Стилистика рекламных жанров
В стилистике и речеведении рекламу часто представляют как единый жанр или как «жанровое образование, функционирующее в различных типах дискурса (коммерческом, политическом и др.)». Однако система рекламных жанров уже описана — и с рекламоведческой точки зрения, включая историко-жанроведческий аспект1, и с лингвостилистической; описаны отдельные ее жанры. Первый способ речеведческих классификаций… Читать ещё >
Стилистика рекламных жанров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одной из профессиональных компетенций будущих коммуникаторов (рекламистов, журналистов, специалистов по связям с общественностью) является копирайтинг — создание текстов разных форм и целеустановок о разных товарах на разных этапах их «жизни» и для разных аудиторий. Обучающиеся должны знать эти разнообразные модели, овладеть алгоритмами создания рекламных произведений, в том числе их жанровыми формами.
В рекламоведении тексты классифицируются на следующих основаниях.
- 1. По цели: различаются коммерческая, политическая и социальная реклама.
- 2. По способу и методу распространения: по носителям и медиаканалам.
- 3. По целевой аудитории на разных принципах: гендерном, демографическом, психографическом и проч.
- 4. По товарным категориям.
- 5. По циклам жизни товара и др.
Рекламоведческая классификация основана на вариантах ее генеральной продвигающей макростратегии в разных сферах жизни общества и государства: здесь сопоставлены реклама коммерческая, политическая и социальная.
Первый способ речеведческих классификаций основан на рекламоведческой и соотнесен с разноплановыми экстралингвистическими факторами: товар (товарная категория, этап жизни товара), сбытовая или имиджевая целеустановка; технологии (разные носители, включая массмедиа) и др.
На основании деления по особой рекламной функции сопоставлены знаки марочной и фирменной индивидуализации (коммерческое имя/ логотип/товарный знак; слоган; эмблема и нек. др.) и знаки информирования («корпус» рекламного текста). Важным дифференцирующим фактором рекламы является способ означивания: противопоставляются семиотические формы — тексты преимущественно словесные и тексты креолизованные/нолисемиотические/поликодовые1. (Разница между ними раскрывается в данной главе на материале «статичной», то есть печатной рекламы, «динамичные» тексты, где работают семиотики радиоэфира и телеэкрана, в учебнике не анализируются.).
Все названные разновидности дифференцированы на коммуникативностратегических (риторических) и семиотических, а не на жанровых основаниях.
В то же время жанровый принцип классификации текстов имеет большое прикладное значение, поскольку характеризует текст одновременно с точки зрения механизмов создания и восприятия.
В стилистике и речеведении рекламу часто представляют как единый жанр или как «жанровое образование, функционирующее в различных типах дискурса (коммерческом, политическом и др.)»[1][2]. Однако система рекламных жанров уже описана — и с рекламоведческой точки зрения[3], включая историко-жанроведческий аспект1, и с лингвостилистической[4][5]; описаны отдельные ее жанры.
Особого внимания заслуживают журналистские жанры, которые постоянно применяются в рекламе.
Использование рекламой таких жанров связано, во-первых, с ее потребностью в полноформатных медиатекстах с увещевающими возможностями монолога (заметок, статей, обзоров) и диалога (интервью), во-вторых, с бытованием рекламы на каналах СМИ. В рекламе используются и жанровые формы, сформированные в иных сферах (в документном сопровождении товаров, в деловой переписке, в научно-популярной литературе, в развлекательных СМИ), в иных видах общения и творчества (повседневное общение: житейская история; беллетристика: рассказ, стихи, инсценировки; сказки, фантастика), обладающие иной первичной интенциональностыо, далекие от продвигающих целей: информирующие, просвещающие, развлекающие и пр.
- [1] Чернявская В. Е. Текст в медиальном пространстве. М., 2013.
- [2] Белозерова Е. В. Реклама как жанровый метаконцепт (на материале русской лингво-культуры): авторсф. дне… канд. филол. наук. Волгоград, 2007.
- [3] Реклама: палитра жанров. М., 2001.
- [4] Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. М., 1999.
- [5] Имшинецкая И. Речевой стиль коммерческой рекламы в его жанровых разновидностях: автореф. дис… канд. филол. наук. Пермь, 2007.