Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Южная Аравия в раннем средневековье. 
Процесс сложения средневекового общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Затем значительной силой становятся представители халифских властей и различных религиозно-политических движений (напр.зейдитские имамы и шарифы). Они не только оседали в 1^мене, но часто именно они были главным орудием и посредником сбора и перераспределения земельной ренты через систему государственных и религиозных налогов. Для всех групп верхушки ранне средневекового йеменского общества… Читать ещё >

Содержание

  • ПРВДСЛОЕИЕ. стр. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Раннесредневековый Йемен. Общие процессы
  • Гл. I. Эпоха и источники
  • Гл. 2. Политическая история
  • Гл. 3. Хозяйственная жизнь
  • Гл. 4. Кочевники и оседлые
  • Гл. 5. Структура общества
  • Гл. 6. Состав правящего слоя
  • Гл. 7. Борьба вероучений
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Раннесредневековый Йемен. Экскурсы
  • 1. Йеменские посольства к ОДухаммаду
  • 2. Первое исмаилитское движение
  • 3. Предания о Марибской плотине
  • 4. Йеменские реалии в джахштийской поэзии
  • 5. Судьба кайлей
  • 6. Йеменские персы- абна*
  • 7. Единобожие в доисламском Йемене

Южная Аравия в раннем средневековье. Процесс сложения средневекового общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В этой работе исследуются изменения, происходившие в обществе раннесредневековой Южной. Аравии (Йемена) и выразившие фундаментальный процесс движения от древнего к феодальному строю. Она предлагает новый конкретный материал для анализа проблем типологии и специфики периодов смены общественно-экономических формаций. До сих пор детали истории Южной Аравии 7-Х вв. н.э. и общий характер происходивших тогда событий, изучались мало и в отрыве друг от другазначительная часть источников по йеменскому средневековью стала доступна совсем недавно.

Работа ставит и рассматривает вопрос о степени й характере преемственности между двумя периодами раннего средневековья — предисламским и мусульманским. Часто ислам считают началом совершенно новой эпохиоднако, как я пытаюсь показать, для Йемена он был важным, но не начальным моментом развития явлений, существовавших уже несколько веков.

Здесь подвергаются анализу мало изученные источники, оценивается возможность их применения для исторических реконструкций, Воссоздаются и оцениваются многие конкретные события и явления истории Йемена, судьбы влиятельных социальных групп, религиозно-политических движений.

Материалы и выводы этой работы, вписывающие несколько новых страниц в историю йеменского арабского народа и дающие общую оценку исторической сути важного периода его истории, используются для разработки национальной йеменсюй истории, для постановки преподавания истории Йемена, для включения ее в общие работы по средневековой истории Востока. Они находят применение и в дискуссиях о характере исторического наследия Йемена, являющихся важной частью идеологической борьбы на сегодняшнем Арабе ком Востоке, Многие из возникших в раннее средневековье черт йеменского общества сохранились в Южной. Аравии и поныне, поэтому выводы этой работы могут быть полезными и при изучении современной политической и социальной ситуации в ЙАР и ВДРЙ.

В основу работы легли разнообразные и разнохарактерные материалы — древнейеменские надписи, средневековые арабские рукониси, издания средневековых текстов, полевые записи преданий, описаний социальных структур, историко-географичес-кие наблюдения. Значительная часть материала была собрана мною в период с 1965 по 1984 гг. в Египте, Сирии, Иордании, Ираке, фвейте и — прежде всего — в Йемене вэй Арабской Республике и в Народной Демократической Республике Йемен во время научных командировок, в том числе — в ходе работ Советско-йеменской комплексной экспедиции.

Работа показывает, что для периода 7-Х вв. в Южной Аравии характерны следующие явления.

1. Усиление контактов с Внутренней Аравией, что выразилось сначала в химйаритсном наступлении в Аравии, а затем в нарастании давления бедуинов на Йемен. Исламизация использовала и, в некоторых аспектах, продолжила движение из Внутренней Аравии.

2. Постепенный упадок крупных ирригационных систем предгорных районов при сохранении небольших оросительных систем в горных долинах — основных хозяйственных ячейках и древности, и средневековья,.

3. Переселение в Йемен и оседание там бедуинов из Внутренней Аравии.

4. Сходство социальных структур предисламсного и ранне-мусульманского времени. Сохраняя многие социальные традиции химйаритского времени ислам придавал им видимость мусульманских.

5. Сложение в правящем слое химйаритского времени служилой, ставшей наследственной знати-кайлей, которых в мусульманское время сменили малики — %фириды, Манахиды и т. д. Борьба в правящем слое между местной знатью, пришлой военно-административной знатью, вождями кочевых и осевших племен.

6. Борьба различных форм единобожия (местного неопределенного монтеизма, «ханифства», иудаизма, христианства), подготовившая почву для легкого принятия в УЕ в. ислама, воплотившегося в Йзмене в нескольких своих стадиально ранних формах — (хариджизм, зейдизм, махдитские движения, начальный исмаилизм).

На основе анализа развития этих характерных явлений на протяжении пяти веков мною делаются некоторые общие выводы.

1. Все эти процессы связывают предисламский и раннеислам-ский периоды истории Южной Аравии. Характер исторической преемственности между ними оцределяется фундаментальными общественными процессами.

2. Исламизация, во многом подготовленная химйаритским периодом, внесла значительные изменения в характер социальных структур, в идейный и культурный облик общества. Она изменила соотношение сил и элементов во многих процессах, развивая начатое до ислама.

3. Соответственно изменился облик, но не суть общественного развития — сложение феодального общества. Исходя из существующей типологии типов генезиса феодализма, в Южной Аравии можно выделить — тип развития из «внутренних ресурсов» древнего общества («химйаритский путь»), периферийное для Йэмена развитие непосредственно из родо-племенного строя («аравийский путь») и синтез двух путей в социальном строе мусульманского общества.

В работе предложен ряд выводов источниковедческого и конкретно-исторического характера. Наиболее важные из них.

В источниковедческом плане:

1. Доисламские аравийские предания и поэзия, а также мусульманское кахтанидское предание, содержат важную информацию о связанных с бедуинами сторонах политической и социальной жизни химйаритского Йемена.

2. Различные формы предания об исламизации Йемена (рассказы о посольствах к ОДухаммрду, «грамоты» пророка, биографии его сподвижников и т. д.), будучи часто недостоверными в своем политическом содержании, происходят, обычно, из йеменской среды и содержат много достоверных данных о социальных и культурных реалиях УП в.

3. Кэранические рассказы о йэмене опираются на местные аравийские, (но не йеменские), сказания из различных источ-" ников (мекканская традиция, предания аравийских христиан, предания бедуинов, предания аравийских иудеев и т. д.) — они содержат интересные сведения ж реалии, переработанные в духе общей историко-религиозной концепции Корана.

4. Известия письменных источников о событиях жизни мусульманского Йэмена вобрали в себя различные версии их истол-воваяия. Среди них — версии из среды персов-абна*, из среды племен-каба*ил, версии различных направлений исмашштов, версии историков из города Забида и т. д. В ряде случаев сравнение нескольких версий позволяет реконструировать реальность со значительной степенью достоверности (напр. движение *Абхалы).

В конкретно-историческом плане:

1. После Абкариба Ас’ада на время в сер. У в. воцарилась династия кайлей-христиан рода *Абд флал.

2. Наджранская ка’ба и ее «священная территория» были одним из главных мест идейных и политических контактов между химйаритским Йеменом, йеменскими бедуинами и жителями Внутренней Аравии.

3. Деятельность сАбхалы ал-Асвада была частью общего «пророческого» движения в Аравии УП в.

4. Антиисламское движение в Хадрамауте было продолжением борьбы между различными группами коренных хадрамаутцев и оседавших там киддитов.

5. Мусульманские «цари» — %,<фириды, Манахиды и др. стали политическими преемниками ослабевшей и частично покинувшей Йзмен химйаритской знати. Их связи с последней, в частности, оформлялись в виде фиктивных генеалогий, связывавших их с «восьмеркой» главных кайлей конца У1 в.

6. Раскол между руководителями исмашштского движения X в. — 'Али б. алФадлом и Ибн Хаушабом произошел из-за решения фатимидского руководства не делать Йемен местом явления махди. Термин «карматы» был введен в отношении йеменских исмаилитов поздними историками в общем значении «безбожники «и не имеет терминологического смысла.

Материалы и выводы этой работы по мере ее написания уже использовались в циклах лекций по истории йеменского народа, прочитанных в Высшей школе общественных наук НДРЙ в 19 741 975 гг. в отдельных лекциях, прочитанных в университетах Ацена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Цвейгав учебных пособиях, в частности в «Краткой истории Йемена», коллективном труде-пособии для Аденского университета. Они использованы также при написании средневековых разделов многотомной истории Йемена, подготовленной сотрудниками ИВ АН СССР. Итоги исследований были также использованы при составлении программы работ Советско-йеменской комплексной экспедиции в Хадрамауте.

Результаты работы регулярно докладывались на Годичных сессиях ленинградских арабистов (1976;1983 гг.) и Годичных сессиях ЛО ИВ АН, на всесоюзных исламоведческих и арабистических конференциях (1981;1983 гг.), на всесоюзных кон$еренци ях по странам йрасноморского бассейна (1980;1982 гг.), на конференции по эфиопским исследованиям (1981 г.), на междунаь родных конференциях по йеменской истории в Дцене (1975 г.) и в Сане (1981 г.).

Работы по теме публиковались в советской научной и в йеменской научной и общественно-политической печати. Книга «Цредание о химйаритском царе Ас* аде ал-Камиле» получила ряд одобрительных рецензий в нашей стране и за рубежом, была удостоена диплома президиума АН СССР и ЦК ВЛКСМ. Она была положительно оценена руководством НДРЙ (письмо премьер-шнистра.

НДРЙ заведующему ЛО ИВ АН СССР от 2.02.1978 г.), переведена в НДРЙ и ЙАР на арабский язык.

Работа состоит из двух частей. Первая содержит общий анализ изменений, происходивших в основных областях жизни южноаравийского общества в 7-Х вв. н.э. — в его военно-политических связях, хозяйстве, во взаимоотношениях между кочевнинами и оседлыми, в строении общества, в составе правящего слоя, в идеологии. Данные этого анализа и должны составить общую картину движения йеменского общеотва от древней (ан" тичной) к развитой феодальной общественно-экономической формации.

Вторая часть состоит из конкретных источниковедческих и исторических экскурсов, призванных допотгнить и проиллюстрировать некоторые мысли основных глав. К работе приложены некоторые переводы текстов, на которые я ссылаюсь в общих главах и в экскурсах.

