования в конце XIX в. в Германии при рейхканцлере Бисмарке. В основе бевериджской модели, названной по имени лорда Бевериджа, который в 1940 г. занимал пост министра труда в Великобритании и предложил комплекс мероприятий по борьбе с бедностью, лежит бюджетный механизм, ориентированный на обеспечение прожиточного минимума.
Преимущества социального страхования (бисмарковской модели) в том, что преодолевается принцип остаточного бюджетного финансирования социальных расходов, стимулируется трудовая деятельность (выплаты по социальному страхованию будут тем выше, чем выше трудовой стаж и заработная плата), есть возможность увеличения социальных выплат за счет инвестирования временно свободных средств в фондах социального страхования.
В отдельных странах, например в США, термин «социальное страхование» используется с некоторой долей условности, поскольку администрирование взносов на социальное страхование не отличается от налогового администрирования, а выплаты по социальному страхованию осуществляются практически в том же порядке, что и выплаты за счет общих налоговых и неналоговых поступлений в бюджет.
Социальное страхование — это механизм социальной защиты, который предполагает формирование специального денежного фонда за счет обязательных страховых взносов, расходы которого связаны с осуществлением гарантированных государством социальных выплат, предназначенных для полного или частичного возмещения заработной платы в результате утраты трудоспособности или потери работы, а также основного дохода после потери кормильца.
В соответствии с требованиями Международной организации труда (МОТ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) средства социального страхования должны быть обособлены от бюджетов бюджетной системы. Риски, подлежащие социальному страхованию, включают в себя: необходимость получения медицинской помощи; временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
В большинстве стран обычно выделяют четыре основных вида социального страхования:
— пенсионное страхование;
— страхование на случай безработицы;
— страхование на случай общего заболевания (здесь обычно включены риски, связанные с материнством, а также оплатой медицинских услуг);
— страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фонд социального страхования Российской Федерации был создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9−3 от 25 декабря 1990 г в целях управления средствами государственного социального страхования России.
Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, законами, указами Президента, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Основными задачами фонда являются:
1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;
2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
3) разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
4) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.
5) сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Социальное страхование существует в различных видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных форм, таких как «условно обязательное страхование».
В Декларации прав человека социальное страхование определено как форма социальной защиты при наступлении случая социального риска и потери средств существования по независящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социального страхования — обеспечить трудящимся, прежде всего, экономическую защиту при наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утрате возможности заработка. К такого рода страховым случаям относятся: временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребёнка и уход за ним, смерть и др.
Система социального страхования характеризуется также принципом солидарности, что означает: размер взносов зависит от величины доходов страхуемого, а получаемые по системе социального страхования услуги — от состояния его здоровья и соответствующих потребностей. Важно подчеркнуть: социальное страхование финансируется за счёт страховых взносов как трудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь в некоторых случаях за счёт госбюджета.
В Российской Федерации право граждан на социальное страхование гарантировано ст. 39 Конституции РФ. Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 2, 21, 22, 57) относит право на обязательное социальное страхование работников к основным положениям правового регулирования трудовых отношений.
Принципы социального страхования в Российской Федерации сформулированы в Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», к которым относятся:
— устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
— всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
— государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
— государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
— паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
— обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
— ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
— обеспечение надзора и общественного контроля;
— автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
С 1 января 2010 г. Вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ утратила силу (ч.2 ст. 24 ФЗ от 24.07.2009 № 213-ФЗ). Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинского страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами (ч.2 ст. 1 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
В 2011 г. произошло значительное увеличение тарифов страховых взносов, по сравнению с 2010 г. При этом для некоторых категорий плательщиков на период 2010;2014 гг. предусмотрен постепенный переход к применению общеустановленных тарифов.
Плательщиками страховых взносов являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые таковыми, которые производят выплаты и перечисляют иные вознаграждения физическим лицам. К плательщикам относятся также индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые не осуществляют выплат физическим лицам, т. е. те же лица до 1 января 2010 г. В соответствии с гл. 24 НК РФ уплачивали ЕСН (ст. 5 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
На смену единой системе государственного социального страхования сегодня приходит новая, с разветвленной сетью внебюджетных видов страхования: социального, медицинского, пенсионного. Сюда же входит и добровольное, т. е. негосударственное социальное страхование.
Социальное страхование существует в различных видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных форм.
Социальное страхование — это, институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов — работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы.
Цель социального страхования — профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении страховых случаев.
С развитием рыночной экономики переход к системе социального страхования на новых принципах закономерен, но при этом принципиально меняется роль каждого субъекта.
Государство перестает быть единственным собственником средств производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников системы социального страхования.
В число важнейших системных препятствий и трудностей формирования социального страхования в России специалисты и ученые, а также эксперты Международной организации труда включают следующие:
— отсутствие национальной доктрины формирования институтов социального страхования, возможности развития которых были бы научно обоснованы и органично увязаны с системами заработной платы и налоговыми системами, состоянием и политикой на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем;
— сохранение правового закрепления собственности средств обязательного социального страхования за государством, что деформирует весь массив правоотношений в этой сфере, лишает работников и членов их семей законного, юридически закрепленного, права на этот ключевой ресурс их социальной защиты, переводит их статус собственников этих средств в унизительное положение получателей пособий;
— применение архаичной практики социалистического прошлого, когда значительная часть средств внебюджетных фондов включается в состав федерального бюджета, что приводит к их использованию для выплат нестрахового (нецелевого) характера и нарушению принципа адекватности (зависимости) уровня выплачиваемых пособий от размеров страховых взносов;
— слабое развитие инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием, что выражается в отсутствии официально утвержденных моделей актуарных расчетов и статусов актуарных центров, в применении ненадлежащей и неполной информационной базы, а также в фактически зачаточном состоянии систем проведения реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).
