Теистическая модель мира
Нет сомнений, что моральное сознание у человека формировалось именно в религиозной культуре, поскольку основу морали составляет выраженная оппозиция добра и зла, хорошего и дурного, правильного и неправильного. Нормативная функция — одна из важнейших функций культуры, и ее развитие, реализация, последовательное внедрение в сознание человека норм и правил морали происходило путем закрепления… Читать ещё >
Теистическая модель мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Теистическая или религиозная картина мира вырастает на мифологической почве, в то же время формируя новый взгляд человека на мир, не присущий мифологическому сознанию. В наиболее развитой форме религиозное сознание человека находит выражение в мировых религиях — христианстве, буддизме, исламе. Историческое прошлое связывает нас с христианской религией, поэтому мы рассмотрим, каким представлялся мир людям средневековой Европы, в эпоху безраздельного господства христианской веры и могущества церкви.
Основой религиозной картины мира является дуализм — наличие двух противоположных начал, полюсов, между которыми происходит постоянная борьба. Это противостояние Добра и Зла, воплощенных в образах Бога и сатаны. Добро олицетворяется небесными силами, небесной властью, Градом Божьим, который существует вечно, от сотворения времен. Вершиной небесной иерархии является Бог, он окружен небожителями — архангелами и ангелами. В Граде Божьем пребывают также Богоматерь — Дева Мария, Иоанн Креститель, апостолы — ученики Христа, — а также люди, ставшие святыми в силу своих заслуг в области веры. Олицетворение зла — сатана — находится на противоположном полюсе, в преисподней, в низшей точке мира. В преисподней правят слуги сатаны, черти, бесы. Люди в преисподней — грешники, нарушившие Божественные заповеди, совершившие смертные грехи. Верхний и нижний миры составляют сакральное пространство, куда попадают души людей после их телесной смерти. Другая оппозиция связана с сакральным временем, в которое помещен земной мир от момента его создания Богом до конца света — Страшного Суда. Страшный Суд означает воцарение Царства Божьего, в которое попадут воскресшие праведники, в то время как воскресшие из мертвых грешники будут навечно низвергнуты в ад, обречены на вечные муки.
В религиозном сознании земной мир является физическим, телесным отпечатком мира сакрального. Поэтому все оппозиции сохраняются, прежде всего, в дуализме духовного и телесного начала в человеке. Дух стремится к Богу, душа раскрывается в вере, в то время как тело тянет человека ко греху, заставляет его поддаваться соблазнам, дьявольскому искушению. Жизнь человека, от рождения до смерти регламентированная церковью, происходит как бы в вертикальном измерении: время измеряется поступками — действиями и мыслями, которые либо приближают человека к Богу, либо отдаляют его от будущего вечного блаженства. Усилиями церкви любое деяние человека получает необходимую религиозную трактовку, вследствие чего человек от рождения соотносится с двумя мирами, переплетенными на земле — Градом Земным и Градом Божьим. Человеку дана свобода выбора, поэтому он сам отвечает перед Богом за все, что делает в своей жизни, даже если судьба его предопределена, только сам человек способен на духовное усилие, на очищение души, борьбу с искушениями и соблазнами.
Нет сомнений, что моральное сознание у человека формировалось именно в религиозной культуре, поскольку основу морали составляет выраженная оппозиция добра и зла, хорошего и дурного, правильного и неправильного. Нормативная функция — одна из важнейших функций культуры, и ее развитие, реализация, последовательное внедрение в сознание человека норм и правил морали происходило путем закрепления понятий добра и зла во всех произведениях искусства, архитектуре, литературе, языке, науке, философии религиозной эпохи. Мир культурных объектов, которые воспринимает и в которых действует современный человек, насыщен смыслами, тесно связанными с религией, независимо от того, каким образом человек относится к религии: как к неотъемлемой части жизни, или исторически сложившейся форме культуры, или внешнему культурному «фону», на котором разворачивается его полностью светская, нерелигиозная жизнь.