ЧАСТЬ I РАНВЕСРДЦНЕВЕКОВЫЙ ЙЕМЕН. ОБЩИЕ ПРОЦЕССЫ.

— 301 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ПУТИ РАЗВИТИЯ ЮЖНОЙ АРАВИИ В РАШЩл СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.

На протяжении пяти веков, с У по X вв. н.э., общество Южной Аравии прожило жизнь, полную бурных событий и значительных изменений. Несколько южноаравийских государств сменило в 17 в. единое йеменское государство химйаритов, достигшее к концу 1У-У вв. наибольших высот политического могущества. Однако уже с сер. У в. начался его постоянный распад, вызванный, с одной стороны — усилением местной зна-ти-кайлей, с другой — ростом политического влияния в Шме-не иностранных держав. Сочетание местных конфликтов с ориентацией их участников на различные внешние силы привело как к внутренним мятежам и распрям, так и к эфиопскому (в нач. У1 в.) и к персидскому (в кон. У1 в.) завоеваниям.

На судьбу химйаритского государства влияли и его отношения с племенными объединениями Внутренней Аравии. В ответ на набеги бедуинов химйариты совершали дальние походы вглубь Аравии, создавали там союзные себе политические образования. Вместе с тем, набеги аравийцев, их проникновение и оседание на йеменских землях, увеличивали дробность политических сил, создавали новые группировки, во многих аспектах противостоявшие центральным властям, как местным — хи-мйаритским, так и иноземным — эфиопским и персидским.

В нач. УП в. раздробленный Йемен довольно быстро принял ислам, нашедший там много сторонников и союзников. Страна стала одной из провинций расширяющегося мусульманского государства. Примерно на сто лет она оказалась вновь под единой политической властью. Тогда же значительная часть йеменцев покинула Южную Аравию, переселившись на завоеванные исламом земли.

Центробежные политические силы тем не менее продолжали существовать и креплиих действие сочеталось с общей тенденцией к распаду Халифата и обособлению халифских наместников, а также с появлением в мусульманском государстве различных религиозно-политических течений, тоже стремившихся к политической обособленности. В результате этого в 1Х-Х вв. в Измене возникает ряд независимых политических объединений, возглавляемых местной знатью (%фириды, Манахиды и т. д.), отделившимися от халифата наместниками (Зи-йа, диды), лидерами религиозно-политических движений (зейдиты, ибадиты, исмаилиты). К концу изучаемого периода политически раздробленный Йемен практически выходит из-под власти багдадских халифов. Затем, однако, в сер. XI в. исмаилитская династия Сулайхидов надолго подчиняет себе значительную часть Южной Аравии и включает ее в сферу влияния фатимидского халифата в Египте.

Хозяйственная жизнь Измена, поначалу сохранявшая многие характерные черты древнего хозяйства, постепенно меняется. Основной хозяйственной ячейкой на протяжении всего раннего средневековья продолжат оставаться относительно автономные общины и подчиненные местной знати объединения общщнв изолированных долинах. В У-У1 вв., однако, постепенно приходят в упадок крупные земледельческие хозяйства предгорной зоны, основанные на крупных ирригационных системах, функционирование которых поддерживалось государством. Именно они были характерны для древности. Часть этих земель постепенно превращается в пастбища кочевников и полукочевников, что привело к некоторому увеличению доли и значения скотоводства, в частности — кочевого, в хозяйстве Южной Аравии. Однако страна продолжала оставаться преимущественно районом оседлого земледелия, основанного на простых системах ирригации, и оседлого скотоводства со значительной долей крупного рогатого скота.

Постепенно почти полностью прекращается добыча и вывоз ароматов, Предметы производства йеменских ремесленников пользовались в Аравии большим спросом и известностью, но после нач. Ж в. они встречают значительную конкуренцию со стороны продукции, поступавшей туда из многочисленных провинций и областей всего мусульманского мира. В раннесредне-вековый период начинается интенсивная разработка полезных ископаемых £Ьмена, в частности — его серебряных месторождений, однако к X в. горная добыча ослабевает.

Традиционная для Южной Аравии транзитная торговля в У-У1 вв. несколько ослабляется конкуренцией византийских, египетских и персидских купцов. Некоторую компенсацию дает усиление внутриаравийских торговых связей, в которых Йемен активно участвует, стремясь поставить их под свой контроль.

В УП-Х вв. иракская торговля, в частности порт Басры, еще более снижает посредническую роль йеменцев в связях Индийского океана со Средиземноморьем. Одновременно, однако, растут торговые отношения с различными областями Халифата, в том числе и с Ираком. В XI в. политическое разделение мусульманского мира на «сельджукский» восток и «фатимидский» запад вновь усиливает значение йеменского торгового пути в Средиземноморье, оживляются деловые связи с Египтом.

Важной чертой хозяйственной и культурной жизни южноаравийского общества в раннее средневековье является усиление приходящего из Внутренней Аравии кочевого и полукочевого населения. Кочевые и полукочевые племена постепенно просачиваются на территории, где прежде жили только оседлые земледельцы. Часть из них продолжает кочевать в полупустынях или в местах, ставших полупустынями после упадка крупной ирригации. Значительная часть кочевников осела на землю, часто подчиняя себе политически и хозяйственно коренное население, принося в Йемен многие черты культуры и идеологические традиции своего общества, от форм племенной структуры и межплеменных отношений до арабского языка.

