Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Исследование деятельности национальной библиотеки Республики Башкортостан им. Заки Валиди

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках программы развития образовательной среды Республики Башкортостан открыт Центр повышения квалификации «Образование без границ», основными направлениями которого являются курсы повышения квалификации, курсы иностранных языков для взрослых и детей, научно-методические семинары и тренинги для студентов и молодых учителей и обмен знаниями более опытных преподавателей иностранных языков, Школа… Читать ещё >

Исследование деятельности национальной библиотеки Республики Башкортостан им. Заки Валиди (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение

1. Общая характеристика учреждения

1.1 Краткая характеристика национальной библиотеки Республики Башкортостан им. Заки Валиди

1.2 Анализ организационной структуры библиотеки

1.3 Описание обязанностей библиотекаря

2. Анализ эффективности организации работы национальной библиотеки Республики Башкортостан им. Заки Валиди

2.1 Анализ эффективности деятельности библиотеки

2.2 Анализ кадрового состава библиотеки

2.3 Недостатки в управлении библиотекой

3. Предложения по повышению эффективности работы библиотеки Заключение

Введение

Национальная библиотека имени Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан является государственной, центральной, универсальной, научной, общедоступной библиотекой, культурным центром республиканского значения, национальным хранилищем документов, центром научно-исследовательской работы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения.

Национальная библиотека формирует универсальный фонд документов на различных носителях информации, который в настоящее время насчитывает более 3,3 миллионов единиц хранения. Она предоставляет жителям Республики Башкортостан и Российской Федерации весь комплекс библиотечно-информационных услуг, в том числе с использованием электронных технологий. Ежегодно в библиотеку записываются 74 тысячи пользователей, которые посещают ее более 560 тысяч раз в год.

Целью написания данной работы является исследование деятельности национальной библиотеки Республики Башкортостан им. Заки Валиди.

Задачи работы:

— изучить общую характеристику исследуемого учреждения, а именно: краткая характеристика национальной библиотеки Республики Башкортостан им. Заки Валиди, анализ организационной структуры библиотеки, описание обязанностей библиотекаря;

— провести анализ эффективности организации работы национальной библиотеки Республики Башкортостан им. Заки Валиди: эффективности деятельности библиотеки; кадрового состава библиотеки; выявить недостатки в управлении библиотекой;

— разработать предложения по повышению эффективности работы библиотеки.

1. Общая характеристика учреждения

1.1 Краткая характеристика национальной библиотеки Республики Башкортостан им. Заки Валиди библиотека документ электронный технология Первой государственной библиотекой на территории Башкортостана была губернская публичная библиотека, открытая 25 марта 1836 года при Дворянском Собрании, которая может считаться прообразом сегодняшней Национальной библиотеки.

Девятого июня 1921 года была открыта Центральная научная библиотека БАССР. На момент открытия она насчитывала 17 600 книг. В 1933 году в состав библиотеки вошли Центральная мусульманская библиотека, в 1936 — Центральная массовая библиотека им. М.Горького. В том же году она получает статус Республиканской библиотеки БАССР. В 1960 году ей присваивается имя Н. К. Крупской. В 1988 году в состав библиотеки как филиалы вошли республиканские детская и юношеская библиотеки. В 1992 году библиотека преобразована в Национальную библиотеку Республики Башкортостан, в том же году ей присваивается имя государственного и общественного деятеля, ученого-востоковеда Ахмет-Заки Валиди.

Библиотека одновременно является методическим центром для библиотек республики и вносит большой вклад в модернизацию библиотек Республики Башкортостан, содействует выявлению, внедрению и эффективному использованию современных информационных и библиотечных технологий в их деятельности, проводит научную и методическую работу в книговедческом, информационно-технологическом, информационно-библиографическом направлениях.

По числу библиотек, по объему библиотечных фондов, числу пользователей Башкортостан лидирует среди субъектов Российской Федерации.

