Введение.
Учебная экскурсия как компонент географического образования
Обосновать содержание и описать методические рекомендации в процессе общеобразовательной школы. В обосновании наблюдательности как одной из психологических особенностей школьного возраста. В процессе работы над дипломным проектом были использованы следующие методы исследования: В значимости роли экскурсий в развитии представлений об окружающем мире у учащихся; Изучить литературные источники… Читать ещё >
Введение. Учебная экскурсия как компонент географического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из педагогически активных средств решения указанных задач является учебная экскурсия в школе. Учебная экскурсия — это всестороннее изучение, учащимися под руководством учителя природных, социально-экономических и исторических условий родного края (микрорайона школы, поселки, района, города, области). Оно рассматривается, как одно из важнейших педагогических средств, связи обучения и воспитания с жизнью, трудом [1]. Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел, все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе формирования умения наблюдать у учащихся формируются представления об окружающем мире (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). От того, насколько полно школьники овладеют основами естественных наук, зависят их успехи в дальнейшем освоении биологии, географии, физики, химии. Содержание материала, изучаемого на уроке, его специфика диктуют использование определенных методов и приемов в их разумном сочетании. Исследованиями установлено, что школьникам доступно понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы. Учеными (Л. И. Бурова, М. Х. Левитман, В. М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано, что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом.
Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности. В процессе обучения непосредственные наблюдения школьников в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении представлений об окружающем мире. Наиболее эффективными средствами комплексного воздействия на формирование личности являются экскурсии, прогулки и т. д.
Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация экскурсий способствует формированию таких важных качеств, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний, расширению представлений об окружающем мире.
Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому просвещению детей, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии проводятся вне школьного учреждения, это своего рода занятие под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить с объектами и явлениями природы. На экскурсиях знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию представлений о взаимосвязи в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, т. е. познавательного к ней отношения. Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании, формировании у них эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего их мира вызывает глубокие переживания.
Исходя из актуальности исследуемой проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: ««Экскурсия, как основа формирования представлений об окружающем мире у учащихся в процессе обучения географии».
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать методические рекомендации по формированию представлений умения наблюдать у школьников в ходе экскурсий.
На основании данного предположения мы определили следующие задачи исследования:
- 1. Изучить литературные источники, а также материал из Интернета по теме исследования;
- 2. Раскрыть особенности организации и проведения экскурсий.
- 3. Изучить календарные планы и определить темы уроков, на которых можно использовать элементы экскурсии;
- 4. Организовать и провести опытно — экспериментальную работу
- 5. Обосновать содержание и описать методические рекомендации в процессе общеобразовательной школы.
В процессе работы над дипломным проектом были использованы следующие методы исследования:
анализ педагогической и методической литературы, наблюдения, беседа, тестирование.
Теоретическая значимость выполненной работы состоит:
в значимости роли экскурсий в развитии представлений об окружающем мире у учащихся;
в обосновании наблюдательности как одной из психологических особенностей школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит:
в составлении методической части дипломной работы, которая может быть использована другими учителями Можно предположить, что уровень умения наблюдать у учащихся будет возрастать от класса к классу. Однако для этого необходимо вести целенаправленную систематическую работу по развитию умения наблюдать природу, и в первую очередь, природу родного края на уроках географии в ходе проведения экскурсий.