Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Происхождение и начало реформационного движения в Чехии; Ян Гус

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После изгнания Матвея Парижского из Праги не только в Пражском замке, но и повсюду в Праге и во всем королевстве противная партия стесняла и уничтожала обычай причащения «под обоими видами». Это известие, как доказано в настоящее время проф. Калоусеком («История чаши во времена догуситские»), неверно в деталях. Оказывается, что уже в XIII в. в Чехии миряне приобщались под одним видом, и епископ… Читать ещё >

Происхождение и начало реформационного движения в Чехии; Ян Гус (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общий характер Гуситского движения.

Весь XV в. в истории Чехии наполнен общественным движением, которое по имени его главного вождя получило название гуситизма. Это движение было сложного характера. В нем слились разнообразные струи — религиозная, национальная, социальная и политическая. На первых порах движение носило национально-религиозный характер: чехи стремились к искоренению различных непорядков и злоупотреблений в церкви, в частности к введению причащения под обоими видами, богослужения и проповеди на национальном языке. Этот национально-религиозный характер движения по смерти Гуса осложнился социальным: известные классы чешского общества стали требовать переустройства согласно слову Божию не только церковных порядков, но и общественных отношений. Наконец, после того как чехи вооружили против себя всю Германию, Гуситское движение приобрело национально-политический характер: чехи стали стремиться к разрыву уз, соединявших их с Германией, к полному обособлению от немцев. Это сложное движение, разумеется, возникло не сразу, а подготовлялось исподволь.

Подготовка движения; практика причащения под обоими видами.

Одною из самых характерных черт гуситства было требование чаши. Благодаря этому гуситы получили название калишников (чашников), или утраквистов. Но это требование не было совершенною новостью в чешской церковной жизни. Причащение под обоими видами уже практиковалось в Чешской церкви и раньше. Мы не можем с уверенностью сказать, как далеко в глубь времен восходит эта практика. Но известно определенно, что причащение под обоими видами раздавал народу с благословения пражского архиепископа Матвей из Янова, парижский магистр, настоятель и исповедник Пражского собора, в 80-х и начале 90-х гг. XIV столетия. Об этом он говорит сам в своих сочинениях. Весьма возможно, что подобные случаи бывали и ранее и что определение Лютеранского собора 1215 г. о причащении мирян под одним видом в Чехии не соблюдалось строго. Если так, то и требование чаши не было стремлением к нововведению, а попыткою возвращения к старине. Так это дело и представлялось чехам в XVII в. «Около 1350 г., — говорит Коменский, — в царствование Карла IV, императора римского, при первом архиепископе Арноште из Пардубиц впервые услыхали и увидали в Чехии нечестивый обряд причащения под одним видом.

На нем настаивали преимущественно итальянские, французские и немецкие богословы и магистры, которых Карл недавно пригласил профессорами в новоучрежденный университет в Праге…".

После изгнания Матвея Парижского из Праги не только в Пражском замке, но и повсюду в Праге и во всем королевстве противная партия стесняла и уничтожала обычай причащения «под обоими видами». Это известие, как доказано в настоящее время проф. Калоусеком («История чаши во времена догуситские»), неверно в деталях. Оказывается, что уже в XIII в. в Чехии миряне приобщались под одним видом, и епископ Ольмуцкий Брунон в послании к подчиненному ему духовенству говорил о недостойных мирянах, приобщающихся тела Христова. Но вместе с тем нет оснований отвергать его и целиком. Оно вполне сходится с теми указаниями, которые находятся в сочинениях Матвея из Янова.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой