Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Егор Дмитриевич Николаев: общественно — политический деятель и просветитель Якутии второй половины XIX в

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее время в якутской историографии появились, работы по-истории распространения либеральных идей в Якутии. В них также упоминается имя1 Е. Д. Николаева. Отметим сборник статей по либеральному наследию под общей редакцией A.A. Кара — Мурзы. В сборнике помещены статьи В. Н. Иванова и C.B. Степановойв которых впервые: освещается возникновение и развитие либеральных идей в Якутии, говорится… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Е. Д. Николаев — представитель формирующейся национальной интеллигенции
    • 1. 1. Якутия в конце XIX в.: поиск путей решения нарастающих противоречий в якутском обществе
    • 1. 2. Жизнь и деятельность. Семья
    • 1. 3. Роль Е. Д. Николаева в решении экономических проблем Якутского края
  • Глава вторая. Общественно-политическая и просветительская деятельность Е.Д. Николаева
    • 2. 1. Е.Д. Николаев и вопросы самоуправления якутов
    • 2. 2. Борьба Е. Д. Николаева за отмену уголовной ссылки
    • 2. 3. Просветительская деятельность Е.Д. Николаева

Егор Дмитриевич Николаев: общественно — политический деятель и просветитель Якутии второй половины XIX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современной исторической науке продолжается объективное изучение процессов и явлений, которые в советской историографии в силу идеологических ограничений оставались, вне исследовательского поля. Ныне меняется-отношение к деятельности лиц, которые ранее из-за социального происхожденияше могли рассматриваться как передовые представители своего, народа. К ним относится Егор' ДмитриевичНиколаевдеятельность которого одна из. ярких страниц истории-Якутии второй половины XIX в.

Актуальность темы

и востребованность специального) исследования жизни и деятельности Е. Д. Николаева очевидны.

Во-первых, общественная* значимость его фигуры как одного из первых представителей якутского народа, боровшегося за егсг насущные нужды — за обретение самоуправления, за экономическое и социальное1 благосостояние, за отмену уголовной ссылки, должна быть оценена объективно.

Во-вторых, деятельность Е. Д. Николаева протекала тогда, когда-Российская империя в условиях переходного* периода осуществляла модернизацию экономики и либеральное переустройство общества. Е. Д. Николаев был одним из участников этого непростого процесса. Он учитывал исторические реалии пореформенного периода и во многом способствовал формированию-цивилизованных взаимоотношений имперского центра и периферии. Он стремился решать назревшие проблемы края путем диалога, в рамках законности и правопорядка.

В-третьих, изучаемая тема затрагивает проблему интеллигентоведения в истории Якутии, объясняет некоторые вопросы происхождения национальной интеллигенции" с точки, зрения ее роли в социокультурной и общественно-политической жизни' как в Якутии, так всей России указанного периода.

В-четвертых, тема затрагивает проблему института ссылки Якутии. Нам представляется, что общественно-историческая значимостьличности.

Е.Д.Николаева должна рассматриваться с точки зрения истории взаимоотношений местного населения с политическими ссыльными, которые в отличие от остальных категорий ссыльных оказывали наибольшее влияние на культурное развитие народов Якутии.

Изучаемая тема актуальна и в свете специальных исследований по проблеме интеллигенцииИсследователь/ истории российской интеллигенции С. И. Сергейчик, пишет:.". .только! в XIX веке, особенно в. его второй половине, когда в России произошли Великие реформы 60 — 80-х годов, началось формирование интеллигенции в социально значимую группу, обслуживающую светскую науку, техническое развитие и массовое образование. В этот период в стране образуютсяособые слои интеллигенции, которые формируют демократические, притязания к власти, образуют массовую оппозицию самодержавию,. определяют свое место в развитии общества"1. Изучение жизни и деятельности Е. Д. Николаева востребовано и в контексте этих положений:

Поскольку образ эпохи полнее воссоздается в историческойнауке сквозь призму деятельности выдающихся личностейизучение биографии* знаковых в истории: фигур, их образа мыслей, логики, и энергииих жизнедеятельности как субъектов истории являются в современном историческом познании приоритетными и необходимыми. В этомплане правдивое, и всестороннее исследование жизни и, общественно-политической деятельности Е. Д. Николаеванастоятельное требование времениДобавимк сказанному, что необходимость исследования также обусловлена отсутствием комплексного научного изучения" жизни и деятельности Е. Д. Николаева.

Историография. К сожалению, в советской историографии по идеологическим, мотивам имя Е. Д1 Николаева было предано забвению. Это обстоятельство привело к тому, что до последнего времени практически остаются почти неизвестными и объективно не оцененными его заслуги, как выдающегося сына народа саха. Поэтому историческая литература о Е. Д. Николаеве весьма.

1 Сергейчик С. И. Российская интеллигенция: история и судьба.

— М.: Изд-во «Локид-Пресс», 2006. -С.7 — 8. скудна и по существу специальная историография по сформулированной теме отсутствует. Тем не менее, его имя в дореволюционное время было изветсно. Впервые о нем писали в либерально-демократической печати. В частности, известный областник Н. М. Ядринцев в связи с исследованием политики царизма в Сибири, которую он охарактеризовал как колониальную, считал, что Е. Д. Николаев сыграл громадную роль в формировании демократических традиций якутского народа. Он поставил Е. Д. Николаева в один ряд с выдающимися просветителями* той эпохи, бурятом Д. Банзаровым и казахом Ч. Валихановым. Свое общее впечатление от этой личности он выразил в1 следующих словах: «.якут Е. Д. Николаев, даровитый представитель якутского племени, заявивший^ о себе множеством записок и ходатайств о положении якутов. соединял в себе теплую любовь к своему племени вместе с уважением"к цивилизации. Именно такие личности больше всего могли быпринести услуги инородческому просвещению и позаботиться о судьбе своей народности"3.

С должной похвалой отзывался о нем известный ссыльный и исследователь Якутской области И.И.* Майнов: «Е. Николаев' обладал потенциальными возможностями руководителя! не только улусного масштаба, его дар организатора тогдашним обществом не до конца был востребован"4.

Известный якутский либеральный деятель В. В. Никифоров посвятил Е. Д. Николаеву две статьи. В одной из, них «Смерть даровитого инородца» являющейся некрологом, автор указал, что мировоззренческие позиции Николаева оформились благодаря благотворному влиянию политических ссыльных. По мнению Никифорова, «влияние русских интеллигентных людей помогло Николаеву усвоить взгляды просвещенной среды и понять преимущество цивилизации. Под влиянием этих взглядов он понял, какая бездна отделяет его от бедных сородичей, и это заставило его с особенным чувством.

2Ядринцев Н. М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. — СПб., 1891. — С.236.

3 Его же. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. — Тюмень, 2000. — С.245.

4Майнов И.И. (Саратовец) На закате народовольчества (памяти В.Я. Богучарского) // Былое. — 1917. — № 5−6 (27.

28).-С.81. отнестись к их судьбе. Он не только не порвал связей с родной средою, но явился заступником интересов своего племени, изучив нужды и положение инородцев"?.

Касаясь взглядов Е. Николаева относительно административно-территориального обустройства Якутской области, В. В'. Никифоров отмечал, что он отстаивал принципы организации больших территориальных образований и был убежден, что население крупных регионов может способствовать консолидации нации. В необходимых случаях им? легче было бы оказать давление на губернатора области 6.

Таким, образом, В. В. Никифоров и другие упомянутые авторы подчеркивали незаурядность личности Е. Д. Николаеваотмечали его передовые мировоззренческие, позиции, но эти оценки не опирались на научное изучение жизни и деятельности Е. Д. Николаева. Однако эти" авторы обратили внимание на его личность, тем самым инициировали* необходимость, дальнейшего углубленного изучения жизни1 и-деятельности одного из выдающихся’деятелей якутского народа. К сожалению, пресловутый классовый принцип в оценке исторических деятелей, которого придерживалась советская историческая наука, надолго затормозил объективное изучение исторических личностей. Только краеведы С. Боло, Е. Андросоввскользь, упоминали' о" жизни, биографии Е.Д.Николаева7.

Положение начало, меняться в постсоветское время. Особенно важен вклад современных сибирских историков: И'.Л! и JI. M1 Дамешека, М. В'.Шиловского, А. В. Ремнева, Д. Г. Люстрицкого, A.B. Гимельштейна, А. В. Ануфриева.

