Введение.
Первая русская революция: была ли трагедия неизбежна?
По свидетельству приближенного к царю А. А. Мослова, Николай II по природе своей был застенчив, не любил спорить, отчасти вследствие болезненно развитого самолюбия; был приучен к сдержанности, которая зачастую производила впечатление бесчувственности; обладал удивительно ровным характером, при этом был достаточно недоверчив. Император горячо любил своих детей и жену, был отличным семьянином… Читать ещё >
Введение. Первая русская революция: была ли трагедия неизбежна? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
9 января 1905 г. состоялась 200-тысячное народное шествие к Зимнему Дворцу. По инициативе священника Гапона, возглавлявшего зубатовскую организацию «Собрание русских фабрично-заводских рабочих в Санкт-Петербурге», рабочие с женами и детьми устроили мирное шествие к Зимнему дворцу, чтобы вручить царю петицию о своем бедственном положении. Мирная демонстрация была расстреляна царскими войсками: убито 1200 человек. Эти события народ назвал Кровавым воскресеньем. Они стали началом первой русской революции, которая продолжалась 2,5 года.
Его организатор Гапон вспоминал позднее, что люди несли царские портреты, «чтобы этим подчеркнуть миролюбивый и пристойный характер нашей процессии». Тем не менее, в петиции императору содержались не только экономические, причем весьма радикальные требования, включая отмену выкупных платежей и косвенных налогов, но и совершенно неприемлемые политические требования созыва Учредительного собрания на основе «всеобщей, тайной и равной подачи голосов», ответственности министров «перед народом», введения основных политических свобод.
Неудивительно, что, несмотря на либеральные колебания петербургских властей во главе с прозубатовски настроенным градоначальником И. А. Фуллоном, верховная власть оказалась не готова к диалогу с политически самоорганизовавшимися «низами». Получив 7 января петицию Гапона, министр юстиции Н. В. Муравьев назвал его революционером и воскликнул: «Но ведь вы хотите ограничить самодержавие!» Не была воспринята и попытка либеральной и народнической интеллигенции (Н.Ф. Анненского, М. Горького, В. И. Чемевского А.В. Пешехонова и др.) предупредить кровопролитие. Самодержавная власть хотела одним махом пресечь «беспорядки». Против безоружных демонстрантов было применено оружие. Кровавое воскресенье возмутило всю Россию, вера в царя пошатнулась. Более того, эти события неожиданно стали началом первой русской революции.
Что же спровоцировало столь масштабное социальное потрясение? Мирная манифестация рабочих Петербурга, пытавшихся подать петицию царю изначально не планировала революционного взрыва. Измученные нуждой люди писали, рассчитывая на «доброго и благоразумного царя»: «Взгляни без гнева на наши просьбы, они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для тебя, государь!». Но этим они только подтолкнули Николая II на самую величайшую ошибку, которая и привела к революции. 9 января 1905 г. по вине Николая II был сделан последний шаг на пути к трагедии. Можно ли было избежать первой русской революции? Кто должен был об этом позаботиться?
Начало ХХ века. Российская империя представляла собой абсолютную монархию, в которой вся полнота власти принадлежала императору Николаю II.
Старший сын Александра III и императрицы Марии Федоровны, великий князь Николай Александрович родился в Царском Селе 6 мая 1868 года. Он получил прекрасное образование, как и подобало наследнику царского престола. Преподавателями Николая были известные профессора Н. Х. Бунге, Е. Е. Замысловский, Н. Н. Бекетов, Н. Н. Обручев, Ц. А. Кюи, М. Н. Драгомиров. Николай II блестяще владел французским и английским языками, мог говорить на датском и немецком. С. Ю. Витте говорил, что «редко встречал так хорошо воспитанного человека, как Николай II». 26 ноября 1894 года, спустя месяц после смерти Александра III, состоялась скромная по причине траура церемония бракосочетания императора Николая Александровича с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, принявшей православие 21 октября 1894 года и получившей имя Александра Федоровна. Болезнь долгожданного наследника, царевича Алексея, определила образ жизни царской семьи — ее замкнутость, религиозный мистицизм, тревожное ожидание беды.
По свидетельству приближенного к царю А. А. Мослова, Николай II по природе своей был застенчив, не любил спорить, отчасти вследствие болезненно развитого самолюбия; был приучен к сдержанности, которая зачастую производила впечатление бесчувственности; обладал удивительно ровным характером, при этом был достаточно недоверчив. Император горячо любил своих детей и жену, был отличным семьянином. Однако всех этих качеств было недостаточно, чтобы ко всему прочему быть еще настоящим самодержцем. Время, в котором Николаю II было предупреждено царствовать, требовало не просто компромиссов, но принятия сложных решений, понесших за собой коренные изменения не только в социальной и духовной сферах жизни России, но и в политической. Вера в Бога и в свой долг царского служения были основой всех взглядов императора.
Он считал, что ответственность за судьбы России лежит на нем. Отсюда и отношение к ограничению его самодержавной власти: поделиться властью для него значило — переложить ответственность с себя на кого-то другого.
Но если государь не готов был делиться властью и ответственностью, то всю полноту её он должен был взять на себя!
Почему же этого не произошло?