Целенаправленность управления предполагает осознанное движение к четкой и ясной цели (несмотря на препятствия и даже вопреки им). В последнее время менеджерами стало использоваться новое понятие — «напористость менеджера», которое предусматривает осуществление неоднократных мер, решений или мероприятий, направленных на достижение поставленной цели.
Очень важно, чтобы цель была поставлена в показательной форме и ее можно было измерить.
- 1. Примеры правильно поставленных целей управления предприятием:
- • повышение объемов продаж на 10%;
- • снижение себестоимости продукции на 5%;
- • повышение прибыли на 7%;
- • повышение рентабельности на 2%.
- 2. Примеры неправильно поставленных целей:
- • повышение качества продукции;
- • улучшение дизайна выпускаемой продукции и т. д.
В первом случае необходимо выделить показатель или показатели, позволяющие оценить качество продукции, например среднее время наработки на отказ продукта или процент выхода годных изделий (например, при изготовлении микросхем).
Во втором случае необходимо разработать систему оценки дизайна продукции (например, автомобиля или электронной системы). Обычно для этих целей используется метод экспертных опросов (например, по баллам: 1 — удовлетворительно; 2 — хорошо; 3 — отлично) специалистов или потенциальных покупателей, клиентов, дистрибьюторов. Опрос экспертов позволяет вычислить максимальный средний балл дизайна выпускаемой продукции и поставить цель на будущее.
При анализе соотношения цели и достигнутых результатов рассматриваются три варианта.
- 1. Конечный результат (который также обязательно должен быть измерен) не только близок, но и превосходит поставленную цель.
- 2. Конечный результат уступает поставленной цели.
- 3. Конечный результат противоречит поставленной цели.
Очевидно, что в первом варианте организация явно выиграет от полученного результата, но в дальнейшем необходимо стремиться к более точным предварительным расчетам и планам.
Во втором случае важно проанализировать причины неудачи (отрицательный результат — тоже результат) и сделать правильные выводы. В некоторых ситуациях конечный результат оказывается хуже из-за слабой «напористости менеджеров», плохой системы управления организацией, в других случаях — из-за несбалансированности оптимистических и пессимистических оценок при постановке цели. Важно понять, почему не удалось достичь планируемых показателей.
Часто встречается третий вариант исхода, когда достигнутые результаты приходят в противоречие с поставленными ранее целями. Примером может служить ведущаяся во многих странах мира длительная борьба с алкоголизмом, коррупцией, наркоманией и т. д. Более того, во многих случаях эти проблемы не только нс разрешаются, но и усугубляются. В экономике также возможны ситуации, когда цель, например повышение производительности труда за счет ужесточения дисциплины, входит в противоречие с достигнутым результатом (снижение психологической мотивации к труду приводит к резкому уменьшению показателей производительности).