Библиотечная сеть Республики Башкортостан, которая на 01.01.2015 года насчитывает 1671 государственных и муниципальных общедоступных библиотек, объединена в Ассоциацию Библиотек Башкортостана. Ее возглавляет президент Ассоциации Айгуль Муратова, директор Национальной библиотеки РБ.

Национальная библиотека обладает богатым письменным наследием, имеющим научное и культурное значение. Это более 39,0 тысяч изданий на различных языках. Здесь сосредоточены рукописи и печатные издания на арабской графике, созданные как на территории Уфимской и Оренбургской губерний, так и в самых отдаленных уголках мира и Российской империи. Среди них — списки Корана и комментариев к нему, фикху (исламское право), рукописные поэтические сборники, классические произведения восточной литературы, трактаты и учебники по грамматике, истории и математике. Многие из них написаны и изданы более 300 лет назад.

В коллекции редких изданий хорошо представлена литература издательств Санкт-Петербурга, Оренбурга, Вятки, Москвы, Екатеринбурга, Самары, Симбирска, Троицка и др., а также стран мира — Пакистана, Египта, Турции, Ливана, Индии, Ирана, Саудовской Аравии, Туниса, Сирии (Алеппо) и Ирака (Басра), Азербайджана (Баку), Грузии (Тифлис), Крыма (Бахчисарай), Узбекистана и Туркмении.

Значительный интерес представляют также издания славянской литературы. Наиболее ценная из них — коллекция изданий рода Дашковых. Это книги и периодические издания, которые собирались не одним поколением Дашковых. Начало коллекции положил Василий Дашков, предводитель дворянства Рязанской губернии, продолжил сбор книг его сын Дмитрий Дашков, государственный и литературный деятель, министр юстиции, генерал-прокурор Правительствующего Сената Российской Империи, завершили сбор коллекции внуки Дмитрий и председатель Уфимской земской управы Андрей Дашковы.

Около 2 тысяч изданий — книги, изданные в типографиях Уфы, более 60 книг — в типографиях Стерлитамака, есть книги, изданные в Бирске, Белебее, Бураево. Самая ранняя книга, изданная в Уфе — работа типографии И. С. Петрова. В XIX — начале XX в. развитие башкирской литературы связано с именами и творчеством Г. Сокроя, М. Акмуллы, М. Гафури, Д. Юлтыя, Ш. Бабича и их произведения можно найти в фондах библиотеки С 1929 по 1940 г. башкирская письменность основывалась на латинице. Наибольший интерес здесь представляют произведения С. Агиша, Г. Амантая, В. Батыра, Г. Давлетшина, Б. Ишемгула, А. Карная, Т. Янаби. В редком фонде библиотеки хранится первая книга народного поэта Башкортостана Мустая Карима, изданная на латинице еще в 1938 году.

В целях обеспечения сохранности фонда в 2013 году при Национальной библиотеке создан Центр консервации и реставрации документов. Основными задачами Центра являются создание и поддержание нормативного режима хранения документов (температуры, влажности и т. д.), обработка документов с целью замедления процессов старения и профилактики возможных повреждений и осуществление переплетных и реставрационных работ. Куплено необходимое оборудование, обучены специалисты-реставраторы в Федеральном центре консервации библиотечных фондов в г. Санкт-Петербург. Сложилось так, что именно в Уфе, долгие десятилетия хранятся уникальные издания, которые в настоящее время требуют специализированного хранения, реставрации и переплета.

Неоднократно библиотека награждалась Почетными грамотами Республики Башкортостан, побеждала во всесоюзных и всероссийских конкурсах, получала грантовые средства на выполнение социально значимых исследований и организацию работ по использованию современных средств информатизации и освоение новых средств и способов связи, передачи и хранения информации. С 2006 г. Национальная библиотека имеет возможность пользоваться информационными ресурсами Автономной некоммерческой организации «Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ», является участником Сводного каталога библиотек России (СКБР).

С 2011 года Национальная библиотека стала предоставлять услугу виртуального информационного обслуживания в рамках онлайновой справочной службы «Виртуальная справка», а 2013 года «Консультант-онлайн».

