Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Культура Руси в Новгородско-Киевский период

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основе культуры Новгородско-Киевской Руси лежит синтез культур: языческой, характерной для догосударственного периода развития восточных славян; православной византийской, пришедшей на Русь с принятием христианства; культур соседних этносов и народов. Об уровне развития материальной культуры этого периода дают представление результаты археологических раскопок на территории России. Найденные… Читать ещё >

Культура Руси в Новгородско-Киевский период (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В основе культуры Новгородско-Киевской Руси лежит синтез культур: языческой, характерной для догосударственного периода развития восточных славян; православной византийской, пришедшей на Русь с принятием христианства; культур соседних этносов и народов. Об уровне развития материальной культуры этого периода дают представление результаты археологических раскопок на территории России. Найденные в результате раскопок орудия труда, предметы быта, произведения ремесла позволяют ученым воссоздать картину жизни общества эпохи Новгородско-Киевской Руси.

О богатой духовной жизни восточнославянского общества свидетельствует народное поэтическое творчество во всем многообразии его жанров: производственно-обрядовая поэзия, пословицы, сказки, предания, песни. Особое место занимает жанр былин, которые носят эпический, героический характер. По месту возникновения можно выделить киевский южнорусский цикл былин (былины о Владимире Красное Солнышко, о Добрыне Никитиче, Илье Муромце, Алеше Поповиче — защитниках земли Русской), новгородский цикл былин (былины о Садко, Василии Буслаеве) с главным героем — удалым купцом.

Принятие христианства в 988 г. в качестве государственной религии духовно преобразило древнерусскую культуру. Православная Византийская культура наслоилась на древние пласты традиционной языческой культуры восточных славян и на Руси на долгий период установилось двоеверие. С принятием христианства начинается период зарождения и развития письменного литературного языка, широко распространяется грамотность, появляется много литературных произведений как переводного характера, так и местного происхождения. Монастыри, великокняжеский двор становятся центрами распространения грамотности, переписывания и хранения книг, обучения грамоте. В Новгороде, Киеве создаются школы для обучения детей, подготовки образованных кадров. Ярким примером широкого распространения грамотности стали многочисленные берестяные грамоты, найденные в древнерусских городах в результате археологических раскопок.

Среди наиболее значимых литературных произведений того времени: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Память и похвала князю Владимиру», «Остромирово евангелие», «Изборники князя Святослава» (XI в.).

С принятием христианства начинается строительство каменных храмов. Византийская традиция строительства крестово-купольных храмов впитывает в себя древнерусские традиции деревянного зодчества. В 989—996 гг. в Киеве строится церковь Пресвятой Богородицы, получившая второе название Десятинной церкви. В 1240 г. во время захвата Киева монголами церковь была разрушена. Из архитектурных памятников XI в. до нашего времени дошли Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Софийские соборы в Киеве, Великом Новгороде и Полоцке. Характерной особенностью строительства храмов этого периода было строительство монументальных многокупольных четырехи шестистолпных храмов.

С храмовой архитектурой напрямую связано развитие древнерусской живописи. Русь усвоила византийскую систему внутренней росписи православного храма. Основными сюжетами и образами древнерусской живописи были образы Иисуса Христа (Спаса), Богоматери, сцены из земной жизни Иисуса Христа и Богоматери, образы апостолов, ангелов, святых. Основными формами древнерусской живописи стали: фрески, мозаика, иконопись, книжная миниатюра. Образцами изобразительного искусства этого периода являются мозаичное изображение Спаса Вседержителя и Богоматери Оранты в Софийском соборе в Киеве, фресковые росписи Софийского собора в Великом Новгороде, иконы «Спас Нерукотворный», «Ангел Златые Власы», «Апостолы Петр и Павел» и др. Книжная миниатюра широко представлена на страницах рукописных книг XI в. «Остромирово евангелие», «Изборники князя Святослава». Итогом историко-культурного процесса, происходившего на Руси в IX—XI вв., стало формирование культуры древнерусской народности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой