Эту модель нередко называют «комплексной», включающей элементы теории ожиданий В. Врума и теории справедливости Дж. Адамса. Согласно данной теории результаты труда зависят от трех переменных: 1) затраченных усилий; 2) способностей и характерных особенностей человека;
3) осознания им своей роли в процессе труда.
Уровень затрачиваемых усилий, в свою очередь, зависит: 1) от ценности вознаграждения; 2) насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением. При этом достижение требуемого уровня результативности может повлечь: 1) внутренние вознаграждения (чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения), а также 2) внешние вознаграждения (похвала руководителя, премия, продвижение по службе).
Между всеми выделенными выше элементами существуют определенные взаимоотношения. Например, удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле (эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций). Сами вознаграждения могут быть оцениваемые для организации в целом или для конкретного сотрудника, а это позволяет учитывать индивидуальные ожидания работников и т. п.
Как отмечают М. X. Мескон и другие[1], «один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению» и «это прямо противоположно тому, что думает на этот счет большинство менеджеров». Многие менеджеры до сих пор находятся.
«под влиянием ранних теории человеческих отношении, полагавших, что удовлетворение ведет к достижению высоких результатов в труде или, говоря другими словами, более довольные рабочие трудятся лучше». Данная теория и результаты исследований на основе модели Л. Портера и Э. Лоулера показали, что «высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его» (выделено нами. — Лет.) —
Модель Л. Портера и Э Лоулера показала, что «мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных отношений», а сама может быть следствием правильно организованной работывыделено нами. — Авт.) —
Значение данной теории еще и в том, что она «показала также, насколько важно объединить такие понятия, как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие, в рамках единой взаимосвязанной системы»[2][3].
- [1] См.: Мескон М. X., Альберт М., Хедоурп Ф. Основы менеджмента. С. 382.
- [2] Интересно, что эта идея согласуется со взглядами на мотивацию А. Н. Леонтьева, который считал, что потребности не предшествуют деятельности, а скорее порождаются самойдеятельностью. СмЛеонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.
- [3] Мескон М. X., Альберт М., Хедоурн Ф. Указ. соч. С. 382.