1. В чем проявляются различия и взаимообусловленное единство объекта и предмета науки?
2. Используя труды пяти—семи отечественных географов XX в., выявите, как изменялись представления ученых об объекте географической науки.
3. Как определяется объект географических исследований с позиций системного анализа? Приведите соответствующие формулировки из трудов отечественных и зарубежных ученых 80—90-х годов.
4. Что означает выражение «специализация не по наукам, а по проблемам»? Какие актуальные географические проблемы, по вашему мнению, особенно нуждаются в междисциплинарных исследованиях? Почему?
5. Как вы понимаете парадигму целостности (единства) географии?
6. Сопоставьте различные взгляды ученых на категорию географической формы движения материи. Какие из изложенных в данной главе взглядов представляются вам наиболее обоснованными?
7. Сравните высказывания Э. Реклю и Л. И. Мечникова о сущности и историческом характере влияния географической среды на жизнь человеческого общества. В чем заключается общность взглядов этих ученых?
8. Как проявляется идея единства географии как целостной фундаментальной науки в основных положениях Ю. Г. Саушкина и В. А. Анучина о географической среде?
9. В чем, по вашему мнению, заключаются общие черты и основные различия взглядов этих ученых и С. В. Калесника? Какие из них представляются вам более верными? Почему?
10. Согласны ли вы с выводами, сделанными в конце этого раздела? Приведите конкретные примеры, подтверждающие (или отвергающие) данные положения.
11. Ознакомьтесь с новейшими публикациями в периодических географических изданиях, в которых рассматриваются категории «географическая.
(ландшафтная) оболочка*, ?географическая среда*, ?природная среда*,? окружающая среда*. Какие новые стороны и черты этих понятий изучаются учеными в настоящее время?