История источников исламского права
Текст Корана состоит из 114 глав или сур (букв, «высокая степень»), которые подразделяются на стихи или аяты (букв, «метка»). Вопреки мнению исламских богословов о совершенстве его системы, стоит отметить, что суры расположены в нем по мере убывания их объема. Так что некоторые ранние откровения еще мекканского периода расположены в конце книги. Другая особенность Корана — манера изложения… Читать ещё >
История источников исламского права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исламское право как совокупность норм имеет ряд особенностей, радикально отличающих его от, например, европейского. Прежде всего, оно не имеет системы в нашем понимании этого слова, что обусловлено его исключительно религиозным, и даже, мы бы сказали, ритуальным характером. В этом смысле оно походит на древние системы права, ближайший аналог которому мы находим в ведической Индии или традиционном праве евреев. Возможно его сравнение с каноническим правом. Другая его особенность, бросающаяся в глаза, — то, что известный специалист по исламскому праву Дж. Шахт назвал «правом юристов» [Schacht, 1979, р. 400]. Исламское право в буквальном смысле создано судьями и учеными юристами. Роль государства в его формировании минимальна. «Школьные учебники, — писал Шахт, — имеют в нем силу права» [Idem, р. 401]. Поскольку исламское право составляет часть религии, то, естественно, что ядром его является главный источник этих верований. В исламе — это Коран.
Коран
Коран (от Ал куран) является именем собственным, образованным от отглагольного существительного, буквальный смысл которого — «он собрал воедино» или «он прочел». В исламе приняты эпитеты, иносказательно указывающие на непререкаемый авторитет этого источника, как то: ал штаб (книга) или ал тифа (то, что исцеляет) и др. Мусульмане считают его несотворенным, единственный автор его — Аллах, который ниспослал свои откровения Мухаммаду. Известен хадис, согласно которому Пророк предлагал любому имитировать стиль Корана, чтобы доказать его несотворенность. Тем не менее, один из аббасидских халифов (Аль Мамун) издал в 833 г. указ о сотворенное™ Корана и потребовал от своих подданных клятвы в верности своему мнению. Указ был отменен только в 849 г. Как видим, даже в истории ислама случалось и такое.
Текст Корана состоит из 114 глав или сур (букв, «высокая степень»), которые подразделяются на стихи или аяты (букв, «метка»). Вопреки мнению исламских богословов о совершенстве его системы, стоит отметить, что суры расположены в нем по мере убывания их объема. Так что некоторые ранние откровения еще мекканского периода расположены в конце книги. Другая особенность Корана — манера изложения текста. По сути эго отрывки из монологов Мухаммада, в которых он нередко передает диалог со своими соратниками или оппонентами. Своеобразие этой манеры, также неизвестность, по какому поводу состоялся тот или иной монолог или диалог, плохое знание доисламских порядков, осуждавшихся Пророком, — все это в совокупности уже в первые века хиджры породили довольно обширную литературу по толкованию смысла Корана. Поэтому знакомиться с его текстом желательно при наличии обстоятельного комментария.
Пророк был неграмотен, поэтому текст Корана записывался за ним современниками. Сохранились сведения, что в последний период жизни при Мухаммаде состоял целый штат специально назначенных писцов. Тем не менее, очевидно, что некоторые суры записаны по памяти уже после смерти Пророка. Известно, что окончательный вариант текста Корана, составленный из многих списков, был подготовлен первым халифом Абу Бекром. Третий халиф Усман приказал снять с этого списка копии, уничтожив все известные на тот момент редакции. Таким образом, исламский мир избежал появления апокрифов, являющихся бичом, например, канонического христианства.
Сам Коран как свод наставлений, определяющих систему верований, содержит крайне мало чисто правового материала. Ничего похожего, например, на законы Моисея, как в Пятикнижии, в нем нет. В тексте встречаются только отдельные аяты, явно правового характера. К примеру: наследование по закону (4: 11 и 12), опека (2:282), наказание за кражу (5: 38), охрана частной собственности (2: 188, 4: 29), вира за убийство (2: 178) и ряд других.
Ни один из источников исламского права не может противоречить Корану — это незыблемый принцип шариата!