С 2012 года функционирует Корпоративный портал общедоступных библиотек Республики Башкортостан и базы данных Национальной библиотеки стали доступны через портал «Государственные услуги».

Начиная с 2013 года на базе Национальной библиотеки стал активно работать тренинг-центр, где проводятся семинары, лекции, курсы повышения и другие обучающие мероприятия.

В 2013 году в рамках программы республиканской целевой программы сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2012;2016 годы разработан портал «Народы Башкортостана» (http://narodrb.ru).

В 2014 году начато объединение баз данных централизованных библиотечных систем Республики Башкортостан и Национальной библиотеки в единую информационную распределённую сеть. При Национальной библиотеке был создан Центр обработки данных с серверным комплексом Bladecenter.

С 2013 года успешно функционирует отдел электронных ресурсов, который предназначен для удовлетворения информационных запросов пользователей и обеспечения их доступа к информационным ресурсам Интернет в научных и учебных целях. Обеспечен доступ к базам данных диссертаций РГБ и БД Авторефератов диссертаций РНБ. Приобретен базовый массив учебной литературы ЭБС «IPR books» .

В рамках программы развития образовательной среды Республики Башкортостан открыт Центр повышения квалификации «Образование без границ», основными направлениями которого являются курсы повышения квалификации, курсы иностранных языков для взрослых и детей, научно-методические семинары и тренинги для студентов и молодых учителей и обмен знаниями более опытных преподавателей иностранных языков, Школа Делового Образования для старших школьников, в рамках которой осуществляется углублённое изучение отдельных предметов, а также подготовка к ЕГЭ, ГИА и Олимпиадам. В рамках реализации мероприятий республиканской целевой программы «Развитие библиотечного дела Республики Башкортостан» на 2010;2014 годы реализован проект по созданию Национальной электронной библиотеки.

Национальная библиотека имени Ахмет-Заки Валиди РБ совместно с Ассоциацией библиотек Башкортостана запустила новый информационный проект — выпуск специализированной газеты «Фолиант». Газета дает возможность не просто вместить всю накопившуюся за определенный период информацию, но и получить отзывы на события, состоявшиеся в сфере библиотечного дела республики и внешнем мире.

С апреля 2011 года библиотека принимает участие во Всероссийской социально-культурной акции «Библионочь», которая становится все более популярной среди молодежи. В 2014 году впервые и с большим успехом была проведена акция «Ночь карьеры», которая собрала около 700 участников. Разработка инновационных методов работы в рамках социального направления деятельности обусловили участие Национальной библиотеки в различных проектах и программах. Так, внедряется совместный проект"Добрая библиотека" с Республиканским центром для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Организовываются выставки творческих работ, где экспонируются лучшие работы декоративно-прикладного творчества воспитанников Республиканского реабилитационного центра, проводятся благотворительные акции «Подари радость ребенку!», экскурсии по библиотеке, мастер-классы, литературные праздники, театрализованные представления.

1.2 Анализ организационной структуры библиотеки Иерархическое строение составляет стержень линейно-функциональной структуры управления библиотекой, которая сформировалась еще в 1930;х гг., а в последующие десятилетия тщательно отшлифовывалась. Классическая иерархичность с подчинением нижестоящих руководителей вышестоящим позволяет быстро выполнять указания и информировать об этом вышестоящих.

Ниже представлена организационная структура Центральной библиотеки РБ (рисунок 1).

Рисунок 1 — Организационная структура библиотеки Специализированные функциональные подразделения библиотеки, осуществляющие предписанные им функции (комплектования, обслуживания, хранения), обеспечивают более или менее четкую работу. Эффективность такой системы управления достигается отлаженностью библиотечных процессов, которые подвергаются минимальным изменениям. Чем меньше вводится новшеств, тем меньше сбоев в системе управления, предназначенной для использования имеющихся ресурсов, тем больше согласованности действий в целях эффективного обслуживания читателей. Как показывают исследования, наибольшие изменения в парадигме системного подхода претерпевают представления об эффективности иерархических структур.