Социальные отношения начала раннесредневекового периода характеризуются выдвижением на первый план в составе господствующего класса местной владетельной знати — кайлей. Порученное им государством управление различными районами кайли превращали в независимое собственное правление, а затем и во владение землей и подчинение местных жителей. С приходом ислама термин кайл исчезает, значительная часть крупной родовой знати, выросшей из знати служилой, покидает Южную Аравию. Однако их преемники и наследники постепенно возрождают свои владения и свое влияние в обществе. В мусульманское время местная знать, наследственно правившая отдельными районами, продолжает быть одной из важных частей правящего слоя господствующего класса.

Наряду с ними еще с химйаритского времени растет значение племенной знати. Становясь едва ли не главными партнерами мусульманских правителей, вожди племен приобретают хозяйственную и политическую власть над многими районами. Власть эта обычно была наследственной и распространялась как на членов кочевых и полукочевых племен, так и на зависимые от них земледельческие общины.

В раннесредневековый период правящий слой господствующего класса включает в себя и остававшихся жить в Измене представителей внешних господствующих сил. Характерна в этом смысле история абна'- потомков персидских завоевателей, св-ставивших влиятельный слой городской администрация при персидском владении и в начале мусульманского периода, бывшие крупными торговцами и землевладельцами, но к X в. потерявшие свое хозяйственное и общественное влияние.

Затем значительной силой становятся представители халифских властей и различных религиозно-политических движений (напр.зейдитские имамы и шарифы). Они не только оседали в 1^мене, но часто именно они были главным орудием и посредником сбора и перераспределения земельной ренты через систему государственных и религиозных налогов. Для всех групп верхушки ранне средневекового йеменского общества характерна была связь с государственным управлением. Значительную часть своей власти над зависимыми людьми все категории господствующего класса получали через признание государством их места в военно-административном аппарате. Не только пришлые администраторы, но и местные владетели и вожди считались формально представителями государственной или религиозной власти. Это обеспечивало их прямое участие в получении своей доли централизованной ренты.

Весь раннесредневековый период характеризуется наличием крупного частного землевладения. Большие участки земли принадлежали кайлям и их социальным преемникам — йеменской мусульманской знатисобственные земли сочетались с землями зависимых от них крестьян. Различные группы местной знати захватывали земли и находившиеся на них селения в собственное распоряжение, присваивая себе право сбора податей и суда над жителями. Особую категорию составляли «владельцы имений — дийй», эксплуатировавшие окрестных крестьян и сезонных работников. Большие земельные участки и до ислама и после него принадлежали богатым горожанам. Постепенно возникают и начальные формы выдачи земельных наделов за службу, условное феодальное землевладение.

Обилие крупных частных земельных владений было одним из стимулов развития в раннее средневековье издольной аренды — мушарака, бывшей, как известно, одной из главных форм присвоения феодальной ренты на Ближнем Востоке.

Трудовую основу общества составляли крестьяне, жившие и работавшие в рамках сельских общин, а также в поместьях и во владениях знати. Они работали на своих и чужих землях, выплачивая разные типы налогов и долю урожая, собиравшуюся владельцами земель, от которых они находились в частичной и все нараставшей личной зависимости. В начале средневекового периода в £Ьмене существовал довольно значительный рабовладельческий уклад, домашнее рабство сохранялось на протяжении всего средневековья.

Города раннего средневековья были тесно связаны с военно-политической администрацией, стали символами политического господства над территорией. Борьба за них составляла важную.

часть конфликтов между многочисленными внешними и внутренними силами, соперничавшими в средневековом Йзмене. Города были резиденциями наместников и их заместителей, местами постоя пришлых войск, эфиопских, персидских, халифских. Местная родовая знать, как правило, жила в своих родовых оплотах. Однако в городах жили ее сородичи и союзники. Родовая знать имела в городах свои владения, свои центры, своих сторонников и через них активно участвовала в борьбе за контроль над городами, особенно — над главным городским центром ранне-средневекового Шмена — Саной.

В городах жила значительная часть торговцев и ремесленников, часто владевших и землями в черте города и вне ее. Городское население, по крайней мере в Сане, имело свои, не очень хорошо нам известные, видимоквартальные, организации, позволявшие горожанам часто выступать в политической борьбе в качестве самостоятельной силы.

Начало раннего средневековья характеризуется постепенным упадком древнейеменских религиозных культов и их некоторой эволюцией в сторону единобожия под влиянием распространившихся в стране монтеистических религий — иудаизма и христианства. Последние стали не только важными факторами идейной жизни, но и. элементами политики. Различная религиозная ориентация почти всегда означала и определенную политическую ориентацию. Получили некоторое распространение и внутриара-вийские культы, связанные с традиционной религией аравийских племен. В движении сАбхалы ал-Асвада нашла свое выражение общеаравийская тенденция «пророческого» монтеизма. Она же в высшей своей форме, воплотилась в исламе, для принятия которого идейная жизнь Йемена У-У1 вв. создала хорошую почву.

Исламизация в ее политическом аспекте прошла быстроидейная же ее победа была достигнута позднее. Во многих случаях ислам по-настоящему утверждался в Измене, благодаря деятельности оппозиционных халифской власти религиозно-политических течений. В £кмене нашли для себя подходящую почву самые различные их формы — от крайних исмаилитов до зайдитов. Некоторые ранние формы и течения ислама, в других местах исчезнувшие, оказались сохраненными в Южной Аравиинапр.-му-тазилитское богословие в зейдизме.

