Убийство Ярослава в Каракоруме
Когда Александр прибыл в ханскую ставку, то, как об этом говорится в его Житии, татарские волхвы, перед тем, чтобы допустить его к Батыю, потребовать от него также, как и от Михаила Черниговского, чтобы он прошел «сквозь огонь и поклонился кусту и огневи и идолам». Нечволодов А., «Сказание о русской земле», «Православная книга», 1991 г. стр.128 Готовый претерпеть для блага и спасения своей родины… Читать ещё >
Убийство Ярослава в Каракоруме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
После гибели Юрия Всеволодовича его брат Ярослав стал великим князем владимирским. Он въехал в сгоревший Владимир, похоронил мертвых, рассадил родичей по столам.
Основной задачей владимирского князя стало предотвращение новых вторжений монголо-татар в пределы княжества. Однако в 1239 году хан Батый разорил города Муром и Гороховец с окрестностями.
Ярослав Всеволодович первый из русских князей отправился в 1243 году на поклон к Батыю просить золотой ярлык Золотой ярлык представлял собой вытянутую позолоченную пластинку с округлыми краями и дырочкой, за которою ее можно было подвешивать. Эта пластинка означала, что ее обладатель становится «Старейшим» среди русских князей. Все на Руси должны его слушаться, за неповиновение грозила расправа, причем на подмогу великому князю в случае надобности могли прийти ордынские тумены. на великое княженье владимирское. Батый встретил князя Ярослава в Орде «с честью».
Через два года Ярослав приехал к великому хану Гуюку в Каракорум. Осенью 1246 года он засобирался обратно на Русь. Накануне отъезда владимирского князя пригласила к себе ханша Туракина, мать Гуюка, и лично угощала его. Через семь дней после этого Ярослав занемог в пути и скончался. Его тело посинело, что свидетельствовало об отравлении.
Многие историки видят в смерти Ярослава отражение борьбы Каракорума с чрезмерно усилившимся Батыем. Все, кого обласкивал Батый, встречали дурной прием в центре империи.
После кончины Ярослава, великое княжение Владимирское перешло к его брату Святославу, который утвердил сыновей Ярослава (Александра и Андрея) на княжение в данных ему уделах. Копылов Д. И. История Владимирского края. ООО «Дюна». Владимир. 2006 г. Стр. 56.
С этого времени начинается новая пора в жизни Александра и его служения Родине. Он понял своим глубоким умом полную невозможность борьбы с татарами до наступления лучших времен, а понять также, что только безусловным повиновением нашим новым властителям и беспрекословным исполнением всех их требований по чести уплаты дани — возможно спасти Родину от всех ужасов второго татарского нашествия.
Поэтому, вся жизнь Александра, после кончины отца, и была направлена к тому, чтобы приобрести полное доверие к себе со стороны татар, конечно, для того, чтобы они, по возможности, менее вмешивались в внутренние дела, позволили бы отдохнуть и собраться со свежими силами полураздавленной Руси.
Для достижения этой великой и святой цели Александр не щадил себя; он шел на всякие опасности и труды и испил до дна горькую чашу унижений от татар; вместе с тем, он прошел также через ряд самых глубоких душевных страданий, так как зачастую не был понят даже своими близкими и родными.
Оплакивая насильственную смерть отца, Александр получил грозное приглашение Батыя явиться к нему. Он отправился вслед за своим братом Андреем, выехавшим раньше его.
Когда Александр прибыл в ханскую ставку, то, как об этом говорится в его Житии, татарские волхвы, перед тем, чтобы допустить его к Батыю, потребовать от него также, как и от Михаила Черниговского, чтобы он прошел «сквозь огонь и поклонился кусту и огневи и идолам». Нечволодов А., «Сказание о русской земле», «Православная книга», 1991 г.стр.128 Готовый претерпеть для блага и спасения своей родины всевозможные унижения, Александр не счел, однако, возможным совершить что-либо против христианской совести. Поэтому, на гнусное предложение Волхов, он, не страшась, отказался проделывать сию процедуру. Спокойное мужество Александра поразило придворных хана, которые тотчас же отправились доложить об этом Батыю. Все были уверены, что он так же как Михаилу Черниговскому, велит объявить ему свое повеление: или поклониться огню, кусту и идолам, или умереть.
Однако, к общему удивлению, Батый приказал сказать, что он разрешает Александру предстать перед его глазами, без исполнения данных обрядов, требуемых волхвами.
Русский князь Александр, вошел в шатер Батыя, разложил принесенные дары, пал перед ним на колени и смиренно склонил голову. Там же, стр. 129.
От Батыя Александру с братом Андреем пришлось совершить длинный и трудный путь в далекую Татарию, для представления великому хану, и, конечно, пройти там через ряд горьких унижений.
Во время этой поездки, их младший брат, Михаил Храбрый, получивший в удел Москву, решил, не имея никаких прав, изгнать дядю Святослава из Владимира и самому сесть на великое княжение. Михаил, скоро погиб в борьбе с Литвою, а на следующий год вернулись Александр и Андрей с честью и пожалованием от хана Менгу.
Андрею было дано великое княжение Владимирское (дядя Святослав жил недолго и скоро умер); Александр же, хотя и старше Андрея, получил Новгород и Киев.
Александр обиделся, но, видимо, не на монголов. С Батыем он был в наилучших отношениях. Единственный сын Батыя Спартак, крещеный царевич, впоследствии стал побратимом Александра. Очевидно, Александр приписал происшедшее проискам брата. В разоренный Киев он не поехал, а ушел в свой Переяславль-Залесский. Черникова Т. В. История России IX—XVII вв.ека. 6−7 классы. Издательский дом «Дрофа». Москва.1997 г. стр. 170.