Приложение технологии дизайнерского проектирования к разным типам среды есть прежде всего вопрос учета их «дизайнерской» специфики, т. е. — особенностей рациональной и эстетической организации «образа жизни» этих относительно узко спрофилированных средовых образований.
«Дизайнерские идеи» средовых организмов и систем разнообразны и тесно переплетаются в каждой конкретной реализации средового проекта. Но основным формам среды всегда присущи их «личные» доминантные задачи, окрашивающие определенным образом решения всех попутных проблем.
В городской среде это КОММУНИКАЦИЯ — транспортная, пешеходная, инженерно-техническая, информационная. А в конечном счете — разрешение конфликта между средой техногенной, искусственной и природной, естественной. В производственной сфере доминирует задача ГУМАНИЗАЦИИ отчужденного от человека «бездушного» процесса создания материально-физических ценностей, которая многократно усложняется необходимостью решения множества чисто технических проблем, от подвоза сырья до вентиляции цеха. «Флагом» общественных форм среды также является коммуникация, но не планировочных единиц, как в городе, а между людьми, их группами и коллективами. Коммуникация, нацеленная на самые разнообразные формы общения, от подчеркнуто утилитарных — между продавцом и покупателем, до предельно духовных — между паствой и Учителем.
Трудней всего с пониманием сущности среды жилой — в ее пределах люди и воспитывают детей, и готовят пищу, и хранят вещи, и отдыхают. И все это — в рамках тесно связанного общностью мыслей, имущества и судьбы «микроколлектива» — семьи. С другой стороны, нигде так полно и актино не реализуются «низменные», житейские потребности каждого человека — сон, гигиена и др. Очевидно, что это сочетание лично-бытового, общественного и хозяйственного, можно обозначить словом «проживание «, и есть ведущее начало становления характеристик жилой среды.
Именно с позиций выявления главных задач, проблем и средств формирования того или иного типа среды, надо рассматривать основные трудности и приемы их проектирования.