В трудах JT.M. Дамешека разработаны новые подходы, даны новые оценки по проблемам административно-территориального устройства, имперского управления азиатскими регионами России в XIX — XX вв., характера политики.

5Смерть даровитого инородца. Некролог Е. Д. Николаева // Восточное обоззрение. — 1888. — 6 ноября.

6 Васин В. (Псевдоним В.В. Никифорова). Из недавнего прошлого //Якутские вопросы.- 19)6. 2 и 16 июля.

7 Андросов Е. Д. // Оруосуттар. Историческая повесть-эссе. — Якутск: Бичик, 2000. — С.48. (На якутском языке) — Сэсэн Боло // (Из жизни наших предков). Легенды. — Якутск: Бичик, 2002. — С.32. (На якутском языке). царизма в. отношении народов Сибири, вопросов взаимодействия центра и периферии8.

Исследователь М. В. Шиловский в соавторстве с Д. Я. Резуном, считают, что наиболее активным участником политического процесса во второй половине XIX — начале XX в. являлась интеллигенция. Сибирская интеллигенция в 1860—1880-х гг. тяготела к совершенствованию' нравственно-интеллектуального потенциала общества9.

Омский историк A.B. Ремнев подчеркнул, чтсг региональная- (или национальная) история стала одним из важных факторов формирующейся идеологии региональной политики, также проявился повышенный интерес к ^ местной истории, которыш способствовал региональной идентификации, населения, формированию чувства регионального патриотизма10.

Работы сибирских историков дали возможность рассмотреть и. выявить. роль Е. Д. Николаева в формировании «окраинной» политики России в реалиях изучаемого времени. Подтверждение тому мы нашли, в монографии иркутских историков Д. Г. Люстрицкого, A.B. ГимельштейнаА.В.Ануфриева прямо подчеркнувших, что в 80-е гг. XIX в. образованная часть тойонов и зарождающаяся якутская интеллигенция становятся участниками реформирования, порядка управления краем. Авторы довольно подробно отметилироль Е. Д. Николаева в этом процессе, как «редко выдающийся пример якутского самосознания и саморазвития», который показывает, к чему это население способно. В них лежат задатки гражданского понимания, ясно осознанная цель своего существования. Якуты, получившие образование, становятся не менее образованными людьми, чем европейцы. К таким.

8 Дамешек Л. М. Сибирские «инородцы» в имперской стратегии власти (XVIII — нач. XX в.). — ЗАО «ВосточноСибирская издательская компания», 2007. — 320 с.

9 Резун Д. Я., Шиловский M. В. Сибирь, конец XVI — начало XX века: фронтир в контексте этносоциальных и этнокультурных процессов // http://historv.nsc.ru/kapital/proiect/frontier/ch4.html. (дата обращения 21.10.2010 г.).

10 Ремнев A.B. Имперское управление азиатскими регионами России в XIX — начале XX веков: некоторые итоги и перспективы изучения // Сибирская заимка 2001. № 7 //www.zaimka.ru/Социальная история (дата обращения 21.10.2010 г.). личностям и выдающимся отрадным явлениям принадлежит Егор Дмитриевич Николаев"11.

В современной якутской историографии, благодаря трудам, доктора исторических наук П. С. Троева имя Е. Д. Николаева становится^ известно научной 1 *) общественности. Впервые автор ввел в, научный оборот документы и воспоминания, из которых наиболее интересной' является «Записка об экономическом» положении Якутской области", поданная" Е. Д. Николаевым министру внутренних дел в 1883 г. П. С. Троев обратил особое внимание на стремление Николаева добиться самоуправления у якутов, на необходимость преобразования экономической, и политической жизни, населения:

Автор обоснованно считал, что Николаев обладал обостренным, чувством' ответственности за будущеенарода саха. В связи с этим, анализируя письма.

Николаева, исследователь приходит к выводу, что ониимеют. программное значение для’реализации планов и-замыслов во имя возрождения Якутского краяулучшения жизни, быта и политического обустройства народов Якутии. Кроме того П. С. Троев считал Николаева учеником* ссыльных народников, последователем их идей.

В. статье «Существование его негпрошло-бесследно, — как и многие*хлопоты и труды» П1С. Троев 'справедливо^ отметил, что" до его работ народу была преподнесена неполная история, без действующих лиц из сельской интеллигенции и свои работы о Е. Д. Николаеве считает в какой — то степени попыткой исправить 1 ^ это упущение". Действительно его работы пополнили историю, интеллигенции Якутии еще одним ярким* именем.

11 Люстрицкий Д. Г., Гимельштейн A.B., Ануфриев A.B. Губернатор Константин Светлицкий. На государевой службе. — Иркутск: ВостСибкнига, 2010. — С.88.

12 Троев П. С. Влияние ссыльных народников на культурную жизнь Якутии (60−90-е годы XIX в.). — Якутск, 1998. -С.89−90,263−269,' 293−301 и др.- Его же. Дореволюционные авторы о самоуправлении якутов // Полярная звезда. -1997. — № 2. — С.70−77- Его же. Существование его не прошло бесследно, как и многие хлопоты и труды — // Полярная звезда. — 1997. № 1−6. — С.64−67- Его же. Два письма головы Батурусского улуса Е. Д. Николаева (1885.

1886)//Архивы PC (Я) на рубеже XXI века: оценка прошлого и взгляд в будущее: Мат. научн. конф. 21 декабря 2000 г. — Якутск, 2000. — С.61−67.

13 Его же. Существование его не прошло бесследно. — С.64.

Причем, заслугой П. С. Троева является то, что данные о деятельности Е. Д. Николаева извлечены из архивов, впервые введены в научный оборот, хотя он при этом не преследовал цели специального изучения жизни и деятельности «даровитого представителя» якутского народа.

Выше мы отмечали, что изучаемая нами тема проецируется наисторию национальной интеллигенции. Поэтому при написании использовали труды по истории-якутской интеллигенции H.H. Дьяконовой, и Е. П. Антонова.

Вмонографии о якутской интеллигенции H.H. Дьяконова значительное .1 I > внимание уделила жизни и деятельности Е. Д. Николаева. Особо подчеркнута I дружба с известными представителями национальной интеллигенции В. В. Никифоровым, братьями Афанасьевыми., Их объединяли демократические взгляды, чувство долга и желание служить, народу. У них были общие взгляды на общественное устройство якутови развитие образования, на проблему ссылки^ и т. д. Они были единомышленниками почти во всем14.

Вклад Е. Д. Николаева в борьбу за самоуправление народа саха особо отмечено в трудах П. С. Троева, Е. П. Антонова. Е. П. Антонов, как и П. С. Троев указывает на глубокие исторические корни идеи самоуправления в Якутии, наибольшее внимание уделяя истории Якутской Степной*думы (1827 по 1838 гг.), деятельность которой, очень привлекала Е.Д. Николаева15. Кроме того, Е. П. Антонов, рассматривая вопросы взаимоотношения" центра и периферии, пишет об особой значимости в имперской национальной политике присутствия представителей народов ¦ на коронациях и различных юбилеях16. Суть в том, что присутствие инородцев на коронациях и юбилеях однозначно воспринималось обществом как свидетельство упрочения связи между нерусскими подданными азиатских окраин Российской империи и русским царем, как доказательство цивилизующей роли Российского государства"17.

14 Дьяконова H.H. Якутская интеллигенция в национальной истории: судьбы и время: (конец XIX в. — 1917 г.). -Новосибирск: Наука, 2002. — С.43.

15 Антонов Е. П. Якутская интеллигенция и законодательная власть (1906; 1917 гг.). -С.78.

16Егоже. Якутская депутатция 1913 года: взаимоотношения центра и провинции //Якутский архив. -№ 3−4.-2009. -С. 19.

17 Там же. -С.20.

V. t.

Сведения о деятельности Е. Д. Николаева содержатся и в трудах.

1 о.

И.С.Клиориной (А. Мальковой) .

По теме якутской ссылки использованы труды Ф. Г. Сафронова,.

П.Л.Казаряна, И. Г. Макарова и П.С. Троева19.

Оценивая систему ссылки в Сибири кон. XVI — нач. XIX в. П. Л. Казарян, указывает, что она способстовала укоренению в общественном сознании-восприятия-Сибири XVII — XIX вв. не как обширного и несметно богатого края, а как большая тюрьма без стен и крыши. По мнению П. Л. Казаряна, это есть лл самая большая негативная оценка роли ссылки в исторических судьбах Сибири .

В монографии И. Г. Макарова прослеживается, с одной стороны, роль, политической ссылки, в пробуждении' общественного сознания, повышении-культуры, духовности и уровня' жизни местного населения, с другойг — дана негативная оценка уголовной ссылки21.

В последнее время в якутской историографии появились, работы по-истории распространения либеральных идей в Якутии. В них также упоминается имя1 Е. Д. Николаева. Отметим сборник статей по либеральному наследию под общей редакцией A.A. Кара — Мурзы. В сборнике помещены статьи В. Н. Иванова и C.B. Степановойв которых впервые: освещается возникновение и развитие либеральных идей в Якутии, говорится о первом либеральном деятеле Якутии В'.В. Никифорове. В. Н. Иванов, связывая деятельность общественных деятелей Якутии с формированием либерализма в России, проповедававшего свободу личности, гражданские права, демократические общества и широчайшее самоуправление, утверждает, что во второй половине XIX в. идеи самоуправления попытался возродить.

18 Малькова А. Василий Никифоров. События. Судьбы. Воспоминания. — Якутск: Бичик, 1994.-272 с.

19 Сафронов Ф. Г. Ссылка в Восточную Сибирь в XVII веке. — Якуткнигоиздат, Якутск, 1967. — 96 е.- Казарян П. Л. Якутия в системе политической ссылки в России. 1826−1917 гг. — Якутск, 1998, — С.4−5.

20 Казарян П. Л. Ссылка в Сибирь: (Конец XVI — начало XIX в.). — Владивосток: Изд-во Якутского государственного университета, 1999. -с.50.

21 Макаров И Г. Уголовная, религиозная и политическая ссылка в Якутии. Вторая половина XIX в. -Новосибирск, 2005. — С.226−227.

Е.Д.Николаев22. В статье С. Степановой отмечается, что первые уроки политического воспитания Е. Д. Николаеву, В. В. Никифорову, М'.А. и П. А. Афанасьевым и другим представителям коренного населения преподали политссыльные, особенно это касается осознания причины неустроенности и бесправия якутов, произвола областной администрации" — .

Идеи по обретению самоуправления, отмене уголовной ссылки' были стержневыми в деятельности Е. Д. Николаева. Определенная информация о них содержится в сборнике по истории Чурапчинского улуса, изданных в 1997 и 2005 годах.

Объектом исследования является история национальной интеллигенции, ее I N лидеров, возглавивших национально-демократическое движение в Якутии.,.

Предмет исследования' — жизнь и подвижническая деятельность Е. Д. Николаева — общественно-политического деятеля и просветителя народа саха.

Целью диссертации* является-* комплексное исследование общественно-политической и. просветительской деятельности Е. Д. Николаева как видного общественно-политического деятеля, замечательного сына народа1 саха, соединившего в себе, по мнению Н. М. Ядринцева, «теплую любовь к своему племени-вместе с уважением к цивилизации». к.

Для достиженияобозначенной* цели нами поставлены следующие исследовательские задачи:

1. Выявить назревшие жизненно важные проблемы якутского населения, обусловившие появление национальных лидеров в лице Е. Д. Николаева и его последователей в реалиях вт. пол. XIX в.

2. Осветить формирование личности Е. Д. Николаева, его жизнь и деятельность.

3. Исследовать общественно-политическую деятельность Е. Д. Николаева, его борьбу за самоуправление, за просвещение, оздоровление быта и культурное.

21 Иванов B.H. Возникновение и развитие либеральных идей в Якутии. — // Наше либеральное наследие. Вып. первый. Под общ. редакцией A.A. Кара — Мурзы. — М.: 2004. — С.341−343.

23 Степанова C.B. B.B. Никифоров — первый либеральный деятель Якутии". — // Наше либеральное наследие. Вып. первый. Под общ. редакцией A.A. Кара — Мурзы. — М.: 2004. — С. 349. развитие якутского народа в контексте либеральных реформ в России второй половины XIX в.

4. Рассмотреть его как деятеля, содействовавшего формированию политики взаимопонимания и диалога с народами Сибири, в т. ч. Якутии. Хронологические рамки исследования — вторая половина XIX в., т. е. время, когда жил и трудился во благо своего народа Е. Д. Николаев.

Источниковая база. Главным источникомбезусловно, являются ходатайства, записки, письма, служебная документация Е. Д. Николаева.

Наиболее важный источник — замечательный памятник общественно-политической мысли Якутии — его знаменитая «Краткая записка о современном Ч"I положении Якутского края, датированная 21 июня 1883 г. На 25 листах рукописи Е. Д. Николаев дает обстоятельную характеристику суровых природно-климатических условий, при-которых приходится жить .и трудиться.якутам. Затем.

Е.Д. Николаев дал развернутую оценку неприглядного состояния экономики, снабдив ее конкретными статистическими показателямипоказал причины неэффективности скотоводства, хлебопашества.

Столь же в развернутом виде освещено состояние питания, медицинского дела, отражена скудость и бедность местного населения. Отдельной проблемой представлены вопросыземлепользования, отягощение и без того бедного населения необходимостью содержания ссыльных24.

Пути выхода из беспросветности Е. Д. Николаев видит в формировании гражданской активности, общественной самостоятельности в форме самоуправления, прекращения уголовной ссылки. Записка завершается просьбой о принятии программы по обеспечению благостояния, достойного-уровня жизни населения-Якутского округа и области. •.

Эмпирическую^ основу исследования составили также опубликованные и неопубликованные архивные материалы. На основе выявленных в архивах Санкт-Петербурга, Иркутска и Якутска архивных дел создана эмпирическая.

24 Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф.12 и. Оп.6 Д. 624. Л.113−125. основа диссертации, даны уточнения по ряду конкретных вопросов. Значительная часть архивных источников вводится в научный оборот впервые.

В Санкт-Петербурге нами были изучены фонды архива Института востоковедения РАН. В фонде Виташевского содержатся материалы по письму Е. Д. Николаева, а также по «Наставлению родовым управлениям Якутии» от 1837 г. Это наставление было разослано всем родовым управлениям Якутской области, в нем содержатся основные требования старостам по управлению наслегом25.

Рассмотрены нами и фонды Государственного областного' архива Иркутской области. В фонде (593) сохранилась копия «Записки», адресованной генерал-губернатору Восточной СибириА.П. Игнатьеву от 1885 г. Найден в архиве также документ о поездке А. П. Игнатьева в 1886 г. в Якутскую область.

1 (л ф.24). Очень полезными оказались отчеты Якутского1 губернатора (ф.*24) за 1883−1884 гг., где освещены социально-экономические отношения, развитие сельского хозяйства, земледелия, динамика роста населения, статистика преступлений27.

Основной комплекс источников сохранился в Национальном архиве РС (Я). «Краткая* записка» Е. Д. Николаева хранится в фонде' Якутского областного правления, другой экземпляр — в личном фонде Д. И. Меликова. 3-й экземпляр обнаружен нами в фонде H.A. Виташевского Института востоковедения РАН- 4-й — в Государственном архиве Иркутской области.

Кроме того, нами изучены фонды Якутского областного правления (ф.12), Якутского окружного управления (ф.15), Якутской духовной консистории" (ф:226), Якутской мужской прогимназии (ф:258), Батурусской инородной управы (ф.29).

Дела Якутскогообластного правления (ф.12) содержат материал, отражающий общественную деятельность Е. Д. Николаева, его связь со ссыльными, и некоторые сведения о ссыльнопоселенцах. Самым интересным.

25 Архив Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения РАН. Ф. 11. Оп.1. Д. 8. Л.1 — 2.

26 ГАИО. Ф.24. Оп.1. Д. 158. Л.1−27.

27 Там же. Ф.24. Оп.9. Д. 527. Л.2−49 обД 557. Л.2−87.

28 НА PC (Я). Ф.434. Оп. 1 Д. 1. Л. 1 — 18 оказалось дело о государственном преступнике Н. Паули, в котором находятся постановления о проведении, ходе действий следствия чиновником особых поручений Андрюковым по поводу побега ссыльных, причисленных в Батурусский улус, где головой служил Е.Д. Николаев29.

Полезным, для исследования оказался фонд Якутского окружного полицейского управления (ф.15), хранящий материал о сборе денег с наслегов для. поездки Е. Д. Николаева на коронацию Александра III.

В фонде Якутской духовнойконсистории (ф.226) хранится метрическая книга с записью* о Е. Д. Николаеве, позволившая, уточнить дату его рождения -1858 г.

