Республика Беларусь в интеграционных процессах на постсоветских и Евразийских просторах
Принятие Устава СНГ в ходе восьмой встречи в верхах (г. Минск, 22 января 1993) снова сопровождалось спорами. Документ поддержали лидеры 7-ти государств (Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана и Беларуси); главы Молдовы, Украины и Туркменистана отклонили его, считая отведенные координационным органам Содружества полномочия чрезмерными. «В марте 1993 министры обороны 6-ти… Читать ещё >
Республика Беларусь в интеграционных процессах на постсоветских и Евразийских просторах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Интеграция — есть объективный процесс углубления в масштабах всей планеты многообразных связей, достижение качественно нового уровня взаимодействия, целостности и взаимозависимости в экономике, финансах, политике, науке и культуре. В основе интеграции лежат объективные процессы. Особенно актуальна проблема интеграционного развития на постсоветском пространстве.
Первоначальное соглашение о создании СНГ было подписано в Беловежской пуще 8 декабря 1991 председателем Верховного совета Беларуси Станиславом Шушкевичем, президентом РФ Борисом Ельциным и президентом Украины Леонидом Кравчуком. Они объявили о прекращении организованных президентом Советского Союза Михаилом Горбачевым переговоров по заключению нового союзного договора, который был призван реформировать СССР. Ю. М Шарков пишет: «Горбачев назвал беловежское соглашение неконституционным и заявил, что распустить Советский Союз имеет право только Съезд народных депутатов"[6, с. 41]. Тем не менее, 10 декабря решение о создании СНГ было ратифицировано Верховной радой Украины и Верховным советом Белоруссии, а 12 декабря — Верховным советом РФ.
Первая встреча глав 11-ти государств СНГ состоялась 30 декабря 1991 в Минске. В ходе ее было подписано соглашение, признававшее необходимость Объединенного командования стратегическими ядерными силами и совместного контроля над оружием массового уничтожения, находившегося на вооружении бывшего СССР. В отношении обычных вооружений государства СНГ признали принцип создания национальных армий в бывших советских республиках, подчиненных верховному командованию СНГ. Вопрос о создании вооруженных сил СНГ обсуждался и на второй встрече глав государств, которая состоялась 16 января 1992 в Москве.
Принятие Устава СНГ в ходе восьмой встречи в верхах (г. Минск, 22 января 1993) снова сопровождалось спорами. Документ поддержали лидеры 7-ти государств (Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана и Беларуси); главы Молдовы, Украины и Туркменистана отклонили его, считая отведенные координационным органам Содружества полномочия чрезмерными. «В марте 1993 министры обороны 6-ти стран была достигнута договоренность об укреплении военного сотрудничества, тем не менее, план по созданию общих вооруженных сил не был согласован (Россия сочла его слишком дорогостоящим)"[2, c. 379]. В июне 1993 принято решение упразднить пост главнокомандующего вооруженными силами Содружества и образовать Объединенный штаб для координации сотрудничества в военной.
Беларусь, Казахстан и Россия договорились о создании таможенного союза, тем не менее, на очередной встрече глав государств и правительств в Минске (январь 1996) не удалось добиться его расширения (в марте того же года к нему присоединилась только Киргизия). Лидеры стран СНГ продлили мандат миротворческих сил в Таджикистане и достигли договоренности о совместной системе ПВО. Украина отказалась участвовать в ее создании. Ю. М Шарков обращает внимание на следующее: «В мае 1996 на встрече в Москве главы правительств одобрили план интеграции на 1996;1997 и совместную программу борьбы с экономической и организованной преступностью"[6, с. 13]. В марте 1997 на встрече президентов 12-ти стран СНГ было согласовано образование комиссии по урегулированию региональных конфликтов.
2 апреля 1996 президенты Белоруссии и России подписали в Москве договор о создании Содружества суверенных республик. Согласно этому документу, оба государства обязались тесно сотрудничать в области внешней политики, экономики и военных вопросах, планировалось создание совместных органов: Совета (с участием глав государств, правительств и парламентов) и паритетного Парламентского собрания. 2 апреля 1997 был подписан договор о союзе России и Белоруссии. В феврале 1999 президенты Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана одобрили создание общего экономического пространства; Таджикистан присоединился к таможенному союзу.
В нач. 2000;х в СНГ фактически сложились два лагеря. С одной стороны, сторонники усиления интеграции (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) в октябре 2000 преобразовали таможенный союз в Евразийское экономическое сообщество (в качестве наблюдателей к нему присоединились Армения, Молдова и Украина). В феврале 2003 президенты Беларуси, Казахстана, России и Украины достигли на встрече в Ново-Огареве договоренности об образовании Единого экономического пространства (ЕЭП). Координирующим органом ЕЭП должна была стать межгосударственная комиссия по торговле и тарифам, не подчиненная правительствам государств-участников. ЕЭП объявлялось открытым для присоединения к нему других стран. Допускалась возможность введения в будущем единой валюты.
В январе 2003 председателем Совета глав государств СНГ был избран президент Украины Леонид Кучма. Влияние приверженцев укрепления СНГ сказалось в сентябре 2003 на встрече в верхах в Ялте. Лидеры Беларуси, Казахстана, России и Украины утвердили образование ЕЭП.