Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Нечистая сила в русском языке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Христианства в славянских землях (с X в.) положило конец официальному существованию мифологии, сильно разрушив ее высшие уровни, персонажи которых стали рассматриваться как отрицательные, если только не были отождествлены с христианскими святыми, как Перун — со святым Ильей, Велес — со святым Власием, Ярила — со святым Юрием и т. д. Низшие же уровни, как и система общих противопоставлений… Читать ещё >

Нечистая сила в русском языке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общие сведения. Определение понятия «нечистая сила»

«Бога люби, а черта не дразни» — руководствуясь этим принципом, строили жизнь десятки поколений людей; культ злых сил развился и окреп рядом с почитанием единого христианского Бога. Имя черта всячески унижалось церковью, что немало укрепляло веру в его всесильность. Грешного на земле больше, чем святого; в царстве животных, растительности, среди людей — везде рассеяно злое дьявольское семя, требовавшее к себе самого осторожного и уважительного отношения.

В древности люди еще не знали богов и поклонялись только духам, воплощавшим добро и зло — упырям и берегиням. («А прежде того клали требы упирешь и берегыням») [Шапарова: 2001, с. 38]. Берегини были духами — охранителями, защищающими людей от всякого зла; а упыри представлялись злом, повсеместно разлитым в природе, аморфным и воплощающим все, чего опасались первобытные люди — тьму, голод, холод, смерть, зиму и т. д. Затем постепенно появились представления о богине-матери, возможно, о двух богинях-роженицах, небесных хозяйках мира. В это время уже существовали представления о трех ярусах мира: верхнем мире с его светилами, среднем мире людей и животных и нижнем, подземном мире мертвых, нечистых сил.

Введение

христианства в славянских землях (с X в.) положило конец официальному существованию мифологии, сильно разрушив ее высшие уровни, персонажи которых стали рассматриваться как отрицательные, если только не были отождествлены с христианскими святыми, как Перун — со святым Ильей, Велес — со святым Власием, Ярила — со святым Юрием и т. д. Низшие же уровни, как и система общих противопоставлений оказались гораздо более устойчивыми и создавали сложные сочетания с господствующей христианской религией.

Итак, низший уровень, нечистая сила — общее название для всех низших демонических существ, принадлежащих к отрицательному нечистому миру, нездешнему миру и поэтому противопоставляемых положительному здешнему миру [Шапарова: 2001, с. 370]. Персонажи нечистой силы в поверьях обычно отличаются злокозненностью и враждебностью по отношению к человеку; иногда они могут помогать людям, но в большинстве случаев вредят, зло «шутят», причиняют неприятности и т. д.

Само понятие «нечистый» в народных верованиях имеет несколько оттенков. Это и буквально «грязный», и «нечеловеческий» и «лишенный внутренней чистоты, истинности, святости, противостоящий чистому и освященному»; при этом представления о чистоте «внутренней» и внешней нередко совпадали. Так например, чистоту восточные славяне считали признаком в основном не физическим, а моральным, о чем свидетельствует сам язык: так русские обозначали все нечистое словом «поганый», которое некогда означало «языческий, загрязненный языческой кровью» (лат. poganus). Однако «нечистый» в народных поверьях — это не однозначно «поганый», но также иногда и «таинственный, насыщенный разнообразными силами».

Само название «нечистая сила» (НС) возникло, по-видимому, достаточно поздно и изначально обозначало некую сверхъестественную силу, лесную, водяную и тому подобное, понятия о которой оформились со временем в конкретные образы водяного, лешего и т. д. (типологически лешему, водяному и прочим духам предшествовала именно лешая сила, воляная сила и т. д., упоминаемая в русских заговорах XVII в.). При этом несколько неопределенное представление о НС в полной мере сохранилось и в народных поверьях XIX — XX вв.: эта сила нередко почти не поддается описанию, а иногда и вообще никак конкретно не именуется; действия ее часто описываются в безличной форме (с каменки «разит каменьями»; «стукочет, кричит» на вышке; «бросает» на пол ночующего в избе и т. д.), без указания, какое именно существо производит все эти действия. Неопределенность понятия о НС обнаруживается даже в представлениях о конкретных мифологических персонажах, объединяемых этим именем: будучи формально разными, они нередко смешиваются, именуются и действуют однаково (так, например, шишига — это и НС вообще, и чертовка, лешачиха, домовой, русалка; черт — это и собственно черт, и леший, водяной, болотник и т. д.).

Черт у славян являлся наиболее обобщенным персонажем НС; зачастую и других персонажей (лешего, водяного, русалку и пр.) называли чертями. При этом, однако, черт — всегда воплощение злого, темного начала; лешие же, русалки, водяные и т. п., хоть и наделялись отрицательными чертами нечистых духов, все-таки не утратили до конца своего первоначального значения грозных, но милостивых к человеку духов лесов, вод и т. п.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой