Истинность познания.
Философия.
Часть 1
Определение истины как соответствия суждения или мысли действительности называют классическим. Его сформулировал еще Платон. «…Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, лжет». Более подробно развил такой взгляд на истину Аристотель. Хотя этот взгляд и претерпел некоторые уточнения и дополнения, но до настоящего времени… Читать ещё >
Истинность познания. Философия. Часть 1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Важнейшей целью любого действительного познания является достижение истины как адекватного отображения в суждениях здравого смысла или в научных суждениях и теориях объективных свойств и отношений предметов, явлений и процессов реального мира. Для научного познания истина служит наивысшей ценностью, на поиски и открытие которой направлена вся научная деятельность.
Классическое определение истины
Определение истины как соответствия суждения или мысли действительности называют классическим. Его сформулировал еще Платон. «…Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, лжет». Более подробно развил такой взгляд на истину Аристотель. Хотя этот взгляд и претерпел некоторые уточнения и дополнения, но до настоящего времени остается фундаментальным положением теории познания. На нем, в частности, базируется корреспондентская (от англ, correspondence — соответствие) концепция истины.
Иногда в популярной литературе встречаются различные виды истины: объективная, относительная и абсолютная истины. Такое представление может вызвать лишь недоумение, ибо в нем каждая истина предстает как нечто самостоятельное и готовое. Такой взгляд на истину был осмеян еще Г. Гегелем, который говорил, что истина — это не отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и этаком же виде спрятана в карман.
Объективный, относительный и абсолютный характер истины
чтобы избежать подобных ошибок, необходимо рассматривать истину прежде всего как процесс движения мысли ко все более полному, всестороннему и объективному отображению реального предмета мысли. Поэтому важнейшей характеристикой истины является ее объективный характер, независимость ее от мнений, целей, желаний и т. п. субъективных предпочтений. В процессе взаимодействия познающего субъекта с объектом именно объект должен определять характер истины. Эта важнейшая характеристика истины как независимой от субъекта, его целей и желаний и лежит в основе классической концепции истины.
В процессе движения познания ко все более полному и исчерпывающему познанию объекта всегда можно выделить отдельные стадии и моменты, когда имеющиеся истины отображают объект и его свойства не полностью, а лишь частично, не достоверно, а только приблизительно верно. Этот момент в движении и развитии истины характеризуют как относительное, которое нельзя рассматривать как законченную и готовую истину. Поскольку в нем наряду с объективным содержанием и достоверным знанием содержатся также заблуждения и ошибки, то задача дальнейшего развития познания будет заключаться в том, чтобы преодолеть и устранить их. Вся история научного познания служит убедительным свидетельством тому, как одни научные законы и теории постепенно дополняли, уточняли и развивали прежние, демонстрируя тем самым их относительный и приближенный характер.
С точки зрения развития познания абсолютность истины можно рассматривать, с одной стороны, как бесконечный процесс приближения истины к полному, исчерпывающему отображению объекта. С другой стороны, абсолютность нередко относят к констатации того факта, что в каждой относительной истине содержится частичка, момент абсолютной истины, т. е. такое объективное содержание, которое не может быть опровергнуто в дальнейшем. Иногда к абсолютным истинам относят истинные факты, которые фиксируют определенные события, которые не могут быть опровергнуты. Но такие истины вряд ли представляют какой-либо интерес для научного познания.