В исследуемом учреждении существует линейно-функциональная организационная структура. Ее положительные стороны: просто в управлении, «прозрачность» связей, стабильность и неизменность.

Серьезная негативная сторона линейно-функциональной организационной структуры управления — чрезвычайная замедленность подготовки и принятия управленческих решений, связанных с развитием библиотеки, с диверсификацией ее деятельности. Здесь, прежде всего, сказывается высокая централизация процесса принятия решения, замыкающегося на директоре. Кроме того, сам директор не всегда может принять самостоятельное решение: иногда из-за отсутствия управленческого профессионализма, который в прежней системе не оценивался в категориях стратегичности мышления. Чаще всего, если речь идет об осуществлении сколько-нибудь значительной перестройки работы, требуется много времени на согласование намечаемых действий с руководством вышестоящих органов.

Организационная система управления библиотекой на современном этапе это сложный процесс. И если брать во внимание характеристику каждого типа и вида системы, то к управлению библиотекой необходимо применять адаптивный вид структуры управления (гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды (по аналогии с живыми организмами). Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все эффективные аспекты линейных и функциональных структур, успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире.

1.3 Описание обязанностей библиотекаря Должностные обязанности библиотекаря:

— Разработка планов комплектования библиотеки на основе изучения тематических планов книжных издательств, профиля работы агрегатного производства и перспективы его развития.

— Учет, комплектование, проведение периодических инвентаризаций библиотечного фонда.

— Принятие мер по созданию условий для своевременного удовлетворения запросов на литературу, совершенствованию обслуживания читателей, повышению оперативности информационной работы.

— Осуществление связи с другими библиотеками.

— Организация составления списков новых поступлений литературы и рассылка их подразделениям агрегатного производства.

— Руководство проведением научно-информационной, научно-методической и библиографической работы, технической и научной обработкой поступающей в библиотеку литературы, составлением систематического и алфавитного каталогов.

— Поддержание постоянной связи с руководителями подразделений агрегатного производства и специалистами по вопросам, относящимся к их деятельности.

— Обеспечение составления библиографических справок по запросам читателей и других предприятий.

— Участие в организации тематических выставок по актуальным вопросам науки, техники и передового производственного опыта, в оформлении наглядной агитации, витрин, стендов.

— Обеспечение сохранности библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовка установленной отчетности.

2. Анализ эффективности организации работы национальной библиотеки Республики Башкортостан им. Заки Валиди

2.1 Анализ эффективности деятельности библиотеки В последнее десятилетие об оценке деятельности библиотек опубликовано достаточно большое количество профессиональных работ. Внедрение российских и международных стандартов по статистике и информационным технологиям побудило к широкому обсуждению библиотечной общественностью проблем состояния современной статистики и внедрения новых показателей с учетом развития электронных технологий. Огромный интерес представляют и публикации, посвященные результатам различных проектов с рекомендациями в области менеджмента качества библиотек.

Национальная библиотека Республики Башкортостан им. Заки Валиди была вынуждена обратить пристальное внимание на фиксируемые статистические показатели в связи с переходом технологических процессов в автоматизированный режим.

Легче всего представить статистику по генерируемым самой библиотекой или закупленным электронным ресурсам. Доступ к полнотекстовой библиотеке сотрудников университета, которая включает в себя электронные версии учебников, учебно-методических пособий, материалы конференций, авторефераты диссертаций и другие труды организован через электронный каталог. На сегодняшний день полнотекстовая библиотека насчитывает более 1000 документов. К сожалению, не так достоверна статистика по используемым базам данных, так как в большой степени зависит от агрегаторов и провайдеров предоставляемых ресурсов. Для баз данных открытого доступа учет статистики просто невозможен.

Таблица 1. Статистика использования электронных ресурсов библиотеки Статистику количества обращений иллюстрирует рисунок 2.

Рис. 2. Количество обращений в динамике по годам При этом проводится постоянная работа с фирмами-провайдерами по улучшению администрирования баз данных, в том числе по предоставлению статистики использования. Ведь даже при наличии какой-либо статистики нередко оказывается, что смысл в понятие того или иного показателя закладывается партнерами совершенно различный.

