Секуляристские реформы.
История отечественной культуры
Объективно тот же секуляристский смысл имела и книгоиздательская реформа. До Петра I существовала только церковная печать, возникшая еще во времена Ивана Грозного. Все выходившие тогда издания предназначались исключительно для религиозного употребления — от первой «Псалтыри» Ивана Федорова до «Кормчей» и «Скрижалей» патриарха Никона. Петр I своим указом от 1 января 1708 г. вводит новую азбуку… Читать ещё >
Секуляристские реформы. История отечественной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Петр I и сам верил в великое предназначение России и всячески заботился о ее возвышении. В первую очередь он взялся за расцерковление гражданской жизни. Хотя Петр I понимал, насколько важна религия в общении с массами, его бесконечно возмущало засилье духовенства в общественной и государственной жизни. Секуляризационная деятельность Петра I разворачивалась в разных направлениях. Первой открытой демонстрацией разрыва со стариной явился перенос по указу от 20 декабря 1699 г. начала года с 1 сентября на 1 января. Светский характер данной реформы подчеркивался и введением в календарь новых отправных пунктов исчисления лет («эр»): «от вымышления порохового дела»,.
«от вымышления книг печатания», «от зачатия флота» и т. п., которые призваны были если и не заменить, то во всяком случае ослабить значение церковных «эр» — от сотворения мира, от Рождества Христова и т. д.
Объективно тот же секуляристский смысл имела и книгоиздательская реформа. До Петра I существовала только церковная печать, возникшая еще во времена Ивана Грозного. Все выходившие тогда издания предназначались исключительно для религиозного употребления — от первой «Псалтыри» Ивана Федорова до «Кормчей» и «Скрижалей» патриарха Никона. Петр I своим указом от 1 января 1708 г. вводит новую азбуку и новый шрифт для печатания «разного звания гражданских книг», т. е. литературы светского, прежде всего научного, содержания. За короткое время создается обширная учебная литература — от астрономии и истории до фортификации и кораблестроения. Самой первой в этом ряду стоит «Геометрия, словенски землемерие». Изыскивались и переводились на русский язык все сколько-нибудь значительные книги по техническим направлениям.
Зная несколько европейских языков, царь сам следил за качеством переводов: «Книгу о фортификации, которую вы перевели, мы прочли: разговоры зело хорошо и внятно переведены; но как фортификацию делать, то зело темно и непонятно переведено, также в табели мера не именована, который лист, переправя, вклеили в книгу, а старый, вырезав, при том же посылаем, где сами увидите погрешение или невнятность. И того ради надлежит вам в той книжке, которую ныне переводите, остеречься в том, дабы внятнее перевесть, а особливо те места, которые учат, как делать, и не надлежит речь от речи хранить в переводе, но, точию выразумев, на свой язык уже так писать, как внятнее быть может»[1]. Здесь фактически изложена целая теория перевода, ставшая руководством к действию для литераторов петровской эпохи. Ее основная мысль сводилась к тому, что без выработки научного языка и научной терминологии не может развиваться русская наука, русское просвещение.
Нарождавшаяся наука в России целиком ориентировалась на удовлетворение реальных запросов, прежде всего — подготовку деятелей-профессионалов, ученых-практиков. Недаром самой почитаемой фигурой в обществе становится инженер. Специалистов по инженерной части на выгодных условиях приглашают из разных городов Европы. Молодым дворянам разрешается ездить за границу для обучения артиллерии и инженерству. В Москве и Петербурге учреждаются инженерные школы; их выпускники получают оклад «больше противу армии»1. Инженерному делу обучали не только в Морской академии, в полковых школах, но и в духовных семинариях. Таким образом, формировалось новое служебное сословие интеллигенции, верно служившее власти вплоть до трагического разрыва с ней на Сенатской площади Петербурга в 1825 г.[2][3]
- [1] Пит. по км.: Соловьев (М. История России с древнейших времен. В 15 кн. Кн. 8. М. 1962. С. 334.
- [2] Савельев А. Исторический очерк инженерного управления в России. СПб. 1879. С. 39.
- [3] См.: Федотов Г. //. Трагедия интеллигенции // Мыслители русского зарубежья: Бердяев. Федотов. СПб. 1992. С. 285- 287.