В" * фонде Якутской мужской-прогимназии (ф.258). содержатся сведения об учебных годах Е. Николаева: о его1 поступлении в. приготовительный класс мужской прогимназии, затем в первыйкласс. Есть сведения^ об успехах во. время учебы.

В фонде Батурусской инородной управы (ф.29) содержится комплекс документов, касающийся деятельностиЕ.Д. Николаева в. качестве улусного* головы: его письмаотчеты, статистические сведенияпо хозяйственной части, которые написаны им или заверены его подписью. ^.

В этом же фонде хранится-документ, который содержит сведения о борьбе Николаева" против алкоголизма, — это циркулярное письмо «О запрещении продаживина среди населения Батурусского улуса» от 21 января 1885 г., адресованное родоначальникам улуса30. Также имеются сведения по деятельности Николаева, как попечителя Чурапчинской народной* школы. Его рапорты по* состоянию улуса окружному исправнику за 188 511 886 гг.

Источниковую базу дополнили законодательные и нормативно-правовые акты, опубликованные в «Полном собрании законов Российской империи». Они представляются важными для понимания механизма воздействия российского права на регулирование жизни якутского общества изучаемого периода. Особую.

29 НА РС (Я). Ф.12и. Оп.15. Д. 206. Л.49−378.

30Там же. Ф.29и. Оп.2. Д. 1575. Л. 1−181. значимость имеют нормативные статьи этих юридических актовна которые опирался Б. Д. Николаев при постановке перед Министерством внутренних дел проблем расширения прав самоуправления якутов в 1883 г. и отмены уголовной ссылки.

Также изучены «Обзоры Якутской области» за 1884 — 1888 гг. Это статистические данные по развитию экономики, в, целом, а также сельского хозяйства, культуры, здравоохранения и т. п. по всей Якутскойобласти. Нам-удалось проследить, динамику развития каждой вышеназванной отрасли за весь период деятельности Е. Д: Николаева. '.

В процессе' работы автор стремился в полноймере опереться" на все разновидностидокументальных материалов- - законодательные-, статистическиеделопроизводственныеисточники-.В-архивно-поисковой' работе автор столкнулся? с некоторыми трудностямисвязанными со скудостью и разрозненностью домументов по многим. фондам;

Теоретико-методологическая. основаисследования: В основу исследования положены, теоретико-методологические принципы, подходы и. методы, современного исторического познанияМетодологические принципы историзма и объективности обусловили — изучение с одной стороны жизни и деятельности. Е. Д. Николаева, в контексте либеральной' модернизации в Российской империи конца XIX в., обусловившей изменения в характере взимоотношенийцентра и перифериис. другой — стороны, отразить своеобразия-его личности.

Характер работы определил приоритетное обращение к историко-генетическому и биографическому методам, наиболее* соответствующим задаче раскрытиягроли личности в истории. Обращение к традиционному для историков биографическому методу обусловлено самой постановочной задачей — определить вклад изучаемой личности в историю народа саха, в его’экономику и культуру. Биографический метод способствовал пониманию иобъяснению сущности многих исторических явлений в Якутии через изучение-конкретных подробностей жизни, мотивов: и причин поступков. и действий исторического персонажа, в данном случае Е. Д. Николаева.

Кроме того, в качестве исследовательского инструментария привлечены* специально-исторические методы, в. их числе историко-сравнительный, ретроспективный и др.

Новизна диссертационного исследования' заключается? в томчто впервые: на основе специального комплексного исследования представлена полнаянаучная: биографиям Е. Д. Николаеваопределена его роль. как. видногообщественно-политического региональногодеятеля пореформенной* Россииизвестного и высоко оцененного за пределами своего края.

Кроме тогопредложена, отличная от предшественников трактовка роли Е. Д. Николаева в «окраинной политике» России (центр — периферия) как деятеля, защищавшего интересы народа1 саха путем цивилизованногодиалога.- и взаимодействия, с имперскими' органами власти и управления, с сибирской и якутской администрациями.

В диссертации на основе анализа? деятельности Е-Д: Николаева показана его роль как патриота, — защищавшего интересы, своего народаБудучи представителем1 всего* народа саха на±коронации? Александра: 1Щ. а? далеево множестве записок-, ходатайств о положении якутов, на^ выборных должностях в Батурусском улусе он стремилсяк реальному облегчению условий жизни населения;

Изученный материал показал, что Е. Д. Николаев считал, что просветительство в том числепросвещение, борьбапротив невежества и алкоголизма — могут вывести народ на путь цивилизационного развития.

Уточнено историческое место Е. Д. Николаева в истории якутского интеллигентоведения. Он был первым в ряду национальной интеллигенции. Его идеио< местном самоуправлении, об ограничении ссылки, предоставлении демократических свобод стали знаменемпоследующих поколений борцов за социальную справедливость.

Научно-теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть полезны в научной, образовательной деятельности.

Основные положения, как и приводимый фактический материал, могут быть использованы при работе над тематически близкими исследованиями. Изложенные в диссертации сведения и факты могут быть использованы в качестве спецкурсов по региональной истории-в, высших, средних специальных учебных заведениях и школах, а также в краеведческой работе.

Апробация диссертации. Основные положения и результаты исследования доложены и обсуждены на региональных научно-практических конференциях, в том числе в 2004 г. — на конференции, посвященной 90-летию > Ф. Г. Сафронова, VIII Лаврентьевских чтениях с участием молодых ученых и специалистов Дальневосточного федерального округав 2005 г. — конференции, посвященной 80-летию Национального архивав 2010 г. — Всероссийской научной конференции «Северо-Восток Сибири в контексте российской истории" — 17−25 мая 2011 г. — на VII международной научно-практической конференции (г. София, Болгария) — на кафедре, где выполнялась работа, и опубликованных 10 статьях.

Структура диссертации1 построена по проблемно-хронологическому принципу и* обусловлена целями, задачами и проблематикою исследования. Диссертация состоит из введения, двух главзаключения, ссылок и списка* использованной литературы, приложения.

Результаты работы родоначальников были разными, отличившихся награждали знаками отличия: красными почетными кафтанами, серебряными кортиками, золотыми и серебряными медалями «За усердие» для ношения на груди на Анненской и Станиславской ленте. Награды давались также «за долголетнюю ревностную службу», «за распространение хлебопашества в улусе, введение осушки озер и расчистки лесов», «за полезные на сельскохозяйственном поприще труды», «за сделанные пожертвования».