1.2 Источники формирования средств Фонда и направления их использования
Фонд социального страхования имеет существенные отличия от других внебюджетных страховых фондов в отношении порядка получения и расходования средств. Дело в том, что суммы страховых взносов, реально поступающие в Фонд социального страхования, не соответствуют и не должны соответствовать суммам реально начисленных страхователями страховых взносов. В положениях Фонда социального страхования закреплено правило, по которому страхователи перечисляют в ФСС только остаток средств от начисленных страховых взносов после оплаты пособий, расходов на санитарно-курортное обслуживание работников и оздоровления их детей в пределах каждого месяца.
Средства ФСС образуются за счет:
— страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
— страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
— страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
— доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
— добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
— ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
— прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
В связи с изменением ст. 9 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ, перечень неподлежащих обложению страховыми взносами сумм, выплачиваемых в пользу физических лиц, несколько отличается от перечня сумм, ранее не облагаемых ЕСН.
Так, теперь страховыми взносами облагаются:
— компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск. Они исключены из необлагаемых сумм пп. «д» п. 2 ч.1 ст. 9 ФЗ от 24.07.2009 № 212 -ФЗ;
— выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда (абз. 2 пп. «и» п. 2 ч.1 ст. 9 ФЗ от 24.07.2009 № 212 -ФЗ). Следует отметить, что до 2010 г. В пп.2 п. 1 ст. 238 НК РФ такие выплаты не были поименованы как не облагаемые ЕСН. Однако финансовое ведомство и арбитражные суды сходились во мнении, что компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, выплачиваемые работодателем в размере, который установлен коллективным (трудовым) договором, не облагаются ЕСН.
— выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы (абз. 3 пп. «и» п. 2 ч.1 ст. 9 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ). До 2010 г. Вопрос о начислении ЕСН на выплаты взамен суточных членам экипажей кораблей являлся спорным. Финансовое ведомство утверждало, что они облагаются ЕСН, а судебная практика сходилась во мнении, что подобные выплаты относятся к компенсационным, связанным с особыми условиями труда, которые на основании ст. 238 НК РФ ЕСН не облагались;
— стоимость форменной одежды, выдаваемой обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательством РФ (п. 9 ч.1 ст. 9 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ). До 2010 г. В пп.11 п. 1 ст. 238 НК РФ было указано, что освобождение от обложения ЕСН распространялось и на этих лиц;
— стоимость льгот по проезду, предоставляемых обучающимся и воспитанникам (п. 10 ч.1 ст. 9 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Ранее эти суммы присутствовали в аналогичной форме НК РФ (пп. 12 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Кроме того, в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ не содержится льгот, которые были предусмотрены гл. 24 НК РФ. Дело в том, что в ст. 239 НК РФ было установлено освобождение от уплаты ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам-инвалидам, а также для общественных иных организаций инвалидов, учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, научных и иных социальных целей. После завершения переходного периода, во время которого для данной категории плательщиков страховых взносов предусмотрено применение пониженных тарифов (п. 2 ч.2 ст. 57 и ст. 58 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ), начиная с 2015 г. все организации и индивидуальные предприниматели с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (в том числе инвалидов) будут перечислять страховые взносы в общем порядке.
Страховые взносы в ФСС регулируются постановлением Правительства РФ и уплачиваются:
— бюджетными учреждениями — один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за вторую половину месяца;
— всеми предприятиями и внебюджетными организациями — два раза в месяц в сроки, установленные для получения заработной платы, как за первую, так и вторую половину месяца;
— лицами, нанимающими отдельных граждан по договорам — ежемесячно 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы;
Законодательство РФ предусматривает применение к работодателями и другим плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении — штрафа в двойном размере.
Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций, являются базой развития ФСС.
Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ.
При перечислении определенного процента средств социального страхования в фонды эти средства остаются на счетах фондов, открытых на имя каждого страхователя. Неизрасходованные в текущем бюджетном году средства поступают в распоряжение страхователей, которые, не изымая их из фондов, направляют на обеспечение потребностей застрахованных. Этим обеспечивается принцип возвратности неизрасходованных средств. Фонды социального страхования могут получать доходы за счет не только коммерческого управления средствами, но и контрольно-ревизионной деятельности и производимых с ее помощью взысканий в виде штрафов, пени и других регрессивных мер.
Страховые взносы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Тарифы взносов по этому виду социального страхования устанавливаются в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях — к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору, и дифференцированы в зависимости от класса профессионального риска. Класс профессионального риска для отрасли (подотрасли) экономики определяется по специальной методике, учитывающей соотношение фактической величины выплат по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний к фонду оплаты труда в данной отрасли.
При ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний они вносят в Фонд социального страхования Российской Федерации, капитализированные платежи.
Размер субвенций из федерального бюджета Фонду социального страхования Российской Федерации определяется ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Доходы от размещения временно свободных денежных средств. В соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) временно свободные денежные средства Фонда могут инвестироваться в банковские депозиты и ликвидные ценные бумаги. В 2002 г. утвержден порядок формирования и размещения резерва по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому средства резерва размещаются в высоколиквидные государственные ценные бумаги.
Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.
Средства ФСС направляются на:
— выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
— оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком — инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
— частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;
— -частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;
— -оплату проезда к месту лечения и обратно;
— создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
— обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
— проведение научно — исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
— участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Средства Фонда используются только на целевое финансирование. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Расходы Фонда в первую очередь связаны с обязанностью по выплате гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение и других пособий, а с 2000 г. — по выплатам в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По решению комиссии по социальному страхованию, создаваемой на каждом предприятии, работникам на льготных условиях могут выдаваться путевки в санатории, профилактории, детям — в оздоровительные лагеря.
