Орган государства: понятие, признаки, виды
Так, согласно ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ федеральный государственный служащий — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета. Государственным служащим присваиваются классные… Читать ещё >
Орган государства: понятие, признаки, виды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Механизм государства — сложное образование, он состоит из входящих в пего простых элементов — органов.
Государственный орган — это составная часть механизма государства, выполняющая конкретные функции и тесно связанная с другими органами государства.
Орган государства отличается от государственных учреждений и предприятий специфическими признаками:
1) наделен властными полномочиями, т. е. способностью осуществлять государственную власть и принимать значимые для общества решения и обеспечивать их реализацию.
Властные полномочия органа государства выражаются в его компетенции — закреплении за органом государства определенного законом круга вопросов, основных направлений его деятельности, а также его полномочий — прав и обязанностей в их осуществлении.
Государственно-властные полномочия проявляются в том, что орган государства наделен правом издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения.
Кроме этого, властные функции органа государства состоят в возможности обеспечить издаваемые правовые предписания мерами убеждения, поощрения и принуждения, а также материальными ресурсами, например средствами из государственного бюджета;
- 2) представляет собой относительно самостоятельную, структурно обособленную и юридически оформленную часть механизма государства, которая характеризуется определенной структурой и состоит из государственных служащих;
- 3) образуется от имени государства и действует по его поручению;
- 4) наделен определенной компетенцией, т. е. строго закрепленными за ним задачами, функциями, правами и обязанностями:
- 5) образуется в порядке, установленном законом;
- 6) обладает необходимыми материальными и организационными средствами (ценностями, вспомогательными учреждениями и предприятиями и т. п.) для осуществления своих функций.
Таким образом, цели, задачи и структура государственного органа, порядок его образования и сама деятельность регулируются нормами права.
Орган государства представляет собой относительно самостоятельное звено механизма государства и состоит из государственных служащих, права и обязанности которых определены законом.
Так, согласно ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ федеральный государственный служащий — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета. Государственным служащим присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.
В этом же Федеральном законе определяются понятие «государственная служба». Государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ и федеральных органов, полномочий субъектов РФ и их органов (ст. I). Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: а) государственную гражданскую (федеральную и региональную — в субъектах), б) военную и в) правоохранительную службу (б и в — только федеральные (ст. 2)).
Правовое положение государственных служащих в России (права и обязанности), требования, порядок приема на службу и продвижения, а также ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, прописаны в ст. 14−18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Хотя органы государства тесно взаимодействуют между собой, каждый из них выполняет вполне конкретные задачи. В зависимости от основания типологии, выделяется несколько видов органов государства.
По порядку создания органы государства могут быть либо выборными (т.е. избираться на свободных выборах), либо назначаемыми, либо наследуемыми (т.е. создаваться в порядке наследования).
По характеру выполняемых функций различаются три основные группы государственных органов:
- o законодательные (парламент, органы местного самоуправления);
- o исполнительно-распорядительные (правительство, министерства, ведомства и т. п.);
- o судебные (правоохранительные).