Светлой памяти Михаила Михайловича Агаркова (1890—1947).
Правоспособность — одна из ключевых категорий гражданского законодательства и цивилистической науки. Гражданская правоспособность — это абстрактная способность быть субъектом гражданских правоотношений, т. е. иметь гражданские права и нести частноправовые обязанности (п. 1 ст. 17 ГК РФ). Данное определение гражданской правоспособности, будучи сформулированным применительно к физическим лицам, вполне может быть признано универсальным и распространено также и на юридические лица. Косвенно об этом свидетельствует содержание ст. 49 и 53 ГК РФ, а также то, что термин «правоспособность юридических лиц» специальным образом в законодательстве не определен.
Способность иметь гражданские права и нести обязанности проявляет себя в юридически защищенных возможностях лица — ее носителя. В их число входят возможности приобретать и осуществлять субъективные гражданские права, распоряжаться таковыми, а также принимать на себя, исполнять и иным образом прекращать частноправовые обязанности. В этом выражается содержание правоспособности. Вопрос о том, какие именно субъективные права и юридические обязанности может иметь (нести) тот или иной субъект, — это вопрос об объеме правоспособности. Признание правоспособности в равной мере за субъектами того или иного вида означает признание правоспособности равного содержания, но не объема, различия в котором могут быть обусловлены разнообразными причинами как объективного, так и идеологического свойства. Тем более не может быть равным объем реализованной правоспособности, т. е. совокупность тех субъективных прав и юридических обязанностей, которыми обладает то или иное конкретное лицо в определенный момент времени.
Изложенные воззрения на понятие правоспособности можно с полным основанием назвать классическими. Сформировавшись в своей основе еще до революции эти взгляды получили признание в советской и современной российской цивилистике и до настоящего времени являются господствующими.