Наибольший удельный вес в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации занимают непосредственно выплаты по социальному страхованию.
2. Анализ доходов и расходов фонда социального страхования
2.1 Виды доходов и расходов фонда социального страхования
фонд социальный страхование бюджет Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению следующие доходы:
Налоговые доходы:
— страховые взносы — по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ
— доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 5%; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 6,4%;
Неналоговые доходы:
— страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;
— доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ;
— штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
— безвозмездные поступления;
— межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду социального страхования РФ.
Доходы и расходы Фонда социального страхования условно можно разделить на три части:
1)страхование от временной утраты трудоспособности в связи с общими заболеваниями, материнством и смертью;
2)страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональные заболевания;
3)предоставление льгот лицам, пострадавшим в результате последствий радиационных аварий, и ветеранам Великой Отечественной войны.
Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.
Табл.1- «Основные группы доходов Фонда социального страхования Российской Федерации и направления их использования
Группы доходов | Основные виды выплат | |
Страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | Пособие по временной нетрудоспособности в результате производственной травмы или профессионального заболевания. Единовременное пособие. Ежемесячное пособие. Оплата санаторно-курортного лечения, дополнительного медицинского ухода, расходов, связанных с социальной и профессиональной реабилитацией. | |
Страховые взносы | Компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск. Суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника. Выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда. Выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; Стоимость форменной одежды, выдаваемой обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательством РФ; Стоимость льгот по проезду, предоставляемых обучающимся и воспитанникам. | |
Средства федерального бюджета | Оплата льгот при выплате пособий и санаторно-курортному лечению лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф и ветеранов Великой Отечественной войны | |
2.2 Бюджет фонда обязательного социального страхования и его анализ
Поскольку главным фактором для формирования прибыли является объем и качество доходов, необходим всесторонний анализ динамики и структуры доходов.
Задачи анализа динамики и структуры доходов организации заключаются в оценке их объема и структуры, динамики доходных составляющих, оценке уровня доходов на единицу активов, определении степени влияния факторов на общую величину доходов и анализе доходов, полученных от отдельных видов операций.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел в пределах компетенции проект федерального закона № 348 501−6 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», внесенный Правительством Российской Федерации и подготовленный в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных законов и нормативных правовых актов.
Как следует из представленных к законопроекту материалов, исходной базой составления бюджета Фонда являются основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и ожидаемые итоги исполнения бюджета Фонда за 2013 год.
Доходная часть бюджета Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирована в соответствии с нормами Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», проекта федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и других нормативных правовых актов.
Основные характеристики бюджета Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов представлены таблице 2 — приложение, А Сравнительные показатели основных характеристик бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за период 2013; 2015 гг. и 2014 — 2016 гг. представлены в таблице 3 — приложение Б В целом расчеты произведены исходя из:
— базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица в сумме, не превышающей в расчете на год:624 000 рублей — в 2014 году;678 000 рублей — в 2015 году;740 000 рублей — в 2016 году
— доли застрахованного фонда заработной платы в общем объеме фонда заработной платы в размере 84,3% в 2014 — 2016 годах;
— установленных законодательством тарифов страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации для различных категорий плательщиков.
При анализе расходной части бюджета Фонда Комитетом рассмотрены положения законопроекта, касающиеся выплаты пособий в связи с рождением и воспитанием детей в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, а также связанные с реализацией национального проекта «Здоровье» .
При определении расходов на выплату пособия по беременности и родам учитывались положения и нормы Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», предусматривающие:
— исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
— следующие предельные размеры пособия:
Таблица 4. — Предельные размеры пособия
Размер среднего заработка (%) | Предельная сумма выплаты в месяц | ||||
2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | ||
40 602,74 | 44 975,34 | 49 639,45 | 54 220,27 | ||
Расчет расходов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком, единовременного пособия при рождении ребенка и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, произведен в соответствии с нормами Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Количество пособий определено с учетом следующего прогнозируемого изменения рождаемости: в 2014 году 100,88%, в 2015 году 100,49% и в 2016 году 99,57%. Размеры пособий определены с учетом индексации с 1 января на индекс потребительских цен соответствующего года.
Данные по расходам, осуществляемым Фондом социального страхования Российской Федерации по финансированию пособий и иных выплат гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, приведены в таблице 5-приложение В.
Сводные данные по размерам пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей приведены в таблице 6 — приложение Г Анализ законопроекта и приведенных данных позволяет сделать следующие выводы.
1. Бюджет Фонда на 2014 сформирован с профицитом в сумме 105,8 млн. рублей, на 2015 — 2016 годы с дефицитом в сумме 13 187,4 млн. рублей и 14 371,2 млн. рублей соответственно по годам. Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации.
При этом в 2014 — 2016 годах в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством бюджет формируется с дефицитом в сумме 13 593,4 млн. рублей в 2014 году, в сумме 27 913,1 млн. рублей в 2015 году и в сумме 30 781,8 млн. рублей в 2016 году.
В 2014 — 2016 годах для сбалансированности бюджета Фонда в качестве источника финансирования дефицита бюджета Фонда предусматривается привлечение остатка средств по данному виду страхования в сумме 72 288,3 млн. рублей.
Расходы на выплату пособий в связи с рождением и воспитанием детей увеличиваются с учетом прогнозируемого уровня инфляции (5,0% - к декабрю 2014 года и по 4,5% к декабрю 2015 и 2016 годов) и изменения рождаемости: в 2014 году 100,88%, в 2015 году 100,49% и в 2016 году 99,57%.