Здесь также необходимо привести послужной список Е. Д. Николаева (см. табл. 6).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Административно-территориальное устройство России. История и современность. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 320 с.
  2. , Л. Л. Амга слобода Текст. / Лг Л. Александров. — Якутск, 1997.-95 с.
  3. , Е. Е. Изучение национального вопроса и защита чести и достоинства якутской интеллигенции Текст.: (1962−1998 гг.) / Е. Е. Алексеев. Уфа: [Б. и.], 1999. — 111 с.
  4. Амгинский улус Текст.: история, культура, фольклор / Администрация Амгинского улуса — Ин-т гуманит. исслед. — [авт.-сост. С. П. Онуфриева-Амгинская — гл. ред. Е. М. Макаров]. Якутск: Бичик, 2001 .-311 с.
  5. , В. М. Хозяйственная деятельность ссыльных народников Сибири Текст. // Ссыльные революционеры в Сибири: (XIX в. фев. 1917 г.). -Иркутск, 1982. — Вып. 7.
  6. , Е. Д. Оросины Текст. / Е. Д. Андросов. Якутск: Бичик, 2000. -284, 1. с.
  7. Анти-Вехи. Интеллигенция в России. «Вехи» как знамение времени Текст.гвступ. ст., сост. и примеч. В. В. Сапова. М.: Астрель, 2007. — 638, 1. с.
  8. , Е. П. Интеллигенция Якутии Текст.: (1922−1938 гг.) / Е. П. Антонов — отв. ред. Г. Г. Макаров — Акад. наук Респ. Саха (Якутия), Ин-т гуманитар, исслед. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 1998. — 133 с.
  9. Ю.Антонов, Е. П- Интеллигенция Якутии Текст.: стратегия выживания / Е. TIL Антонов // Россия и Якутия: сквозь призму истории: [сб.]. — Якутск, 2007. -е. 186−198- г-
  10. П.Афанасьев, В. Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутииг: Текст.'/ В. Ф. Афанасьев. -Якутск-: [Кн. изд-во]: — 1966: — - ' w > ¦
  11. , М. И. Представители русской прогрессивной интеллигенции- XIX j века о духовно-нравственных устоях народа, саха Текст. / М. И. Баишева // ,] Этнопедагошкачв: условиях модернизации Российского- образования:.^- [Б<': Iм., 2004. с. 6−7. — • v Д-
  12. , Т.П. История аграрных отношений в Якутии : 60-е годы XVIII -середина XIX в. [Текст] / Г. П. Башарин. М.: изд-во Акад. Наук. СССР, 1956.-427 с.: &bdquo-у
  13. Борисов,, А. А. Якутские исторические этюды, Текст. / А. А. Борисов. —. Якутск: Бичик, 2003. 77 с. ,
  14. , А. А. Социальная история якутов в позднее Средневековье ш Новое время : (опыт комплексного исследования) Текст.- / А. А. Борисов. -Новосибирск: Наука, 2010, 272 с. -
  15. , А. Н. Исторический феномен русской интеллигенции Текст. / А. ' Н- Боханов-//Моск. журн. История государства Российского: 2004. — № 3.1. С. 43−44. .
  16. В. В. Никифоров (Кулумнуур) человек и личность Текст.: (материалы науч.-практ. конф., посвящ. 130-летию со" дня рождения). — Якутск: ИГИ АНРС (Я), 1995. — 165 с. :
  17. Винокуров, И- Е. Роль личности в развитии республики Текст. / И. Е.
  18. Винокуров. Якутск: Б. и., 1996. 22. Ведущая роль русского народа в развитии народов Якутии [Текст]:: сб. ст.: -Якутск: Кн. изд-во, 1955.-274 с. ' •
  19. Выдающиеся представители интеллигенции Республики^ Саха (Якутия) Текст. М.: [Б. и.], 2000.
  20. , М. Е. История интеллигенции России- как исследовательская проблема : историографические этюды Текст.' / Е. М. Главацкий. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та,.2003. 160 с.
  21. Гоголев,. А. И^ История Якутии Текст. / А. И. Гоголев. Якутск: Изд-во. ЯГУ, 2005.-291 с.. — ,
  22. , ИШ., Дамешек Л. М. Сибирь в системе имперского регионализма . (1822−1917) Текст / Л. И. Дамешек, Л. М. Дамешек // Иркутск, 2009. — 389 с.
  23. , Н. Н. Якутская интеллигенция в национальной истории: судьбы и время: (конец XIX в. 1917 г.). — Новосибирск: Наука, 2002. — 240 с.
  24. , В. Д. Народничество русской интеллигенции и культуры Текст. / В. Д. Жукоцкий, Ф. П. Фурман // Философия и о-во. 2004. — № 3. -С. 156−175.
  25. , И. М. Чокан Валиханов Текст. / И. М. Забелин. М., 1956.
  26. , С. 3. Политические взгляды Чокана Валиханова Текст. / С. 3. Зиманов, А. А. Атишев. — Алма-Ата, 1965.
  27. , В.Н. Возникновение и развитие либеральных идей в Якутии. / Наше либеральное наследие текст.: В. Н. Иванов.- Под редакцией A.A. Кара — Мурзы — М.: 2004. — 341−347 с.
  28. , С. В. Органы областной администрации в дореволюционной Якутии : (1851−1917 гг.) Текст.: сб. науч.тр. / С. В. Иванова. Якутск: [Б. и.]', 1994.
  29. , С. В. В.В. Никифоров первый либеральный деятель Якутии: / Наше либеральное наследие текст.: C.B. Иванова.- Под редакцией A.A. Кара-Мурзы-М.: 2004.-348−361 с.
  30. , О. В. Город Якутск Текст. / О. В. Ионова. Якутск: Якгиз, 1950. -38 с.
  31. Исторические связи народов Якутии с русским народом Текст.: сб. науч. тр. / Акад. наук СССР, Якут. фил. Сиб. отд-ния, Ин-т яз., лит. и истории — отв. ред. В. Н. Иванов, M. М. Федоров. Якутск: Кн. изд-во, 1987. -261, 1. с.
  32. История России: В 2 т. Т.2: С начала XIX века до начала XXI века/А.Н. Сахаров, JI.E. Морозова, М. А. Рахматуллин и др.- Под редакцией А.Н.
  33. Сахарова М.: ООО «Издательство ACT: ЗАО НЛП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2005. — 862 1. с.
  34. Итенберг, Б: С. Российская интеллигенция и Запад Текст.: Век XIX: очерки-/ Б. С. Итенберг — Рос. акад. наук,.Ин-т рос. истории. — М.: Наука, 1999- 231, 1. с: ¦ /
  35. , П.Л. Олекминская политическая ссылка. 1826 1917 гг. Текст. / П. Л- Казарян Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1995. — 480 с.
  36. , П.Л. Якутия в системе политической ссылки России. 1826 — 1917 гг. Текст. / П. Л: Казарян. Якутск, 1998. — 496 с.
  37. , П.Л. История Верхоянска: Текст. / П. Л. Казарян. Якутск, 1998:208 с. -44:Казарящ П^Л. Якутская> политическая ссылка:1 (историко-юридическое:.исследование):.Текст. / П. Л. Казарян. Якутск, Изд-во ЯГУ, 1999 — 192 с.
  38. , П. Л. История Верхоянска. Текст. / П. Л. Казарян. Якутск: Изд-во СО РАН, Якут. Фил., 2003. — 206 с.. /46:Кара-Мурза- С. Интеллигенция, на^ пепелище России Текст. / С. Кара-Мурза. М: Былина, 1997. — 262 с.
  39. Копырин, Ш 31 В. В. Никифоров — Кулумнуур Текст.: (жизнь, деятельность, творчество) / 11. 3. Копырин. — Якутск: [Б. и.], 1996. — 185, [10] с. — Текст якут.
  40. , М. Якутская ссылка 70−80-х гг. Текст.: ист. очерк по неизданным архивным материалам,/М. Кротов.- М: [Б*.-и.]-, 1925.- 244 с.
  41. , А. 11. Интеллигенция и религия Текст. .: к ист. осмыслению проблематики «Вех» / А. I I. Лазарева — Рос. акад. наук, Ин-т философии. -М.: ИФРАН, 1996. 84 с.
  42. , Д.Г., Гимельштейн, A.B., Ануфриев, A.B. Губернатор Константин Светлицкий. На государевой службе Текст.: / Д. Г. Люстрицкий, A.B. Гимельштейн, А. В. Ануфриев — [отв. ред. А. В. Гимельштейн]. Иркутск: ВостСибкнига, 2010. — 272 с.
  43. Макаров, И- К. Из истории общественно-политической мысли на севером востоке России Текст.: (70-е гг. XIX в. 1917 г.) 7 И. Г. Макаров — [отв. ред. Д. Л. Ширина]. — Якутск: Якут. науч. центр СО РАН, 1994. — 154, [2] с.
  44. , И. Г. Уголовная, религиозная и политическая ссылка в Якутии Текст.: вторая половина XIX в. / И. Г. Макаров. — Новосибирск:. Наука, 2005.-255, [3] с.. -':.
  45. , А. Василий Никифоров. События. Судьбы. Воспоминания Текст. / А. Малькова. -Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994- -272'с:'.-.
  46. Чурапчинский улус: История: Культура. Фольклор: Текст.-- Якутск: Бичик, ¦ 2005. 437 с.. ¦•¦, .7 У V '
  47. , М. Е. Живой родник знаний Текст. У М. Е. Николаев. Якутск Сахаполиграфиздат, 2001. — 187 с.
  48. Освободительное движение в России и Якутская ссылка (Х1Х-ХХ в.) Текст. ^ материалы, Всерос. науч: конф., 28−30 июня 1989 г., Якутск-Черкех: Якутск: Якут. науч. центр. СО РАН, 1990.
  49. , В. Е.История политической ссылки в Якутии Текст.: в 2 ч. 41 1. Революционеры пролетарского этапа в якутской политической ссылке: (1895−1917 гг.) / В. Е. Охлопков. Якутск, 1990. — 242, [6] с.
  50. Пахомов, А.. И- Культурно-просветительная работа в Якутии в дореволюционный и советский (до 1927 г.) периоды Текст. / А. К. Пахомов — [отв. ред. В. А. Босиков]. Якутск: Полиграфист, 1994. — 155, 1. с-
  51. , Л. А. Дорджи Банзаров Текст. У Л. А. Петров. Иркутск: [Б. и.],
  52. , П. П. Города Якутии Текст.: 1861−1977 гг.: (соц.-экон. очерк истории) / Петров П. П — отв. ред. Ф. Г. Сафронов. Якутск: Кн. изд-во, 1990- -124 с. ' /.'.. ."-•'¦• ¦¦¦•¦¦ ' «'
  53. , Г. А. Очерки по истории Якутии Текст. / Г. А'. Попов. — Якутск: [Б. и.], 1924.- 122.С. ' ' ¦
  54. , Г. А. Якутская мужская классическая прогимназия Текст.: сб. тр. исслед. о-ва «Саха кэскилэ» / Г. А. Попов. — Якутск, 1927. — Вып. 1 (4).
  55. , Н. И. Губернатор И. И. Крафт Текст. / Н. И. Попов. Якутск: Изд-во СО РАН, 2004. — 246, 1. с.
  56. Республика Саха (Якутия) Текст.: от автономии к современной государственности: материалы науч. конф. — Якутск: [Б. и.], 2003.
  57. , И. М. Н. Г. Чернышевский в Вилюйском заточении Текст. / И. М. Романов. Якутск: Якуткнигоиздат, 1957. — 240 с.
  58. , И. М. Мировоззрение Н. Г. Чернышевского в 1872—1883 годах Текст. / И. М. Романов — под ред. Н. Шульгина. Якутск: Кн. изд-во, 1958.- 292 с.
  59. , Ф. Г. Дореволюционные начальники Якутского края Текст. / Ф. Г. Сафронов. Якутск: КИФ «Ситим», 1993. — 56 с.
  60. , Ф. Г. Русские крестьяне в Якутии Текст.: (XVII нач. XX вв.). -Якутск: Якуткнигоиздат, 1961. — 496 с.
  61. , Ф.Г. Ссылка в Восточную Сибирь в XVII веке. Текст. / Ф. Г. Сафронов. Якутсккнигоиздат, Якутск, 1967. — 96 с.
  62. , Ф. Г. Якуты. Мирское управление в XVII нач. XX века Текст. / Ф. Г. Сафронов — [отв. ред. В. Н. Иванов]. — Якутск: Якут. кн. изд-во, 1987.- 126, 1. с.
  63. Саха саарыннара. Дьокуускай: Кудук, 1998. — 287 с. — Текст якут.
  64. , О. А. Мировоззрение Чокана Валиханова Текст. / О. А. Сегизбаев. Алма-Ата: [Б. и.], 1959.
  65. , С.И. Российская интеллигенция: история и судьба Текст. / С.И. Сергейчик- Москва: Изд-во «Локид-Пресс», 2006. 109 с.
  66. , В. Л. Якуты Текст. В 2 ч. Ч. 1. Опыт этнографического исследования / В. Л. Серошевский. 2-е изд. — М.: [Б. и.], 1993. — 720 с.
  67. , А. В. Интеллигенты и интеллектуалы в российской1 истории Текст. / A.B. Соколов- Санкт-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. — Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУП, 2007: 340, 1. с.
  68. Ссыльные поляки в Якутии4: итоги, — задачи, исследование' пребывания Текст.-: сб. науч. тр. / Акад., наук Респ. Саха: (Якутия), Ин-т гуманит. исслед.- отв. ред. П- JT Казарян. Якутск: [Б. т], 1999! — I67 с.
  69. Токарев, С.» А. Очерк истории якутского народа Текст. / С. А. Токарев. — М.: Соцэкгиз, 1940. 248 с.
  70. , П. С. Иван Худяков в Верхоянской ссылке Текст. / П. С. Троев.— Якутск: Кн. изд-во, 1980. — 93 с. — ' .
  71. Федоров^В- И- Якутия? в начале XX века (1900-февраль 1917- г.) Текст.: (соц.-экон. отношения) / В. И. Федоров. — Новосибирск: Наука, 2002. — 131, [3] с.
  72. , М.М. Правовое положение народов Восточной Сибири. (XVII-начало XIX века) Текст. / М. М1 Федоров. Якутск: Кн. изд-во, 1978. — 2081 с:.. .',-.¦.¦ 1 .¦' .'¦¦• ¦. .
  73. , E.H. Население Якутии: прошлое и. настоящее (геодемографическое исследование) 'Гекст. / E.H. Федорова. --Новосибирск: Наукш Сйб: Предприятие PAH? 1998.-207 с.
  74. Чурапчинский улус: история- культура, фольклор / Администрация. МО «Чурапчинский- улус (район)"-' АН PC (Я). Ин-т гуманит. Исслед.- Б. Н: Попов (ответ: ред.) и др.- Якутск: Бичик, 2005. 440 с.
  75. , Н. М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение Текст. / Н. М. Ядринцев. Санкт-Петербург: [Б. и.], 1891.
  76. , Н. М. Сибирские инородцы. Текст. /Н:М. Ядрицев. Тюмень, 2000.-333 с.
  77. Якутская Степная дума — первый опыт областного самоуправления: материалы науч.- практ. конф. (г. Якутск, 3 апр. 2007 г.) / отв. Ред. д.и.н. A.A. Борисов — редкол.: В. Н. Иванов, к.ю.н. Ю. Н. Бацев. Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2007. — 196 с:
  78. , Е. Хангаласцы от века к веку Текст. / Е. Яковлев. Якутск: [Б. и.], 2003. i
  79. Якутск: история и современность Текст.: (к 370-летию города) / отв. ред. Н. И. Дегтярева и др. Якутск: Изд-во СО РАН, Якут, фил., 2002. — 364 с. 1. Диссертации:
  80. Аладышкин, И: В. Анархо-индивидуализм в среде отечественной интеллигенции второй половины XIX первой декады XX века Текст. на материалах гг. Москва и Санкт-Петербург: дис.. канд. ист. наук :0700.02 / И. В. Аладышкин. Иваново, 2006. — 284 с.
  81. , Е. В. Социально-психологические аспекты ментальности русской интеллигенции конца XIX начала XX вв. Текст.: по материалам журн. «Русская мысль»: 1880−1918 гг.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.06 / Е. В! Бакшутова. — Самара, 2005. — 193 с.
  82. , М. В. Культурно-просветительская деятельность российской интеллигенции.в Калмыкии, вторая половина XIX начало XX вв. Текст.: дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 / М. В. Воробьева. — Элиста, 1997. — 194 с.
  83. , А. А. Мифология интеллигенции в русской культуре второй половины XX века Текст.: дис.. канд. культурологии: 24.00.01 / А. А. Иванов. Комсомольск-на-Амуре, 2004. — 157 с.
  84. Зябликов, А'. В. Политическое самопознание российской художественной интеллигенции 90-е гг. Текст.: XIX в. 1909 г.: дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 / А. В. Зябликов. — Иваново, 2006. — 489 с.
  85. , А. В- Образ жизни интеллигенции губернских и областных центров Восточной Сибири во второй половине XIX века : дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 / А. В. Лисичникова. Иркутск, 2000. — 358 с.
  86. , Д. Г. Формирование интеллигенции Дальнего Востока России, вторая половина XIX — начала XX вв. Текст.: дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 / Д. Г. Новиков. Благовещенск, 2001.-309 с.
  87. , Г. Г. Культурно-просветительная деятельность татарской интеллигенции в XIX первой четверти XX вв. Текст.: дис.. д-ра ист. наук: 07.00.02 / Г. Г. Хафизов. — Казань, 2006. — 437 с.
  88. , С. А. Политическая культура интеллигенции в России на рубеже XIX -XX веков Текст.: дис.. канд. филос. наук: 23.00.03 / С. А. Ширинянц. -М., 1993. 128 с.
  89. , С. В. Университеты и интеллигенция в России Текст.: конец XIX начало XXI вв. / С. В. Агейкина // Вестш Рос. филос. о-ва. — 2005. — N3. —С. 65−66.
  90. , Е. П. Якутская интеллигенция* ю законодательная власть. Текст.: (1906−1917 гг.): (исторические корни самоуправления в Якутии) / Е. П. Антонов // Якут, архив. 2006. — № 2. — С. 78−84.
  91. , О. Интеллигенция и эволюция : от социальной, группы к человеческому типу Текст. / О. Балла // Лицейское и гимназическое образование. 2005. — № 2. — С. 30−38.
  92. , А. Степная дума первый опыт парламентаризма Текст. / А. Борисов // Илин. — 1997. — № 1−2. — С. 36−38.
  93. , Н. Н. Проблемы интеллигентоведения5: генезис и формирование якутской интеллигенции Текст. / Н. Н. Дьяконова // Наука и образование. -2001. -№ 3.~ С. 17.
  94. , Ф. Ини-бин Николаевтар Текст.: [Боотурускай улууЬуттан бастакы интеллигеннэр Улахан уонна Кыра Дьогррдэр тустарынан ахтыы] / Ф. Захаров // Саха сирэ. — 1999. Ыам ыйын 8 к. — С. 13.
  95. , А. В надежде найти свет и знание Текст.: (к истории высшего образования Якутии) / А. Захарова // Полярная звезда. 2001. — № 6. — С. 84−96.
  96. П. Что такое Чурапчинское общество трезвости? Текст., / П. Корякин // Якутия. 2011. — 8* апреля. — С.35.
  97. , А. Синдром, разночинца Текст.: русская интеллигенция в теории и на практике / А. Левандовский // Россия XXI. 2001. — № 2. — С. 112−141.
  98. Ю.Назаров, Ю. Н. Роль интеллигенциив управлении обществом Текст. / Ю: Н. Назаров, В. В. Возилов // Философия и о-во. 2004. — № 1. — С. 67−85.
  99. П.Николаев, М. Е. Интеллигенция и цивилизация Текст.: [процесс цивилизационного развития Якутии] / М. Е. Николаев // Вопр. истории. -2006. -№ 10.-С. 168.
  100. , А. С. Идеи Е. Д. Николаева по улучшению быта и! благосостояния жителей Якутского округа Текст. / А. С. Николаева // Национальный архив Республики Саха (Якутия): история и современность. -Якутск, 2006.-С. 209−215.
  101. , А. С. Е.Д. Николаев представитель зарождающейся интеллигенции. Текст. / A.C. Николаева //Этносоциум и межнациональная культура.-2010:-№ 5. -С.130−138.
  102. , A.C. Зарождение. якутской интеллигенции во второй- половине, XIX в. Просветительская деятельность Е. Д. Николаева. Текст. / A.C. Николаева // Власть и управление на Востоке России. — 2010. — № 4. — С.85−89- •
  103. , A.C. Почетный блюститель Чурапчинской народной школы — Е.Д. Николаев -1. Текст. / A.C. Николаева — // Якутский архив- — 2010: № 2. -С.96−98.. г'» .'"'' «- ^'л.':-'*.
  104. , A.C. Вопросы самоуправления якутов в общественном движении национальной интеллигенции в реалиях второй половины XIX в. Текст. / A.C. Николаева. // Власть и управление на Востоке России^ — 20I1.-№ Í-V-С. 112−116.
  105. Самойлова-. Е. В. Провинциальная интелли1-енция и социокультурное пространство городов Западной Сибири второй половины XIX века Текст. / Е. В. Самойлова // Социум и власть. 2007. — N 2. — С. 115−124.
  106. , А. С Взгляды Е. Д. Николаева -I на. самоуправление якутов Текст. / А. С. Сергеева //Якут. арх. 2004. -№ 1. — С. 111−113. .
  107. , А. С. Е. Д. Николаев первый инициатор борьбы с пьянством в Якутии Текст.: по док. Нац. арх. РС (Я): [антиалкогол. деятельность Е. Д. Николаева, головы Батурусского улуса] / А. С. Сергеева // Якут. арх. — 2004. -№ 2.-С. 84−85.
  108. , П. С. «Существование его не прошло бесследно, как и многие хлопоты и труды» Текст.: [о голове Батурусского улуса Е. Д. Николаеве] / П. Троев // Полярная звезда. 1997. — № 5. — С. 64−67.
  109. П.С. Егор Николаев и его «Краткая записка о современном положении Якутского края» (1883 г.) Текст.: / П. Троев // Илин. 1997. -№ 3−4. С.26−33.
  110. , П. С. «Возражать против этого не имеет никто из верноподанных.»: два письма головы Батурусского улуса Е. Д. Николаева Текст. / П. С. Троев // Илин. 2002. — № 1. — С. 34−43.
  111. , П. С. «Идея пролетариата есть идея абсурда.»: влияние ссыльных народников на формирование общественно-политической активности молодежи Якутии Текст. / П. С. Троев // Илин, 1999. № 3−4. — С. 43−51.