Политическое, хозяйственное и культурное сближение Йемена с Внутренней Аравией в 7−71 вв. также подготовило почву для относительно быстрой арабизации йеменцев, которая была в значительной степени стимулирована исламом и существованием единого, хотя бы в принципе, мусульманского государства. В течение УП-Х вв. йеменское общество стало органической частью складывавшихся тогда средневековой общеарабской народности и арабо-мусульманской культуры.

Перед нами различные проявления единых по своей сути процессов, происходивших в раннесредневековом обществе Южной Аравии. Их общие принципиальные черты достаточно явственно выделяются несмотря на то, что исламизация, ее политические и социальные последствия, создают порой иллюзию того, что новая историческая эпоха началась в &-мене именно с исламом. На самом деле начало и истоки большинства типических черт мусульманского общества Измена обнаруживаются в Йэмене химй-аритском /ср.ю, с.221−222 — 9, с.210- 3, с.214/.

Общеисторический характер того, что происходило в эти пять веков в Южной Аравии следует оценить как один из вариантов раннефеодального развития. Об этом свидетельствуют многие черты социально-экономических отношений — роль земельной собственности и эксплуатации крестьян в социальной иерархии, развитие крупной земельной собственности в разных ее формах, развитие издольной аренды, личная зависимость крестьян и общин от знати, сложение «служилой» знати и превращение ее в слой крупных землевладельцев, обладающих возможностями и правом ставить крестьян в экономическую и личную от себя зависимость, сложение начальной иерархии владельцев земли, появление условной земельной собственности — икта*, сложение и развитие государственных и религиозно-государственных (садака, закат, вакф) форм присвоения земельной ренты, политическая и экономическая независимость владельцев земель, поместий и замков, сильные тенденции к политической раздробленности, наконец, сложение и развитие различных форм догматических религий. Все эти черты находят себе аналогии в обществах других стран Ближнего Востока в период сложения феодализма.

0 феодальном характере, феодальной сути развития ранне-средневекового Йэмена свидетельствует его итог, находящийся за хронологическими рамками нашего исследования, но описанный в первой главе работы. В результате внутренних йеменских социальных процессов, хотя и не без влияния других, более развитых в социальном отношении, областей Ближнего Востока, в Х1-ХШ вв. в Южной Аравии сложилось общество, аналогичное тем, которые принято характеризовать как общества восточного варианта феодализма.

Наконец, такая оценка сути раннесредневекового развития &-мена подтверждается характером общеисторического развития всего Ближневосточного региона, частью которого была Южная Аравия. В У-Х вв. тут шел процесс сложения феодальной общественно-экономической формации. Несмотря на неразвитость в Йемене изучаемой эпохи некоторых ярких черт феодализма, он является частью общего процесса и его место в нем должно определяться исходя из принципов «исторической корреляции» и «внешней среды формации», разработанных советскими историками /см.263, с.119−123/.

В этом едином развитииетко видны два этапа, разделенные исламизацией. В результате нее шедшее постепенно развитие из «внутренних ресурсов» древнего общества получило сильный толчок, который изменил внешний облик складывавшегося феодального строя.

Экономическая жизнь страны определялась многими внутренними факторами и приход ислама лишь изменил направления транзитной торговли и увеличил разнообразие тех сил, которые влияли на общий ход хозяйственного развития.

В политической области процессы объединения и раздробленности, усиление связи с внутренними областями Аравии шли поначалу как продолжение политической истории химйаритско-' го государства. В Аравии Химйар наступал или старался наступатьто ослабевая, то усиливаясь, там преобладали химйарит-ское влияние и химйаритская инициатива. С приходом из Внутренней Аравии ислама соотношение сил изменилось. Политическое влияние Внутренней Аравии стало преобладать. Йзмен стал как бы органичной частью Аравии, а затем — частью общемусульманского государства. Политические судьбы Йзмена стали зависеть от хода политических и религиозно-политических событий в Халифате, от их преломления в йеменской жизни.

Проникновение в Йемен и оседание там кочевников шло в доисламский период под химйаритской доминантой, на химйарит-ской основе. Оседавшие бедуины становились или старались стать членами химйаритского общества — служили в химйарит-ских армиях, получали химйаритские титулы, писали надписи по-йеменски и посвящали их йеменским богам или богам йеменских царей, иногда входили в состав химйаритских родо^пле-менных общин — шасбов.

Усиление политической роли племен в связи с пришедшим из Внутренней Аравии исламом изменило многие акценты. Теперь пришельцы из Аравии, хотя и оседали на землю, но сохраняли не только свой язык, но и почти полностью свою родо-племенную структуру, свои обычаи и, конечно, свою новую религию. Более того, они навязывали их своим новым соседям. Коренные земледельцы стали называть свои общины кабила, усвоили многие социальные ценности и обычаи общества пустыни. «Химйаризация» бедуинов сменилась «арабизацией» йеменцев.

