Тестовые методики.
Детская и подростковая психотерапия
1] При этом вопрос должен быть выражен в открытой форме: не «Где стоит цветок?» или"Где растет цветок?", что уже предполагает некоторое внушение, а «Где находится цветок?». После окончания представления цветка рекомендуется тактично выразить пациенту поддержку и похвалу. 2] Leaner Н., Нот G., Klessmann Е. Katathymes Bilderlcbcn mit Kindcrn und Jugcndlichcn, 3. Aufl. Munchen: Reinhardt, 1990. S… Читать ещё >
Тестовые методики. Детская и подростковая психотерапия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тест «Цветок». Этот тест больше подходит для девочек на латентной стадии развития, нежели для мальчиков, которым предпочтительнее давать более динамичные мотивы. В работе со старшими подростками и со взрослыми пациентами тест «Цветок» служит для введения в Кататимно-имагинативную психотерапию. Тест должен показать, способен ли пациент образовывать полноценные кататимные образы.
Воображаемый цветок следует обрисовать во всех подробностях, описать его цвет, размер, форму, описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т. д. Важно описать также эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка. Далее следует попросить пациента попытаться в представлении потрогать кончиком пальца чашечку цветка и описать свои тактильные ощущения. Некоторые дети переживают эту сцену столь реалистично, что поднимают руку и выставляют указательный палец.
Важно предложить пациенту проследить, двигаясь вниз по стеблю, где находится цветок: растет ли он на газоне, стоит ли в вазе или предстает в срезанной форме, «зависшим» на каком-то неопределенном фоне[1]. Отсутствие «почвы под ногами» может говорить о некоторой оторванности, недостаточной основательности, проблемах с осознанием своих корней, своего места и положения в жизни.
Далее следует спросить, что находится вокруг цветка, какое небо, какая погода, какое время года, сколько сейчас времени в образе, как пациент себя чувствует и в каком возрасте себя ощущает.
После окончания представления цветка рекомендуется тактично выразить пациенту поддержку и похвалу.
Тест «Три дерева». Хороший проективный тест внутрисемейных взаимоотношений. Детский психотерапевт Э. Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три любых дерева и сравнить их затем с близкими ребенку людьми — членами его семьи[2]. В случае отягощенности рисунка конфликтной символикой Клессманн предлагает ребенку вновь представить нарисованные им деревья в ходе сеанса символдрамы и установить с ними какие-то отношения. Зачастую это удается легче, чем образное представление родителей в реальном или даже в символическом виде в образе животных, как это показывает приводимый далее пример «кататимной семейной психотерапии»[3].
12-летняя девочка, страдающая неврозом навязчивых состояний, изобразила на своем рисунке яблоню («мой брат»), сосну («мой папа») и ель («я»). Представив эти деревья в ходе сеанса символдрамы, она попыталась сначала вскарабкаться на яблоню, которая воплощала для нее ее младшего брата, и попробовала сорвать себе яблоко. Но дерево сказало ей, что ему это больно. Тогда она соскользнула вниз и обратилась за советом к «соснс-дсрсву-отцу». От него она, помимо прочего, узнала, что он и ель (она сама) «уже всегда здесь стояли», в то время как яблоня появилась позже.
Пациентка последовала совету сосны попросить у яблони одно яблоко. Теперь она получила желаемое добровольно. В последующем также и в реальной жизни она стала находить лучшие возможности разрешения конфликтных ситуаций соперничества в отношениях с братом.
- [1] При этом вопрос должен быть выражен в открытой форме: не «Где стоит цветок?» или"Где растет цветок?", что уже предполагает некоторое внушение, а «Где находится цветок?»
- [2] Leaner Н., Нот G., Klessmann Е. Katathymes Bilderlcbcn mit Kindcrn und Jugcndlichcn, 3. Aufl. Munchen: Reinhardt, 1990. S. 48.
- [3] Ibid. S. 48−49.