Анализ деятельности коммерческих банков в части активных операций
Понятие ликвидность коммерческого банка означает возможность банка своевременно и полно обеспечить выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами, что определяется наличием достаточного собственного капитала банка, оптимальным размещением и величиной средств по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков. Таким образом, ликвидность коммерческого… Читать ещё >
Анализ деятельности коммерческих банков в части активных операций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Российский опыт управления ликвидностью активов
Понятие ликвидность коммерческого банка означает возможность банка своевременно и полно обеспечить выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами, что определяется наличием достаточного собственного капитала банка, оптимальным размещением и величиной средств по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков. Таким образом, ликвидность коммерческого банка базируется на постоянном поддержании объективно необходимого соотношения между тремя ее составляющими — собственным капиталом банка, привлеченными и размещенными им средствами путем оперативного управления их структурными элементами. Так вот нас как раз интересует управление третьей составляющей. В мировой банковской практике управление ликвидностью осуществляется посредством ряда методов, которым, в частности, относятся метод общего фонда средств и метод распределения активов. Сущность первого метода заключается в том, что в процессе управления активами все виды ресурсов, а это вклады и остатки средств на счетах до востребования, срочные вклады и депозиты, уставный капитал и резервы, объединяются в совокупный фонд ресурсов коммерческого банка. Далее средства этого совокупного фонда распределяются между теми видами активов, которые с позиции банка являются наиболее приемлемыми с точки зрения прибыльности. При этом обязательным условием является соблюдение адекватного уровня ликвидности средств, вложенных в соответствующие активы, т. е. всегда должно поддерживаться равновесие «прибыльность-ликвидность». При использовании метода распределения активов, или метода конверсии средств, учитывается зависимость ликвидных средств от источников привлеченных банком средств и устанавливается определенное соотношение между соответствующими видами активов и пассивов. В соответствии с этим методом определяется несколько центров ликвидности, которые еще иначе называют «банками внутри банка». В частности, такими центрами являются: вклады до востребования, срочные вклады и депозиты, уставный капитал и резервы. Из каждого такого центра средства могут размещаться только в определенные виды активов, с тем расчетом, чтоб обеспечить их соответствующие прибыльность и ликвидность. Основным достоинством метода распределения активов по сравнению с методом общего фонда средств считается то, что на основе расчета он позволяет более точно установить долю высоколиквидных активов и за счет ее уменьшения вложить дополнительные ресурсы в высокодоходные активы — ссуды предприятиям и организациям. В определенной мере в части кредитных операций метод распределения активов рекомендован ЦБ России коммерческим банкам для использования на практике. В соответствии с предложенными рекомендациями коммерческие банки должны постоянно поддерживать определенные соотношения между привлеченными средствами в разрезе таких источников как вклады, депозиты, межбанковские кредиты, собственные средства, средства на счетах до востребования и размещенными средствами в краткосрочные и долгосрочные ссуды банка. При этом учитываются конкретные сроки, на которые привлечены и размещены средства. В отдельных случаях, когда уровень ликвидности коммерческого банка существенно снижается и он не может самостоятельно решить возникшие временные проблемы, связанные с выполнением своих обязательств перед своими клиентами, соответствующую экономическую помощь ему оказывает ЦБ России, который главным образом осуществляет надзор за его деятельностью, состоянием ликвидности, финансовым положением с использованием как экономических, так и административных методов управления. В настоящее время регулирование деятельности коммерческих банков осуществляется посредством соответствующих нормативов, введенных в действие ЦБ России в 1991 году1.
В целом российский опыт в области управления ликвидностью активов имеет свои особенности, обусловленные, прежде всего, многолетней государственной монополией на банковское дело. В современное время ликвидность банков достигалась путем балансирования их активов и пассивов. Мировой и отечественный опыт позволяет определить классические рычаги воздействия Центрального банка на кредитные институты с целью поддержания их ликвидности. Эти рычаги следующие: резервирование средств в Центральном банке; рефинансирование; операции Центрального банка на открытом рынке; ограничения объема ссуды одному заемщику. Одновременно этот опыт позволяет назвать наиболее типичные причины нарушения ликвидности банков.Такими причинами являются:
внутренние:
несбалансированность кредитных ресурсов и вложений по срокам и суммам;
выдача крупных кредитов одному заемщику;
ошибки в оценке залога;
неправильное использование резервного капитала и фондов страхования кредитных рисков;
недооценка кредитного риска (в том числе возможности его увеличения);
злоупотребление и ошибки в управлении;
недостоверность данных бухгалтерского учета;
внешние:
экономический кризис, спад производства;
сильная инфляция.
Сейчас наиболее часто встречающиеся в практике российских банков внутренними причинами нарушения ликвидности являются:
отсутствие практики оценки кредитных рисков на базе показателя кредитоспособности заемщиков;
недостаточная профессиональная подготовленность кадров.
Таким образом, выполнять задачу управления ликвидностью активов, поддержание ее на требуемом уровне коммерческий банк должен самостоятельно путем проведения экономически грамотной политики во всех областях своей жизнедеятельности и соблюдение требований предъявляемых к нему со стороны ЦБ России. В этих целях коммерческий банк должен все время наращивать собственный капитал, стремиться к формированию «надежных» и дешевых кредитных ресурсов с более длительными сроками нахождения их в обороте банка, строить кредитную политику так, чтобы рационально и эффективно использовать кредитные ресурсы, вкладывать их в прибыльные мероприятия, осуществлять кредитные вложения в объемах и на сроки в соответствии с объемами и сроками привлечения ресурсов, формировать оптимальную структуру активов, с увеличением в ней доли ликвидных активов, чтобы всегда быть готовым выполнить правомерные требования акционеров, вкладчиков, кредиторов и всех клиентов, добиваться ускорения оборачиваемости кредитных ресурсов, не допуская безвозвратной потери этих средств, приумножать доходы и прибыль банка.