Сложение феодальной социальной структуры тоже шло первоначально как развитие химйаритской действительности. Главное место в правящем слое занимали выходцы из химйаритской родовой и служилой знати. В зависимости от них находились химйаритские общины — ша*бы. С приходом ислама традиционная знать стала играть значительно меньшую роль, да и социальный и культурный облик ее сильно изменились. Приемников кайлей приходится не без труда выискивать и выделять среди различных групп феодальной верхушки Южной Аравии УП-Х вв. Их потеснили вожди племен и пришлые господствующие группы, а сама эта химйаритская по происхождению знать не могла сохранить свои позиции без опоры на ислам и на свое место в мусульманской военно-административной иерархии.

Наконец постепенная победа единобожия в его различных формах, характерная для химйаритского периода, сменилась полным торжеством ислама. Различные формы мусульманского религиозно-политического сознания победили в Йэмене все другие виды монтеизма, хотя идейные традиции предисламской Южной Аравии, в какой-то мере определяли набор тех течений ислама, которые прижились в Йемене.

Б целом, феодальное развитие Йэмена шло первоначально на химйаритской основе, исходя из «внутренних ресурсов». После исламизации оно продолжалось уже на основе синтеза сложившихся местных процессов с тем, что было принесено сначала из Аравии, а затем — из разных концов обширного, разнообразного, но одновременно и единого мусульманского мира. Усилился всеобщий и универсальный (для Ближнего Востоку/ аспект феодального развития Шмена. Ислам определил лицо йеменского феодализма, ту форму, в которую он, в конце концов, вылился.

Различая два периода раннесредневековой истории Южной Аравии, представляется более точным говорить не только о двух периодах одной эпохи, но и о воплотившихся в них двух возможных путях развития феодализма в Йемене, так как эти периоды различаются типологически.

Химйаритский период характеризуется распадением и развитием прежде всего химйаритской основы, тех ресурсов и возможностей, которые создало древнее общество Йэмена. По форме он часто воспринимается и представляется как продолжение древней истории страны. Типологически этот период сходен с выделяемым советскими историками типом генезиса феодализма «с явным превалированием античных начал», т. е. с сохранением значительных элементов древнего социально-экономического наследия /335 В, с. Ю ($ 3), 335д, с. 19 (№ 2)/.

Химйаритский" путь развития феодализма в определенной степени находился под влиянием того развития, которое происходило в У-УП вв. в кочевом и оазисном обществе Внутренней Аравии. Там складывались новое разделение общества и иерархия внутри его. Существовали и развивались новые формы зависимости крестьян от землевладельцев, формы политического господства кочевых племен и внутри кочевых племен. Возникали государства кочевников и полукочевников, имевшие центрами оседлые оазисы и города, складывались новые группы знати в племенах, в оазисах и в городах. В разных частях Аравии появляются различные формы идеологии новой эпохи — пророческого движения, нашедшего свое наиболее яркое выражение и дальнейшее развитие в исламе. Уже само рождение во Внутренней Аравии религии, оказавшейся одним из наиболее удачных воплощений идеологии феодального общества Ближнего Востока указывает на историческое значение пока еще очень плохо нам известного раннесредневекового общества Внутренней Аравии для общей истории ближневосточного феодализма. В некотором приближении и, разумеется, с оговорками предис-ламская Внутренняя Аравия может быть отнесена к дофеодальной/протофеодальной стадии общественного развития /ср.297/ или же сопоставлена с типом генезиса феодализма, непосредственно из родо-племенного строя «варваров» /335 В, с. 9 (№ 2) — 335д, с. 19 3)/.

Элементы «аравийского» развития присутствовали в Южной Аравии и в период преобладания химйаритской модели фоедаль-ного развития. Они воплотились в выдвижении племенной знати, в общем усилении роли кочевников, в «пророческом» движении сАбхалы, в постепенной арабизации.

С победой ислама это присутствие сменилось синтезом химйаритского уже раннефеодального наследия с тем, что родилось в Аравии, что развивалось в ней, а затем и вне ее в областях мусульманского мира. Общество Йэмена стало двигаться по пути синтеза химйаритских, аравийских и раннеисламс-ких элементов феодального развития. Типологически это ближе всего к тому типу генезиса феодализма, где друг друга «уравновешивают» элементы, выросшие из древнего общества и отношения, принесенные извне и выросшие в условиях общинно-родового или дофеодального строя /ср.ЗЗбв, с. 10 (№ 2) — 335д, с. 7 (? I)/.

Предложенное описание типологических черт раннесредне-векового йеменского общества при наличии в нем определенных конкретных особенностей, выделенных и описанных в предшествующих разделах работы, не уникально и встречается во многих странах. Общие вопросы такого развития из сложения разных путей были описаны классиками марксизма /см.г, с.722−724-, 8, с.146−155- 4, с.22−23- 5, с. 360,361- 7, с.333/, разработаны для Средневековой Европы и Византии советскими учеными.

2. 335а-335е- 328а- 297/- уже есть первые работы, прилагающие эти принципы и методику исследования средневековья к мусульманской истории /328б/.

В общеполитическом плане раннесредневековая история йеменского общества может быть помещена в три концентрических круга сравнения с другими обществами Ближнего и Среднего Востока. Самый близкий круг — история Ирака, Сирии и Египта, где похожее развитие из «внутренних ресурсов» древнего общества сменилось синтезом, главным фактором которого явились мусульманские завоевания.