К сожалению, точную статистику по ресурсам библиотеки в традиционном формате предоставить невозможно, однако для анализа есть примерная информация по количеству посещений.

Таблица 2. Примерная динамика посещений за 6-летний период Динамику количества посещений библиотеки и количества зарегистрированных посетителя можно увидеть на диаграмме:

Рис. 3 Динамика количества посетителей и посещений

Таким образом, статистика показывает, что в 2011 году было зарегистрировано больше всего посещений библиотеки, далее ситуация пошла на спад. Это связано с ростом популярности книг в электронном формате, которые являются более удобными для большинства читателей.

2.2 Анализ кадрового состава библиотеки Сравнение и анализ проведены на основе статистических данных по наиболее значимым показателям:

— общее число библиотекарей;

— возрастной ценз;

— стаж работы в библиотеке университета;

— количество уволившихся, в т.. по образованию, стажу работы в данном коллективе, возрасту.

На первый взгляд ситуация с кадрами в библиотеке им. З. Валиди выглядит вполне благополучно. За рассматриваемый период общий состав коллектива в численном отношении оставался стабильным: колебания незначительные — от 83 до 89 человек.

Таблица 3. Образовательный уровень

Год

Всего чел.

В т. ч. по образованию (чел./ % от общего числа сотрудников)

высшее

в т.ч. библиотечное

среднее специальное

в т. ч. среднее специальное библиотечное

среднее

51 (61)

30 (35,7)

27 (32)

6 (7)

6 (7)

51 (60)

28 (32,9)

31 (36,5)

6 (7)

3 (3,5)

49 (55)

24 (26,9)

37 (41,6)

5 (5,6)

3 (3,4)

43 (51,2)

16 (19)

39 (46,4)

7 (8,3)

2 (2,4)

51 (61,4)

16 (19,3)

29 (35)

6 (7,2)

3 (3,6)

54 (64,2)

19 (22,6)

27 (32,1)

7 (8,3)

3 (3,6)

В среднем

50 (58,8)

22 (26,1)

32 (37,3)

6 (7,2)

3 (3,9)

Эффективность работы любой библиотеки в первую очередь зависит от качественного состава персонала: уровня образования и стажа работы в данной области деятельности. К вопросу о профессионализме. Состояние кадров библиотеки университета лишний раз подтверждает общую тенденцию текущего положения кадровой ситуации в библиотеках страны, а именно то, что число библиотечных работников, не имеющих специального библиотечного образования, превышает количество профессионально подготовленных. Библиотекарями идут работать дипломированные повара, швеи, бухгалтеры, инженеры, воспитатели.

Заметно понизился показатель среднего числа специалистов, имеющих высшее библиотечное и среднее специальное библиотечное образование, составив 22 человека (26,1%) и 6 человек (7,2%) соответственно.

Если сравнивать показатели 2009 и 2014 годов, то число дипломированных библиотечных работников резко сократилось с 36 человек (42,7%) до 26 (30,9%).

В то время как в 2009 году по библиотекам вузов России значение показателя по этой категории равнялось 83,6%; 2013 год — библиотека им. З. Валиди — 26,5%, библиотеки вузов Центра России — 36%, Уральская зона — 37%.

Еще совсем недавно существовала возможность выбора среди претендентов на вакантные места, то сейчас, чтобы заполнить свободные вакансии, приходится, к сожалению, брать непрофессионалов, что, естественно, не может не сказаться на качестве профессиональной среды. В библиотеку приходили учителя и воспитатели, экономисты и юристы, к тому же в возрасте далеко за средним, довольно часто — пенсионеры.

Хотя, многие проявили себя настоящими библиотекарями, укрепившись во мнении, что нашли свое дело.

А молодежь, если и шла заочно учиться, то только не библиотечной профессии. Но поскольку в библиотеке университета специалистов с высшим образованием явное преобладание — в среднем 50 человек (или 58,8% от общего количества), — это говорит о высоком интеллектуальном потенциале, позволявшем ей сохранять лидирующие позиции среди вузовских библиотек города и региона.

