Киевская Русь — раннефеодальное государство
Объединителем всех земель восточных славян в составе Киевской Руси стал сын Святослава — Владимир (980−1015), прозванный народом Красное Солнышко. В 980 г. он попытался провести первую религиозную реформу. Был создан единый пантеон наиболее почитаемых языческих богов во главе с Перуном. Поклоняться этим божествам должны были во всем государстве. Но реформа потерпела крах. Население по-прежнему… Читать ещё >
Киевская Русь — раннефеодальное государство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Киевская Русь (IX-XI вв.) была раннефеодальной монархией. Во главе государства находился Великий князь Киевский, власть которого передавалась по наследству. Чаще всего порядок передачи престола определялся принципом родового старейшинства, называвшийся «лествичным» (или «лестничным» порядком наследования). Он означал переход власти не к старшему сыну, а от брата к брату, т. е. к старшему в роду. Однако изредка князь мог быть избран на вече.
Первоначально управление страной киевский князь осуществлял во время полюдья — объезда с дружиной подвластных земель для сбора дани и суда. Затем для управления отдельными княжествами киевский князь стал отправлять в качестве наместников своих сыновей, братьев, дружинников.
Великий князь Киевский опирался на дружину. Она делилась на старшую и младшую. В старшую дружину входили наиболее знатные воины, они являлись советниками князя. С развитием феодального землевладения дружинники постепенно превращались в земельных собственников — бояр. Младшую дружину составляли гриди и отроки. Они осуществляли сбор дани, участвовали в военных походах.
Правление киевских князей вкратце можно охарактеризовать следующим образом.
Олег включил в состав своих владений земли древлян, северян, радимичей. При нем в 907 г. и 911 г. были совершены два удачных похода на Константинополь. Греки были вынуждены заключить договор на выгодных для русских условиях. По договору русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия.
После Олега в Киеве княжил сын Рюрика Игорь (912−945). В 944 г. был подтвержден договор с Византией, но на менее выгодных условиях. В 945 г. он был убит древлянами за то, что попытался повторно собрать с них дань. Само взимание дани еще не было упорядочено.
Жена Игоря Ольга (945−957) жестоко отомстила за смерть мужа. Столица древлян Искоростень была сожжена. Тем не менее, Ольга вынуждена была упорядочить сбор дани. Она установила «уроки» — размеры дани и «погосты» — места сбора дани. Таким образом, было положено начало формирования налоговой системы. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно — древлян. Но самым важным деянием Ольги было то, что она первая из киевских правителей приняла христианство.
Сын Ольги и Игоря Святослав (957−972) государственную деятельность совмещал с полководческой. В период своего правления он присоединил земли вятичей, победил Волжскую Болгарию, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат. Русь стала полностью суверенным государством. Возвращаясь после похода на Византию, отряд Святослава был разбит печенегами, а сам Святослав был убит.
Объединителем всех земель восточных славян в составе Киевской Руси стал сын Святослава — Владимир (980−1015), прозванный народом Красное Солнышко. В 980 г. он попытался провести первую религиозную реформу. Был создан единый пантеон наиболее почитаемых языческих богов во главе с Перуном. Поклоняться этим божествам должны были во всем государстве. Но реформа потерпела крах. Население по-прежнему поклонялось привычным божествам. Тем не менее, реформа 980 г. подготовила условия для принятия христианства.
Расцвет древнерусского государства связан с именем Ярослава Мудрого (1019−1054). Когда в 1015 г. Владимир умер, на киевском престоле оказался его сын Святополк (1015−1019), но влиятельная дружина Владимира на престоле хотела видеть других сыновей Владимира — Бориса и Глеба. Святополк приказал их убить. Известие об убийстве Бориса и Глеба всколыхнуло восточнославянское общество. Русская Православная Церковь назвала их своими первыми святыми. Святополк получил прозвище Окаянный. Против Святополка выступил его брат Ярослав, княживший в это время в Новгороде. В 1019 г. Ярослав утвердился на киевском престоле. При Ярославе Мудром Русь достигла наивысшей точки развития. Он покровительствовал образованию, живописи, строительству. При нем появились первые государственные школы. Появился первый свод законов — «Русская правда». При Ярославе Мудром появляются первые монастыри, самым крупным из них стал Киево-Печерский.
Таким образом, в политике киевских князей прослеживаются общие черты. Они настойчиво расширяли свои владения, подчиняя все новые славянские племена, вели постоянную борьбу с кочевниками — хазарами, печенегами, половцами; стремились обеспечить более благоприятные условия для ведения торговли с Византией. В результате деятельности киевских князей было укреплено государство, Русь значительно расширила свои владения и вышла на международную арену.