Изучение частиц в школьном курсе русского языка
Повторение пройденного материала. (Каждый учащийся получает задание на карточках). Слабый ученик получает карточку. Списать имена существительные с приставкой не-: И во всем была разбериха, И на большой клумбе у будки Голубые цвели забудки. Слабый учащийся выполняет задание на карточке: Это (не) поражение, а победа.). Определите склонение существительных: 1, 2, 3-е, разносклоняемое, несклоняемое… Читать ещё >
Изучение частиц в школьном курсе русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цели урока: проверить качество знаний, полученных при изучении имени существительного, создать условия для активной познавательной деятельности по усвоению слитного и раздельного написания существительных; способствовать развитию навыков правописания не с существительными, навыков самоконтроля.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: карточки, учебник для VI класса, текст с алгоритмом, карта путешествия (на доске), проездные билеты.
Ход урока.
1. Организационный момент. — Мы, ребята, сегодня отправляемся в путешествие по стране «НЕ». Дивом в нем являются восемь чудес света — чудеса слитного и раздельного написания не со всеми частями речи. Но попадем мы туда через год. Для этого нужны знания. И начнем мы путешествие с посещения княжества ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО, где и познакомимся с правописанием не с существительными.
Давайте выберем транспорт, на котором отправимся в путешествие (автобус). Я на доске поместила маршрут и отметила города, по которым мы будем путешествовать.
Прежде чем отправиться в путешествие на автобусе, мы должны при обрести проездные билеты. Заплатить за них нужно знаниями по пройденным темам.
- 2. Повторение пройденного материала. (Каждый учащийся получает задание на карточках).
- 1) Вставьте букву е или и.
Горош…к, карандаш… к, платоч… к, лист… к.
- 2) Выберите правильное написание: 1 — слитно, 2 — через дефис, 3 — раздельно.
- (Пол)игры, (пол)лампы, (полу)пальто, (пол)черствой булки.
- 3) Определите склонение существительных: 1, 2, 3-е, разносклоняемое, несклоняемое.
Плащ, юноша, страна, путь, депо.
4) Определите, одушевленное или неодушевленное существительное.
Матрешка, утка, дерево, стол, мальчик.
- — Молодцы, а теперь получите проездные билеты. В них вы будете отмечать свои достижения.
- 3. Подготовка учащихся к работе. — Ребята, мы приехали в город Теоретиков. Здесь мы познакомимся с правописанием не с существительными. В этом нам поможет король Алгоритм (на доске). Без его помощи мы не сможем никуда попасть.
- (На доске примеры: незабудка, невежа; не друг, а враг; несчастье, неправда).
Правописание не с существительными.
- 4. Этап применения знаний. Для того чтобы закрепить свои знания, главный Теоретик дал нам задание: выполнить упражнение 291 (устно). Кто его хорошо сделает, получит подарок. (Теоретик дарит алгоритмы.)
- (Слабый учащийся выполняет задание на карточке: Это (не) поражение, а победа.)
- — Мы находимся у короля Тестов. Он приготовил на сюрприз.
Найдите ответ. | Слитно. | Раздельно. |
1. (Не)нависть к врагу. | ||
2. Большое (не)счастье. | ||
3. (Не)внимание к ошибкам. | ||
4. Полное (не)вежество. | ||
5. Говорил (не)правду, а ложь. | ||
6. Смешной (не)знайка. | ||
7. Попытка — (не)пытка. |
Для проверки обменяйтесь тестами (ответы на доске: С — 1, 2, 3, 4, 6; Р — 5, 7).
(Слабый ученик получает карточку. Списать имена существительные с приставкой не-:
Небрежность, недруг, неточность, неряшливость, неприятель.).
- — А сейчас давайте передохнем немножко, а потом поедем дальше.
- 5. Физкультминутка (если слитно, ребята встают; если раздельно — приседают).
Неудача; не польза, а беда; неправда; сегодня не пятница; незабудка; незнайка; один в поле не воин.
6. Этап контроля. Мы приехали в город Умников.
Запишите слова с не, вернув им прежний облик (у каждого на столе лежит текст; работа проводится в парах).
— Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не.
Посмотрел я кругом с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо.
И во всем была разбериха, И на большой клумбе у будки Голубые цвели забудки.
— И последний город, где мы остановимся, — Фразеологизмы.
Объясните значение фразеологизмов и составьте по одному предложению.
Не в духе, не по душе, не в меру, не на шутку.
- 7. Этап обобщения изученного материала. — Ребята, а что мы сегодня узнали на уроке? Как же пишется не с существительными?
- 8. Этап подведения итогов урока.
Побывали сегодня в стране, Где командует всем частица не.
Король Тест правит страной толково, Всем задание у него готово.
Он остался доволен вашей работой.
А вы, ребята, довольны своей работой?
Рефлексия (приложение).
Выставление отметок.
Домашнее задание: упр. 298, § 39.