Сохранение на протяжении многих лет низкого тарифа страховых взносов на уровне 2,9% (для отдельных категорий налогоплательщиков — пониженного тарифа) и, как следствие, — ограниченных средств Фонда сдерживает увеличение базовых размеров пособий, установленных Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в твердой денежной сумме (их увеличение не проводилось с 2007 года).
2. Объем трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий (в рамках рассматриваемых расходов), по сравнению с 2013 годом в 2014 году сократится на 60 5090,7 млн. рублей (18,7%), что связано в значительной степени с передачей финансового обеспечения выплаты пособий гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на уровень субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 07.06.2013 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Указанным Федеральным законом изменен порядок перечисления бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату ряда государственных пособий, предусмотренных Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». С 1 января 2014 года ассигнования на выплату пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке), единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности и уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке), а также единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в форме субвенций будут напрямую направляться в бюджеты субъектов Российской Федерации, минуя Фонд социального страхования Российской Федерации. Тем самым Фонд социального страхования Российской Федерации освобождается от несвойственных ему функций, поскольку данные выплаты носят нестраховой характер. Полномочия Российской Федерации по назначению и выплате пособий незастрахованным гражданам передаются субъектам Российской Федерации.
3. Согласно законопроекту (часть 3 статьи 6) в 2014 году продолжится реализация пилотного проекта, предусматривающего особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты территориальными органами Фонда застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4. Комитет по вопросам семьи, женщин и детей неоднократно обращал внимание на необходимость приведения наименования ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (часть 2 статьи5, приложения 1, 4 и 5 к законопроекту) в соответствие с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования». Согласно указанным федеральным законам пособие называется ежемесячное пособие по уходу за ребенком. При этом его выплата, действительно, осуществляется до достижения ребенком возраста полутора лет (статья 14 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).
3. Рекомендации по повышению эффективности деятельности социального страхования
3.1 Препятствия и трудности формирования системы социального страхования в РФ
Изучение теоретических источников позволяет выявить следующие препятствия и трудности формирования социального страхования в России:
— отсутствие национальной доктрины формирования институтов социального страхования, возможности развития которых были бы научно обоснованы и органично увязаны с системами заработной платы и налоговыми системами, состоянием и политикой на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем;
— сохранение правового закрепления собственности средств обязательного социального страхования за государством, что деформирует весь массив правоотношений в этой сфере, лишает работников и членов их семей законного, юридически закрепленного, права на этот ключевой ресурс их социальной защиты, переводит их статус собственников этих средств в унизительное положение получателей пособий;
— применение архаичной практики социалистического прошлого, когда значительная часть средств внебюджетных фондов включается в состав федерального бюджета, что приводит к их использованию для выплат нестрахового (нецелевого) характера и нарушению принципа адекватности (зависимости) уровня выплачиваемых пособий от размеров страховых взносов;
— слабое развитие инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием, что выражается в отсутствии официально утвержденных моделей актуарных расчетов и статусов актуарных центров, в применении ненадлежащей и неполной информационной базы, а также в фактически зачаточном состоянии систем проведения реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).
Среди вышеупомянутых препятствий для формирования подлинно страховой системы социального страхования особо выделяется правовая норма, согласно которой средства социального страхования являются «государственной собственностью». Это по самой своей сути неверное представление приводит к деформации всего круга правоотношений в данной сфере. Из этой юридической нормы вытекает мнение, согласно которому все, кто получают пособия, пенсии, медицинскую помощь, — это иждивенцы, находятся на содержании государства или работающих.
По всем канонам экономической науки и устоявшимся представлениям в системе социального страхования, страховые платежи являются резервируемой частью заработной платы работников, которая им недодается и предназначается на случаи наступления для них социальных рисков (старости, инвалидности, болезни и т. д.).
Целевая функция этой резервируемой части заработной платы состоит в воспроизводстве рабочей силы, а поэтому ее экономическая и правовая природа определяет безальтернативную трактовку вопроса собственности — это собственность застрахованных работников (и их иждивенцев), право на которую они реализовывают при наступлении страховых случаев: при выходе на пенсию, установлении факта инвалидности и т. д.
При таком рассмотрении собственности страховых средств роль государства состоит в том, что оно выступает гарантом сохранения заработанных страховых прав и распорядителем страховых ресурсов. И если оказывается, что их не хватает, виноваты в этом не пенсионеры (в свое время их заработавшие), а те органы государственной власти, которые неэффективно распорядились доверенными им средствами.
Логическим выводом из данного подхода является отказ от представлений о государстве как собственнике страховых ресурсов и признание на законодательном уровне этих средств в качестве собственности страхуемых работников, право на которую они реализуют при наступлении страховых случаев.
Оценивая эффективность социального страхования как стабилизатора доходов и механизма воспроизводства населения и трудовых ресурсов, можно констатировать, что уровень перераспределения национального дохода в целях социальной защиты недостаточен. Это объясняется, в первую очередь, заниженной стоимостью труда и пониженными размерами устанавливаемой государством социальной нагрузки на экономику.
Таким образом, действующая в РФ система социальной защиты еще в крайне недостаточной мере использует потенциал института обязательного социального страхования. Пока можно говорить только об отдельных элементах и сегментах социального страхования, для которых в значительной степени характерно применение принципов социального обеспечения и социальной помощи. При достаточно высокой страховой нагрузке уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств, то есть отсутствует должная зависимость уровня выплачиваемых пособий от размеров взносов. Для дисциплинированных плательщиков страховых взносов с заработанной платы средних и высоких размеров размер коэффициентов замещения, что является крайне заниженной величиной.
3.2 Основные пути совершенствования отраслей социального страхования в России
Функциональную структуру системы ОСС России можно представить в следующем виде:
1) Обязательное пенсионное страхование (ОПС);
2) Обязательное медицинское страхование (ОМС);
3) Обязательное социальное страхование;
4)Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ОНС).