Не менее важным показателем, существенно влияющим на степень профессионального мастерства, является стаж работы на библиотечной ниве (а значит, полученный опыт).

Сразу оговоримся, что рассматривался не общий стаж работы в библиотеках, а именно в библиотеке им. З. Валиди. При анализе этого показателя были выделены следующие временные блоки: до 5 лет, 5−10 лет, 11−20, лет, свыше 20 лет.

Таблица 4. Стаж работы в библиотеке

Стаж работы в библиотеке

Год

До 5 лет

5−10 лет

11−20 лет

21 и выше

Итого:

Таблица показывает, что число библиотекарей, проработавших в библиотеке менее 5 лет, составило в среднем от общего числа за весь исследуемый период 59%, доля сотрудников со стажем работы до 10 лет равна 76% и более 20 лет — 13%. Более 30 лет проработали в библиотеке 6 сотрудников. Средний стаж работы в библиотеке заведующих отделами составил 24 года.

Таким образом, 2009;2014 гг. для библиотеки характеризовались:

1. стабильностью штатной численности (относительно полная укомплектованность);

2. высоким образовательным уровнем за счет преобладания сотрудников с вузовскими дипломами;

3. сокращением числа профессионалов, и особенно с высшим библиотечным образованием;

4. равновесием возрастных пропорций групп молодых библиотекарей и ветеранов, в силу чего стремительного старения коллектива можно не опасаться;

5. треть коллектива — сотрудники нового пополнения, т. е. проработавшие до 10 лет в библиотеке, а значит, укрепившиеся в выборе профессии;

6. сокращением текучести кадров, остановкой процесса ухода дипломированных специалистов;

7. затрудненностью карьерного роста молодых специалистов.

2.3 Недостатки в управлении библиотекой

Таким образом, при изучении основных показателей эффективности деятельности Национальной библиотеки Республики Башкортостан им. З. Валиди можно выделить следующие основные недостатки управления библиотекой:

— снижение количества посещений из-за повышения популярности электронных библиотек. При анализе популярности электронных ресурсов библиотеки было выявлено, что количество их запросов выросло в 2014 году практически на 30%;

— недостаточно эффективная работа с кадрами, т.к. относительно низкая заработная плата снижает привлекательность работы библиотекаря, и поэтому в данной сфере недостаток квалифицированных кадров;

— отсутствие карьерного роста в сфере библиотек для молодых сотрудников. Заметно понизился показатель среднего числа специалистов, имеющих высшее библиотечное и среднее специальное библиотечное образование, составив 22 человека (26,1%) и 6 человек (7,2%) соответственно;

— редкое внедрение инноваций в практику деятельности библиотеки. Статистика показывает, что в 2011 году было зарегистрировано больше всего посещений библиотеки, далее ситуация пошла на спад. Это связано с ростом популярности книг в электронном формате, которые являются более удобными для большинства читателей.

3. Предложения по повышению эффективности работы библиотеки

При анализе проблем деятельности библиотеки было установлено снижение эффективности функционирования национальной библиотеки им. З. Валиди в связи с тем, что внедряется все больше инноваций, и традиционные библиотеки постепенно устаревают.

Отправной точкой для осуществления инновационной деятельности библиотеки является ее инновационная политика, которая служит основой для разработки инновационных прогнозов, стратегий, программ и проектов развития. Инновационная деятельность важна для библиотеки, независимо от ее профиля, масштабов и статуса. Поэтому, на наш взгляд, необходимость в разработке инновационной политики развития библиотеки стоит на повестке дня руководителя любого типа библиотек.

Любая инновация нацелена на эффект в будущем, поэтому инновационная политика связана с планированием перемен и включает в себя три основных аспекта: выбор направлений развития организации; перспективное планирование; оперативное планирование.

Идеи новшеств не формулируются на «пустом месте», а являются результатом анализа предложений различных категорий участников инновационной деятельности. Основой инновационного развития библиотек признаны информационно-коммуникационные технологии и их программно-аппаратное обеспечение.

