Через некоторое время после воцарения Анны началось давление на диссентеров. Их хотели лишить гражданских и религиозных свобод, закрывались диссентерские академии.
Некоторые диссентеры воспользовались временным единоверием, но «Дефо верил, что разум и соображения пользы незамедлительно восторжествуют над фанатизмом, а значит, восторжествует и истинная веротерпимость, допускающая различие убеждений открыто, не требуя для него благовидных предлогов» — считает И. Шайтанов [1; 492].
И Дефо написал памфлет «Простейший способ разделаться с диссентерами», где словно прикрылся маской.
Читая памфлет, никак не подумаешь, что его автор борется за права диссентеров, что он на их стороне. Наоборот, публицист язвительно отзывается о них, подчеркивает их деятельность, якобы отрицательно сказавшуюся на делах государственных, вплоть до казни короля.
Беспощадно обвиняя диссентеров во всех грехах, называя их сектой, змеиным отродьем, сорняками мятежной ереси, заразой, Дефо намеренно располагает к себе своих противников.
Ненавистники диссентеров были удовлетворены этим ярким, изобличающим пороки вредителей государства памфлетом. Однако Дефо добивался совсем иного результата. Под маской ненавистника диссентеров публицист показывает царящее в обществе несправедливое отношение к ним.
А помогают Даниелю Дефо такие художественные средства, как риторическое восклицание, которое с первой страницы памфлета будит внимание читателя: «Сегодня очень многие, лишившись своего высокого насеста и уравнявшись с прочими людьми в правах, весьма обеспокоились — и не напрасно! — что с ними обойдутся, как они того заслуживают…» [1; 187].
Эпитеты: «…чистейшая и самая процветающая церковь в мире,… с незыблемым спокойствием, … вражеское племя, …змеиное отродье…» [1; 188].
И вновь восклицания: «Вы обагрили руки кровью одного монарха! Другого низложили! Из третьего вы сделали марионетку! И вам еще хватает дерзости надеяться, что следующая венценосная особа подарит вас и службой, и доверием!» [1; 189].
Риторические вопросы: «Чем воздала им церковь за кровавые злодейства?» [1; 191].
Фразеологизм рисует яркий образ диссентеров, словно болезни: «Когда болезнь исцелена, к больному не зовут хирурга!» [1; 199].
Дефо как бы громко призывает ненавистников диссентеров к действию таким выражением: «Но пробил час — пора распять разбойников!» .
Итак, назревшие в обществе проблемы, на этот раз связанные с ущемлением прав диссентеров, вновь нашли свое отражение в публицистике Даниеля Дефо. Писатель умело обманул внимание читателей, использовав метод маски.