Рассмотрим меры по совершенствованию ПС (в неё входят государственное пенсионное обеспечение, ОПС, дополнительное пенсионное обеспечение) названные в аналитическом докладе Минздравсоцразвития «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы РФ с учетом влияния мирового финансового кризиса».
I. Госрегулирование ПС, которое «заключается, прежде всего, в управлении внешними по отношению к ней факторами, создании благоприятных макроэкономических и демографических условий. Рассматривая проблемы ПФР, следует исходить из того, что две главные проблемы — дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка — не могут быть полностью урегулированы внутри ПС без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране. Поэтому госрегулирование макроэкономических и демографических факторов и финансовая поддержка федеральным бюджетом ПС на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы».. Одной из наиболее эффективных мер государственного регулирования финансовой устойчивости пенсионной системы в краткосрочном периоде могла бы стать ликвидация скрытой заработной платы, которая за период с 2000 г. по 2009 г. возросла с 11,1% до 13,8% ВВП и достигла половины фонда заработной платы. Взимание страховых взносов с этой заработной платы позволило бы уже в 2011 г. снизить дефицит бюджета ПФР более чем на 0,9 трлн. руб.
II. Регулирование внутренних факторов ПС. Возможные меры:
1) Тарифная политика (обеспечение актуарного соответствия величины тарифа страховых взносов в ПФР и объёма принятых им обязательств) Одна из мер — отказ от выделения категорий страхователей-работодателей, которым предоставляются льготы по уплате тарифа страховых взносов, поскольку подобные меры ведут к увеличению расходов федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов ПФР в целях недопущения уменьшению пенсионных прав застрахованных лиц, занятых у этих страхователей.
Поддержку определенных видов экономической деятельности можно осуществлять другим способом — посредством выделения работодателям целевых субсидий из федерального бюджета, которые возможно было бы использовать на компенсацию произведенных ими расходов по уплате страховых взносов по ОПС.
Следующая мера — распространение системы ОПС на государственных служащих, проходящих военную и правоохранительную службу в соответствующих «силовых» ведомствах. Это могло бы решить на длительный период времени проблему дефицита ПФР, поскольку страховые отчисления в отношении новых категорий должностных лиц стали бы поступать в ПФР в текущем режиме, а обязательства по их пенсионному обеспечению возникли бы только через 15−20 лет.
2) Использование внешних факторов. Один из возможных вариантов — закрепление за ПФР еще одного самостоятельного доходного источника, помимо страховых взносов, который не был бы связан с увеличением фискальной нагрузки на фонд оплаты труда организаций (например, части НДС). В этом случае будет рост доходов ПФР без роста фискальной нагрузки на фонд оплаты труда.
3) Оптимизация пенсионных обязательств. Предполагаются меры в области обязательного накопительного компонента ПС. (с 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей — страховой и накопительной) Например, сохранение в структуре ПС данной составляющей, но сокращение её объема. Это возможно за счет снижения тарифа страховых взносов на формирование накопительной части трудовой пенсии — с 6 до 3%, что позволит сократить объемы средств, отвлекаемых из финансирования текущих солидарно-распределительных пенсий.
III. Развитие накопительного компонента ПС. Одно из направлений — повышение эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и гарантий их сохранности путем: предоставления накопительным пенсионным фондам права самостоятельной купли/продажи ценных бумаг на организованных рынках; введения обязательного страхования ответственности накопительного ПФ по передаче сумм пенсионных накоплений в государственный накопительный ПФ либо в другой накопительный ПФ по выбору гражданина в случае лишения фонда лицензии; законодательного установления принципа разумного поведения (пруденциальных принципов) при управлении средствами пенсионных накоплений и их инвестировании, снятия законодательных ограничений по направлениям и объемам вложений в пределах объемов сформированных по уровню риска инвестиционных портфелей" и др. меры.
Перейдем теперь к рассмотрению совершенствования ОМС. В Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. в рамках модернизации системы финансового обеспечения оказания медицинской помощи предусмотрены следующие мероприятия, например, на 2010 — 2015 гг.: «…переход на экономически обоснованные тарифы медицинской помощи; внедрение системы персонифицированного учета застрахованных в системе обязательного медицинского страхования; переход на страховые взносы работодателей и внедрение единой методики расчета страховых взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения; внедрение механизма выравнивания финансовых условий базовых программ обязательного медицинского страхования; паспортизация медицинских учреждений на предмет оснащенности помещениями и оборудованием с целью определения возможности включения инвестиционных расходов в систему ОМС».
Важное значение для модернизации ОМС имеет закон «Об обязательном медицинском страховании», который вступил в силу с 1 января 2011 года. Он предполагает следующие новшества:
Прежде всего «законом устанавливается минимальный размер платежа за неработающее население в систему ОМС». Эта мера с одновременным повышением ставок страховых взносов приведет к увеличению наполнения системы ОМС до 1,2−1,3 трлн. руб. в год. Также, начиная с мая 2011 года гражданам выдаются полисы единого образца, которые действуют на всей территории страны, что позволяет получать бесплатную медицинскую помощь на всей территории страны, независимо от места прописки или места реального жительства. Другое новшество — приобретение человеком права выбирать страховую организацию, медицинское учреждение и врача. «Это создало конкуренцию на рынке и страховых, и медицинских услуг».
Принципиальная новация закона — предоставлять медицинские услуги в рамках ОМС могут не только государственные (муниципальные) медучреждения, а организации любой организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. Главное, чтобы у них было право (лицензия) на осуществление медицинской деятельности, и они должны быть включены в реестр ОМС.
