Деньги, как мотиватор заслуживают особого внимания, т.к. очень много людей считают их средством удовлетворения потребностей с абсолютным мотивационным потенциалом. Частично это верно, потому что единственным теоретиком, который непосредственно изучал действие денег как мотиватора, был Герцберг, и он сделал вывод, что деньги лишь предотвращают неудовлетворение, а не являются мотиватором. Прав ли был Герцберг, если большинство людей сами считают, что их деятельность в основном мотивируется с помощью денег?
Чтобы понять этот парадокс, нужно помнить, что деньги сами по себе не имеют внутренней ценности. Если другие не будут принимать ваши деньги как средство обращения или как средство платежа, деньги потеряют для вас всю свою ценность. Что же тогда имели в виду респонденты Герцберга, когда указывали, что деньги не являются существенным мотиватором? Скорее всего, они предпочитали непосредственное удовлетворение потребностей, а не получение определенной суммы денег, на которую можно, а может быть, и нельзя «обменять» удовлетворение их потребностей.
Каждый менеджер должен помнить несколько правил использования денег в качестве мотиватора.
- 1. Желанием получить деньги можно мотивировать (в определенное время) почти каждого человека.
- 2. Деньги не являются конечной целью они лишь индикатор положения человека.
- 3. Людей интересует не столько определенное количество полученных ими денег, сколько денежное вознаграждение по сравнению с другими людьми.
- 4. Существует множество потребностей, которые нельзя удовлетворить с помощью денег. В таких случаях менеджер должен искать более подходящие пути удовлетворения потребностей.