Следующий круг сравнения — феодальное развитие византийского общества, где внешний фактор был другим и менее значительным, но где можно видеть много сходных черт общественного развития. Представляется, что византийская социальная история более всего типологически аналогична «химйаритскому-пути. Другие аналогии — Сасанидекий Иран и Аксум. Раннефеодальные Иран и Эфиопия оказали и некоторое непосредственное влияние на характер развития химйаритского общества в Я в., когда йэмен на продолжительные периоды оказывался в политическом подчинении им.

Наконец, следующий круг сравнения — генезис феодализма в Закавказье, восточных областях Ирана и в Средней Азии, где наблюдается сходный в некоторых чертах синтез древности с привнесенными элементами, где в несколько иных условиях происходят сходные процессы превращения древних типов землевладения в феодальные поместья — дийа и древней знати в средневековую феодальную. На другом материале тут можно наблюдать схожие проявления феодализирующей роли кочевников и т. д. см. 298, с.122−125, 298а, в част.см. с.244−245/.

Те конкретные формы, в которые вылились на йеменской земле общие для мирового исторического процесса вообще, и для Ближнего Востока, в частности, тенденции средневекового феодального развития составляют конкретную специфику йеменской истории, ее несомненную, при всем внутреннем сходстве с другими странами, оригинальность. Ее значение не нужно преувеличивать, но его нельзя и приуменьшать. Несмотря на глубину социального, культурного и идеологического разрыва между химйаритским и мусульманским Йеменом, их соединяют прочные нити исторической преемственности. Древний &-мен не исчезпройдя через &-мен химйаритский, он стал Йеменом мусульманским. Как это происходило, я и попытался показать в этой работе.