Документом предусматривается переход на «преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения через систему ОМС и оплату помощи по полному тарифу». «Смысл полного тарифа в том, что через систему ОМС медучреждения будут проводить не только пять статей затрат (зарплата медперсонала, оплата питания, медикаментов и расходных материалов, доначисления к зарплате), как сейчас, но и все остальные статьи расходов. Это оплата коммунальных услуг, расходы на транспорт, связь, ремонт, оборудование и т. д. Такое объединение позволит с 2013 года перейти на полный тариф, который и должен стереть территориальные границы в области оказания медпомощи». Это позволит повысить доступность оказания медицинской помощи, так как каждая услуга будет оплачиваться полноценно.
Единство функционирования и финансовую устойчивость всей системы ОМС будет обеспечивать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, который будет аккумулировать дополнительные средства после увеличения размера страховых взносов на ОМС с 1 января 2011 года.
Данные средства будут направляться на целевое финансирование региональных программ модернизации здравоохранения.
В рамках совершенствования ОМС предполагается также конкретизировать услуги, входящие в пакет государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, в том числе поэтапное введение финансового обеспечения скорой медицинской помощи и высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Это, а также «вступление в силу стандартов и порядков оказания медицинской помощи, введение системы лекарственного обеспечения граждан при амбулаторной помощи будет являться стимулом для развития добровольного медицинского страхования (ДМС), как расширяющего виды и условия оказания медицинской помощи, так и обеспечивающего ускоренный доступ к лечению и предоставление дополнительных услуг, а также выбор дополнительных учреждений.
Развитие ДМС должно быть неразрывно связано с разграничением платных и бесплатных медицинских услуг в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, с целью недопущения ограничения доступности бесплатной медицинской помощи.
Перейдем к мерам по решению проблем Фонда социального страхования РФ. Рассмотрим «меры по оптимизации системы социального страхования, предлагаемые Минздравсоцразвития, которые позволят сформировать бездефицитный бюджет ФСС РФ на 2011;2013 годы». Изменить ситуацию с дефицитом может ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и признании утратившим силу пункта 2 части 3 статьи 9 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Рассмотрим некоторые новеллы, содержащиеся в документе:
1. Переход к расчету пособий по беременности и родам на основе заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая (сегодня этот срок 1 год). Он направлен на реализацию принципа эквивалентности между размером отчислений в ФСС и уровнем страхового обеспечения застрахованных лиц. Пособие по социальному страхованию должно рассчитываться исходя из устойчивого заработка сотрудника.
2. Изменение стажевых порогов для расчетов пособий по временной нетрудоспособности. Для полной оплаты больничного листа стаж поднят с 8 до 15 лет. «Реализация этих изменений позволит справедливо дифференцировать размер пособий по временной нетрудоспособности, исходя из объема и периода уплаты взносов. Это соответствует принципам МОТ, в соответствии с которыми социальное страхование: не должно требовать дополнительных бюджетных вливаний; должно сохранять у работника мотивацию возвращения к трудовой деятельности; должно обеспечивать больший размер пособий тем, кто внес больший вклад в формирование системы социального страхования.
3. Увеличение количества дней «больничного», оплачиваемых работодателем, с 2-х до 3-х. Ответственность за создание сбалансированной системы социального страхования должна равномерно распределяться между всеми сторонами. Система соцстрахования должна быть построена так, чтобы работодатель был заинтересован в улучшении условий труда.
Оптимизация системы социального страхования позволит:
1) Сбалансировать систему социального страхования без дополнительного увеличения нагрузки на бизнес (размер страховых взносов в ФСС и база для их взимания увеличены не были).
2) Оптимизировать систему социального страхования, создав стимулы, как для работника, так и работодателя, добросовестно относится к своим обязательствам".
Таким образом, возможные направления совершенствования пенсионной системы РФ: государственное регулирование пенсионной системы, которое «заключается, прежде всего, в управлении внешними по отношению к ней факторами, создании благоприятных макроэкономических и демографических условий; регулирование внутренних факторов пенсионной системы (например, тарифная политика), развитие накопительного компонента пенсионной системы.
Изменить ситуацию в системе ОМС должен закон «Об обязательном медицинском страховании». Он предполагает осуществление перехода на одноканальную модель финансирования медицинской помощи в системе ОМС, установление единых требований к определению размера взносов субъектов РФ на ОМС неработающего населения.
Меры, которые позволят сформировать бездефицитный бюджет ФСС РФ на 2011;2013 годы:
1) Переход к расчету пособий по беременности и родам на основе заработка за 2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая
2) Изменение стажевых порогов для расчетов пособий по временной нетрудоспособности
3) Увеличение количества дней «больничного», оплачиваемых работодателем, с 2-х до 3-х.
Заключение
Совершенствование системы социального страхования является насущной необходимостью.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
В своем нынешнем виде система обязательного социального страхования в России еще не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В этой связи требуется принять не просто отдельные меры по совершенствованию отдельных механизмов социального страхования, но и провести серьезные институциональные изменения, а значит, необходимо прибегнуть к концептуальным разработкам и системным законодательным решениям.
Сложившаяся система государственного социального обеспечения в России не отвечает современным вызовам, которые встают перед ней во все больших масштабах: демографическим тенденциям, структурным изменениям в экономике и на рынке труда, характере и условий организации систем заработной платы. Проведенные в последние годы реформы пенсионной системы, здравоохранения и налоговой системы не позволили преодолеть системный кризис государственного социального обеспечения и сформировать эффективные институты обязательного социального страхования. Уровни пенсионного обеспечения крайне низки, а качество медицинской помощи неудовлетворительно.
Базовые положения данных конвенций, регулирующие минимальный прожиточный минимум застрахованных и демократичные формы управления в данной сфере — злободневные темы сегодняшней России. Их ратификация позволит провести комплекс организационных, законодательных и управленческих мероприятий, направленных на выработку национальной модели социального страхования и достижение консенсуса социальных партнеров в данной сфере.
