Религия ранней Греции играла большую роль в динамике общественной мысли эллинов. Первоначально греческая религия, как и всякая другая примитивная религия, отражает лишь слабость человека перед лицом тех «сил», которые в природе, позднее в обществе и в собственном сознании, мешают, как ему кажется, его действиям и представляют угрозу для его существования, тем более страшную, что он плохо понимает, откуда она исходит.
Представления греков о начале существования мира принципиально не отличались от представлений многих других народов. Считалось, что изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос — жизненное начало. Гея породила звездное небо — Уран, который стал первым властителем мира и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов-титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса-Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера-под водительством Зевса свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной. Таким образом, олимпийские боги-третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс — властитель неба, грома и молнии. Среди потомков Зевса особо выделялся Аполлон-бог светлого начала в природе, нередко называвшийся Фебом (Сияющим). Роль Аполлона с течением времени все более возрастает, и он начинает вытеснять Зевса.
Большим почетом пользовалась Афина, родившаяся из головы Зевса — богиня мудрости, всякого рационального начала, но и войны (в отличие от Ареса, который олицетворял безрассудную отвагу).
Для греческого религиозного сознания не характерна идея всемогущества божества. Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия. Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере развития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями которого они выступали. Так, богиня Афина особенно тесно связана с городом Афинами, Аполлон — с Дельфами, Зевс — с Олимпией и т. д.
Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление имело свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов.
Греческие боги, мифы их жизни нашли свое отображение на керамических сосудах — амфорах, в прекрасных скульптурах и фресках древнегреческих мастеров, служили и будут служить вдохновением для многих поколений художников и скульпторов.