Раннесреднёвековая эпоха явилась не только закономерным этапом исторического развития Южной Аравии. Многие ее черты живы и по сей день. Именно в раннее средневековье экономическая самостоятельность общин земледельцев закрепилась, благодаря наложению на нее родсоплеменной системы каба’ил, что дало каба’ил Йемена их политическую и военную силу, ощущаемую и по сей день. В раннее средневековье сложились характерные черты разных групп феодальной знати, доживших до XX в. в виде зейдитских имамов, племенных шейхов севера и султанов юга. Тогда же были заложены основы деления общества на членов племен — каб^ил «слабаков» — л^Ща*. Из него выросла позднесредневековая йеменская система социальной иерархии, сравниваемая иногда с индийскими кастами. Изменений ислам в его зейдитской и исмаилитской формах сохранил до наших дней многие элементы и черты ранних этапов развития мусульмайского богословия. Тогда же сложилось и своеобразное йеменское самосознание, йеменский патриотизм, сочетающий арабизм и «химйаритство», • ислам — с гордостью языческим прошлым. Традиционная специфика современного &-мена во многом обусловлена тем, что в жизни страны функционируют или еще недавно функционировали элементы раннесредневекового хозяйственного, социального и культурного наследия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Британское владычество в Индии. Т.9.
  2. К. Введение . (Из экономических рукописей 18 571 858 гг.). Т. 12.
  3. К. Ф.Энгельсу. 2 июня 1853 г. Т.28.
  4. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Т.З.
  5. Ф. Крестьянская война в Германии. Т.7.6. Энгельс Ф. Марка. Т.19.
  6. Ф. Анти-Дюринг. Т.20.
  7. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Т.21.
  8. Ф. К.Марксу. 26 мая 1853 г. Т.28.
  9. Ф. К.Марксу. 6 июня 1853 г. Т.28.
  10. Абу %суф. Кнтаб ал-харадж. Каир, 1352 г. х.14. ал-Азраки. Китаб та^рих Макка. Рукопись 10 ИВ АН СССР. В 607.
  11. Ахмад б.Ханбал. %снад. T. I-6. Бейрут, 1969.
  12. Ба Шхрама. Кала’ид ан-нахр. Рукопись в «Мактабат ал-ахкаф», Тарим, БДРЙ.
  13. Ба ФакихД^ухаммад. Асар ва нукуш ал-4 Уюта. Каир, 1967.28. ал-Балазури. Футух ал-булдан. Тахкик сАбд Аллах ат-Таббас, сУмар ат-Таббас. Бейрут, 1957.29. ал-Бируни. Китаб ал-джамахир фи ма’рифат ал-даавахир. Тахкик Кренков. Хайдарабад, 1355 г. х.
  14. Бируни. Минералогия. Пер. А. М. Беленицкого. М., 1963.
  15. К. %сульманские династии. М., 1971.32. ал-БУхтури. Китаб ал-хамаса. Тахкик Луис Шайху. Бейрут, 1910.
  16. А. Житие св.Грегентия епископа овфитского -«Византийский временник», СПб., т.14, 1907.
  17. Я. Б. Новый документ о йеменско-палестинских связях доисламского периода. ПС, т.25, 1974.
  18. Я.Б. Надпись «Двадцати четырех чередов» из Бейт Хадира. Древняя Аравия. М., 1973.
  19. Зухайр. Диван. Каир, 1944.
  20. Ибн сА5д Раббихи. Ал-'ивд ал-фарид. Т. 1−3. Каир, 1293 г. х.
  21. Ибн А*сам ал-Еуфи. Китаб ал-футух. Т. 1−8. Хайдарабад, 1968−1975.
  22. Ибн ал-Асир. Усд ал-габа фи масрифат ас-сахаба. Каир, 1280 г. х.
  23. Ибн ал-Асир. Ан-Нихайа фи гариб ал-хадис. Каир, 1323 г. х.
  24. Ибн ад-Дайба<. Еугайт ал-мустафид фи та’рих мадинат Забид. Тахкик гАбд Аллах ал-Хабши. Сана, 1979.50а.Ибн ад-Дайбас. Бугйат ал-мустафид. Тахкик %суф Шалхуд. Сана, 1983.
  25. Ибн ад-Дайба'. ЗЗугйат ал-мустафид. Ал-фадл ал-мазид. Рукопись ЛО Ив АН СССР, В 1035.
  26. Ибн ад-Дайбас. Куррат ал-суйун би-ахбар ал-Йаман ал-маймун. Тахкик И^хаммад ал-Аквас. T.I. Каир, 1971.
  27. Ибн ад-Дайбас. Ал-фадл ал-мазид 'ала бугйат ал-мустафид. Тахкик ОДухаммад Салихийа. Кувейт, 1982.
  28. Ибн Исхак, Ибн Хишам. Сират расул Аллах. Тахкик 1%хаммад *Абд ал-Хамид. Каир, 1963.
  29. Ибн Манзур. Лисан ал-'араб Т. 1−20. Каир, 1307 г. х.
  30. Ибн ан-Надим. Фихрист. Тахкик Рида Таджаддуд. Тегеран, 1972.
  31. Ибн Самура. Табакат фукаха ал-1%ман. Тахкик фу’ад Саййид. Каир, 1957.
  32. Ибн Таймийа. Иктида ас-сират ал-мустаким. Каир, 1907.
  33. Ибн Хишам. Китаб ат-тиджан фи мулук химйар*ан Вахб б. ГДунаббих ва Ахбар йбид б. Шарийа. Сана, 1980.
  34. Ибн Хишам. Китаб ат-тиджан. Тахкик Кренков. Хайдарабад, 1347 г. х.
  35. Ибн Хабиб. Китаб ал-мухаббар. Тахкик Илза Лихтенштедтер. Хайдарабад, 1946.61а.Ибн Хабиб. Китаб ал-мунаммак фи ахбар курайш. Тахкик Хуршид Фарук. Хайдарабад, 1964.
  36. Ибн Хабиб. Китаб' ал-мухаббар. Тахкик Илза Лихтенштедтер. Хайдараб ад, 1946.
  37. Ибн Хаджар. Ал-исаба фи тамййиз ас-сахаба. Т.1−8. Каир, 1323 г. х.
  38. Ибн Хаджар. Еитаб тахзиб ат-тахзиб. T. I-I2.Хайдарабад, 1325 г. х.
  39. Ибн Хазм. Джамхарат ансаб ал- <араб. Тахкик сАбд ас-Садам Харун. Каир, 1962.
  40. Ибн Халдун. Та*рих ал-Йаман ал-манкула мин ал- еИбар. Махмуд, Хасан, Та}рих ал-Йаман. Каир, 1957.
  41. Ибн Халдун. Китаб ал-сибар. Т. 1−7. Каир, 1284 г. х. 67а. Ибн Хаушаб. Китаб ал-салим ва-л-гулам. Рукопись ЛО ИВ АН1. СССР, А 1651.
  42. Каххала, Рида. %сджам ал-кабаил. Дамаск, 1949.
  43. Каххала, Рида. ОДу’джам ал-муаллифин. Дамаск.
  44. Коран. Перевод и комментарии И. Ю. Крачковского. M., 1973.81. ал-Кифти. Ал-ОДухаммадун мин аш-шу'ара1. Т. 1−2. Хайдарабад, 1385, 1387 г. х.
  45. А.Г. Новые южноарабские надписи. -«Эпиграфика Востока», М.-Л., т.15, 1963.
  46. А.Г. Южноарабская историческая надпись У1 в. н.э. из Мариба -«Эпиграфика Востока», М.-Л., т.9, 1954.
  47. А.Г. Южноарабская строительная надпись начала У1 в. -«Эпиграфика Востока», М.-Л., т.13, 1960.
  48. А. Инвентарный каталог мусульманских монет Императорского Эрмитажа. СПБ., 1886.86. ан-Набига аз-Зубйани. Диван. Тахкик Карам ал-Бустани. Бейрут, 1967.
  49. Л.И. Хрестоматия по истории Халифата. М., 1968. 87а. ан-Нахравали.Ал-Барк ал-йамани фи-л-фатх ал-усмани. Бейрут, 1967.876.ан-Нахравали. Ал-барк ал-йамани фи-л-фатх ал-'усмани. Рукопись Л0 ИВ .АН СССР, В 996.
  50. Нашван ал-Химйари. Щлук химйар ва акйал ал-Йэман ва Хуласат ас-сира ал-джами<�а. Тахкик сАли ал-Гф^аййид, Исмасил ал-Джирафи. Каир, 1378 г. х.
  51. Нашван ал-Химйари.Рисалат ал- хур ал-син ва шархуха. Тахкик Камал %стафа. Каир, 1948.
  52. Нашван ал-Химйари. Шамс ал-^улум ва дав а** калам ал- *араб. Т. 1,2. Каир, б .г.91. ан-Нувайри. Нихайат ал-араб фи фунун ал-адаб. Т.1−10. Каир, 1923−1933.92. ал-Ма"арри. Рисалат ал-гуфран.Тахкик Ибрахим ал-Йазиджи. Каир, 1903.93.94,95,96
Заполнить форму текущей работой