Так как каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы защиты и организация социального страхования развиваются по видам, которые имеют свои особенности. Только таким образом можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков и не допускать скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков.
Список использованных источников
:
1 Конституция Российской Федерации. — М.: Маркетинг, 2001. — 39 с. — ISBN 5−94 462−025−0.
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации: офиц. текст: по состоянию на 01 апреля 2010 г. — М.: Проспект, 2010. — 254 с. — ISBN 978−5-392−1 532−0.
3 Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07. 1999 г. № 165 — ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29.
4 Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 25.11.2008 г. № 216-ФЗ.
5 Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» 28 ноября 2009 года N 292-ФЗ.
6 Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» 8 декабря 2010 года N 334-ФЗ.
7 Александров, И. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И. М. Александров, О. В. Субботина. — М.: Дашков и К, 2009. — 448 с. ISBN 978−5-91 131−820−8.
8 Годин, А. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов / А. М. Годин, В. П. Горегляд, И. В. Подпорина. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Дашков и К, 2009. — 628 с. ISBN 5−91 131−160−7.
9 Вахрин, П. И Бюджетная система РФ: учебник / П. И. Вахрин. — М.: Дашков и К., 2008. — 343 с. ISBN 5−94 798−326−5.
10 Поляк, Г. Б. Бюджетная система России / Г. Б. Поляк. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2008. — 703 с. ISBN 978−5-238−1 110−3.
11 Романовский, М. В. Бюджетная система РФ: учебник для ВУЗов / М. В. Романовский. — М.: Юнити, 2009. — 838 с. ISBN 5−94 879−084−3.
12 Соловьев А. К. «Проблемы развития пенсионной системы: реальные и мнимые"// Журнал «Финансы» № 9 2010.
13 Ковалёв А. Л. «Пути совершенствования системы медицинского страхования» // Журнал «Российское предпринимательство» № 5 (1) 2010.
14 Алехина Е. С. «Система обязательного социального страхования России: процессы становления и проблемы развития» // Журнал «Финансы и кредит» № 4 2009.
15 Кудрин А. Л. Федеральный бюджет — важнейший инструмент реализации государственной политики / А. Л. Кудрин // Финансы. — 2013. — № 1. С. 3 — 7.
Интернет ресурсы:
16 Официальный сайт Фонда Социального Страхования — http://www.fss.ru
17 Официальный сайт Минздрав РФ — http://www.minzdravsoc.ru
18 Официальный сайт МинФин РФ — http://www.minfin.ru
19 Официальный сайт Росстат — http://www.gks.ru
20 Федеральный закон № 348 501−6 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" — http://nra-russia.ru/semya_gosgarantii/budjet/#_ftnref6
Приложение А
(обязательное)
Таблица 2. Основные характеристики бюджета Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (млн. рублей)
Показатели | |||||
Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 219-ФЗ | Законопроект | ||||
№ 348 501−6 | № 348 501−6 | № 348 501−6 | |||
Доходы — всего, | 590 272,3 | 565 023,00(- 25 249,3 или 95,7% к предыдущему году) | 608 395,90(+43 372,9 или107,7% к предыдущему году) | 658 601,40(+50 205,5 или 108,3% к предыдущему году) | |
в том числе: | 414 194,9 | 436 684,3 | 471 718,60 | 511 884,00 | |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, | (+22 489,4 или 105,4% к предыдущему году) | (+35 034,3 или 108,0% к предыдущему году) | (+40 165,4 или 108,5% к предыдущему году) | ||
из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | 23 580,0 | 14 840,0 | 13 950,0 | 15 230,0 | |
(-8 740,0 | (- 890,0 | (+1 280,0 | |||
или 62,9% к предыдущему году) | или 94,0% к предыдущему году) | или 109,2% к предыдущему году) | |||
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | 82 646,2 | 95 417,1 | 102 947,0 | 111 620,1 | |
(+12 770,9 | (+7 529,9 | (+8 673,1 | |||
или 115,5% к предыдущему году) | или 107,9% к предыдущему году) | или 108,4% к предыдущему году) | |||
средства, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, из: | |||||
федерального бюджета, | 74 401,3 | 13 891,7 | 14 700,3 | 16 067, 4 | |
(- 60 509,6 или 18,7% к предыдущему году) | (+ 808,7 или 105,8% к предыдущему году) | (+ 1367,1 или 109,3% к предыдущему году) | |||
бюджета ФФОМС | 19 030,0 | 19 030,0 | 19 030,0 | 19 030,0 | |
Расходы — всего, | 606 518,5 | 564 917,2 | 621 583,3 | 672 972,60 | |
(-41 601,3 | (+56 666,1 | (+51 389,3 | |||
в том числе: | или 93,1% к предыдущему году) | или 110,0% к предыдущему году) | или 108,3% к предыдущему году) | ||
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | 437 037,1 | 450 277,8 | 499 631,7 | 542 665,7 | |
(+ 13 240,7 | (+ 49 353,9 | (+43 034,0 | |||
или 103,0% к предыдущему году) | или 111,0% к предыдущему году) | или 108,6% к предыдущему году) | |||
доля расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общих расходах | 72,10% | 79,70% | 80,40% | 80,60% | |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | 76 050,1 | 81 717,9 | 88 221,3 | 95 209,4 | |
(+ 5 667,8 | (+ 6 503,4 | (+ 6 988,4 | |||
или 107,5% к предыдущему году) | или 108,0% к предыдущему году) | или 107,9% к предыдущему году) | |||
Профицит / | — 16 246,1 | 105,8 | — 13 187,40 | — 14 371,2 | |
дефицит (-) | |||||
в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | — 22 842,2 | — 13 593,4 | — 27 913,1 | — 30 781,8 | |
Приложение Б
(обязательное)
Таблица 3. Сравнительные показатели основных характеристик бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за период 2013; 2015 гг. и 2014 — 2016 гг." (млн. рублей)
Показатели | 2013;2015 | 2014;2016 | Изменения (+/-) | |
Федеральный закон от 03.12.2012 № 219-ФЗ | Проект федерального закона № 348 501−6 | |||
Доходы — всего, | 1 972 652,5 | 1 832 020,4 | — 140 632,1 92,9% | |
в том числе: — по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, | 1 414 652,5 | 1 420 286,9 | + 5 634,4 100,4% | |
из них — средства федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда | 147 993,8 | 0,0 | — 147 993,8 | |
— за счет средств, передаваемых бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, из: федерального бюджета, бюджета ФФОМС | 227 343,8 57 090,0 | 44 659,3 57 090,0 | — 182 684,5 | |
Расходы — всего, в т. ч. по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | 1 970 112,4 1 437 494,8 | 1 859 473,1 1 492 575,2 | — 110 639,3 94,4% + 55 080,4 103,8% | |
Доля расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общих расходах | 72,9% | 80,3% | +7,4% | |
Профицит (+)/ дефицит (-) | +2 540,2 | — 27 452,8 | ||
в т.ч. дефицит в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | — 22 842,2 | — 72 288,3 | ||
дефицит в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством без учета средств федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда | — 170 836.1 | — 72 288,3 | 98 547,8 | |
Приложение В
(обязательное)
Таблица 5. Расходы, осуществляемые Фондом социального страхования Российской Федерации по финансированию пособий и иных выплат гражданам в связи с рождением и воспитанием детей. (млн. руб.)
