II Этап: пик восстания
В своем обращении он предлагал всем спокойно оставаться на местах и не оказывать вооруженного сопротивления. Многие — особенно с низов господствующего класса и горожан — предпочли присоединиться к восставшим. Более того, некоторые военачальники и гражданские чины, понимая бессилие императорской власти, также брали с них пример. Даже наместник Лояна вышел встречать Хуан Чао. Чтобы защитить главную… Читать ещё >
II Этап: пик восстания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Влиятельный из повстанческих вождей Ван Сяньчжи собрал большой отряд. После перехода через Хуанхэ 874 года этот отряд превратился в десятитысячный войско.875 года к нему присоединился начальник другого повстанческого отряда Хуан Чао, выходец из состоятельной семьи, которая разбогатела на торговле солью. Предания сохранили память о нем, как о человеке, который любил народ и всегда оказывала помощь крестьянам-беглецам.
Восставшие крестьяне собирались в военные отряды, нападали на богатые усадьбы, расправлялись со своими классовыми врагами [Смолин Г. Я. Антифеодальные восстания в Китае второй половины X — первой четверти XII в. М.: Наука, 1974. — c. 26]. 876 года войска Ван Сяньчжи и Хуан Чао насчитывали уже сто тысяч контролировали 5 провинций. Переходя из одного района в другой, повстанцы уничтожали феодалов и чиновников, захватывали их дома, отдавали движимое имущество простому народу, а земли оставляли крестьянам. Повстанцы позволили свободной торговле солью, отменяли различные запреты и аннулировали долги [История стран зарубежного востока в среднее века / под. редакцией Ацамба Ф. М., Беляева Б. А., Рейспера И. М., и др. — М.: Издательство московского университета, 1957. — c.117].
Танский двор, не обладая хорошим войском, пытался использовать любые средства для подавления восстания. Так, местным властям было дано распоряжение вооружать население и привлекать его к борьбе с повстанцами. Обычно крестьянам строго запрещалось иметь даже самую примитивную оружие. Но, получив луки, стрелы, дротики, крестьяне зачастую шли с ними в восставших. Правитель осажденного повстанцами города предложил от имени двора высокий чин Ван Сяньчжи, если он перейдет на службу в правительство. Феодальные историки отмечали, что Ван Сяньчжи готов был согласиться на это предложение, но Хуан Чао стал упрекать его, напоминая о данной ими клятве вести борьбу в масштабах всей империи и обвиняя его в измене товарищам. Столкновение между вождями привела к расколу повстанческих сил. Одни пошли за Ван Сяньчжи, другие по Хуан Чаo [История Китая с древнейших времен до наших дней / ред. Л. В. Симоновская, М. Ф. Юрьев. — М.: Наука, 1974. — c. 92].
- 878 года Ван Сяньчжи со своими сторонниками совершил большой поход на запад в направлении Лояна. Путь к восточной столице охранялся правительственными войсками и нанятой правительством конницей кочевников. Ван Сяньчжи потерпел жестокое поражение, его схватили и казнили. По свидетельствам современников в этой битве погибло 50 тыс. Повстанцев. Некоторым удалось спастись бегством, пойти в деревню. Один из помощников погибшего вождя, Шан Жан, с группой повстанцев присоединился к Хуан Чао. Хуан Чао возглавил все повстанческие силы и принял титул «Большого полководца, штурмует небо», заявляя о своей цели свергнуть императорский дом Танив и изменить правления [История Китая с древнейших времен до наших дней / ред. Л. В. Симоновская, М. Ф. Юрьев. — М.: Наука, 1974. — c. 92]. В конце 878 года этот крестьянский полководец привел свое большое войско в Янцзы. Переправившись на югоберег реки, повстанцы двинулись в путь по землям нынешних провинций Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун .
- 879 года они уже стояли у стен многолюдного города Гуанчжоу. Такой быстрый переход был возможен только при поддержке крестьян. Осадив Гуанчжоу, Хуан Чао начал переговоры с правительством, но, не добившись соглашения, взял город штурмом. Арабские историки Абу Сайд и Масуди, живших позже, в следующем веке, рассказывали о столкновении жителей местного иностранного поселения с повстанцами, но китайские источники умалчивают об этом. В Гуанчжоу действительно жили арабские, персидские и еврейские купцы, богатели за счет местного населения, поэтому нападение на них крестьян-повстанцев очень вероятен. Через некоторое время крестьянские вожди отказались от мысли устроиться на юге, в Гуанчжоу, и все войско пошло на север. Они прошли на плотах по реке Сян. Местное население обеспечивало их продуктами, а юноши вступали в их ряды. Как отмечалось в источнике, войско Хуан Чао возросло до полумиллиона. Однако в Хубэе, вблизи Сяньяна, это Необстрелянные войско потерпело сокрушительное поражение и бежали на юг по Янцзы [История Китая с древнейших времен до наших дней / ред. Л. В. Симоновская, М. Ф. Юрьев. — М.: Наука, 1974. — c. 92].