Для библиотеки им. З. Валиди в качестве потенциальных инициаторов идей предлагается рассматривать:

— пользователей;

— представителей профессионального сообщества (сотрудников различных типов библиотек, преподавателей учебных заведений и т. д.);

— партнеров (издателей, социальных работников, сотрудников учреждений культуры, искусства и образовательных структур, социологов, психологов, культурологов, специалистов по информатике, журналистов, представителей органов власти и муниципального управления, спонсоров, попечителей и меценатов);

— сотрудников библиотеки.

Особую группу инициаторов инноваций составляют сотрудники библиотеки. Каждый библиотечный сотрудник ответственен за свое профессиональное развитие. Библиотека должна «встраивать» систему развития персонала в систему планирования, превращать обучение в составную часть организации библиотечного обслуживания и социальной политики.

В библиотеке им З. Валиди должен действовать механизм предложения новых идей. Условиями его создания, по нашему мнению, являются:

— благоприятный внутриорганизационный климат в библиотеке, наличие атмосферы творческой активности и состязательности;

— информированность персонала о целях, задачах и направлениях работы библиотеки, содержании новаторской деятельности и достигнутых результатах;

— наличие системы поощрения авторов инновационных идей, информированность о формах поощрения, достижения сотрудников;

— разработанность процедуры повышения квалификации и аттестации сотрудников, применение специальных форм отчетности о ее результатах;

— наличие системы учета и продвижения новых идей в библиотеке-«банков идей», «ярмарок творческих идей», «аукционов разработок» и пр.

Генерирование новых идей мало что дает, если последние не обобщены, не классифицированы, не систематизированы с выделением приоритетов, а затем не перешли в стадию внедрения. Не все инновационные идеи могут оказаться перспективными и применимыми на практике. Важно упорядочить выбранные идеи, определить приоритеты и последовательность их реализации, установить, на какие инновационные идеи существует потенциальный спрос, а на какие реальный, на что нужно направить инновационные ресурсы в первую очередь, чтобы результаты изменений позитивно отразились на развитии библиотеки в ближайшем будущем.

Инновационная политика библиотеки им. З. Валиди должна отражаться в различного рода документах: стратегическом плане, целевых программах, инновационных проектах и проектах поддержки инновационной деятельности, текущих планах.

Следовательно, сегодня необходим поиск рациональных способов управления изменениями, позволяющих предвидеть и предвосхищать проблемы, прогнозировать развитие библиотеки, своевременно и качественно предоставлять пользователю необходимую информацию, услугу или библиотечную продукцию. Специалистам библиотечного дела становится очевидно, что именно инновационный путь развития библиотек, обновление всех сторон их жизнедеятельности обеспечат выполнение возложенной на них социальной миссии.

Заключение

Для современного этапа библиотечного развития характерны комплексность внедрения новаций и рост числа инноваций. Специалистам библиотечного дела становится очевидным тот факт, что именно инновационный путь развития библиотек, обновление всех сторон их жизнедеятельности обеспечивают выполнение возложенной на них социальной миссии. Основными аспектами характеристики библиотечных инноваций являются: объект изменений и уровень новизны. С точки зрения объекта изменений, библиотечные инновации подразделяются на продуктивные, технологические и управленческие.

Продуктивные инновации подчеркивают уникальность библиотеки, ее дифференциальные преимущества в условиях рынка. Технологические — ориентируют библиотеку на использование стандартизированных типовых решений, позволяющих выполнить присущие ей функции и создать условия для ее вхождения в корпоративные библиотечные системы.

Реализация инноваций — наиболее рискованный способ осуществления профессиональной деятельности, сопровождающийся различными сложностями и препятствиями организационного, экономического и психологического характера. Устранение такого рода проблем требует использования научно обоснованных подходов к организации обновления библиотечной деятельности.

Объектом исследования в работе выступила Национальная библиотека Республики Башкортостан им. З. Валиди, были проанализированы основные недостатки управления библиотекой и разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой