Соотношение понятий «коммуникативная ситуация», «конфликтная ситуация» и «конфликт»
Во вторую группу включаются коммуникативные ситуации, в которых человек, находясь в составе определенной общности людей, подвергается непосредственному информационно-психологическому воздействию некоторым коммуникатором — личностью или группой (оратор, президиум и т. п.). Такие ситуации можно обозначить как контакт-коммуникационные ситуации, или публичные. В них осуществляется в основном… Читать ещё >
Соотношение понятий «коммуникативная ситуация», «конфликтная ситуация» и «конфликт» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Под ситуацией, рассматриваемой в качестве объективного фактора, Н. В. Гришина предлагает понимать реальные условия деятельности и общения, на фоне которых развертывается конфликт, реально существующие противоречия и проблемы; в качестве объективного фактора для одного из участников конфликта также будет выступать поведение других его участников (1978, с. 102).
Коммуникативные ситуации, в которых на человека оказывается информационно-психологическое воздействие, в целях удобства дальнейшего рассмотрения и проведения нашего анализа целесообразно каким-то образом классифицировать, т. е. разделить все многообразие таких ситуаций на определенные группы. По направленности коммуникаций и соотношению их субъектов и объектов можно разделить все коммуникативные ситуации, в которых на человека оказывается информационнопсихологическое воздействие, на три основные группы.
В первую группу целесообразно выделить совокупность коммуникативных ситуаций межличностного взаимодействия, т. е. таких ситуаций, в которых происходит непосредственное общение и обмен информацией, как говорят, «лицом к лицу», а также опосредованно (телефон, почта, телеграф, факсимильная связь, различные иные системы связи, в том числе Интернет и т. п.).
В этих ситуациях человек выступает одновременно субъектом и объектом коммуникации, осуществляется двухсторонний коммуникационный процесс. Межличностные коммуникативные ситуации могут подразделяться по содержанию или характеру социальных связей или в соответствии с основными сферами образа жизни на следующие: общественно-политические; профессионально-деловые; социокультурные; семейнородственные; социально-бытовые; дружеские; случайные. Возможны и другие классификации на иных основаниях в зависимости от поставленных целей.
Во вторую группу включаются коммуникативные ситуации, в которых человек, находясь в составе определенной общности людей, подвергается непосредственному информационно-психологическому воздействию некоторым коммуникатором — личностью или группой (оратор, президиум и т. п.). Такие ситуации можно обозначить как контакт-коммуникационные ситуации, или публичные. В них осуществляется в основном односторонняя непосредственная коммуникация по типу «коммуникатор — общность людей». Это ситуации проведения собраний, совещаний, митингов, зрелищных мероприятий ит. д.
В третью группу можно объединить коммуникативные ситуации, в которых на человека осуществляется информационно-психологическое воздействие средствами массовой коммуникации. В этих ситуациях осуществляется односторонняя опосредованная коммуникация по типу «СМК (средство массовой коммуникации) — человек (аудитория)». Их можно обозначить как масс-коммуникационные ситуации. Это ситуации просмотра телепередач, прослушивания радиопрограмм, чтения газет, журналов, различных печатных изданий, взаимодействия с разнообразными информационными системами и т. п.
Массовая коммуникация осуществляется с использованием специальных средств подготовки и передачи информации. Их называют СМК (средства массовой коммуникации), СМИ (средства массовой информации) или массмедиа и используют как синонимы. Кроме этого, периодические издания в целом иногда называют журналистикой. Но обычно под журналистикой понимается литературно-публицистическая деятельность в журналах, газетах, на радио, телевидении. Содержание этой деятельности должно составлять сбор, обработка и распространение актуальной, социально значимой информации.
Отличие категорий «конфликт» и «конкуренция» (как и описываемых ими явлений), по мнению М. Дойча, состоит в том, что они относятся к разным сферам реальности. В качестве таких сфер в концепции Дойча выступают объективная конфликтная ситуация, составляющая основу конфликта, и конфликтное поведение, представляющее способ взаимодействия участников конфликта, возникающий при осознании ситуации как конфликтной.
Конкуренция понимается автором как характеристика ситуации взаимодействия, внешне заданный тип взаимосвязи сторон, который предполагает негативную взаимозависимость целей. Конфликт является характеристикой не ситуации, а межличностных отношений. Решающее условие вступления в конфликт — перцепция несовместимости.
Характеристиками, отличающими конфликтную ситуацию от других социальных ситуаций, являются: 1) противоречие, возникающее между участниками ситуации, 2) их противодействие друг другу, активное противоборство, 3) аффективные проявления, сопровождающие их столкновение.