«Если члены команды чем-то расстроены, а их чувства не находят свободного выражения, то это будет тормозить прогресс. Для менеджера это вытекает в такую мораль: Сначала разберись с чувствами» [4, с. 154]. И с чувствами членов команды, и со своими.
«Когда члены команды улучшают способность адаптироваться и пользоваться преимуществами чувств других членов команды, они уменьшают переработки, избыточность и качественные проблемы, что в свою очередь уменьшает стоимость разработки и внедрения программного обеспечения» [11, с. 255].
Для решения проблем в проекте и разработки программного обеспечения быстрее и с меньшими затратами Akgun предлагает «фокусироваться больше на коллективных эмоциях, в частности на коллективной эмпатии, чем просто устанавливать формализованные процедуры работы. Менеджерам стоит показывать доброжелательность и заботу, проявлять интерес к членам команды, демонстрировать их значимость и свою озабоченность об эмоциональном состоянии сотрудников, подкреплять их уверенность и гордость за то, что они являются членами этой команды» [11, с. 255].
Boyatzis говорит: «когда мы предлагаем сотруднику развить персональное виденье его идеальной жизни и работы, включается парасимпатическая нервная система. Мозг переключается на повышенную передачу, и человек становится более открытым к новым идеям, эмоциям и людям, готов рассматривать возможности будущего» [17, с. 20].
Уровень эмоционального и социального интеллекта человека отражает эффективность лидерства, управления и профессиональной работы. Чтобы эффективно взаимодействовать в том числе с командой, менеджеру необходимо «понимать и качественно управлять своими эмоциями при взаимодействии с конкретным человеком или в конкретной ситуации и понимать чужие эмоциональные сигналы» [17, с. 21]. Если быть более точным, то требуются:
познавательный интеллект (системное мышление, распознавание образов и др.).
эмоциональный интеллект (адаптируемость, эмоциональный самоконтроль, эмоциональное самосознание, позитивный взгляд, ориентация на достижения и др.).
социальный интеллект (эмпатия, вдохновляющее лидерство, влияние, коучинг и менторство, управление конфликтами, навыки командной работы и др.).