Дизайн и основы организации эпидемиологических исследований
Естественно возникает вопрос, что означают все эти термины — определенные разновидности познавательной деятельности, или они фактически являются синонимами. Для ответа на него необходимо подвергнуть анализу предметы изучения, цели и методы действий, обозначаемых этими терминами. Такой анализ показывает, что деятельность, определяемая этими терминами, соответствует одной и той же предметной… Читать ещё >
Дизайн и основы организации эпидемиологических исследований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В эпидемиологии, как и в других науках, выделяют две формы познавательной деятельности — исследование и творчество.
Исследование — процесс получения знаний, характеризующийся объективностью, воспроизводимостью и точностью.
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное.
Эпидемиологические исследования (epidemiologic study) проводятся в рамках научной и практической эпидемиологии.
Эпидемиологическое творчество — это только научная деятельность.
В настоящее время прослеживается явная тенденция — называть любые исследования в отношении населения и содержащие большой объем информации — термином «эпидемиологические». С этим нельзя согласиться, так как единственным критерием «эпидемиологичности» исследования является его соответствие предметной области эпидемиологии. В связи с этим недопустимо использовать в качестве синонима термина «эпидемиологическое исследование», термин «популяционное исследование». Популяционными могут быть различные медицинские и немедицинские исследования, определяющие частоту какого-либо явления среди населения, но если при этом не изучаются явления, относящиеся к предметной области эпидемиологи, их нельзя считать эпидемиологическими.
В эпидемиологической литературе (особенно российской) используется ряд терминов внешне похожих на термин эпидемиологическое исследование, а именно — эпидемиологический анализ, эпидемиологическая диагностика, эпидемиологическое изучение и др.
Естественно возникает вопрос, что означают все эти термины — определенные разновидности познавательной деятельности, или они фактически являются синонимами. Для ответа на него необходимо подвергнуть анализу предметы изучения, цели и методы действий, обозначаемых этими терминами. Такой анализ показывает, что деятельность, определяемая этими терминами, соответствует одной и той же предметной области, целям и методам. Поэтому все вышеприведенные термины следует считать практически синонимами понятия эпидемиологическое исследование. Единственное различие состоит в том, что термин эпидемиологическое исследование в нашей стране использовался относительно редко, преимущественно в научной работе. Другие термины хотя и звучали чаще, но и в большинстве случаев обозначали познавательную деятельность в практической эпидемиологии.
Эпидемиологические исследования являются «поставщиком» новых достоверных эпидемиологических фактов. Эта информация, полученная в независимых исследованиях, служит фактической базой для эпидемиологического творчества, — целью которого является логическое обобщение разнообразных (не только эпидемиологических) сведений и разработка гипотез, объясняющих причины возникновения и распространения болезней. Однако из этого не следует, что эпидемиологическое творчество «идет позади исследований», наоборот, оно, нередко, их опережает. Эпидемиологическое творчество на определенном этапе, обходилось без точной количественной оценки заболеваемости и основывалось, главным образом, на умении «видеть и слышать», сопоставлять различные сведения об эпидемиях, на интуиции и предвидении.
Задолго до появления первых эпидемиологических исследований (Snow 1854 г.) еще в Древнем Мире и Средневековье возникли идеи, гипотезы, которые явились прообразом современных представлений о причинах возникновения и распространения болезней.
Массовые эпидемии послужили Гиппократу (400 г. до н.э.) почвой для наблюдений и поисков объяснений их происхождения. Наблюдая возникновение эпидемий в местах со сходным климатом, он развивает идею связи эпидемий с природой. Гиппократ, сформулировал гипотезу, согласно которой «эпидемическая конституция лет, мест и атмосферы» связана с испарениями — миазмами, имеющими земное, а не сверхъестественное происхождение. То, что не все люди заболевают или болеют по-разному, он гениально объяснял особенностями «человеческого темперамента».
Многие ученые древности отмечали, что болезни могут распространяться постепенно, захватывая все население новых территорий. В то же время возможны внезапные эпидемии, которые связывали с прибытием в это место больных людей. Эти наблюдения послужили источником возникновения представлений о контагиях, как причинах распространения заразных болезней. Именно с этим представлением связана история применения изоляции, карантина, дезинфекции и других противоэпидемических мероприятиях. Первая попытка обобщить накопленный «контагионистами» опыт принадлежит итальянскому врачу Фракасторо (1478 — 1553 г.). В трех книгах «О контагиях», «О контагиозных болезнях» и «О лечении контагиозных болезней» он обобщил сведения о заразных болезнях, их природе, путях передачи.
Между «миазматиками» и «контагионистами» долгое время шла яростная борьба, причина которой — отсутствие достоверных научных, в том числе, эпидемиологических, данных. Отсутствие последних, объясняется тем, что вплоть до средины 19 века эпидемиологические исследования не проводились, точнее не могли проводиться.