Столыпин, как реформатор
Столыпин губернатор мелиоративный самоуправление Большинство мемуаристов и историков не считают Столыпина «генератором идей». Но он имел довольно твердые взгляды относительно общины, хуторов — отрубов и способа их насаждения — что составляло стержень его аграрной программы. Кроме того, он был сторонником серьезных мер по распространению начального образования. Оказавшись во главе правительства… Читать ещё >
Столыпин, как реформатор (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
столыпин губернатор мелиоративный самоуправление Большинство мемуаристов и историков не считают Столыпина «генератором идей». Но он имел довольно твердые взгляды относительно общины, хуторов — отрубов и способа их насаждения — что составляло стержень его аграрной программы. Кроме того, он был сторонником серьезных мер по распространению начального образования. Оказавшись во главе правительства крупное Столыпину удалось составить более или менее целостную программу умеренных преобразований. Образовательная программа была изложена Столыпиным в Думе 6 марта 1907 года. Некоторые мероприятия правительство начало проводить, не дождавшись созыва Думы по 87-ой статье Основного Закона России. 27 августа 1906 года был принят указ о передаче Крестьянскому банку для продажи крестьянам части казенных земель, 5 октября последовал указ об отмене некоторых ограничений в правах крестьян (отменены подушная подать, круговая порука и т. д.), указ 17 октября 1906 года конкретизировал принятый по инициативе С. Ю. Витте 17 апреля 1905 года указ о веротерпимости (определены права и обязанности старообрядческих и сехмантских общин). 9ноября 1906 года был издан указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования». В дальнейшем, дополненный и переработанный в Думе, он стал действовать как закон 14 июня 1910 года. 29 мая 1911 года был принят закон «О землеустройстве». Эти три акта составили юридическую основу серии мероприятий, известных под названием «Столыпинская аграрная реформа». Взгляды на неё советских и зарубежных историков сильно различались. Правительство Столыпина, писал сам С. М. Дубровский, сделало ставку на «крепкого хозяина», разрешив куплю — продажи надельной земли, «способствовало тому, чтобы эта земля перешла к крепким крестьянам». Политика Столыпина, утверждал американский историк Дж. Токмаков, была направлена на «дальнейший разрыв феодальных уз и пробуждение инстинкта частной собственности, который должен был создать буржуазное общество мелких фермеров. Это новое сельское общество стало бы основой реформированного государства, о создании которого думал Столыпин».
Несмотря на все старания правительства, хутора приживались только в некоторых западных губерниях, включая Псковскую и Смоленскую отруба, как оказалось, подходили лишь для губерний Северного Причерноморья, Северного Кавказа и степного Заволжья. Отсутствие сильных общинных традиций здесь сочеталось с высоким уровнем аграрного капитализма, плодородием почвы. Только при таких условиях переход на отруба происходил более или менее безболезненно и быстро приносил пользу. В конечном же итоге властям не удалось ни разрушить, ни создавать устойчивый и достаточно массовый слой крестьян — собственников, поэтому можно говорить об общей неудаче столыпинской аграрной реформы.
Правительство Столыпина намеревалось провести ещё ряд преобразований, может быть, более эффективных, чем аграрная реформа. Это касается преобразований местного самоуправления: предполагалось ввести бессословную систему управления. В области рабочего законодательства намечалось провести меры по страхованию рабочих от несчастных случаев, по болезни, инвалидности и старости. Большое значение имел проект всеобщего начального образования. Некоторые из этих законопроектов были внесены в Думу, которая действовала осторожнее, чем первая. Тем не менее, правительство готовило её к роспуску. Камнем преткновения оставался аграрный вопрос. Во главе заговора стоял царь. А. С. Изгоев считал, что Столыпин принял участие в этом деле едва ли не против своего желания. Однако никто из мемуаристов не пишет, что он противился государственному перевороту. Тем более, что речь шла о судьбе реформы, которой очень гордился. 3 июня 1907 года был издан манифест о роспуске Думы и об изменении Положения о выборах. Это событие вошло в историю под названием третьиюльского государственного переворота. Существо политики Столыпина в период работы Государственной думы составляло лавирование между интересами помещиков и самодержавия, с одной стороны, и задачами буржуазного развития страны, с другой. Эта политика получила название — бонапартизма.
До третьеиюньского кризиса Столыпин выражал свою политику в формуле «сначала успокоение, потом реформы». После 3 июня 1907 года в революционном движение наступило затишье и Столыпин изменил свою формулу. В одном интервью он заявил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете нынешней России». Ирония судьбы для Столыпина выразилась в том, что в условиях «смуты» его реформаторская деятельность была гораздо продуктивнее, чем затем во времена «покоя».