  112. , М. С. Ценности и ценностные ориентиры интеллигенции Текст. / М. С. Цапко, Р. И. Анисимов // Социол. исслед. 2006. — № 9. — С. 136−137.
  113. , В. С. Русская интеллигенция и просвещение якутов Текст. / В. С. Яковлев // Полярная звезда. 1981. — № 1. — С. 105−109.
  114. , Е. С. Религиозная идея в сознании российской разночинской революционно-демократической интеллигенции второй половины XIX в. Текст. / Е. С. Элбакян // Религиоведение. 2007. — № 3. — С. 43−62.
  115. Hrf’t^ УЬ С f П y /-Uf се Л С^СгЯ- A CS Л rijiiy<91. Л поЗ&ош-о CscJ/%
  116. J)nU-/LO -Tiiste?t-n^ cdCA,
  117. J^JJ-U'di-Yl/b (t/is^/Ji-Ot t H fleet 'Г. с /-??/^ /W ??S./'I'U? if-t-f С-K&-í-M-Sfr ,
  118. У?'П u?/b Ol-n ел¦/-/-? о} ¦' УС4-С/1 <} ?2 ¿-г ?y п / J?ку J-П c>xyt>y, O
  119. Sc^Zf-e/'^) Jti? c >r? //?fCf/z/?t. J/?, /tf-e^vto
  120. Jl’U?K#t.(i>t> и Клл/м/л!c>?&?h.j/Ji/vttjft, / <�к ///й/г^йг
  121. У, (О-и <�ии C//it< Люг/тРК-сг 10 тиаыУг^^
  122. Л’П GU / MP / ¿-г
  123. J fo’t/ЛU£ Ycrе // С Ъ’П/1 ^??/-Cfit-rifc yfi? j-rc&.sv?loS^ V? s?<&*<' 1xi?f-7l>l<
  124. Ji i IA? (и г A /иг? '??m Jfy¿-¿-2y'¿-^^yb/л -/-/i-м.-б/^г, 0<�л, 6M-ctH? ''(?icw^/t? ftecJ -/-?o (u^a e-j, ?s^u- J&tuJati-cuJ
  125. Р бК/}'Гъг<, /7 и< елут-с- / (Ъ С?? Я-С/Л'' МЪ- ОАСкС^Ш/.Г
  126. ПРоьс>2, ц /е<,р>. а! 1/31С /^¿-г), кооЗес- /-?/?г^Зесат/б /о у/^мл-г^ Н<�о НЛЯ- вггъоул-^
  127. ЛсОМИ-Ь-Ъ му&у^ес-,
  128. ПсалН (и ¿--¿-Л 70(Ло>1Лс<�еи 2мг-и/ & / |1Л (У ¿-((Я //¿-¿-г $ ъм^г*-, & |по'Ю го- 1 /> ш — ссп ы^ ог/^ь о-г-гЯ^сУуда^ту *шт, ан1н> сжа^г^, ш /¿-^у66 1копия
  129. Х&ггиув-^д /2/¿-.¿-¿-/Ъ ¿-./¿-г.?, £г? мъе^УьыииЯ.к ДеАЛ <�Р?г-сп-
  130. Ю Капы/тяГииЛ— у с-и^г^^м-а гг? ?с-^гЯ/Ш*. илгг^г&^г^^-у^'<�гпелгл 'Копггу^а/ю 1-илЬо пасТа./к/, <�иъ З/м-гЛ, у гХоигьЬгг-} /¿-г а^гу ¿-¡-¿-ас? ¿-4/Зу/ п/ис^ -с^у ^^^¿-^¿-ало
  131. ЪлйЛО (>0С4П<�О1% {-МиЬ С,. ТП-О10, Л-Ь -ПгЯЯ&Н*-?. ¿-¡-Лги*.
  132. Ю <�лс£ ^Со^отка ю елгг> / м.^гс^^с^/.с / -пл. -г?
  133. КШл>у VI / '~~()б>1/и1-уС4−1-0 ^д^Н^-ЗЪиЛ ^Ослъл-и /г*
  134. ЛСЬСА’пя, на е//п^ О, а сжомю иуь ^ м-оюэе.л*, ут&гЛш- кг^ла/и^пу /Л ЛУу Рлл /$
  135. Олпи /ье- оп-о^зы ^ -¿-6-оил аНялы/^-б-б-с^ ?Рги^т с^^уи'оо/1. Н-0 <1г ??а^г^ и^ъсуб-и юъа? аг?Хъ с/?<^'М^/сес-хЛ'и пдЪ/^ел^суе^(I?и?}^ с/1>< е сЛ ¿-У ^Се^-ггЛ о л у М ои г? г/ сю ~
  136. О/у&ушс/л, /??г
  137. Ти^-Нл^Мби/}, '¿-4по с&З'ТъЖ'& ^?гг/г^/^а^е/^в.<�У?1. ГЪ ммЛ¦е/<�Ш4/<�а-у г<�гго К Л а^ С'1г? уАа-С^^А-О ?Ч-Гу^^/^/^^ г
  138. На сСИ&Ш-уЛ {а л у<2ег уЭаЖи&г-г (2&л<�г<�луг*- ^къб-^глш^ СМУЛ, но ^(-/г^ ыУ-1-й}^?гЛ 'Ня а&^уЪ с<�ил ! 1-//¿-^¿-ЛлугсЪкопия
  139. Ощндси’ншлм? оп&ет^Н ^?с^^^ии-гл^ма^ Оо’рь* **1. Сау^с^у,^ ^?ьЛл-гиг^Мо^
  140. Лиутмл. 4?, ?а/ивыУь миойо/******* ¿-ъилу^. /Зм> &11П*-Цел ЦЛ>*АПл. ¿-ОлЖ*. у6^'пч Мш/слЛ ьилеууп’НнА сСл^г вамю-А***"^-^цыд'гъолтхыч'Л хм
  141. Йпии- уЬлеш Кг/ж С/"/^ /г^г^е^у ^ /С.&^^/гб'^ъдЬуми"'**. ^•и?у -/шяу^уеН еу^-е .ауЬ $ ЬМ /у^-'П /?суУ^/.'-лП. Мл' ?е>ессмя^// .//-иг '?-/-?'^?/-?^-?^ %
  142. С ¿-{'л* //г т г, ?/>7/ / у^а. ?-Г^Ллл ^у, ч'п}цр РМ^ ?агмуя/э^ь ?вм&с/и-ъ с? С,-/-^-г е^ас/
  143. Кл?{а ¦>?¦/
  144. Jiufcocn^-'-? Ufr/o $(>…/?.?7 U 2,/l?а ^уугг./г^- еЖ>
  145. Х&апжет^ ?/ /fo/c/гу-с смуЭ-нн- -miuvA, fJtl'W ?¦?. /7 КЧ. Ш/ Лее, 1лг- SC/J/fiJf-mCa-^t/u//r'6. W-O'S-AtZ. '/ í-C^rriyfifafi-г? dtf./Mtc^ /ЫгЯ. xus^X?
  146. QavM-tSZtefrSifo- fi-mtirrJU: //,'7 yStajyA-tsfitsrZ? /?t/i?sjs.,
  147. H/Wt*- POr/UJ /li» e?, S? y> SbCcfy-yi/b ys /Сс?
  148. HT-nyi-o u/cszfa S)?.a/c←6on. с. a’o ¿-c&-Хшл./ ?>??/0^, yy. Oun&u (ИЫиъ. ?UlSviO.ci'iibfy -tf/n-Q, y?2?t<0 /t^yb^cv-у- ^it.-n?^fa :u/-yi/t> ?yZ-г-?A/x-г U7?-Clj> -иела 'Mia Л? и/уам -¿-со
  149. Ас/2 ¿-(-'агиу-ifst tXi- eJ?2> j-eyz-esz^/?
  150. JsiVe ?>/'U,. /V,.?> e-A'i^-lKC/fiie^Ge / /TZ (Z??. tfe-b^cs'¿-¿-^¿-«z-y¿-Ш еАшшо ел^-f-T/^ Зг^МамМе-и-гЪ ы¿- ^е^/г^са^^-г^ ?SLtaoto Jó-'fc^'f^e-^nл fiA/faw Ves?,/ ЪсÎ-UO-^/^ d< /еж. //цуге¿- Ai -x-t^.
  151. А -Эаинсыь**""/'*, е*****"*"&trade--.?*^1. Л"**/ ^^^ е^т^.1. Шпия.
  152. Liaxy?тл^Ни^се í-с/ft//% Soc61, >jyu-i< t-icd tt в-ргг ?x^f eM’f/O-QfiT'HO ?m ti <10?,^ СЖ (МУЬ-Ъ 'h'
  153. Ue. eh> m^ai/b, fyrlfiJAs sye.4y//??f?/
  154. Mi сил/к, fanO-di,/ Je'?л-К'Ъ /-?uly^-f, МЛ 'ï-c&-fe^Ciм/
  155. С^ <(ы/у-миа- '/?асу^я^? с? ассуя-^аЛуз И сМ/Ь С /л^ у и) 4'М'и:л?ЬчЫЬ&ь1. Ле^ '?вСиылу/С"^, о ' р ' I*копия
  156. Й^кя^ ^о/ит^.м* -г^гёмлго Дху &bdquo--.в*****
  157. ЧШуж.Ь ^.пеггиоос^^оъ ¿-Россы, ^
  158. К*** <�Пъ<�о<&> ^^мл^^Э^м^ у-с.к ¡-ХУьЛГК. № 1нат1о* 7г>&а*ш> ^/УШ
  159. Л, Но, /^¡-у * у/иУшуЛ.^Ь^ М «гиу ^ошгми/и сыу^сдым ^ -моп^и
  160. С4'Г20 Л юге ^¿-¿--Ы / Яге/'/гЪ А&гуг-е еь-и^ъ^^^-е-Ж^дМО 2о СЛЛ/хги /?/^?Ъ^А/Ыу??ы ежЛиК '/26 ^?/.?аулЗ^уг ЛМ-у/игУ-бъ^ ???С*?^Лс ^ ы
  161. Лапало К^м.к'}, л У&и^Х&и-ъ ^ Ъфт*-тма^) 'упака^ с^уд^е/-?^ ^гуу^^-глмт-^^и^-??ЭЯъу^рё и^еЗбф Л куи Ш- мня К Л-г/Хг у^с Ь^ -г -Лг^гл*
  162. Ji/KhpruHh* сотл. м. ?с2л*<�л//аь и«2> /пу^-'Л-^окМ уи/у
  163. JaJ^Mcm^ Cyjyее? у/fg'с к iJt юу4 i-гсчо^/у?tA-lCsM/ic-, hLa e. /г у? O J4 — -sty?→yc. yfi/'i^JCOf^-'Z M? HCfU?siitu 'h
  164. Kan пятулеУ/-^ еугьп^. fa ^t-s* ^ хл’ьнуь /ji.' LX+st-'bJuPl tZiX-Cl? n OS y4СЛ¿-¿-Zb-t-u es! ф? ,'7'/ IcZ’J-CJ-iCfL ^ /СГЛУКУ}, Me. у csU? ^tii?, 'SVZaH^CK^co-Koi ???i^гяс^-у'куе^ cy^ej)^ ^.^-ылу^^Оу (L?^.
  165. За M? lCHoJi aye Jyyy'/г*^- <7-г7) tfrnd ^ y6,t-?{>-/?<7)/ Л/fy m u-i
  166. К-^Ш L ?(S? /у e Z/0. Sfttr — ^ШШУЬоЧ^и^?fii ?cou y U, y a /y, //u/c.-yy. ejC^'U^r-iji ?y^^
  167. Сп, -ту^/пы ri?>u ($ у Л? H?j?.uy и voifa угу cXtУкопия.77/Се7 игЛ^ уЭ^МЛЗ-е^ие^а^ ?рУ^-Ю-сО ??^?-(Л-с-еЗг- 'Пёселл-т-и"} тгт^л/ь ^ уси^У»?^
  168. Ь (с-Ш^т-О) ^ ?Ук-оС'/оусУ-о ¿-лу '¿-ыг
  169. Сг/уТсаг^'Ъ .у ¿-С&-, О* -/-7 -гуо у2> л^с»?"/^
  170. JCtrt- 'ico a& ?Хамг-б-си'?> 'с с ^ /< ?¦п-^ь^е-^ ы^лг. J^c.fotta Jyi f?'i'UUsv
  171. G4itiX, e>L7i,!t 4y fa. A — (Э/--tú- г? X? opiuoon-yi/^o аисЛу&рЗуy (I4−1 ?C еУгуЪи"*-?tiCW&-Pnii. G&eUstPOe, s/ysi'tf/// fuc&rw eycz, 1. JU^C.-'). 1fiatfyywt- С CSf-s a? ssZ 1/iftcx
Заполнить форму текущей работой