Виды расходов | Объемы бюджетных ассигнований | ||||
2013 год | 2014 год | Плановый период | |||
2015 год | 2016 год | ||||
1. Выплата пособия по беременности и родам | 85 715,9 | 96 779,7 (+ 11 063,8 или 112,9% к предыдущему году) | 108 534,0 (+ 11 754,3 или 112,1% к предыдущему году) | 118 016,0 (+ 9 482,0 или 108,7% к предыдущему году) | |
количество оплачиваемых дней (млн.) | 163,9 | 164,7 | 164,0 | ||
2. Выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности | 435,3 | 509,2 (+ 73,9 или 117,0% к предыдущему году) | 560,1 (+50,9 или 110,0% к предыдущему году) | 610,4 (+50,3 или 109,0% к предыдущему году) | |
количество оплачиваемых пособий (тыс.) | 895,3 | 942,9 | 983,9 | ||
3. Выплата единовременного пособия при рождении ребенка | 18 066,6 | 19 982,2 (+1 915,6 или 110,6% к предыдущему году) | 20 983,5 (+1 001,3 или 105,0% к предыдущему году) | 21 833,5 (+850,0 или 104,1% к предыдущему году) | |
количество оплачиваемых пособий (тыс.) | 1322,0 | 1328,5 | 1322,8 | ||
4. Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком | |||||
гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | 114 396,3 | 115 288,6 (+892,3 или 100,8% к предыдущему году) | 129 048,2 (+13 759,6 или 111,9% к предыдущему году) | 141 343,4 (+12 295,2 или 109,5% к предыдущему году) | |
количество оплачиваемых пособий (тыс.) | 16 573,0 | 16 622,7 | 16 672,6 | ||
гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий (включая расходы на пересылку пособий неработающим гражданам) | 2 042,4 | 2 662,1 (+619,7 или 130,3% к предыдущему году) | 3 159,7 (+497,6 или 118,7% к предыдущему году) | 3 683,3 (+523,6 или 116,6% к предыдущему году) | |
количество оплачиваемых пособий (тыс.) | 512,1 | 551,4 | 590,4 | ||
5. Расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми — инвалидами и инвалидами с детства | 1 855,1 | 2 180,6 (+325,5 или 117,5% к предыдущему году) | 2 483,0 (+302,9 или 113,9% к предыдущему году) | 2 817,1 (+334,7 или 113,5% к предыдущему году) | |
количество оплачиваемых дней (млн.) | 1,13 | 1,13 | 1,13 | ||
6. Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, по проведению профилактических осмотров ребенка в течение первого года жизни | 19 030,0 | 19 030,0 0% | 19 030,0 0% | 19 030,0 0% | |
ИТОГО: | 241 541,6 | 256 432,4 (+14 890,8 или 106,2% к предыдущему году) | 283 798,5 (+27 366,1 или 110,7% к предыдущему году) | 307 333,7 (+23 535,2 или 108,3% к предыдущему году) | |
Приложение Г
(обязательное)
Таблица 6. Размеры пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием (руб.)
Наименование показателя | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | |
Пособие по беременности и родам | 100% размера среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов | ||||
Предельная сумма выплаты в месяц | |||||
40 602,74 | 44 975,34 (+4 372,60) | 49 639,45 (+4 664,11) | 54 220,27 (+4 580,82) | ||
Единовременное пособие при рождении ребенка | 13 087 | 13 741 (+ 654) | 14 359 (+ 618) | 15 005 (+ 646) | |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности | (+ 25) | (+ 23) | (+ 24) | ||
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком | 40% размера среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов | ||||
Предельная сумма выплаты в месяц | |||||
16 241,10 | 17 990,14 (+1749,04) | 19 855,78 (+1865,64) | 21 688,11 (+1832,33) | ||
Минимальные размеры | |||||
по уходу за первым ребенком | 2 455 | 2 578 (+123) | (+116) | 2 815 (+121) | |
по уходу за вторым и последующими детьми | 4 908 | 5 153 (+ 245) | 5 385 (+ 232) | 5 627 (+ 242) | |