В своем обращении он предлагал всем спокойно оставаться на местах и не оказывать вооруженного сопротивления. Многие — особенно с низов господствующего класса и горожан — предпочли присоединиться к восставшим. Более того, некоторые военачальники и гражданские чины, понимая бессилие императорской власти, также брали с них пример. Даже наместник Лояна вышел встречать Хуан Чао. Чтобы защитить главную столицу Чанъань, правительство направило гвардейские части к Тунгуаня — естественной крепости, которая была расположена у реки Хуанхэ. В то время в гвардию приписывались сыновья богачей, которые никогда не занимались военным делом. В «Таншу» рассказывается о них следующее: «Получая большую плату, роскошный одежду и замечательных лошадей, они хвастались своими привилегиями и властью, но не занимались военным делом. Услышав, что надо выступать в поход, они, плача, получали скрытые в домах сокровища, чтобы нанять вместо себя инвалидов с торговых рядов, а те были не в состоянии выполнять солдатскую службу и замерзали в дозоре». Военачальник, которого отправляли навстречу повстанцам, узнав, что солдатам не выдали провианта, сказал императору: «Я все цепенею [от страха]» [История Китая с древнейших времен до наших дней / ред. Л. В. Симоновская, М. Ф. Юрьев. — М .: Наука, 1974. — c. 93].
Все же у Тунгуаня правительству удалось собрать большое войско, которое начало ожесточенный бой. Но отряд Шан Жана окружил главные силы противника, и судьба Чанъань была решена. Танские воины после поражения в бегство, а достигнув города, занялись грабежом. Император со своим двором бежал на юг. 10 января 881 года повстанцы вступили в столицу. В источнике содержится запись: «Разбойники шли с распущенными волосами и в парчовых одеждах … Хуан Чао ехал в колеснице из желтого золота, охрана его была в расшитом одежде и пестрых шапках. Его сподвижники следовали за ним на медных колесницах. Их сопровождали всадники». Шан Жан, названный «укротителем Тан», объявил населению: «Князь Хуан не такой, как безжалостный род Тан. Живите спокойно и ничего не бойтесь!». Политика повстанцев в Чанъань отражала классовый характер движения. Хуан Чао приказал убивать членов императорской семьи и прогнать со службы чиновников трех высших рангов. Их связывали, били, забирали имущество. «Богачей снимали с преследовали босыми. Задержанных чиновников убивали, поджигали дома, если не могли там ничего найти, а всех князей и знатных людей уничтожали». С бедняками восставшие делились своей добычей. «Разбойники, увидев бедных людей, раздавали им ценности и шелк», — отмечали летописцы. Преследуя влиятельных и богатых, помогая бедным, руководители восстания вели нейтральную политику в отношении низших слоев господствующего класса и рядовых горожан [История Китая с древнейших времен до наших дней / ред. Л. В. Симоновская, М. Ф. Юрьев. — М .: Наука, 1974. -c. 93].
Насколько можно судить по средневековым материалам, вожди восстания ставили определенную задачу — свержение танской династии и власти крупнейших феодалов и сановников. Правда, Ван Сяньчжи в своем обращении еще не призывал свергнуть династию. Он писал: «Чиновники жадные и ненасытные, налоги тяжелые, награды и наказания несправедливые. Цзайсяны все это скрывают, а [император] Сицзун о том и не знает». Позже Хуан Чао якобы говорил: «Я хотел наказать избалованных чиновников, которые обворовывают страну, и очистить императорский двор от скверны. Ошибкой моей было то, что, завершив это дело, я не пошел назад». На практике восстание завершилось уничтожением членов царского дома и их ближайших помощников. По представлению крестьян-повстанцев, было единственное решение политического вопроса — возведение на престол справедливого правителя. Заняв дворец, повстанцы совершили положены гадания, а затем провозгласили Хуан Чао императором и выполнили торжественную церемонию возведения на престол. Новая династия была названа Да Эти, а девиз правления — Цзиньтун, согласно «Учением о пяти элементов». Ближайшие соратники Хуан Чао и военачальники получили назначения на должности особых советников и членов различных коллегий. 500 себя воинов, проявивших себя, были объявлены «заслуженными».
Чиновников низших рангов возвращали на их должности. Персоналия менялась, но система государственного управления оставалась все та же. Пытаясь навести порядок, новая власть запретила своим воинам убивать и грабить население. Для того, чтобы разобраться в программных установках крестьянской войны 874 — 884 лет, стоит комплексно проанализировать весь спектр исходных материалов. А начать надо с самого манифеста Ван Сяньчжи, поскольку только после его провозглашения бандитов присоединились толпы крестьян, и мятеж уездного масштаба быстро перерос в масштабную крестьянскую войну. Текст этого манифеста частично приводит хроника «Синь Тан шу», там же написано, что в манифесте Ван Сяньчжи провозгласил себя великим полководцем, а крестьяне, услышав его (манифест Ван Сяньчжи адресовал «всем провинциям»), сразу взялись за оружие («люб» любезно" предоставленную им криминалитетом) и начали крушить танскую армию. Итак, именно в манифесте должно быть написано, что нашло поддержку в широких крестьянских массах, за что они, собственно говоря, шли воевать против правительственных войск. Именно там и должно содержаться программа крестьянской войны 874 — 884 лет [Рубель В. А. Кто и как начал Большую крестьянскую войну 874−884 гг. В Китае? (Неожиданный аспект проблемы) // Восточный мир. — 1998. — № 1−2. — C. 142].
Во время восстаний и походов крестьяне расправлялись со своими угнетателями. В источниках их враги обычно называются Чэнь — чиновниками, а не помещиками. В восстании не было религиозных лозунгов. Не исключено, однако, что Шаньдунский повстанцы имели связи с даосами. В частности, известно, что, когда Хуан Чао совершал свой поход на Юг, он сначала приказывал убивать конфуцианских ученых. Но не следует забывать, что последние были землевладельцами, что эксплуатировали крестьян. В Чанъань все обряды были совершены по древним, освященным конфуцианством обычаям. Было даже сказано, как того требовала традиция, Небо изменило свое повеление, кому править в Поднебесной.